Задания на звук д дь. Постановка и автоматизация звуков "т д"
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.
1. Повтори слоги.
3. Повтори предложения.
Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.
4. Повтори чистоговорки.
Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.
5. Повтори пословицы, поговорки.
Друзья познаются в беде.
Дружба в делах помощница.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Жизнь дана на добрые дела.
6. Повтори скороговорки.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дятел дерево долбит,
День - деньской кору дробит.
Дарья дарит Дине дыни.
7. Повтори загадки.
Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(Дождь)
Не живая - а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
8. Выучи стихотворения.
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(А. Кондратьев)
Доброгопути
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему - нибудь.
(Е. Благинина)
9. Игра «Твердый - мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.
Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.
10. Игра «Составь предложения».
Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:
11. Перескажи рассказ.
Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.
Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.
Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?
И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.
2. Учить вслушиваться в шепот.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д"], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.
5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.
6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.
7. Учить анализировать слова: дом, Дима.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).
Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).
Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.
Задание 3 . Знакомство со звуком [Д].
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес —
И исчез. (Дым)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:
Губки свободны;
Зубки сближены, но не сомкнуты;
Язычок стучит кончиком за верхними зубками;
Горлышко «работает».
Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4 . Фонетическое упражнение.
Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:
а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.
Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?
Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:
да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.
Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:
ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;
ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...
Задание 8 . Работа с картинками:
из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];
четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],
выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;
четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.
Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
Задание 9 . Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).
Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),
дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).
Задание 11 . Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?
Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...
Задание 12 . Выучить чисто говорки:
Да-да-да — у меня вода.
Ды-ды-ды — нет воды.
Ду-ду-ду — за водой пойду.
Задание 13 . Знакомство со звуком [Д"].
Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14 . Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...
Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:
дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.
Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.
Задание 17 . Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.
Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Определить место звука [Д"] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 18 . Подобрать слова по первому слогу:
ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;
ДИ: -во, -ма, -на...
Задание 19 . Дифференциация звуков [Д] — [Д"]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...
Назвать первый звук в именах детей:
Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д"].
Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д"] с использованием картинок).
Подобрать слова со звуками [Д] и [Д"], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.
Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Кто приходит,
Кто уходит, —
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
К вечеру умирает,
Поутру оживает. (День)
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
Задание 21 . Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Задание 22 . Знакомство с буквой Д.
Д — с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Д?
Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.
Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):
На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».
Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».
Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем
Игры с буквой.
Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.
Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.
Конспект логопедического занятия составлен по рабочим канонам, присущим занятиям по обучению грамоте.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.
Коррекционно-развивающие:
Упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.
Оборудование: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» (страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.
Ход занятия:
Организационный момент: «Первым на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).
I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.
II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики.
Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»)
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинцев)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку)
Молоко коровье».
III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о продуктах питания).
«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…
Сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.
IV. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).
Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).
Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)…
V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).
Что мы сейчас делали?
Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.
Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?
VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?
VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:
В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).
Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).
А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).
Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).
Давайте проверим, правы вы или нет?
1,2,3,
А ну-ка, посмотри!
VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».
Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:
Букву А не допишу,
На подставку помещу.
Провоцирую детей на исправление моих ошибок.
IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».
X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!
XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.
Что мы сейчас делали?
XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».
XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:
Для Оли (левша):
Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались.
Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.
(На букву справа я смотрю).
Что вы сейчас сделали?
Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.
XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».
XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».
Руки сложены в шалаш
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».
Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш затем возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив стоит -
Это буква «Д» стоит.
Мы построили карниз,
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!
Карандаш покрепче взяли
В кулачок его зажали.
Правую ладонь должны
Прижать с правой стороны
Вот и вышла буква «Ы».
Мы ладошку изогнём
(Только левую притом)
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, буква «С».
Что мы сейчас делали?
XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?…»
Что мы сейчас делали?
XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.
Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).
XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово — ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».
Что мы сейчас делали?
XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»
Учёт структуры дефекта, компенсаторных возможностей, максимальная ориентация на ведущую игровую деятельность позволяют наиболее эффективно использовать и развивать у детей с ОНР потенциально сохранные психические звенья, такие как, зрительное восприятие и память, пространственные представления, конструктивная деятельность, инициативность.
Коррекционную работу по развитию фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи провожу по аналитико-синтетической системе с использованием основ звукового метода Д.Б. Эльконина и самостоятельно разработанных игровых способов успешного коррекционного обучения.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д»
Цель.
- Развивать у детей навыки анализа и синтеза речевых единиц.
Образовательные задачи:
- уточнять артикуляционный уклад звука [Д], его характеристику при узнавании звуков по словесному описанию;
- закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения при образовании уменьшительной формы слова «дом» и при образовании имени прилагательного «музыкальный» от имени существительного «музыка»;
- закреплять у детей навык звуко-слогового анализа слова «домик» при работе с индивидуально-раздаточным материалом;
- продолжать закреплять у детей навыки чтения слогов и слов в дидактических играх «Музыкальный домик», «Составь цветок!».
Коррекционные задачи :
- развивать у детей темпо-ритмические компоненты, мелодику речи, плавный длительный речевой выдох при пропевании слогов на мотив хорошо знакомой песни;
- продолжать развивать у детей мышление при отгадывании загадок.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать у детей интерес и желание заниматься.
Оборудование:
- Дюймовочка (персонаж на занятии);
- корзинка с лепестками для поощрения детей;
- индивидуально – раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов;
- авторское демонстрационное наглядное пособие «Музыкальный домик» для хоровой фонации звуков [Д], [Дь] между гласными.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.
II. Работа по теме: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д».
1. Постановка цели занятия.
У нас на занятии гостья… Вы её не заметили?! Она крохотная и живёт в бутоне цветка.
Кто догадался, как её зовут? Это — Дюймовочка!
Здравствуйте, ребята! Я хочу посмотреть, как вы работаете на занятии. Каждому из вас я приготовила по белому лепестку за правильный ответ. Целая корзина белых лепестков, смотрите!!! (Корзина с белыми лепестками, Дюймовочка на фланелеграфе)
В конце занятия мы посчитаем ваши лепестки и узнаем, кто отлично занимался, правильно отвечал, кто очень-очень старался!!!
2. Сообщение темы занятия.
Какая буква, какие звуки «дежурят» у нас сегодня на занятии? Давайте узнаем поскорее!
А. Узнавание букв по описанию их элементов и по их краткой характеристике.
Слов-то мы прочитаем, но буквы скрыты от наших глаз! Давайте угадаем буквы!
Последняя буква состоит из четырёх элементов. Когда мы называем эту букву, получается звук согласный, звонкий, твёрдый, его произносят губами! («М»).
Вторая буква в слове состоит из одного элемента. Когда называем эту букву, губы похожи на «овал» («О»).
Когда называем первую букву в этом слове, получается согласный, звонкий, твёрдый звук. Мы произносим этот звук языком: кончик язычка «барабанит» за верхними зубами! («Д»)
Дети читают слово «дом».
Итог. Дюймовочка хвалит нас: «Молодцы вы, ребята! Правильно назвали все буквы.
И слово прочитали правильно!»!
Б. Сообщение темы занятия через выделение первого согласного звука в слове.
Какой звук звучит в начале слова «дом»?
Какой звук звучит в начале имени «Дюймовочка»?
Какая буква первая в этом слове?
Сегодня на занятии мы будем учить звуки [Д], [Дь] и читать слоги, слова с буквой «Д, д».
3. Словоизменение слова «дом» и анализ слова «домик».
Большой – дом, а как сказать, если маленький? (Домик)
Индивидуальная работа детей: составление звуко – слоговой схемы слова «домик». Предварительный устный анализ слова:
Сколько слогов в слове «домик»?
Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов)
Два гласных звука. Дети называют их по-порядку: [О[, [И].
Какой согласный звук в первом слоге перед [О] ? (Звук [Д] — твёрдый, берём синий квадратик)
Какой согласный звук во втором слоге перед [И]? (Звук [Мь] — мягкий, берём зелёный квадратик)
Какой согласный звук во втором слоге после [И]? (Звук [К] — твёрдый, берём синий квадратик)
Итог. Все правильно выполнили задание? Проверим, правильно ли составила схему слова «домик» наша крохотная гостья Дюймовочка! (Образец на фланелеграфе)
Физкультминутка.
Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!
4. Хоровая фонация звуков [Д], [Дь] между гласными нараспев.
А. Постановка задачи. Вот и мы дошли до необычного домика. Чем же он необычен, узнаем, когда прочитаем на крыше название домика!
Б. Отгадывание загадок и выделение первого звука из слов – отгадок.
Первая буква. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице! (Морковь)
Последняя буква. Стоит на крыше, всех труб выше. (Антенна)
Вторая буква. Кто на себе свой домик возит? (Улитка)
Третья буква. Это что за зверь лесной, — встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы – уши выше головы? (Заяц)
Пятая буква. Усатенький, мохнатенький, как есть начнёт, так песенку поёт! (Кот)
Четвёртая буква. Эта буква ходит с палочкой, увы! (Ы)
Итог. Дети читают, открывшееся на крыше слово « музыка». Наш домик необычный, потому что в нём живёт музыка! Если в доме живёт музыка, значит он какой? (Музыкальный домик)
5. Хоровое чтение – пропевание слогов (В окошечках домика на мотив любой хорошо знакомой всем детям песенки)
Прочитаем и споём хором нашу любимую песенку!
Дети хором протяжно, на мотив песни «Ёлочка» поют слоги в окошечках домика:
АДА — АДО – АДЫ – АДУ — АДИ
ОДО – ОДА – ОДЫ – ОДУ
ОДИ – УДА – УДО – УДЫ
УДУ – УДИ – ИДА – ИДО – ИДИ….
Итог. Какая буква была в каждом окошечке? («Д») Назовите слоги, в которых звучал звук <Дь>? Что можно составить из слогов? (Слова)
6. Чтение слов.
Прочитаем слова, составим из лепестков цветы и подарим Дюймовочке!
Дети составляют на фланелеграфе цветы из лепестков, подставляя их к сердцевинке, читают на лепестках слова.
Что читали на лепестках? Дюймовочке очень понравились наши красивые цветы и то, как вы читали слова. Молодцы, ребята!
III. Итог занятия.
Дюймовочке понравилось заниматься с вами, ребята! Давайте посмотрим, кто из вас очень хорошо работал, — посчитаем лепесточки, которые дарила Дюймовочка за правильные ответы!
Оценивается деятельность детей, подводится итог.
Лариса Ивановна Дереча,
учитель-логопед
Казённого образовательного учреждения Омской области
«Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад «301″.
Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка»
Технологическая карта занятия
Арефьева Ирина Анатольевна, учитель-логопед МУ ПСЦ «Надежда» г.Заречного Пензенской области
Предмет: фронтального занятия Класс: 1
Тема занятия: « Звуки Д, Дь, буква Д-д»
Цель занятия: учить выделять, дифференцировать и характеризовать звуки д - д´, обозначить их буквой Д-д
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающийся научится:
Сохранять целостный образ буквы для дальнейшего увеличения скорости видения буквы в тексте
Приобрести навыки правильного чтения
Метапредметные:
Регулятивные УУД (р)
Обучающийся научится:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Контролировать результаты своей деятельности
Познавательные УУД (д)
Обучающийся научится:
Проводить сравнения по заданным критериям
Дифференцировать Д и Дь в слогах и словах
Владеть звуковым анализом и синтезом
Различать гласные от согласных и согласные по твердости-мягкости
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Воспринимать смысл небольшого текста
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, в парах)
Использовать в общении правила вежливости
Оформлять свои мысли в устной форме по алгоритму
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
Положительное отношение к школе и учебной деятельности;
Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия
Умение радоваться своим успехам и успехам одноклассников
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Орг. момент
1 мин.
Добрый день, ребята! Давайте разотрем свои ушные раковины, чтобы активизировать все силы организма. Особенно много нервных окончаний на мочках ушей, поэтому потрите их особенно тщательно.
Включаются в ситуацию урока, настраиваются на работу.
Уметь мобилизовать свои силы для работы
2. Актуализация знаний
2 мин
1. Речевая разминка:
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
2. Беседа:
Что мы с вами только что произносили?
Для чего мы учимся проговаривать скороговорки?
Как вы поняли смысл этой скороговорки?
Не всегда результат от выполненных действий бывает сразу. Иногда приходится подождать, но если ты честно выполнил свою работу, то он обязательно будет.
Вот и мы с вами сегодня постараемся поработать так хорошо, чтобы результат был замечательным.
Чтение хором. Чтение быстро, медленно, тихо, громко. Чтение индивидуальное.
Это скороговорка
Чтобы говорить красиво и правильно, не путая и не пропуская звуки.
Подготовка речевого аппарата к работе.
Соблюдать орфоэпические нормы языка.
3.Постановка учебной задачи
5 мин
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Это девочка Дана и мальчик Дима. Они принесли с собой по одному звуку. Кто догадался, что это за звуки?
Молодцы ребята. Давайте еще раз произнесем эти звуки.
В какие домики нашей волшебной страны звуков мы заселим звук Д?
Почему в синий?
А звук Дь в каком из домиков поселится и почему?
Давайте докажем, что эти звуки – согласные.
Молодцы. В этом и сходство, а в чем же различие этих звуков?
Чем на письме мы обозначаем звуки?
Какими буквами обозначим звуки д и д´?
Какая тема занятия?
Это звуки Д и Дь
Вместе произносим звуки Д и Дь
Этот звук мы заселим в синий домик.
Это твердый согласный звук.
Звук Дь будет жить в зеленом домике, потому что он мягкий согласный.
Они не тянуться, не поются, воздух встречает преграду в виде языка.
Д – твердый, а Дь – мягкий.
С помощью букв.
Буквой Д д.
Звуки д, д´, буква Д д.
Понимать вопрос (задание).
Определять в слове заданный звук.
Моделировать звуковой состав слова.
Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам
Решение учебной задачи
7 мин
У нас возникла проблема: одна буква, а звука два. Почему? Что произошло с одним звуком?
Я предлагаю вам поиграть с этими звуками.
Перед вами карточка. Назовите предметы, которые на ней изображены.
На какие две группы можно разделить все эти слова?
(акцент на правильной паре)
Намотайте на клубочек синего цвета все картинки, в названии которых слышится твердый звук, а на зеленый – мягкий.
Как вы разделили?
Почему в одних слова звук мягкий, а в других твердый? От чего это зависит?
Заполните слоговые домики и назовите сначала слоги с твердым Д, а затем с мягким звуком Дь.
Каким образом это зависит. Что мы заметили?
Буква может обозначает два звука.
Один звук твердый, а другой – мягкий.
Дом, ведро, диван, дерево, дятел, звезда.
Работа в парах. Выясняют, на какие две группы можно разбить слова.
По твердости и мягкости.
Называют по очереди.
От гласного, который следует за данной буквой.
Индивидуальное заполнение карточки.
Где мягкий звук везде следом стоят «хитрые» гласные.
Уметь классифицировать слова по заданному основанию.
Включение в систему знаний
5 мин
Игра «Поймай зук»
Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком Д или Дь. Отобразите данное слово на звуковом домике.
Назовите слово, которое вы последним отображали на звуковом домике.
Поиграем с этим словом по схеме.
Дом, домик, домишко …
Дети определяют позиции заданных звуков в словах (начало, середина, конец).
Это слово дом.
Дети, пользуясь схемой, образуют слова.
Дом – домик – домишко – домище.
Развивать навыки языкового анализа.
Практический этап
20 мин
А какие еще слова можно образовать от слова дом?
В случае затруднения: - Пирог, испеченный дома - …
Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме …
Тот, кто больше всего любит быть дома, сидеть дома …
А все, кто живет дома, одной семьей …
Как в сказка называют существо, которое селится в домах, охраняет дом, но никому не показывается…
Я прочитаю вам стишок, а вы догадайтесь, каким словом надо закончить каждую вторую строчку.
Гном и дом.
Жил, да был веселый гном.
Он в лесу построил…
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал …
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил …
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой …
Был он стар и был он сед
И большой был …
А за печкой, за трубой
Жил у гнома …
Очень строгий, деловитый
Аккуратный …
Мох, калину, зверобой –
Все из леса нес …
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас …
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда …
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот …
Аналогичная работа проводится по словообразованию слов дуб, дым, след, дождь, друг.
Физкультминутка. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Игра «Четвертый лишний»
Ребята, внимательно послушайте и из четырех слов найдите и назовите одно лишнее и объясните почему:
Вода, дождь, доска, утка.
Дрова, день, роза, дыня.
Друг, круг, точка, кочка.
Дыра, кора, нора, пора.
Очень понравилось Дане и Диме как вы играли. А теперь они просят вас составить схемы их имен из кружков.
Чем похожи схемы?
Чем они различаются?
Что можно сказать о словах, глядя на схемы?
Для того, чтобы записать их имена, мы должны познакомиться с буквой, которая дает звуки Д и Дь. Это буква Д д.
На что похожа эта буква?
Буква Д нам всем знакома,
Ведь она как крыша дома.
Посмотрите как правильно пишется письменная буква Д. Напишите ее пальчиком в воздухе, в своих тетрадях.
А теперь рядом со схемами имен запишите имена детей с помощью букв.
Варианты детей.
Домашний.
Домовитый.
Домосед.
Домочадцы.
Домовой.
Дети отвечают все хором.
Дом.
Домик.
Домишко.
Домище.
Домосед.
Домовой.
Домовитый.
Домой.
Домашний.
Дома.
Дом.
Утка, потому что в этом слове нет звука Д, а во всех остальных есть.
Роза.
Друг, т.к. в этом слове есть звук Д.
Дыра.
В них по четыре звука. Из них два гласных и два согласных.
В одной первый звук мягкий, а в другой – твердый.
Варианты детей.
Работа в тетрадях.
Совершенствовать навыки словообразования.
Активизировать пассивный словарь.
Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний
Добывать новые знания
Контролировать процесс и результаты деятельности
Снятие усталости и напряжения.
Совершенствование мелкой моторики
Рефлексивно – оценочный этап
5 мин
Чем занимались сегодня на занятии?
Что нового узнали?
Какие задания понравились больше всего?
Варианты детей.
Развивать способность в самооценке
Формировать умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений.
Формировать умение слушать