Вечные мотивы в творчестве поэтов периода оттепели. Литература периода "оттепели": основные особенности
ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»
Оттепель (1953-1964) - начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития.
Периодизация:
Первый отрезок (1953-1954) - теоретический: освобождение от предписаний нормативной (канонической) эстетики, «правил» подхода к действительности, отбора «правды» и «неправды», возникших в предвоенные и послевоенные годы под влиянием сталинизма.
1953 год - статья В. Померанцева «От искренности в литературе» (журнал «Новый мир»): указание на расхождение между личной и официальной правдой, особенно в изображении войны.
Второй отрезок
(1955-1960) - утверждение нового типа взаимосвязей писателя и общества непосредственно в художественных произведениях, утверждение права писателя и человека видеть мир не так, как положено, а так, как его видит конкретный человек.
Третий отрезок (1961-1963) - развитие утвержденных ранее тенденций и начало реакции.
Первые годы “оттепели” стали настоящим “поэтическим бумом”. Открытие памятника В.В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы.
Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский.
Судьба искусства после второй мировой войны нередко оценивается в свете фразы, сказанной немецким философом Адорно: «Как сочинять музыку после Освенцима?»
Возможно ли после газовых печей и гибели миллионов в концентрационных лагерях писать стихи?
Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними.
Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на сегодняшнюю речь и насущные запросы: она учила не приспосабливаться, а быть самим собой.
БЕЛЛА АХМАДУЛИНА
Стилистические особенности поэзии Ахмадулиной: интимность, тонкая поэтическая наблюдательность.
Для Ахмадулиной дружба важнее, чем любовь. В её мире мужчину и женщину связывают в первую очередь простые дружеские чувства как самые таинственные и сильные, как самые высокие и бескорыстные из всех проявлений человеческого духа.
Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передает чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе».
Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении «По улице моей который год…» (1959) Ахмадулина грустит о друзьях, которые покидают её.
Звучит романс М. Таривердиева на слова Б. Ахмадулиной.
Проанализируем это одно из пронзительных стихотворений поэтессы.
Лирическая героиня искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Но нет ни жалоб, ни осуждения. Героиня не виновата в том, что так происходит, она не противится уходу своих товарищей, пытается лишь понять его причины.
Сначала звучит восклицание: «О, одиночество, как твой характер крут!» Но мир одиночества приносит и духовные блага («тишь библиотек», «строгие мотивы» концертов). В затворничестве героиня постигает «тайный смысл» предметов, «детские секреты» природы… Познав «мудрость и печаль», лирическая героиня вновь – уже с более глубоким чувством – видит друзей своих «прекрасные черты»…
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО
Евтушенко стал лидером молодой поэзии времен «оттепели». Что этому способствовало?
Особенности поэзии Евтушенко:
с трастность и высокая гражданственность лирики
«Бабий яр»
По просьбе Виктора Некрасова Анатолий Кузнецов привел молодого поэта Евгения Евтушенко в Бабий Яр. Это был уже август 1961 год. После окончания войны прошло 16 лет.
– Когда мы [с Анатолием Кузнецовым. МК] пришли на Бабий Яр, то я был совершенно потрясен тем, что увидел. Я знал, что никакого памятника там нет, но ожидал увидеть какой-то знак памятный или какое-то ухоженное место. И вдруг я увидел самую обыкновенную свалку, которая была превращена в такой сэндвич дурнопахнущего мусора. И это на том месте, где в земле лежали десятки тысяч ни в чем не повинных людей: детей, стариков, женщин. На наших глазах подъезжали грузовики и сваливали на то место, где лежали эти жертвы, все новые и новые кучи мусора:
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
«Хотят ли русские войны?»
У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно. Это подтверждается многими историческими фактами, ведь с момента основания Руси племена, ее населяющие, только и делали, что оборонялись от внешних врагов.
Задумка создать произведение, пронизанное духом пацифизма, родилась у поэта во время зарубежной командировки, когда Евтушенко смог на личном опыте убедиться, что русских людей за границей считают агрессорами и разжигателями вооруженных конфликтов. Поэтому автор предлагает за ответом на вопрос о том, хотят ли русские войны, обратиться к ним самим. «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат. И вам ответят их сыны, хотят ли русские войны», - отмечает поэт. Он подчеркивает, что русские действительно умеют воевать и готовы защищать свою родину, но им не нужна чужая земля, которая по сей день является предметом дележа. «Не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою», - заявляет автор.
2) большое внимание к человеческим судьбам, особенно женским
Обобщая, можно сказать, что в творчестве Евтушенко преобладает социальная и нравственно-психологическая проблематика.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Характерное свойство поэзии Рождественского - современность, актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами.
Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика.
«Монолог женщины»
Вот ведь как... явилась первой! Надо было опоздать,
Где-нибудь в сторонке встать...
Что поделать - сдали нервы...
Шла, как будто на экзамен, с пятницы считала дни...
Как же: встреча под часами...
Под часами... вот они...
А его на месте нет! (Как некстати нервы сдали!)
Ну, еще бы, на свиданье, не была я столько лет!
Что ж я: рада иль не рада? Там увидим...
Только надо, надо было опоздать....
Дура! Сделала прическу, влезла в новое пальто,
«Солнечный зайчик» из фильма «Еще раз про любовь»
«Будь, пожалуйста, послабее!»
Песня о летчиках: «Огромное небо»
Песню «Огромное небо», написанную Робертом Рождественским и Оскаром Фельцманом, знают во всем мире. На международном конкурсе в Софии в 1968 году она завоевала сразу три медали: две золотые - за стихи и исполнение, серебряную - за музыку. Но популярность эта песня завоевала не только тем, что текст ее прост и понятен, а мелодия с первого раза остается в памяти, но и тем, что говорится в ней о самом близком для каждого человека: о мире и дружбе, о героизме и человечности, о воинском долге и готовности к подвигу во имя спасения жизни других людей. Сюжет песни «Огромное небо» не выдуман поэтом. Это как бы короткий поэтический репортаж о последних 30 секундах жизни двух русских парней, военных летчиков, пожертвовавших собой ради спасения немецкого города. А жители Кубани, Смоленщины и города Ростова-на-Дону с гордостью могут сказать, что это еще и песня об их земляках - Борисе Владиславовиче Капустине и Юрии Николаевиче Янове. Песня с почти стенографической точностью рассказывает о подвиге, совершенном ими пасмурным днем 6 апреля 1966 года в небе над Берлином. Они служили в одной эскадрилье, оба были влюблены в небо и в свои серебристые крылатые машины. Оба много и с упоением летали, любили большие высоты и захватывающие дух скорости, от которых становилось вдруг необъяснимо радостно и хотелось подниматься все выше и выше, чтобы еще дальше заглянуть за горизонт. Оба были первоклассными военными специалистами. Парторг эскадрильи капитан Капустин слыл в части отменным летчиком. Это было отражено даже в его аттестаций: «Имеет ряд благодарностей командования за отличную технику пилотирования». А старшего лейтенанта Янова товарищи по службе считали «профессором» в штурманском деле. В его служебной характеристике говорилось: «В достижении цели смел и решителен. Серьезно готовится к каждому полету, независимо от его характера и важности. В воздухе спокоен, инициативен. Свой опыт выполнения полетных заданий активно передает товарищам». А еще они очень любили жизнь, а жить собирались долго и счастливо. Янов и Капустин жили рядом, и как-то уж заведено было, что перед тем, как идти на аэродром, Янов заходил к Капустину, а потом по узкой тропке через березовый лесок они шли на свою «работу». Так было и в этот день. Но с утра повисли над городом хмурые тучи, вылет несколько раз откладывался, и лишь после обеда позвонили наконец с аэродрома, предупредив, что часа через полтора надо быть готовыми к вылету. А минут десять спустя к Капустину зашел Янов. Борис Владиславович, что-то мастеривший своему сынишке-первокласснику Валерке, тут же все отложил в сторону, быстро собрался. Надев фуражку, он по привычке еще раз взглянул на себя в зеркало и увидел сзади сына. Валерка стоял, прижавшись щекой к дверной ручке, и грустно смотрел на отца: - Пап, не лети сегодня, а? Пошли в лес, я там цветочки видел. Маме нарвем. Борис Владиславович поднял сына на руки, заглянул ему в глаза: - Нет, сын. Не лететь я не могу. Служба такая, приказ. Вот когда вырастешь и будешь военным, поймешь. - Давай, сынок, договоримся так: ты сейчас делай уроки, а мы с дядей Юрой быстренько выполним наше важное боевое задание, а потом пойдем с тобой гулять. Честное слово. Согласен? - Согласен, - повеселел Валерка. - Только ты недолго, я буду ждать! Крылатая машина легко пробежала по бетонной ленте взлетной полосы и, мягко оторвавшись от земли, быстро набирая высоту, устремилась вверх. Следом за ней поднялся в воздух еще один самолет. Задача у летчиков в тот день была проста и обыденна - перегнать два самолета с одного аэродрома на другой. Проколов серую пелену тумана, стремительные машины вскоре поднялись над клубящейся пеной облаков, и сразу же в глаза летчикам ударило яркое весеннее солнце. Полет проходил нормально. Набрав высоту, самолеты выровнялись, взяли заданный курс. Лету до места посадки было не более получаса. Руки капитана Капустина расслабленно лежали на штурвале, а сам он изредка поглядывал на приборы, отмечая, сколько минут осталось до посадки. И вдруг резкий толчок бросил тела летчиков вперед, ремни парашюта врезались в плечи, отяжелела голова. Самолет ведущего пары внезапно клюнул вниз носом, и огромная скорость мгновенно разбила строй машин. Летали, дружили
В небесной дали,
Рукою до звезд
Дотянуться могли.
Беда подступила,
Как слезы к глазам:
Однажды в полете
Мотор отказал. Летчики уже знали - произошло что-то с двигателями, но они летели над облаками и не могли пока видеть, что там внизу, под ними. Проваливаясь левым крылом, самолет все ниже и ниже спускался к рваным серым тучам, закрывшим землю. Но вот крылатая машина вынырнула наконец над густо населенной частью большого города. Это был Берлин. Капустин пристально смотрел вперед, туда, где ровные квадраты городских кварталов, прямые, как стрелы, улицы сливались с туманным горизонтом. Пилоту теперь было совершенно ясно, что долго продержать машину в воздухе не удастся, и капитан Капустин лихорадочно искал выход из опасной ситуации, стараясь определить, над какой частью города они летят и далеко ли отсюда до его окраин. Но город был огромен, он плыл под ними, красивый, многолюдный, с широкими площадями и улицами, высокими белокаменными зданиями, и даже с этой высоты, сколько ни вглядывался Капустин вдаль, не видел его конца. Летчик представил себе, что может произойти, если самолет рухнет на город. И сами собой в его сознании вдруг всплыли совсем другие картины... И надо бы прыгать –
Не вышел полет,
Но рухнет на город
Пустой самолет,
Пройдет, не оставив
Живого следа,
И тысячи жизней
Прервутся тогда. Самолет, огибая жилые кварталы города, уходил все дальше и дальше от домов, от людей. Но машина быстро теряла высоту и скорость и почти не слушалась рулей. Один западногерманский рабочий В. Шрадер позже вспоминал: «Я работал на 25-этажном здании, когда из мрачного неба вылетел самолет, я видел его на высоте примерно полторы тысячи метров. Машина начала падать, затем поднялась вновь, вновь падала и вновь поднималась. Так было трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолет». Мелькают кварталы,
Но прыгать нельзя.
«Дотянем до леса, -
Решили друзья, -
Подальше от города
Смерть унесем.
Пускай мы погибнем,
Но город спасем». Им все же удалось удержать машину в воздухе. С ревом пронесся терпящий бедствие самолет над берлинскими пригородами и скрылся за деревьями большого лесного массива. Капустин немного успокоился, главная опасность миновала, город остался позади. Но теперь надо было посадить машину. Куда? Как? Вдруг Борис Владиславович прямо по курсу увидел большое поле, а чуть в стороне, среди леса, озеро. «До озера навряд ли удастся дотянуть, - подумал он, - надо попытаться сесть на поле». Он уже приготовился к посадке, как всегда сосредоточился, поудобней ухватился за штурвал, но тут, к своему ужасу, заметил, что на этом поле движутся какие-то точки, много точек. «Люди, - осенила догадка, и капитан сразу вспомнил карту этого района Берлина. - Да это же кладбище, а на нем полно народа!» Капустин онемевшими от напряжения руками снова что есть силы потянул штурвал на себя. Теперь оставался единственный шанс - посадить самолет на озеро. Но до него еще надо долететь, на него еще надо вырулить. Капустин начал осторожно поворачивать штурвал, и машина стала медленно отклоняться в сторону стремительно приближающейся водной глади. Наконец, покачиваясь, она устремилась к озеру. Даже на этой небольшой высоте старший лейтенант Янов мог еще катапультироваться без риска для жизни. Остались на пленке самолетного магнитофона последние фразы летчиков. - Юра, прыгай, - спокойно приказал Капустин. - Я остаюсь, командир. Нет, не мог штурман выполнить этот приказ. Пожалуй, впервые он не подчинился воле командира, просто не мог оставить его одного в непослушной машине. Стрела самолета
Рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва
Березовый лес...
Не скоро поляны
Травой зарастут...
А город подумал –
Ученья идут. Водолазы, участвовавшие в поисковых работах, рассказывали представителям печати, что, когда сквозь толщу ила они добрались до пилотской кабины, увидели там и летчиков. Командир и штурман, как и во время полета, сидели на своих местах, в кислородных масках, с застывшими на рулях управления самолетом руками. Руками, спасшими тысячи человеческих жизней, спасшими город.
Звучит песня «Огромное небо»
Философский стих: «Человеку надо мало»
Зачем человек приходит в этот мир и чего он ждет от жизни? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, автор приходит к выводу, что, на самом деле, человеку нужно очень мало для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Речь идет не о признании, славе, материальном благополучии и удовлетворении собственных амбиций, а о простых человеческих ценностях, которые рано или поздно перевешивают чашу весов. Автор убежден, что для начала каждому из нас необходимо иметь одного настоящего друга и одного врага. Первый нужен для того, чтобы поддержать в трудную минуту и стать рядом, когда необходимо дать отпор недоброжелателям. Ну, а враг, по мнению поэта, заставляет человека развивать свои умственные и физические способности, двигаться вперед и достигать намеченных целей. Также для любого человека важно, чтобы у него была мать, которая будет любить своего ребенка, несмотря ни на что. И эта любовь является своеобразной путеводной звездой в жизни каждого из нас, она помогает не заблудиться в дебрях чувств и эмоций, указывая кратчайший путь к душевному равновесию.
Человек, по мнению поэта, настолько неприхотлив, что ему достаточно лишь услышать «после грома – тишину» и увидеть «голубой клочок тумана». Одна жизнь и одна смерть – это то, чем довольствуется каждый из нас и при этом все равно не теряет надежды стать счастливым.
О войне: «Где он, этот день»
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии. Стихотворения Вознесенского наполнены звуковой энергией.
«Ты меня на рассвете разбудишь»
«Начни сначала»
«А ты меня помнишь?»
«Пообещайте мне любовь»
«Первый лед» («Плачет девушка в автомате»)
Стихотворение А.А. Вознесенского «Первый лед» - небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы - льдышки», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения - «первый лед». На протяжении развития сюжета этот образ переосмысливается. Сначала он воспринимается как обычное погодное явление. Но затем метафора «первый лед телефонных фраз» подсказывает, что в стихотворении важен не холод приближающейся зимы, а лед, просочившийся в душу лирической героини через ледяные нотки в голосе любимого, которые девушка услышала по телефону. Финальные строки стихотворения завершают созданный автором образ на логической ноте: «Мерзлый след на щеках блестит - Первый лед от людских обид». Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и губная помада являются символами пробуждения в ней женского начала, потребности любить и быть любимой.
Столкновение детской наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце автора, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой - не может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против правды - суровой правды жизни. Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна авторская досада на то, что, столкнувшись с обидой, трогательное и наивное существо очерствеет душой. Эпитет «первый» постоянно напоминает о том, что таких любовных разочарований может быть много на жизненном пути. Стихотворение заставляет вспомнить о ценности доверительных человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно восстановить.
С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Можно назвать несколько её направлений:
1. Гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю - одна из самых ярких черт. Твардовский, Смеляков, Евтушенко и другие авторы.
2. Романтическая поэзия. Отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая поэзия поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её характерные фигуры - Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева.
3. Философская лирика, которая обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Пастернака, Тарковского, Заболоцкого.
В этот период в создании поэзии принимают участие несколько поколений авторов. Во-первых, поэты, к сегодняшнему дню воспринимающиеся как классики: Георгий Иванов, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий. Во-вторых, представители старшего поколения, которые не имели ранее возможности публиковаться: Арсений Тарковский, Мария Петровых, Семён Липкин. Некоторые писатели, до того бывшие в творческом кризисе, возвращаются в литературу: Александр Твардовский, Владимир Луговской, Михаил Светлов (книга стихов «Охотничий домик»). В годы «оттепели» впервые сумели опубликоваться так называемые «фронтовые поэты второго призыва» - авторы, которые стали писать стихи ещё накануне войны или в её годы, ровесники Кульчицкого, Когана, Майорова, по причинам непрохождения через цензуру не публиковавшие свои стихотворения: Юрий Левитанский, Булат Окуджава, Борис Слуцкий и некоторые другие. В литературу входит и новое поколение поэтов. В годы «оттепели» они казались примерно равными друг другу по таланту. Из тех, кто оставил свой след в поэзии, стоит назвать Бродского, Кушнера, Рубцова, Мориц, Матвееву, Чухонцева, Ахмадулину, Рождественского, Вознесенского.
Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина.
Евтушенко воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Он возрождал в своём творчестве традицию позднего Маяковского, которую скрещивал с традицией позднего Есенина (предельная искренность и распахнутость лирического чувства, каким пронизаны политические произведения поэта). Евтушенко ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую. По его словам, гражданственность - это нравственность в действии. Недаром у Евтушенко есть несколько стихотворений под названием «Гражданственность». Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. Современность - нерв его творчества. Только успевало событие совершиться, как Евтушенко уже успевал прореагировать на него.
Первоначальную известность молодому поэту приносит стихотворение «Наследники Сталина» (1956, опубликовано в «Правде»), напечатанное во время XX съезда КПСС, когда впервые прозвучал доклад о культе личности. Стихотворение как бы звучало в унисон с теми событиями, которые последовали в обществе. До того Сталин находился в Мавзолее вместе с Лениным, а после XX съезда было принято решение о выносе тела из Мавзолея. Евтушенко описывает этот конкретный факт, а потом переводит всё в метафорический план. Тело Сталина из Мавзолея вынесли, а теперь надо, чтобы Сталина вынесли из наших душ. («Идеологические гвозди забивались очень рано».) Ленин в Мавзолее - вот кому надо поклоняться. Ленин выступал для шестидесятников как знамя гуманизма и демократии.
Крупнейшим по объёму произведением Евтушенко, над которым он работал все годы оттепели, стала поэма «Братская ГЭС». Здесь скрестились идеи и мотивы, разбросанные по большому числу его стихотворений и поэм. История России раскрыта в этой поэме как история борьбы народа и его лучших представителей за свободу и лучшее будущее страны. Запечатлены основные этапы революционного движения в России, начиная со Степана Разина. Повествование доведено до современности. Во Введении поэт противопоставляет точки зрения исторического пессимизма и оптимизма. Символом первого взгляда становится египетская пирамида: символ рабства и подавления, неверия в возможность изменить мир. Она считает угнетение человека нормой, существовавшей во всех странах во все века, и полагает, что и сегодняшняя цивилизация - тот же древний Египет, только в новой упаковке. «Песня надсмотрщиков»: цивилизацию делает Древним Египтом подавление личности. Ритм носит отчётливо милитаризованный характер.
В спор с египетской пирамидой вступает новопостроенная Братская ГЭС. Не отрицая того, что в современном мире ещё немало от древнего Египта, Братская ГЭС в то же время утверждает, что в человечестве есть силы, которые дадут возможность перестроить мир на основе гуманизма. История России (основной текст поэмы) дана в лицах: Разин, Пушкин (декабристы), Чернышевский (революционные демократы и народники). Что характерно, каждое лицо поэмы показано в особенно тяжёлый и печальный для него момент. Основная концепция: искра свободы переходит из поколения в поколение. В главе «Ярмарка в Симбирске» появляется образ юного Ленина, что не случайно, так как у шестидесятников, осуждавших Сталина, идеалом был Ленин. Это ещё гимназист, мальчик, который во время праздника в Симбирске видит упавшую в грязь пьяную женщину, помогает ей подняться и доводит до дома. Этот эпизод тоже переведён в метафорический план: большевики хотели привести к нормальной жизни нищую и несчастную, валяющуюся в грязи Россию. Мотив веры в лучшее будущее России. Далее следуют главы об эпохе революции и основных этапах советского времени. В главе «Идут ходоки к Ленину» показан вождь в его зрелом возрасте. Шестидесятники всегда подчёркивали демократизм и гуманизм Ленина в противовес деспотизму и антигуманизму Сталина. Ходоки идут к Ленину за правдой, а Ленин внимательно прислушивается к каждому народному голосу, чтобы осуществить на практике то, чего требуют люди.
Евтушенко оказался первым в советской литературе выразителем тех негативных изменений, которые принёс с собой культ личности. В поэме говорится о том, что во времена Сталина было как бы две жизни СССР. В главе «Большевик» предоставляется слово большевику Карцеву. Рассказывается и о начале больших перемен, происходящих в советском обществе. Глава «Эшелон»: эшелоны бывших заключённых возвращаются обратно в европейскую Россию, а в противоположном направлении на строительство ГЭС направляются добровольцы. Из-за того, что негде спать, в качестве убежищ используются бывшие лагеря, где снята колючая проволока, на столах стоят букетики цветов, слышатся смех и песни.
Наибольшую известность из числа историй о строителях Братской ГЭС получила глава «Нюшка» - исповедь девушки, которая по комсомольской путёвке приехала трудиться на стройку, но не лучшим образом у неё сложилась жизнь: подлец её обманул, и она попала в роддом. Встречает её с ребёнком целая комсомольская бригада. Героиня больше всего хочет чистоты в человеческих отношениях, а также «чтоб у нас коммунизм получился». Автор выражает надежду, что всё страшное позади, а впереди советского человека ждёт прекрасная и светлая жизнь. Главная проблема поэмы - свобода, политическая и душевная, освобождение от тоталитарных стереотипов.
Как страстный защитник коммунистических идеалов, освобождённых от напластований сталинизма, выступает Роберт Рождественский. Рождественский - прямой продолжатель агитпоэзии Маяковского Характерные черты его творчества - открытая публицистичность, плакатность, ораторский стиль. В поэме «Письмо в тридцатый век», обращаясь к потомкам, Рождественский повествует о том, как мешали движению вперёд негативные явления сталинской эпохи. Поэт не сомневается в том, что поставленная цель будет достигнута, если советские люди пойдут по пути не Сталина, а Ленина.
Все перекосы не отменяют, по Рождественскому, героического пути советского народа в будущее. В его поэмах и стихотворениях очень сильны мотивы советского патриотизма. В поэме «Реквием» прославляется подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. Поэт призывает к тому, чтобы трудовые подвиги советского человека осуществлялись на такой же высоте. В то же время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику).
Время опровергло многие прогнозы Евтушенко и Рождественского, особенно касающиеся политических и исторических перспектив. Но и сегодня сохраняет своё значение «Поэма о различных точках зрения» Рождественского. Поэтически осваивая мир, поэт стремится понять, в чём же смысл жизни. Автор сталкивает различные взгляды на данный вопрос и при этом гневно обрушивается на современное мещанство, на обывателей, для которых не существует общечеловеческих идеалов и нормой является астительное существование. Автор даёт слово этим обывателям, этим людям без идеалов и приводит в поэме огромный монолог:
«А чего нам мыслить, а куда нам мыслить...»
Ораторское заострение - средство обличения подобной жизненной философии. Такого рода безразличие, согласно поэту, может быть поводом грядущей атомной войны. Рождественский цитирует «Слово о погибели Русской Земли» с целью показать результаты бесхозяйственности, безразличия. Критический заряд в поэме весьма силён и не устарел до нашего времени.
То, что у Евтушенко дано метафорически, символически, то у Рождественского преподносится обыкновенно агитационно, плакатно, что и вынуждает квалифицировать его творчество как разновидность агитмассовой поэзии 60-х годов.
Далеко не так однозначен Андрей Вознесенский, возрождающий традицию раннего Маяковского и выступающий как представитель социалистического авангардизма. Он впитал в себя бунтарский дух раннего Маяковского. Нормой существования он считает жизнь на пределе её возможностей, выступает как нравственный максималист, отстаивает приоритет духовного начала. Стиль Вознесенского критика определяет как экспрессивно-метафорический. Он активно идёт по пути обновления: использует нетрадиционные стихотворные размеры, вводит новую лексику, в том числе научно-техническую, политическую, опирается на живой разговорный язык.
Творчество Вознесенского неоднозначно потому, что у него есть второстепенная политическая линия (включающая поэму «Лонжюмо») - эти произведения к сегодняшнему дню устарели, утратили живое значение, осталось только историко-литературное. Но в то же время Вознесенский создал значительный пласт произведений общечеловеческого характера, в которых на первое место выходит тема гуманизма. Лучшая реализация этой темы у Вознесенского - «Оза». По структуре - поэма в поэме, вещь сложного устройства, отражающая сложность сознания современного интеллигента. Повествование ведётся от лица поэта, в руки которого попал дневник аспиранта Борисова, забытый в тумбочке в Дубне. Автор постоянно прерывает «цитирование» фрагментов дневника собственным, от первого лица, комментированием, выражающим его личное отношение к вопросам, о которых идёт речь в дневнике. Время от времени он вспоминает, как беседовал о тех же вопросах с знакомым зарубежным поэтом.
В центре дневника аспиранта - история любви, размышления о научно-технической революции, а также о социальных и нравственных процессах в мире. Поэтизируется способность человека к высоким, чистым и сильным чувствам. Обращение к любимой по форме напоминает молитву о её благополучии.
Из поэмы становится ясно, что любовь аспиранта Борисова безответна. То главное, что «разводит» Борисова и Озу, - это разница в их отношении к жизни. С ходом времени Оза всё больше поддаётся влиянию обывательской морали. К гротеску прибегает поэт, описывая празднование дня рождения Озы в ресторане «Берлин». Приём зеркальности: описывается не само празднование, а его отражение в зеркальном потолке, «лиц не было видно». Люди пришли на день рождения, но они отчуждены друг от друга, не переживают за Озу и друг за друга. Все их интересы лежат в сфере материально-денежной. Лирическому герою, который проник сюда, чтобы спасти Озу, становится жутко, у него есть ощущение, что он попал в мир роботов без истинно человеческих чувств.
Автор даёт понять, что обезличенные люди не способны на истинно человеческие чувства, им «некогда» иметь идеалы, зачастую они исповедуют нигилизм и грязный цинизм. Шестая глава воспроизводит своеобразный спор поэта с вороном (аллюзия на По), отрицающим буквально всё, что ему ни предложат.
{Села батарея, и конец лекции остался незаконспектированным. Говорилось о том, что прогресс мыслится Вознесенским в «Озе» как категория прежде всего духовно-нравственная, что поэт резко не приемлет мещанство. Рассматривался Букашкин, сквозной персонаж стихотворений Вознесенского о современном мещанстве, появляющийся, например, в стихотворении «Антимиры». Дана двоякая, энантиосемичная трактовка антимира, вторая - как мира духовного убожества.
Под занавес лекционного часа кратко охарактеризовано раннее творчество Беллы Ахмадулиной на примере её поэмы «Сказка о Дожде». Ахмадулина в литературе 1960-х годов - представитель чистого романтизма. Подчёркнута исключительность лирической героини, которую избирает себе в подруги Дождь. Персонифицированный дождь у Ахмадулиной - способ нового, более чистого и более яркого мировидения.}
Урок №102
Тема: « Поэзия периода «оттепели». Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко»
Цели:
- дать понятие термина «оттепель»;
- познакомить с особенностями лирики Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Сообщение темы, постановка целей урока.
3.Сообщение ученика. Расшифровка понятия «оттепель».
В середине 50-х годов начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – немногим более 10 лет, но принёс значительные, коренные изменения в сознании народа.. Название «оттепель» этот период получил с лёгкой руки И.Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с таким названием.
Какие же события повлияли на развитие литературного процесса и стали знаками «оттепели»?
Во-первых, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Н.С.Хрущёва на 20 съезде КПСС в феврале 1956 года, наметившем курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. Во-вторых, связанное с этим ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М.Булгакова, М.Зощенко, А.Платонова, А.Ахматовой, Б.Пастернака, И.Бабеля, М.Цветаевой, О.Мандельштама, Ю.Олеши и др. Изданные в 60-е годы произведения этих писателей до сих пор занимают важное место в семейной библиотеке. Приоткрылся «железный занавес» и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Хэмингуэя, Камю, Фолкнера, Сартра, с фильмами итальянского неореализма, вообще с западной культурой, несколько десятилетий находившейся практически под запретом в Советском Союзе.
Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря Твардовскому утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир», открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные журналы, зарождались новые литературные направления, получившие условные названия «лейтенантской», «деревенской», «городской» прозы; произошёл настоящий «поэтический бум», связанный, прежде всего, с именами А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной, расцвёл жанр авторской песни, произошёл взлёт научной фантастики.
4. Работа с учебником. Чтение статей о творчестве А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко. С. 216-221. (На экране портреты поэтов)
5.Знакомство с творчеством Б.Ахмадулиной. Выступают заранее подготовившиеся ученики.
На экране портрет Беллы Ахмадулиной и эпиграф: «Я совершенно потрясён огромной чистотой вашей души… остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства» (Игорь Сельвинский)
1 ученик
Всего-то – чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
Всё чаще, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит.
Белла Ахатовна Ахмадулина вошла в русскую литературу в 60-е годы 20 века. Это было время возрождения советской поэзии. Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть красоту и богатство мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию:
Необъятна земля, но в ней нет ничего,
Если вы ничего не заметите…
Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В ст-ии «По улице моей который год…» лирическая героиня грустит о друзьях, которые покидают её.
Звучит романс М.Таривердиева на слова Б.Ахмадулиной «По улице моей который год…»
2 ученик
Лирическая героиня Ахмадулиной наделяет окружающее пространство только ей присущими смыслами, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор. Её поэзия обращена к внутреннему миру человека, к вечным темам: любви и смерти, природы и творчества.
В тот месяц май, в тот месяц мой
Во мне была такая лёгкость
И, расстилаясь над землёй,
Влекла меня погоды лётность.
Я так щедра была, щедра
В счастливом предвкушенье пенья,
И с легкомыслием щегла
Я окунала в воздух перья.
Но, слава Богу, стал мой взор
И проницательней и строже,
И каждый вздох и каждый взлёт
Обходится мне всё дороже.
1 ученик С момента публикации первого ст-я Ахмадулиной в газете «Комсомольская правда» прошло более полувека. За это время вышли сборники ст-й «Струна», «Уроки музыки», «Свеча», «Метель», «Тайна», «Сад», «Побережье», «Ларец и ключ». И каждый из них раскрывает какую-то новую грань её таланта.
Существенное место в творчестве Ахмадулиной занимают переводы, главным образом грузинских поэтов. Воспоминания о Грузии согревают её душу: «Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает и часто видит во сне. Человек живёт дома, на Родине, там, где ему следует жить; занимается своим делом, устаёт и ночью, перед тем как заснуть, улыбается в темноте и думает: «Сейчас это невозможно, но когда-нибудь я снова туда поеду…» Так думаю я о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь…»
Он и она
Мир состоит из гор, из неба и лесов,
Мир – это только спор
Земля в нём и вода,
Вопрос в нём и ответ:
На всякое «о, да!»
Доносится «о, нет!»
Среди зелёных трав,
Где шествуют стада,
Как этот мальчик прав,
Что говорит «о, да!»
Как девочка права,
Что говорит «о,нет!»,
И правы все слова,
И полночь и рассвет.
Так в лепете детей
Враждуют «нет» и «да»,
Как и в душе моей,
Как и во всём всегда.
(Галактион Табидзе. Перевод Беллы Ахмадулиной)
2 ученик
Ещё одну грань дарования Ахмадулиной открывают её воспоминания и эссе. «С напряжённым женским вниманием к деталям… которое и есть любовь», по определению Иосифа Бродского, выписаны литературные портреты Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Майи Плисецкой и многих-многих других – тех, вошли в её жизнь.
(Фотография Б.Окуджавы и Б.Ахмадулиной)
«В судьбе Булата…есть нечто, что всегда будет приглашать нас к пристальному раздумью… Перед ним, при нём, в связи с ним, в одном с ним пространстве не следует и не хочется вести себя недостойно, не хочется поступиться честью, настолько, насколько это возможно…»
Мой этот год – вдоль бездны путь.
И если я не умерла,
То потому, что кто-нибудь
Всегда молился за меня.
Всё вкривь и вкось, всё невпопад,
Мне страшен стал упрёк светил,
Зато – вчера! Зато – Булат!
Зато – мне ключик подарил!
Да, да! Вчера, сюда вошед,
Булат мне ключик подарил.
Мне этот ключик – для волшебств,
А я их подарю- другим.
Мне трудно быть не молодой
И знать, что старой – не бывать.
Зато – мой ключик золотой,
А подарил его – Булат…
И всё теперь пойдёт на лад,
Я буду жить для слёз, для рифм.
Не зря – вчера, не зря – Булат,
Не зря мне ключик подарил!
(Песенка для Булата)
1 ученик
(На экране портрет В.Высоцкого)
«Сколько раз мы слышали:… не успел ни дожить, ни допеть. И всякий раз они разрывают нам сердце. Но это же бедное, живучее сердце ищет себе какого-то утешения, и, по-моему, сегодня мы можем быть утешены одним: во-первых, он успел – он дожить, может быть, не успел, но он успел, исполнил свой долг перед всеми нами, перед своим народом, перед его будущим»
Твой случай таков, что мужи этих мест
И предместий
белее Офелии бродят с безумьем во взоре.
Нам, виды видавшим, ответствуй,
Как деве прелестной:
Так – быть? или – как? что решил ты
В своём Эльсиноре?
Пусть каждый в своём Эльсиноре решает,
Как может.
Дарующий радость, ты – щедрый даритель
Страданья.
Но Дании всякой, нам данной,
Тот славу умножит,
кто подданных душу возвысит до слёз,
До рыданья…
Хвалю и люблю не отвергшего гибельной чаши.
Всё чище.
Не скаредны мы, и сердца разбиваются
Наши.
Лишь так справедливо.
Ведь если не наши – то чьи же?
2 ученик
(Портрет Б.Пастернака)
«Борис Пастернак… Он неожиданно вышел из убогой чащи переделкинских дерев поздно вечером, в октябре, более двух лет тому назад. На нём был грубый и опрятный костюм охотника: синий плащ, сапоги и белые вязаные варежки. От нежности к нему, от гордости к себе я почти не видела его лица… Он сказал: «Отчего Вы никогда не заходите? У меня иногда бывают очень милые и интересные люди – Вам не будет скучно. Приходите же! Приходите завтра». От низкого головокружения, овладевшего мной, я ответила надменно: «Благодарю Вас. Как-нибудь непременно зайду»
Февраль – любовь и гнев погоды.
И, странно воссияв окрест,
Великим севером природы
Очнулась скудность дачных мест.
И улица в четыре дома,
Открыв длину и ширину,
Берёт себе непринуждённо
Весь снег вселенной, всю луну.
Как сильно вьюжит! Не иначе –
Метель посвящена тому,
Кто эти дерева и дачи
Так близко принимал к уму.
Ручья невзрачное теченье,
Сосну, понурившую ствол,
В иное он вовлёк значенье
И в драгоценность произвёл.
Не потому ль, в красе и тайне,
Пространство, загрустив о нём,
Той речи бред и бормотанье
И в снегопаде, долго бывшем,
Вдруг, на мгновенье, прервалась
Меж домом тем и тем кладбищем
Печали пристальная связь.
1 ученик Творчество Беллы Ахмадулиной получило широкое признание в нашей стране и за рубежом. Её поэтические книги изданы на многих языках мира.
Б.Ахмадулина является лауреатом Государственной премии СССР, почётным членом Американской академии искусств и литературы.
2 ученик
Выдающийся поэт эпохи Иосиф Бродский на вечере поэзии Беллы Ахмадулиной в США в 1987 году сказал: «…Белла Ахмадулина – поэт гораздо более высокой личностной и стилистической чистоты, нежели… большинство её современников… Всем вам предстоит замечательный вечер. Вы собрались здесь, чтобы услышать лучшее в русском языке – Беллу Ахмадулину».
1 ученик
Писатель Андрей Битов, подчёркивая особое место, которое занимает поэзия Беллы Ахмадулиной, писал: «…Пушкин, Лермонтов, Блок, Мандельштам, Цветаева, Ахматова – лирические герои поэзии Беллы. Страна, переполненная её слушателем и читателем, напоминает зал. Слушает, не дышит, недопонимает, завороженная музыкой, но воспринимает как наследницу. Вот эффект лирики! Всегда для самого узкого круга – для одного тебя… и масса внимает, как один человек.
И пока есть человек, через которого так проходит слово, и пока в нас, в каждом и во всех, не пропала возможность ему внимать, жива поэзия, жив и человек…»
2 ученик
Стихотворение «Влечёт меня старинный слог…»
6.Домашнее задание.
Подготовить для анализа и выразительного чтения ст-я Б.Пастернака:
Предварительный просмотр:
Уроки №131-132
Тема : Поэзия периода «оттепели».
«И ляжет на душу добро…». Творчество Бэллы Ахатовны
Цель: знакомить учащихся с творчеством лучших поэтов 20 века.
Задачи:
- познакомить учащихся с биографией Б.Ахмадулиной, основными темами её творчества, особенностью поэтической манеры;
- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
- воспитывать читателя, развивать творческие способности, образное мышление.
Тип урока : комбинированный.
Форма урока : урок-размышление.
Оборудование : литературный материал, презентация.
Эпиграф : «Необъятна земля, но в ней нет ничего, если вы ничего не заметите…»
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы урока. Постановка целей. Работа с эпиграфом.
Тема нашего урока «Поэзия периода «оттепели». А далее предлагается выбор авторов: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Бэла Ахмадулина, Булат Окуджава. Согласитесь, выбор сделать трудно. Но всё-таки я его сделала. Как вы думаете, кого из поэтов я выбрала? (Ответы детей).
Я выбрала Бэллу Ахатовну Ахмадулину.
Во-первых, по-настоящему талантливая женщина-поэт – явление в русской литературе нечастое.
Во-вторых, не каждой поэтессе мужчина-поэт может сказать такие слова: «Я совершенно потрясён огромной чистотой вашей души… остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства». А Игорь Сельвинский сказал это Бэлле Ахмадулиной.
В-третьих, через несколько дней, 10 апреля, Бэлле Ахатовне исполнилось бы 75 лет. А это юбилей, до которого она не дожила всего 2 года.
А ещё потому, что в нашем учебнике творчеству Евтушенко и Рождественского посвящена страница, творчеству Вознесенского полторы страницы, а об Ахмадулиной написано всего 6 строк (с.270).
Урок называется «И ляжет на душу добро…». Эта строчка из стихотворения Бэллы Ахмадулиной «Свеча», в котором, как мне кажется, с особой простотой отразились жизненные ценности этой необыкновенной женщины:
Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займёшься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
Каковы ключевые слова этого стихотворения?
Старомодность вековая, ляжет на душу добро, мысли о друзьях, Пушкин, нежный вкус родимой речи… Это то, что особенно ценила в жизни Бэла Ахмадулина.
Я долго подбирала эпиграф к уроку и выбрала строчку из раннего стихотворения Ахмадулиной: «Необъятна земля, но в ней нет ничего, если вы ничего не заметите…»
Поразмышляйте над этим словами. Как вы их понимаете?
Тонкая поэтическая наблюдательность, стремление раскрыть богатство и красоту окружающего мира, человеческой души, порыв к действию… Надо только уметь всё это заметить…
3. Биографическая справка.
Бэлла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина -советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, член Союза российских писателей, почётный член Американской академии искусств и литературы.
Родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец занимал высокий государственный пост, он был заместителем министра, а мать работала переводчицей в КГБ. Бэлла Ахмадулина окончила литературный институт в Москве в 1960 году. Кстати, из института она была исключена, так как отказалась поддержать травлю, направленную против Бориса Пастернака, затем восстановлена.
В 70-е годы Ахмадулина посетила Грузию. С тех пор эта земля заняла в её творчестве особое место. Она писала стихотворения о Грузии, переводила известных грузинских поэтов.
Это была смелая женщина, с активной гражданской позицией. Она не раз высказывалась в защиту преследуемых властями диссидентов – Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Александра Солженицына и др.
Бэлла Ахмадулина была первой женой знаменитого поэта Евгения Евтушенко, позже – женой писателя Юрия Нагибина. В 1974 году она вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера. Её дочь Елизавета окончила Литературный институт, младшая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. В последние годы поэтесса жила вместе с мужем в Переделкино (посёлок под Москвой).
Всего издано более 20 сборников стихотворений Бэллы Ахмадулиной.
Вот лишь несколько из них (Слайды).
Труд поэтессы высоко отмечен государством и международной общественностью. Она награждена Орденами «За заслуги перед Отечеством» 2 и 3 степеней, Орденом Дружбы народов, лауреат Государственной премии СССР (1989), лауреат Государственной премии России (2004), лауреат премии фонда «Знамя» (1993), лауреат «Носсиде» (Италия, 1994), лауреат премии «Триумф» (1994), лауреат Пушкинской премии (1994), лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998), лауреат «Брианца» (Италия, 1998), лауреат журнала «Дружба народов» (2000), лауреат премии Булата Окуджавы («2003), Почётный член Российской академии художеств.
4.Обратимся к творчеству поэтессы.
Конечно, невозможно в рамках одного (и даже двух) уроков постичь смысл творчества Б.А. Один из критиков написал: «Поэзия Ахмадулиной рассчитана на всесторонне развитого и интеллектуального читателя… Чтобы слиться с духовным миром её лирической героини, прочувствовать всё множество её переживаний, необходимо обладать определённой душевной чуткостью и отзывчивостью, ориентацией в пространстве культуры… Стихи, насыщенные цитатами, реминисценциями, аллюзиями, именами собственными, библейскими и античными образами, заставляют читателя активно работать, проходить путь, во многом близкий творчеству». То есть поэзия Ахмадулиной рассчитана на подготовленного читателя. Но всё-таки мы попытаемся…
Тема дружбы в творчестве Б.А.
Начнём, пожалуй, с самого важного для Ахмадулиной – с дружбы.
Для неё дружба – воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол. Для неё дружба важнее, чем любовь. В её мире мужчину и женщину связывают в первую очередь простые дружеские чувства как самые таинственные и сильные, как самые высокие и бескорыстные из всех проявлений человеческого духа.
Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передаёт чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе». Друзья поэтессы утверждают, что будучи хрупкой и нежной, она обладала твёрдым независимым характером и огромной внутренней силой. Она очень требовательна к друзьям, не прощает фальши, подлости и предательства, но…, как манифест воспринимаются её слова из стихотворения «Мои товарищи», посвящённого Андрею Вознесенскому:
Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
1) Обратимся к одному из самых пронзительных стихотворений Б.А. «По улице моей который год…»
Выразительное чтение стихотворения.
По улице моей который год
звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Ты призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай встать на цыпочки в твоём лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и – мудрая – я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда – из слёз, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1959
Как относится лирическая героиня к тем, кто забыл о былой дружбе?
Она искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Нет ни жалоб, ни осуждения. Она не противится уходу товарищей, а лишь пытается понять его причины.
Какое чувство владеет душой лирической героини? (Одиночество)
Но как ни парадоксально мир одиночества приносит и некую духовную благодать (тишь библиотек, концертов строгие мотивы, общение с природой и постижение её тайного смысла). И познав «мудрость и печаль» лирическая героиня уже по-другому, с более глубоким чувством видит «друзей своих прекрасные черты».
Не будем останавливаться на поэтике этого стихотворения. Хотя хотелось бы поговорить и о его жанре (романтическая элегия), и об использовании инверсии, славянизмов, книжной лексики, сложных метафор, образных ассоциативных сравнений, психологических и эмоционально-оценочных эпитетов … Нам важнее почувствовать настроение лирической героини, не проанализировать, а почувствовать эту поэтику. Возможно, нам поможет музыка…
Прослушивание песни в исполнении Аллы Пугачёвой.
2) В 1999 году вышел сборник стихотворений «Друзей моих прекрасные черты».
В него вошли написанные в разные годы посвящения друзьям, ушедшим и оставшимся, в России и за рубежом.
Здесь и стихотворения, посвящённые Борису Пастернаку, жизнь которого Ахмадулина уподобляет горящей свече во тьме эпохи:
В том равновесье меж добром и злом
был он повинен. И земля летела
неосторожно, как она хотела,
пока свеча горела над столом.
Возникает реминисценция со стихотворением Пастернака «Мело, мело по всей земле, за все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…»
Осипу Мандельштаму посвящены драматические строки о поэте и времени, его породившем. В стихотворении «Уроки музыки», посвящённом Марине Цветаевой, Б.А. восклицает: «…я – как ты, как ты!», подчёркивая этим духовное родство с Мариной Цветаевой.
3) На фоне этих стихотворений, написанных для «всесторонне развитого и интеллектуального читателя» поражает своей кажущейся простотой стихотворение, посвящённое поэту Андрею Вознесенскому.
Когда моих товарищей корят,
я понимаю слов закономерность,
но нежности моей закаменелость
мешает слушать мне, как их корят.
Я горестно упрёкам этим внемлю,
я головой киваю: слаб Андрей!
Он держится за рифму, как Антей
держался за спасительную землю.
За ним я знаю недостаток злой:
кощунственно венчать «гараж» с «геранью»,
и всё-таки о том судить Гераклу,
поднявшему Антея над землёй.
Оторопев, он свой автопортрет
сравнил с аэропортом, -
это глупость.
Гораздо больше в нём азарт и гулкость
напоминают мне автопробег.
И я его корю: зачем ты лих?
Зачем ты воздух детским лбом таранишь?
Всё это так. Но всё ж он мой товарищ.
А я люблю товарищей моих.
Люблю смотреть, как, прыгнув из дверей,
выходит мальчик с резвостью жонглёра.
По правилам московского жаргона
люблю ему сказать: «привет, Андрей!»
люблю, что слова чистого глоток,
как у скворца, поигрывает в горле.
Люблю и тот, неведомый и горький,
серебряный какой-то холодок.
И что-то в нём, хвали или кори,
Есть от пророка, есть от скомороха,
И мир ему – горяч, как сковородка,
Сжигающая руки до крови.
Всё остальное ждёт нас впереди.
Да будем мы к друзьям своим пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны!
Терять их страшно, Бог не приведи!
1963
Как относится лирическая героиня к тому, когда при ней корят её друзей?
Что же мешает ей искренне осуждать друзей? (Закаменелая нежность)
Что вменяют в вину другу лирической героини? Перечислите его «прегрешения». (Держится за рифму, как Антей; гараж рифмует с геранью, свой автопортрет сравнил с аэропортом)
Так и слышится этот «горестный» вздох лирической героини, и насколько иронично звучит её согласие с этими укорами. (Антея может осуждать лишь Геракл; а автопортрет надо было сравнить не с аэропортом, а с автопробегом).
Последние четыре строфы стихотворения – это сплошная вселенская нежность к другу, которая выливается в простые строки: «Всё это так. Но всё ж он мой товарищ. А я люблю товарищей моих».
4) И, наверное, именно этим чувством, чувством нежности навеяно стихотворение «Снегопад», посвящённое Булату Окуджаве.
Стихотворение совсем не о поэте Булате Окуджаве, оно о снегопаде. Но оно очень красивое. А другу хочется посвятить что-то очень красивое.
Снегопад своё действие начал
и ещё до свершения тьмы
Переделкино переиначил
в безымянную прелесть зимы.
Дома творчества дикую кличку
он отринул и вытер с доски
и возвысил в полях электричку
до всемирного звука тоски.
Обманувши сады, огороды,
их ничтожный размер одолев,
возымела значенье природы
невеликая сумма дерев.
На горе, в тишине совершенной,
и уже не села, а вселенной
ты участник и бедный должник.
Вдалеке, меж звездой и дорогой,
сам дивясь, что он здесь и таков,
пролетел лучезарно здоровый
и ликующий лыжник снегов.
Вездесущая сила движенья,
этот лыжник, земля и луна –
лишь причина для стихосложенья,
для мгновенной удачи ума.
Но, пока в снегопаданье строгом
Ясен разум и воля свежа,
В промежутке меж звуком и словом
Опрометчиво медлит душа.
1968
5. Подведём итог нашего разговора о теме дружбы в творчестве Б.А.
Какое значение для поэтессы имеет дружба?
Как она относится к своим друзьям?
6. Ещё одна тема, которая волнует Б.А. – тема творчества.
Что представляет для поэтессы процесс художественного творчества? Что такое вдохновение? Почему иногда оно есть, а иногда нет? Почему, за что именно ей дарован этот талант?
Над этим вопросами вы поразмышляете самостоятельно, анализируя стихотворение «Другое». Ваши работы мы обсудим на следующем уроке.
Анализ стихотворения «Другое».
Прочитайте и осмыслите стихотворение Б.Ахмадулиной «Другое».
Напишите его собственную интерпретацию.
Что сделалось? Зачем я не могу
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжёлую в губах моих имею?
Вы скажете – но вот уже строфа,
четыре строчки в ней, она готова.
Я не о том. Во мне уже стара
привычка ставить слово после слова.
Порядок этот ведает рука.
Я не о том. Как это прежде было?
Когда происходило – не строка –
другое что-то. Только что? – Забыла.
Да, да, другое, разве знало страх,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?
1966
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Контрольный тест «Поэзия 40-60-х годов 20 века»
1.«Но знай, внимающий этим камням,//Никто не забыт и ничто не забыто…» Кому из поэтов принадлежат эти строки?
А)А.Ахматовой Б)М.Цветаевой В)О.Берггольц Г)И.Уткину
2.Какая песня была создана на третий день войны и стала своеобразным гимном Великой Отечественной войны?
А) «Священная война» В) «День Победы»
Б) «Катюша» Г) «Песня смелых»
А)И,Уткин В)М.Исаковский
Б)А,Твардовский Г)В.Лебедев-Кумач
А)Муса Джалиль В)К.Симонов
Б)А.Сурков Г)Н.Заболоцкий
А)М.Исаковский В)К.Симонов
Б)Б.Ахмадулина Г)А.Твардовский
6.В чём заключается особенность лирики военных лет?
А)соединение высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями;
Б)поэты писали стихотворения только о ненависти к фашистам и призывали уничтожать их;
В)поэты не могли себе позволить писать о любви в такое тяжёлое для Родины время;
Г) поэты старались не показывать в стихах ужасов войны, чтобы не травмировать читателя.
7.Какой жанр принадлежит к лироэпической поэзии о Великой Отечественной войне?
А)песня Б)поэма В)стихотворение Г)рассказ
А)П.Антокольский 1) «Зоя»
Б)О.Берггольц 2) «Сын»
9.Какую из поэтесс называли «блокадной мадонной»?
А)М.Алигер Б)О.Берггольц В)А.Ахматову Г) Б.Ахмадулину
10.Что такое «оттепель» в культурной жизни нашей страны?
А)Период с 1941по 1945 годы, когда наблюдался большой патриотический подъём в творчестве поэтов и писателей.
Б)80-е-90-е годы 20 века – период перестройки в обществе.
В)Современный процесс в культурной жизни нашей страны. «Свобода слова».
Г)Период с середины 50-х до середины 60-х годов, связанный с ослаблением информационной блокады и развенчанием «культа личности» Сталина.
11.Назовите поэтов, с именами которых связан «поэтический бум» в период «оттепели».
А)А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, И.Бунин.
Б)М.Исаковский, К.Симонов, В.Лебедев-Кумач, А.Сурков.
В)Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский.
Г)Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Заболоцкий.
12.Кто был руководителем литературного журнала «Новый мир» в период «оттепели»?
А)Р.Рождественский
Б)М.Исаковский
В)А.Твардовский
Г)В.Высоцкий
13.Кому из поэтов 23 октября 1958 года была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался?
А)А.Твардовский
Б)Б.Пастернак
В)Б.Ахмадулина
Г)Е.Евтушенко
14.Стихотворение Б.Пастернака «Гефсиманский сад» напечатано:
А) в сборнике «Близнец в тучах»
Б) в сборнике «Поверх барьеров»
В) в сборнике «Второе рождение»
Г) в романе «Доктор Живаго»
15.На смерть какого поэта А.Ахматова написала горькие строчки:
«…Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели…
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!»?
А)Б.Пастернак
Б)А.Твардовский
В)М.Исаковский
Г)К.Симонов
Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. Сталина, получил образное определение — "оттепель" — по одноименному названию повести Ильи Эренбурга, опубликованной в журнале «Знамя» в 1954 году. В эти годы были сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма, началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. С 1955 года возобновилась деятельность журнала «Иностранная литература», в котором публикуются произведения зарубежных авторов.
Огромную популярность у писателей, входивших в литературу — и русскую, и зарубежную — второй половины XX века, получило творчество американского писателя Э. Хемингуэя
, хорошо знавшего и ценившего творчество русских классиков: Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова и Достоевского. Американский писатель был участником Первой и Второй мировых войн. Он в числе первых отреагировал на агрессию фашистов, напавших на нашу страну в 1941 году, прислав в Москву телеграмму со словами поддержки. В своем творчестве Хемингуэй, «выточивший стиль эпохи», исследовал такие проблемы, как человек и война, человек и природа. При этом писателя волновал философский аспект этих проблем: определение сущности человека, пребывающего в состоянии постоянной борьбы. Сам, будучи стоиком, Хемингуэй полагал, что человек должен в этой борьбе остаться непобежденным. Уже хрестоматийными стали слова писателя из его повести-притчи "Старик и море" (1952), удостоенной высшей американской Пулитцеровской премии по литературе, — "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить". О себе Хемингуэй говорил, что пишет «простую честную прозу о человеке». Именно поэтому американский писатель стал творческим и нравственным ориентиром для многих русских писателей, пришедших в литературу в 1950 — 1960-е годы.
Честность и правдивость
— эти слова являются ключевыми для развития русской литературы в послесталинский период.
В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, где Н С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. Разоблачительный пафос доклада Н.С. Хрущева породил надежды на то, что правда станет основным законом жизни общества. Очевидно, этими надеждами обусловлен тот взлет публицистики , который пришелся на первые годы "оттепели". Публикация очерков Сергея Смирнова (1915 — 1976), посвященных обороне Бреста, пробила дорогу мемуарной литературе бывших узников фашистских лагерей, а затем и тех, кто прошел ГУЛАГ. Неблагополучному состоянию дел в сельском хозяйстве были посвящены очерки публициста Валентина Овечкина (1904 — 1968).
Во многом под воздействием очерковой публицистики военных и послевоенных лет, мемуарно-очерковой литературы активизировался процесс демократизации художественного стиля эпохи. Из литературы уходили заданность конфликтов и характеров, "всевластие" автора над материалом, сочетание авторитарного стиля с романтической героизацией. Так же как и в других видах искусства, в литературе усилилось субъективное начало. Новому художественному осмыслению подвергались такие исторические явления, как революция, коллективизация, гражданская война, политические репрессии и др. Постепенно переосмысливались проблемы взаимоотношений личности и общества, личности и государства, личности и истории.
Концептуально значимым для советской литературы второй половины XX века стало переосмысление связей личности с национальной традицией. Если на начальном этапе развития в советском искусстве создавались образы людей, порывающих с традициями старого мира, то в 1950 — 1980-е годы писатели все пристальнее вглядывались в те черты, которыми личность связана с психологией и культурой своего народа.
Наряду с утверждением приоритета государственного над частным, общего над личным в искусстве социалистического реализма вызревает мысль о самоценности человека , об обоюдной ответственности личности и общества, личности и государства, личности и истории. Вспомним образное противопоставление М. Горького — Ларра и Данко. Эгоизм первого делает его изгоем, а жертвенный альтруизм второго помогает людям. Теперь же в искусство соцреализма приходило осознание того, что не только человек важен для истории, но и история для человека. Да, жизнь человека вне общества — это путь к разрушению личности, но общество состоит из людей, следовательно, игнорируя интересы личности, оно игнорирует и свои собственные интересы.
Именно со второй половины XX века начался процесс пробуждения художественного сознания, в целом проходивший в двух направлениях, связанных с возрождением принципов реалистическою искусства. Так, например, в 1960-х годах выразителем демократических идей стал журнал "Новый мир ", a в 1970 — 1980-е годы русской национальной идеей была пронизана деятельность журнала "Наш современник" . На страницах этих периодических изданий печатались лучшие произведения военной, лагерной, деревенской и городской прозы. Понятиями "военная", "лагерная", "деревенская", "городская" обозначались тематические разновидности советской реалистической литературы, осмыслявшейся как единый массив, генеральным идейно-художественным ориентиром которого оставался метод социалистического реализма.
В годы "оттепели" суммировалось поколение, названное впоследствии «шестидесятниками », сыгравшее важную роль в перестройке 1985 — 1991 годов. «Шестидесятники» призывали к восстановлению революционных идеалов, связанных с именем В.И. Ленина. По их глубочайшему убеждению, правление И.В. Сталина преступным образом исказило путь развития советского государства.
В целом всему поколению "шестидесятников" свойственно стремление к искренности, именно это качество входило в оценку художественного произведения. В ситуации противостояния инерции политико-идеологического диктата общим пафосом художественного творчества было желание честно выразить свое время. Очевидно, этим общим настроем был обусловлен интерес «шестидесятников» к личности и творчеству американского писателя Э. Хемингуэя, герои которого наделены силой сопротивления злу.
Середину 1960-х годов принято считать концом "оттепели". Окончательно ясным это стало после того, как советские войска вошли в Прагу (1968). В литературе конец «оттепели» ознаменовался судебным процессом над писателями А.Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 году. Опубликовавшие несколько своих сочинений на Западе, они были обвинены в антисоветской деятельности.
Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010
Первые годы оттепели стали настоящим поэтическим бумом. Открытие памятника В. В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы. В десятки, в сотни раз увеличились тиражи поэтических книг.
Белла Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 г. в семье с русскими, татарскими и итальянскими корнями. Школьницей была внештатным корреспондентом многотиражной газеты «Метростроевец», участвовала в работе литературного объединения при заводе имени Лихачева. Первые ее стихи появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт.
В институте Ахмадулина сразу обратила на себя внимание и стала звездой. Во время учебы публиковала стихи в литературных журналах и рукописном журнале «Синтаксис», писала очерки. В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила институт с отличной оценкой дипломной работы. В 1962 г. выходит ее первый поэтический сборник «Струна»; он принес ей известность среди любителей поэзии. Следующей публикацией стала книга «Озноб», выпущенная в 1968 г. эмигрантским издательством «Посев». Несмотря на это «крамольное» событие, стихи Ахмадулиной продолжали издаваться в СССР.
В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт». В 1977 г. Ахмадулина избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 80-е гг. вышли сборники «Тайна» (1983), «Сад» (1987); в 1988 г. – «Избранное» и еще два сборника. В 1989 г. Ахмадулиной была присуждена Государственная премия СССР.
Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов, начавших творческий путь в период «оттепели». Ее произведения переведены на многие европейские языки. Белла Ахмадулина награждена орденами Дружбы народов (1984), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1997). Является лауреатом Государственной премии СССР (1989), премии Президента РФ (1998), премии «Триумф» (1994) и нескольких других премий – как отечественных, так и зарубежных.
Евгений Евтушенко Родился 18 июля 1933г. на станции Зима Красноярской области. Его отец был геологом, но всю жизнь писал стихи и научил сына любить поэзию. Когда семья переехала в Москву, будущий поэт во время учебы в школе занимался в поэтической студии Дворца пионеров Дзержинского района. Позднее посещал литературные консультации издательства "Молодая гвардия", где более трех лет поэт А.Досталь занимался с юным поэтом, который очень много писал, отличаясь фантастической работоспособностью. Регулярно начал печататься с шестнадцати лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения "Вагон" и "Перед встречей", написанные в 1952.
В гг. учился в Литературном институте им. A.M. Горького (исключен за поддержку романа В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым»), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В 60-х годах один из самых ярких и известных поэтов СССР. Участник поэтических вечеров в Политехническом музее в Москве. В 1950-е публикует целую серию поэтических сборников: "Третий снег"(1955), "Шоссе Энтузиастов" (1956), "Обещание" (1957) В 1967 была написана повесть "Пирл-Харбор" и после большого перерыва, в начале 1980-х - повесть "Ардабиола" и роман "Ягодные места". Е.Евтушенко принадлежит книга "Талант есть чудо неслучайное" (1980), где собраны лучшие критические работы поэта. В 1996 выходит книга-альбом "Дай Бог...", в которую включены последние стихи. Живет и работает в Москве. Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику ("Антология русской поэзии").
Роберт Рождественский Родился 20 июня в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начинает писать стихи (первые напечатаны в 1950). Оставляет университет ради Литературного института им. М.Горького (окончил в 1956)
За время учебы в институте выпустил в свет сборники стихов "Флаги весны" (1955) и "Испытание" (1956); напечатал поэму "Моя любовь" (1955). Затем последовали другие поэтические сборники: "Дрейфующий проспект"(1959);"Ровеснику" и "Необитаемые острова" (1962); "Радиус действия" (1965); "Посвящение" (1970); "За двадцать лет" (1973) и др. Высокая гражданственность поэзии Р.Рождественского привлекает внимание различных изданий и издательств. На его стихи пишутся популярные песни: "Стань таким", "Песня неуловимых мстителей", "Огромное небо" и многие другие. В 1971 выходит книга путевых очерков "И не кончается земля".
В 1980-е выходит ряд его поэтических сборников: "Голос города", "Семь поэм", "Выбор", "Стихи, баллады, песни", "Друзьям", "Возраст" и др. В 1990-е опубликовал сборники стихов "Бессонница" (1991), "Пересечение" (1992), стихи для детей - "Алешкины мысли" (1991). Умер Р.Рождественский 20 марта После смерти поэта вышел сборник "Последние стихи Роберта Рождественского ".
Андрей Вознесенский Родился в Москве в семье гидроинженера. Начал писать стихи еще в школе. Большой поклонник творчества Бориса Пастернака. Андрюша Вознесенский, учась в 6-м классе, послал ему свои стихи. Поэт оценил творческое начинание подростка и пригласил его в гости. Это – определило дальнейшую судьбу Вознесенского. Они стали большими друзьями. Личность великого поэта, его творчество, общение – было значимо для начинающего поэта. В 1957 году А.Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами:«Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..» Его первая книга стихотворений и поэм «Мозаика» выходит во Владимире в 1960 году.
В том же году в Москве – книга«Порабола», но еще на два года раньше его первые публикации появляются в печати. Шаг в литературу был стремительным и внезапным, его ругают критики, и любит народ. В 1962 выходит сборник стихов «Треугольная груша», написанный после поездки поэта в Америку (1961). В 1960-е годы Вознесенский много ездит по Европе, читает свои стихи в Париже (1963), в Мюнхене (1967). В Нью-Йорке выступления были запрещены. В 1963 на одной из творческих встреч в Кремле Н. С.Хрущев не выдержал и резко высказал поэту: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Казалось это все, конец всему, но народ требовал стихи и книги продолжали печатать, их тираж достигал 200 тысяч.
В 1964 публикует сборник "Антимиры", инсценированный в Театре на Таганке. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. В 1966 выходит сборник "Ахиллесово сердце", затем - "Тень звука" (19/0). В 1979 принимал участие в альманахе "Метрополь". Знакомство и дружба со многими поэтами, композиторами, художниками, актерами своей страны и зарубежных стран отражались в стихах и статьях, им посвященных. В 1982 Вознесенский обращается к прозе, написав повесть "О". Через два года была опубликована книга "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения". В последнее десятилетие увидели свет книги поэта "Ров. Стихи и проза" (1987), "Аксиома самоиска" (1990). А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил ее на сцене Ленкома. Лауреат Государственной премии СССР (1978).
К концу оттепели поэзия шестидесятников стала переживать кризис. Всё лучшее осталось на рубеже 60-х гг. Но эффект, произведённый ею, был очень силён. Поэты – шестидесятники учили, просвещали своих читателей, старались раскрыть им глаза, помочь разобраться с эпохой. Они расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным мнением. К середине 60-х гг. надежды на обновление, на возрождение ленинских норм угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для шестидесятников. Перестал верить громким словам и призывам и читатель. Громкая поэзия, сыграв свою роль, сошла со сцены.