47 ронинов в истории японии. Древний мир
Хорошая статья про знаменитую японскую романтичную легенду о самураях.
Ни одна полная история самураев не может обойтись без истории "47 ронинов", обогатившей японскую культуру и ставшей известной во всем мире благодаря многочисленным книгам, пьесам, комиксам и их экранизациям. Однако многие из них, в том числе и недавно вышедший на экраны фильм Карла Ринша, весьма далеко ушли от того, что случилось на самом деле.
Но сначала поясним сам термин: ронин — это самурай без хозяина. Возможно, отсюда его японское название "человек-волна", потому что он был отпущен в свободное плавание по воле волн. Ронином становились по разным причинам. Кого-то за разные проступки "увольняли" хозяева, ну, а кто-то рождался ронином.
Были и такие, о ком повествует и последняя экранизация истории 47 ронинов, — преданные слуги, взявшиеся за рискованное предприятие. Чтобы не бросить тень на доброе имя прежнего господина и его клан, они по доброй воле становились ронинами. Наибольшее количество ронинов пришлось на период сёгуната Токугава или Эдо бакуфу (1600-1868 годы).
На самом верху иерархической лестницы находился сёгун (первоначально воинское звание, ставшее впоследствии титулом военных правителей Японии), за ним следовали его подданные, военные феодалы — даймё. Их власть поддерживало многочисленное привилегированное сословие самураев. Внизу лестницы находились крестьяне, горожане, торговцы и парии. Какие-либо перемещения между сословиями были почти невозможны.
В 1651 году после смерти третьего сегуна — Токугава Иэмицу — к власти пришел его сын Иэцуна. Во время его правления произошли внешне практически не заметные, но исключительно важные для социального устройства страны изменения. За почти полвека мирного существования военное сословие страны претерпевало существенные изменения. Самураи становились государственными чиновниками, горожанами или крестьянами. В период Гэнроку (1688-1704 годы), который считается золотым веком Японии, появились ярчайшие примеры самурайской культуры. В это время были созданы классические воинские наставления "Будо сёсин сю" и "Хагакурэ", достигли небывалого расцвета многочисленные школы боевых искусств.
В правление капризного пятого сегуна Токугава Цунаёси (1646-1709 годы) был выпущен эдикт, запрещавший жестокое обращение и убийство всех живых существ: от лошадей, собак и кошек до комаров. Однако людей, нарушивших этот приказ, явно не признавали живыми существами и казнили.
"Даймио (дайме — территориальные владетельные князья средневековой Японии) Азано Наганори во время аудиенции в императорском дворце был оскорблен придворным Кира Иошихиде и обнажил против него меч. За этот проступок против строгого придворного этикета он был приговорен к смерти и сам должен был лишить себя жизни. Чтобы отомстить за его смерть, 47 самураев добровольно вышли из касты воинов, то есть сделались отвергнутым странствующим народом (ронин ) и приготовлялись полные два года к тому, чтобы найти своего врага. Наконец, в декабре 1702 года они явились к Иошихиде в замок, одолели стражу замка и убили оскорбителя их господина, на могилу которого они возложили голову убитого. После этого они все совершили самоубийство. Еще сейчас в день поминовения мертвых их могилы украшаются цветами как памятник непоколебимой верности", — написано в изданной в Санкт-Петербурге в 1905 году книге "Историческое развитие Японии", принадлежащей перу Х. Ванденберга.
Добавим, что Кира Ёсинака был потомственным знатоком ритуалов высшего ранга и должен был повести Асано наряду с прочими на церемонию. Чтобы усыпить бдительность своей жертвы, 47 ронинов под предводительством Оиси Кураносукэ Ёсио сделали вид, что предались пьянству и бросились во все тяжкие. Их не должна была коснуться и тень подозрения. А тем временем заговорщики готовились привести в исполнение план мести за своего господина.
Вот как описана эта история у Хироаки Сато: "Ночью четырнадцатого дня двенадцатого месяца, а если быть более точным, перед рассветом пятнадцатого года Гэнроку (1702 год), сорок семь самураев ворвались в дом Кира Кодзукэносукэ Ёсинака в Эдо и убили хозяина и многих его слуг. О своем поступке они немедленно сообщили властям, представив список участников нападения, и объяснили причину: они убили Кира, чтобы отомстить за своего господина Асано Такуминоками Наганори".
Итак, 14 декабря 1702 года 47 ронинов ворвались в замок 61-летнего придворного, носившего титулы кодзукэносукэ ("губернатора Кодзукэ") и "младшего капитана Левого крыла стражи Внутреннего дворца". Этот акт должен был продемонстрировать верность самураев молодому 35-летнему даймио Наганори и следование воинскому кодексу чести поведения бусидо.
Тогдашним властям пришлось решать нелегкую дилемму: наградить ронинов за то, что они более, чем кто-либо за минувшее столетие, исполнили долг и повели себя как истинные самураи, или наказать их за убийство. Восторжествовал закон. Брата Асано Дайгаку, адъютанта сегуна, посадили под домашний арест и конфисковали замок Асано в Ако, провинция Харима.
Спустя 50 дней после убийства, 46 оставшихся после нападения на дом Ёсихиде ронинов (один якобы погиб во время штурма) получили приказ совершить сэппуку (покончить с собой). "О том, что случилось с сорок седьмым, Тэрасака Китиэмоном, до сих пор существуют самые разные мнения. Одни считают, что он испугался и сбежал перед тем, как воины ворвались в дом Кира, другие — что он получил особые указания от управляющего Оиси и покинул отряд уже после того, как акт мести был совершен. Мы следуем, — пишет Хироаки Сато, — более распространенной версии, согласно которой самураев было сорок семь".
"В то время существовал судебный порядок, известный как кэнка рёсэибаи : в столкновении признавались виновными обе стороны. Хотя бы поэтому решение властями дела Асано и Кира выглядело несправедливым, — свидетельствует Хироаки Сато. — Это впечатление усиливалось еще и тем, что Кира был известен как жадный взяточник и вымогатель, без тени смущения пользовавшийся своими знаниями и положением. Несколькими годами ранее другой дайме одного с Асано ранга серьезно намеревался убить его".
Решение правительства вызвало негодование в Японии. Через 12 дней после массового акта сэппуку на подмостках появился первый театральный спектакль, рассказывавший об этом событии.
По этому поводу достаточно ясно высказался 65-летний британский академик и специалист по военной истории Дальнего Востока Стивен Тёрнбулл (Stephen Turnbull), который, в частности, консультировал и только что вышедший на экран блокбастер с Киану Ривзом (Keanu Reeves) в главной роли: "Сомнительно, сделали ли 47 ронинов что-либо для современной Японии, кроме как предоставили сюжет для бесчисленных пьес и рассказов, продемонстрировав миру, насколько примитивной и отсталой порой может быть Япония". При этом историк не голословно критикует, а в своем известном труде "Самураи. Военная история" (The Samurai. A military history) упоминает о положительных примерах следования кодексу бусидо и модели самурайского поведения.
Честь не продается, да?
Впрочем, в данном вопросе уважаемый академик Тернбулл все-таки немножко заблуждается. История мести ронинов из Ако стала первым событием в Японии, которое, как сказали бы в наши дни, вызвало "широкий общественный резонанс". Больше года после того, как 46 отважных воинов совершили сэппуку, самые обитатели Страны восходящего солнца: ученые, поэты, самураи, фехтовальщики и даже крестьяне и торговцы, — обсуждали это событие, высказываясь как в поддержку героев, так и осуждая их поведение. Те же, кто владел искусством письма, писали трактаты, брошюры, письма и даже заметки в местные газеты (в Японии они уже тогда издавались), в которых высказывали свою точку зрения на данную историю.
Поводом для обсуждения была не столько сама история мести, сколько парадоксальность ситуации: вынося приговор ронинам, правительство сегуна как бы осуждало ту идеологию, которую перед этим активно насаждала в японском обществе, то есть шло само против себя. Дело в том, что такое правило бусидо, как верность вассала своему господину, стало широко распространено лишь с начала мирной эпохи Эдо бакуфу. В редшествующий ей период междоусобных войн Сэнгоку дзидай подобная верность была скорее исключением, чем правилом.
Тогда самураи в массе своей спокойно предавали своих господ (вообще, две трети великих битв этого периода было выиграно благодаря предательству), переходили от одного дайме к другому, соблазнившись более высокой платой — одним словом, вели себя примерно так же, как европейские наемники-ландскнехты того же времени. Ничего удивительного в этом не было, ведь на войне каждый заботится в первую очередь о том, чтобы выжить. Однако когда война закончилась, властям потребовалось сочинить что-то такое, что могло бы держать в узде огромное количество профессиональных головорезов, для которых война была основным смыслом жизни и чья лояльность правительству в любой момент могла исчезнуть. Таким образом и родились многие положения кодекса бусидо, в том числе и то, что обязывало самурая быть верным своему господину.
Собственно говоря, все 47 ронинов были представителями того самого поколения самураев, которые родились уже в мирное время и усваивали положения бусидо с самого раннего возраста — для них он был единственной идеологией. Не следует удивляться тому, что они поступили именно так, как и велел данный кодекс. Однако власти сочли их поступок преступлением, тем самым поставив самих себя в весьма неловкое положение. Именно на это и указывали авторы трактатов, которые воспевали подвиг 47 храбрецов. Их оппоненты возражали им, находя в поступке ронинов различные мелкие детали, которые, по их мнению, бросали тень на всю историю мести и свидетельствовали о том, что ронины сделали это лишь из соображений собственной выгоды (а раз так, то наказание было справедливым).
Одним словом, поступок 47 ронинов наделал примерно столько же шуму в Японии того времени, как в наши дни — панк-молебен группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Обсуждение этого события длилось очень долго, и в конце концов спорщики так и не смогли придти к единому мнению, следует считать ли эту месть выдающимся примером самурайской доблести, или же, наоборот, постыдным преступлением. Точку поставило письмо, автор которого подписался просто как "Самурай". В нем были такие строчки: "Я не понимаю, почему вокруг столь заурядного события поднялось столь много шума. Эти ронины не проявили никакой особенной доблести — они просто сделали то, что был обязан сделать любой самурай. За что же все хвалят или порицают их, восхищаются их поступком или негодуют по поводу случившегося? Деяние их столь же обычно, как и цветение сакуры каждую весну…"
Этот храм и так очень популярен среди японцев, которые собираются здесь ежегодно 14 декабря, чтобы поминуть 47 ронинов. А теперь благодаря голливудскому кинематографу об этом храме узнали и на Западе. Мало, кто до фильма с участием Киану Ривз, видел старый японский "47 ронинов" Акиры Куросавы, читал или смотрел пьесу "Тюсингура" :) Теперь же в этом храме часто можно встретить иностранных туристов.
Так что же произошло? Что это за храм и какое он отношение имеет к 47 самураям?
Этот небольшой буддийския храм знаменит своим кладбищем, где погребены все 47 самураев. Правильно их нужно называть "ронины" - это самураи, оставшиеся без своего хозяина-сюзерена.
Кто не читал и не смотрел, расскажу вкратце историю.
В марте 1701 года Асано Такуми-но-Ками, властитель района Ако (сегодня это префектура Хёго), потеряв терпение после оскорблений и издевательств самоуверенного чиновника Кира Кодзукэносукэ, напал (или, как говорят разные источники, просто обнажил катану) на него прямо в замке Эдо, но не смог убить его в атаке. В тот же день Асано был приговорен к сэппуку (вспарывание живота), в то время как Кира вообще не был наказан, несмотря на существовавший обычай наказывать обе стороны потасовки.
Кроме того, вся семья Асано была лишена власти, а верные самураи (теперь уже ронины) Асано остались без работы. Потеряв своего господина, сорок семь ронинов во главе с Оиси Кураносукэ, дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.
Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами. А Оиси переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развёлся с женой и взял себе молодую наложницу. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.
Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки).
Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.
14 декабря 1702 года группа из 47 ронинов под предводительством Оиси Кураносукэ напали на дом Киры. Кира успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Однако Оиси, проверив постель Киры и убедившись, что она ещё тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооруженных охранников. Там и был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины — бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было предложено совершить ритуальное самоубийство через сэппуку, но тот отказался. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.
Ронины принесли в храм Сэнгакудзи отрезанную голову Кира. Первоначально омыв ее в колодце, положили ее на могилу своего господина, тем самым исполнив клятву.
Власть была в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо - кодексу самураев, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как уголовники.
Сэппуку состоялось 4 февраля 1703 года. Самого молодого отправили на родину в Ако гонцом. Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо, был помилован сёгуном и прожил 78 лет. Похоронен рядом со своими товарищами.
Сюжет истории о 47 ронинах успешно использовался в постановках спектаклей театра Кабуки. Причем первая такая пьеса появилась уже через две недели после гибели ронинов. И сейчас пьеса остается одной из самых популярных в Японии, где верность, терпение и воля — одни из наиболее уважаемых человеческих качеств.
Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве.
Главный храм.
Главные массивные деревянные ворота, были восстановлены в 1832 году.
При входе Вас встретит Оиси Кураносукэ.
Медитирующий буддийский монах Саваки Кодо, который сыграл большую роль в 20 веке в дзен буддизме.
Аллея, ведущая к захоронению 47 ронинов.
Это тот самый колодец, где ронины омывали голову Киры перед тем, как положить ее на могилу своего господина Асано.
Вот они, все могилы с одинаковыми надгробиями.
Могила Оиси.
План могил. Здесь видно, что могила господина Асано находится правее, вне территории, где захоронены ронины.
На территории храма есть небольшой музей, где хранятся вещи, принадлежавшие 47 ронинам, но я туда так и не зашла.
Захотелось мне рассказать вам байку старую, замшелую. Однако ж, история эта знаменита и почитаема в Японии уже три сотни лет. И конца этому почитанию не видно. Возможно, многие из вас уже читали где-либо эту байку или даже смотрели кино. Ну, а я расскажу как умею, может, кому и покажется интересным.Но если кому захочется знать точно, как там дело обстояло, то пожалуйте в Википедию, например, или еще куда. А я хотела бы рассказать вам чисто романтическую историю.
В давние-предавние времена, когда на благословенных японских островах правил пятый шйогун из рода Токугава, Тсунайоши, в маленьком городишке Ако на берегу Внутреннего моря счастливо правил даймио Асано Наганори, третий по счету Ако-даймио из семьи Асано, основная ветвь которой давно и прочно обосновалась в Хирошиме.
Наганори стал даймио в возрасте 9 лет, унаследовав должность и все, с ней связанное, от своего отца, Асано Нагатомо. Как можно управлять целой провинцией, пусть и небольшой, в таком возрасте, затрудняюсь сказать. Надо полагать, даймио из Наганори был чисто номинальный, чтоб было кого показывать. А сама провинция управлялась вассальными самураями семьи Асано, которых к началу нашей истории было триста с лишним человек.
Асано Наганори.
Самым главным самураем из вассалов Асано был Ооиши Кураносуке Йошио. Семья Ооиши служила верой и правдой семье Асано в течение нескольких поколений, исправно поставляя советчиков и воспитателей беспокойному и горячему нравом семейству Асано. Кто-то из предков Ооиши Йошио был даже женат на одной из младших дочерей семейства Асано. Надо полагать, что именно Ооиши Кураносуке и был фактическим управителем Ако. И именно под его чутким руководством производство соли из морской воды было усовершенствовано до такой степени, что и по сей день соль из Ако считается лучшей в Кансае. И рисовые поля приносили урожай много бОльший, чем было записано в официальном реестре провинций.
Памятник Ооиши Кураносуке Йошио в Сэнгаку-джи, Токио
А Наганори? А что - Наганори? Наганори хорошо проводил время. Увлекался поэзией. Хотя высот особых не достиг. Немного занимался всеми дисциплинами, которыми положено было заниматься уважающему себя потомственному даймио и самураю: махал катаной, скакал на конях и т.д., и т.п. Но без особого рвения. Чтобы оставить время на свою самую главную страсть - женщин.
По донесениям шпионов шйогуната, которых в то благословенное мирное время было даже больше, чем собак, Ако-даймио был великим поклонником прекрасной половины японского населения. И даже вассалов своих больше ценил не за способности в управлении вверенной ему провинцией, а за способность доставить лично ему, Асано Наганори, особо красивую девушку.
Но из клановых соображений продолжения династии Наганори женился на Агури Мийоши, чья семья была одной из боковых ветвей все того же клана Асано. Красавица Агури никак не мешала своему любвеобильному супругу продолжать столь любезный его сердцу и еще кое-какому органу образ жизни. Как-то не принято было у самурайских жен возражать против увлечений своих благородных мужей, чем бы они там не увлекались.
Вот только детей у них не было. А по тогдашним временам бездетный даймио - это нонсенс, подлежащий ликвидации. Потому после смерти такого даймио все его владения и имущество конфисковывались казной, а вассальные самураи становились ронинами, то есть - безработными. Вот чтоб такого не случилось, Асано Наганори усыновил собственного младшего брата, Нагахиро. Брат-пасынок был официально признан шйогунатом как наследник семьи Асано.
Сдается мне, что совет усыновить братишку Наганори дал Ооиши Кураносуке, у которого к тому времени уже было несколько детей и в том числе - официальный наследник. А наследник нуждался в сюзерене, чтобы не оказаться к моменту вступления в наследство безработным ронином, без места жительства и постоянного источника дохода. Заботливый отец и добросовестный советник, Ооиши Йошио.
Помимо веселого времяпровождения в собственных владениях, Асано Наганори должен был выполнять официальные поручения шйогуната. Поскольку любой даймио по тем временам - это не только управитель доверенной ему провинции, но и офицер на пожизненной службе у шйогуна и императора. Официально должность Асано Наганори звучала как Такуми-но-ками.
И вот под новый, 1701-й год, Асано Такуми-но-ками Наганори был назначен принимающим императорского посла.
Ну, порядки в те времена были такие: император хоть и считался формально главой нации и государства, реальной власти не имел никакой. Но почет и всяческое показное уважение получал регулярно. Потому каждый шйогун (формально - подданный императора и его вассал) каждый новый год посылал императору богатые подарки. Типа, поздравлял с наступившим. Ну, а император, как и положено вежливому и культурному государю, отправлял своего посланника с ответными дарами самому могущественному из своих подданных. Так вот, посла императорского надлежало привечать по самому высшему разряду со всеми возможными почестями и церемониями. Как вы понимаете, церемоний этих японцы, большие церемониальные мастера, придумали несусветное количество. И чтобы помнить их все установили даже специальную должность, кооке, который и должен был следить за соблюдением всех протокольных мероприятий.
В то время почетную должность надзирателя за правильностью церемоний занимал Кира Козуке-но-суке Йошинака. Кира Йошинака было 60 лет, когда вся эта история приключилась. Современники описывают его как могущественного политикана, взяточника и сребролюбца.
Вот этого-то хитроумного знатока церемоний и официального протокола и поставили наставником горячего парня Асано Наганори, которому на тот момент было 34 года.
И Асано Наганори, оставив теплый и уютный Ако, поехал в ветренный и холодный Эдо службу служить. Прихватил он с собой только положенное по статусу количество вассальных самураев, слуг и красавицу Агури. А верного Ооиши оставил за главного в родовом замке, на хозяйстве, значит. Как история показывает, зря оставил.
В Эдо скучно и тоскливо. Баб нет, потому как "собачий" шйогун Тсунайоши всех гейш и куртизанок, вместе с театрами и прочими развлечениями, выселил из Эдо к черту на куличики. Ибо нефиг баловаться, надо делом заниматься. А дело это, хоть и почетное по самые небалуйся, так еще церемонное и скучное до полного одурения. Все эти церемонии, поклоны, этикет... Этому надо поклониться в пояс, тому - можно только головой кивнуть, а перед кем надо и вовсе на коленки падать. А тут еще этот старый хрен Кира Йошинака. Подарков ему, понимаишь, надо. Пусть сначала науку объяснит, а уж потом и о подарках подумать можно будет.
И некому было посоветовать заносчивому молодому господину, что портить отношения с могущественным интриганом - тухлое дело, если сам ты при дворе без году неделя. И что подарки - дело важное и сурово необходимое, а от их правильного выбора зависит многое в тесном и церемонном мирке шйогунского дворца. Не понравились Кира Йошинака подарки молодого даймио из Ако и затаил Йошинака злобу на своенравного юнца.
С того момента и понеслось: то время встречи неправильно назначат, то намеренно про особое этикетное правило не сообщат, то не уведомят о прибытии важного гостя, на встрече которого надо присутствовать даже смертельно больным... И все шишки - на Наганори: мол, неуч и деревенщина, дисциплины никакой да еще и дворцовый этикет не соблюдает.
Терпел Наганори, терпел, да не вытерпел. И вот несчастливым утром 14 марта 1701 года в узком коридоре Матсу-но-Оорока, соединяющем два крыла дворца шйогуна в Эдо, столкнулись нос к носу обозленный Асано Наганори и хитрый царедворец Кира Йошинака.
Памятный камень на том месте, где 300 лет назад Асано Наганори Атаковал Кира Йошинака.
Надо полагать, Кира Йошинака не упустил случая еще разок уязвить молокососа-деревенщину Наганори на предмет отсутствия хороших манер. А Наганори не сдержался и, выхватив меч-вакизаши, попытался атаковать мерзкого старикашку. Однако ж, Кира отделался парой легких ран на лбу и на спине, а меч Наганори завяз в деревянной колонне, поддерживающей своды коридора. Кира унесли слуги, а Наганори был немедленно арестован.
Асано атакует Кира
По законам того времени обнажение меча во внутренних покоях дворца шйогуна каралось немедленной смертью. И Асано Наганори знал об этом не понаслышке: его собственный дядя, Наито Тадакатсу, был казнен после того, как на похоронах четвертого шйогуна Токугава (где обнажение оружия также строго запрещалось) убил своего обидчика. После чего семья Наито Тадакатсу была лишена всех земель и вассалов. Похоже, вспыльчивость и полное отсутствие самоконтроля было фамильной чертой клана Асано. А вот скверное владение мечом - личное "достижение" самого Наганори. Иначе трудно объяснить, как можно было промахнуться в коридоре дворца по малоподвижному старичку.
И некому было охладить пыл горячего даймио и объяснить простые вещи: что "наказывать" Кира надо было за пределами дворца, где уже не действует запрещение на выяснение отношений при помощи оружия, что в результате минутной горячности даже самый великий даймио становится преступником, а его семья и вассалы - нищими бомжами.
Решение бафуку (правительства шйогуна) о судьбе Асано Наганори было оглашено уже через несколько часов после инциндента в коридоре: харакири виновнику и конфискация всего имущества в казну.
Хотя формально по закону должны были быть наказаны оба участника столкновения, Кира Йошинака сочли достаточно пострадавшим и оставили без наказания. А на решение об Асано Наганори, похоже, повлияли и его репутация вспыльчивого и неуравновешенного человека, и небрежное соблюдение им правил этикета, и явная безответственность как главы семьи и клана.
Вечером того же дня Асано Наганори совершил сеппуку по всем правилам, написав даже предсмертную поэму, джисеи-но-ваку:
風さそ う 花よりもな お 我はまた 春の名残を いかにとやせん
Что-то про облетающие на ветру цветы и весну, уходящую так же, как и его жизнь.
Наганори пишет джисеи-но-ваку.
Асано Наганори был похоронен на кладбище Сэнгаку-джи в Эдо.
Могила Асано Наганори в Сэнгаку-джи, Токио
Жена его, Агури, немедленно подстриглась в монахини, приняла имя Йозейин и вернулась в дом своей семьи, Мийоши.
В Ако был послан отряд для конфискации замка, земель и прочего имущества семьи Асано. Опережая этот отряд, двое верных вассалов Асано домчались от Эдо до Ако за четыре с половиной дня, что по тем временам было неслыханной скоростью, и принесли страшную весть семье наследника, Асано Нагахиро, и всем остававшимся в Ако самураям, о печальной судьбе их господина и покровителя.
Несколько дней замок гудел. Самураи, теперь уже ронины, решали, что им делать. Вариантов предлагалось три:
Дождаться прихода правительственного отряда и прилюдно совершить массовое харакири в знак протеста против несправедливого решения шйогуната;
Поскольку Асано Наганори таки нарушил закон и наказан по справедливости, посыпать головы пеплом стыда и переквалифицироваться из самураев в кого получится;
Мстить страшной мстей ненавистному Кира Йошинака, оскорбившему их господина и лишившего их крова.
Первый вариант отпал сам собой в процессе бурной дискуссии. Бушидо бушидом, но семьи были почти у всех трех сотен ронинов и лишать их последней поддержки без какой-либо надежды на восстановление положения - неразумно.
Второй вариант получил поддержку большей части бывших вассалов. Надо полагать, именно у этого подавляющего большинства были семьи, дети и кое-какие варианты жизни даже и без почетной службы у даймио.
А за третий вариант высказались только полсотни самых верных (или самых безрассудных) ронинов во главе с Ооиши Кураносуке Йошио.
Ооиши Кураносуке обсуждает с остальными ронинами планы дальнейших действий.
Бушидо диктует правила поведения вассала, желающего вступиться за попранную честь своего господина: меч в руки и атаковать обидчика до тех пор, пока месть не свершится или пока верный вассал не будет убит вассалами же обидчика.
Разумному и дальновидному Ооиши этот вариант не особо понравился, потому как не оставлял практически никаких шансов на восстановление справедливости даже путем собственной смерти в бою: Кира живет в самом центре Эдо, рядом с дворцом шйогуна, и дом его - настоящая крепость, как и полагалось по тем временам. К тому же вассалов и слуг у Кира явно больше, чем всех готовых мстить ронинов вместе взятых. А это значит, что любая атака на дом Кира будет отбита, и остатки мстителей будут арестованы правительственными блюстителями порядка. С перспективой быстрой и абсолютно бесславной смерти. И такое развитие ситуации не оставляло никакой надежды на реабилитацию семьи Асано и восстановление в правах Асано Нагахиро, не говоря уже про самих мстителей.
Вот тогда-то и был задуман Ооиши Йошио план восстановления семьи Асано и страшной мести Кира Йошинака.
Для начала решено было попробовать добиться справедливости официальным путем. Была сочинена петиция от верных вассалов Асано Наганори на имя Великого Шйогуна Токугавы Тсунайоши с нижайшей просьбой разобраться с обидчиком Кира Йошинака и амнистировать невинно погибшего защитника собственной чести и достоинства Асано Наганори.
А пока великий шйогун разбирается в этом сложном деле, верные слуги Асано Наганори начали готовить заговор против Кира Йошинака.
Самым главным пунктом этого заговора было заставить Кира поверить, что никакого заговора нет и в помине. Что Ооиши, как и все остальные ронины, полностью забыл своего непутевого господина и занят только благосостоянием собственной семьи. Чтобы Кира расслабился, отпустил большую часть нанятых для защиты его дома слуг и воинов да и вообще потерял бдительность.
После чего, подготовив все необходимое для правильной атаки, напасть на Кира и таки отомстить за смерть Наганори.
Ронины, участвующие в заговоре, разъехались по стране. Сам Ооиши переехал в Киото, в квартал Ямашина на востоке столицы, переселив свою жену и детей в Осаку для безопасности последних (предварительно оформив официальный развод с женой, с которой он прожил более 20 лет). В Киото Ооиши старательно делал вид, что наслаждается по самые небалуйся вольной жизнью свободного горожанина. Йошио стал постоянным посетителем квартала Гион и завсегдатаем Ичирики-очая, где развлекался в обществе самых известных гейш того времени. По донесениям шпионов Кира Йошинака, Ооиши пьянствовал днями напролет, пугая мирных обывателей Киото своими пьяными выходками. Однажды, смертельно пьяный, он вывалился из очередного кабака и упал в лужу. Проходивший мимо заезжий купец из Сатсумы, узнав бывшего самурая, в сердцах пнул ногой неподвижное тело, обозвал Ооиши предателем, забывшим своего господина, и плюнул ему в лицо. Ооиши не прореагировал никак.
Но во время, свободное от запудривания мозгов вражеским шпионам, Ооиши руководил подготовкой заговора, тщательно собирая сведения о Кира Йошинака, засылая своих шпионов в его окружение и собирая деньги на оружие для решающей атаки.
По сохранившимся долговым распискам Ооиши можно увидеть, что деньгами его снабжали настоятель буддийского храма из Ако, основная семья Асано из Хирошимы и одна из боковых ветвей клана Асано.
Согласно пьесе Чйушингура о событиях этой вендетты, дочь одного из ронинов уговорила собственного отца продать ее в Ичирики-очая, чтобы этими деньгами пополнить тощую кассу борцов за справедливость.
Накануне годовщины смерти Асано Наганори от правительства пришел официальный ответ: полный отказ в восстановлении прав семьи Асано. Надеяться было больше не на что и поготовка к мести закипела еще активнее.
Но и Кира не дремал пока. И подослал своего шпиона к Ооиши в самый день годовщины, чтобы посмотреть, как самый верный из вассалов будет отмечать день смерти своего господина. Благо по обычаю верный вассал в годовщину смерти своего господина должен был поститься и просвети день в молитвах.
Но Ооиши этот день провел традиционно - в Ичирики-очая, распивая саке вместе со шпионом и играя в жмурки с гейшами. Никаких признаков скорби или хотя бы намека на вынашиваемую месть.
И Кира поверил наконец, что никакой мести не будет. Что бывшие вассалы Асано Наганори и думать забыли о бесчестьи, нанесенном их бывшему господину.
Ооиши развлекается с гейшами.
Даже бывшая жена Наганори, ноне монахиня Йозейин, поверила, что муж ее так и забыт неверными вассалами. И прилюдно прокляла неверного пса Ооиши.
Но "Ооиши" не даром значит "большой камень"! Медленно, аккуратно, но неуклонно опытный стратег Ооиши подготавливал свою месть. Один из ронинов-последователей Ооиши, женился на дочери мастера, украшавшего внутренние помещения дома Кира Йошинака, и через свою жену получил подробнейший план дома ненавистного врага.
В начале декабря 1702 года все подготовленное оружие было свезено в Эдо. Все сообщники, которых к тому времени осталось 47 человек, тоже собрались в Эдо на конспиративных явках. А лично Ооиши Кураносуке тайно покинул Киото в самом начале ноября, еще раньше отправив в Эдо своего старшего сына Чикара-Йошикане, тоже примкнувшего к мстителям.
И вот морозной ночью 14-го декабря 1702 года после тщательной многодневной разведки и сбора сведений о перемещениях Кира Йошинака, в 4 часа утра две группы ронинов атаковали дом Кира с двух сторон: одна, возглавляемая сыном Ооиши, Чикара-Йошикане, - со стороны задних ворот, а вторая, под началом лично Ооиши Кураносуке Йошио, вломилась в главные ворота. Бой барабанов согласовывал действия обеих групп.
Ооиши руководит атакой на дом Кира.
Заранее расставленные лучники сбивали слуг Кира, пытающихся выбраться из дома за подмогой. А накануне предупрежденные об атаке соседи, ненавидившие Кира, также ничего не сделали для его защиты.
Дом был захвачен атакующими за неполный час. Были убиты 16 слуг Кира и ранены 22, в том числе и внук Кира. Среди нападавших убитых не было, только несколько незначительных ранений. Но самого Кира среди сражавшихся не обнаружили!
Проверили весь дом. Нету! Но в спальне Кира постель еще хранит тепло человеческого тела... Дом обыскали еще раз. И в темном чулане для хранения угля в самом дальнем углу кухни Кира наконец и был обнаружен и приведен к Ооиши.
При полном собрании всех соучастников Ооиши предложил Кира Йошинака тот самый меч, которым совершил харакири Асано Наганори. И предоставил возможность самураю по положению Кира Йошинака умереть так, как умирают достойные самураи, совершив харакири немедленно при всем честном собрании. Но Кира отказался.
И тогда Ооиши Кураносуке Йошио лично отсек голову Кира Йошинака тем самым мечом, что держал в руках в свой последний час его господин Асано Наганори.
Смерть Кира Йошинака.
После чего вся команда теперь уже отомщенных ронинов торжественным маршем проследовали от дома Кира к буддийскому храму Сэнгаку-джи. По дороге послав двух гонцов во дворец шйогуна с извещением о свершившемся правосудии. И заодно отправив туда самого младшего по званию и положению среди них как свидетеля. На кладбище Сэнгаку-джи, омыв голову Кира Йошинака в источнике, ронины торжественно возложили ее у надгробия на могиле Асано Наганори и отчитались о честно проделанной работе. Дух Асано Наганори отныне был спокоен.
Ронины принесли голову Кира на могилу Асано.
Посланный правительством отряд должен был обезоружить и арестовать всех участников нападения на дом уважаемого господина. Но все 44 ронина добровольно сдали оружие.
Ронинов разделили на четыре группы и расселили по домам важных чиновников шйогуната, где они должны были находится под домашним арестом до тех пор, пока правительство не решит их судьбу.
Долгих два месяца Высокий суд в лице самого Тсунайоши Токугавы и его советников решал судьбу 47 ронинов. И все это время ронины жили на правах почетных гостей в домах у четырех высокопоставленных офицеров шйогуната.
Все четыре хозяина дома, где ожидали своей участи ронины, были чрезвычайно горды выпавшей на их долю честью. До самого последнего дня все пожелания почетных арестантов выполнялись беспрекословно.
Шйогунат оказался в сложном положении. С одной стороны, ронины точно последовали кодексу самурая, говорящему, что истинный самурай должен отдать жизнь за восстановление доброго имени своего господина. С другой - они нарушили закон шйогуната о запрете на кровную месть. Кроме того, шйогунат получил море петиций от граждан всех сословий с прошениями о помиловании ронинов.
В итоге ронины были приговорены к смерти. Но не к позорной казни, как преступники, а к почетной смерти путем совершения харакири.
Поздним вечером 4-го февраля 1703 года 46 ронинов совершили ритуальное самоубийство. И были торжественно похоронены на том же кладбище Сэнгаку-джи рядом со своим господином Асано Наганори.
Харакири 46 ронинов.
Шйогун помиловал только одного: самого младшего по званию и положению ронина. Который вернулся в Ако, прожил долгую и насыщенную жизнь, написал воспоминания об этой истории и умер своей смертью в возрасте 71 года. Был похоронен там же, в Сэнгаку-джи, рядом со всеми своими товарищами.
Могила 47 ронинов на кладбище Сэнгаку-джи, Токио
Несколько раньше рядом с мужем была похоронена и леди Асано Агури-Йозейин.
Могила леди Асано Агури-Йозейин в Сэнгаку-джи, Токио.
Могила ронинов и их господина стала местом паломничества всех желающих приобщиться к истинно самурайскому духу.
В один день ее посетил и тот самый купец из Сатсумы, который когда-то пинал ногами пьяного Ооиши и обвинял того в отсутствии чувства долга. Купец попросил прощения у духа Ооиши Кураносуке, после чего совершил самоубийство. Был похоронен рядом с оградой могилы ронинов.
Совершенная месть обелила образ ронинов из Ако в глазах японской общественности. Те из них, кто не примкнул к Ооиши, после его героической смерти смогли найти себе работу в привычном им качестве вассалов более могущественных самураев.
Асано Нагахиро был полностью восстановлен в правах, получил статус хатамото и был посажен управлять провинцией Чигйочи (несколько большей по размеру, чем Ако) в префектуре Чиба. А после смерти шйогуна Токугавы Тсунайоши, Асано Наганори был полностью реабилитирован.
Семья Кира Йошинака наоборот, сильно потеряла и в репутации, и во владениях. А после смерти Кира Йошичика, старшего сына Йошинака, род Кира угас совсем.
В общем, все кончилось хорошо: все умерли.
Исторический парад в Сэнгаку-джи в наши дни.
P.S. via belka_teleutka
Вот тут есть очень подробная фильмография на тему: http://community.livejournal.com/dorama_ru/113341.html
Настоятельно рекомендую.
МЕСТИ И ПРЕДАЕННОСТИ САМУРАЕВ .
В замке сёгуна несли службу два знатных самурая – Кира Ёсихиса и Асано Наганори. Кира имел ранг Великого мастера церемоний, а Асано владел замком Ако и был наследником очень богатого и знатного рода. На службе у него состояли 300 самураев. Жизнь в замке шла своим чередом до тех пор, пока Кира не воспылал страстью к молодой и красивой супруге Асано. Он даже попытался соблазнить ее, но она хранила верность своему мужу и гневно отвергла все притязания наглеца. Кира решил выместить злобу на Асано, которого он считал теперь свои главным врагом. Однако Кира был потомственным воином и прекрасно знал, что каждую минуту своей жизни он должен следовать кодексу бусидо, который запрещает делать все что ему вздумается. Злой ум Кира подсказал ему: надо заставить Асано нарушить бусидо. Удобный случай вскоре представился. В марте 1701 г. сёгун принимал в своей резиденции трех посланников императора. На Асано лежала обязанность достойного приема. Кира отказал Асано в помощи, а в день официального приема всячески критиковал и открыто смеялся над ним, оскорбляя самурая перед всем двором. Асано побледнел и поднес руку к своему мечу, который был неразлучно с ним. Перед Асано встала сложная проблема. Если он ответит на оскорбление, то он нарушит бусидо, согласно которому дворец сёгуна является священным местом, где под страхом смерти нельзя обнажать меч. Но если проигнорировать оскорбление, он станет трусом в глазах окружающих, и только смерть смоет позор. После недолгих колебаний Асано выхватил меч и ранил обидчика. Гнусный план Киры удался: Асано был тут же схвачен стражниками. Приговор сёгуна был жесток: сэппуку. В молчании Асано вернулся в свой замок. Он был спокоен, так как знал, что его храбрый поступок зачтется ему на небесах и дарует ему новое перерождение в лучшем мире. Тщательно облачившись в белые ритуальные одежды, Асано написал прощальное стихотворение, воскрешая в памяти «свои 36 лет, опавшие как лепестки цветов в одночасье». Далее согласно обычаю он удалился в специальный павильон и совершил харакири по всем правилам. Все имущество Асано было автоматически конфисковано, а его 300 вассалов в одночасье превратились в ронинов. После траурной церемонии все они разошлись кто куда. Все, кроме 47. Ведь согласно бусидо, хотя Асано и смыл свою «ошибку» кровью, он завещал своим верным вассалам отомстить за себя. Они должны либо сразу последовать за своим господином в загробный мир, либо смыть оскорбление, павшее на весь их клан.
И вот они в последний раз в доме господина – 47 верных вассалов, мужественных и благородных воинов. Все вспоминали тот день, когда поклялись хранить верность своему господину до конца дней своих. В тот день кисточкой, смоченной своей собственной кровью, на листе бумаги они записали клятву верности. Затем сожгли ее перед алтарем и, смешав золу с сакэ, выпили этот напиток до дна. Выполняяклятву верности, самураи решили отомстить Кире за своего господина. Кира догадывался о возможном отмщении. Удалившись в свой замок, он удвоил, а затем и утроил охрану, зная, что отныне его жизнь в опасности. Но Оиси Кураносукэ, предводитель ронинов, нашел способ усыпить подозрения Киры. Нарочно стали распускаться слухи, что ронины из Ако позабыли своего господина и их больше заботит собственное благосостояние, чем память об Асано. Они разошлись в разные стороны, и каждый занялся своим делом. Кто совершенствовался в кэн‑дзюцу, кто нанялся телохранителем к богатому купцу. А Оиси, за которым неотступно следовал подосланный Кирой шпион, проводил все время в злачных кварталах Киото, предаваясь пьянству и разгулу, чтобы усыпить подозрения соглядатая. В течение двух лет ронины скитались по стране. Их очевидное забвение своего господина вызывали презрение и ненависть у других самураев. Над ними все потешались. И постепенно Кира забыл свои страхи и убрал охрану.
Морозной ночью 14-го декабря 1702 года после тщательной многодневной разведки и сбора сведений о перемещениях Кира Йошинака, в 4 часа утра две группы ронинов атаковали дом Кира с двух сторон: одна, возглавляемая сыном Ооиши, Чикара-Йошикане, — со стороны задних ворот, а вторая, под началом лично Ооиши Кураносуке Йошио, вломилась в главные ворота. Бой барабанов согласовывал действия обеих групп….Заранее расставленные лучники сбивали слуг Кира, пытающихся выбраться из дома за подмогой. А накануне предупрежденные об атаке соседи, ненавидившие Кира, также ничего не сделали для его защиты. Дом был захвачен атакующими за неполный час. Были убиты 16 слуг Кира и ранены 22, в том числе и внук Кира. Среди нападавших убитых не было, только несколько незначительных ранений. Но самого Кира среди сражавшихся не обнаружили! Проверили весь дом. Нету! Но в спальне Кира постель еще хранит тепло человеческого тела… Дом обыскали еще раз. И в темном чулане для хранения угля в самом дальнем углу кухни Кира наконец и был обнаружен и приведен к Ооиши….При полном собрании всех соучастников Ооиши предложил Кира Йошинака тот самый меч, которым совершил харакири Асано Наганори. И предоставил возможность самураю по положению Кира Йошинака умереть так, как умирают достойные самураи, совершив харакири немедленно при всем честном собрании. Но Кира отказался. И тогда Ооиши Кураносуке Йошио лично отсек голову Кира Йошинака тем самым мечом, что держал в руках в свой последний час его господин Асано Наганори….После чего вся команда теперь уже отомщенных ронинов торжественным маршем проследовали от дома Кира к буддийскому храму Сэнгаку-джи. По дороге послав двух гонцов во дворец шйогуна с извещением о свершившемся правосудии. И заодно отправив туда самого младшего по званию и положению среди них как свидетеля. На кладбище Сэнгаку-джи, омыв голову Кира Йошинака в источнике, ронины торжественно возложили ее у надгробия на могиле Асано Наганори и отчитались о честно проделанной работе. Дух Асано Наганори отныне был спокоен….
Поздним вечером 4-го февраля 1703 года 46 ронинов совершили ритуальное самоубийство. И были торжественно похоронены на том же кладбище Сэнгакуджи рядом со своим господином Асано Наганори.
Сёгун помиловал только одного: самого младшего по званию и положению ронина. Который вернулся в Ако, прожил долгую и насыщенную жизнь, написал воспоминания об этой истории и умер своей смертью в возрасте 71 года. Был похоронен там же, в Храме Сэнгакудзи, рядом со всеми своими товарищами.
Надо сказать проходила эта история в городе Эдо — нынешнем Токио. Чем поучительна история для нас, жителей 21 века? А тем, что порядочный человек, всегда остаётся порядочным, даже после смерти, а подлеца должно ждать наказание. Это нам завещали 47 ронинов!
Повествующее о мести сорока семи бывших самураев за смерть своего господина.
История 47 ронинов
История повествует о том, как сорок семь ронинов подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кире Кодзукэ-но-Сукэ , придворному сёгуна Токугавы Цунаёси , за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори из Ако . В 1701 году Асано был приговорён к сэппуку за нападение на придворного в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.
Потеряв своего господина, сорок семь ронинов во главе с главным советником Оиси Кураносукэ (яп. 大石 良雄 о:иси ёсио , титул 内蔵助, кураносукэ) , дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.
Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развёлся с женой и взял себе молодую наложницу . Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.
Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки).
Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.
Изобразительное искусство
Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как Утамаро , Тоёкуни , Хокусай , Кунисада и Хиросигэ . Самой популярной признана серия работ Куниёси .
Театральные постановки
Среди множества театральных постановок на тему мести «сорока семи» наиболее известной является Канадэхон Тюсингура (в переводе «Зерцало преданных вассалов») или просто Тюсингура, которая, правда, потеряв часть исторической достоверности, приобрела больший драматизм и зрелищность.
Написанная сначала для кукольного театра бунраку , пьеса была позже адаптирована для театра кабуки. Она и поныне остаётся одной из самых популярных театральных постановок в Японии.
В кинематографе
- «Chûshingura» - Япония, 1916 год.
- «Тюсингура: Правдивая история » (Chushingura: The Truth) - Япония, 1928 год, режиссёр Сёдзо Макино
- «Chûshingura: Kôhen» - Япония, 1939 год, режиссёр Кадзиро Ямамото
- «Верность в эпоху Гэнроку » / «47 ронинов» (Genroku Chushingura) - Япония, 1941 г., режиссёр Кэндзи Мидзогути
- «Dai Chûshingura» - Япония, 1957 г., режиссёр Тацуясу Осоне
- «47 верных ронинов » (Chûshingura) - Япония, 1958 г., режиссёр Кунио Ватанабэ .
- «47 ронинов / Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку » (Chushingura - Hana no maki yuki no maki) - Япония, 1962 г., режиссёр Хироси Инагаки
- «Падение замка Ако » (Ako-Jo danzetsu) - Япония, 1978 г., режиссёр Киндзи Фукасаку
- «47 ронинов » (Shijûshichinin no shikaku) - Япония, 1994 г., режиссёр Кон Итикава
- «Ронин » (Ronin) - 1998 г., упоминаются.
- «Сорок семь ронинов » (Chushingura 1/47) - Япония, 2001 г., режиссёр