Орфоэпические нормы русского литературного языка кратко. Основные правила русской орфоэпии
Орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах.
Следует выделять:
а) правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных);
б) правила произношения сочетаний звуков;
в) правила произношения отдельных грамматических форм;
г) правила произношения отдельных заимствованных слов.
Выделение в литературном языке стилей в области лексики и грамматики проявляется и в области произношения. Имеются две разновидности произносительного стиля: стиль разговорный и стиль публичной (книжной) речи. Разговорный стиль - это обычная речь, господствующая в бытовом общении, стилистически слабо окрашенная, нейтральная. Отсутствие в этом стиле установки на безупречное произношение ведет к появлению произносительных вариантов, например: [пpо с"ут] и [про с"ът], [высо къй] и [высо к"ий]. Книжный стиль находит выражение в разных формах публичной речи: в радиовещании и звуковом кино, в докладах и лекциях и т.д. В этом стиле требуется безукоризненное языковое оформление, строгое сохранение исторически сформировавшихся норм, устранение произносительных вариантов.В случаях, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют два стиля: полный и разговорный (неполный). Полный стиль отличается четким произношением звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный (неполный) стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков.
В русском литературном языке в силу определенных звуковых законов(ассимиляции, диссимиляции, редукции) в словах установилось произношение отдельных звуков, их сочетаний, не соответствующее написанию. Пишем что, кого, ходил, учиться, а произносить надо [што ], [каво ], [хадил ], [учицца ] и т. д. Это и принято считать произносительной нормой литературного языка, которая устанавливалась задолго до появления правил орфоэпии. С течением времени выработались правила произношения, которые стали обязательными для литературной речи.
Важнейшими из этих правил являются следующие:
1. Гласные звуки произносятся отчетливо (в соответствии с их написанием) только под ударением (поговор И ли, х О дим, см Е лый, б Е лый, н О сим ). В безударном же положении гласные звуки произносятся по-разному.
2. Гласный о в безударном положении произносить следует как звук, близкий к а [в А да ], [х А р А шо ], [к А сили ], [гор АТ ], а писать - вода, хорошо, косили, город .
3. Безударные е, я надо произносить как звук, близкий к и [в И сна ], [пас И вная ], [пл И сать ], [п И р И сматрели ], а писать - весна, посевная, плясать, пересмотрели .
4. Звонкие согласные (парные) на конце слов и перед глухими согласными в середине слова должны произноситься как соответствующие им парные глухие [ду П ], [гора Т ], [хле П ], [маро С ], [даро Ш ка ], [гри П ки ], [про З ьба ], [мала Д ьба ], [ре С кий ], а пишется - дуб, город, хлеб, мороз, дорожка, грибки, просьба .
5. Звук г должен произноситься как взрывной, кроме слова Бог, которое произносится с придыханием. На конце слов вместо г звучит парный ему глухой к [дру К ], [кни К ], [сапо К ], [мо К ], а пишется - друг, книг, сапог, мог и т. д.
6. Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [Ж жечь ], [Ж жаром ], [бе ЖЖ изненный ], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный . В начале некоторых слов сч звучит как щ [Щ астье ], [Щ ет ], [Щ итать ], а пишется - счастье, счет, считать .
7. В некоторых словах сочетание чн произносится как [кане ШН а ], [ску ШН а ], [яи ШН ица ], [скворе ШН ик ], [Никити ШН а ], [Савви Ш на ], [праче ШН ая ], а пишется конечно, скучно, яичница, скворечник, Никитична, Саввична, прачечная . В некоторых словах допускается двоякое произношение - булочная -[було ШН ая ], молочный - [моло ШН ый ], но пишется только булочная, молочный. В большинстве же слов сочетание чн произносится в соответствии с написанием (вечный, дачный, прочный, ночной, печной).
8. Слова что, чтобы произносить следует как [што ], [штобы ].
9. При стечении ряда согласных - рдц, стн, стл и др. обычно один из этих звуков не произносится. Пишем:сердце, честный, лестница, счастливый , а произносим [се РЦ е ], [че СН ый ], [ле СН ица ], [ща СЛ ивый ].
10. Окончания -ого, -его надо произносить как ава, ива [красн АВА ],[син ИВА ], [кАВО], [чИВО], а писать красного, синего, кого, чего.
11. Окончания -ться ,-тся (учиться, учится) произносятся как -цца [учи ЦЦ А ], [смея ЦЦ А ], [встрича ЦЦ А ].
12. В начале слов буквы э - е пишутся в соответствии с произношением (этот, эхо, эталон, эксперимент; ехать, ест, егерь).
В ряде иноязычных слов после согласных и и пишетсяе , хотя произносится э (диета, гигиена, атеист, ателье, кашне, кофе, пенсне, партер), исключения: сэр, мэр, пэр. После остальных гласных чаще пишется и произносится э (поэзия, поэт, силуэт, маэстро, но: проект, реестр).
В ряде иноязычных слов после согласных, которые произносятся мягко, пишется и произноситсяе (музей. техникум, академия, декан, декада, одеколон, фанера, темпы).
В русских словах после ж, ш, ц произносится э , а пишется всегда е (железо, даже, шесть, тише, целый, на конце).
13. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их).
Пишем : Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).
В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции.
В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб - ло[п], кровь - кро[ф"], глаз - гла[с], лёд - лё[т], испуг - испу[к]. (Знак " обозначает мягкость согласного).
В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю - уежьжьяю, приезжаю - приежьжьяю, позже - пожьже, вожжи - вожьжи, дребезжит - дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с дол гим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.
Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ"]: счастье - щястье, счет - щёт, заказчик - закащик.
В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте - здраствуйте, сердце - серце, солнце - сонце.
Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь - дьверь, две - дьве, двенадцать - дьвенадцать, движение - дьвиже-ние, четверг - четьверг, твердый - тьвердый, ветви - ветьви, но двойка, двор, подвода.
В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».
В словах обыкновенный, величественный, особеН-Нын и других произносятся два «Н».
Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо - СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный - есьтественный, величественный - вели-чесьтьвенный.
В обычном разговорном произношении наблюдается ряд отступлений от орфоэпических норм. Источниками таких отступлений нередко являются родной говор (произношение в том или ином диалекте говорящего) и письмо (неправильное, буквенное произношение, соответствующее правописанию). Так, например, для уроженцев севера устойчивой диалектной чертой является оканье, а для южан - произношение [г] фрикативного. Произношение на месте буквы г в окончании род. пад. прилагательных звука [г], а на месте ч (в словах конечно, что ) звука [ч] объясняется «буквенным» произношением, которое в данном случае не совпадает со звуковым составом слова. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы устранить отступления от литературного произношения.
Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.
Ударение в слове
Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Оно отличается наличием большого количества произносительных вариантов: петля и петля, творог и творог, звонит и звонит, начала и начала, средства и средства. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - иконопись, на второй - эксперт, на третий - жалюзи, на четвертый - апартаменты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода - воду, хожу - ходишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой - как неправильный. Ср.: магазин, - неправильно; магазин - правильно.
В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искристый и искристый. Причины появления акцентных вариантов: Закон аналогии - большая группа слов с определенным типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня мышление на суффикс -ени- по аналогии со словами биение, вождение и т.п. Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопровод, мусоропровод. Развитие способности ударения дифференцировать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: приструните, принудите, пригубите и приструните, принудите, пригубите. Смешение моделей ударения. Эта причина действует чаще в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Например, у существительных на -ия выделяют две модели ударения: драматургия (греческую) и астрономия (латинскую). В соответствии с этими моделями следует произносить: ассиметрия, индустрия, металлургия, терапия и ветеринария, гастрономия, кулинария, логопедия, наркомания. Однако в живой речи происходит смешение моделей, вследствие чего появляются варианты: кулинария и кулинария, логопедия и логопедия, наркомания и наркомания. Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырех- пятисложных словах.
Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырем безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.. Акцентное взаимодействие словообразовательных типов. Варианты в случаях запасный - запасной, переводный - переводной, взводный - взводной, нажимный - нажимной, приливный - приливной, отводный - отводной объясняются акцентным взаимодействием отыменных и отглагольных образований: переводный - от перевод, переводной - от переводить и т.п. Профессиональное произношение: искра (у электриков), добыча (у шахтеров), компас, крейсера (у моряков), мальчиковый (у продавцов), агония, прикус, алкоголь, шприцы (у медиков), пройма, листочки (у портных), характерный (у актеров) и т.п. Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трехсложных имен существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: токарь, конкурс, насморк, призрак, деспот, символ, воздух, жемчуг, эпиграф. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов: квартал (неправ. квартал), творог и доп. творог, договор и доп. договор, диспансер (неправ. диспансер), каталог (не рекомендуется каталог), некролог не рекомендуется (некролог). У существительных женского рода также двух- и трехсложных наблюдается перемещение ударения с первого слова на последующий (прогрессивное ударение): кирза - кирза, кета - кета, фольга - фольга, фреза - фреза. Источником появления вариантов могут служить ударения в разных по смыслу словах: языковой - языковый, развитый - развитой, хаос - хаос, лоскут - лоскут. Недостаточная освоенность экзотической лексики: пимы или пимы (обувь), унты или унты (обувь), шаньга или шаньга (в Сибири так называют ватрушку). Таким образом, нормы современного русского литературного произношения представляют собой сложное явление.
МОУ Ново-Усмановская СОШ
Урок русского языка в 10 классе с целью подготовки к ЕГЭ .
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема
"Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке"
подготовила
учитель русского языка и литературы
Мингалимова Рамзия Мударистовна
2009 год
Цели:
1.Восстановить в памяти учащихся основные нормы правильной литературной речи; обратить внимание на актуальные проблемы состояния современного языка.
2. На конкретных примерах отрабатывать орфографические, лексические, грамматические, стилистические произносительные нормы; способствовать выработке навыков устного общения.
3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к языку, эстетический языковой идеал.
Оборудование: тестовые задания, карточки, словари орфоэпические.
Место проведения урока. Компьютерный класс.
Ход урока.
1 Организационный момент. (Учащееся входят в класс по «пропускам» - карточкам со словами на правильное произношение.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Проверка домашнего задания (Несколько учащихся работают за компьютерами с тренажерами на различные орфограммы, а двое учащихся у доски выполняют фонетический разбор слова)
4. Работа по теме.
5. Проведена предварительная исследовательская работа группой учащихся по орфоэпическим нормам языка.
Мотивация.
Слово учителя:
Обратим внимание на высказывание К. С. Горбачевича, которое и послужит эпиграфом к сегодняшнему уроку:
Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.
К.С.Горбачевич
Работа по теме урока.
А) Фронтальный опрос.
Что изучает орфоэпия? Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:
1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;
2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).
Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексами, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др.
Что называется орфоэпической нормой?
Произношение отдельных звуков, звукосочетаний, слов и грамматических форм подчиняются определенным правилам. Эти правила называются орфоэпическими нормами.
Какие орфоэпические нормы вам известны?
Ученики. Орфоэпические нормы представляют собой сложное явление. Основные орфоэпические правила - нормы современного русского литературного произношения можно разделить на те, которые определяют произношение гласных звуков (в разных позициях в слове, а также при определении места ударения) и произношение согласных звуков (также в разных позициях в слове, в сочетаниях согласных, в сочетаниях с некоторыми гласными звуками, в разных грамматических формах).
– Некоторые учащиеся провели исследование произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и сегодня ознакомят всех с теми правилами, которые они разработали.
Произношение гласных звуков.
1. Сильная позиция для гласных - позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются.
Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными - как звук [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.
2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы. Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы - устаревшее, ч[а]сы - диалектное.
3. Согласные ц, ж, ш - твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.
4. В немногих словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русской орфоэпической нормы, в безударном положении произноситься ослабленное [о], т.е. без редукции: ради[о]. Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [о] в "обрусевших" книжных словах (соната, новелла) тоже не желательно, т.к. придает произношению просторечный оттенок.
5. Букву ё предложил использовать русский историк Н. М. Карамзин, упростив сложный рисунок, существующий ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сейчас мы можем встретить лишь в букварях и учебниках для изучающих русский язык иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой ё, иногда ошибочно заменяют ударным [э], белёсый, манёвры произносят как белесый, маневры. Иногда, наоборот, ударный [э] ошибочно подменяют на [о] ё: гренадер, афера произносят как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нормативным. Произношение согласных звуков
1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова и перед глухими согласными оглушаются: арбу[с], пре[т]приятие.
2. В существительных мужского рода на -изм согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного в Д.п. и П.п.: при капитализме.
3. Согласный [г] может произноситься как [г] - год, [к] - враг, [?] - Господи, [х] - Бог, [в] - кого.
4. Звук [?] в пределах современной литературной нормы произноситься в ограниченном числе слов, но произношение [г]осподи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы.
5. В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е: музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса.
Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест. Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек. Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке.
6. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [шн]. В настоящее время [шн] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична: Фоминична, Кузьминична.
В ряде слов допускается двоякое произношение: було[чн]ная и було[шн]ная, хотя последнее устаревает.
7. По "старшей" норме сочетание чт произносилось как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т.д.
В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [чт]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [чт]: почта, мечта.
8. Сочетание жд в слове дождь и производных от него произносилось по "старшей" норме как [ж"ж"] (на конце слова - [ш"ш"]). Современное произношение [жд"] (на конце слова - [шт"]) оценивается как вариант литературной норма.
9. По "старшей" норме орфографические сочетания зж и жж (дрожжи, позже) поизносились как [ж"ж"] - долгий и мягкий шипящий. В настоящее время на месте зж и жж произносится твердый шипящий [жж]. И это произношение оценивается как вариант литературной нормы
В большинстве случаев необходимо обращаться к "Орфоэпическому словарю русского языка" под ред. Р.И.Аванесова, в котором дается произношение слова Орфоэпический словарь русского языка.
Произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р"]ем, [т"]ермин, му[з"]ей, ши[н"]ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р"]есс.
Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задается списком. Так, с [шт] произносятся слова что, чтобы, с [шн] – слова конечно, скучный, в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч"н"]ик и двое[шн"]ик, було[ч"н]ая и було[шн]ая.
Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж"], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд: дрожжи, вожжи, езжу, дожди: [дро́ж"и], [во́ж"и], [й"э́ж"у], [даж"и́]. В речи людей младшего поколения на месте сочетаний жж и зж может произноситься звук [ж] = [жж] ([дро́жы], [й"э́жу]), на месте сочетания жд в слове дожди – [жд"] (таким образом, при оглушении в слове дождь имеем варианты произношения [дощ"] и [дошт"]).
В речи всех носителей современного русского языка последовательно происходит замена [н] на [н"] перед [ч"] и [щ"]: барабанчик [бараба́н"ч"ик], барабанщик [бараба́н"щ"ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например, лавки [ла́фк"и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н"] и [т"], [з] перед [н"] и [д"]: кость [кос"т"], песня [п"э́с"н"а], жизнь [жыз"н"], гвозди [гво́з"д"и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв"], [дв"], [св"], [зл"], [сл"], [сй"] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например: дверь [дв"эр"] и [д"в"эр"], съем [сй"эм] и [с"й"эм], если [й"э́сл"и] и [й"э́с"л"и]).
Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а[н"]гел, це[р"]ковь, ве[р"х], пе[р"]вый. Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице -ся (сь) (смеял[с]а, встетили[с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на -кий, -гий, -хий и в глаголах на -кивать, -гивать, -хивать. Слова высокий, строгий, ветхий, вскакивать, подпрыгивать, стряхивать произносили так, как если бы было написано строгой, ветхой, вскаковать, подпрыговать. Потом норма стала допускать оба варианта – старый и новый: и смеял[с]а и смеял[с"]я, и стро[г]ий стро[г"]ий. В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие – младшего.
Вывод учителя.
К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?
Релаксация: Исходное положение - стоя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 3 раза.
Работа с тренажером «Орфоэпические нормы».
На самом деле список этих слов намного больше. В случае затруднения нужно обращаться к орфоэпическому словарю. В нашей повседневной речи часто встречаются такие распространенные слова.
Исследовательская работа.
Работа с упражнениями:
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
Трубопровод, газопровод, водопровод, мусоропровод, нефтепровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на –провод, ударение падает на последний слог).
Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова).
Немота, глухота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на –от-, образованных от прилагательных - на окончание.
Немота – немой, глухота – глухой, духота – душный, красота – красивый;
Зевота – зевать, дремота – дремать, ломота – ломать.)
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях).
Выполнение упражнений 50, 51, 52. В случае затруднений учащиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника. Упражнение 50 выполняется письменно.
АлфавИт, дефИс, квартАл, кУхонный, мизЕрный, сирОты, созЫв, Статуя, фенОмен, экспЕрт, камбалА, кладовая, сИлос, столЯр, красИвее, свЕкла, щавЕль, он звонИт, гофрировАть, баловАть, закУпорить.
Слова упражнений 51, 52 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.
Упражнение 51.
Звать – звал, звала, звало, звали; налить – налил, шалила, налило, налили; брать – брала, брал, брало, брали; прясть – прял, пряла, пряло, пряли; позвать – позвал, позвала, позвало, позвали; гнать – гнал, гнала, гнало, гнали; ждать – ждал, ждала, ждало, ждали; красть – крал, крала, крало, крали; начать – начал, начала, начало, начали; ожить – ожил, ожила, ожило, ожили; понять – понял, поняла, поняло, поняли; принять – принял, приняла, приняло, приняли.
Упражнение 52 (выполняется транскрипция слов)
Итог урока. 1) беседа по вопросам:
Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
Что мы должны делать, чтобы наша речь была правильной, чёткой, понятной для окружающих?
Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.
К. Г. Паустовский.
2) выставление оценок.
Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна орфоэпия?»
Повторить все изученное по теме «Орфоэпия»;
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Действительно, лучшее средство успешно справиться с заданием А1 (орфоэпические нормы) – постоянно заглядывать в словари, где указано правильное произношение слов. Посмотри страницу с правильными ударениями для нескольких сотен слов.
Ни в коем случае при выполнении задания не стоит опираться на собственный опыт ! Большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно!
Орфоэпия – совокупность правил, определяющих произносительные нормы нашей речи и обеспечивающих единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в языковой практике нормами произношения. Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения слова.
Правило.
I. Ударения в начальной форме глаголов.
1. В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суффикс –И-
Например:
кровоточИть облегчИть ободрИть обострИть одолжИть плодоносИть положИть убыстрИть углубИть усугубИть |
Но:
закУпорить клЕить озлОбить освЕдомиться тЕплиться опОшлить предвосхИтить надоУмить пЕрчить |
||
2. В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И-. | |||
Например:
баллотИровать блокИровать копИровать приватизИровать конструИровать экспортИровать дискутИровать информИровать дозИровать |
НО:
маркировАть премировАть нормировАть гофрировАть пломбировАть бомбардировАть |
||
Помни! | |||
заИндеветь
заржАветь, заржавЕть (оба варианта правильные) кАшлянуть обезУметь плЕсневеть ходАтайствовать чЕрпать |
|||
II. Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, -АЩ/ЯЩ, -ВШ, -НН\ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола.
В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т-, ударение падает на первый слог.
зАгнутый,
сОгнутый,
нАчатый,
прИнятый.
III. Ударения в формах прошедшего времени глаголов .
В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.
IV. Ударения в именах существительных.
1. В формах именительного падежа множественного числа ударным является окончание –А, безударным - -Ы, поэтому следует запомнить:
аэропОрты,
тОрты,
лИфты,
бАнты,
крАны,
лЕкторы,
шАрфы.
2. В формах родительного падежа множественного числа окончание -ОВ чаще всего является безударным , а окончание –ЕЙ – ударным .
агЕнт
алфавИт
дефИс
диспансЕр
докумЕнт
жалюзИ
каталОг
некролОг
квартАл
партЕр
апострОф
процЕнт
цемЕнт
экспЕрт
фетИш
НО:
фОрзац, факсИмиле.
4. Во многих производных словах сохраняется ударение производящих слов:
вероисповЕдание – исповЕдаться
договорЕнность, договОр – договорИться
намЕрение – мЕра
обеспЕчение – обеспЕчить
аристокрАтия – аристокрАт
знАмение – знАмя
металлУргия – металлУрг
5. Запомнить произношение следующих слов:
граждАнство
зимОвщик
корЫсть
кремЕнь
лыжнЯ
Отрочество
свЕкла
стАтуя
столЯр
цепОчка
Искра
тУфля.
V. Наречия.
Ударение падает на приставку в словах:
вОвремя,
зАгодя,
зАтемно,
Исстари
VI. Имена прилагательные.
Запомните орфоэпические нормы звучания следующих имен прилагательных:
давнИшний
красИвее, красИвейший
мозаИчный
оптОвый
слИвовый
грУшевый
кУхонный
лососЁвый
украИнский
завИдно.
Разбор задания.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
2) крАлась
4) (хороших) нОвостей
Вариант №1.
Вариант лЫжня – существительное, звучание которого следует запомнить. Правильный вариант произношения – лыжнЯ .
Варианты №2,3.
Слова крАлась и пОняла – формы женского рода прошедшего времени глаголов, где ударение должно падать на окончание –а, поэтому в форме поняла ударение выделено неверно. Глаголкралась является исключением, и ударение в нем падает на основу – крАлась.
Вариант №4.
нОвостей – существительное в форме Р.п. мн.ч., окончание –ей является ударным.
Орфоэпические нормы русского языка - это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность. Орфоэпия (греч. orthos - правильный, epos - речь) - это не только раздел языка, который регулирует и классифицирует все орфоэпические нормы , это также сами нормы языка, которые сложились на протяжении множества веков.
Тот русский язык, который мы впервые услышали в детстве, стал таким относительно недавно, так как современные нормы языка сформировались к середине XVII столетия, а базировались они на нормах московского городского разговорного языка. С того времени, несмотря на постоянное развитие русского языка, орфоэпические нормы претерпели относительно незначительные изменения.
Орфоэпия является разделом, обязательным для изучения, так как знать орфоэпические нормы нужно не только будущим поэтам и литераторам - она необходима в повседневной жизни. Человек, допускающий орфоэпические ошибки , может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже - негодование и раздражение. С другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего. Итак, рассмотрим основные правила идеального литературного произношения.
Произношение гласных звуков.
Чётко и явственно в русском языке произносятся только те гласные, которые находятся под ударением . Произношение других звуков в слове регулируется законом редукции (лат. reducire - сокращать ). Этот закон объясняет менее четкое и ясное произношение безударных гласных в слове. Рассмотрим проявление закона редукции.
Звуки [о] и [а] произносятся, как [а] в случае, если они находятся в начале слова, но в безударном положении: д[а]рога, [а]лень, [а]гонь . В остальных случаях, когда буква «о» находится в безударной позиции и следует за твердым согласным, читается она, как краткий неясный редуцированный звук, что-то среднее между [ы] и [а] (в зависимости от положения): г[ъ]лова, ст[ъ]рона, т[ъ]локно . Именно звуком [ъ] в транскрипции условно обозначается данный редуцированный звук. Если в начале слова находится мягкий согласный, то следующие за ним буквы «а», «е» и «я» читаются, как нечто среднее между [е] и [и] (губы при этом растягиваются, как будто для произнесения [и] , но произносится [е] ): п[и э ]ро - перо, с[и э ]ро - серо, [и э ]зык - язык .
После твердого согласного, предлога или в слитном словосочетании буква «и» произносится звуком [ы] : смех[ы]слезы - смех и слезы, пед[ы]нститут - пединститут, к[ы]вану - к Ивану. В случае словосочетания «смех и слезы» «и» также может произноситься, как [и] , если словосочетание произносится не слитно, а в месте союза делается интонационная пауза.
Орфоэпические нормы при произношении согласных.
При произношении согласных в качестве орфоэпических норм действуют другие законы: уподобления и оглушения . Так, если звонкий согласный находится в конце слова или перед глухим, то он оглушается: дру[к] - друг, рука[ф] - рукав, смо[х] - смог . Как уже можно понять, в результате оглушения [г] произносится как [к] , [б] как [п] , [в] как [ф] , [з] как [с] . В сочетаниях «гк» и «гч» [г] читается, как [х] : ле[хк]о, ле[хч]е . Если же ситуация кардинально противоположная, то есть, перед звонким согласным находится глухой, то он, наоборот, уподобляется соответствующему ему звонкому гласному: про[з"]ба, [ з]давать .
Отдельно нужно сказать о сочетании «чн». Это сочетание в старомосковском произношении всегда звучало, как [шн] . Сегодня в большинстве случаев оно произносится всё же, как [чн] , но есть несколько исключений:
- В женских отчествах: Лукини[шн]а, Кузьмини[шн]а .
- В отдельных словах: скворе[шн]ик, ску[шн]о, яи[шн]ица и др.
Произношение согласного [ч] в словах «что» и «что-то» обычно считается признаком какого-то диалекта, потому что в норме «ч» оглушается и заменятся на [ш] . Также меняется «г» на [в] в словах «кого», «какого», «какого-то» и др. На звук [цц ] меняется окончание глаголов «-ться» и «-тся»: смее[цц]а, возвращае[цц]а.
Слова иностранного происхождения.
Орфоэпические нормы литературного языка в случае, если слово имеет иностранное происхождение, в большинстве своем остаются такими же, как и в случае с исконно русскими словами. Но все же есть некоторые особенности произношения заимствованных слов:
- Отсутствие редукции звука [о] : м[о]дель, [о]азис .
- Несмотря на смягчение большинства согласных перед «е» , в некоторых словах смягчение не происходит: ант[э]нна, ген[э]тика .
- В некоторых словах иностранного происхождения допускается оба варианта - как смягчение согласного, так и отсутствие смягчения: терапевт, террор, претензия и др .
Ударение в русском языке не является статичным и может меняться из-за смены формы слова, падежа и много другого. Для того, чтобы узнать правильное произношение того или иного слова, а также узнать, на каком слоге будет правильным поставить ударение, можно заглянуть в орфоэпический словарь русского языка . Такие словари могут стать настоящими помощниками для желающих научиться говорить правильно и красиво.
Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления, единообразие которого содействует облегчению словесного общения.
Особенность орфоэпических норм состоит в том, что они относятся к устной речи. В рамках орфоэпических норм рассматривают нормы произношения и ударения.
Познакомимся с некоторыми правилами произношения
а) гласных звуков
В безударных слогах гласные звуки подвергаются редукции - качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Например: с[а]сна, в[и э ]сна, ч[и э ]сы, выз[ъ]в, в[ь]ликан, выт[ь]нуть, [а]бладать, ж[а]кей, л[ы э ]шадей.
б) согласных звуков
Звонкие согласные в конце слов и в их середине перед глухими согласными оглушаются, например: ястре[п], запа[т], тра[ф]ка.
На месте глухих согласных перед звонкими, кроме в, произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д]бросить, во[г]зал.
В ряде случаев наблюдается ассимилятивное смягчение, т.е. согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко, например: [з’д’]есь, гво[з’д’]и, ка[з’н’], ку[з’н’]ец, пе[н’с’]ия.
Двойные согласные произносятся длительно как долгий согласный звук, если ударение падает на предшествующий слог, например: гру[пп]а, ма[сс]а, програ[мм]а. Если ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с] ейн, гра[м]атика.
Правила постановки ударения
- 1. Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт - бинта, блин - блина, жгут - жгута, зонт - зонта, кит - кита, клык - клыка, ковш - ковша, крюк - крюка, плод - плода, серп - серпа, цеп - цепа, шест - шеста, штрих - штриха.
- 2. В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне, например:
- а) ботва - ботву, весна - весну, десна - десну, зола - золу, кирка - кирку, нора - нору, овца - овцу, роса - росу, соха - соху, стопа - стопу,
- б) гора - гору, доска - доску, зима - зиму, стена - стену, сторона - сторону, цена - цену, щека - щёку.
- 3. Некоторые имена существительные женского рода произносятся с ударением на окончании при употреблении их с предлогами в и на в обстоятельственном значении: в горсти, на груди, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, на цепи, в чести.
- 4. В родительном падеже множественного числа произносятся: а) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;
- б) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, стерлядей, четвертей.
Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например:
на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, на два, на три, на шесть, на десять, на сто ;
за: за воду, за ногу, за волосы, за голову, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сорок, за сто ;
под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;
по: поморю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;
из: из лесу, из дому, из носу, из виду;
без: без вести, без толку, без году, без году неделя.
Ср. также: час от часу, год от году, до ночи, до полу и др.
- 5. Имена существительные во множественном числе, имеющие окончание -ы, -и, при склонении, как правило, сохраняют ударение на основе: ректоры - ректоров, токари - токарей, драйверы - драйверов, шарфы - шарфов; имена существительные во множественном числе, имеющие окончание -а, -я, при склонении, как правило, имеют ударение на окончании: векселя - векселей, доктора - докторов, паспорта - паспортов, поля - полей, хлеба - хлебов. (См. морфологические нормы имен существительных.)
- 6. Многие краткие прилагательные в женском роде имеют ударение на окончании: бледен, бледна, бледно, бледны; близок, близка, близко, близки; мал, мала, мало, малы; полон, полна, полно, полны; прост, проста, просто, просты.
- 7. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании, реже на основе:
- а) брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.;
- б) била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, пала, рожала, шила.
- 8. Некоторые возвратные глаголы прошедшего времени мужского рода имеют ударение на постфиксе: занялся, заперся, нанялся, начался, оперся, принялся.
- 9. Некоторые глаголы совершенного вида имеют ударение на окончании: включишь, включат; облегчишь, облегчат; позвонишь, позвонят; пошевелишь, пошевелят; водрузишь, водрузят.
- 10. Глаголы на -ировать, -овать произносятся так: 11
-ировать |
-ированный |
-овать |
-ованный |
мотивировать |
мотивированный |
газировать |
газированный |
рецензировать |
рецензированный |
плиссировать |
плиссированный |
режиссировать |
режиссированный |
гофрировать |
гофрированный |
аранжировать |
аранжированный |
премировать |
премированный |
стабилизировать |
стабилизированный |
маркировать |
маркированный |
дискутировать |
дискутированный |
пломбировать |
пломбированный |
дисгармонировать |
дисгармонированный |
бронировать |
бронированный, |
датировать |
датированный |
(покрывать |
а также: |
бронировать |
приватизированный |
броней), |
балованный |
(заказывать | |||
заранее) |
баловать |
||
приватизировать |
11. У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; начат - начата - начато - начаты; придан - придана - придано - приданы; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.
Но от причастий на -бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе:
забрана, набрана, перебрана, избрана, прибрана, вобрана, подобрана, разобрана, собрана, отобрана, убрана и т.д.;
задрана, надрана, ободрана, разодрана, изодрана, продрана, содрана, отодрана ит.а.;
зазвана, обозвана, подозвана, отозвана и т.д.
Правила произношения отдельных слов
Произношение наречий
С ударением на приставке: взапуски, досыта, набело, наголову, накоротко, опрометью, поверху, понизу, по двое.
С ударением на корне: донельзя, завидно, задолго, издревле, иначе, подчас, сторицей, тотчас.
С ударением на окончании: внаймы, досветла, искони, мастерски, равно.
Произношение иностранных слов
В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о в безударном положении произносится [о], т.е. редукции не происходит: б[о]а, кака[о], ради[о].
Перед гласным, обозначаемым буквой е, наблюдается двоякое произношение.
Мягко произносятся слова:
академия, аффект, берет, брюнет, гипотеза, девальвация, декада, декорация, демагог, корректный, музей, прессинг, термин, шинель, эффект.
Твердо произносятся.
альтернатива, анестезия, антитеза, ателье, бартер, генетика, декольте, дельта, демпинг, кодекс, кафе, протекция, рейтинг, тезис, тендер, термос, Шопен, штепсель, эстет.
Слова артерия, бактерия, бассейн, бандероль, велотрек, дегустация, декан, декада, депо, депрессия, кредо, лотерея, нейлон, новелла, претензия, прогресс, сонет, терапевт, террор, федерация, форель, экземпляр, энергия имеют двоякое произношение.
Вызывает затруднение произношение следующих слов:
Познакомьтесь с произношением отдельных слов агент, апостроф, бармен, безудержный, генезис, кедровый, кладовая, ломота, мытарство, откупорить, пломбировать, понявший, премирование, ремень, туфля, христианин, черпать, яслей.
Некоторые слова различаются значением: занятое (место) - занятой (человек)", забронированный (номер) - забронированный (автомобиль)", запасный (выход) - запасной (карандаш, игрок)", искриться (от счастья) - искрится (снег)", обходный (путь) - обходной (лист)", переводный (бланк) - переводной (экзамен, роман)", погруженный (на платформу) - погружённый (в воду)", подвижный (гибкий) - подвижной (состав)", призывный (клич) - призывной (возраст)",
развитый (ребенок) - развитой (социализм) -развитый (локон)", рефлекторный (имеющий отношение к рефлектору) - рефлекторный (импульсивный );
ступеней (в лестнице) - ступеней (ступеньразвития чего-либо)",
чудный (удивительный) - чудной (странный)",
языковый (сделанный из языка) - языковой (барьер).
Благозвучие предполагает наиболее совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением сочетаний нескольких согласных. Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова, например: снег, степь, весло, добрый, затрудняет артикуляцию помещение их в конец слова: добр, кругл, тускл.
На благозвучие речи оказывает влияние также чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим преобладание коротких или длинных слов. Речь благозвучна, если короткие слова чередуются с длинными, в этом случае ударные слоги располагаются не подряд и не слишком далеко друг от друга. Для русского языка средняя длина слова - три слога.
Тренируемся
№ 104. Произнесите правильно слова, определите их значения. Выполните задание.
Брезгать, беспрецедентный, конкурентоспособность, междугородный, насмехаться, пертурбация, прецедент, поскользнуться, сведущий, скомпрометировать, скрупулезный, уплаченный, чрезвычайный, эскорт, юрисконсульт.
1. Попробуйте составить текст, используя в речи как можно больше этих слов.
№ 105. Составьте словосочетания со словами разных стилей. Значения незнакомых слов проверьте по словарю.
- 1) официально-деловой стиль: бухгалтеры, валовой, возбуждено, договор, исковой, каталог, квартал, маркетинг, маркетинговый, недоимки, обеспечение, осведомить, оптовый, паевой, таможня, факсимиле, ходатайствовать, уставный, эксперт",
- 2) научный стиль.
- а) общенаучная лексика: апостроф, асимметрия, генезис, дефис, предвосхитить, феномен, форзац, сосредоточение, стенография",
- б) из области культурологии: вероисповедание, духовник, еретик, есть поедом, иконопись, малая толика, мастерски владеет пером, мизерный, опрометью, фетиш, хаос, хаос, холеные, христианин, щегольски",
- в) из области медицины: ломота, дремота, мокрота; диспансер, коклюш, шприцы;
- 3)разговорный стиль: бармен, втридорога, жалюзи, исчерпать, камбала, свёкла, сливовый, плесневеть, поперченный, пиццерия, противень, ржаветь, танцовщица.
- 1. Составьте тексты официально-делового, научного и разговорного стилей, используйте приведенные слова.
№ 106. Составьте по аналогии слова: газопровод.
Мусоро-..., нефте-..., путе-...
№ 107. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариантные случаи постановки ударения. Свои знания проверьте по словарю. Выполните задания.
Аналог, апоплексия, асимметрия, афера, баловаться, баловать, балованный, баловник, баловство, благовест, ветеринария, гренки, давящий, джинсовый, диспансер, дождалась, дояр, жалюзи, жизнеобеспечение, завидно, звонит, заговор, задолго, занялся, запломбировать, изобретение, иначе, индустрия, инсульт, камбала, каталог, кедровый, кладовая, колледж, компас, красивее, кремень, ломоть, маркетинг, мастерски, мельком, медикаменты, металлургия, мизерный, митинговый, мышление, надолго, намерение, начать, некролог, обеспечение, облегчить, огниво, одновременно, одолжит, оптовый, осведомить, откупорить, петля, пережитый, перенесено, повторим, тесневеть, повторишь, позвоним, подал, премирование, премировать, прибывший, приговор, приданое, принудить, принял, приобретение, пуловер, ракурс, ржаветь, сбылось, свекла, силос, сироты, созыв, средства, столяр, танцовщица, тефтели, туфля, углубить, узаконение, упрочение, усугубить, феномен, форзац, ханжество, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, цыган, черпать, шасси, щавель, эксперт.
- 1. Какие из этих слов вы произносили неправильно?
- 2. Составьте с этими словами небольшой текст, постарайтесь, чтобы он был юмористическим, прочитайте его другу.
- 3. Какие из перечисленных слов имеют двоякое произношение? С чем это связано?
№ 108. Прочитайте. В каких из этих слов в безударном положении сохраняется [о]? Значения незнакомых слов проверьте по словарю иностранных слов.
Ажиотаж, аромат, банджо, баобаб, блокбастер, боа, бобслей, бокал, бонвиван, бордо, вето, досье, зоолог, коалиция, коммюнике, концертный, кооперация, лорнет, модель, неофашизм, нон грата, нонконформист, нон- стоп, нувориш, оазис, оратор, портфель, сомбреро, соната, тореадор, трио, фойе, хаос, шоссе.
- 1. Как вы думаете, почему иностранные слова произносятся по- разному?
- 2. Приведите свои примеры слов, в произношении которых сохраняется [о] в безударном положении.
№ 109. Прочитайте слова. Определите, мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в этих словах?
Академия, бартер, бизнес, бутерброд, вексель, генезис, дебитор, декада, декан, декларация, деликатес, депозит, индексация, интеграция, интеллект, кафе, кофе, кредит, крем, лендровер, менеджер, менеджмент, Одесса, пресса, прессинг, продюсер, тандем, тезис, теннис, термин, термос, шедевр, эффект, юриспруденция.
- 1. Как вы думаете, с чем связана разница в произношении этих слов?
- 2. Составьте небольшой рассказ с некоторыми из этих слов.
№ 110. Употребите глагол в форме 2 лица простого будущего времени и поставьте ударение.
Бурить, варить, вдолбить, взбодрить, видоизменить, включить, вменить, водрузить, дарить, звонить, корить, лепить, манить, облегчить, солить, шевелить.
№ 111. Прочитайте слова. Укажите, в каких из них произносятся [е] в корне слова, а в каких - [о]?
Афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололедица, гренадер, желчный, желчь, женоненавистник, житие, зев, иноплеменный, истекший, маневры, местоименный, недоуменный, оглашенный, одноименный, опека, оседлый, платежеспособный, сметка, скабрезный.
1. Составьте с некоторыми словами предложения.
№ 112. Прочитайте слова, обратите внимание, как вы эти слова произносили. Значение незнакомых слов проверяйте по словарю.
Беспорядочный, будничный, булочная, войлочный, горничная, горчичник, гречневый, девичник, достаточно, Ильинична, конечно, к шапочному разбору, лоточник, мелочный, молочница, молочный, наконечник, нарочно, нарочный, непорядочный, перечница, подплечник, подсвечник, прачечная, пряничница, пустячный, селедочный, сердечный, скворечник, скучно, сливочный, спичечный, съемочный, точечный, яблочный, яичница, ячневая.
- 1. Определите, в каких словах произносится [чн , а в каких - шн]1
- 2. В каких случаях возможно двоякое произношение?
- 3. Как вы думаете, какое произношение свойственно людям старшего поколения?
- 4. С чем, на ваш взгляд, связано появление произношения [чн] в речи молодого поколения людей?
- 5. Существует версия, что произношение [чн] возникло под влиянием письменной речи - произноситься слова стали так, как они пишутся. Как вы относитесь к этому взгляду ученых? Докажите свою точку зрения.
- 113. Прочитайте слова. В каких из них произносится двойной согласный? Значение и произношение слов уточните по словарям.
Апелляция, ассамблея, ассорти, атташе, баллотироваться, билль, ванна, грамм, грипп, гриппозный, диффузия, касса, классный, корректура, манна (небесная), марокканский, масса, массаж, массив, мусс, миллион, программный, суббота, терраса, террор, целлофан.
1. Составьте небольшой текст с некоторыми из этих слов.
№ 114. Прочитайте слова. Какие из них имеют варианты произношения?
Атлас, баржа, броня, груженый, дареный, ирис, кета, компас, кредит, квартал, лавровый, мизерный, морщить, окровавленный, петля, проклятый, ржаветь, сложенный, тефтели, трусить, украинский, фильтровый, характерный.
- 1. Найдите слова, отличающиеся друг от друга стилистической окраской или сферой употребления.
- 2. Какие из слов являются дублетами, равноправными вариантами?
- 3. Какие из этих слов отличаются значением? Составьте предложения с этими словами.
№ 115. Прочитайте слова. Определите по профессиональному жаргону, какому человеку они могут принадлежать?
- а) бухгалтера, валовый, добыча yaw, каталог, квартал, маркетинг, недоимки, обеспечение, паевый, уставной",
- б) искра, шасси",
- в) диспансер, ортопедия, шприцы,
- г) камбала, кета;
- д) возбуждено (дело), исковый, осужденный.
- 1. Подберите к каждому слову вариант нормативного произношения.
Проверяем себя
- 1. Что изучает орфоэпия?
- 2. Перечислите основные правила произношения слов.
- 3. Каковы основные условия благозвучия речи?