Звуковая культура речи звук с средняя группа. Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы
1.Круг радости «От сердца к сердцу».
Сердце я свое открою,
Счастьем поделюсь с тобою.
Все хорошие слова
Говорю я для тебя.
Воспитатель: Скажите мне, а какие бывают животные?
Почему одних мы называем домашние, а других дикие?
Каких домашних животных вы знаете?
Каких диких животных вы знаете?
Сегодня к нам в гости пришел зверь. Хотите узнать кто он? Отгадайте загадку и узнаете кто наш гость.
Чей тоскливый вой
Слышится зимой? (волк)
Показывает детям волка и предлагает детям с ним поздороваться.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, волк какой-то грустный. Давайте спросим у него почему.
Предлагает одному из детей обратиться к волку с вопросом.
Воспитатель: (отвечает за волка) Я потерял свою песенку, и поэтому мне грустно.
Ребята, как вы думаете, мы можем помочь волку? Что мы будем делать? Где мы будем ее искать? Где она может прятаться?
Выслушивает ответы детей.
Хорошо, молодцы! Но, чтобы помочь волку, нам с вами надо выполнить несколько интересных упражнений. Я вас всех приглашаю сесть за столы.
2.Артикуляционная гимнастика.
Показывает детям картинки: «улыбка», «дудочка», «лопаточка», «иголочка».
Что изображено на картинках? Смотря в зеркало, покажите то, что изображено на первой картинке, на второй, на третьей, на четвертой.
Напоминает, как выполнить упражнения.
1.«Улыбка» - губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. 10-15 секунд.
2. «Дудочка» - губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. 10-15 секунд.
3. «Лопаточка» - расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу, а верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.10-15 секунд.
4. «Иголочка» - узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам.10-15 секунд.
Молодцы! Волку очень понравилось, как вы выполняли упражнения. А я для вас приготовила еще картинки.
3.Дидактическая игра «Посмотри и назови».
Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, в названии которого встречается звук «у». просит детей сказать, что изображено на картинке. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук «у» (у-у-у-тка, пет –у-у-у-х) и т.д.
Затем предлагает ответить детям на вопрос: «Какой звук ты слышишь?»
Молодцы! Мы можем долго искать песенку волка. Я предлагаю вам сесть на самолет и посмотреть сверху. Может быть так мы быстрее найдем ее.
4.Физкультминутка «Самолеты».
Вместе с детьми выходит на ковер и играют в игру с элементами звукоподражания.
Самолеты загудели
Самолеты полетели.
На полянку тихо сели.
Да и снова полетели.
5.Игровое упражнение.
Ребята, посмотрите, волку стало весело. Как вы думаете почему?
Выслушивает ответы детей.
Волк говорит, что мы помогли ему найти его песенку и он хочет спеть ее для вас.
Воспитатель поет за волка:
Какая интересная песенка у волка! Давайте ее споем.
На что похожа песенка волка? Где же пряталась его песенка?
Выслушивает ответы детей.
Молодцы! А теперь поиграем с волком.
Молодцы!
«Рефлексия с мячиками»
Желтый мячик – хорошее настроение;
Синий мячик – грустное настроение.
Плаксина Ольга Александровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ №27
Населённый пункт:
г.Чебоксары республика Чувашия
Наименование материала:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Звуковая культура речи: звук [у]"
Дата публикации:
04.03.2018
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27» г.Чебоксары
Конспект занятия по развитию речи в
младшей группе
Разработан:
Плаксиной О. А.
Воспитателем
Младшей группы
«Смешарики»
г.Чебоксары-2017г.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
«Звуковая культура речи: звук [у]»
Цель : Формирование у детей звуковой культуры речи.
Задачи:
1. Образовательные:
Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук У
и звукоподражательные слова с этим звуком.
Продолжать отрабатывать чёткое произношение звуков а, у.
Активизировать в речи детей обобщающие слова.
2. Развивающие:
Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Развивать интонационную выразительность речи.
Развивать интересы детей, логическое мышление, внимание.
3. Воспитательные:
Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности.
Воспитывать желание быть вежливым.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова:
волк,филин,паровозик,Буратино,петух,малыш,арбуз,утенок.
Индивидуальная работа : активизировать речь малоактивных детей.
Предварительная работа : беседа о буквах, чтение азбуки для малышей,
разучивание артикуляционного упражнения «Стрелочка», дидактические
игры, заучивание физкультминутки.
Методические приемы:
Показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы
воспитателя и ответы детей, объяснение, чтение физкультминутки,
артикуляционного упражнения, предоставлять детям возможность
договаривать слова и фразы при чтении физкультминуток и
артикуляционных упражнений.
Материал:
Паровозик, буква «У», «Волшебный кубик» с картинками: волк, филин,
петух, малыш, утка; картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок,
Методика проведения:
Воспитатель рассаживает детей и просит вспомнить,что у всех есть домик, в
котором живет Язычок.
Воспитатель: Ребята, а у всех есть язычок?
Воспитатель: Да!
Артикуляционное упражнение «Стрелочка»
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
Воспитатель: Молодцы, у всех ребят красивый и веселый язычок.
Ребята, посмотрите внимательно, кто это к нам пришел?
Дети: Буква «У»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехал звук «У». А как вы думаете, на
чем приехал наш гость. Послушайте «У-у-у-у».
Дети: На паровозе.
Воспитатель: Ребята. а вы видели настоящий паровоз,который тянет составы
с грузами? Такой паровоз гудит громко и протяжно.Примерно так: «У-у-у-у»
А чтобы у вас получилась песня паровоза,надо вытянуть губы трубочкой
(показывает) и протяжно произнести: «У-у-у-у»
Как гудит паровоз? Попробуем с вами изобразить громкий гудок паровоза:
«У-у-у-у», а сейчас паровоз отъехал далеко и гудит тише,голосок у него
тоненький: «У-у-у-у» , а сейчас мы его почти не слышим: «У-у-у-у» .
Воспитатель: Замечательно у вас получилось, но звук «у» к нам приехал не
просто так, он приехал с нами поиграть в волшебный кубик. Вы хотите
поиграть со звуком «у»?
Игра «Волшебный кубик »
Воспитатель: "Крутись, вертись, на бочок ложись". Показывает детям
картинку с изображением волка. Дети вспоминают, как воет волк: "У-у-у-у ".
Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован
малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа. ", если на картинке – филин,
нужно проговорить: "Уф-уф- уф" и т. д.
Физкультминутка
Паровоз
Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают
движения вперед-назад)
Воспитатель: Ой, ребята, мы совсем забыли про нашего гостя, а он нас ждёт,
потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание. Игра «Собери
картинку».
На столе лежат картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок, арбуз,)
Дети самостоятельно собирают. Затем воспитатель дает целую картинку
каждому, для сравнения.
У всех получилось так же, как на картинке? Молодцы, ребята.
Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука
начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука у , но в слове арбуз звук
«У» стоит в конце слова, а в слове Буратино в середине слова, вот какой
интересный звук . Давайте ещё раз все вместе произнесем слова улитка,
Буратино, арбуз.
Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры » (пер.
Л.Яхнина)
Кукушка кукует:
Ку-Ку! Ку-Ку
Голубь воркует:
Гу-Гу!Гу-Гу»
Петух зорюет:
Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит в ночи:
А рыба молчит –
Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:
Кукушка кукует.а голубь?.....(Воркует)
Петух зорюет?..
Филин кричит?.....
Педагог читает детям песенку еще раз и предлагает детям проговаривать
звукоподражательные слова.
Итог занятия:
Вот как мы с вами замечательно поиграли: научились делать гимнастику для
язычка. Язычок наш выучил звук « У », научились собирать картинки,
правильно проговаривать звуки и слова.
Ребята,понравилось вам занятие? Чем мы с вами занимались сегодня на
занятии? Чью песенку мы пели? Кто приходил к нам в гости?
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»
Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.
Цель:
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Продолжительность занятия:
Вид занятия:
Фронтальное.
Тип занятия:
Закрепление материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».
II. Основная часть занятия
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
Характеристика звука «Л»
Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.
Отличие согласных звуков от гласных
Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
Игра «Чей самолёт дальше улетит?»
«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».
Игра «Большой и маленький самолёты»
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
Игра «Повтори за мной»
Воспроизведение пар и цепочек слогов.
ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ
Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
Подвижная игра «Самолёты»
Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)
Самолёты полетели.
На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)
Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
Звуковой анализ слов
Используются слова: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
Игра «Магазин игрушек»
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
Игра «Узнай пословицу»
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
Игра «Проговори чистоговорку»
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
Игра «Повтори скороговорку»
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
Итог занятия
Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.
Разделы: Логопедия
- Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках, навык различения твердых и мягких согласных звуков.
- Познакомить со звуками [В], [В‘], буквой В.
- Учить определять место звуков [В], [В‘]в словах.
- Развивать умение делить слова на слоги разными способами.
- Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
- Упражнять в составлении предложений с предлогами.
- Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
КуклаВаря,картинки – символы звуков (используются символы звуков из пособия Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова “По дороге к Азбуке”.
Рис. 1
Карта согласных звуков (представляет собой квадрат 25×25 см, состоящий из синей и зеленой полос (Рис. 2) ; картинки, в названии которых присутствуют звуки [В], [В‘], индивидуальные тетради со схематическим изображением слов, пластилин.
Рис. 2
Ход занятия
1. Организационный момент.
Построение в круг. Игра “Мяч по кругу передавай, первый звук в имени соседа называй”.
Вопросы:
– Звуки [П],[М], [Н], какие? (Согласные, твердые.)
– Звуки [Д’], [К’]? (Согласные, мягкие.)
– Звуки [А], [О], какие? (Гласные.)
В вопросах используются звуки, которые были первыми в именах детей.
2. Формулирование темы занятия, постановка учебной задачи.
Детям предлагается сесть на ковер .
– Я расскажу вам историю, которая произошла с куклой Варей.
– Весной Варя вышла во двор и услышала протяжный вой В-В-В-В. Она поспешили на вой и увидела своего друга Вову.
– Почему ты так воешь Вова?
– Я пою песенку весеннего ветра.
– Но так воет волк.
Выставляется картинка-символ звука В.
– А веселый весенний ветерок поет: В’-В’-В’-В’.
Выставляется символ звука В’.
– Произнесите, как воет волк на выдохе. Вдохните глубоко, и сколько хватит воздуха, произносите В-В-В.
– Теперь как ветерок. Вдохните – В’-В’-В’. (Упражнения выполняются стоя)
– О каких звуках мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о звуках [В], [В’] ).
– Звук В, какой? (согласный твердый ). А звук [В’]? (согласный мягкий ).
3. Работа по теме занятия.
Работа в тетрадях.
– Садитесь за столы.
– Откройте тетради. Рассмотрите картинки.
Звуки в слове исчезают, снова появляются.
Звуки слово изменяют, сами изменяются.
– Мы с вами будем искать место звуков [В], [В’] в словах – названиях картинок.
– В слове ворона, какой звук вы слышите [ В] или [В‘]?
– Где находится звук в слове? (Звук [В] находится в начале слова .)
– Закрасьте на схеме слова первый квадрат. Какой карандаш вам понадобиться? (Синий. )
– Назовите следующее слово. (Корова. )
– Какой звук вы слышите в слове [В] или [В]’?
– Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат.
– Назовите следующее слово. (Дверь. ) Какой звук есть в этом слове? ([В’] ). Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат. Подумайте, какого цвета карандаш вам нужен.
Такая же работа проводится со словом – вишни.
– Закройте тетради. Отодвиньте на край стола.
Игра “Разложи картинки”.
– Возьмите с лотка по четыре картинки. Рассмотрите. Если в названии картинки есть звук В, положите карточку на синюю полоску, если [В’] – на зеленую.
Будьте внимательны, звуки могут быть в начале, в середине и в конце слова.
Выходите на ковер. Выполняйте вместе со мной:
(Хлопки руками над головой.)Дружит гласный звук с согласным.
Образуя вместе слог. (Берутся за руки.)
Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем. (Шагают.)
– Посчитайте шагами количество слогов в слове ВА-ГО-НЫ – все вместе.
– Теперь оттопайте ногой в слове СО-ВА.
– Хлопками в слове ВО-ДО-ЛА-ЗЫ. Ладонь к подбородку, в слове ВО-РО-НА.
Работа со звуковыми карточками.
– Возьмите карточки, символы звуков. Найдите символ звука В.
– Выложите слог ВА. Какие звуки образуют этот слог? (В, А.)
– Замените звук А на О. Какой слог получился? (ВО.)
– Поменяйте местами звуки В и О. Произнесите, какой получился слог. (ОВ.)
– Уберите карточки.
Предлог В.
– Звук В еще обозначает маленькое слово В. Оно употребляется, когда предмет движется или прячется внутрь. Варя и Вова любят играть в прятки, но прячутся не сами, а прячут свои игрушки. Подойдите ко мне, расскажите, кто, куда спрятал игрушки. (Варя спрятала мишку в коробку. Вова спрятал робота в грузовик.)
– Составьте другие предложения со словом В.
Знакомство с буквой В.
– Звуки [В], [В’] обозначаются буквой. Показ буквы.
Вот буква В видна вдали, красивая, витая.
Как будто крендель испекли, гостей в дом поджидая.
– Назовите элементы, из которых состоит буква. (Палочка и два полукруга.)
– Давайте покажем с вами пальчиковую гимнастику про буквы и звуки.
(сжимают и разжимают кулачки)Много звуков есть на свете,
Шелест листьев, плеск волны. (Хлопки чередуются с ударами кулачков.)
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны. (Пальцы здороваются, начиная с большого.)
Звуки четко произносим, (имитируют произношение, слушание)
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем, (качают указательными пальцами обеих рук).
Пишем их старательно. (Имитируют письмо.)
– Садитесь за столы. Вылепите букву В из волшебного пластилина.
– Полюбуйтесь буквами.
|
|
– Молодцы, вы хорошо работали на занятии.
Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе:
«Звук «С» и «Сь».
Программное содержание:
формирование рационального дыхания;
увеличение резервных возможностей дыхательного аппарата;
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей;
работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков «С» и «Сь» в словах;
способствовать чёткому и правильному произнесению звука «С» и «Сь» в словах и чистоговорках.
Ход занятия
В гости к детям прилетела из леса ворона Каркуша и принесла в подарок маленькие снежинки. Она торопливо стала рассказывать, как спешила к детям в детский сад. Воспитатель говорит Каркуше, что при разговоре не нужно так быстро говорить и предлагает послушать стихотворение, которое расскажут дети хором.
Говорим всегда красиво,
Смело и не торопливо!
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим!
Воспитатель напоминает детям, что каждая встреча начинается с приветствия. Дети выстраиваются в круг и строят «пирамиду приветствия», накладывая свою правую ладошку на ладошку соседнего ребёнка, приветствуя друг друга: доброе утро, здравствуй, привет, добрый день и т.д.
После приветствия Каркуша спрашивает, как они будут играть со снежинками. Детям предлагается взять по одной снежинке и положить на ладошку.
Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, с какого звука начинается слово снежинка ?»
Дети: «Со звука «С».
Воспитатель: «Правильно дети. Но чтобы определять звуки в словах – нужно научиться слышать эти звуки и выговаривать их. А что для этого нужно?»
Дети: «Язык, губы, зубы, уши».
Воспитатель: «Вот мы с вами сейчас и подготовим наши ушки, губки и язычок. Для этого я предлагаю поиграть со снежинкой. Мы попытаемся сдуть снежинку с правой ладошки.
Набираем воздух через нос (щёки не надуваем), а выпускаем воздух медленно через губы, сложенные в трубочку. Язык нужно удерживать за нижними зубами. Я в это время буду читать стихотворение:
Ветер северный подул –
Все снежинки с ручки сдул.
Поднимите снежинку и положите её на левую ручку. Попробуйте ещё раз сдуть снежинку». (Дети повторяют дыхательное упражнение) .
После дыхательной гимнастики дети садятся на коврик и вспоминают сказку о Весёлом Язычке, для подготовки языка и губ , чтобы правильно произносить звук «С», дети выполняют упражнения: утро язычка, маляр, орешки, уборка дома.
Воспитатель: «После уборки решил Язычок умыться. Открыл сначала большой кран (показ картинки) и услышал песенку водички:
С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ . Повторите за мной».
Дети: «С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ».
Воспитатель: «А потом открыл маленький кран (показ картинки) , из него водичка текла тоненькой струйкой и песенка звучала нежнее:
Сь-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ . Повторите за мной».
Дети: «Сь-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ».
Воспитатель спрашивает Каркушу о том, понравились ли ей игры с язычком и песенки водички, напоминая о том, что когда дети подготовили свои губы, язык, уши они могут с помощью чистоговорок рассказать, как были у неё в лесу, опираясь на картинки, чётко проговаривая звуки «С»,«Сь».
СУ-СУ-СУ - были дети в лесу.
СО-СО-СО - в небе солнце – колесо.
ИС-ИС-ИС – в лесу много лис.
СА-СА-СА – убежала лиса.
ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ – на поляне стоял лось.
СИ-СИ-СИ – мы вернулись на такси.
СЫ-СЫ-СЫ – у таксиста усы.
СЯ-СЯ-СЯ – вот и сказочка вся….
Воспитатель уточняет у детей и Каркуши зачем они играли с язычком, пели песенки со звуками, проговаривали чистоговорки? (Ответы детей).
Каркуша прощается с детьми.
Воспитатель: Рзаханова Заира Мамедовна