Отрицание в структуре простого предложения. Падеж прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки, и поэтому оно используется при особых способах выражения сказуемого - такого, которое может иметь связку. Сказуемое чаще всего выражено существительным в форме именительного падежа (распространенное или нераспространенное): Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля - единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис.); Пушкинский край - край камней (Гейч.); Портрет этот - единственное живописное изображение дочери Анны Петровны Керн (Гейч.).
Тире не ставится при таком способе выражения сказуемого лишь в речи разговорной, бытовой: Мы с мужем люди небогатые, но образованные (М. Г.); Моя сестра учительница. Однако и здесь обязательно тире, если имеется противопоставление: Моя сестра - учительница, а брат - зоотехник . То же при выражении подлежащего личным местоимением; ср.: Я музыкант. - Я - музыкант, а сестра - педагог .
Тире не ставится при сказуемом-существительном с отрицанием, а также при наличии слов, осложняющих сказуемое: Любовь не вздохи на скамейке и не гулянья при луне (Щип.); Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом (Ч.). Однако при наличии противопоставления сказуемое с отрицанием не требует постановки тире для отграничения всего состава сказуемого (не...а ): И в то же время замечал, что он - не господин в своем доме, а лишь составная часть его (М. Г.) (ср. без противопоставления: ...Он не господин в своем доме ).
2. Тире ставится при сказуемом-существительном, присоединяемом связками вот, это : «Уважение к минувшему - вот черта , отличающая образованность от дикости», - сказал когда-то Пушкин (Расп.); Камень-кит, по свидетельству ученых-специалистов, - это жертвенный святилищный камень древнейшей эпохи (Гейч.).
Примечание . Связки это, вот могут сопровождать сказуемое и при ином способе выражения, в частности при местоимениях-существительных: Дух Байкала - это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды (Расп.).
3. Тире обычно не ставится,
если сказуемое выражено прилагательным: А твоя комната такая
хорошая
для ребенка
(Ч.);
У меня много хороших людей, почти все
хорошие
(Сим.).
Безусловно, не ставится тире, если сказуемое-прилагательное имеет глагольную связку: Зима
выдалась суровая
(Пауст.);
Дни
стояли мягкие, серые
(Пауст.)
.
При сказуемом-прилагательном тире рекомендуется в двух случаях:
1) при структурном параллелизме частей сложного предложения: Все в ее облике обращало на себя внимание: взгляд - острый, прическа - мальчишеская, одежда - современная, модная ; ср.: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель (П.) - акцентно выделены только сказуемые;
2) при наличии однородных сказуемых, особенно если имеются и иные способы выражения сказуемого: Сын у нее - желтый, длинный и в очках (М. Г.).
4. Тире ставится при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) инфинитивом: Скрытничать перед ней - это был бы грех! (Т.); В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Ч.); Ни с чем не сравнимое чувство - слышать их [грачей] в первый раз после шестимесячной зимней смерти! (Бун.) .
При инверсии тире может опускаться, если отсутствует пауза:Какое счастье жить на земле! Ср.: Жить на земле - счастье!
5. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены числительными (возможно в составе словосочетаний), а также если числительным выражен один из главных членов предложения: Значит, девятью сорок - триста шестьдесят (Пис.); , так? Сомок - пуда на два (М. Г.); Площадь комнаты - 22 квадратных метра . В случае употребления частицы не перед числительным-сказуемым (ср. то же при выражении сказуемого существительным) тире не ставится: Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре , а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Т.).
Примечание . В специальной литературе в подобной речевой ситуации ставить тире не принято: Масса такого дальномера 23 кг ; Максимальная дальность действия рассматриваемого лазерного локатора 10 км .
6. Тире ставится при сказуемом, выраженном фразеологическим оборотом: Мой брат - мастер на все руки ; Талант у него - дай бог каждому ; а также любым устойчивым сочетанием: Мать от радости прослезилась, а отец - хоть бы что! (Крут.) . Наличие частицы не , а также вводных слов при устойчивых сочетаниях в роли сказуемого препятствует постановке тире: Офицер этот не чета вам, господин жандарм (Фед.); Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом , мастер на все руки (Ч.).
7. При выражении сказуемых оборотами с частицами как, словно, что, точно, вроде как и др. тире, как правило, не ставится: Пруд как блестящая сталь (Фет); Жизнь как легенда; Небо словно раскинутый шатер. Не ставится тире и при слове как , вводящем сказуемое, лексически совпадающее с подлежащим: Льды как льды, пустыни как пустыни (Кав.); Деревня как деревня (газ.); Работа как работа, дело - знакомое (Рыб.).
Примечание . При акцентировании сказуемого тире возможно:Стена леса была - как грудь, а костер - как кровавая рана в ней (М. Г.) .
Как правило, тире ставится:
1) в предложениях, имеющих характер логического определения, например: Геология – наука о строении, составе, истории земной коры ;
2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих характеристику, оценку предмета или явления, например: Жизнь – особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе её развития ;
3) после однородных подлежащих, например: Лесть и трусость – самые дурные пороки (Тургенев); Пространство и время – основные формы всякого бытия ;
4) для внесения ясности в смысл предложения: ср.: а) Старший брат – мой учитель ; б) Старший брат мой – учитель .
Примечание. Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:
1) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи, например: Моя сестра студентка ;
2) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, всё равно как, всё равно что, вроде как и т. п., например: Пруд как блестящая сталь (Фет); Ты меж сестёр словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Некрасов); У тебя брошка вроде как пчёлка (Чехов); Дома города точно груды грязного снега (Горький).
Отступления от этого правила связаны с прежними пунктуационными нормами или с желанием подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом, например: Тишина – как льдинка, её сломаешь даже шёпотом (Леонов); Твои речи – будто острый нож… (Лермонтов); … Такая фраза – всё равно что большой шлем в ералаше (Тургенев); Деревья по сторонам её – точно незажжённые факелы… (Горький);
3) если перед сказуемым стоит отрицание не , например: Офицер этот не чета вам… (Федин); Аналогия не доказательство . Ср. пословицы и поговорки: Слово не воробей: вылетит – не поймаешь; Бедность – не порок; Сердце – не камень .
Постановка тире в данном случае имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое, например: Но объяснение – не оправдание (Горький); «Кровь людская – не водица » (Стельмах);
4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица, например: …Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев); После школы печать, несомненно, первый учитель языка (Федин).
Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий:
Хлопчатник – важнейшая техническая культура . – Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая культура (вставлено вводное сочетание).
Кино – самый массовый вид искусства . – Кино по-прежнему самый массовый вид искусства (вставлено наречие).
Кок-сагыз – каучуконос . – Кок-сагыз тоже каучуконос (вставлен союз).
Декабрь – начало зимы . – Декабрь лишь начало зимы (вставлена частица);
5) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения, например: Степан нам сосед… (Шолохов);
6) если сказуемое предшествует подлежащему, например: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь).
Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное членение предложения на два состава, например: Славные люди – соседи мои! (Некрасов); Хорошая сторона – Сибирь! (Горький); Ловкая штучка – умишко человеческий (Горький); Психологический курьёз – моя мать (Чехов);
7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот, например: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (С. Голубов).
Но (при отсутствии паузы): Какое счастье сына обнимать! (Долматовский).
Ср.: Самая поздняя осень – это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает целое предложение).
Примечание. В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например: Температура плавления золота 1063°С; Грузоподъёмность крана 2,5 т, вылет стрелы 5 м .
Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).
а) Это – начало всех начал; Это – первое выступление актрисы; Это – одиночество (Чехов);
б) Это дом Зверкова (Гоголь); Это сетка для ловли перепелов (Чехов); Это очень сложная проблема .
Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого, например: Ты – старый ребёнок, теоретик, а я – молодой старик и практик… (Чехов); Я – фабрикант, ты – судовладелец… (Горький); Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).
Постановка тире в этих случаях имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания, например: Зрачки - кошачьи, длинные… (Шолохов); Высота возле разбросанных домиков хутора – командная… (Казакевич).
§ 80. Тире в неполном предложении
- Тире ставится при наличии паузы в так называемых э л л и п т и ч е с к и х предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым), например: Вокруг месяца – бледные круги
(А. Н. Толстой); Над площадью – низко повисшая пыль, на площади – порожние бутылки казенки, бумажки дешёвых конфет
(Шолохов); И по всему небу – облака, как розовые пёрышки…
(В. Панова); На бескозырках – пехотные каски
(Долматовский).
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей… (Пушкин); Снова в час ночной тучи над землёй (Жаров); В степи под Херсоном высокие травы, в степи под Херсоном курган (М. Голодный).
Тире ставится в эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных – в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части, например: Родине – энтузиазм и творчество молодых; Каждому молодому рабочему – среднее образование .
- Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза, например: Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице; Карманы были двойные: внутренний – из полотна, внешний – из серого коленкора; Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома водорода
.
При отсутствии паузы тире не ставится, например: Алёша смотрел на них, а они на него (Достоевский); Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Чехов); Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леонов).
- Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска, например: В зале говорили свидетели – торопливо, обесцвеченными голосами, судьи – неохотно и безучастно (Горький); Деньги – исчезают, работа – остаётся (Горький); Игра кончилась и наступило время для одних – радоваться выигрышу, для других – подсчитывать проигрыш .
§ 81. Интонационное тире
- Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить или подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения. Ср.: а) Ходить – долго не мог ; б) Ходить долго – не мог . Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения, например: Я вас спрашиваю : рабочим – нужно платить? (Чехов).
- Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности, например: И щуку бросили – в реку (Крылов).
§ 82. Соединительное тире
- Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов:
а) п р о с т р а н с т в е н н ы х, например: поезд Москва – Иркутск – Хабаровск – Владивосток ;
б) в р е м е н н ы́ х, например: крестовые походы XI–XIII веков; массовые отпуска в июле – августе ;
в) к о л и ч е с т в е н н ы х, например: рукопись объёмом восемь – десять авторских листов (то же цифрами: 8–10 ); 5–6-кратное превосходство .
В этих случаях тире заменяет по смыслу слова «от… до». Если же между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить союз или , то они соединяются дефисом, например: уехал на два-три дня (но при цифровом обозначении ставится тире: …2–3 дня ).
- Тире ставится между двумя или несколькими собственными именами, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение, соревнование и т. д., например: Космогоническая теория Канта – Лапласа; Матч Алёхин – Капабланка .
Трудности выбора падежной формы управляемого слова. Синонимия словосочетаний с предложным и беспредложным управлением. Выбор падежа прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Грамматические словари, регламентирующие нормы с управлением.
Управление – такой вид подчинительной связи, когда главное слово требует от зависимого строго определенной падежной формы. При управлении между двумя словами устанавливается смысловое отношение; однако особенность управления заключается в том, что за каждым смысловым отношением при данном главном слове закреплена строго определенная форма зависимого слова. Эта особенность вызвана к жизни тем, что глагол может иметь при себе несколько существительных, вступающих с ним в разные смысловые отношения: управление дает возможность дифференцировать эти отношения. Возьмём для примера глагол выменять. Его значение позволяет ему присоединять существительные, обозначающие: 1) отданный предмет; 2) предмет, полученный взамен; 3) лицо, организовавшее обмен; 4) лицо, согласившееся на обмен. Выражение одного из этих 4х значений берет на себя подлежащее, три остальных достаются зависимым существительным – дополнениям. Ясно, что если бы у любого зависимого от глагола существительного могла быть только одна форма, то мы не смогли бы различить, какое из них выражает значение (2), а какое – (1) или (4). Управление же позволяет нам без труда отличить отданный предмет от предмета, полученного взамен, т.к. мы знаем, что первый обозначается формой Вин.падежа без предлога, а второй – формой Вин.падежа с предлогом НА; значение (4) выражается формой Род.Падежа с предлогом У.
Выбор падежа управляемого существительного бывает затруднен в тех случаях, когда нам кажутся возможными 2 формы. Как правило, основной является одна из них, вторая же имеет либо разговорно-просторечный, либо профессиональный, либо устаревший характер. Примеры с управляемыми существительными:
Бояться матери (род.п) бояться мать (разг.)
Слушаться сестры (род.п) слушаться сестру (разг.)
Одолжить карандаш (вин.п) одолжить карандаша (разг.)
Судно типа крейсера (род.п) судно типа крейсер (проф.)
Во всех затруднительных случаях следует обращаться в толковым словарям русского языка, а также к словарям сочетаемости, к словарю-справочнику Д.Э. Розенталя «Управление в русском языке», к словарям трудностей русского языка.
Многие слова допускают двоякое управление зависимыми существительными, но допустимые варианты при этом различаются оттенками значения.
Падеж прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием.
Как известно, основная форма прямого дополнения – винительный падеж без предлога: прочитать книгу, предложить решение. При добавлении отрицания, однако, становится возможной и форма родительного падежа: не прочитать книгу/книги, не предложить решение/решения. Форма родительного падежа усиливает отрицание, подчеркивает его, тогда как винительный падеж, скорее, его ослабляет. Однако есть случаи, когда выбор формы прямого дополнения при глаголе с отрицанием зависит не только от категоричности отрицания, но и от других факторов.
Родительный падеж предпочтительнее в следующих случаях:
1) При наличии в предложении частицы ни или отрицательного местоимения (наречия) с приставкой ни- : не слыхал ни одного рассказа об этой истории; до нас ни кто не посещал этой пещеры ;
2) При глаголах восприятиях, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т.п.): но слов моих ты слышать не хотел; я не ожидал такого поворота дел;
3) При глаголах обладания (иметь, получать, доставать, приобретать и т.д.): весь семестр не получала стипендии , не достал билетов на концерт;
4) При выражении дополнения существительным с абстрактным значением: не дает оснований ; не теряйте надежды ; не скрывала радости ; не делать уступок ; местоимением, заменяющим такое существительное: даже этого сделать не можете; неужели вы этого не понимаете?; в устойчивых выражениях – не только с абстрактным, но и с конкретным существительным: не испытывает желания , не питает надежды , не принимает участия , не дает покоя (покою), своего локтя не укусишь;
5) При причастиях или деепричастиях: не получив ответа , не выяснив всех причин ;
6) В безличных предложениях с главным членов – неопределенной формой глагола: Окон никому не открывать; Не видать вам отличных оценок .
В следующих случая предпочтительнее винительный падеж:
1) При указании на конкретный объект (не какой-нибудь, а именно этот предмет), в том числе, соответсвенно, когда речь идет о конкретном человеке или географическом пункте: не передвинули шкаф ; предчвствия не обманули Марью Александровну ;
2) В побудительных предложениях (сказуемое в форме повелительного наклонения): не смеши народ ;
3) При двойном отрицании: нельзя не похвалить этот спектакль ;
4) При совпадении падежных омонимичных форм – во избежание неясности: не читал сегодня газету (имеется в виду конкретная газета, а форма Р.п. ед.ч. газеты могла бы восприниматься и как форма В.п. мн.ч., при этом изменился бы смысл).
Винительный падеж обязателен в тех случаях, когда отрицание относиться не к глаголу-сказуемому, а к другому слову: не вполне уяснил задачу.
Ошибки часто допускаются и в таких конструкциях, где управляемое слово оказывается в двойной зависимости: Я приветствую и восхищаюсь…(этой артисткой или эту артистку ?). Выбор правильной падежной формы невозможен, т.к. 1ый глагол требует винительного падежа, а 2ой – творительного. Правило гласит: если 2 глагола-сказуемых имеют общее дополнение, то это должны быть глаголы управляющие одним и тем же падежом (например: Я вспоминаю и перечитываю эту книгу очень часто ). В случаях, когда подобрать глаголы, имеющие одинаковое управление, невозможно, следует избегать общего дополнения: Я приветствую эту артистку и восхищаюсь ею.
Также управление различают беспредложное (видеть картину) и предложное (смотреть НА катину). Обычно предложные конструкции, в которых отношения между словами выражаются не только падежным окончанием, но и предлогом, имеют более конкретный характер, связь между словами уточняется. Так, сопоставляя сочетания лицо у девушки – лицо девушки, отмечаем в первом из них более четкое выражение принадлежности и связь со сказуемым в контексте предложения.
Такое же различие в смысловых оттенках (более конкретное значение предложных конструкций) находим в приводимых ниже парах: интересный всем – интересный для всех, нужный многим – нужный для многих, полезный детям – полезный для детей, понятный каждому – понятный для каждого, приятный друзьям – приятный для друзей, чуждые нам взгляды – чуждые для нас взгляды (во всех этих сочетаниях предлог для подчеркивает связь с лицом – косвенным объектом).
В сочетаниях типа вернуться поездом – вернуться на поезде, ехать трамваем – ехать на трамвае предложные конструкции характеризуются большей степенью сочетаемости с названиями средств механического транспорта; ср. обычное приехал на машине при неупотребительности «приехал машиной».
В других случаях выявляется дополнительное смысловое различие. Так, сочетания идти по полю, идти по лесу обозначают движение в отдельных местах названного пространства, а синонимические сочетания идти полем, идти лесом указывают на непрерывность линейного движения. Ср.: Мы шли по полю, по лесу. – Туда мы шли полем, оттуда лесом.
Предложная конструкция позволяет устранить двузначность в конструкциях типа письмо матери (чье письмо? или письмо к кому?): в значении «письмо, адресованное матери» следует употреблять сочетание письмо к матери. При кажущейся синонимичности конструкций равноправны друг другу – равноправны друг с другом правильной является только вторая (ср.: женщины равноправны с мужчинами). В других случаях различие между беспредложными и предложными конструкциями имеет стилистический характер.
При переходных глаголах с отрицанием в одних случаях явно преобладает употребление родительного падежа дополнения, в других – употребление винительного падежа, в третьих – наблюдается факультативное их использование.
Родительный падеж , имеющий в рассматриваемой конструкциизначение подчеркнутого отрицания, обычно употребляется в следующих случаях:
при наличии в предложении частицыни илиначинающихся с частицыни местоимения или наречия, например:Да мы не имеем ни малейшего понятия о том, что делается с этими несчастными... (Л. Толстой);Никогда еще он не ощущал так горестно своей беззащитности, бессилия своего (Горький);До вас никто еще этого браслета не надевал (Куприн); ...Нисколько не облегчает процесса чтения (акад. Ф.Ф. Фортунатов);
при разделительно-количественном значении дополнения, например:... Не дать ли воды ?; Я вам хлеба не достану ... Молока не выпьете на дорогу?; За обедом оказалось, что он не пьет вина и не ест мяса (все примеры из Горького);Не купил к чаю баранок (Федин);
при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания(видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т.п.), например:Печали в ее словах Самгин не слышал (Горький);Он... деревни не знал (Чехов);Степка проглотил... конфеты и даже не заметил их вкуса (В. Гроссман);
при глаголахиметь, получать, доставать и т.п.,которые в сочетании с частицейне приобретают значение полного отрицания, например:не имеет комнаты, не получил приказа, не достал билета, не приобрел нужных вещей;
при выражении дополнения отвлеченными существительными:не дает оснований, не обнаруживает понимания, не теряет надежды, не скрывает радости, не осуществляет контроля, не упускает случая, не делает уступок. Например:Здесь шума не любят (Горький);Веселья я не ищу (В. Кетлинская);Утро не принесло ясности (Леонов);
в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным, например:не испытывает желания, не питает надежды, не находит поддержки, не делает секрета, не дает ходу, души не чает, не принимает участия, не обращает внимания, не дает покоя, не имеет представления, не внушает доверия, не упускает возможности; Вчерашнего дня не воротишь; Чужой тайны не поверяй. Также при конкретном значении существительного:не спускает глаз, не покладая рук; Денег куры не клюют; Лежа хлеба не добудешь; Плетью обуха не перешибешь; Своего локтя не укусишь; Шила в мешке не утаишь;
при деепричастии или причастии, в связи с книжным характером этих форм, например:Не получив ответа, старик идет на станцию (Чехов); ...Гибнут вдруг, не дописав поэм (Симонов);
в инфинитивных предложениях, в которых подчеркивается категорический характер отрицания, например:Не нагнать тебе бешеной тройки ... (Некрасов);При проходе войск никому окон не открывать ... (В. Вишневский).
Винительный падеж ,ослабляющий значение отрицания, обычно употребляется в следующих случаях:
при указании на конкретный объект(«именно этот предмет, а не вообще какой-то»):не отрецензировал рукопись, которую ему прислали; не выпила молоко, которое ей оставила мать. Например:Он не отвергнул тогда с презрением эти сто рублей (Достоевский);Не наклоняй знамя-то ... (Горький);
при выражении дополнения одушевленным существительным, в частности собственным именем лица, например:Ты не любишь мать (Л. Толстой); ...Не пожалеет ни папу, ни маму (Горький);Анна Николаевна не обманула Марью Александровну ... (Достоевский);Недомогание не покидало Козьму еще долго (Бунин).
То же при топонимах, поскольку и они мыслятся как конкретные, вполне определенные понятия, например:Не сдавай Порт-Артур ... (Горький).
Факультативное употребление родительного и винительного падежа при переходном глаголе с отрицанием связано со стилистическим различием:конструкции с родительным падежом характерны для книжной речи,конструкции с винительным падежом –для речи разговорной. Ср.:Я не умаляю чьих-либо заслуг ... (Горький). –Так и умрешь, не выговорив это слово (он же).
При глаголах с приставкойнедо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы,дополнение обычно ставится в форме винительного падежа, например:недогрузить тонну угля, недодать почту, недолить стакан, недооценить силу противника, недопечь пирог, недовыполнить план; родительный падеж в этих случаях употребляется при количественно-разделительном значении объекта, например:недодать деталей, недовесить масла, недодать кирпича, недолить воды, недослать денег.
Постановка прямого дополнения в форме винительного падежа обязательна в тех случаях, когда отрицание «не» стоит не при переходном глаголе, а при другом слове в предложении, например:не вполне понял задание, не очень люблю живопись, не часто читаю художественную литературу.
1. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :
- объект, на который распространяется действие;
Пишу письмо ; слушаю музыку .
- объект - адресат действия;
Пишу другу .
- объект - орудие или средство действия;
Пишу ручкой .
- объект, на который распространяется состояние;
Мне грустно.
- объект сравнения и др.
Быстрее меня .
2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :
- родительный падеж - кого? чего?
Выбор профессии .
- дательный падеж - кому? чему?
Пишу другу .
- винительный падеж - кого? что?
Пишу письмо .
- творительный падеж - кем? чем?
Пишу ручкой .
- предложный падеж - о ком? о чем?
Думаю о друге .
3. Дополнение может относиться к:
- глаголу-сказуемому;
Пишу письмо .
- главному или второстепенному члену, выраженному существительным;
Потеря коня ; надежда на счастье .
- главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием;
Строгий к детям ; думающий о детях .
- главному или второстепенному члену, выраженному наречием.
Незаметно для других.
Способы выражения дополнения
Примечания.
1) Сочетания являются единым членом предложения - дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания - подлежащие (см. п. 1.2).
2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать ), а не к подлежащему (Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.
3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж - книга ; родительный падеж - книги ; винительный падеж - книгу . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет ). Следовательно, снежок - именительный падеж; урожай - винительный падеж).
4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:
прямое дополнение - форма винительного падежа без предлога;
Пишу (что?) письмо ; стираю (что?) бельё ; слушаю (что?) музыку .
косвенное дополнение - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.
Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .
Примечания.
1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . - Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . - Мне хватает (чего?) денег ).
2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.
План разбора дополнения
- Указать тип дополнения (прямое - косвенное).
- Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.
Образец разбора
Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).
Вас - прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить - дополнение, выраженное инфинитивом. Дела - косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).
Прохлады - прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании - не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).