Михаил Васильевич Плетнёв. Биография михаила плетнева Михаил плетнев пианист личная жизнь
Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.
Михаил Плетнёв
сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.
Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай.
В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Помимо плодотворного сотрудничества с РНО, он выступает в качестве приглашенного дирижера с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими.
В октябре 2007 года Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с оперой «Пиковая дама» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени Чайковского им было осуществлено концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в феврале 2009 года в Концертном зале имени Чайковского – опера «Кармен» Бизе.
«Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале в сентябре 2009 года под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы «Волшебная флейта» Моцарта, в 2010 году – «Золушки» Россини, в 2012 – «Евгения Онегина» Чайковского. В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015 – «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского.
Значительное место в творческой деятельности Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена.
В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых
проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Рахманинова. Четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области.
Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».
М.В. Плетнев – известный дирижер, пианист-виртуоз, основавший Российский национальный оркестр, с 1990 года (за небольшим перерывом) является его руководителем.
Место рождения М. В. Плетнева — г. Архангельск. Это событие произошло 14 апреля 1957 года. Отец, В.П. Плетнев, концертмейстер консерватории, мать – пианистка, сразу обратили внимание на необычайную одаренность сына.
Детские годы маленького Миши проходили в Саратове, Казани. С 7 лет он учился в музыкальной школе при Казанской консерватории (класс пианино).
Первые успехи
В 13 лет талантливый мальчик принят в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. . В 16 лет Михаил получает гран-при Международного юношеского конкурса в Париже. Следующий этап – учеба в Московской консерватории под руководством профессора Л. Власенко, Я. Флиера. В период студенчества молодой человек принимает участие в конкурсах, пользуется огромным успехом.
1977 год – Всесоюзный конкурс пианистов в Ленинграде, первая премия достается М. Плетневу. 1978 год – Международный конкурс им. Чайковского в Москве, золотая медаль, первая премия достаются М. Плетневу. После окончания консерватории, аспирантуры Михаил становится ассистентом Власенко, затем преподает фортепиано в собственном классе.
С 1981 года Михаил – солист Госконцерта, пианист-виртуоз. Пресса дает высокую оценку его интерпретации произведений Чайковского, Рахманинова, Баха, Бетховена. Музыкант сотрудничает с известными дирижерами – Ашкенази, Ведерниковым, Ростроповичем, Гергиевым, Баршаем, знаменитыми симфоническими оркестрами.
Создание РНО
В 1980 году состоялся его дебют как дирижера, через 10 лет Плетнев за счет иностранных меценатов создает независимый Российский национальный симфонический оркестр. Через некоторое время оркестр переименован в РНО (Российский национальный оркестр). С 1990 года по настоящее время М. Плетнев является руководителем данного коллектива. Стоит отметить, что в этой работе у него был четырехлетний перерыв, когда пианист выезжал на гастроли. Кроме художественного руководства, М. Плетнев активно занимается общественной деятельностью.
Личная жизнь
С 1996 года Плетнев живет в Швейцарии, на несколько месяцев в году выезжая в Таиланд. В Паттайе Михаил приобрел два дома. М. Плетнев – публичный человек, однако об его личной жизни известно крайне мало. Некоторые сведения можно почерпнуть из воспоминаний его друзей, известных музыкантов.
Так, Сергей Корниенко (контрабас), рассказывает, каким был Плетнев во время учебы. Участие в шумных студенческих посиделках не было характерным для молодых музыкантов. Разумеется, иногда праздники все-таки случались, но Михаил при этом выпивал чисто символически, самую малость. Зато он любил играть в футбол и делал это с большим удовольствием.
Закончились беззаботные студенческие годы, после концертов Михаил приезжал к Корниенко, где они ужинали, затем пешком отправлялся к себе, на Старый Арбат. Плетнев очень любил и любит спорт, он еще в юности выбрал для себя четыре вида спорта и до сих пор занимается ими. Это бадминтон, большой теннис, пинг-понг, бильярд. Кроме того, он большой любитель шахмат, главным соперником его всегда был Корниенко.
После того, как Михаил Плетнев приобрел себе недвижимость в Таиланде, он с большим удовольствием занимается подводным плаванием. После пройденного с инструктором курса обучения знаменитый музыкант самостоятельно опускается на глубину в 40 метров. Последнее сильное увлечение музыканта – он научился управлять самолетом и получает большое удовольствие от этого занятия.
Друзья вспоминают, что карьеру дирижера Плетневу предсказывали еще в ранней юности. Они удивляются, как РНО удалось пережить самые кризисные годы и до сих пор успешно конкурировать с самыми лучшими отечественными и зарубежными коллективами. В кризисные времена, а их пришлось пережить немало, Плетнев ведет себя хладнокровно, избирает самый верный путь. В качестве успокоительного средства безотказно действует музыка, мгновенно объединяя коллектив. Плетнев просто встает за пульт, либо садится за рояль и проблемы просто уходят на второй план.
В 2010 пианист был втянут в грязный скандал. Его обвиняли в связи с организатором детской проституции. Трайпхоп Бунпхасонг, втягивавший мальчиков в занятие проституцией, утверждал, что одним из его заказчиков был М. Плетнев. Обыск в доме дирижера не дал никаких результатов, однако вскоре ему предъявили обвинение в растление несовершеннолетнего. Плетнев категорически отрицал все обвинения в свой адрес, настаивая, что он связан с Бунпхасонгом только дружескими отношениями.
Надо сказать, что это обвинение в растлении малолетних было не единственным, достаточно вспомнить происшествие в Японии, когда Плетнева обвиняли в сексуальных отношениях со школьником. Дело было закрыто по причине отсутствия доказательств. В деле нашумевшей «Голубой орхидеи» знаменитого дирижера называли одним из приобретателей детского порно. Однако вернемся к последним событиям. Через несколько месяцев таиландское дело о растлении было закрыто, с дирижера сняли все обвинения и ограничения на передвижение.
Плетнев во всех случаях отвергал обвинения в растлении малолетних, утверждая, что все это – не более чем происки завистников. Он говорит, что если человека когда-то обвиняли в подобных деяниях, со временем он становится удобной мишенью для подобных инсинуаций. Однако скандальная история оказала негативное действие на профессиональную деятельность Михаила – Симфонический оркестр итальянской Швейцарии приостановил отношения с музыкантом.
Маэстро – высокообразованный человек, интересный собеседник, отличающийся философским взглядом на все события жизни. Друзья музыканта утверждают, что он никогда не был женат, и у него нет детей. Однако дом маэстро не пустует, здесь живет рыжий кот, уже давно достигший преклонного возраста. Была и московская сторожевая. Собака умерла от старости. Ее место занял молоденький сенбернар. В свободное время маэстро с большим удовольствием занимается дайвингом и пилотированием. Ему необходимо ощущать себя свободным, и именно эти чувства он испытывает в небе и под водой.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Михаил Васильевич Плетнев привлекает пристальное внимание и специалистов, и широкой публики. Он по-настоящему популярен; не будет преувеличением сказать, что в этом отношении он стоит несколько особняком в длинной шеренге лауреатов международных конкурсов последних лет. На выступлениях пианиста практически всегда аншлаги и ничто не указывает на то, что такое положение может измениться.
Плетнев - художник сложный, неординарный, со своим характерным, запоминающимся лицом. Им можно восхищаться или нет, провозглашать его лидером современного пианистического искусства или напрочь, «с порога», отвергать все, что им делается (бывает и так), в любом случае знакомство с ним не оставляет людей равнодушными. А это главное, в конце концов.
Он родился 14 апреля 1957 года в Архангельске, в семье музыкантов. Позднее переехал с родителями в Казань. Его мать, пианистка по образованию, работала в свое время и концертмейстером, и педагогом. Отец был баянистом, преподавал в различных учебных заведениях, в течение ряда лет исполнял обязанности доцента в Казанской консерватории.
Способности к музыке Миша Плетнев обнаружил рано - уже с трех лет потянулся к роялю. Учить его стала Кира Александровна Шашкина, преподавательница Казанской специальной музыкальной школы. Вспоминает сегодня он о Шашкиной только добрым словом: «Хороший музыкант... К тому же Кира Александровна поощряла мои попытки сочинять музыку, и мне остается лишь сказать ей большое спасибо за это».
В 13-летнем возрасте Миша Плетнев переехал в Москву, где стал учеником Центральной музыкальной школы по классу Е. М. Тимакина. Видный педагог, открывший дорогу на сцену многим известным впоследствии концертантам, Е. М. Тимакин во многом помог Плетневу. «Да, да, очень во многом. И едва ли не в первую очередь - в организации двигательно-технического аппарата. Педагог глубоко и интересно мыслящий, Евгений Михайлович превосходно умеет это делать». В классе Тимакина Плетнев пробыл несколько лет, а затем, когда приспело время студенчества, перешел к профессору Московской консерватории Я. В. Флиеру.
Плетневу нелегко давались уроки с . Причем не только из-за высокой требовательности Якова Владимировича. И не потому, что они представляли разные поколения в искусстве. Слишком уж несхожи были их творческие индивидуальности, характеры, темпераменты: пылкий, увлекающийся, несмотря на возраст, профессор,- и ученик, выглядевший едва ли не полной его противоположностью, почти антиподом... Но и Флиеру, как передают, было непросто с Плетневым. Непросто из-за его трудного, упрямого, несговорчивого характера: почти на все у него оказывалась собственная и независимая точка зрения, он не уходил от дискуссий, а, напротив, в открытую искал их - мало что бралось им на веру без доказательств. Очевидцы рассказывают, что Флиеру иной раз приходилось подолгу отдыхать после уроков с Плетневым. Однажды будто бы он сказал, что на одно занятие с ним расходует столько же сил, сколько тратит на два сольных концерта... Все это, впрочем, не мешало глубокой привязанности учителя и ученика. Может быть, даже наоборот, укрепляло ее. Плетнев был «лебединой песней» Флиера-педагога (ему не пришлось, к сожалению, дожить до самого громкого триумфа своего воспитанника); профессор говорил о нем с надеждой, восхищением, верил в его будущее: «Понимаете, если он сыграет в полную меру своих сил, вы действительно услышите нечто необычное. Такое нечасто встречается, поверьте мне - у меня достаточный опыт...» (Горностаева В. Споры вокруг имени // Сов. культура. 1987. 10 марта.) .
И еще об одном музыканте надо сказать, перечисляя тех, кому обязан Плетнев, с кем у него были достаточно продолжительные творческие контакты. Это - , по классу которого он закончил в 1979 году консерваторию, а затем ассистентуру-стажировку. Небезынтересно напомнить, что это талант во многом другой творческой конфигурации, нежели у Плетнева: его щедрая, открытая эмоциональность, широкий исполнительский размах - все это выдает в нем представителя иного артистического типа. Впрочем, в искусстве, как и в жизни, противоположности нередко сходятся, оказываются полезными и нужными друг другу. Примеров тому немало и в педагогическом обиходе, и в практике ансамблевого музицирования и т. д., и т. п.
Еще в школьные годы Плетнев принял участие в Международном музыкальном конкурсе в Париже (1973) и завоевал Гран-при. В 1977 году у него первая премия на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде. А потом последовало одно из главных, решающих событий его артистической жизни - золотой триумф на Шестом конкурсе имени Чайковского (1978). Отсюда и берет начало его путь в большое искусство.
Примечательно, что на концертную сцену он вышел практически законченным артистом. Если обычно в таких случаях приходится видеть, как подмастерье постепенно вырастает в мастера, ученик - в зрелого, самостоятельного художника, то с Плетневым подобного наблюдать не довелось. Процесс творческого повзросления оказался здесь как бы свернутым, спрятанным от посторонних взоров. Публика сразу познакомилась с вполне сложившимся концертантом - спокойным и расчетливо-точным в своих действиях, отлично владеющим собой, твердо знающим, что он хочет сказать и как это следует делать. Ничего художественно незрелого, дисгармоничного, неустоявшегося, по-ученически сырого не усматривалось в его игре - хотя было ему в ту пору всего лишь 20 с небольшим и сценическим опытом он практически не располагал.
Среди своих сверстников он заметно выделялся как серьезностью, строгостью исполнительских трактовок, так и на редкость чистым, духовно возвышенным отношением к музыке; последнее, пожалуй, располагало к нему больше всего... В его программах тех лет была знаменитая Тридцать вторая соната Бетховена - сложное, философски углубленное музыкальное полотно. И характерно, что именно этому сочинению довелось стать одной из творческих кульминаций молодого артиста. Публика конца семидесятых - начала восьмидесятых годов вряд ли забыла Ариетту (вторую часть сонаты) в исполнении Плетнева - юноша тогда впервые поразил в ней своей манерой произносить как бы вполголоса, очень веско и значительно, музыкальный текст. Кстати, подобная манера сохранилась у него и поныне, не утратив своего гипнотического воздействия на аудиторию (Есть полушутливый афоризм, согласно которому всех концертирующих артистов можно поделить на две основные категории; одним под силу хорошо сыграть первую часть Тридцать второй сонаты Бетховена, другим - вторую ее часть. Плетнев одинаково хорошо играет обе части; это действительно случается редко.) .
Вообще, оглядываясь на дебют Плетнева, нельзя не подчеркнуть: даже когда он был еще совсем юн, в его игре не было ничего легковесного, поверхностного, ничего от пустой виртуозной мишуры. При его отменной пианистической технике - элегантной и блестящей - никогда и ни в чем не давал он повода упрекнуть себя в чисто внешних эффектах.
Едва ли не с первых же выступлений пианиста критика заговорила о его ясном и рациональном уме. И действительно, отсвет мысли всегда отчетливо присутствует на том, что он делает на клавиатуре. «Не крутизна душевных движений, а ровность исследования » - вот что определяет, по мнению В. Чинаева, общий тонус искусства Плетнева. Критик добавляет: «Плетнев действительно исследует звучащую ткань - и делает это безукоризненно: высвечиваются все - до мельчайших деталей - нюансы фактурных сплетений, в слушательском сознании вырисовывается логика штриховых, динамических, формальных пропорций. Игра аналитического ума - уверенного, знающего, безошибочного» (Чинаев В. Спокойствие ясности // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 56.) .
Когда-то в одном из интервью, опубликованных в печати, собеседник Плетнева сказал ему: «Вас, Михаил Васильевич, считают артистом интеллектуального склада. Взвешивают в данной связи различные «за» и «против». Интересно, что вы сами понимаете под интеллектом в музыкальном искусстве, в частности, исполнительском? И как соотносится интеллектуальное и интуитивное в вашей работе?»
«Сначала, если позволите, об интуиции, - ответил он. - Мне кажется, что интуиция как способность где-то близка к тому, что мы понимаем под художественно-творческой одаренностью. Благодаря интуиции - давайте назовем ее, если хотите, даром художественного провидения - человек может достигнуть большего в искусстве, нежели карабкаясь только лишь по горе специальных знаний и опыта. Примеров, подтверждающих мою мысль, достаточно много. Особенно в музыке.
Но, полагаю, вопрос надо бы ставить несколько иначе. Почему или одно, или другое? (А ведь, к сожалению, именно так и подходят обычно к проблеме, о которой мы говорим.) Почему бы не высокоразвитая интуиция плюс хорошие знания, хорошее понимание? Почему бы не интуиция плюс умение рациональным путем постигнуть творческую задачу? Хуже от такого сочетания никак не будет.
Иногда слышишь, что груз знаний может в известной мере отяготить творческую личность, приглушить в ней интуитивное начало... Я так не думаю. Скорее наоборот: знания и логические размышления придают интуиции силу, остроту. Поднимают ее на более высокую ступень. Если человек тонко чувствует искусство и одновременно обладает способностью к глубоким аналитическим операциям, он уйдет дальше в творчестве, нежели тот, кто полагается только на чутье.
Кстати, те артисты, которые мне лично особенно импонируют в музыкально-исполнительском искусстве, как раз и отличаются гармоничным сочетанием интуитивного - и рационально-логического, бессознательного - и сознательного. Все они сильны и своей художественной догадкой, и интеллектом.
Рассказывают, что, когда выдающийся итальянский пианист Бенедетти-Микеланджели гостил в Москве (это было в середине шестидесятых годов), его спросили на одной из встреч со столичными музыкантами - что по его мнению особенно важно для исполнителя? Он ответил: музыкально-теоретические знания. Любопытно, не правда ли? А что означают - в широком смысле слова - теоретические знания для исполнителя? Это и есть ведь профессиональный интеллект. Во всяком случае, сердцевина его...» (Муз. жизнь. 1986. № 11. С. 8.) .
Разговоры об интеллектуализме Плетнева ведутся, как отмечалось, достаточно давно. Можно услышать их и в кругах специалистов, и среди рядовых любителей музыки. Как заметил некогда один знаменитый писатель, бывают разговоры, которые, однажды начавшись, уже не прекращаются... Собственно, в самих этих разговорах не было ничего предосудительного, если только не забывать: речь в данном случае должна идти не о примитивно понимаемой «холодности» Плетнева (будь он просто холоден, эмоционально беден, ему нечего было бы делать на концертной сцене) и не о каких-то «умствованиях» его, а об особом мироощущении артиста. Особой типологии дарования, особом «способе» воспринимать и излагать музыку.
Что же касается эмоциональной сдержанности Плетнева, о которой так много разговоров, то спрашивается, стоит ли спорить о вкусах? Да, Плетнев закрытая натура. Эмоциональная строгость его игры может доходить порой чуть ли не до аскетизма - даже когда он исполняет Чайковского, одного из любимых своих авторов. Как-то, после одного из выступлений пианиста, в прессе появилась рецензия, автор которой употребил выражение: «косвенная лирика»,- это было и точно, и к месту.
Такова, повторим, художественная природа артиста. И можно лишь порадоваться, что он не «наигрывает», не пользуется сценической косметикой. В конце концов, среди тех, кому действительно есть что сказать , замкнутость не столь уж редка: как в жизни - так и на сцене.
Когда Плетнев дебютировал как концертант, заметное место в его программах занимали сочинения И. С. Баха (Партита си минор, Сюита ля минор), Листа (Девятая и Пятнадцатая рапсодии, Первый фортепианный концерт), Чайковского (Вариации фа мажор, фортепианные концерты), Прокофьева (Седьмая соната). В дальнейшем он с успехом играл ряд произведений Шуберта, Третью сонату Брамса, пьесы из цикла «Годы странствий» и Двенадцатую рапсодию Листа, «Исламей» Балакирева, «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, Большую сонату, «Времена года» и отдельные опусы Чайковского.
Нельзя не вспомнить о его монографических вечерах, посвященных сонатам Моцарта и Бетховена, не сказать о Втором фортепианном концерте Сен-Санса, прелюдиях и фугах Шостаковича. С большим интересом были встречены в сезоне 1986/1987 года Концерт ре мажор Гайдна, Сюита для фортепиано Дебюсси, прелюдии Рахманинова, соч. 23 и другие пьесы.
Настойчиво, с твердой целеустремленностью ищет Плетнев свои, наиболее близкие ему стилевые сферы в мировом фортепианном репертуаре. Пробует себя в искусстве разных авторов, эпох, направлений. В чем-то терпит и неудачи, но в большинстве случаев находит то, что ему нужно. Прежде всего - в музыке XVIII века (И. С. Бах, Д. Скарлатти), в венской классике (Гайдн, Моцарт, Бетховен), в некоторых творческих регионах романтизма (Лист, Брамс). И, разумеется, в сочинениях авторов русской и советской школы.
Дискуссионнее у Плетнева Шопен (Вторая и Третья сонаты, полонезы, баллады, ноктюрны и др.). Именно здесь, в этой музыке, начинаешь ощущать, что пианисту действительно не хватает временами непосредственности и открытости чувств; причем характерно, что в ином репертуаре и в голову не приходит говорить об этом. Именно тут, в мире шопеновской поэтики, неожиданно замечаешь, что Плетнев и вправду не слишком-то склонен к бурным сердечным излияниям, что он, выражаясь современным языком, не очень контактен, и что между ним и аудиторией постоянно существует некая дистанция. Если исполнители, которые, ведя музыкальный «разговор» со слушателем, словно бы на «ты» с ним; Плетнев всегда и только на «вы».
И еще существенный момент. Как известно, в Шопене, в Шумане, в произведениях некоторых других романтиков от исполнителя требуется нередко изысканно капризная игра настроений, импульсивность и непредсказуемость душевных движений, гибкость психологической нюансировки , короче, все то, что бывает свойственно лишь людям определенного поэтического склада. У Плетнева же, музыканта и человека, несколько иное... Не близка ему и импровизационность романтического толка - та особая свобода и раскованность сценической манеры, когда кажется, что произведение стихийно, чуть ли не спонтанно возникает под пальцами концертанта.
К слову, один из весьма уважаемых музыковедов, побывав однажды на выступлении пианиста, высказал мнение, что музыка у Плетнева «рождается сейчас, сию минуту» (Царёва Е. Создание картины мира // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 55.) . Так ли? Не вернее было бы сказать, что как раз наоборот? Во всяком случае, куда чаще приходится слышать, что все (или почти все) у Плетнева заранее и тщательно продумано, организовано, выстроено. И затем с присущей ему точностью и последовательностью воплощено «в материале». Воплощено со снайперской меткостью, с почти стопроцентным попаданием в цель. Таков здесь художественный метод. Таков стиль, а стиль, известно, это человек.
Симптоматично, что Плетнева-исполнителя сравнивают иной раз с Карповым-шахматистом: находят нечто общее в характере и методологии их деятельности, в подходах к решению стоящих перед ними творческих задач, даже в чисто внешнем «рисунке» того, что создается ими - одним за клавиатурой рояля, другим за шахматной доской. Исполнительские трактовки Плетнева сопоставляют с классически ясными, стройными и симметричными построениями Карпова; последние в свою очередь уподобляют безукоризненным по логике мысли и технике выполнения звуковыми конструкциям Плетнева. При всей условности подобных аналогий, при всей их субъективности, они явно несут в себе нечто привлекающее внимание...
Нелишне добавить к сказанному, что художественная стилистика Плетнева вообще типична для музыкально-исполнительского искусства нашего времени. В частности, та антиимпровизационность сценических воплощений, на которую только что указывалось. Нечто похожее можно наблюдать в практике самых видных артистов сегодняшнего дня. В этом, как и во многом другом, Плетнев очень современен. Возможно, потому-то и возникают столь горячие споры вокруг его искусства.
Он обычно производит впечатление человека, всецело уверенного в себе - и на сцене, и в быту, в общении с окружающими. Одним это по душе, другим, бывает, не очень... В той же беседе с ним, фрагменты которой приводились выше, была затронута косвенным образом и эта тема:
Вы, конечно, знаете, Михаил Васильевич, что есть артисты, склонные в той или иной мере переоценивать себя. Другие, напротив, страдают недооценкой собственного «я». Не могли бы вы прокомментировать этот факт, причем хорошо бы под таким углом зрения: внутренняя самооценка артиста и его творческое самочувствие. Именно творческое …
По-моему, все тут зависит от того, на каком этапе работы находится музыкант. На какой стадии. Представим, что некий исполнитель разучивает новое для себя произведение или концертную программу. Так вот, одно дело сомневаться в начале работы или даже в середине ее, когда находишься еще один на один с музыкой и самим собой. И совсем другое - на сцене...
Пока артист пребывает в творческом уединении, пока он еще в процессе труда, для него совершенно естественно не доверять себе, недооценивать сделанное. Все это лишь во благо. Но когда оказываешься на людях, ситуация меняется, и принципиально. Тут уже любые разновидности рефлексии, недооценки себя чреваты серьезными неприятностями. Подчас непоправимыми.
Есть музыканты, постоянно мучащие себя мыслями, что они чего-то не смогут, в чем-то оплошают, где-то сорвутся; и т. д. И вообще, мол, что им делать на сцене, когда в мире есть, скажем, Бенедетти Микеланджели... С подобными умонастроениями на эстраде лучше не появляться. Если слушатель, находящийся в зале, не ощущает уверенности в артисте, он невольно теряет уважение к нему. Тем самым (это хуже всего) и к его искусству. Нет внутренней убежденности - нет и убедительности. Сомневается, колеблется исполнитель - засомневается и аудитория.
В общем, я бы резюмировал так: сомнения, недооценка своих усилий в процессе домашней работы - и возможно большая уверенность в себе на эстраде.
Уверенность в себе, говорите вы... Хорошо, если эта черта в принципе присуща человеку. Если она в его характере. А если нет?
Тогда не знаю. Зато твердо знаю другое: всю предварительную работу над программой, которую готовишь для публичного показа, надо проделывать с предельной основательностью. Совесть исполнителя, как говорится, должна быть абсолютно чиста. Тогда приходит и уверенность. У меня, во всяком случае, именно так (Муз. жизнь. 1986. № 11. С. 9.) .
В игре Плетнева всегда обращает на себя внимание тщательность внешней отделки. Бросается в глаза ювелирная чеканка деталей, безукоризненная правильность линий, четкость звуковых контуров, строгая выверенность пропорций. Собственно, Плетнев не был бы Плетневым, если бы не эта абсолютная законченность во всем, что является делом его рук - если бы не это пленительное техническое мастерство. «В искусстве изящная форма - великое дело, особенно там, где вдохновение не прорывается бурными волнами...» (О музыкальном исполнительстве.- M., 1954. С. 29.) ,- писал некогда В. Г. Белинский. Он имел в виду современного ему актера В. А. Каратыгина, однако выразил закон универсальный, имеющий отношение не только к драматическому театру, но и к концертной сцене. И никто иной, как Плетнев - великолепное подтверждение этого закона. Он может быть более или менее увлечен процессом музицирования, может выступить более или менее удачно - единственное, чего он просто не может, это быть небрежным...
«Есть концертанты, продолжает Михаил Васильевич, в игре которых ощущается порой какая-то приблизительность, эскизность. То, смотришь, они густо «замажут» педалью технически трудное место, то артистически вскинут вверх руки, закатят глаза к потолку, отвлекая внимание слушателя от главного, от клавиатуры... Мне лично это чуждо. Повторяю: я исхожу из того, что в произведении, исполняемом публично, все должно быть доведено в ходе домашней работы до полной профессиональной завершенности, отграненности, технической безупречности. В жизни, в быту, мы уважаем лишь честных людей, не так ли? - и не уважаем тех, кто вводит нас в заблуждение. То же самое и на сцене».
С годами Плетнев все более строг к себе. Жестче делаются критерии, которыми он руководствуется в своей работе. Длительнее становятся сроки разучивания новых произведений.
«Понимаете ли, когда я был еще учеником и лишь приступал к концертной деятельности, мои требования к игре основывались не только на моих собственных вкусах, взглядах, профессиональных подходах, но и на том, что я слышал от своих учителей. В известной мере я видел себя сквозь призму их восприятия, судил о себе, исходя из их наставлений, оценок, пожеланий. И это было совершенно естественным. С каждым так бывает в пору учебы. Сейчас же я сам, от начала до конца, определяю свое отношение к сделанному. Это интереснее, но и сложнее, ответственнее.»
Плетнев сегодня неуклонно, последовательно продвигается вперед. Это заметно каждому непредубежденному наблюдателю, каждому, кто умеет видеть. И хочет видеть, разумеется. При этом неверным было бы думать, конечно, что путь его всегда ровен и прям, свободен от каких-то внутренних зигзагов.
«Я никак не могу утверждать, что пришел ныне к чему-то незыблемому, окончательному, прочно устоявшемуся. Не могу сказать: раньше, мол, я делал такие-то или такие-то ошибки, зато теперь уж все знаю, понимаю и ошибок более не повторю. Разумеется, какие-то заблуждения и просчеты прошлого становятся для меня очевиднее с годами. Однако я далек от мысли, что не впадаю сегодня в другие заблуждения, которые дадут знать о себе позже».
Возможно, именно непредсказуемость развития Плетнева-художника - те неожиданности и сюрпризы, сложности и противоречия, те приобретения и потери, с которыми сопряжено это развитие,- и вызывает повышенный интерес к его искусству. Интерес, доказавший свою прочность и устойчивость как у нас в стране, так и за границей.
Разумеется, не всеми Плетнев одинаково любим. Нет ничего естественнее и понятнее. Выдающийся советский прозаик Ю. Трифонов когда-то говорил: «По-моему, писатель, не может да и не должен нравиться всем» (Трифонов Ю. Как слово наше отзовется...- М., 1985. С. 286.) . Музыкант - тоже. Но вот уважают Михаила Васильевича практически все, не исключая и абсолютного большинства его коллег по сцене. Нет, наверное, показателя более надежного и верного, если вести речь о действительных, а не мнимых достоинствах исполнителя.
Уважению, которым пользуется Плетнев, во многом способствуют его грампластинки. Он, к слову, из тех музыкантов, которые не только не проигрывают в записи, но порой даже выигрывают. Прекрасное подтверждение тому - диски, запечатлевшие исполнение пианистом нескольких сонат Моцарта («Мелодия», 1985), си-минорной сонаты, «Мефисто-вальса» и других пьес Листа («Мелодия», 1986), Первого фортепианного концерта и «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова («Мелодия», 1987). «Времен года» Чайковского («Мелодия», 1988). Перечень этот при желании можно было продолжить...
Помимо главного в своей жизни - игры на рояле, Плетнев еще и сочиняет, дирижирует, преподает, занимается другими работами; словом, возлагает на себя многое. Теперь, правда, он все чаще задумывается о том, что нельзя постоянно работать только на «отдачу». Что необходимо время от времени притормозить, оглянуться вокруг, воспринять, ассимилировать...
(род. в 1957 г.) российский пианист и дирижер
Михаил Васильевич Плетнев родился в далекой российской глубинке - в городе Архангельске, в 1970 г. закончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Первый большой успех пришел к нему в шестнадцать лет, когда в 1973 г. он получил Гран-при на конкурсе музыкальной молодежи в Париже. Став студентом консерватории, Плетнев совершенствует свое мастерство у Я. Флиера и Л. Власенко.
В 1978 г. он подтвердил свой ранний успех, получив премию на Международном конкурсе имени Петра Чайковского . Блистательную манеру исполнения молодого пианиста некоторые сочли холодноватой и прагматичной. Действительно, Михаил Плетнев обладает великолепной техникой. Но сам он считает, что нельзя просто читать партитуру, вникая во все нюансы, - исполнитель должен чувствовать «дыхание музыки». Восприятие им музыки во многом определили его родители, видевшие в ней самостоятельный мир переживаний и чувств, наполненный особой духовностью.
Став солистом Московской консерватории, Михаил Плетнев начал стремиться воплотить свою концепцию понимания музыки. Со временем его начали воспринимать как одного из лучших интерпретаторов фортепианного творчества П. Чайковского.
Виртуозность стала одним из качеств Плетнева, причем она настолько спрятана внутри, что интерпретации иногда даже кажутся лишенными внешнего эффекта. Пианист стремится создать завершенную, зрелую концепцию, его отчасти можно даже считать философом, решающим важную нравственную задачу. Только прослушав его исполнение до конца, осознаешь, какой сложный образный ряд представляет пианист.
Понимая, что его исполнительская манера не похожа на игру других пианистов, Михаил Васильевич Плетнев постоянно осваивает новых авторов, практически не ограничивая себя в выборе имен, но предпочтение отдает композиторам XIX в.
Сочетание техники, рационализма и внутренней концепции позволило ему блестяще сыграть «Карнавал» Роберта Шумана . Обычно пианисты сосредотачиваются на отдельных деталях, и редко удается услышать равномерное звучание всего произведения. Переходы Михаила Плетнева настолько незаметны, что авторский замысел доходит до слушателя во всем блеске. Нередко его игра отличается и особым драматизмом.
Не стремясь играть на публику, Плетнев в то же время год от года совершенствовал навыки исполнительского мастерства. Он играл Шопена как своеобразный калейдоскоп ярких миниатюр. Бах также представал в его исполнении как цепочка вариаций, виртуозность исполнения «сгладила» традиционную тяжеловесность и создала ощущение музыки.
Михаил Васильевич Плетнев всегда стремился играть то, что близко ему по мироощущению, в противном случае после первого или второго исполнения пианист редко возвращался к данному произведению. Среди постоянно исполняемых им произведений можно назвать сочинения Бетховена , Чайковского .
Независимо от других занятий Плетнев продолжал постоянно выступать с концертами. Он не прекращал сольные выступления даже в период руководства Российским национальным оркестром. Руководительская деятельность исполнителя показалась многим необычным и даже странным занятием для виртуоза-одиночки. Однако в течение десяти лет, с 1990 по 2000 год, Михаил Плетнев создал работоспособный коллектив с очень интересным репертуаром.
Как и при подборе собственного репертуара, он не стал ограничиваться конкретными программами, составив репертуар из произведений мировой и русской классики, современных композиторов. Он учитывал, что оркестру придется много гастролировать, и поэтому сразу же стал отрабатывать произведения, рассчитанные на разного по степени подготовленности слушателя. Любопытно, что часто в концертах доминировали произведения Чайковского. Но музыкант продолжал удивлять публику своим умением находить необычные и редко исполняемые вещи. Например, сезон 1997 г. открылся концертом, в котором прозвучали «Приглашение к танцу» К. М. Вебера и концерт для скрипки Конюса - произведения, редко звучащие в других коллективах.
Организовывая оркестр, Михаил Плетнев столкнулся со множеством трудностей, в частности, ему пришлось взять на себя и продюсерские обязанности. Совмещение сольной и оркестровой работы оказалось трудным для пианиста, он сам признавался, что в течение долгого времени выполнял обязанности сразу двух человек. Поэтому в 2000 г. он принял решение передать оркестр на четыре года Владимиру Спивакову и заняться только исполнительской деятельностью. Оставшись «почетным дирижером», он сохранил за собой возможность отдельных выступлений с оркестром.
Стремление к освоению нового материала привело Михаила Плетнева к исполнению произведений, предназначенных для хора. Впервые в своем творчестве он обратился к кантатам Танеева. Решающими критериями отбора произведений вновь стали смысловое наполнение, серьезная полифония, особый интонационный и ритмический рисунок.
Интересным оказалось и выступление в рамках фестиваля «Новый век» в мае 2000 года, когда в одном концерте прозвучали партитура №6 Иоганна Баха , соната №32 Людвига Бетховена и четыре скерцо Фредерика Шопена . Критика признала, что пианисту удалось создать «объемное звуковое пространство». Контракты на сольные выступления подписаны Плетневым до 2003 г.
Он занимается и благотворительностью. Стремясь поддержать С. Васюкинского, обладателя первой премии на юношеском конкурсе им. Чайковского, Михаил Васильевич Плетнев отдал ему рояль, провел вместе с ним концерт. Одно время исполнитель занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории, но пока не планирует вести свой класс.
Известный российский дирижер обвиняется в Таиланде в изнасиловании мальчика
http://www.dw-world.de/dw/article/0,5767395,00.html?maca=rus-rss-ru-all-1126-rdf
Таиландские власти обвинили знаменитого российского дирижера и пианиста Михаила Плетнева в изнасиловании мальчика. Ему угрожает до 20 лет тюрьмы. Сам Плетнев называет происшедшее "недоразумением".
Знаменитому российскому дирижеру и пианисту Михаилу Плетневу в Таиланде предъявлено обвинение в изнасиловании мальчика в возрасте до 15 лет в курортном городе Патайя, сообщает в среду, 7 июля, агентство AP. По сведениям таиландской полиции, художественный руководитель первого в России независимого оркестра (Российского национального оркестра) также изображен на компрометирующих фотографиях с несколькими другими мальчиками.
В случае признания виновным музыканту угрожает до 20 лет лишения свободы. Накануне он был отпущен под залог в размере 300 тысяч батов (9 тысяч долларов США). Сам Плетнев в интервью AP назвал происшедшее "недоразумением", но отказался сообщить какие-либо подробности. 7 июля таиландский суд удовлетворил ходатайство российского дирижера и разрешил ему за дополнительный залог покинуть Таиланд для гастролей за рубежом, однако обязал вернуться в страну через 11 дней.
Министерство культуры России "с большой обеспокоенностью восприняло сообщения информационных агентств о ситуации, связанной с судьбой всемирно известного музыканта, пианиста Михаила Плетнева", - сообщает агентство "Интерфакс". Пресс-секретарь Плетнева Светлана Чаплыгина заявила, что никакой официальной информации о предъявления Плетневу обвинений пока нет.
http://www.gazeta.ru/social/2010/07/06/3395067.shtml
В дом Плетнева полицейские пришли после того, как арестовали 40-летнего местного жителя Трайпхопа Бунпхасонга, владельца интернет-кафе, которого подозревают в сутенерстве. Бунпхасонг, по данным следствия, организовал занятия детской проституцией и снимал один из принадлежащих Плетневу домов. Полиция заинтересовалась хозяином здания и приехала к Плетневу. Пианиста задержали в спортивном центре Euro Badminton Complex, совладельцем которого он также является. Затем полицейские обыскали дом музыканта. На жестком диске его компьютера обнаружили несколько сотен фотографий и видеофильмов с детской порнографией, а в комнатах — сексуальные стимуляторы, пишет Pattaya Daily News.
По имеющимся у следователей сведениям, Плетнев не только просматривал фотографии, но и сам вступал в связь с несовершеннолетними, заявил глава группы, ведущей расследование, лейтенант Ормсин Сукканха. Кроме того, следователи считают, что россиянин поставлял детей богатым туристам, приезжающим в Таиланд, пишет газета.
Сейчас пианиста проверяют на причастность к деятельности организованной группировки, занимавшейся организацией проституции в стране.
В РНО «Газете.Ru» сказали, что никаких обвинений Плетневу никто не предъявлял. «Наши коллеги связались с Михаилом, он подтвердил, что сейчас находится дома в Таиланде, — сказала пресс-атташе оркестра Чаплыгина. — Сказал, что он не арестован, что никаких обвинений ему не предъявлено и в скором времени он собирается в Москву». Однако, кто и когда звонил Плетневу, она не пояснила. Как добавила Чаплыгина, 9 июля оркестр выезжает в Европу на гастроли и «ничего не отменено».
Как пояснил «Газете.Ru» консул посольства России в Таиланде Андрей Дворников, его коллеги сразу же после появления информации об аресте выехали в полицейский участок. По словам консула, музыкант был освобожден под залог и сейчас находится в своем доме в Паттайе. «Я только что разговаривал с Плетневым по телефону. Как такового ареста не было. В камере он не сидел ни минуты», — цитирует слова консула РИА «Новости». Дворников добавил, что у Плетнева не отобрали паспорт и пианист планирует попросить суд разрешения выехать из страны на гастроли.
Если обвинения подтвердятся, в Таиланде россиянину грозит до 20 лет тюрьмы.
В Таиланде Плетнев живет в коттеджном поселке Soi Siam Country Club, сообщает Pattaya One News. Как пояснил «Газете.Ru» один из местных домовладельцев, попросивший не называть его имени, иностранцев в этом районе больше половины. «Конкретно в районе Areeya Villa, где, как пишут СМИ, живет пианист, русских не очень много. Элитный он тоже только в представлении россиян: огорожен забором, охраняется. Каких-то специфических развлечений там не предлагают, но, вероятно, там имеются какие-то специальные клубы», — говорит он. В том же районе находится клуб Gay Paradise. Посетителям публичного дома предлагаются на выбор четыре комнаты или бунгало, а также тайские или немецкие юноши.
http://alt.kp.ru/online/news/697455/
Во вторник таиландские СМИ сообщили, что в Паттайе был задержан гражданин России, который обвиняется в причастности к сети детской проституции. Позже выяснилось, что задержанным оказался известный российский пианист и дирижер Михаил Плетнев.
Однако официального подтверждения данной информации нет. МИД РФ ранее во вторник заявил, что проверяет сообщения о задержании в Таиланде россиянина.
Выдающийся русский альтист Юрий Башмет рассказал корреспонденту «КП» о том, что ему позвонили и сообщили об аресте Плетнева:
- Мне позвонил мой знакомый и сообщил новость, что Михаила Плетнева арестовали и подозревают в педофилии. Я в шоке. Конечно, я знал, что у него дом в Тайланде, а там процветает педофилия. Но чтобы знаменитый и гениальный дирижер Михаил Плетнев... Дома я у него был, когда мы готовились к нашему альтовому концерту. Он даже специально на альте научился играть.
У Михаила Васильевича в момент моего визита была дома только мама. Насколько я знаю, жены и детей у него не было. Ко мне лично он не приставал. Это либо 100-процентная правда, либо 100-процентная ложь. Если это правда, то он должен ответить по закону.
До суда осуждать или клеймить Михаила Плетнева нет никакого смысла, но то, что передают по российскому ТВ, отличается от западных новостей: "На жестком диске его компьютера обнаружили несколько сотен фотографий и видеофильмов с детской порнографией".
С учетом того, что у 53-летнего Плетнева нет жены и детей, то очень не хотелось бы думать о худшем, так как к представителям России и так за рубежом относятся не очень, а тут дело о педофилии и детской проституции с таким известным человеком...
Словом, такого скандала нам только и не хватало.