Как указать кол во грамматических основ. Грамматическая основа предложения с примерами
Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.
9 класс. ОГЭ. Часть 2. Варианты задания 11 (по демоверсии 2015 г.)
1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. Ответ ()
2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. Ответ ()
3. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. Ответ ()
4. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! Ответ ()
5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. Ответ ()
6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Ответ ()
7. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. Ответ ()
8. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. Ответ ()
9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених. Ответ ()
10. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. Ответ ()
11.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось. Ответ ()
12. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. Ответ ()
13. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь. Ответ ()
14. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась. Ответ ()
Источник материала для интерактивного теста: ОГЭ. Открытый банк заданий ФИПИ http://old.fipi.ru/
Тесты на сайте "Русский язык для школьников". Санкт-Петербург. Недорезова М., Недорезова Е.
Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое
Формулировка задания:
Выпишите грамматическую основу предложения 22. Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
Правильный ответ: создают Что нужно знать:
Понятие грамматической основы предложения
Трудности при определении подлежащего
Трудности при определении сказуемого
Задание 8 связано с заданием 11 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется указать количество грамматических основ в сложном предложении. Учитывая специфику задания 8, где требуется выписать грамматическую основу, мы не будем детально разбирать теоретический материал, а рассмотрим основные «подводные камни», на которые можно натолкнуться, определяя грамматические основы предложений.
Грамматическая основа предложения
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА - это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб , который в летний зной дарил тишину и прохладу. Ядро предложения: рос дуб, который дарил
Трудности при определении подлежащего
Чтобы правильно выделить подлежащее , надо помнить о том, что
подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет . (в этом предложении подлежащим является цвет . так как он совершает действие);
в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.
Чтобы правильно выделить сказуемое , надо помнить о том, что
сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
сказуемое может быть простым или составным;
Трудности при определении сказуемого
Простое глагольное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую . Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй . Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала . Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.
Составное глагольное сказуемое
Может быть выражено:
вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать . Родственники рассчитывали приехать в гости;
кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться .
Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?
необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово "начнут" , так как оно не называет главного действия, которое выполняют "они". Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет . В данном предложении глаголы "закончит" и "начнет" приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили , а слово "написать" является дополнением (попросили о чем? написать);
если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: О хота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).
Составное именное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным . Солнце казалось красным .
глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.
Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?
Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой , а во втором примере глагол "казалась" получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым . Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).
А10 (А9). Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.
А9 (А8). Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
А8 (А7). Средства связи предложений в тексте.
А6 (А26). Замена придаточного определительного причастным оборотом.
НЕЛЬЗЯ заменить:
1) если союзное слово который употреблено в косвенном падеже с предлогом или без предлога
2) сказуемое в придаточном предложении употреблено в форме будущего времени
3) сказуемое в придаточном предложении употреблено в форме условного наклонения (есть частица БЫ)
4) сказуемое в придаточном предложении выражено неопределенной формой глагола (инфинитив)
5) в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, такой или его форма: та, то, те, того, тем, такая, такими и т.д.)
А7 (А6). Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Прочитать текст. Выбрать вариант, наиболее близкий к содержанию текста, отражающий его тему.
Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Определяю грамматическую основу так: нахожу сказуемое (главная информация предложения, ядро сообщения), задаю от него двойной вопрос: КТО? ЧТО? (подлежащее – это объект речи, то есть то, о ком или о чем сообщается). Помню, что сказуемые могут быть составными (состоят из двух компонентов). Определяю основу предложения и выбираю правильный вариант ответа.
Одна грамматическая основа – предложение ПРОСТОЕ!
Две и более грамматических основ – предложение СЛОЖНОЕ!
Посмотреть, как связаны части сложного предложения:
БЕЗ СОЮЗА = БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ;
СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ (и, да(=и), а, но, да(=но), зато, однако, или, либо, то…то, не то…не то) = СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (при условии, что союз находится между двумя грамматическими основами);
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ (потому что, так как, ввиду того что, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, когда, лишь только, лишь, пока, едва, если, если бы, раз, как скоро, как, будто, словно, точно, что, чтобы, несмотря на то что, хотя… и др.) или СОЮЗНЫМ СЛОВОМ (кто, что, какой, чей, который, сколько, где, куда, когда, откуда, как) = СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Проверить, каковы смысловые отношения между частями сложного предложения:
В сложносочиненном и бессоюзном предложениях части равноправны по смыслу, каждая часть может быть простым предложением, если поставить после нее точку (в ССП между частями есть союз, в БСП – нет союза). В сложноподчиненном предложении части зависят друг от друга: придаточная часть подчиняется главной, их нельзя разделить точкой на два простых предложения.
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..
Подлежащее.
Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями:
Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Помни!
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
- подлежащее + сказуемое;
- только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
- подлежащее + однородные сказуемые;
- однородные подлежащие + сказуемое.
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Грамматические основы сложного предложения
Скачать материалФормулировка задания:
Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
Правильный ответ: 3
Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.
Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.
Что нужно знать:
Подлежащее
ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.
Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).
Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .
В роли подлежащего может выступать:
1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).
2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.
3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.
Подлежащее, выраженное словосочетанием
Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :
1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;
2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;
3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;
4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;
5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;
6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;
7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;
8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)
Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.
Примечание1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).
Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.
2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.
Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.
Сказуемое
СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами
В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.
Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое может быть выражено:
1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .
2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.
3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое может состоять из:
1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.
2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.
3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.
4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.
5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .
ПримечаниеСоставное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.
Пример:
- Вася начал петь
.
- Петя попросил
Васю
петь
тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела
(с какой целью?) отдохнуть
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое может состоять из:
1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .
2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.
Осложненное составное именное сказуемое:
Я хочу стать врачом .
В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.
Я должен был стать врачом .
В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).
ПримечаниеЕсли вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте
а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.
б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.
Частицы в составе сказуемого
В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .
Я не люблю
фатального исхода.
От жизни никогда не устаю
.
Я не люблю
любое время года,
Когда веселых песен не пою
.
(В. Высоцкий)
Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.
Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)
Пусть говорят!
Он чуть не плакал от обиды.
Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.
Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)
В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .
Грамматическая основа
Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.
Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным .
Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.
В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.
Как мальчики
, так и девочки
сдали спортивные нормы.
(Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут
, трещат
, ломаются
. (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).