Конспект занятия по обучению измерению. Измерения с помощью условной мерки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №54 «Журавушка»
города Чебоксары Чувашской республики
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Тема: «Измерение»
с детьми подготовительной группы
Разработала и провела:
Афонина Н.В.
воспитатель 1
2015
Цель: развитие у детей познавательных интересов.
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок.
Развивающие задачи:
Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта, умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно - следственные связи. Расширять представления о песке, его качествах и особенностях. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов неживой природы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность.
Активизация словаря:
Сыпучий, липкий, рыхлый, лупа, эксперименты, фокусы.
Методические приемы: - Загадывание загадки
Просмотр презентации на ноутбуке
Физкультминутка
Игра -фокус «Разноцветное чудо»
Материал:
Песок двух видов, пластмассовые бутылочки, формочки, палочки, коробочки, клеенки, воронки, вода, стаканчики, ложки, лупы, ноутбук, магнитофон.
Структура деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а на какую тему, вы узнаете сами, если отгадаете загадку:
«Он жёлтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
Целый день в него играть».
Что это - ?
Дети: Песок
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок?
Дети: Для игр, посыпать дорожки зимой.
Воспитатель: Совершенно верно, ещё песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах. Где можно встретить песок?
Дети: В песочнице, на стройке, у речки, у моря.
Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию о том, где используется песок (просмотр презентации на ноутбуке).
Песок - кусочки породы. Песок получается когда распадается камень(показывает камень), под воздействием воды, природных условий, ледников. Существует самое большие залежи песка - это пустыни и морские берега, где обычно расположены пляжи. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным).
Воспитатель: Песок бывает морской и речной (показать и сравнить)
Чем отличается морской песок от речного? сегодня мы будем сравнивать свойства речного песка, с которым мы играли все лето и морского песка, который я привезла для вас с моря.
Воспитатель: У вас на столах много интересного и сейчас будем проводить опыты с песком. У вас на столах по 2 тарелочки с песком. Попробуйте угадать, где какой? Потрогайте его, как вы думаете?
Ответы детей.
Возьмём совочки и насыплем немного песка в коробочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?
Дети: Легко.
Воспитатель: Потому - что песок сыпучий. Легко ли его брать? Т.е. он комком или нет? Песок рыхлый.
Воспитатель: А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется?
Дети: Увеличительное стекло.
Воспитатель: Правильно, так оно называется, потому - что увеличивает, а ещё можно сказать - лупа, линза.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?
Дети: Зёрнышек - песчинок.
Воспитатель: Как они выглядят?
Дети: Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.
Воспитатель: Похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?
(Ответы детей)
Дети: У морского песка песчинки более мелкие, а у речного крупнее.
Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям».
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Воспитатель: Давайте проведём ещё опыт. « Ветер». Что происходит с песчинками?
Дети: Они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.
Воспитатель: А теперь я налью немного воды, смочу песок и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.
Воспитатель : Надо выяснить имеет ли песок фору? Как это сделать?
Ответы детей.
Насыпьте песок в стаканчик. Легко?
А теперь зачерпните его ложкой. Поменялась ли его форма?
А как насыпать песок в маленькую бутылочку? Получается? Или нет? - возьмите воронку и попробуйте насыпать как можно аккуратнее..
Самостоятельная деятельность детей.
ВЫВОД: воспитатель делает вывод совместно с детьми. И так,…….
А теперь давайте немного отдохнём и проведем небольшую разминку.
(физкультминутка под аудиозапись)
Воспитатель: а теперь возьмите подносы со стаканчиками (два) и совочками. Насыпьте песок в два стаканчика, в один стаканчик налейте немного воды (смочите песок). А теперь возьмите палочку и воткните в сухой песок, а другую палочку в мокрый. В какой песок легче втыкается палочка? В мокрый или в сухой?
Дети: В сухой.
Воспитатель: сухой песок рыхлый, песчинки не склеяные, поэтому в сухой втыкать легче. А теперь я насыплю в пластмассовые стаканчики песок (одинаковое количество), но один стаканчик с песком я смочу водой. И теперь мы посмотрим, какой песок тяжелее. Мы взвесим сначала сухой песок, а потом мокрый.
Какой тяжелее?
Дети: Мокрый.
Воспитатель: Правильно, потому - что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных - более тяжёлая вода.
Ребята, а теперь скажите мне, из какого песка получается куличик из сухого или мокрого?
Дети: Из мокрого.
Воспитатель: Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делаете много раз.
Ребята, а песок может фильтровать воду, т.е. чистить её. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт грязную воду и пропускает её через песок).
Воспитатель: Что произошло с грязной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?
Дети: Стала чище, прозрачнее.
Воспитатель: Песок - это природный фильтр, он очищает воду.
А теперь давайте проведём ещё один опыт. В поднос песком ложечкой немного добавим воды и перемешаем. Что происходит?(ответ детей)
Дети: песок стал влажным, мокрым.
Воспитатель : а что произошло с водой?
Дети : она впиталась в песок.
Тоже самое проделаем с морским песком.
Дети : ………………….
Воспитатель: правильно …………………..
ВЫВОД: чем же отличается речной песок от морского?................ответы детей
Воспитатель : Кто знает: чем эксперимент отличается от фокуса?
Дети:……….
Воспитатель : Сегодня мы с вами провели много экспериментов с песком и в этом нам помогала вода. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о воде?
Дети: прозрачная, не имеет вкуса, запаха, это жидкость, она течет и переливается, некоторые вещества в ней растворяются………и т.д.
А имеет ли вода цвет? Может ли она быть красной, синей или зеленой?
Дети: да.
Воспитатель: Как это сделать?......А можно ли это сделать с помощью магии? Сейчас я научу вас делать фокус, который так и называется «Разноцветное чудо»…………..(в бутылочку наливается простая вода и она прячется в волшебный мешочек; после нескольких энергичных движений и волшебных заклинаний она становится разноцветной).
Воспитатель: На сегодня наши исследования и игры закончились. Что вам особенно запомнилось? Нужно все убрать по местам Молодцы! Всем спасибо за работу.
Екатерина Гончарова
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Измерение длины»
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему :
«Измерение длины »
Цель : Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной мерки.
Задачи :
Обучающие :
Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины , формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков ;
Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
Развивающие :
Способствовать развитию логического мышления, внимания.
Воспитывающие :
Воспитывать интерес к математике , развивать навыки сотрудничества.
Материалы к занятию :
Демонстрационный : белая полоска бумаги длиной 40 см , полоски-мерки : красная – 10 см, синяя – 8 см; иллюстрация : попугай и удав; метр (портняжный, складной, рулетка) ; модель сантиметра; линейка.
Раздаточный : белая полоска бумаги длиной 20 см , полоски-мерки : красная – 5 см, синяя – 4 см; линейка; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см и 4 см.
Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию
В.: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну математики . В этой стране нас ждет много игр и заданий, поэтому будьте очень внимательны .
2. Мотивационная игра
А) Вызываю самого высокого мальчика и самую низкую девочку, прошу измерить шагами одно и то же расстояние. Сначала идет девочка. Все хором считают шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.
В.: Что вы заметили?
Д.: Расстояние не менялось, а число шагов разное.
В.: Почему так получилось?
Д.: Шаги были разными : чем больше шаги, тем меньше число шагов.
Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см , красная – 5 см, синяя – 4 см. Предлагаю им сначала сравнить красную и синюю полоски непосредственно, а затем прошагать ими белую полоску.
В.: Ребята, какой вывод из этого мы можем сделать?
Д.: Чем больше мерка, тем меньше результат измерения .
3. Затруднение в игровой ситуации. Поиск выхода
Работа в тетради
№ 1, стр. 12.
Какими еще мерками можно измерять длины отрезков ? (Пядями, саженями, локтями и т. д.)
Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей ? (Нет, у всех разные шаги, локти и т. д.)
Чтобы точно измерить длину люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела - они всегда одинаковые.
Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками - метром и сантиметром.
Демонстрирую модель метра и модель сантиметра. Дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом.
Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате? (Метром.) Измерьте метром длину доски , высоту шкафа.
Дети измеряют метром два – три расстояния.
Какой единицей измеряет длину доски мальчик на картинке? (Метром)
А какой меркой удобно измерить дорожку , по которой ползет улитка?
(Сантиметром.) Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? (4см)
Рассмотрите картинку и объясните, как надо приложить линейку, чтобы измерить отрезок . (Один конец отрезка надо совместить с красным штрихом, а другой конец покажет, сколько в нём сантиметров).
Физкультминутка «Зарядка»
Мы поставили пластинку, Начинаем бег на месте
И выходим на разминку Финиш - метров через двести!
На зарядку, на зарядку 1-2, 1-2,
На зарядку становись! 1-2, 1 - 2!
Хватит, хватит! Прибежали
Потянулись, подышали!
4. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях
1) № 2, стр. 12.
В.: Как вы думаете, какой отрезок самый длинный , а какой – самый короткий? Как доказать?
Дети измеряют линейкой длину отрезков , проговаривая вслух, как ее надо приложить.
Д.: Один конец отрезка приложу к красному штриху линейки, другой конец – оказался в точке 6. Значит, длина отрезка – 6 сантиметров.
2) № 3, стр. 12.
На доске многоугольник, составленный из полосочек.
В.: Являются ли стороны многоугольника отрезками?
Ответы детей.
Многоугольник рассыпается, и дети убеждаются в том, что правы были те, кто считал стороны многоугольников отрезками.
Дети измеряют линейкой длины сторон многоугольников в учебном пособии.
3) № 4, стр. 12.
В.: Измерьте длину большого отрезка . Напишите в окошке результат измерения . (5 см.)
В.: Обведите по линейке синим карандашом одну часть, а зеленым карандашом – другую часть. Измерьте длину каждой части и запишите результат. Какие равенства мы можем составить?
Ответы детей.
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся» )
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают) .
5. Повторение и развивающие задания
1) № 5, стр. 13.
В.: Рассмотрите рисунки. Как выдумаете, что надо сделать в этом задании?
Д.: Надо сравнить по количеству маленькие и большие мячи, попугаев и обезьянок, фонарики и свечи.
В.: Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа.
2) № 6, стр. 13.
В.: Что нужно сделать в этом задании?
Д.: Нужно дорисовать синие бусинки до шести и дописать второе слагаемое.
6. Рефлексия
Как измерить длину отрезка ? (Выбрать мерку и уложить в отрезке.)
Какие новые мерки вы сегодня узнали? (Метр, сантиметр.)
Чем они отличаются от тех, которые мы использовали раньше? (Они всегда одинаковые.)
Задачи по образовательным областям:
- "Познание": закрепить понятие "мерка", закрепить умение детей измерять сыпучие вещества; следить за полнотой мерки; развивать логику; закрепить знания о жизни птиц в холодное время; закрепить знания о воробье; закрепить знания о почтовом адресе.
- "Физическая культура": познакомить детей с новой физкультминуткой; снятие напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата.
- "Социализация": формировать умение работать в мини-группе, распределять роли и обязанности в ней, умение выслушивать товарищей, не перебивать их; формировать умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к птицам; чувство сострадания к ним.
- "Чтение художественной литературы": познакомить со стихотворением поэта Анатолия Гришина "Воробей".
- "Музыка": развивать чувство прекрасного; создать эмоциональный положительный настрой; учить внимательно слушать звуки природы.
- "Труд": разместить корм на участке.
- "Коммуникация": развитие речемыслительной деятельности; совершенствование коммуникативных умений.
Ход занятия
С ребятами организовать круг, проговорить закличку и повторить правила поведения;
В круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья!
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево;
В центре круга соберёмся
И обратно все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И на стульчики пройдём.
Разминка.
Ребята,я сегодня пришла самая первая в группу, и увидела, что к нам пришло письмо. (Обсудить с детьми, где располагается на конверте информация о том, кто отправляет и куда отправляет. Что такое индекс).
(Воспитатель читает письмо: "Здравствуйте, дорогие дети подготовительной группы "Почемучки". Пишет Вам из далекого Цветочного города ваш друг Незнайка. Вы уже не один раз выручали меня, помогите, пожалуйста, мне и на этот раз. Знайка решил заняться моим обучением и задал мне задачки. Я со всеми справился, кроме одной задачки. Без Вашей помощи, дорогие друзья, мне никак не справиться. Мне очень хочется показать Знайке, что я готов учиться и не лениться.").
Пишет Незнайка, он просит помочь нам решить его задачку, иначе он не сможет порадовать друга Знайку своим усердием и смекалкой. Надо ему помочь. Вот и задачка. Я задачу уже прочитала утром и предлагаю решить её с помощью моделирования.
Жираф, крокодил и бегемот
Жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
И не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
И не в желтом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
(Решаем с помощью наглядного моделирования. Оранжевый кружок - жираф, зелёный - крокодил, коричневый - бегемот. Красный, желтый и синий квадраты - домики. На доске магнитной решить эту задачку. Можно вызвать желающего.)
Молодцы! Мы с вами помогли Незнайке, а теперь решение надо отправить Незнайке. Как?
(предположительный ответ детей. Нашли решение: наклеить ответ на бумагу и отравить обратным письмом. Обсудить с детьми адрес отправки и адрес отправителя. Запомнить адрес нашего детского сада. Потренироваться ещё раз определить на конверте место "куда" отправляем, "кому" отправляем. На примере собственного адреса).
Сегодня к нам пришел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?
(Предположительный ответ детей.)
Давайте я дам вам подсказку. (Включается звуки пения птиц)
(Дети дают ответ - птичка).
А чтобы узнать какая птичка пришла к нам в гости, послушайте загадку:
Эту птицу каждый знает.
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайся поскорей -
Всех торопит: (воробей).
Воробей прилетел к нам не просто так!! У него есть просьба.
(к доске прикрепляется изображение воробья)
Сколько птичек можно накормить рисом, который в мешочке, если каждая птичка съедает одну чайную ложку риса.
Что для этого надо сделать?
(предполагаемый ответ детей).
Мы с вами будем измерять рис с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка.
(По желанию выходит ребёнок и проводит измерения)
Сколько всего получилось ложек?
(Ответы детей).
А теперь давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством риса, если честь, что один голубь может съесть одну столовую ложку.
(Снова измеряем рис и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).)
Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?
А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?
(Чем больше мерка, тем меньше число мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число мы получим!)
Молодцы! А давайте тоже угостим птиц. У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыпим угощение в неё.
Но сначала, немного отдохнём.
(Физкультминутка)
Итак, давайте приготовим вкусное угощение для птичек. Обратите внимание на столы. На них приготовлены мисочки с разной крупой: гречкой, пшеном, рисом и горохом. Кроме этого там приготовлены разные мерки, которыми вы будете измерять сыпучие продукты. Есть пустая ёмкость, в которую будете насыпать угощение. Кроме этого, обратите внимание на карточки. Они двух видов.
Одни - цветные, обозначающие крупу. Коричневый цвет обозначают гречневую крупу, желтый - пшено, белый - рис, а оранжевый горох.
Другие - картинки с изображением мерок: чайной ложки, столовой ложки и мерной ложки. Ваша задача - не просто приготовить угощение, а приготовить по своему рецепту.
С помощью карточек "фиксируйте" свой рецепт в альбоме, с помощью клея. Например, если вы в угощение положили 2 чайных ложки гречки, то в альбом влейте 2 карточки с изображением чайных ложек и карточку коричневого цвета. (Показать пример своего рецепта)
А теперь делимся на группы по желанию и готовим угощение.
(Дети разбиваются на группы, работают сообща над угощением и рецептами).
Молодцы, справились с заданием. (Взять рецепты прикрепить к доске) Ребята, посмотрите, какие интересные у вас получились рецепты. Какое разнообразное будет меню у птиц! Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? А Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? (Ответы детей. Подвести итог занятия.)
А на вечерней прогулке мы не забудем высыпать угощение в кормушку. А напоследок, предлагаю вам закрыть глазки и прослушать пение птиц.
Макроэкономика
– раздел экономической теории, рассматривающий проблемы функционирования экономики в целом, взаимодействие основных субъектов экономической деятельности.
В настоящее время в экономической статистике большинства стран мира для оценки результатов национального производства используется особая система макроэкономических показателей, которые рассчитываются на основе системы национальных счетов (СНС)
. Расчет этих показателей является одной из важнейших задач национального счетоводства
.
Система национальных счетов – система экономических таблиц, отражающих с одной стороны расходы хозяйствующих субъектов на приобретение товаров, услуг, с другой стороны их доходы от результатов хозяйственной деятельности.
На основе этих таблиц рассчитывается система взаимосвязанных макроэкономических показателей, позволяющих отследить движение национального продукта от его производства до распределения и использования.
СНС начала формироваться в 30-е годы и окончательно сформировалась к 1953 году. В 1993
году на сессии Статистического комитета ООН
была принята новая усовершенствованная система национальных счетов, которая используется в настоящее время более чем в 120 странах мира. В РФ в период с 1992-1997 год в целом, был осуществлен переход к международным принципам и стандартам расчета основных макроэкономических показателей.
Система основных макроэкономических показателей
ВВП (ВНП) — ЧВП (ЧНП) — НД — ЛДп — ЛДр
Важнейшим, базовым макроэкономическим показателем является показатель ВВП (ВНП).
Валовой внутренний продукт (ВВП)
– совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период времени отечественными и иностранными производителями, расположенными на территории страны
.
Валовой национальный продукт (ВНП)
– совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период времени на предприятиях, находящихся в собственности граждан страны
и расположенных как на территории страны, так и за рубежом.
ВВП, как правило, рассчитывается по итогам прошедшего года и показывает, какой объем товаров и услуг (в рублях) произведен в стране за прошедший год. Следует иметь виду, что одной из проблем, с которой сталкиваются статистики при определении ВВП является проблема повторного счета
. Двойной или повторный счет – это учет стоимости одной и той же продукции несколько раз.
Для того чтобы избежать повторного счета следует учитывать только конечные товары и услуги
.
Конечные товары и услуги
– товары и услуги, которые приобретаются для конечного потребления. А не для дальнейшей обработки или перепродажи.
В настоящее время при расчете ВВП учитываются результаты всех видов хозяйственной деятельности за исключением:
- деятельности, осуществляемой домохозяйствами для удовлетворения собственных потребностей;
- доходов от криминальных видов деятельности (экономических и неэкономических);
- финансовые сделки (трансфертные платежи, сделки купли-продажи ценных бумаг);
- сделки по перепродаже купленных товаров.
Чистый национальный продукт (ЧНП) – отражает объем производства, который экономика в целом, включая домашние хозяйства, частный бизнес и государство могут потребить, не ухудшая при этом производственные возможности прошлых лет.
Национальный доход (НД) – отражает часть стоимости ВВП, которую получают в виде дохода владельцы факторов производства; сумма доходов субъектов хозяйственной деятельности от участия в производстве товаров и услуг в текущем году.
Номинальный ВВП
– ВВП, измеренный в текущих, действующих в этом году ценах.
Реальный ВВП
– ВВП, измеренный в ценах базового года.
Дефлятор ВВП – показатель, используемый для определения общего уровня цен текущего года по отношение к уровню цен базового года.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) – показатель, используемый для определения общего уровня цен на потребительском рынке, который рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины текущего года к стоимости аналогичной потребительской корзины базового года.
Потребительская корзина – минимальный набор товаров и услуг, необходимых потребителю в течение определенного периода времени.
Конспект НОД в старшей группе
«ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ЖИДКОСТИ»
с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.
Цель: закрепление математических представлений у детей старшей группы.
Задачи:
создать условия для:
упражнения детей в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения;
закрепления умения увеличивать и уменьшать число на 1;
продолжения упражнения в различении и назывании геометрических фигур по двум признакам: цвету, форме;
активизации и обогащения словарного запаса детей;
развития памяти, внимания, воображения, логического мышления;
воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;
воспитывать культуру поведения на занятии.
Материал и оборудование:
две разные миски с молоком,
большая миска;
стакан, чашка, ложка;
мяч.
Раздаточный материал:
набор геометрических фигур разного цвета и величины;
карточки для выкладывания узора;
фишки.
Ход НОД
Структура НОД.Методы и приемы. Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент.
Момент неожиданности.
Рассматривание и сравнение.
Постановка проблемы.
Физминутка(игра с мячом)
Работа в парах с геометрическими фигурами.
Д/и «Скажи наоборот» (презентация) (индивидуальная работа).
Рефлексия. Воспитатель держит в руках двух игрушечных котят.
-Ребята, посмотрите, кого сегодня я нашла утром в группе.
- Какие они?
Перед детьми две банки разного объема, но с одинаковым количеством молока.
- Ребята, эти котятки немного поссорились, потому что, не знают одинаковое ли у них количество молока в банках? Как нам помочь это узнать?
- Чем будем измерять? - Что же может нам послужить меркой?
- Тогда давайте измерим молоко серого котенка стаканчиком, а молоко белого – поварешкой.
- Молодцы, не дали себя запутать! Вспомним правила измерения: как должна быть наполнена мерка?
- А что мы должны сделать, чтобы не запутаться и точно определить количество мерок?
- Дима, попробуй измерить молоко стаканом, а остальные у себя за столом откладывают фишки.
- Алиса, теперь ты попробуй измерить объем молока из второй миски. А ребята откладывают фишки зеленого цвета.
- Ребята, сколько получилось фишек красного цвета и сколько зеленого?
- Давайте попробуем измерить другой меркой, например, вот этой детской поварешкой.
- Почему количество поварешек молока больше, чем стаканов?
- Так значит, нашим котятам достанется одинаковое количество молока?
- Спасибо, что им помогли, теперь они не будут ссориться. - А давайте сейчас немного отдохнем?
Встанем дружно в кружок. Я буду кидать мяч, и называть число, а вы должны его увеличить на одну единицу, например - 1 - 25-7-
3-
5-
8-
(можно усложнить, делая шаг назад – круг расширяется)
- А теперь уменьшим на одну единицу:
5-3-10
(Уменьшаем – круг сужается)
- А сейчас выложим на карточке узор из геометрических фигур. Воспитатель с помощью жеребьевки выбирает ведущего, который диктует узор.
-А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнено задание.
- Давайте посмотрим на экран и поиграем в игру, я говорю:
- Кустарник низкий,
- Дом низкий,
- Ветка тонкая,
- Река широкая,
- Гольфы длинные,
- Стул большой,
- Что на занятии вам понравилось больше всего?
- Какие геометрические фигуры вы сегодня выкладывали?
- Попробуйте дома с помощью мерки налить в разные чашки одинаковое количество чая (молока, сока) себе и маме. Дети сидят за столами.
Ой, это котята!
Маленькие, пушистые и т.д.Нужно измерить количество молока (объем).
Меркой.Любая емкость. Но удобнее будет измерять небольшим стаканом или детской поварешкой.
Нет, мерка должна быть одинаковой для обоих измерений.
Мерка должна быть полной.
Нужно каждую мерку отмечать фишкой.
Дети откладывают фишки.
И тех, и других фишек получилось по 5 штук. Значит, объем молока в мисках был одинаковым. Дети откладывают фишки.И в той, и в другой миске молока получилось по 10 поварешек.
Потому что в поварешку молока помещается меньше, чем в стакан, которым мы измеряли молоко раньше.
Да. Хотя миски и имеют разную форму, но количество молока в них одинаковое.
Да!
429
Дети выполняют задание в парах.
Дети выполняют проверку.
а дерево высокое.
а кран высокий.
а дерево толстое.
а ручей узкий.
а носки короткие.
а стульчик маленький.
Мне понравилось измерять объем воды!
А мне играть в игру «Скажи наоборот»!
Круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.