План урока по теме имя существительное. Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное"
1. В с т а в ь т е пропущенные буквы в словах.
– На какие две группы можно разделить данные слова? (Существительные, прилагательные.) Выпишите слова в два столбика.
Ч..рный, в..сток, к..мандир, ж..лтый, инт..ресный, г..зета, ..лфавит, ру..кий, пр..красный, к..стер.
2. З н а к о м с т в о с новыми словарными словами.
1) О т г а д а й т е загадку.
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(Карандаш.)
● Лексическая работа. Значение слова объясняют учащиеся, учитель вносит добавления.
к арандаш – письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем.
● Этимология. Учитель объясняет происхождение слова.
Слово пришло из тюркского языка, где кара – «черный», даш – «камень».
2) О т г а д а й т е рифмованную загадку.
Строит заводы, машины, дома.
Подходят рабочие и мастера,
Он скажет, что сделать, каков тут замер,
Составит чертеж… (инженер).
● Лексическое значение объясняют ученики и учитель.
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
● Этимология. Слово заимствовано из французского языка.
3) О т г а д а й т е научную загадку.
Как назвать одним словом тонкий слой ледяных кристаллов на холодной поверхности?
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь _____ зеленеет.
А. С. Пушкин
● Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова «иней».
Основа ин- в слове иней та же, что в древнем индийском эни- «сверкающий».
– В какой столбик запишем новые словарные слова? Почему?
II. Сообщение темы урока.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 1.
– Прочитайте диалог. Как вы ответите на вопрос учителя?
– Сформулируйте тему урока.
– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.
III. Грамматические признаки имен существительных.
1. И г р а «Исключите лишнее».
Учащиеся в каждой строке из всего набора слов должны найти и исключить «лишнее» , аргументировав свой выбор.
Человек, белка, камень, осел, мама.
Муравей, книга, стакан, одежда, ужин.
– На какие вопросы отвечают данные слова?
– Что они обозначают? (Предметы.)
– Что еще могут называть имена существительные?
2. И г р а «По местам».
Н а д о с к е – карточки.
О п и с а н и е. Слева расположены карточки со словами, называющими какие-либо явления природы, признаки, действия, то есть те обобщенные понятия, которые написаны на карточках-конвертах, расположенных справа.
Учащиеся должны распределить карточки по группам (конвертам), вложить карточку со словом в конверт с обобщенным понятием, то есть разложить все «по местам».
– Как вы думаете, почему три карточки пустые? Придумайте задание для класса.
IV. Собственные и нарицательные имена существительные.
1. Упражнение 3 учащиеся выполняют по заданию учебника, самостоятельно.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 4.
Прочитайте слова. Почему нельзя назвать текстом то, что вы прочитали?
Учитель повторно читает слова из упражнения вслух, а учащиеся хлопают в ладоши, когда услышат имена собственные.
– Что нужно сделать, чтобы из данных слов получился текст?
Учащиеся составляют текст и самостоятельно записывают его в тетрадь.
3. Упражнение 5 учащиеся выполняют по заданию учебника.
К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
V. Итог урока.
И г р а.
Мы местами поменяемся,
Когда ни в чем не сомневаемся.
Если учитель не то нам будет утверждать,
Будем, не двигаясь, мы на месте стоять.
О п и с а н и е. Дети становятся в круг. Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны с ним, они меняются местами, если нет, стоят на месте.
Высказывания-утверждения учителя.
● Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает действие предмета.
● Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет.
● Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
● Имена собственные пишутся с большой буквы.
● Я называю одушевленные существительные:
– дерево; – стол;
– малыш; – берег;
– друг; – буря;
– лето; – товарищ.
Домашнее задание: упражнение 6.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
«Имя существительное
как часть речи».
в 5а классе, учитель Евдокимова Н. А.
Тема: «Имя существительное как часть речи».Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.
Задачи урока:
1. создать условия для ознакомления с обобщенным лексическим значением имени существительного; организовать работу по формированию понятия «имя существительное»;
2. содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления (выявление отношения противоположности); повторение, правописания безударных гласных, парных согласных, слов из словаря; повторение тем: «Члены предложения», «Словосочетание»;
3. воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.
Межпредметная связь с уроками математики
Ход урока.
Организационный момент.
Организация учащихся.
Организация рабочего места учащихся.
Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.
Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.
II . Минутка чистописания.
Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я от вас друзья не скрою Ручку я, вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь!Записать число, классная работа
III . Словарная работа.
Прочитайте записанные словарные слова. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в три столбика: в первый - с непроверяемой гласной О, во второй – с непроверяемой гласной А, в третий – с непроверяемой гласной Е.
с о бака к а ртофель п е нал
м о рковь г е рой
г о рох
ябл о ко
п о беда
п о м и дор
Проверьте работу.
IV . Изучение нового материала.
- В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты .
И будем с ними мы дружить,
Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)
А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)
А как называются эти слова, вы вспомните, когда расшифруете запись.
3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.
1
(имя существительное.)
Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ:
Имя существительное - это...
1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.
VI . Закрепление нового материала. )
(ученики читают)
Имя существительное,
Очень удивительное,
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Игра.
- Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.
Выполните задание.
повар
Варить
Варёный
цветок
Цвести
Цветной
старушка
стареть
старый
коля
- В каком столбике имена существительные? Докажите.
На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков?
Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.)
Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.)
Пословица: Газета для человека, что окно для дома.
- Объясните смысл пословицы, запишите ее по памяти. Подчеркните имена существительные.
Дом зелёный тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Это слово из словаря: горох.
- Назовите в загадке имена существительные и все орфограммы.
(зелёный – зелень, тесноват – тесен, узкий – узенький, длинн ый, гладкий – гладенький, сидят – сидя, ребятки – словарное слово)
- Подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень.
Составьте предложение и, комментируя, запишите его.
Летом в огороде вырос сладкий горох.
1) Назвать существительные.
2) Подчеркнуть главные члены предложения.
3) Назвать словосочетания.
Игра «Кто я?». Соедините слова.
В школе я
В магазине я
На улице я кто?
В транспорте я
Дома я
пешеход
ученик
покупатель
пассажир
сын, дочка
- Слова, какой части речи использовали?
VII . Итог.
- Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.
(выставление оценок, рефлексия, домашнее задание)
Тема урока: «Имя существительное как часть речи».
(Повторение изученного в 5 классе)
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическую роль; роль в речи);
Повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности
учащихся;
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать
информацию и
делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
Содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Оборудование: рабочий лист, опорный план-конспект, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, всё у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
Перед вами лежат рабочие листы, которые на сегодняшний урок заменят вам тетради, и опорные конспекты, которые мы будем заполнять в течении урока. Запишите в рабочих листах сегодняшнее число, классная работа.
Итак, мы начинаем.
С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Назовите эти части Речи.
(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)
О какой части страны Речь мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.
Давно живу я в мире этом
Даю название предметам.
Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ детей.
Да, вы правы, запишите тему: «Имя существительное как часть речи» в свои рабочие листы.
Кто поможет мне объяснить цель нашего урока?
(Вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном).
Ребята, приведите примеры существительных.
Ответы детей
Имя существительное- часть речи очень древняя. Она появилась в речи наших далёких предков первой. И сейчас в общении имя существительное употребляется нами чаще остальных частей речи. Давайте подтвердим это, выполнив первое задание.
На экране проецируется запись .
Не знаю.
Ребята, можно ли назвать данную запись текстом? Почему? Каждый текст предполагает наличие темы. Определите её и озаглавьте текст. А какова основная мысль данного текста, сформулируйте её.
В данном тексте 57 слов. Посчитайте, пожалуйста, какое количество в нём существительных. В рабочих листах подчеркните все существительные одной чертой.
19 существительных, что составляет 33% от общего количества слов в тексте.
Молодцы. Для чего нужны существительные?
А теперь назовите слова, отвечающие на вопрос КТО?: Снегирь, Лёнька, домовой, богатырь, Витька. Что обозначают эти слова?
Назовите слова, из данного задания, которые отвечают на вопрос ЧТО?: солома, зима, морозы, снег, простота, отгадка, восторг, дом, пустырь. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
(Неживые предметы, отвлечённые понятия.)
Делаем вывод: существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?, делятся на две большие группы: одушевлённые и неодушевлённые.
Делается соответствующая запись в опорный конспект.
Ребята, а почему некоторые существительные записаны с заглавной буквы? Назовите их. Лёнька, Витька.
Сделаем вывод: среди существительных различаются собственные и нарицательные. Запись в опорный конспект.
На экране записаны слова, которые нужно распределить в два столбика.
Нарицательные имена существительные | Собственные имена существительные |
Дождь, камень, (И,и)лья, (Б,б)айкал, книга, Сидоров, Рентген, рентген.
Кто был внимательным, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором- с маленькой. Почему?
(Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные. Рентген- немецкий физик, учёный Вильгельм Конрад Рёнтген, открывший рентгеновское излучение, рентген- просвечивание рентгеновскими лучами).
Физкультминутка.
Вот теперь отдохнувшие бодрые вы можете вновь приступить к работе.
Следующее задание. Перед нами трёхэтажный дом.
На первом этаже живут существительные: день, стол…
На втором этаже живут существительные: страна, ночь…
На третьем этаже живут существительные: счастье, море…
Как вы думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)
Как определить род существительного? (Род существительного определяется путём подстановки местоимений он мой, она моя, оно моё)
Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и определяете род этих слов.
1) Зимой и летом одним цветом. (Ель)
2) Без рук, без ног, а на окнах рисует. (Мороз)
3) Кто на себе свой дом носит? (Улитка, черепаха)
4) На нем пена поднялась,
Смыла с рук и пыль, и грязь,
Краски и чернила.
Узнаёте? Это... (мыло)
5) Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (Ежик)
6) В землю мы его зарыли,
Чистою водой полили.
Пролетело времечко-
Проросло вверх.. (семечко)
Ещё один морфологический признак мы вспомнили, запишите его в опорный конспект.
Существительные из одного дома ходят в гости к существительны м в соседний дом, но каждое слово- только в определённый дом.
Почему? От чего это зависит? Для того чтобы разгадать следующий признак имени существительного, мы должны разгадать тайну молчащей таблицы. Заполним её и озаглавим.
(Сколько склонений у существительных? Как определить склонение существительных? (к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а,-я, ко 2 склонению - существительные среднего рода с окончанием -о,-е и мужского рода с нулевым окончанием, к 3 склонению- существительные женского рода с нулевым окончанием).
Игра «Заблудившиеся слова».
Несколько слов забыли, в каком они домике проживают, помогите им. (Учитель показывает слова, а ребята, ставя слова в начальную форму, определяют их склонение).
Слова на табличках: ПАПОЙ, МОРКОВИ, (В) НЕБО, (НА) ИВУ, РОЖЬ, (К) АРБУЗУ.
Признак записывается в опорный конспект.
Все перечисленные ранее признаки имён существительных называются постоянными. Но у существительных есть и непостоянные признаки- они изменяются по падежам и числам.
Игра «Кто быстрее».
Задание: изменить по падежам существительное УЧЕНИК.
На каждый ряд даётся листок со словом, работа начинается с последней парты. Ученик, выполняющий задание, записывает название падежа, падежный вопрос и изменяет слово. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
Заполнение опорного конспекта.
Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один, несколько)
Заполните таблицу:
Единственное число | Множественное число |
стол | |
сказки |
|
дорога |
|
кот |
Сделаем вывод: для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе, для обозначения двух или нескольких предметов- во множественном.
В какую колонку вы отнесёте слова очки, ворота, лапша, горох?
(Эти слова нельзя записать ни в одну колонку, т.к. первые два слова имеют форму только множественного числа, третье и четвёртое- форму только единственного числа).
Вот и следующий признак существительного определён, делаем запись в опорный конспект.
А какова синтаксическая роль имен существительных в следующих предложениях? Определяем роль слова Россия.
Россия- моя Родина.
Моя родная страна- Россия.
(в 1 - подлежащее, во 2- сказуемое, в 3- дополнение, в 4- обстоятельство).
Мы делаем ещё одну запись в опорный конспект, на сегодня последнюю.
Подведение итогов. Рефлексия.
Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что узнали нового? Помогите мне сделать вывод к нашему уроку, опираясь на конспект, который мы заполняли в течение нашего урока.
Сведения, записанные в нашем конспекте, будут пополнятся вами на следующих уроках русского языка. Вы узнаете о том, что нельзя переоценить роль имён существительных в русском языке. К большому сожалению, всё чаще приходится слышать такие слова, как «чел», «комп», «училка» и другие слова, которые делают нашу речь исковерканной, некрасивой. Поэтому, ребята, старайтесь следить за своей речью, ведь ваша речь -ваша визитная карточка.
Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать: понравился ли вам наш урок? Мне было очень приятно работать с вами. Если вам понравился урок, то поднимите вверх солнышко, если урок не понравился или вам было некомфортно, то- тучку.
Опорный план-конспект
отвечает на вопросы_______________________________________________.
Имеют___________________ и _____________________________________.
Опорный план-конспект
Имя существительное- это_________________________________________,
которая обозначает_______________________________________________ и
отвечает на вопросы______________________________________________.
Имена существительные бывают____________________________________,
________________________________________________________________
Имеют__________________________________________________________
Существительные изменяются по__________________ и _______________,
в предложении выполняет роль_____________________________________
__________________________________________________________________________________.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Двадцать третье ноября
Классная работа
1задание
_________________________________________
Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?- спрашиваю я.
Лёньке хочется угадать. Он ёрзает на соломе, но вскоре сознаётся:
Не знаю.
Понимаешь, вместе с зимой, с морозами, со снегом прилетают. Снег- снегирь.
Неожиданная простота отгадки приводит Лёньку в восторг.
Значит, бабушкин домовой- это потому, что в доме… Пустырь… Богатырь,- бормочет Лёнька.- Побегу-ка я к Витьке! Уж я ему загадаю.
2 задание
Распределите слова в два столбика
Дождь, камень, (И,и)лья, (Б,б)айкал, книга, (С,с)идоров, Рентген, рентген
Собственные существительные | Нарицательные существительные |
3 задание
Определите синтаксическую роль слова Россия в следующих предложениях.
Россия- моя Родина
Моя родная страна- Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
«Имя существительное как часть речи»
Подготовила: учитель русского языка и литературы Гончарова Т.В.,
МБОУ «ООШ №8»
Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие:
развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:
учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока:
комбинированный.
Технология:
элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты:
теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока
- Орг. момент .
Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия
2 . Лингвистическая разминка.
На доске предложение.
– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.
– Обозначьте изученные орфограммы.
Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология-огромная страна, а мы направимся в г. Предметинск. Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока.
3.
Постановка проблемы и задач урока
- Правильно, это имя существительное.
Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться , каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.(Приложение№1)
Отправляемся в путь!
4. Работа по теме урока
1 остановка «Опознаватнльная»
Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в упражнении 397 (Число запишите в маршрут)
А что помогло вам так легко справиться с заданием? (Теоретические сведения)
2.Остановка «Теоретическая».
Давайте с вами вспомним, что же такое имя существительное и его основные признаки.
Самопроверка по учебнику.Результаты оцените по 5бальной системе
3.« Морфологическая».
Чтобы проверить ваши теоретические знания,
мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово. Я диктую группу слов, а вы должны выписать лишнее и определить по какому признаку оно лишнее.
- Олень, дочь, мужчина. (род)
- Собака, книга, девочка. (одуш.)
- Москва, город, Россия. (собств.)
- Песня, море, листопад. (склонение)
- Ключи, уроки, класс. (число)
Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)
Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.(Слова-бык, окно, мышь)
4.«Синтаксическая»
И мена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами
Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения (работа по группам)
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
Физминутка
А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.
(Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)
Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)
Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)
Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)
5. «Проверочная». Тест (взаимопроверка)
«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа
Самостоятельная работа. Проверка по ключу.
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
6. «Творческая».
Употребление существительных в речи.
Запишем стихотворение и определим род и склонение всех имен существительных.
Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.(В.Маяковский)
Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.(С. Аксаков)
7) Сочинение – миниатюра.
А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине за окном, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.
5. Итог урока..
1.Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
2. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - улыбнитесь, если "нет" - нахмурьтесь. Спасибо, ребята.
3. Выставление оценок.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Ользонова Тамара Максимовна
Русский язык
7 класс
Имя существительное – часть речи.
Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цели урока:
1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными
2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;
Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения;
Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Вид урока
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.
Используемые компоненты УМК:
1.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.2013год
2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2013год
Методическая литература:
Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;
Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;
Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;
В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»
Ход урока
Этап урока:
(деятельность учителя и ученика)
Время
Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
1 мин.
Проверка домашнего задания
Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191 .
Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи.
2 мин
Вступительное слово
Сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это?
Незнайка
Он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это?
Знайка.
Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать.
1 мин
Мотивация учебной деятельности
Работа по закреплению темы «Части речи»
Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют.
Из чего состоит наша речь?
Какие части речи вы знаете?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
На какие вопросы отвечает глагол?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца.
Ребята, определите в предложениях все части речи и подскажите Незнайке, как их нужно правильно подчеркнуть.
Гл. Прил. Сущ.
Стоит красивый диван.
Маленькая девочка рисует.
Летит сизый голубь.
3 мин.
Физминутка
С физминуткой я дружу,
Свою спинку разогну,
Ножками потопаю,
Ручками похлопаю,
А теперь попрыгаю,
Ножками подрыгаю.
Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно!
2 мин.
Новый материал
Работа в тетради
Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем (число, классная работа)
Имя существительное как часть речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
2 мин.
Сообщение цели и темы урока
Упражнения на размышление
Работа в тетради
Вывод:
Индивидуальная работа по карточкам
1 ученик у доски, остальные в тетради.
Вывод:
Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?
Это ребусы.
Какие слова получились?
1. Уши, столб, дятел, бабочка.
Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся)
Запись слов в тетрадь.
- Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. (Ученик читает записку)
Поставьте к словам вопрос
Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос
Уши, столб – что?
Дятел, бабочка – кто?
Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод!
Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.
2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.
Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь.
Докажите, что это существительные!
Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом.
6 мин.
Работа с учебником
Стр.84 правило 1
В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила)
А вот и крыша нашего дома
3 мин.
Имя существительное
Что вы знаете о словах этой части речи?
Отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет
Это будет первый этаж нашего дома.
Кто? Что?
Предмет
Самостоятельная работа в тетрадях
Проверка (сигнальные карточки)
Упражнение на размышление
Вывод:
Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных.
Какие слова вы записали(спросить 2 учеников)
- А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали.
Воздух
- походит оно?
Подходит
Докажите
Отвечает на вопрос что?
_ Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова)
Холод. Встреча. Радость.
Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос)
Да и нет.
Мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку)
Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека.
Ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84.
Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома.
7 мин.
Интересное событие
Вывод:
У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает)
Имя существительное - самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней – имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него.
-значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.
Физкульт- Минутка
2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»:
Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!
2 мин.30 сек.
Закрепление изученного
I группа – стр. 85
Упражнение 214
II группа – стр. 84
Упражнение 213
III группа-
Работа по карточкам
Проверка. Оценивание.
Давайте проверим ребят, выполнявших задание
- Молодцы! Верно справились с заданиями.
10 мин.
Итог урока
Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?
3 мин.
Домашнее задание
Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна)
2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)
Работа по карточкам (Петя, Антон)
Стр. 84 правило
1 мин.
Рефлексия
Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.
1мин.
Самоанализ урока.
Урок русского языка.
Тема урока : Имя существительное – как часть речи.
Тип урока : Комбинированный. Изучение нового материала.
Вид урока : Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.
Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.
В ходе урока были учтены возможности данного класса.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Цели урока:
Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.
Закреплять навык группировки слов по значению.
Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.
Воспитывать вежливость, культуру диалога.
Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена: работа по развитию психологических процессов.
Речи:
Актуализация знаний (определение частей речи).
Физкультминутка.
Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).
Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).
Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).
Памяти:
Развитие мелкой моторики рук.
Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).
Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).
Физкультминутка.
Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).
Мышления:
Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).
Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.
Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).
Физкультминутка.
Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).
Закрепление изученного материала (работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)
Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).
Рефлексия.
В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.
II. По развитию мотивационно - потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.
Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.
IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.
Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.