Как погрузиться в мир воображения. Какие опасности поджидают в мире иллюзий и как не погружаться в него с головой
Воображение
– это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhe...
Воображение - погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». - Такие возможности воображения - основа мысленных экспериментов.
Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.
Виды воображения
Воображение бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника - пустыми мечтаниями.
Воображение в практической психологии
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
Воображение
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Разновидность творческого воображения - фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Классификация процессов воображения
1.По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
с относительной новизной образов;
с абсолютной новизной образов.
2.По степени целенаправленности:
активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3.По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
4.По приёмам воображения:
агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
5.По степени волевых усилий:
преднамеренное;
непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
Основная статья: Творчество как процесс
Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
Инсайт (озарение).
Проверка решения.
Механизмы воображения
агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
беглость;
гибкость;
оригинальность;
точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
ситуации незавершенности;
разрешение и даже поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
билингвистический опыт;
позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
конформность;
неодобрение воображения;
жесткие полоролевые стереотипы;
разделение игры и обучения;
готовность к изменению точки зрения;
преклонение перед авторитетами.
Воображение и реальность
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий
, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Воображение в когнитивной психотерапии
Материал книги Е. Томас Даут "Когнитивная гипнотерапия" (СПб.: Питер, 2003, с. 29-31).
Дж. С. Бек (Beck, 1995), показал несколько способов использования воображения, отдельные из которых напоминают, как это рассмотрено ниже, гипнотические техники.
При идентификации образов психотерапевт учит клиента вызывать спонтанный образ, касающийся неприятной ситуации. Часто, однако, клиенты не догадываются о возможном характере этих образов или отказываются в них признаваться. В отличие от стандартного в когнитивной психотерапии вопроса: «Какие мысли возникали в вашем сознании непосредственно в тот момент?», вопрос, предназначенный для идентификации образа, мог бы звучать так: «Какой образ (или картина) связывался (или связывается) в вашем сознании с этим событием?» Не исключено, что этот образ придется вызывать неоднократно, возможно-в состоянии транса, прежде чем клиент почувствует себя достаточно комфортно, чтобы описать его полностью.
При прослеживании образов до их завершения психотерапевт побуждает клиента не останавливаться на печальной сцене, а представить оставшуюся часть сценария. Например, клиентку, которая видит себя цепенеющей при начале выступления, можно попросить представить, как она справляется с этим в течение нескольких следующих минут речи (ибо она вряд ли простоит без движения неопределенно долгое время). Юмор, примененный с осторожностью и тактом, может помочь клиентам довести воображаемую картину до завершения.
В случае преодолевающего воображения, которое можно рассматривать как расширение предыдущей техники, психотерапевт просит клиента представить наилучший способ преодоления только что вызванного образа. Например, клиент, который испытывает неуверенность при общении с сердитым начальником, может вообразить, как становится выше и смотрит боссу в глаза. Этот противоборствующий образ, будучи вызван вновь и вновь, может постепенно заменить прошлый, принижающий его образ.
Дальнейшее усовершенствование этих техник можно обнаружить в изменении образа. В этом случае происходит управляемое изменение образа, с которым клиент связывает свою проблемную ситуацию. Например, терапевт может осведомиться об ином, более предпочтительном развитии событий и после работать над представлением этого отличного сценария. Такая гибкая техника может помочь модифицировать болезненные воспоминания (рассмотренные в данном труде ниже).
Прыжок в будущее аналогичен гипнотической возрастной прогрессии и связан с тем, что клиента просят представить себя в тот или иной момент будущего, возможно - в минуту завершения длительного проекта (вроде этой книги!). Это можно сочетать с предыдущей техникой, чтобы помочь клиенту построить альтернативный, не столь печальный сценарий существующей болезненной ситуации.
Повторение образа является новой вариацией на старую тему: репетиция нового поведения и когниций - эффективный способ произвести изменение. Это можно рассматривать как разновидность систематической десенсибилизации, при которой клиент вновь и вновь восстанавливает картину болезненного события так, что она теряет часть своего заряда. В результате на нее удается взглянуть даже с юмором! По ходу этой книги вы встретитесь с многочисленными примерами принципа повтора.
Помимо сказанного, психотерапевт может тренировать клиента в подстановке на место существующего огорчительного образа другого (не столь печального). Новый образ может значительно отличаться от старого. Например, навязчивый огорчительный образ можно заменить видом себя, лежащего на берегу моря. Как упоминалось выше, важно, чтобы клиент занимался этим снова и снова, тем самым облегчая вызов образа.
Полезным может быть и дистанцирование - пространственное или временное. При пространственном дистанцировании клиента просят представить, что его проблемы отодвигаются все дальше и дальше, растворяясь вдали. При временном дистанцировании ему предлагают представить, как проблемы отступают во времени или устаревают по мере взросления клиента. Здесь часто применяются высоко метафорические образы. Примером дистанцирования является телескопическая техника, которая будет рассмотрена в дальнейшем. Исследованием воображения занимались и Альберт Эллис с коллегами, практикуя рационально-эмотивное воображение: версия /?£T(Ellis, 1993). Эллис предлагает следующую очередность действий.
Представьте самое худшее, что может с вами случиться... Живо вообразите, как это прискорбное Активирующее событие, или Беда (А), происходит...
Позвольте себе глубоко ощутить неадекватное, пораженческое
чувство, которые вы часто испытываете... Дайте себе изо всех сил почувствовать - в точке С, обозначающей эмоциональный результат - крайнюю тревогу, депрессию, ярость, ненависть или жалость к себе...
3. Как только вы ощутите неадекватное страдание (в точке С), представив эту Беду (Л), удерживайте это чувство на протяжении
минуты или двух... затем прикажите себе испытать уместное негативное чувство (С2)... Так, если вы пришли в ярость (С1)... то можете приказать себе заменить ее на адекватное ощущение крайнего неудовольствия и сожаления из-за свершаемых поступков - вместо того чтобы приходить в ярость и предаваться проклятиям... (р. II-8-II-9)
Эллис подчеркивает, что важно изменить не образ исходного Активирующего события, а только эмоциональный Результат (С). Для изменения этих неадекватных чувств нужно прибегать не к отвлечению, а к преодолевающему воображению. Клиент должен сохранить негативный образ и затем работать над динамикой чувств (эмоционального Результата), чтобы вызвать реальное изменение. Эллис также предлагает практику повторов (по несколько раз в день в течение 30 дней для каждого неадекватного негативного чувства!) для создания устойчивого изменения. Что характерно, он призывает клиентов не «проклинать себя», если им поначалу не удается выполнить это трудное обязательство, но продолжать свои усилия, пока они не окажутся в состоянии справиться с ним лучше.
Работа над образами и гипнотический транс являются феноменами одного ряда. Образные идеи можно применять в условиях гипнотического транса.
Активное воображение
Материал
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.
Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.
Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.
В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:
Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов.
Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами.
Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).
Активное воображение подробнее
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe_...
В сущности, Активное Воображение - это диалог, который вы ведете с различными частями вашего "я", живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.
В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.
Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.
Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего "я". Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую "божественную" функцию, "я", которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.
Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.
Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия - это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия - это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.
Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.
Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство - это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.
Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего "я", которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.
Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего "я", и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним "я".
Примеры активного воображения
Из книги К.Г. Юнга «Отношение между «Я» и бессознательным»
«...Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение). Пациентка увидела следующее (передаю ее рассказ дословно):
«Я поднялась на гору и пришла в место, где увидела семь красных камней впереди, по семь по сторонам от меня и семь – за спиной. Я стояла в центре этого квадрата. Камни были гладкие, как ступени. Я попыталась поднять четыре ближайших камня. При этом обнаружила, что камни были пьедесталами четырех статуй божеств, зарытых в землю головами вниз. Я их выкопала и установила вокруг себя, оставшись в середине между ними. Внезапно они накренились к центру, соприкоснувшись головами так, что словно образовали некую палатку надо мной. Я упала на землю и сказала: «Падайте на меня, если вам нужно. Я устала». Тут я увидела, что снаружи, вокруг четырех божеств, образовался огненный круг. Вскоре я поднялась с земли и опрокинула статуи божеств. Там, где они упали на землю, выросли четыре дерева. После этого из круга пламени вырвались синие огни, начавшие пожирать листву деревьев. Я решила: «Этому надо положить конец, я сама должна войти в огонь, чтобы листва не сгорела» - и вошла в огонь. Деревья исчезли, а огненный круг собрался в одно большое синее пламя, которое подняло меня с земли».
…Активно вмешиваясь в бессознательные процессы, пациентка получает власть над ними благодаря тому, что дает им охватить себя. Так она связывает сознание и бессознательное…»
В этом году мне предстоит сдать тяжелый экзамен, к которому я готовилась год. Результаты повлияют на будущую жизнь.
Но есть одна сложность, с которой никак не могу справиться. Назову ее излишним увлечением фантазиями. Проявляется это в том, что, слушая музыку, я фантазирую какие-то приятные ситуации и трачу на это слишком много времени (по 3-4 часа в день). Понимаю, что могла бы провести эти часы с пользой, но любовь к фантазиям со временем только усугубляется. Хотелось бы больше находиться в реальности.
Еще мне достаточно тяжело сконцентрироваться на изучаемом предмете, в голове постоянно крутятся мысли: что нужно сделать, кому написать, что выучить. Это не дает мне погружаться в дело с головой и сильно мешает готовиться к экзамену.
Посоветуйте, как перестать излишне много фантазировать и научиться погружаться в изучаемый предмет?
Может ли в этой ситуации помочь йога?
Елена, 25 лет
Посоветовать практиковать медитацию можно просто потому, что это осознанный выбор и осознанная практика, во время которой мы посвящаем время только себе, делая это специфическим образом. Ваши фантазии, очевидно, это такие состояния, в которые вы резко «проваливаетесь», а потом подолгу не можете выбраться из них. Возможно, вы не хотите возвращаться в реальный мир, потому что вас что-то не устраивает в жизни. Задайте себе этот вопрос и постарайтесь внести коррективы. Если реальность будет достаточно насыщенной и интересной, вам не захочется от нее убегать.
Попробуйте обыкновенное составление списка дел на текущий день с примерным распределением времени на то или иное занятие. Перечень задач, которые останется просто выполнить, поможет сосредоточиться на текущем моменте.
Йога - это тоже практика «здесь и сейчас». Неважно, чего мы хотим, важно, что сегодня позволяет нам тело. Мы должны все время прислушиваться к тому, что оно сегодня может и хочет. Асаны на баланс невозможно выполнять, если ты не сконцентрирован.
Также проблема может усугубляться тем, что вы не позволяете себе отдыхать. Получается, что вы постоянно что-то должны. Разрешайте себе часы отдыха, тогда и работа будет эффективнее, и не нужно будет «воровать» время, чтобы отвлечься на мечты.
Скорее всего, ни одна из этих практик не станет панацеей по отдельности, но вместе они помогут повысить эффективность.
Задайте вопрос эксперту online 1. Путешествие в мир фантазииТакие путешествия похожи на аутогенный тренинг. Их можно также назвать управляемыми воображениями. Во время такого путешествия вы воображаете какую-нибудь историю, которую вам кто-то рассказывает или она разворачивается сама по себе. Улететь в мир фантазий можно только в определенном состоянии. Нет, вам не понадобиться для этого никакие препараты а-ля «колёса», которые не знают дороги назад. Вам только нужно научиться расслабляться и предаваться воображениям, которые приходят вам на ум. Такие путешествия практикуются часто на семинарах, различные курсы имеются на CD, которые можно прослушать дома.
Цели и воздействия воображений
Говоря о воображении, имеется в виду «путешествие», потому что вы погружаетесь в мир фантазии. Что вас там поджидает – зависит только от вас и принадлежит только вам. Таким образом, проанализировав ваши воображения и переживания, вы можете многое узнать о себе. Или же целью «путешествия» может стать простое расслабление, снятие стресса. Сразу заметим, что целей может быть много. Благодаря этим путешествиям можно развить творческие навыки или же использовать ваши воображения, чтобы принять какие-то личные решения, найти выход из сложных ситуаций.
Путешествие в мир фантазии на личном опыте
В рамках многих семинарах по развитию навыков фантазирования часто выполняются упражнения с целью самопознания. Речь идет о том, чтобы отправиться в путешествие в будущее и посмотреть на себя через 5-10 лет. Или же вы возвращаетесь в прошлое, чтобы посмотреть на себя ребенком.
Существует ли риск?
Совершенно обычные воображения – без употребления наркотических средств – не опасны. Конечно, такое путешествие может вызвать негативные эмоции, представляя ужасные картины. Но вам не нужно этого бояться. Ваше подсознание «транслирует» только то, к чему вы готовы.
Видеть воображения
Целью данного путешествия является расслабление и возникновение различных эмоций и воображений. При этом вам нужно удобно сесть/лечь и внимательно слушать историю, во время которой у вас возникают эмоции и представления. Благодаря глубокому расслаблению вы получаете доступ к вашему подсознанию. При этом активизируются те области в вашем мозгу, которые отвечают за творчество и воображение. В нашем обществе часто приветствуется логическое мышление, тем самым мы редко прибегаем к творческому и полагаем, что у нас это не получится. Но это неправильно, потому что каждый из нас умеет воображать. А способность к воображению и есть огромная предпосылка для творчества.
Войдите в глубины подсознания! Это даст вам возможность убрать внутренние блоки и ограничения, исполнять любые желания и путешествовать по параллельным мирам!
Практика вхождения в глубины подсознанияЕсли на каком-либо этапе нижеописанной практики вы засыпаете — не переживайте по этому поводу.
Когда вы проснетесь и осознаете, что заснули, можете продолжить путешествие в свою внутреннюю Вселенную с того этапа, на котором остановились…
Ваша задача на данном уровне практики — пройти в полной осознанности все ступени внутреннего путешествия и не потерять цепочку осознанных событий.
Вначале это может показаться достаточно сложным, но в процессе практики это будет удаваться все лучше и лучше.
Итак, приступаем к освоению внутреннего транса и входим в глубины подсознанияДанный метод позволяет входить в глубочайшие состояния внутреннего транса¹. На каждой ступени могут проявляться различные феномены в виде ясновидческих видений, откровений, слуховых эффектов, астрального выхода и левитации².
Данное состояние необходимо освоить, так как на его основе можно построить множество упражнений для реализации сверхспособностей, исполнения желаний и просто для получения экстраординарного опыта.
Ступень первая — подготовительнаяРабота осуществляется в проветренном помещении в полной темноте или полумраке, можно зажечь свечу и благовоние из сандала (не обязательно).
1. Устраните все отвлекающих факторы, выключите сотовый телефон и попросите членов семьи не беспокоить вас в это время.
Если в доме шумно, приобретите в аптеке беруши. Если в комнате светло, можете использовать маску для отдыха из темной ткани (продается в аптеках), которая плотно закроет ваши глаза от света.
2. Лягте на ровную жесткую поверхность — лучше всего постелите на пол одеяло или коврик, позвоночник прямой, подушка отсутствует. Если вам прохладно — укройтесь одеялом или пледом.
3. Примите положение «позы трупа»: лежа на спине, руки вдоль тела прижаты ладонями к полу.
4. Глаза открыты и смотрят прямо перед собой неподвижным и безразличным взглядом – 5 сек.
5. Закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха-выдоха, ненадолго задержите дыхание.
6. Дайте себе мысленную установку:
«Сейчас я в совершенно осознанном состоянии войду в глубокий транс к недрам своего подсознания. Я проведу в этом глубоком состоянии всю необходимую мне работу. Когда вся подсознательная работа будет завершена, я выйду из этого состояния и буду чувствовать себя полностью отдохнувшим, радостным и энергичным, а все мои намерения будут исполнены».
Ступень вторая – трансовое дыхание1. Начинайте дышать медленно и осознанно, следите за тем, что бы не было никаких промежутков между вдохом и выдохом.
2. Вдох плавно переходит в выдох, а выдох во вдох, между ними нет ни секунды задержки, как по круговому движению.
3. На вдохе мысленно произносите протяжное О-О-О-М-М-М…, на выдохе протяжное М-М-М-О-О-О….
4. Будьте предельно внимательны и следите за тем, чтобы между вдохом и выдохом не было ни малейшего промежутка.
5. Продолжайте беспрерывно дышать 10-15 минут, пока не почувствуете онемение конечностей тела и состояние предельной легкости.
6. Когда пришло ощущение полной неподвижности, покоя, легкости и онемения, можете переходить на следующую ступень.
Ступень третья — релаксация1. Сосредоточьте все свое внимание на мышцах и органах своего тела.
2. Почувствуйте все свои мышцы и внутренние органы.
3. Теперь мысленно, начиная с головы и мышц лица и заканчивая стопами, проговаривайте:
«Моя макушка полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мой затылок полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мой лоб полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мои веки полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются…»
«Мои зрачки полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются, мои щеки полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются. Мой нос полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мой подбородок полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мой язык полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, моя челюсть полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется… »
«Мое лицо полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, моя голова полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется…»
«Мой мозг полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, моя шея полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мои плечи полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются, моя грудь полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется…»
«Мое сердце полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мои легкие полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются. Мой живот полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, моя печень полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется…»
«Моя поджелудочная полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мой желудок полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мой кишечник полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мои почки полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются. Моя селезенка полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется…»
«Мои руки полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются. Мои ладони полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются. Мои пальцы рук полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются. Мой таз полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мои бедра полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются…»
«Мои гениталии полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются, моя промежность полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мой анус полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мои ягодицы полностью расслабляются, полностью расслабляются расслабляются…»
«Мои ноги полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются, мои колени полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются. Моя голень полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мои стопы полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются. Мои пальцы ног полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются…»
«Все мое тело с головы до стоп полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется…»
«Мое тело полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мои органы полностью расслабляются, полностью расслабляются, расслабляются.»
«Мое эфирное тело полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мое астральное тело полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется…»
«Мое ментальное тело полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется, мое каузальное тело полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Мой разум полностью расслабляется, полностью расслабляется, расслабляется. Я полностью расслаблен, полностью расслаблен, расслаблен…»
4. Повторяйте эти формулы до тех пор, пока вы не утратите ощущения своего физического тела.
5. На этой стадии вам необходимо прекратить сглатывать слюну для дальнейшего более глубокого погружения в транс.
Ступень четвертая — погружениеНа этой ступени внутреннего транса вы будете погружаться в глубины подсознания, чтобы затем, находясь в этом состоянии, проводить паранормальную работу.
1. Теперь представьте, что вы находитесь в полной тьме, и луч света падает сверху, освещая ступеньки, идущие в самую глубину вашей внутренней тьмы.
2. Начинайте спускаться по этим ступеням вниз, с каждым шагом мысленно проговаривая ОМ-1, ОМ-2, ОМ-3, ОМ-4…
3. Спускайтесь все глубже и глубже по ступенькам, ведущим внутрь вашего бытия. Считайте каждую ступеньку. У вас должно получиться 108 ступенек. Здесь главное — сохранять внимание и осознание, пройдя по каждой из 108 ступенек.
4. Спускайтесь в самую густую тьму, идите смело, эта область вашего существа полностью безопасна и комфортна.
5. Почувствуйте этот уют, тепло и комфорт. Здесь есть только вы и ваш внутренний мир.
6. Когда почувствуете, что внешние раздражители и звуки ушли очень далеко от вас, а вы находитесь в некотором полубредовом состоянии, можете переходить на следующую ступень транса. Главное — сохранять цепочку осознания и удерживать полный контроль над своим сознанием.
Предупреждение!В процессе погружения в свой внутренний мир, спускаясь по ступеням воображаемой лестницы, вы можете получать различный экстраординарный опыт или отключаться. Это препятствия или подсказки.
Ваша задача — преодолеть все препятствия и пройти в полной осознанности все 108 ступенек своей внутренней лестницы, только тогда вы сможете войти в красочный мир своего подсознания.
Воспринимайте данное путешествие как многоуровневую компьютерную игру вашего виртуального внутреннего мира, задайтесь целью пройти все уровни до конца в полном осознании.
Ступень пятая – врата подсознания1. На пятой ступени внутреннего транса, вам нужно вообразить, что вы спустились уже очень очень глубоко. Свет почти полностью исчез и стало темно. Посмотрите вперед…
2. Перед вами находится большая дверь, и эта дверь закрыта.
Это дверь от вашего подсознания и вашей личной внутренней Вселенной (у каждого человека образ двери может быть свой).
3. Посмотрите направо — ключ от двери висит на стене, возьмите его и откройте дверь. Для того чтобы открыть эту дверь, вставьте ключ и поверните его против часовой стрелки. Теперь слегка приоткройте дверь.
4. Когда дверь будет открыта, не спешите входить в нее.
Почувствуйте теплый ветерок и тусклый свет, который струится через дверную щель.
5. Теперь медленно откройте дверь и войдите в нее.
Дверь за собой нужно закрыть на ключ. Чтобы закрыть дверь воткните в замочную скважину ключ и поверните его по часовой стрелке. Ключ заберите с собой, повесив его на шею.
6. Вы оказались в очень длинном и узком зеленоватом тоннеле, в конце которого вы видите ослепительный зеленоватый свет.
В этом тоннеле вы уже можете летать…
7. Летите медленно к концу этого тоннеля, осознавая, как встречный теплый ветерок ласкает ваше лицо.
Ступень шестая – мистическое зеркало1. Вы продолжаете наслаждаться легким полетом по тоннелю и уже приближаетесь к его концу.
2. Вы видите ослепительный зеленоватый свет, который смягчается, когда вы перелетаете границу тоннеля.
3. Теперь вы попадаете в область своего внутреннего пространства.
4. Вы видите загадочный лес в виде гигантской комнаты.
Лес погружен в приятный туман, в центре леса — прямо в воздухе — висит красивое зеркало, а по бокам стоят белые свечи.
5. Зажгите эти свечи силой мысли, просто посмотрев на них: поочередно сконцентрируйтесь на каждой из 10 свечей. Смотрите пристально на фитиль свечи и посылайте энергию жара и огня, чтобы фитиль свечи воспламенился. Так проделайте с каждой свечой.
6. Теперь подойдите к зеркалу и внимательно посмотрите на солнце, которое вы увидите в зеркале.
Это солнце является вашим проводником и хранителем мистического зеркала вашего существа, вы можете общаться с ним.
7. Внимательным взглядом посмотрите на солнце в течении 2-3 минут.
Мысленно поговорите с солнцем и попросите его активировать мистическое зеркало для вашей внутренней работы.
9. После того, как зеркало будет активировано, солнце исчезнет, а вы отчетливо увидите свое отражение. Теперь пристальным взглядом посмотрите на себя в зеркало.
Вы стоите обнаженный и полностью расслабленный.
10. Это ваше мистическое зеркало, и оно может исполнить любое ваше желание, которое вы будете визуализировать в нем.
Посмотритесь в зеркало. Вы видите себя таким, каким мечтаете себя видеть в реальной жизни.
11. Визуализируйте свою новую внешность, характер, черты лица, цвет глаз, загар, мимику, фигуру, комплекцию тела….
Мысленно удивленно скажите: «О, я уже такой…».
12. Теперь посмотрите на себя в окружении тех вещей, денег, людей, любых благ и сверхспособностей, которыми вы хотите обладать.
Мысленно удивленно произнесите: «О, я уже обладаю всем этим…».
13. Смотрите и визуализируйте в зеркале себя или любые ситуации, которые вы хотите сделать реальными во внешней действительности. Постепенно это исполнится.
Примечание!Аналогичные зеркальные опыты вы можете время от времени проводить перед .
Ступень седьмая – внутренняя комната1. Теперь с уверенностью представьте, что в этом зеркале вы видите прекрасную, теплую и очень уютную комнату, залитую сиреневым сиянием.
2. Мистически преступите через зеркало и войдите в эту комнату.
3. В совершенно пустой сиреневой комнате вы видите множество зеркал, которые отражаются одно в другом, создавая множество тоннелей.
Знакомьтесь — это ваше личное место для всех последующих мистических практик.
В этой комнате нет никого кроме вас. Здесь вы можете делать все, что захотите. Здесь вы свободны.
4. Через эту комнату вы можете попасть в любой параллельный мир, в любое измерение и любое время.
Просто мысленно произносите, что вы хотите в себе развить, а от чего хотите избавиться.
Пройдя все ступени в осознанном состоянии, вы научитесь управлять собой и притягивать в свою жизнь желаемые события.
Но это только начало!
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала¹ Транс - ряд изменённых состояний сознания, а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека (Википедия). Все об
² Левитация - психическое или физическое явление, при котором предмет без видимой опоры пари́т в пространстве, не касаясь твёрдой или жидкой поверхности (
И создание там образов, картинок и представлений. Если создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах , как , игра , .
Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». - Такие возможности воображения - основа мысленных экспериментов. См.→
Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.
Виды воображенияВоображение бывает непроизвольным, прозвольным и .
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает или . Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой , у бездельника - пустыми мечтаниями.
- Можно ли пересдавать егэ, если не пройден порог или не устраивает результат
- Решена задача о непериодичном замощении плоскости фигурами одной формы Ее художественные работы представлялись на многих международных выставках и опубликованы в международных журналах
- Вычисление асимметрии и эксцесса эмпирического распределения в Excel
- Кристаллические тела — Гипермаркет знаний