Музыка кантри.
Музыка кантри является разновидностью народной музыки Северной Америки. Несмотря на свой солидный возраст, эта «сельская музыка» (как следует из названия) до сих пор находит немало слушателей.
Русская народная песня у подавляющего большинства российской молодёжи ассоциируется со старухами и стариками, поющими под аккомпанемент . Народная музыка кантри в США конкурирует с поп-музыкой примерно на одном уровне.
Музыка кантри. Немного истории.
Музыка кантри представляет собой разновидности североамериканского фольклора. В него входят как песни ковбоев Дикого Запада, так и музыка белокожих переселенцев, покинувших Старый Свет в XVII – XVIII веках. Акустическая гитара, скрипка и мандолина являются основополагающими инструментами стиля кантри. Под влиянием музыкальной негритянской культуры здесь также широко применяются банджо и .
Песни и баллады в стиле кантри как правило придерживаются тематики сельского фольклора. Наиболее распространённые темы таких песен – несчастная любовь, тяжёлые трудовые будни и одиночество.
Поэт Харлен Говард, написавший немало хитов в этом стиле, о сказал о музыке кантри, что она состоит
«из трёх аккордов и правдивости».
Основными стилями музыки кантри являются:
- вестерн-свинг, основанный на принципах и аранжировках диксиленда;
- блюграсс;
- кантри-н-вестерн, описывающий жизнь Дикого Запада.
В пятидесятых годах двадцатого века кантри, наравне с госпелом и ритм-н-блюзом, способствовали созданию рок-н-ролла и рокабилли.
Российские исполнители музыки кантри. Группа «Кукуруза».
Группа «Кукуруза» является, пожалуй, самой известным коллективом, работающим в стиле кантри. Официальный статус группа получила ещё в 1986 году. Хотя история группы началась ещё с семидесятых годов, со студенческого ансамбля «Орнамент».
В 2000 году в составе бит-группы «Гавайцы» мне доводилось играть в московском клубе «Ку-Ку» рядом с метро «Речной вокзал». Непосредственное отношение к этому клубу имели музыканты группы «Кукуруза». Хорошо помню, что клуб был очень стильно оформлен в духе салуна эпохи Дикого Запада.
А кто не помнит замечательную песню «Пой, Вася!». На одной нашей студенческой вечеринке один из участников немало употребил. Подняться он уже не мог, а уснуть из-за нас у него не получалось. Поскольку вели мы себя достаточно шумно, да и радиоприёмник орал на полную громкость. Наконец, он взмолился: «Не шумите!» А радио в этот момент пропело ему в ответ:
«А никто и не думал шуметь, Вася пел, ведь нельзя же не петь!»
Мы после этого, конечно же, упали на пол в истерическом хохоте.
Музыка кантри в творчестве бит-группы «Гавайцы».
Музыка кантри нашла отражение и в творчестве бит-группы «Гавайцы». Причём достаточно нестандартным и необычным способом. Можно сказать, что именно с музыки кантри началась история этого замечательного коллектива.
В июне 1995 года мне позвонил Олег Книжник, будущий лидер «Гавайцев». Он предложил записать четырнадцать песен в стиле кантри, которые были написаны им дней за пять. Я согласился сразу же после прослушивания композиций. Настолько они были хороши.
Никто из нас тогда толком играть не умел. Да и возможности для записи были весьма скромные. У нас имелось всего два микрофона советского производства. Мы поставили эти микрофоны на стол и вокруг них расселись. И записали всё таким образом. А получившийся альбом назвали «Хороший человек», по названию одной из песен.
На записи мы использовали маракасы, губную гармошку и три акустические гитары. Одну из гитар подключили к усилителю и использовали её вместо бас-гитары или слайд-гитары. Получилось дико, но симпатично.
Тематика и гармонии песен были очень близки к первоисточникам музыки кантри. Сделать вывод об этом можно уже по названиям песен: «Падёж скота», «Хохлатка», «Американская мечта», «Полевая мышь сожрала весь урожай», «Шуба-дуба-кантри», «В штате Кентукки», «Прокати меня, папа, на лошади» и тому подобное. Однако для истинных ценителей музыки кантри эти песни выглядели явным стёбом и издевательством. В принципе, они таковыми и являлись. Но для нас исполнять эти песни было истинным наслаждением. Слишком много в них оказалось веселья и позитива.
В студенческой среде нашего города эта запись имела очень большой успех. И осенью того же 1995 года Олег написал ещё одиннадцать подобных песен: «У нас в курятнике», «Гусь Джордж», «Медведи гризли». Последняя, по словам Олега, написана в стиле «кантри-беспредел». Альбом назвали «Эх, затопчу!»
Во втором альбоме был даже записан дуэт, где в качестве певицы выступила моя родная сестра. Песня называлась «Ты меня провожаешь до дома». В одном из куплетов этой песни от имени мужского персонажа звучали такие слова:
«Я тебе подарю кукурузный початок, не подумай, что это – прозрачный намёк!».
Именно с этих записей и началась история бит-группы «Гавайцы». Название, кстати, было придумано при записи первого альбома. Наши музыкальные изыски ассоциировались у нас с выступлением капитана Врунгеля и Фукса на Гавайских островах. Поэтому на кассете с записью было написано: «Семён Бесстрашный и трио «Гавайцы».
Впоследствии мы достаточно серьёзно эксплуатировали эти песни. Особенно хорошо наша звучала на . И наша публика всегда принимала эти песни на «ура».