Педагогическим работникам

Защита от вредной информации. Какая информация опасна для детей.

Во многих странах, в том числе в России, на законодательном уровне ограничен доступ детей к вредной информации. Речь идет о книгах, фильмах, мероприятиях, содержание которых может вызвать у ребенка страх, ужас, панику или спровоцировать его на противоправный поступок. Педагоги и другие работники школ обязаны такие случаи предотвращать. Расскажем, какую информацию распространять среди детей запрещено, а какую допустимо с учетом их возраста.

Для детей опасна информация, которая способна причинить вред их здоровью и развитию – физическому, психическому, духовному, нравственному. Она делится на два вида:


На заметку

Информационная продукция – продукция СМИ, печатная, аудиовизуальная продукция, программы для ЭВМ, информация, распространяемая с помощью зрелищных мероприятий, интернета и радиотелефонной связи


 1) информация, которую распространять среди детей запрещено;

2) информация, которую запрещено распространять среди детей определенных возрастных категорий.

Требования к классификации приведены в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Информация, которую распространять среди детей запрещено

Закон запрещает распространять среди детей информацию, если она:

·        побуждает к самоубийству;

·        вызывает желание закурить, выпить, принять наркотики;

·        склоняет к азартным играм, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству;

·        оправдывает насилие, жестокость, противоправное поведение;

·        отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения;

·        содержит нецензурную брань, порнографию.

Информация, которую запрещено распространять среди детей определенного возраста



 Дети могут читать книги, смотреть фильмы, спектакли и слушать радиопередачи в зависимости от возраста. Требования к содержанию продукции приведены ниже.

Дети от 6 лет и старше

Информационная продукция для детей, которым исполнилось шесть лет, может содержать:

1. Кратковременные и ненатуралистические изображения или описания заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и их последствий.

Форма изображения или описания не должна унижать человеческое достоинство.

2. Ненатуралистические изображения или описания несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий.

Изображения или описания не должны вызывать у детей страх, ужас или панику.

3. Эпизодические изображения или описания антиобщественных действий и преступлений.

Изображения или описания не должны побуждать к антиобщественным действиям и преступлениям, обосновывать их, а тем более – оправдывать.

К сведению

Какие книги нельзя читать дошкольникам

Книги, фильмы и другая информационная продукция для детей, которым нет шести лет, могут содержать эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического и психического насилия, если:

1) изображения и описания насилия оправданны сюжетом;

2) насилие осуждается, а к его жертве выражается сострадание;

3) добро в конце произведения торжествует над злом;

Ни в какой форме нельзя показывать детям сексуальное насилие и все, что с ним связано.

 

Дети от 12 лет и старше

Информационная продукция для детей двенадцатилетнего возраста и старше может содержать:

1. Эпизодические изображения или описания жестокости и насилия (за исключением сексуального) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий.


Важный документ

Письмом Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 направлены методические материалы по обеспечению информационной безопасности детей в интернете


 Изображения или описания должны выражать сострадание к жертве, отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию. Исключение – насилие, которое применяется в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Изображения или описания, не побуждающие к совершению антиобщественных действий, эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, табачных изделий.

Изображение или описание должны выражать отрицательное, осуждающее отношение к антиобщественным действиям, содержать указание на опасность употребления указанных средств, веществ, изделий.

Под антиобщественными действиями понимаются в том числе потребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, участие в азартных играх, занятие бродяжничеством или попрошайничеством.

3. Эпизодические ненатуралистические изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением действий сексуального характера.

Изображения или описания не должны эксплуатировать интерес к сексу, носить возбуждающий или оскорбительный характер.

Дети от 16 лет и старше

Информационная продукция для детей, достигших шестнадцатилетнего возраста, может содержать:

1. Изображения или описания несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику.



 2. Изображения или описания жестокости, насилия (за исключением сексуального) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий.

Изображения или описания должны выражать сострадание к жертве или отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию. Исключение – насилие, которое применяется в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Информацию о наркотических средствах, психотропных и одурманивающих веществах без их демонстрации, а также информацию об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что в произведении:

·        выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению вредных средств или веществ;

·        содержится указание на опасность их употребления.

4. Отдельные бранные слова и выражения, которые не относятся к нецензурной брани.

5. Изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением действий сексуального характера.

Все виды информации, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также не соответствует задачам образования, приведены в таблице.

Виды информации, которая причиняет вред здоровью, развитию детей и не соответствует задачам образования

Виды информации

Описание информационной продукции

Информация, которую распространять среди детей запрещено

Информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству

Информационная продукция (здесь и далее – в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты), содержащая описания и/или изображения способов причинения вреда своему здоровью, самоубийства, обсуждения таких способов и их последствий, мотивирующая на совершение таких действий

Информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством

Информационная продукция, содержащая рекламу или объявления/предложения о продаже наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об участии в азартных играх, использовании или вовлечении в проституцию, бродяжничество или попрошайничество

Информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Информационная продукция, содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы актов насилия или жестокости, жертв насилия и жестокости, участников актов насилия и жестокости, обосновывающие или оправдывающие акты геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности, террористических акций, массовых и серийных убийств, содержащие обсуждения участия или планирование будущих актов насилия или жестокости

Информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи

Информационная продукция, призывающая к отказу от семьи и детей, содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы, описывающие и изображающие нетрадиционные сексуальные отношения, страницы клубов для лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, сообщества и ресурсы знакомств людей нетрадиционной сексуальной ориентации

Информация, оправдывающая противоправное поведение

Информационная продукция, содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы, содержащие призывы к противоправному поведению, одобрение противоправного поведения

Информация, содержащая нецензурную брань

Информационная продукция, содержащая нецензурную брань

Информация, содержащая информацию порнографического характера

Информационная продукция, содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы по указанным темам

Информация, о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия)

Информация, которую запрещено распространять среди детей определенного возраста

Изображение или описание жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия

Информационная продукция, содержащая описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по указанным темам

Информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий

Изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной

Информация, содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани

Информационная продукция, содержащая указанные виды информации

Информация, не соответствующая задачам образования*

Компьютерные игры, за исключением соответствующих задачам образования

Информационная продукция по тематике компьютерных игр, не соответствующая задачам образования: порталы браузерных игр, массовые многопользовательские онлайн ролевые игры, массовые многопользовательские игры, основанные на имитации боевых или противоправных действий, советы для игроков и ключи для установки и прохождения игр, игровые форумы и чаты

Ресурсы, базирующиеся либо ориентированные на обеспечение анонимности распространителей и потребителей информации

Анонимные форумы, чаты, доски объявлений и гостевые книги: имиджборды, анонимайзеры, программы, обеспечивающие анонимизацию сетевого трафика в интернете

Банки рефератов, эссе, дипломных работ, за исключением соответствующих задачам образования

Информационная продукция, представляющая собой банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ, за исключением ресурсов, создаваемых в образовательных организациях

Онлайн-казино и тотализаторы

Информационная продукция, содержащая информацию об электронных казино, тотализаторах, играх на деньги

Мошеннические сайты

Сайты, навязывающие платные услуги на базе СМС-платежей, сайты, обманным путем собирающие личную информацию (фишинг)

Магия, колдовство, чародейство, ясновидящие, приворот по фото, теургия, волшебство, некромантия, тоталитарные секты

Информационная продукция, оказывающая психологическое воздействие, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события

* Рекомендуется исключить из обработки систем контент-фильтрации образовательные ресурсы, относящиеся к домену edu.ru.

 

Ответственность за нарушение законодательства о защите детей от вредной информации

За нарушение требований к распространению среди детей продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, директор школы заплатит штраф от 5000 до 10 000 рублей, школа – от 20 000 до 50 000 рублей. Кроме того, школе грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если школа не будет применять административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от интернет-информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, она заплатит штраф от 20 000 до 50 000 рублей.

В информационной продукции для детей нельзя размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. За нарушение этого запрета директору школы грозит штраф от 2000 до 3000 рублей, школе – от 20 000 до 30 000 рублей.

 

Родительское собрание по вопросам информационной безопасности детей: кого пригласить, что обсудить,

 какой материал подготовить.

Владимир Плешаков
кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Главное в статье

1.      Проводите родительские собрания по вопросам информационной безопасности детей не реже двух раз в год.

2.      Выбирайте темы для собраний с учетом возраста учащихся и пожеланий родителей.

3.      Приглашайте на собрания экспертов, которые могут привести примеры негативного влияния интернета на ребенка.

4.      Используйте только проверенные источники информации для подготовки раздаточного материала.


Дети заходят в киберпространство с личного компьютера, телефона, планшета или другого гаджета. Контролировать этот процесс школа не должна в одиночку. Чтобы защитить детей от опасностей в интернете, учителям необходимо взаимодействовать с родителями. Одна из форм такого сотрудничества – родительские собрания.

Собрания по вопросам информационной безопасности детей желательно проводить не менее двух раз в год: осенью и весной. Можно запланировать цикл из 5–6 собраний или встреч – отдельно в каждом классе или по параллелям. Такая регулярность нужна, чтобы вовлечь родителей в диалог и помочь, если в семье возникла сложная ситуация.

Кого пригласить

Приглашайте на родительские собрания по вопросам информационной безопасности детей представителей старшего поколения семьи – бабушек и дедушек. Они много времени проводят с внуками, но не всегда знают, какие опасности подстерегают их в интернете.


Обратите внимание

На родительских собраниях по вопросам безопасности детей должны присутствовать социальный педагог и педагог-психолог школы


 В качестве экспертов попросите прийти представителей добровольческих организаций, которые занимаются защитой детей от опасной и вредной информации, например, членов организаций «МедиаГвардия», «Лига безопасного интернета», РОЦИТ.

Постарайтесь пригласить сотрудника правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представителя прокуратуры – тех, кто может рассказать истории про негативное влияние интернет-ресурсов на детей.

Если школа входит в перечень пилотных школ, задействованных в Российском движении школьников (РДШ), пригласите вожатых и активистов, отвечающих за организацию информационно-медийного направления деятельности движения.

Что обсудить

Темы собраний выбирайте с учетом возраста учащихся и пожеланий родителей. Пожелания можно узнать с помощью анкетирования. Анкеты раздавайте и собирайте лично. Иногда родители обещают прислать заполненную анкету по электронной почте, но потом забывают.


На заметку

Геймаддикция – зависимость от компьютерных игр.

Кибербуллинг – травля по интернету.

Троллинг – провокация или издевательство в сетевом общении


 При выборе темы нужно учитывать события, которые обсуждаются в обществе: студентка МГУ имени М. В. Ломоносова Варвара Караулова хотела вступить в запрещенную в России группировку ИГИЛ, в Новой газете опубликована статья о группах смерти, которые склоняют подростков к суициду, и т. д. В этом случае родители будут активнее участвовать в беседе.

На мой взгляд, для родительских собраний в школе актуальны следующие темы:

1. «Дружба в интернете». Разговор нужно построить вокруг способов общения детей в интернете. Приглашенные эксперты помогут объяснить родителям, почему интернет-друзей ребенка лучше контролировать, рассказать, какие страницы в списке друзей или подписчиков ребенка должны их насторожить, дать советы, как поговорить с ребенком о правилах безопасного поведения в интернете. Возможно, родители захотят обсудить конкретные виды киберугроз: преследование, травля, шантаж.

2. «Профилактика кибераддикции у школьников». На собрании можно обсудить проблемы зависимости школьников от информационно-коммуникационных технологий, в том числе зависимость от компьютерных игр. Эксперты смогут дать рекомендации по предупреждению зависимости, а родители получат возможность обменяться опытом решения проблемы.

3. «Осторожно: кибершарентинг». Об этой проблеме говорят нечасто, поскольку касается она самих родителей, а точнее, желания некоторых из них размещать в интернет-сетях фото- и видеоизображения детей. Пригласите эксперта из правоохранительных органов, который может рассказать, чем чревата такая страсть.

Какой материал подготовить

Родительское собрание пройдет результативно, если заранее подготовить раздаточный материал: листовки, памятки, рекомендации. Можно украсить их интересными фактами, статистикой, высказываниями известных людей. Главное – использовать только проверенные источники информации. Приведу несколько полезных ссылок:

·         Региональный общественный центр интернет-технологий (rocit.ru);

·         Российская ассоциация электронных коммуникаций (raec.ru/clusters/children/);

·         Фонд развития Интернет (fid.su/projects/research);

·         Homo Cyberus – информационно-просветительский портал международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации (homocyberus.ru);

·         Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (рдш.рф);

·         Лига безопасного интернета (ligainternet.ru).

Еще один способ оживить собрание – дать родителям задания по разрешению острых ситуаций: ребенок хочет встретиться с виртуальным другом, на профиле ребенка в соцсети стоит провокационная фотография. Лучше, если во время обсуждения мнение выскажут сначала родители, а потом эксперты. Так будет проще сделать правильные выводы.