Будет ли кудрин в правительстве. Кудрину подыскали должность: экс-министр вернется к власти
Кудринская весна не заменит крымскую
В понедельник Алексей Кудрин сообщил электронным СМИ, что начал писать новую программу развития страны, которую представит президенту Владимиру Путину к весне. Более того, по словам бывшего лучшего министра финансов, Путин сам участвует в написании документа: «Механизм формирования программы предполагает встречи у президента, где мы будем поэтапно уточнять задачи - и к концу подготовки в значительной степени должны отражать позицию главы государства», - сказал Кудрин. На , Кудрин ответил так: «Все решения будут решениями президента». И как по заказу в этот же день «Левада-Центр» опубликовал данные последних социологических исследований: с симпатией к главе государства относятся 29% россиян, тогда как в марте 2015-го их было 37%. Исследователи это объясняют тем, что эйфория от воссоединения с Крымом завершается, и теперь население хочет роста экономического благополучия. Именно это и обещает Кудрин. Возрастут ли симпатии к Путину, если он возьмет на вооружение кудринскую программу, и возможно ли возвращение Алексея Леонидовича во власть? Об этом «МК» спросил у политологов.
Кудрин полагает, что к концу 2017 года все накопленные резервы будут израсходованы и, чтобы свести концы с концами, придется повышать налоги и пенсионный возраст. Однако, замечает экономист, этого можно будет и не делать, если вовремя провести структурные реформы. Им и посвящена готовящаяся программа, которая «заключается в маневре государственными ресурсами». Кудрин предлагает увеличить инвестиции в человека, повысив расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру на 1–3% ВВП. Эти инвестиции, по его словам, принесут отдачу уже через 3–4 года: экономика начнет ежегодно прирастать на 4%. В то же время экономист предлагает урезать военные расходы и оптимизировать правоохранительную систему, усилив роль судов.
- Есть ли вероятность, что Путин примет программу Кудрина, а его самого назначит главой правительства?
Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации:
Любой солдат мечтает стать генералом, и Алексей Леонидович Кудрин не исключение. Конечно, его крайне будоражат и возбуждают слухи о том, что он является одним из фигурантов шорт-листа на пост председателя правительства Российской Федерации.
То, что Путин делегировал Кудрину создать один из возможных вариантов развития экономики России на ближайшую перспективу, еще никак не означает, что Алексей Леонидович станет премьером. По той простой причине, что экспертную работу с управленческой смешивать нельзя. То, что Герман Греф разрабатывал программы, вовсе не привело его в премьерское кресло. Если Кудрин претендует на место Медведева - ему необходимо подготовить свой документ в кратчайшие сроки. А он сам сначала обозначил себе срок - не менее года, теперь поменял показания - сократил его до весны. В этом есть нелогичность: если Кудрин действительно в состоянии стать главой правительства - он должен быть готов к этому прямо сейчас, а не когда-то потом, весной.
Поэтому разговоры о премьере Кудрине, мне кажется, сейчас носят больше предвыборный характер. Соперники «Единой России» хотят электорально ослабить главу партии и правительства слухами о его замене и вбросами имен различных кандидатов на этот пост, строят свои кампании на тезисе «Медведев должен уйти».
- То есть Кудрина просто используют?
Алексей Леонидович, конечно, лучший министр финансов всех времен и народов, но далеко не лучший политик. То, что он соблазняется слухами о своем скором высоком назначении, позволяет себя использовать в чужих кампаниях и подставлять, - для него не очень хорошо.
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, директор Института национальной стратегии:
Я не знаю, зачем Алексей Леонидович собирается писать новую программу, если за минувшие 15 лет он написал их уже много. Скорее всего, речь идет о ремейке и компиляции старых программ. Их содержание нам хорошо известно и сводится, как правило, к необходимости экономить бюджетные средства и придерживаться бюджетного правила.
Я не очень верю, что Кудрин станет председателем правительства, несмотря на его личную близость к Владимиру Путину и на то, что президент, безусловно, доверяет ему как финансисту. Кудрин не отвечает стандартным параметрам путинского премьера, среди которых полная политическая несамостоятельность, зависимость от Путина.
Более того, если бы Путин хотел поставить Кудрина премьером - у него для этого была масса возможностей: мог его назначить и вместо Касьянова, и вместо Зубкова. Раз он этого не сделал, значит, на то были основания.
Принятие кудринской концепции экономического развития и назначение его премьером повысило бы симпатии к Путину?
Станислав БЕЛКОВСКИЙ : «У 85% граждан от появления Кудрина в премьерском кресле симпатий к Путину не прибавится просто потому, что для этих процентов Кудрина не существует. На симпатиях оставшихся 15%, которые не любят Путина, появление Кудрина также не отразится».
Алексей МУХИН : «Кудрин - не единственный, кто разрабатывает программу развития экономики России. Насколько мне известно, свои концепции готовят помощник президента Андрей Белоусов и советник президента Сергей Глазьев. За этими процессами наблюдает Эльвира Набиуллина. Я так понимаю, что у Путина пока нет окончательного видения, как будет обустроена экономика России в посткризисный период, именно поэтому он поставил эту задачу перед такими разноплановыми экспертами. А результатом работы станет сплав этих концепций. В этой логике прочить пост премьера можно и Белоусову и Глазьеву. Чем они хуже Кудрина в конце концов?
Естественно, Путин заинтересован в том, чтобы экономическая программа была эффективной. И если это получится, а жизнь населения начнет зримо улучшаться - это отзовется и симпатией к главе государства».
15 Мар 2018, 16:08
Экс-министр финансов РФ и председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин назвал реформу неэффективного госуправления, вложения в инфраструктуру и человеческий капитал ключевыми задачами государства после президентских выборов. Он также прокомментировал возможность своего назначения на пост премьер-министра.
Кудрин выступил 15марта нафоруме « Россия- страна возможностей» , описав системные проблемы российской экономики иназвав ключевые задачи для руководства страны. Поего словам, нужно принципиально изменить систему подготовки кадров, прививая имнавыки креативности иготовности кбыстрым изменениям, атакже сделать всё, чтобы эти специалисты затем неуезжали зарубеж.
Тайги.инфо приводит выступление экс-министра финансов полностью.
« Наша страна имеет недостаточные темпы роста, ивпрезидентском послании было сказано, что главный наш враг- отставание. Мы- недостаточно эффективная экономика. Нужны структурные реформы. Вопрос- какие? Ближайшие два года после выборов- это „ окно возможностей“ , иего нужно вполной степени использовать. Иэто должны быть неполумеры, асерьезные преобразования.
Главные сферы, куда нужно сегодня инвестировать- это человеческий капитал. Это образование, здравоохранение, качество нашей жизни. Унас очень низкая продолжительность жизни, аэто означает, что мытеряем значительное количество людей втрудоспособном возрасте. Люди умирают, даже недоходя допенсии,- врезультате болезней, аварий, разных проблем сэкологией, спитанием.
Нам очень серьезно нужно улучшить качество нашей жизни, это связано ссовременной экономикой. Творческие, мыслящие, продвинутые люди будут работать там, где импредложат хорошие условия. Поэтому одна изцелей, которая обсуждается,- это сделать так, чтобы Россия стала более привлекательной, чем другие страны. Анаэтом пути унас еще многое несделано.
Наше госуправление устаревшее, оно несоответствует современным вызовам, тормозит новые разработки, нефокусируется наприоритетах
Кроме вложения вчеловеческий капитал, мыдолжны работать синфраструктурой. Ияназвалбы ключевую сферу, окоторой сегодня нужно говорить-
это качество государственного управления. Оно устаревшее, несоответствует современным вызовам. Оно зачастую тормозит даже новые разработки, нефокусируется наприоритетах. Нуи, конечно, правила игры. Нужно, чтобы они были стабильными, ноигибкими. Мыпереходим всовременное общество, которое быстро меняется. Меняются ипрофессии: предположительно, около 30% профессий прекратит свое существование вближайшие 10–
15 лет.
Таких преобразований в мире никогда раньше не было. Поэтому большая нагрузка ляжет на молодое поколение, на вас. И всё зависит от вашей активности, от вашего желания что-то изменить, даже вопреки окружающим условиям. Вообще самое востребованное качество современного человека, профессионала - это не только знание профессии, будь ты физиком, инженером или учителем, а навыки.
Например, ядекан факультета (свободных искусств инаук вСПбГУ- прим. Тайги.инфо) , который занимается междисциплинарными исследованиями. Унас нет одной специальности, мыготовим человека, который может втечение жизни сменить свою профессию. Уже установлено висследованиях, что примерно восемь раз зажизнь выпоменяете профессию изачастую будете работать непотой специальности, накоторую учились. Сейчас это еще более актуально, это означает, что вам нужно иметь навыки обучения втечение всей жизни, быть активными, креативными вразных сферах деятельности. Вот этим навыкам- критического мышления, работе вкоманде, готовности кмеждисциплинарным подходам, преодолеванию границ- имнужно сегодня учиться.
Наши университеты, ксожалению, невсе еще обладают вот этими вещами. Вот центр „ Сириус“ вСочи уже сфокусирован наэтом, мой факультет, еще ряд вузов. Могу назвать примерно десяток университетов, которые апробируют эти новые подходы, нонебольшинство. Мысегодня стоим наочень важном рубеже, который должен вразы поднять нашу производительность- вцелом экономики, отдельных отраслей, каждого человека.
Мывидим достижения, которые происходят вряде новых отраслей, нановых рынках- вобласти IT, космоса, компьютерных программ, больших данных. Там усиливается производительность при применении этих новых методов вразы. Мывсе должны быть наэто нацелены» .
Также Алексей Кудрин ответил навопрос одного изучастников форума, как онответит навозможное приглашение надолжность премьер-министра России после выборов президента икаким будет наэтом посту его первое решение поизменению финансово-экономической ситуации.
« Ясейчас избегаю прямого ответа напервую часть вашего вопроса. Чтобы явам неответил, сейчас начнутся очень большие спекуляции поэтому поводу. Но, безусловно, попросьбе президента Центр стратегических разработок (ЦСР) готовил предложения. Мыихпредставили президенту, обсудили сним нераз, исейчас готовятся отдельные решения наоснове этих предложений. Поэтому, конечно, это уже само посебе говорит, что яготов всячески помогать, но, повторяю, втом случае, если мынебудем успокаиваться наполумерах. Здесь поставлю точку.
Далее. Какое первое решение? ЦСР разработал программу, предложения посеми приоритетным направлениям, это подготовленные, просчитанные шаги. Каждый изних- это, посути, готовые решения. Ямогу начать слюбого, нонапервое место поставилбы вопросы государственного управления исоздания Центра эффективности госуправления как науровне администрации президента, так инауровне правительства, снемного разными полномочиями. Водном случае- стратегического планирования, мониторинга иметодов достижения стратегических задач, вовтором- это больше анализ функций, результативности. Почему, например, наши ведомства работают слишком медленно, нефокусируют задач, неответственны занеудачи?
мыработаем в школах поочень типовым схемам, асегодня нужно раскрыть возможности каждого
Навторое место ябы поставил бюджетный маневр, окотором яговорил. Уменя есть наэту тему статья, которую выможете найти насайте ЦСР инамоем личном сайте. Мыдолжны увеличить зашесть лет, поэтапно, финансирование образования на0,8% ВВП, это примерно 750млрдрублей внынешних ценах вгод. Сегодня все образование внашей стране финансируется вразмере около 3,2трлнрублей, анужно плюс 700. Там столько программ, начиная отдетского сада ишколы, где нужна поддержка неуспевающих или детей сособенностями, помощь враскрытии талантов. Зачастую мыработаем поочень типовым схемам, асегодня нужно раскрыть возможности каждого. Нам нужно бороться закаждого человека, зареализацию его способностей. Дальше- это новые технологические навыки, которые вшколе должны прививаться, иуниверситеты должны, конечно, стать центрами инноваций.
Расходы наздравоохранение иинфраструктуру тоже нужно еще примерно на0,8% ВВП увеличить покаждому направлению. Стакой инфраструктурой, как унас, скоростью перевозки грузов, стоимостью, унас небудет высокой производительности ниводной отрасли. Это ключевые направления. Мывсе эти вещи рассчитали. Решения можно подготовить втечение недели, а, возможно, идня» .
Открытая платформа «Россия - страна возможностей» была создана по инициативе президента, среди ее организаторов - крупнейшие образовательные учреждения, бизнес-объединения и некоммерческие общественные институты. Форум, который с 13 по 15 марта проходит в Москве в 75-м павильоне ВДНХ, собрал более 6 тыс. представителей всех 13 проектов платформы из разных регионов страны. В их числе - представители творческой молодежи, активисты школьного самоуправления, волонтеры, лидеры молодежных НКО, начинающие предприниматели и специалисты из разных сфер.
Европейское бюро Тайги.инфо
Кудрин и Медведев провели встречу - незадолго до формирования нового правительства. Бывший министр финансов заявил, что обсуждали стратегию социально-экономического развития страны
Заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Обновлено в 14:36
Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин обсудил с премьер-министром Дмитрием Медведевым стратегию развития страны. Ее разработал ЦСР. «Да, такая встреча состоялась», — сказал «Интерфаксу» сам экс-министр финансов, в свое время уволенный из правительства именно премьером Медведевым. Глава ЦСР сделал ряд других заявлений, которые также приводит агентство:
О блокировке Telegram:
«Мне кажется, это решение, эта операция была проведена без достаточной подготовки. Нельзя было создавать ситуацию, которая повлекла такие последствия для пользователей, особенно для тех, кто не связан с Telegram. Сразу видно, что инициаторы этих шагов не осознавали всех последствий. Им нужно было серьезнее продумать, достигнут ли эти меры результата. Россия видит новые возможности именно в росте производительности труда, цифровизация может обеспечить почти треть этого прироста в ближайшие шесть лет. И этот шаг усложняет дальнейшую цифровизацию российской экономики».
О возможном введении ответственности для компаний, соблюдающих антироссийские санкции:
«Это поспешное решение с потенциально тяжелыми последствиями. Рынок есть рынок. Если определенные американские санкции будут распространены на наши крупные корпорации, масштаб осложнений на внутреннем рынке России будет очень значительным».
О рамочном законопроекте о контрсанкциях:
«В том виде, в каком он представлен, он, конечно, очень спорный. Он касается юридических лиц, в которых американская доля превышает 25%. Должен сказать, на нашем рынке масса очень крупных финансовых и промышленных корпораций, в которых она больше 30%. Но это российские компании. Разработчики документа, видимо, сильно поспешили».
О налоговой реформе:
«В обсуждении в правительстве по налогам я не участвую. Но сдержанно отношусь к вопросам любых ставок и тем более введению новых налогов. В наших предложениях мы не предлагаем менять НДФЛ, а позиция правительства мне до конца не известна».
Встреча прошла меньше чем за две недели до формирования нового правительства. Кудрин сообщил, что центр представил свои предложения по поводу нового состава кабмина, но не стал раскрывать детали и традиционно отказался отвечать на вопрос о собственной роли в новом правительстве. «Я не комментирую вопросы, связанные с моей будущей деятельностью», — сказал глава ЦСР.
В ноябре прошлого года ЦСР представил свои предложения по реформе государственного управления, среди которых — сокращение числа чиновников. Эксперты центра считают, что расходы на госаппарат нужно сократить на треть.
В начале апреля Центр стратегических разработок впервые обнародовал краткую версию своей программы. Эксперты структурировали свои предложения в семь приоритетов, среди которых — качество жизни населения, развитие предпринимательства, технологическая революция и открытость российской экономики.
Встречи после отставки
Алексей Кудрин ушел в отставку с поста министра финансов и вице-премьера в сентябре 2011 года. Медведев, в то время бывший президентом, поставил Кудрину ультиматум. Он предложил министру финансов покинуть пост за то, что в ходе визита в США Кудрин пообещал отказаться работать в правительстве России, если Медведев станет премьером в 2012 году. Кудрин объяснял свою позицию разногласиями с главой государства. Министр и президент неоднократно спорили насчет необходимости снижения бюджетных трат на перевооружение армии.
После отставки Кудрина публично сообщалось о трех его встречах с Медведевым. Кудрин у себя в Twitter говорил о встрече с Медведевым в декабре 2012 года, через год после отставки. Беседа носила неформальный характер — «за чашкой зеленого чая», отмечал экс-министр. Также они общались в сентябре и декабре 2016 года. Премьер, в частности, обсуждал с экс-министром финансов согласование среднесрочных и долгосрочных планов развития. На самом деле было еще несколько непубличных встреч премьера с экс-министром, рассказали РБК два источника, знакомые с их повесткой.
Вопрос госуправления
Реформа государственного управления, которая будет на повестке, — один из стратегии, которую ЦСР готовил для президента Владимира Путина. Например, в предложениях ЦСР создание нового органа — Центра эффективности госуправления. Расходы на содержание госаппарата, по оценке ЦСР, должны снизиться вдвое — с нынешних 2,5% в общем объеме трат бюджета до 1,74%. Кудрин предлагает за шесть лет снизить число чиновников на треть. По его словам, это позволит снизить издержки на госуправление на 0,3 п.п. ВВП в год.
По подсчетам ЦСР, 80% чиновников занимаются не стратегическими задачами, а сиюминутными поручениями, причем не по своему профилю. Эксперты предлагали изменить структуру госпрограмм, повысить ответственность министров за выполнение стратегических приоритетов, ускорить цифровизацию процессов в госаппарате, а также создать «административный трибунал» — центральный орган по дерегулированию для устранения административных барьеров. Изменения, как следует из программы центра Кудрина, будут касаться и стимулирования чиновников. Госслужащие, как считают в ЦСР, должны получать зарплату исходя из увеличенной базовой выплаты и премий по результатам работы (это должно препятствовать коррупции).
Есть два сценария для реализации предложений ЦСР, рассуждает директор Центра оценки регулирующего воздействия Высшей школы экономики Даниил Цыганков: «При первом будет принята вся конструкция предложений, которая достаточно революционна, — изменятся какие-то органы власти, подход к нормотворчеству, будет произведено дерегулирование». При втором варианте будут выбраны предложения, которые кажутся реализуемыми и не встречают жесткого аппаратного сопротивления, отмечает Цыганков. В таком случае «сильных изменений» ждать не стоит, полагает эксперт.
Реализация стратегии будет связана с персональным составом нового правительства, отмечает Цыганков. Он напомнил, что в 1999 году экономическую программу разрабатывал нынешний глава Сбербанка Герман Греф, он стал затем министром экономики — в тот момент это было сопоставимо с нынешним статусом вице-премьера. «И у Грефа в распоряжении оказалось несколько лет и административный ресурс, чтобы осуществить хотя бы часть пакета реформ», — подчеркнул эксперт.
Стратегия нового срока
Встреча Кудрина с руководством правительства пройдет менее чем за месяц до инаугурации президента России Владимира Путина 7 мая, а затем назначения нового премьер-министра и возможных ротаций в Белом доме.
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Если Владимиру Путину нужно, чтобы Кудрин и Медведев сотрудничали друг с другом, они будут это делать, несмотря на прошлые трения, считает замдиректора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов. «Возможно, какие-то идеи Кудрина будут учтены при подготовке президентских указов после инаугурации, в которых будут обозначены ключевые задачи нового срока, и сейчас Медведеву и Кудрину нужно обсудить основные детали», — рассуждает политолог.
Роль Кудрина увеличится в новой политической конфигурации, полагает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. По его мнению, на сегодня Кудрин выступает как удаленный советник, а после инаугурации президента и назначения нового правительства может получить новый пост или просто расширить влияние на определение экономической программы страны. «Власти нужна команда для прорыва в экономике, а не исполнения формальных майских указов. Это рабочая встреча, видимо, там эти вопросы и будут обсуждаться», — предположил политолог. Кудрин может заняться непопулярными, но необходимыми для обеспечения майских указов реформами, например повышением пенсионного возраста.
Оба эксперта считают, что Кудрин мог бы получить пост вице-премьера по экономике в случае ухода одного из нынешних заместителей Медведева.
Участие премьера во встрече, касающейся стратегии развития, также может указывать на то, что он рассчитывает на сохранение поста главы правительства, добавил Миронов. Действительно, встреча Медведева и Кудрина для обсуждения стратегических реформ может быть сигналом для его окружения и крупного бизнеса о том, что премьер уверен в своих силах и готов войти в новое правительство, согласен политконсультант Антон Орлов.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что, судя по темпам роста, российская экономика попала в «серьёзную застойную яму» впервые с послевоенных лет.
«Вообще, я хочу сказать, что после Второй мировой войны у нас такого длинного периода в истории России, чтобы мы жили больше 10 лет с таким темпом роста экономики - 1%, нет. Мы, в общем-то, попали в серьезную такую застойную яму, серьезную», - сказал Кудрин на пленарном заседании Международного форума финансового университета «Как попасть в пятёрку» 27 ноября.
Кудрин также заявил о необходимости построения новой модели экономики, что активно обсуждалось ещё в 2012 году. «При том, что цена за нефть увеличилась в два раза, то есть прирост цены на нефть, который всегда был драйвером нашей экономики, уже даже не останавливает дальнейшего снижения темпов роста», - сказал глава Счётной палаты.
В таких условиях, отметил он, «понятно, что нужны другие драйверы нашей экономики».
В последнее время Кудрин, весной 2018 года неожиданно для многих ставший главой Счётной палаты РФ, не раз отмечался резонансными заявлениями. В частности, буквально вчера он обвинил «Роскосмос», который возглавляет условный патриот Дмитрий Рогозин, в массовых финансовых нарушениях и хищениях миллиардов рублей. А до этого не раз публично советовал президенту, каким курсом должна идти страна, на каких союзников опираться.
Не готовят ли Кудрину место премьер-министра в будущем правительстве России?
К слову, в сентябре 2011 года, у министра финансов Кудрина возник острый конфликт с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. Глава государства отчитал главу Минфина за нарушение «дисциплины и субординации» и дал несколько часов, чтобы определиться с решением об отставке. Причиной конфликта стало заявление Кудрина о том, что он не будет в составе правительства, если в 2012 году премьером станет Медведев.
Похоже, теперь наступило время реванша. Ведь все тирады Кудрина последнего времени - даже не камень, а булыжник в огород Медведева, правительство которого который год топчется на месте.
Элиты сейчас находятся в ожидании транзита политической системы, и пытаются консолидировать те ресурсы, которые у них имеются, - говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. - У господина Кудрина есть публичный ресурс экономического стратега. Он всячески пытается закрепить за собой лидерство в этой сфере. Отсюда участившиеся заявления Кудрина на важные политические темы.
Поэтому может быть всё, что угодно, включая назначение в перспективе нескольких лет Кудрина премьер-министром. Но говорить, что это приоритетный сценарий, я бы не стал. Поскольку транзит власти, по всей видимости, будет иметь многоступенчатый характер. Это будет касаться модернизации института президента, изменения роли правительства. Под получившуюся в итоге конфигурацию и будут выбирать фигуру премьера. Пока можно предположить лишь то, что с высокой долей вероятности смена правительства произойдёт раньше 2024 года.
Накануне последних президентских выборов у части общественности были ожидания, что состав правительства станет менее либеральным, будет вести линию, за которую ратует Сергей Глазьев. Вместо этого наметилось усиление либерального тренда. Возможно, назначение Кудрина премьер-министром будет укладываться в этот тренд?
Что касается ожиданий, то власть в ходе предвыборной кампании эффективно отработала с целевыми группами. Каждый напридумывал, что ему было ближе. Именно поэтому у той части общества, о которой вы говорите, имеет место разочарование. А у власти изначально не было планов на смену экономического курса. По той простой причине, что Владимир Путин привык доверять тем, кого принято называть системными либералами в экономике. И говорить о смене тренда, как минимум, преждевременно. Да, ещё в 2006 году были созданы госкорпорации, что плохо укладывается в либеральную концепцию. Но в остальном Путин доверяет системным либералам.
Принято считать, что они выручили его в 2008 году, во время экономического кризиса. Поскольку именно Кудрин, несмотря на критику, создал систему резервного фонда, которая помогла без серьёзных эксцессов пережить этот кризис. В результате у Путина сложилось мнение, что лучше доверять либералам в экономике, чем дирижистам.
Я думаю, что Кудрин действительно является кандидатом в премьеры будущего антикризисного правительства, - говорит директор Международного институтаполитической экспертизы Евгений Минченко. - Но кроме него есть и другие претенденты. Это не предрешённая история.
При этом я, в отличие от многих, не считаю Кудрина либералом в экономике. Это один из архитекторов централизованной финансовой системы России. Эта система в значительной степени демонтировала в России федерализм. Именно поэтому я не считаю Алексея Кудрина либералом.
- Кто, кроме Кудрина мог бы возглавить «антикризисное правительство»?
Ответить на этот вопрос невозможно. Кто, например, мог предугадать, что премьер-министрами станут Михаил Фрадков или Виктор Зубков?
- Вы называете имена из другой эпохи. У нас уже много лет вроде как «путинская стабильность».
Путинская стабильность у нас закончилась в этом году. У нас сейчас политическая турбулентность. Вопрос сейчас в том, есть ли у нас экономический кризис настолько серьёзный, что требуется смена правительства? На мой взгляд, нет. Поэтому я не исключаю, что нынешний премьер-министр может досидеть на своём кресле до новых выборов в Госдуму, а может, даже и до новых президентских выборов в России. Хотя последнее менее вероятно, поскольку видимо, закулисное формирование нового правительства начнётся вскоре после парламентских выборов, когда произойдёт перезагрузка партийного пространства.
Что касается заявления Кудрина о «застойной яме», в которой находится наша экономика, то тут сложно ему возразить. Сейчас правительство действует под лозунгом: «люди - новая нефть». Именно за счёт изымания средств у людей через самые разные поборы, через повышение цен власть надеется пополнять госбюджет.
Население у нас и так в основном небогатое. Даст ли результат такая политика выжимания последних сбережений?
Я очень скептически отношусь к такой политике. На мой взгляд, на данный момент сколько-нибудь внятной стратегии реформирования нашей застоявшейся экономики никто не предложил, включая Кудрина.
Что касается деятельности Кудрина в последнее время, то он последовательно осуществляет задачу, им же обозначенную сразу после назначения на пост главы Счётной палаты РФ - сделать этот орган независимым, - говорит руководитель направления финансы и экономика Института современного развития, экономист и политолог Никита Масленников. - И тут у него есть хорошая поддержка в лице Конституции РФ. Другое дело, что до сих пор в этом смысле весь потенциал Счётной палаты не был задействован.
Что касается застоя в экономике России, тут всё абсолютно верно. За 10 лет экономический рост в стране составил в среднем 1%. Это не может считаться успешным результатом. Причём торможение началось ещё до «эпохи санкций». Это связано с тем, что традиционная модель углеводородной зависимости себя исчерпала. Конечно, тут большую роль играет бюджетное правило, которое снимает «излишки» от продажи нефти и направляет их не в экономику, а в суверенные резервы, поскольку в ближайшие несколько лет ожидаются всё новые проблемы, связанные как с ситуацией в глобальной экономике, так и с возможным усилением санкционного давления. Но во всё остальном, наша экономика зажата нынешними сложившимися правилами. В итоге, мы предъявляем к ней требование надоев, как к «корове». А она может дать молока не больше «козы».