Проверочная работа по окружающему миру "как жили люди в старину". Урок окружающего мира на тему "как жить в мире людей" Как жить в мире людей проверочная работа
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
(На доске записаны понятия.)
Общество
Подберите синонимы к слову общество.
Конфликт
Подберите синонимы к слову конфликт.
Компромисс
Подберите синонимы к слову компромисс.
3. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Итак, начинаем наш урок
Нам с вами надо понять, как люди отличают, что хорошо, а что плохо.
(Возможный вариант ответа выбирается из различных ответов учащихся). На предыдущем уроке мы пришли к выводу, что жить надо не только для себя, но и рядом с другими, для других. От каждого из нас зависит будущее человечества.
4. Открытие новых знаний.
Учитель. Прочитаем диалог Анюты и папы, он поможет нам разрешить поставленную проблему.
Ученики читают текст на с. 32.
Учитель. Слышали ли вы слово “совесть” от взрослых? При каких обстоятельствах? Что, по-вашему, оно означает?
Учитель. Что помогло папе разобраться, что не ходить на работу без причины - это плохо?
Ученики. Папе помогла совесть.
Учитель. Как папа объяснил Анюте, что такое совесть?
Ученики. Папа станет переживать, места себе не сможет найти, потому что знает, что плохо поступил, из-за него могут пострадать интересы других людей, общества. Окружающие будут думать, что он ненадежный, нечестный, бессовестный. А папа не хочет, чтобы о нем думали плохо, это его огорчает.
Учитель. Совпадают ли папины размышления о слове “совесть” с вашими предположениями? Прочитаем, какое определение новому понятию предлагает словарь в конце учебника на с. 123.
Учитель. Как вы думаете, этой способностью чувствовать, что хорошо, а что плохо, человек наделен от рождения, это врожденный признак?
Ученики. Мы знаем, что человек становится личностью только в обществе. Благодаря воспитанию и обучению он приобретает те личностные качества, которые выделяют его из мира животных и делают человеком. Значит, и эту способность он приобретает в ходе обучения и воспитания.
Учитель. Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока и попробуем разрешить ее, опираясь на новые знания. В ходе воспитания и обучения человек приобретает способность чувствовать, где добро, а где зло. Эта способность называется совестью. Благодаря совести о каждом из своих поступков человек может сказать самому себе, хороший он или плохой. Совесть требует быть честным тогда, когда никто не может проконтролировать поступки человека, когда о возможном его обмане не узнает никто. Если человек не задумывается о своих поступках, о том, портит он жизнь другим людям или нет, то говорят, что его совесть “молчит”. А самого человека называют нечестным или бессовестным.
Физминутка
Положите друг другу руки на плечи,
Опустите голову и мысленно пожелайте
Своим друзьям того, чтобы вы хотели.
Пожелать себе.
Задания для групп.
1. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 33 и выполните задание к ним.
2. Напишите на листе 10 самых важных, на ваш взгляд, правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку в обществе.
Ученики делятся результатами групповой работы. Выслушав каждую группу, учитель предлагает сравнить предложенные правила поведения и отметить совпадения.
Учащиеся отмечают, что большинство названых правил у разных групп совпадают.
Учитель. О чем нам это говорит? Правильно, что есть общие правила поведения, которые приняты всем обществом. Их должен знать и соблюдать каждый человек. Как вы думаете, когда и как эти правила возникли в обществе?
В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что такие правила люди придумали не сразу, они складывались постепенно. В качестве подтверждения высказанных предположений учитель предлагает прочитать в учебнике на странице 35 последний абзац.
Учитель. Как складывались отношения между людьми в первобытном обществе? Существовали ли на этой первой ступеньке развития человека правила поведения?
Ученики. Нет, выживали только сильнейшие.
Учитель. Изменялось ли что-то в обществе с развитием человека?
Ученики. Да, “чем разумнее становился человек, тем добрее и справедливее становились отношения между людьми” (зачитывают из учебника).
Учитель. Эти общепринятые и одобренные большинством людей правила называются моралью. Самостоятельно найдите и прочитайте определение этого нового понятия в словаре на с. 121.
Учитель. Посмотрите еще раз на те правила, которые вы написали на листах. Подумайте, можно ли их объединить одним правилом, которое охватило бы все, что вы перечислили?
Учитель. Это правило еще называют “золотым правилом нравственности”. Как вы думаете, почему?
Учитель. Подумайте, какое наказание ожидает того, кто нарушит требования морали? Правильно, нарушителя могут отругать, пристыдить, его перестают уважать, считают непорядочным человеком.
Иногда такое общественное осуждение человек переживает тяжелее, чем наказание. А за нарушение, каких правил человека могут отдать под суд и посадить в тюрьму?
Ученики приводят примеры таких правил: не присваивать чужого имущества, не наносить вред жизни и здоровью человеку и т.д.
Учитель. Эти правила - тоже часть общечеловеческой морали, но они защищены силой закона.
Эта часть правил поведения называется правом.
Учитель. Прочитайте формулировку этого правила на с.35.
5. Работа в тетради.
В тетради выполняются задания на с.17 №1 (повышенный уровень), с.18 №2, №3.
6. Итог урока.
Учитель. Какие новые знания вы получили на уроке? С какими новыми понятиями познакомились? Помогли ли эти знания разрешить проблему: “Как человек может понять, что совершил плохой поступок, если ему никто не подсказывает? С помощью чего человек узнает, что хорошо, а что плохо?”. К какому решению мы пришли? Какое “золотое правило нравственности” нам удалось вывести?
В конце урока проводится рефлексия
Сегодня на уроке я узнал______________
Этот урок научил меня тому, что___________________
Получив новые знания мы будем__________________
Список используемой литературы
- Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Книга 2. Человек и человечество. Авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 2 Человек и человечество. Авт. Сизова Е.В. Стойка Е.И. Харитонова Н.В.
- Методические рекомендации для учителя. Человек и человечество 4 класс. Авт. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.
Предмет: окружающий мир Программа: «Школа 2100» Класс: 4 Тема: «Как жить в мире людей?»
Цели и задач урока: - объяснить, что такое правила поведения на улице; - познакомить воспитанников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право»; - замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву). Место проведения занятия: классный кабинет. Продолжительность занятия: 45 минут. Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, проектор. Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
- Подведение к проблеме и постановка проблемы
1)- Представьте, что вы днем слушаете музыку на концерте в исполнении любимых музыкантов. (включается музыка). - Какие эмоции вы сейчас испытываете? (радость, удовлетворение, удовольствие …). На доске: Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо 2) - Представьте: вы только что уснули. Вдруг ваш сосед громко начинает играть ту же музыку, ту же, что вы слушали днем сами. Ваш сон прерван. Какие эмоции вы сейчас испытываете? (огорчение, раздражение,…) На доске: Музыка вызывает отрицательные эмоции . Музыканты поступают плохо. - Какое заметили противоречие? - Музыка одна и та же, но поступок музыканта мы расцениваем как хороший, то как плохой. - Какой возникает вопрос? - Что помогает человеку оценивать совершенные им поступки и те, которые он намеривается совершить? 2. Актуализация знаний - Опишите, какая ситуация изображена на рисунке? (работа с учебником) (мальчики разбили стекло) - Какой они совершили поступок? (плохой) - А как вы это определили? - А сами ребята поняли, какой они совершили поступок? (да, осторожно заглядывают в комнату) (по выражению лиц – испуг, стыд) - Ребятам кто - нибудь сказал, какой они совершили поступок? (нет) - А как ребята сами поняли о своем плохом поступке – ведь им никто не подсказывал? Можно сказать, что их что – то «грызет» изнутри? - «Внутренний голос», совесть. - А если бы внутренний голос не подсказал ребятам, кто бы это сделал? - Другие люди .
(От проблемы появляются 3 стрелки – «внутренний голос» - совесть , другие люди – мораль, право ) (постепенное прибавление слов)
3.Поиск решения (открытие нового знания) - Что такое совесть? Давайте попробуем поработать по группам и найти близкие по значению слова, чтобы нам легче было разобраться с этим понятием. Стыд, вина, раскаяние, угрызение, сожаление, покаяние … - Совесть, как и долг не зависит от мнения окружающих людей. Раньше у людей было только понятие «стыд», Демокрит, живший на рубеже 5 и 6 вв. до н.э., еще не знал понятия «совесть», но он требовал нового понимания постыдного, говорил «Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других», откуда и можно дать понятие совести – это ответственность человека перед самим собой. (слайд с мультфильмом про Лунтика «Совесть» - объяснение слов) - Обратимся к словарю. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Ожегов С.И.) - Прочитаем пословицы.
Совершай поступки по велению собственной совести, а не для того, чтоб тебя похвалили. Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.
Какого человека называют бессовестным? (который совершает плохие поступки и не испытывает угрызения совести) - Напишите 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать любому человеку. (выписывают на доске, если у других групп совпадают правила, то ставится просто «+») - Значит, существуют общие, принятые всем обществом правила поведения. - Найдите на с.33 учебника, как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (мораль – устные …) Мораль – устные правила, принятые в обществе; - один из способов регулирования действий человека в обществе. Мораль – это правила о том, как нужно поступать. - А теперь попробуйте сформулировать «золотое правило нравственности», которое бы охватило все перечисленные.
Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок. 1. Девочка стоит перед мамой и говорит: «Мама, прости, что я тебя обманула…» Девочка поступила хорошо? - Что помогло понять ей это? (Совесть) 2. По улице идет человек на костылях. Мальчик дразнит его – показывает язык, прыгает на одной ноге. Старушки, сидящие на скамейке сказали: «Как не стыдно, разве можно дразнить калеку?» - Мальчик совершает хороший поступок? -Его совесть говорит ему о том, что так нельзя делать? - Кто напомнил ему принятые в обществе устные правил поведения? (другие люди) - Как эти правила называются? (Мораль) 3. Машина едет на красный цвет, милиционер жезлом показывает, что необходимо остановиться и говорит «Вы нарушили правила!» - Водитель совершает хороший поступок? - Его совесть говорит ему об этом? - Кто напомнил ему, что он нарушает правила? (милиционер) - Как такие правила называются? (мораль) - А правила дорожного движения – это устные правила? (Нет, это государственный документ) - Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах? - Найдите на с.34 учебника, как называются правила поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. (Право) - Если человек не слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то что защищает порядок в обществе? Право – совокупность норм и правил, установленных и охраняемых государственной властью для регулирования отношений людей в обществе.
4. Выражение решения проблемы. Применение нового знания Работа по рисункам и с вопросами (с.34 -35) Итоги урока: - Давайте вернемся к основному вопросу сегодняшнего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (к проблеме) (по группам -2 мин.) - Чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения – мораль и право.
Придумайте по теме сегодняшнего урока синквейн.
Рефлексия. - Я понял … - Я узнал для себя… - Я задумался … Домашняя работа - выполнить задания в рабочей тетради по теме 7 по желанию; - придумать и разыграть с друзьями сценку, в которой покажете нарушение правил поведения человека в обществе без концовки, а одноклассники должны предположить, что произойдет дальше.
Проверочная работа по окружающему миру " Как жили люди в старину" (3 класс, учебно-методический комплект "Начальная школа двадцать первого века". Проверочная работа включает в себя задания, связанные с устаревшими словами.
Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по окружающему миру "Как жили люди в старину"»
Проверочная работа по теме «Как люди жили в старину»
Приведи примеры устаревших имён. (3)
____________________________________________________________________________________
Подумай, как появились эти имена. Запиши свой ответ.
Орун _____________________________________________________________________
Четвертак_________________________________________________________________
Милалика_________________________________________________________________
Допиши прозвища князей и царя.
Ярослав _______________, Владимир_______________________, Иван__________________
Приведи примеры фамилий, которые произошли от:
а) от отчества____________________ б) от названия животного, птицы__________________
в) от названия профессии ____________________ г) от черты характера__________________
Подумай и запиши, как возникли эти фамилии:
Печников______________________________________________________________________
Сергеев________________________________________________________________________
Веселов_______________________________________________________________________
Опиши внешность мужчины-славянина.
___________________________________________________________________________________
Запиши основные черты характера славян.
Славяне были_______________________________________________________________________
Закончи предложения.
Слово « фамилия» с латинского языка переводится как ___________________________________
На севере России крестьянские жилища строили из_______________, а на юге России __________________________________________________________. Каменные постройки на Руси появились в _____________________________.
Распредели слова на 2 группы. Дай название каждой группе.
Мундир, валенки, кроссовки, сарафан, тулуп, футболка, шорты, кокошник, шинель, дублёнка, папаха, галстук, сандали
10. Трапеза - это _______________________________________________________.
Приведи примеры блюд, которые могли входить в меню славян. (5)
_________________________________________________________________________________________
11. Язычники - это________________________________________________________________________
Приведи примеры богов славян.
__________________________________________________________________________________
Приведи примеры духов, в которых верили славяне.
Допиши предложения.
Началом крещения Руси считают ______________________. Это произошло при князе __________________________________________________. Христианские праздники_________________________________________.
Исправь ошибки.
Древние славяне славились своей скупостью.____________________________________________
В военных сражениях они проявляли трусость.________________________________________
От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость._______________________________________________
Но больше всего славяне любили рабство. __________________________________________
Предмет: окружающий мир
Программа: «Школа 2100»
Класс: 4
Тема: «Как жить в мире людей?»
Цели и задач урока:
— объяснить, что такое правила поведения на улице;
— познакомить воспитанников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право»;
— замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву).
Место проведения занятия: классный кабинет.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Подведение к проблеме и постановка проблемы
— Что такое общество?
— Можем ли наш класс назвать обществом?
— Какие у музыкантов общие интересы?
1)- Представьте, что вы днем слушаете музыку на концерте в исполнении любимых музыкантов.
(включается музыка).
— Какие эмоции вы сейчас испытываете? (радость, удовлетворение, удовольствие …).
На доске: Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо
2) — Представьте: вы только что уснули. Вдруг ваш сосед громко начинает играть ту же музыку, ту же, что вы слушали днем сами. Ваш сон прерван.
Какие эмоции вы сейчас испытываете? (огорчение, раздражение,…)
На доске: Музыка вызывает отрицательные эмоции . Музыканты поступают плохо.
— Какое заметили противоречие?
— Музыка одна и та же, но поступок музыканта мы расцениваем как хороший, то как плохой.
— Какой возникает вопрос?
— Что помогает человеку оценивать совершенные им поступки и те, которые он намеривается совершить?
2. Актуализация знаний
— Опишите, какая ситуация изображена на рисунке? (работа с учебником)
(мальчики разбили стекло)
— Какой они совершили поступок? (плохой)
— А как вы это определили?
— А сами ребята поняли, какой они совершили поступок? (да, осторожно заглядывают в комнату)
(по выражению лиц – испуг, стыд)
— Ребятам кто — нибудь сказал, какой они совершили поступок? (нет)
— А как ребята сами поняли о своем плохом поступке – ведь им никто не подсказывал? Можно сказать, что их что – то «грызет» изнутри?
— Другие люди .
(От проблемы появляются 3 стрелки – «внутренний голос» — совесть , другие люди – мораль, право )
(постепенное прибавление слов)
3.Поиск решения (открытие нового знания)
— Что такое совесть?
Давайте попробуем поработать по группам и найти близкие по значению слова, чтобы нам легче было разобраться с этим понятием.
Стыд, вина, раскаяние, угрызение, сожаление, покаяние …
— Совесть, как и долг не зависит от мнения окружающих людей.
Раньше у людей было только понятие «стыд», Демокрит, живший на рубеже 5 и 6 вв. до н.э., еще не знал понятия «совесть», но он требовал нового понимания постыдного, говорил «Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других», откуда и можно дать понятие совести – это ответственность человека перед самим собой.
(слайд с мультфильмом про Лунтика «Совесть» — объяснение слов)
— Обратимся к словарю.
Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Ожегов С.И.)
— Прочитаем пословицы.
Совершай поступки по велению собственной совести, а не для того, чтоб тебя похвалили.
Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.
— Какого человека называют бессовестным? (который совершает плохие поступки и не испытывает угрызения совести)
— Напишите 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать любому человеку.
(выписывают на доске, если у других групп совпадают правила, то ставится просто «+»)
— Значит, существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.
— Найдите на с.33 учебника, как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (мораль – устные …)
Мораль – устные правила, принятые в обществе;
— один из способов регулирования действий человека в обществе.
Мораль – это правила о том, как нужно поступать.
— А теперь попробуйте сформулировать «золотое правило нравственности», которое бы охватило все перечисленные.
Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
— Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.
1. Девочка стоит перед мамой и говорит: «Мама, прости, что я тебя обманула…»
Девочка поступила хорошо?
— Что помогло понять ей это? (Совесть)
2. По улице идет человек на костылях. Мальчик дразнит его – показывает язык, прыгает на одной ноге. Старушки, сидящие на скамейке сказали: «Как не стыдно, разве можно дразнить калеку?»
— Мальчик совершает хороший поступок?
Его совесть говорит ему о том, что так нельзя делать?
— Кто напомнил ему принятые в обществе устные правил поведения? (другие люди)
— Как эти правила называются? (Мораль)
3. Машина едет на красный цвет, милиционер жезлом показывает, что необходимо остановиться и говорит «Вы нарушили правила!»
— Водитель совершает хороший поступок?
— Его совесть говорит ему об этом?
— Кто напомнил ему, что он нарушает правила? (милиционер)
— Как такие правила называются? (мораль)
— А правила дорожного движения – это устные правила? (Нет, это государственный документ)
— Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах?
— Найдите на с.34 учебника, как называются правила поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. (Право)
Право – совокупность норм и правил, установленных и охраняемых государственной властью для регулирования отношений людей в обществе.
4. Выражение решения проблемы.
Применение нового знания
Работа по рисункам и с вопросами (с.34 -35)
Итоги урока:
— Давайте вернемся к основному вопросу сегодняшнего урока.
Что мы хотели сегодня выяснить? (к проблеме)
(по группам -2 мин.)
— Чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения – мораль и право.
— Придумайте по теме сегодняшнего урока синквейн.
Рефлексия.
— Я понял …
— Я узнал для себя…
— Я задумался …
Домашняя работа
— выполнить задания в рабочей тетради по теме 7 по желанию;
— придумать и разыграть с друзьями сценку, в которой покажете нарушение правил поведения человека в обществе без концовки, а одноклассники должны предположить, что произойдет дальше.
1. Покажи стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамках.
Нарушение правил морали подчеркни зелёным карандашом, а нарушение законов — красным.
2. Помоги ребятам разобраться и понять, какие поступки хорошие, а какие — плохие (поставь знак «+» или «-» под рисунками).
Что помогает нам узнать, хороший тот или иной поступок или плохой?
Хорошие поступки радуют и меня, и окружающих меня людей, а после совершения плохих поступков меня мучает совесть и осуждают другие люди.
3. Ты часто слышишь от взрослых слово «нельзя», когда общаешься с другими детьми, взрослыми. Объясни, почему тебе не разрешают это делать.
Продолжи на свободных графах таблицы список того, что тебе не разрешают. Объясни почему.
4. Рассмотри рисунок. Какое правило забыл сосед?
Он забыл, что ночью нельзя шуметь, чтобы не мешать соседям отдыхать.
Как должен поступить нарушитель спокойствия? Напиши свой ответ.
Позиция (мнение):
Я считаю, что нарушитель должен немедленно прекратить шуметь.
Аргумент(ы):
потому что из-за его действий никто во всем доме не может спокойно спать.
Составь памятку «Золотые правила, которые помогут в жизни».
1 Слушайся родителей и учителей.
2 Поступай так, как хочешь чтобы поступали с тобой.
3 Не делай поступков, за которые тебя мучит совесть.
4 Соблюдай законы своей страны.
5 Старайся избегать конфликтных ситуаций.
6 Не ленись учиться и узнавать что-то новое.
7 Не бойся признавать свои ошибки и исправлять их.
5. Реши кроссворд «Человек и мир людей». В любое подходящее место в кроссворде впиши слово «мораль» и дай ему определение.
По горизонтали:
4. Столкновение интересов, из-за которых возникает спор (конфликт)
.
5. Группа людей с общими интересами (общество)
.
По вертикали:
1. Обязательные для всех правила поведения (законы)
.
2. Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой (право)
.
3. Способность человека решать, что хорошо, а что плохо (совесть)
.
Мораль — принятые в обществе правила поведения, которые не записаны в официальных законах, но всеми соблюдаются.