Вопросы по произведению ионыч. Поиск по разделу в помощь аспирантам где поселился старцев после назначения на должность
Тест по творчеству А.П.Чехова
1. Укажите годы жизни А.П.Чехова:
а) 1824 – 1890 б) 1860 – 1904 в) 1854 – 1902 г) 1814 -1841
2. В каком городе родился А.П.Чехов:
а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог
3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов:
а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне
4. Кем был А. П. Чехов по профессии?
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком
5. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова:
а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки»
г) «Осколки»
6. Первые произведения А.П. Чехова публикуются под псевдонимами . Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов не принадлежит А.П.Чехову?
а) Человек без селезенки
б) Брат моего брата
в) Балдастов
г) Алов
7. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения . Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?
а) «Рассказ неизвестного человека»
б) «Остров Сахалин»
г) «Убийство»
8. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»
9. Какой герой
А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)
10.
«Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Назовите фамилию этого героя рассказа А. П. Чехова.
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)
11. Беликов из рассказа
А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем
а) Греческого языка б) Латинского языка
в) Математики г) Русского языка и литературы
12. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье:
А) «Крыжовник» б) «Душечка»
в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»
13. Кто из героев рассказа
А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло»?
в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)
14.
«Недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк». Кто этот герой А. П. Чехова?
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)
15. Как называется
рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного, подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя?
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»
16. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Отметьте то, с чем вы не согласны или считаете неправильным:
1) всеобщий страх 2)всеобщая трусость 3) порядочность
4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает
17. Дайте верное определение юмора:
- один из способов изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического
- один из способов изображения жизни, отличающийся резким неприятием изображаемого, выраженного в злой насмешке
- один из способов изображения жизни, не отвергающий комических сторон ее. В нем о серьезном говорится с усмешкой.
18. Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»
1. Как звали Старцева?
2. Где поселился Старцев после назначения на должность?
3. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?
4. Как звали Котика?
5. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?
6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?
7. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте, пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
8. Где назначила свидание Старцеву Котик?
9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?
10. Сколько у Ионыча домов в городе, и какой по счету дом он себе присматривает?
11. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?
12. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?
13.Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?
1) «среда заела»
2) в этом его собственная вина
3) неспешный, неостановимый ход времени
4) Екатерина Ивановна
Тестовые задания к рассказу А. П. Чехова «Ионыч».
1. Как звали Старцева?
А) Иван Ионыч Б) Дмитрий Ионыч В) Михаил Ионыч
2. Где назначила свидание Старцеву Котик?
А) в парке Б) в саду В) на кладбище Г) в беседке
3. Как звали 14-летнего лакея, который говорил: «Умри, несчастная!»
А) Егор Б) Пава В) Федор
4. Кто употреблял слова «недурственно, он не имеет никакого римского права»?
А) доктор Старцев Б) Василий Иванович В) Иван Петрович
5. Как звали кучера Старцева?
А) Валентин Б) Ибрагим В) Пантелеймон
6. Что было на кучере Старцева?
А) фрак Б) пиджак В) камзол Г) бархатная жилетка
7. Сколько у Ионыча в городе домов?
А) один Б) два В) три Г) четыре
8. Узнай героя по описанию: «Полный красивый брюнет с бакенами устраивал любительские спектакли с благотворительной целью»
А)Туркин Б) Писемский В) Старцев
9.О чем думает Старцев перед объяснением с Катериной Ивановной?
А) о ее красоте Б) о их будущем В) о приданом
10. Почему Котик не приняла предложения Старцева?
А) мечтает о городской жизни Б) стремится к славе, успеху В) просто не хочет
11. Узнай героя по описанию: «Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее …»
А) Вера Иосифовна Б) Екатерина Ивановна
12. Кто (что) виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?
А) «среда заела» Б) Екатерина Ивановна В) собственная вина
Г) неспешный, неостановочный ход времени
Ответы: 1Б, 2В, 3Б, 4В, 5В,6Г,7Б, 8А, 9В, 10Б, 11Б, 12В
Критерии оценивания : «5» — 12 баллов, «4» — 9 – 11 баллов, «3» — 7 – 8 баллов, «2» — 6 баллов и менее.
«Дьячковский сын» Дмитрий Ионыч Старцев . И вот в «губернский город С.» — в эту провинциальную тину — попадает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он молод, полон сил, энергии, увлечен работой, даже в праздники не имеет свободного времени. Ему ничего не стоит пройти до города 9 верст (своих лошадей у него еще не было). В его душе звучит музыка (идя в город, он напевает романс «Когда еще я не пил слез из чаши бытия...»). Как и всякий молодой человек, он живет ожиданием любви и счастья.
Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом. Легко быть “рыцарем на час”, но труднее противостоять влиянию среды, пошлости жизни. Старцев же не был человеком сильных страстей, выдающейся личностью, он был взят Чеховым из самой гущи жизни. И противостояние Старцева миру обывателей было внешним, поверхностным, недолгим. Стремление к сытости, покою и накопительству оказалось сильнее. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в недалекой молодости волновало его.
Повествуя о своем герое, Чехов не показывает «диалектики души», смены чувств, эмоций и настроений, крайне редко он использует внутренний монолог. Он часто заостряет внимание на одной детали, которая убедительно характеризует героя, его эволюцию: так передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, процесс утраты героем своего собственного имени, человеческой личности. Подобной повторяющейся деталью, лейтмотивом является указание на способ передвижения доктора: «шел пешком не спеша (своих лошадей у него не было)» (глава 1); «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (глава 2). Кучер Пантелеймон здесь — «двойник» Старцева, он деградирует вместе со своим хозяином, и тягостное впечатление от эволюции Ионыча усиливается.
Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному, по-свойски зовут "Ионыч". Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. У него уже появилось имение, два дома в городе, и он присматривает третий.
Рассказ Чехова — о духовной деградации человека. Итог жизни его героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом». «Прошло несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Сюжет рассказа выстроен ретроспективно. Само по себе повествование в прошедшем времени отдаляет событие, делает его менее актуальным для читателя в эмоциональном отношении. Но это как раз картины, где описан молодой Дмитрий Ионыч Старцев, полный надежд и счастливых ожиданий. Итог же рассказа (Ионыч на тройке с Пантелеймоном) описан в настоящем времени, что максимально приближает изображаемое к читателю. Это настоящее как бы замирает, застывает навеки — дальнейшее движение жизни уже невозможно, в будущем это настоящее может только повторяться («мгновение» остановилось, и оно антиэстетично). На бесконечную повторяемость финала прямо указывают и слова — «картина бывает внушительная» (то есть регулярно бывает). Идеей многократной, безысходной повторяемости «внушительной картины» заканчивается сюжетная линия Ионыча. Далее мы увидим, что этой же мыслью завершается и сюжетная линия Туркиных.
Цель урока :
1. Выяснить, как восприняли учащиеся произведение при самостоятельном прочтении.
2. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.
3. Умение анализировать художественное произведение
Метод: Комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом; беседа по содержанию, сообщение учащихся.
Ход урока
- История создания рассказа “Ионыч”.
- Работа над рассказом “Ионыч”
Оборудования для урока:
Портрет А.П. Чехова; иллюстрации к рассказу “Ионыч”; высказывание М.Горького. “У Чехова есть нечто больше, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её. Он освещает её скуку, её хаос с вышей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению, - быть может, потому, что высока, - но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них”.
I. Сообщение учителя.
Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чтобы понять самостоятельную глубину авторского замысла в таком своеобразном рассказе, как “Ионыч”, надо обратиться прежде к истории создания этого рассказа и его содержанию.
Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они поняли что главное – это боль Чехова за своих героев, боль за их бессмысленно и бездарно прожитую жизнь: ведь Чехов описывает именно традицию человеческой жизни.
II. Сообщение учащихся “История создания рассказа “Ионыч”.
III. Работа над рассказом.
В процессе работы необходимо постараться подвести их к одной из “тайн” чеховского стиля, чеховского видения жизни, о которой, может быть, лучше всех сказал сам писатель: “Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами”.
Изучение рассказа “Ионыч” целесообразно начать с беседы по его содержанию, можно построить в форме лингвостилистического анализа:
Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательницы, духовного мещанства, самовыражения человека)
Какова основная идея произведения? (Она заключается в призыве “Берегите в себе человека!”)
Назовите композицию.
(Композиция проста. Пять глав имеют свою микротему. Эти микротемы раскрываются по – чеховски – повторением художественных деталей)
После беседы учащиеся вместе со Старцевым посещают семью Туркиных.
Вопрос классу:
Что почувствовал Дмитрий Ионыч, впервые попав в этот дом?
Этот вопрос поможет учащимся не только разобраться в чувствах героя рассказа, но и в своих собственных, так как они вместе со Старцевым будут присутствовать на вечере, и на них обрушиться поток любезностей, шуток, музыки, гостеприимных хозяев дома.
Учащиеся могут отметить, что реакция нормального человека, молодого, умного правда, немного уставшего от года утомительной и однообразной работы. Они отмечают так же, что Старцеву все – таки приятно находиться в доме Туркиных, не смотря на то что он замечает и бездарность романов Веры Иосифовны, и бездарность игры Екатерины Ивановны. (Описание этого эпизода, чтение вслух)
От чего это происходит? Откуда берутся у Дмитрия Ионыча “хорошие, покойные мысли?
(Этот вопрос ориентирует учащихся на необходимость сопоставления эпизодов, нахождение “сцеплений” Между ними, на более глубокие раздумья над текстом рассказа)
Чтобы помочь учащихся лучше разобраться в ситуации рассказа, почувствовать дыхание той эпохи, на уроке можно прочитать отрывок из книги В.В. Вересаева “Записки врача”.
Вот из такой же примерно обстановки вырывается на несколько часов Старцев, попадая к Туркиным. Естественно, что на него действует смена впечатлений.
Важно, чтобы при изучении I главы произведения ребята уловили её своеобразный ритм, услышали надоедливое словечко “потом”, которое как бы регулирует здесь все события.
Чтобы они почувствовали эту основную тональность, учащимся предлагается прочитать отрывок со слов “Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку…” и до слов “Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман”.
Где бы вы выделили в этом отрывке абзац?
Обращаем внимание, что в доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определённый эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь.
Вывод: И так, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было “недурственно” не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.
Анализ II главы
Приступая ко II главе, мы задаем учащимся вопрос:
Сколько времени прошло с момента приезда Старцева в город С. до его второго свидания с Екатериной Ивановной?
Время здесь – важная художественная деталь. Время в рассказах Чехова бежит неумолимо, и человек подчас не успевает и оглянуться, - а жизнь-то уже прошла.
Важно, для учащихся при изучении рассказа “Ионыч” сразу “поймать”, увидеть и почувствовать неотвратимый ход времени, который беспощадно отсчитывает дни человеческой жизни…
(Найдите сцену несостоявшегося свидания на кладбище, где усиливается мотив уходящего времени).
Вывод: Придя на кладбище, Старцеву открылся мир таким, каким он раньше его не видел. Перед ним открылся тайны бытия, все это вызывает в нём бурю чувств, чувств страстных земных, не желающих мириться с вечным покоем умерших. В сущности, это бунт против скучной и однообразной жизни. Но это было всего лишь вспышка, погасшая вместе с лунным светом. Это был взлёт чувств.
Анализ III главы
Вопрос классу:
Кто виноват в том, что любовь Старцева привела к “такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле”? (Заслушать точку зрения ученика)
Какое значение имеют в этой главе реплики Ивана Петровича, окрик полицейского?
Почему Старцеву после объяснения с Екатериной Ивановной захотелось изо всей силы хватить зонтиком по широкой спине Пантелеймона?
Все эти вопросы заостряют внимание учащихся на художественной форме рассказа, помогая глубже разобраться и заново пересмотреть текст главы.
Анализ IV главы
(Чтение первого абзаца главы)
“Прошло четыре года” - так начинается глава. Время продолжает свой неумолимый бег.
– Что же изменилось за этот период в жизни героев человеческого рассказа? (Чтение эпизодов). После прочтения учащихся подмечают изменения в облике и характере героев. Но важно не просто подметить происшедшие изменения, но суметь понять и объяснить их причины.
(Мнения учащихся).
При работе над этой главой можно предложить учащимся поспорить с авторами учебника в трактовке отдельных сцен и эпизодов. (Учебника)
Анализ V главы
Слово учителя.
На заключительной стадии работы над рассказом учащихся предлагаются задания, которые требуют от них умения взглянуть на рассказ в целом, выйти на широкие художественные обобщения.
Так, сталкивая факты, мы ведём учащихся к пониманию важной особенности авторского отношения к своим героям: он не только осуждает их, но в рассказе слышится человеческая боль за бездарно прожитую жизнь, за безвозвратно ушедшую молодость (это в большей степени относиться к Старцеву и Екатерине Ивановне)
В чем значение финальной сцены?
(Можно найти два – три эпизода, которые непосредственно перекликаются к финалом рассказа)
IV. Обобщение по прочитанному.
Движение времени в рассказе “Ионыч” ощущается только тогда. Когда речь идёт о самом Старцеве: он еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…у него уже есть имение и два дома в городе…”, “характер у него тоже изменился”. В последней главе рассказа перед нами пожалуй, самый отвратительный обыватель из всех, которые проживают в городе С.
Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в “языческого бога”, в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: “Вот и все, что можно сказать про него”.
Но почему же на этом не заканчивается само повествование?
В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалось жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затем Туркимных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.
Образ Ионыча показывает, каким становиться человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
V. Домашнее задание.
- Прочитать страницы учебника.
- Написать сочинение-миниатюру на тему: “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”.
- Выпишите с примерами художественными приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:
а) описание картин природы;
б) использование стихов и музыки;
в) сочетание грустного лиризма и сатиры.