Значение корнилов александр александрович в краткой биографической энциклопедии. Александр корнилов.материалы к истории русской политической эмиграции
Александр Александрович Корнилов (18 (30) ноября (18621130 ) , Санкт-Петербург - ) - российский историк, общественный деятель. Гласный Иркутской городской думы (1898-1901) . Секретарь ЦК партии кадетов ( -).
Биография
Сын русского военного журналиста, участника Крымской войны Александра Александровича Корнилова (1834-1891) .
Окончил Петербургский университет. Служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском , затем (до 1900 года) заведовал крестьянскими и переселенческими делами при иркутском генерал-губернаторе. В 1901 году выслан в Саратов за участие в протесте 42 литераторов против избиения молодёжи в Петербурге на площади перед Казанским собором. В 1904 году жил в Париже , работал в редакции журнала П. Б. Струве «Освобождение».
После возвращения в Россию участвовал в Союзе освобождения и в земских съездах 1905 года , в образовании партии кадетов , в -1908 годах был секретарём ЦК партии. В 1907 году издавал газету «Думский Листок»
В 1909-1923 гг. - профессор Петербургского политехнического института, читал курс истории России XIX века. Наиболее известный труд Корнилова основан на этом курсе и охватывает период от Екатерины II до начала XX столетия; он был также опубликован в 1917 году в США (перевод на английский язык А. С. Кауна).
Александр Александрович Корнилов умер в 1925 году.
Библиография
- Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; [Вступ. ст. А. А. Левандовского]. - М. : АСТ: Астрель, 2004. - 862, с. ; 21 см. - (Историческая библиотека). Библиогр. в примеч.: с. 782-811. - Библиогр.: с. 812-863. - 5000 экз. - ISBN 5-17-022290-4 (АСТ) . - ISBN 5-271-07920-1 (Астрель).
- Курс истории России XIX века / [Вступ. ст. А. А. Левандовского]. - М. : Высш. школа, 1993. - 445, с. ; 24 см. - (Историческое наследие). Библиогр. в конце частей. - Библиогр. в примеч.: с. 423-446. - 40000 экз. - ISBN 5-06-002838-0.
- Курс истории России XIX века. В 3-х т. М., изд. Сабашниковых, 1918
- Александр II: [курс истории России XIX века] / А. А. Корнилов. - Москва: Мир книги: Литература, 2007. - 301, с. ; 21 см. - (Великие династии России. Романовы). На обороте тит. л. авт.: А. А. Корнилов, историк, писатель. - На обл. авт. не указан. - 18000 экз. - ISBN 978-5-486-01743-8.
- Годы странствий Михаила Бакунина. Л.-М., ГИЗ, 1925
- Курс истории России XIX века (в трёх частях) - М., изд. Сабашниковых, 1912-1914
- Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма (Москва, изд. Сабашниковых, 1915)
- Общественное движение при Александре II. - М., 1909
- . - СПб. : Изд. П.П.Гершунина, 1905. - 271 с.
- Общественное движение при Александре II. - Paris, 1905
- Очерки по истории общественного движения и крестьянского дела в России. - СПб., 1905
- Крестьянская реформа в Калужской губернии при В. А. Арцимовиче" (СПб., тип. Стасюлевича, 1904)
- Пятидесятилетие литературного фонда. 1859-1090" (Санкт-Петербург, 1909)
- Статьи Die Bauernfrage в сборнике Russen uber Russland (Франкфурт-на-Майне, 1905) и The Napoleonic Wars and later History (в журнале «Russian Review»)
- Семь месяцев среди голодающих крестьян. М., 1893
Напишите отзыв о статье "Корнилов, Александр Александрович (младший)"
Примечания
Источники
- Корнилов Александр Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
Отрывок, характеризующий Корнилов, Александр Александрович (младший)
И ещё... если бы и рисовали художники именно Иоанна на этих картинах, то как же тогда тот же самый Иоанн сумел бы так чудовищно постареть ко времени своей казни, свершённой по желанию капризницы Саломеи?.. Ведь по Библии это случилось ещё до распятия Христа, значит, Иоанну должно было быть в то время никак не более тридцати четырёх лет! Каким же образом из по-девичьи красивого, златокудрого юноши он превратился в старого и совсем уж несимпатичного еврея?!
– Значит Волхв Иоанн не погиб, Север? – обрадовано спросила я. – Или он погиб по-другому?..
– К сожалению, настоящему Иоанну и правда отрубили голову, Изидора, но это не произошло по злой воле капризной избалованной женщины. Причиной его гибели было предательство иудейского «друга», которому он доверял, и у которого в доме жил несколько лет...
– Но как же он не почувствовал? Как не увидел, что это за «друг»?! – возмутилась я.
– Наверное, невозможно подозревать каждого человека, Изидора... Думаю, им и так было достаточно сложно кому-то довериться, ведь им всем приходилось как-то приспосабливаться и жить в той чужой, незнакомой стране, не забывай этого. Потому, из большого и меньшего зла они, видимо, старались выбрать меньшее. Но предугадать всё невозможно, ты ведь сама прекрасно знаешь это, Изидора... Смерть Волхва Иоанна произошла уже после распятия Радомира. Его отравил иудей, в доме у которого Иоанн в то время жил вместе с семьёй погибшего Иисуса. В один из вечеров, когда весь дом уже почивал, хозяин, беседуя с Иоанном, преподнёс ему его любимый чай с примесью сильнейшего травяного яда... На следующее утро никто даже не сумел понять, что же такое случилось. По словам хозяина, Иоанн просто мгновенно уснул, и уже никогда не проснулся более... Его тело нашли утром в его окровавленном ложе с... отрубленной головой... По словам того же хозяина, иудеи очень боялись Иоанна, так как считали его непревзойдённым магом. И чтобы быть уверенными, что он никогда уже не воскреснет – они обезглавили его. Голову же Иоанна позже выкупили (!!!) у них и забрали с собою рыцари Храма, сумев сохранить её и привезти в Долину Магов, чтобы таким образом дать Иоанну хотя бы такое малое, но достойное и заслуженное почтение, не разрешая иудеям просто глумиться над ним, выполняя какие-нибудь свои магические ритуалы. С тех пор голова Иоанна была с ними всегда, где бы они ни находились. И за эту же голову через две сотни лет рыцарей Храма обвинили в преступном поклонении Дьяволу... Ты ведь помнишь последнее «дело Тамплиеров» (Рыцарей Храма), не так ли, Изидора? Именно там их обвинили в поклонении «говорящей голове», которая бесила всё церковное духовенство.
– Прости меня, Север, но почему Рыцари Храма не привезли голову Иоанна сюда, в Мэтэору? Ведь, насколько я понимаю, вы все очень любили его! И откуда тебе известны все эти подробности? Тебя ведь не было вместе с ними? Кто рассказал тебе всё это?
– Рассказала нам всю эту печальную историю Ведунья Мария, мать Радана и Радомира...
– А разве Мария вернулась к вам после казни Иисуса?!.. Ведь, насколько известно мне, она была с её сыном во время распятия. Когда же она вернулась к вам? Возможно ли, что она всё ещё жива?.. – затаив дыхание, спросила я.
Мне так хотелось увидеть хотя бы кого-то из тех достойных, мужественных людей!.. Так хотелось «зарядиться» их выдержкой и силой в моей предстоящей последней борьбе!..
– Нет, Изидора. К сожалению, Мария умерла столетия назад. Она не пожелала жить долго, хотя могла. Думаю, её боль была слишком глубокой... Ушедшая к своим сыновьям в незнакомую, далёкую страну (ещё за много лет до их смерти), но так и не сумевшая уберечь ни одного из них, Мария не вернулась в Мэтэору, уйдя вместе с Магдалиной. Уйдя, как мы тогда думали, навсегда... Устав от горечи и потерь, уже после гибели любимой внучки и Магдалины, Мария решила оставить свою жестокую и немилосердную жизнь... Но перед тем, как «уйти» навсегда, она всё же пришла в Мэтэору, чтобы проститься. Чтобы поведать нам истинную историю гибели тех, кого мы все сильно любили...
А ещё, она вернулась для того, чтобы в последний раз увидеть Белого Волхва... Своего супруга и вернейшего друга, которого так и не смогла никогда забыть. В своём сердце она простила его. Но, к его великому сожалению, не смогла принести ему прощение Магдалины.... Так что, как видишь, Изидора, великая христианская басня о «всепрощении» это просто детская ложь для наивных верующих, чтобы разрешить им творить любое Зло, зная, что чего бы они ни сделали, в конечном итоге их простят. Но прощать можно лишь то, что по-настоящему достойно прощения. Человек должен понимать, что за любое свершённое Зло ему приходится отвечать... И не перед каким-то таинственным Богом, а перед собой, заставляя себя же жестоко страдать. Магдалина не простила Владыко, хотя глубоко уважала и искренне любила его. Так же, как она не сумела простить и всех нас за страшную смерть Радомира. Ведь именно ОНА лучше всех понимала – мы могли помочь ему, могли спасти его от жестокой смерти... Но не захотели. Считая вину Белого Волхва слишком жестокой, она оставила его жить с этой виной, ни на минуту не забывая её... Она не захотела даровать ему лёгкого прощения. Мы так больше никогда и не увидели её. Как никогда не увидели и их малышей. Через одного из рыцарей своего Храма – нашего волхва – Магдалина передала ответ Владыке на его просьбу вернуться к нам: «Солнце не восходит в один день дважды... Радость вашего мира (Радомир) уже никогда не вернётся к вам, как не вернусь к вам и я... Я нашла свою ВЕРУ и свою ПРАВДУ, они ЖИВЫЕ, ваша же – МЕРТВА... Оплакивайте своих сыновей – они вас любили. Я же никогда не прощу вам их смерти, пока жива. И пусть вина ваша остаётся с вами. Возможно, когда-нибудь она принесёт вам Свет и Прощение... Но не от меня». Голову же Волхва Иоанна не привезли в Мэтэору по той же самой причине – никто из рыцарей Храма не захотел возвращаться к нам... Мы потеряли их, как теряли не раз многих других, кто не хотел понять и принять наших жертв... Кто так же, как ты – ушли, осуждая нас.
Корнилов, Александр Александрович - писатель. Родился в 1862 году. Окончил курс в Петербургском университете. Служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском, потом (до 1900 года) при иркутском генерал-губернаторе, заведуя крестьянскими и переселенческими делами. В 1891 - 1893 годах принимал деятельное участие в общественной организации помощи голодавшим крестьянам в Тамбовской, Тульской и Воронежской губерниях; тогда же издал книгу "Семь месяцев среди голодающих крестьян" (Москва, 1893). В 1894 году напечатал ряд статей в "Русской Мысли" под заглавием: "Судьба крестьянской реформы в Царстве Польском". В апреле 1901 года за участие в протесте 42 литераторов против избиения молодежи на Казанской площади был выслан в Саратов, где редактировал газету "Саратовский Дневник". Ряд статей его по истории крестьянской реформы и общественного движения, помещенных в "Русском Богатстве" и "Мире Божьем", вышли отдельно под заглавием: "Очерки по истории общественного движения и крестьянского дела в России" (Санкт-Петербург, 1905). Книга Корнилова: "Общественное движение при Александре II" издана сперва за границей при журнале "Освобождение", потом и в России (Москва, 1909). В 1904 году помогал П.Б. Струве в редактировании ¦ "Освобождения"; по возвращении участвовал в Союзе Освобождения и в земских съездах 1905 года. Принял деятельное участие в образовании конституционно-демократической партии; был первые три года секретарем ее центрального комитета. В 1907 году издавал газету "Думский Листок". С 1909 года читает в Петроградском политехническом институте курс "Истории XIX века в России". В 1912 - 1914 годах курс этот издан в трех частях в Москве. Другие труды Корнилова: "Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма" (Москва, 1914); "Крестьянская реформа" (в серии "Великие реформы 60-х годов в их прошлом и настоящем", Санкт-Петербург, 1905), "Крестьянская реформа в Калужской губернии при В.А. Арцимовиче" (Санкт-Петербург, 1904), "Пятидесятилетие литературного фонда. 1859 - 1090" (Санкт-Петербург, 1909); статья "Die Bauernfrage" в сборнике "Russen uber Russland" (Франкфурт-на-Майне, 1905) и "The Napoleonic Wars and later History" (в журнале "Russian Review"). В настоящем Словаре Корнилову принадлежат статьи: Александр II , император всероссийский, Александр III , Бакунины, Крестьяне.
Краткая биографическая энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОРНИЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- КОРНИЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1862-1925) российский историк, общественный деятель. Профессор Санкт-Петербургского политехнического института (1909-23). Труды по русской истории 19 в., о М. А. Бакунине … - КОРНИЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Александр Александрович , русский историк, писатель. Окончил Петербургский университет. Служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском, … - АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. … - АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
(муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, … - АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной … - АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и … - АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
(Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был … - АЛЕКСАНДР
Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. … - АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном … - КОРНИЛОВ в Словаре полководцев:
Владимир Алексеевич (1806-54), рус. воен. деятель, вице-адм. (1852). Род. в семье отставного офицера. Окон. мор. кадет. корпус. Участник рус.-турец. войны … - АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, … - КОРНИЛОВ в 1000 биографий знаменитых людей:
Лавр Георгиевич (1870-1918). Один из руководителей российской контрреволюции, генерал от инфантерии. Благодаря личной храбрости пользовался популярностью в армии. В марте-апреле … - АЛЕКСАНДРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
Андрей — белорусский поэт. Р. в г. Минске, на Переспе, в семье сапожника. Условия жизни были очень тяжелые, … - КОРНИЛОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
Константин Николаевич (1879-1957), психолог, д.ч. АПН РСФСР (1943), д-р педагогических наук, профессор (1921). С 1910 работал в Институте психологии Московского … - АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился … - КОРНИЛОВ
(Владимир Алексеевич, 1806 - 1854) - вице-адмирал, знаменитый защитник Севастополя; воспитанник морского кадетского корпуса, с 1827 по 1830 г. плавал … - АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был … - АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
- АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным … - КОРНИЛОВ
КОРН́ИЛОВ Лавр Георг. (1870-1918), ген. от инфантерии (1917). В июле - авг. 1917 верх. главнокоманд. В конце августа организовал вооруж. … - КОРНИЛОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
КОРН́ИЛОВ Конст. Ник. (1879-1957), психолог, акад. АПН РСФСР (1943). Развивал идеи реактологии, в нач. 20-х гг. осуществлял перестройку психологии в … - КОРНИЛОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
КОРН́ИЛОВ Вл. Ник. (1928-2002), рус. писатель. В сб-ках "Пристань" (1964), "Возраст" (1967), "Польза впечатлений" (1987), "Самые мои стихи" (1995) - … - КОРНИЛОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
КОРН́ИЛОВ Вл. Ал. (1806-54), вице-адм. (1852). С 1849 нач. штаба, с 1851 фактически команд. Черноморским флотом. В Крымскую войну один … - КОРНИЛОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
КОРН́ИЛОВ Бор. Петр. (1907-38), рус. поэт. Стихи, поэмы ("Триполье", 1933), песни ("Песня о встречном", муз. Д.Д. Шостаковича) проникнуты романтикой борьбы … - КОРНИЛОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
КОРН́ИЛОВ Ал-др Ал-др. (1862-1925), историк. Проф. Петерб. политехн. ин-та (1909-23). Один из создателей Конституц.-демокр. партии, чл. её ЦК. Тр. по … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс … - АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его … - АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.
- КОРНИЛОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
Александр Александрович (1862-1925) , российский историк, общественный деятель. Профессор Санкт-Петербургского политехнического института (1909-23). Труды по русской истории 19 в., о … - РИДИГЕР МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ридигер Михаил Александрович (1902 - 1962), протоиерей. Отец Патриарха Москоского и всея Руси … - РЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рейн Николай Александрович (1892 - 1937), мученик. Память 8 октября, в Соборе …
Краткая биография. Родился в Санкт-Петербурге в семье потомственного морского офицера, перешедшего затем на статскую службу. Окончил варшавскую гимназию и в 1880 г. поступил на математический факультет Петербургского университета, затем перешел на юридический. В университете входил в либеральный кружок молодежи (бр. Ольденбурги, В. И. Вернадский, Д. И. Шаховской, В. В. Водовозов), ставивший перед собой, прежде всего, задачи самообразования участников. В студенческие годы он всерьез увлекся социально-экономическими проблемами. В центре его интересов было крестьянство, прежде всего российское. В теоретико-методологическом плане наибольшее влияние на него в это время оказывал позитивизм и марксизм. После окончания университета в 1886 г. служил комиссаром по крестьянским делам в Польше, в 1894–1900 гг. – чиновником по особым поручениям при иркутском генерал-губернаторе, где ему также пришлось заниматься в основном крестьянскими земельными, а также переселенческими делами.
На 90-е гг. XIX в. приходится постепенное разочарование А.А.Корнилова в монархии и своей чиновничьей карьере. Особенно сильно оно стало выражаться во время его общественной работы по борьбе с голодом в 1891–1893 гг. Эти годы А.А.Корнилов провел в деревне, организуя раздачу хлеба голодающим, работу столовых, медицинскую помощь. Одновременно с этим он завязывает тесные контакты с деятелями либерального движения. В 1901 г. за участие в протесте 42 литераторов против избиения молодежи на площади перед Казанским собором в Петербурге выслан в Саратов, где возглавил редакцию либеральной газеты «Саратовский дневник». В Саратове же начинается карьера А.А.Корнилова как историка. Внимание А.А.Корнилова привлекают великие реформы, и прежде всего – крестьянская. Собрав и обобщив огромный по-объему фактический материал, А.А.Корнилов сумел по-новому оценить причины отмены крепостного права – одним из первых он обратил внимание на кризисное состояние помещичьего хозяйства в предреформенные годы. Он детально разбирает все перипетии борьбы между представителями различных течений в русском обществе эпохи реформ и приходит к выводу о серьезности влияния материальных интересов на программные требования как консерваторов, так и либералов. А.А.Корнилов показывает не только достоинства, но и несовершенства крестьянской реформы, породившей массу новых вопросов, которые необходимо было решать.
В 1904 г. А.А.Корнилов выезжает в Париж, где непродолжительное время сотрудничает в издаваемом П.Б.Струве либеральном журнале «Освобождение», затем возвращается в Петербург для активного участия в общественной жизни. Был одним из основателей партии кадетов в 1905 г., до 1908 г. исполнял обязанности секретаря ее ЦК.
Он на время отходит от политики, став в 1909 г. профессором Петербургского политехникума, где читал лекции, составившие основу его «Курса истории России XIX века». С началом Первой мировой войны снова с головой уходит в политическую деятельность, в 1915 г. избран секретарем ЦК и председателем Петроградского городского комитета кадетской партии. После Февральской революции А.А.Корнилов был назначен сенатором второго (крестьянского) департамента. В сентябре 1917 г. А.А.Корнилов неожиданно тяжело заболел, перенес два инсульта и для поправки здоровья был вынужден несколько лет прожить в Кисловодске. Там историк и его семья сильно бедствовали. Признав Советскую власть, возвратился в Петроград и смог продолжить работу в Политехническом институте. В 1923 г., выхлопотав небольшую пенсию, смог оставить службу. После занимался, в основном, изучением бакунинского наследия.
Основные труды:
-«Крестьянская реформа 1864 года в Царстве Польском» (1893),
-«Крестьянская реформа» (1905),
-«Общественное движение при Александре II» (1905),
-«Курс истории России XIX века» (1912–1914),
-«Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма» (1914).
Историческая концепция. «Курс истории России XIX века». К созданию своего «Курса» А.А.Корнилов пришел в расцвете творческих сил – зрелым человеком и искушенным политиком, опытным ученым-исследователем. Вполне естественно, что «Курс» стал итоговой работой, в которой историк выразил себя наиболее полно, со всеми своими достоинствами и недостатками.
В методологическом плане А.А.Корнилов ставил на первое место изучение факта. Он подчеркивал, что стремится «к объективности», основанной на «возможно полном и точном» изложении материала. Историк считал необходимым свести воедино материал, наработанный другими историками, сравнить между собой их суждения, а в случае неясности или неточности обратиться непосредственно к источникам. А.А.Корнилов изначально предполагал дать в «Курсе» свою концепцию русской истории последнего столетия, базирующуюся на освоенном им обширном фактическом материале.
«Курс» предваряет очерк истории России с монгольского нашествия. А.А.Корнилов ясно определяет первоочередную, жизненно важную задачу, вставшую перед русским народом после татаро-монгольского нашествия: «Формирование и укрепление государственной территории». Претворить эту задачу в жизнь в тех условиях могла только одна сила – центральная государственная власть в лице московских князей, опиравшаяся на все слои населения, прежде всего на служилое сословие. В борьбе с многочисленными врагами эта власть, приобретавшая все более деспотический характер, безжалостно напрягала народные силы. Тяжкое тягло в той или иной форме было наложено на все сословия: крепостной труд – для крестьянства, изнурительные повинности – для посада, пожизненная служба – для поместного дворянства. При этом автор придерживался теории закрепощения и раскрепощения сословий – основного постулата государственной школы.
Выполнение исторической задачи, во имя которой закрепощались сословия, растянулось на века, и было завершено при Екатерине II. Поэтому вторая половина XVIII в. стала, по словам А.А.Корнилова, «великим поворотным пунктом в истории нашей страны»: отныне «главной целью государственной деятельности признается уже не расширение и охрана государственной территории, а “блаженство” подданных, благополучие граждан». В России начинается совершенно новый исторический процесс, который и дает содержание новейшей истории, – раскрепощение сословий государственной властью. Самый значительный шаг на этом пути – «Манифест о вольности дворянской 1762 г».
А.А.Корнилов отмечает, ссылаясь на упразднение наиболее жестоких наказаний по суду, постепенное смягчение «демиурга русской истории» – самодержавной власти, постепенный отказ ее от деспотической формы правления. Историк называет еще одно важное событие. В XVIII в. рядом с самодержавием появляется еще одна историческая сила – «бессословная интеллигенция». Впоследствии она заявляет о себе как о «наиболее активном движущем элементе» в государстве. Если на первом этапе русской истории основные задачи, стоявшие перед всем народом, самостоятельно и полновластно решало надсословное правительство, то теперь, по мере появления иных, качественно новых проблем, эту честь начинает оспаривать у него бессословная интеллигенция.
Подробно освещая начало царствования Александра I, А.А.Корнилов выразительно показывает, как власть, несмотря на искреннее стремление молодого царя следовать курсом перемен, оказалась не способной к решению насущных задач, продиктованных всем ходом русской истории. Разочарование в Александре-реформаторе, ставшее особенно сильным после Отечественной войны, подтолкнуло молодое общество к самостоятельным действиям. Движение декабристов расценивается А.А.Корниловым как вполне органичное, неизбежное и в целом позитивное явление. Но восстание 14 декабря – «преждевременный или неподготовленный взрыв», приведший к гибельным последствиям. В результате: «Страна лишилась лучших и наиболее самостоятельных представителей передового мыслящего общества, остальная часть которого была запугана и терроризирована мерами правительства, а правительство оказалось совершенно разобщенным в предстоявшей ей трудной работе с умственными силами страны...»
Под знаком разобщения прошло все следующее царствование – царствование Николая I. Лекции А.А.Корнилова, посвященные общественному движению этого времени, чрезвычайно обстоятельны: в них подробно рассказано о кружках 1830-х годов, западниках и славянофилах, даны развернутые характеристики периодических изданий различных направлений. Однако все это движение никакого реального воздействия на правительство не оказывало и, следовательно, способствовать развитию исторического процесса никак не могло.
А.А.Корнилов чрезвычайно внимательно прослеживает движение правительственной политики, прежде всего в сфере «главного», крестьянского вопроса, который «не сходил с очереди дня почти во все продолжение царствования Николая...». Основным толчком к реформаторской деятельности николаевского правительства явились, по его мнению, крестьянские волнения. Именно они, «повторяясь постоянно, не давали правительству закрыть глаза на те язвы крепостного права, которые в то время уже громко кричали о своем существовании». Выясняя далее причины крестьянских волнений, А.А.Корнилов отмечал: «Во внутренней жизник этому времени сложились материальные условия, которые могущественнее всяких идейных требований расшатывали крепостной строй и подготавливали его падение».
Начало царствования Александра II историк рассматривает параллельно «преобразовательному периоду» правления Александра I. В обоих случаях, отмечает он, движущей силой назревших реформ было правительство. Что же касалось общества, то оно, по словам историка, в середине 1850-х гг., точно так же, как и в начале века, с одной стороны, находилось в настроении «совершенно оптимистическом, необыкновенно розовом и благодушном», а с другой – в нем «на первых порах очень мало проявлялась склонность к самостоятельности и инициативе». Однако по мере того, как правительство показывало свою неспособность к последовательной реформаторской деятельности, общество выходило из состояния эйфории и, проявляя свою самостоятельность, все более активно участвовало в подготовке крестьянской реформы. И здесь сказалось отличие эпохи реформ от начала правления Александра I – власть и общество смогли на этом этапе развития России действовать совместно. В лекциях А.А.Корнилов подробно излагал свои обоснованные соображения об определяющем идейном влиянии общественности на правительство. Этим влиянием он и объяснял большинство положительных черт реформы, а все серьезные недостатки преобразования были порождены тем, что влияние это было все же неполным – прочный «дружественный союз» между либеральной бюрократией и общественностью так до конца и не сложился.
А.А.Корнилов указывает и на крестьянские волнения как на одну из основных причин реформ 60-х гг. За ними, как и за волнениями николаевского периода, историк видит «материальные интересы». Но еще более неожиданно выглядит в «Курсе» тезис о «материальной основе» различных течений общественной мысли и правительственных группировок. При подготовке и проведении крестьянской реформы выясняется, что «материальные интересы» дворянства оказывали самое серьезное влияние на деятельность и надклассового правительства, и бессословной общественности. Правда, он ни разу прямо не говорит о выражении правительством или какой-либо частью общественности интересов того или иного «сословия». Несмотря на осторожность в формулировках, А.А.Корнилов серьезно нарушает важнейшие постулаты государственной схемы о надклассовом характере основных сил исторического процесса. Правда, в лекциях, посвященных пореформенной эпохе, А.А.Корнилов вновь настойчиво пытается восстановить положение о «бессословной интеллигенции» во всей его полноте. Историк говорит о «передовой части общества» как о единой силе, подчеркивая общность взглядов представителей либерального и революционно-демократического течений. В программе этой части общества заключались требования дальнейших преобразований, которые «значительно переросли предположения правительства». Общество окончательно созрело для того, чтобы возглавить исторический процесс, перехватить у дряхлеющей власти инициативу.
А.А.Корнилов не мог игнорировать ту роль, которую во второй половине 60–70-х гг. XIX в. играли в русском общественном движении революционеры – сначала «радикалы», затем революционные народники. Однако он склонен был видеть в этих «крайних» настроениях нечто не вполне естественное, случайное, вызванное прежде всего неразумием власти. Именно власть своей непоследовательностью в проведении «коренных реформ», с одной стороны, и «грубыми преследованиями и гонениями» – с другой, искажала общественное, либеральное, по сути, движение, придавая ему искусственно-революционный характер. При этом А.А.Корнилов старался подчеркнуть, что даже в период народовольческого террора между либералами и революционерами существовали определенные связи и даже симпатии – если и не взаимные, то, во всяком случае, со стороны либералов. Убийство же Александра II А.А.Корнилов расценивает как «катастрофу», причем его ужасает не само убийство главы государства как таковое, а то, что оно привело к «роковому исходу для всей той системы, которая проектировалась Лорис-Меликовым...».
Описанием трагических событий 1881 г. А.А.Корнилов завершал первое издание своего «Курса». Во втором появились еще четыре лекции, посвященные царствованию Александра III. История эта была самая недавняя, ее изучение только начиналось и новая часть «Курса» носила заметный отпечаток незавершенности. А.А.Корнилов не ограничивается сетованиями на «неспособность» власти, на гибельную оторванность ее от либеральной общественности, а говорит здесь о тесной взаимосвязи правительственной и дворянской реакции, направленной на «защиту материальных интересов дворянства». Естественно, возникает предположение, что внутренняя политика Александра III свидетельствовала не столько о «неспособности» власти, сколько о ее зависимости от вполне реальных классовых интересов.
Тема 8. П.Н.Милюков
1. П.Н.Милюков – общественный деятель и историк.
2.Теоретико-методологические взгляды.
3.История России как история культуры.
4.Концепция истории России. Переломный характер петровских реформ в России.
5.Проблема европеизации и иностранных заимствований в истории России.
6.Осмысление истории революций в России.
7.П.Н.Милюков как историк исторической науки.
Источники:
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1994.
Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. – М, 2006.
Литература:
Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию Отечественной истории ХХ в.: Учеб. пособие. – Омск, 2001.
Историография истории России до 1917 г. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – Т.2. – М., 2003.
П.Н.Милюков: Историк, Политик, Дипломат: Материалы международной научной конференции Москва, 26–27 мая 1999 г. – М., 2000.
Милюков П.Н. Воспоминания. – М., 2001.
Томас М.Бон Русская историческая наука /1880 г.–1905 г. Павел Николаевич Милюков и Московская школа. – СПб., 2005.
Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма: историографические очерки. – Л.: Наука, 1985.
Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. – М., 1993.
Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины XIX–начала ХХ вв. Московский и Петербургский университеты. – М., 2003.
Контрольные задания, проблемные вопросы и упражнения:
1.Что представляет собой культурная история по П.Н.Милюкову? Охарактеризуйте культурную историю как новое направление в исторической науке России? Как оно представлено в современной историографии?
2.В чем состоит «критический позитивизм» П.Н.Милюкова?
3.Охарактеризуйте концепцию истории России П.Н.Милюкова. Какие общие закономерности проявляются в истории России? В чем состоят особенности исторического развития России? Где в истории России имеет место действие случайности? В чем состоит альтернативность в историческом развитии России?
4.Почему П.Н.Милюков в своем творчестве особое внимание уделяет реформам Петра I? Чем вызваны петровские преобразования? Каковы их результаты?
5.Назовите особенности экономического, демографического развития России. Каковы особенности государственного строя России? Какую роль, по мысли П.Н.Милюкова, играет государство в российской истории?
6.Как П.Н.Милюков характеризует культурные особенности России? Что такое культурная традиция? Почему создание оригинальной «культурной традиции, соответствующей современным общественным идеалам» является главной задачей истории России? Сохраняет ли эта задача актуальность в современной России?
7.Проанализируйте и оцените концепцию иностранных заимствований в историческом развитии. Какое значение в истории России имеют иностранные заимствования по концепции П.Н.Милюкова? Почему концепция иностранных заимствований сохраняет свой научный и прагматический потенциал в наши дни?
8.Как П.Н.Милюков раскрывает причины русских революций? В чем заключается своеобразие русских революций?
9.Охарактеризуйте вклад П.Н.Милюкова в историю исторической науки.
10.На примере научного творчества П.Н.Милюкова опишите связь исторической Мысли с контекстом культуры?
Сын русского военного журналиста, участника Крымской войны Александра Александровича Корнилова (1834-1891). Окончил Петербургский университет.
Служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском, затем (до 1900 года) заведовал крестьянскими и переселенческими делами при иркутском генерал-губернаторе.
В 1901 году выслан в Саратов за участие в протесте 42 литераторов против избиения молодёжи в Петербурге на площади перед Казанским собором.
В 1904 году жил в Париже, работал в редакции журнала П. Б. Струве «Освобождение».
После возвращения в Россию участвовал в Союзе Освобождения и в земских съездах 1905 года.
Участвовал в образовании партии кадетов и в 1905-1908 годах был секретарём ЦК партии.
В 1907 году издавал газету «Думский Листок».
С 1909 года - профессор Петербургского политехнического института, читал «Курс истории России XIX века».
Библиография
- Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; [Вступ. ст. А.А. Левандовского]. - М. : АСТ: Астрель, 2004. - 862, с. ; 21 см. - (Историческая библиотека). Библиогр. в примеч.: с. 782-811. - Библиогр.: с. 812-863. - 5000 экз. - ISBN 5-17-022290-4 (АСТ) . - ISBN 5-271-07920-1 (Астрель).
- Курс истории России XIX века / [Вступ. ст. А.А. Левандовского]. - М. : Высш. школа, 1993. - 445, с. ; 24 см. - (Историческое наследие). Библиогр. в конце частей. - Библиогр. в примеч.: с. 423-446. - 40000 экз. - ISBN 5-06-002838-0.
- Александр II: [курс истории России XIX века] / А.А. Корнилов. - Москва: Мир книги: Литература, 2007. - 301, с. ; 21 см. - (Великие династии России. Романовы). На обороте тит. л. авт.: А.А. Корнилов, историк, писатель. - На обл. авт. не указан. - 18000 экз. - ISBN 978-5-486-01743-8.
- Курс истории России XIX века (в трёх частях) - Москва, 1912-1914
- Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма (Москва, 1914)
- Крестьянская реформа в Калужской губернии при В.А. Арцимовиче" (Санкт-Петербург, 1904)
- Пятидесятилетие литературного фонда. 1859 - 1090" (Санкт-Петербург, 1909)
- Статьи Die Bauernfrage в сборнике Russen uber Russland (Франкфурт-на-Майне, 1905) и The Napoleonic Wars and later History (в журнале "Russian Review")
Биография
Сын русского военного журналиста, участника Крымской войны Александра Александровича Корнилова (1834-1891) . Окончил Петербургский университет.
Служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском , затем (до 1900 года) заведовал крестьянскими и переселенческими делами при иркутском генерал-губернаторе.
В 1901 году выслан в Саратов за участие в протесте 42 литераторов против избиения молодёжи в Петербурге на площади перед Казанским собором.
В 1904 году жил в Париже , работал в редакции журнала П. Б. Струве «Освобождение».
После возвращения в Россию участвовал в Союзе Освобождения и в земских съездах 1905 года .
Участвовал в образовании партии кадетов и в - годах был секретарём ЦК партии.
В 1907 году издавал газету «Думский Листок».
С 1909 года - профессор Петербургского политехнического института, читал «Курс истории России XIX века».
Библиография
- Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; [Вступ. ст. А.А. Левандовского]. - М. : АСТ: Астрель, 2004. - 862, с. ; 21 см. - (Историческая библиотека). Библиогр. в примеч.: с. 782-811. - Библиогр.: с. 812-863. - 5000 экз. - ISBN 5-17-022290-4 (АСТ) . - ISBN 5-271-07920-1 (Астрель).
- Курс истории России XIX века / [Вступ. ст. А.А. Левандовского]. - М. : Высш. школа, 1993. - 445, с. ; 24 см. - (Историческое наследие). Библиогр. в конце частей. - Библиогр. в примеч.: с. 423-446. - 40000 экз. - ISBN 5-06-002838-0 .
- Александр II: [курс истории России XIX века] / А.А. Корнилов. - Москва: Мир книги: Литература, 2007. - 301, с. ; 21 см. - (Великие династии России. Романовы). На обороте тит. л. авт.: А.А. Корнилов, историк, писатель. - На обл. авт. не указан. - 18000 экз. - ISBN 978-5-486-01743-8 .
- Курс истории России XIX века (в трёх частях) - Москва, 1912-1914
- Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма (Москва, 1914)
- Корнилов А.А. Крестьянская реформа . - СПб. : Изд. П.П.Гершунина, 1905. - 271 с.
- Крестьянская реформа в Калужской губернии при В.А. Арцимовиче" (Санкт-Петербург, 1904)
- Пятидесятилетие литературного фонда. 1859 - 1090" (Санкт-Петербург, 1909)
- Статьи Die Bauernfrage в сборнике Russen uber Russland (Франкфурт-на-Майне, 1905) и The Napoleonic Wars and later History (в журнале "Russian Review")
Источники
- Корнилов, Александр Александрович - статья из Большой советской энциклопедии
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Родившиеся 30 ноября
- Родившиеся в 1862 году
- Умершие в 1925 году
- Кадеты
- Выпускники СПбГУ
- Историки по алфавиту
- Историки Российской империи
- Историки России
- Историки СССР
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Корнилов, Александр Александрович" в других словарях:
Корнилов, Александр Александрович писатель. Родился в 1862 году. Окончил курс в Петербургском университете. Служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском, потом (до 1900 года) при иркутском генерал губернаторе, заведуя крестьянскими… … Биографический словарь
- (1862 1925) российский историк, общественный деятель. Профессор Санкт Петербургского политехнического института (1909 23). Труды по русской истории 19 в., о М. А. Бакунине и крестьянской реформе 1861 … Большой Энциклопедический словарь
Род. 1862, ум. 1925. Историк, специалист по русской истории XIX в. Опубликовал исследования о М. А. Бакунине и крестьянской реформе 1861 … Большая биографическая энциклопедия
Русский историк, писатель. Окончил Петербургский университет. Служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском, затем (до 1900) при Иркутском генерал губернаторе. За участие в протесте 42 литераторов … Большая советская энциклопедия
- (1862 1925), историк. Профессор Петербургского политехнического института (1909 23). Один из создателей Конституционно демократической партии, член её ЦК. Труды по истории России XIX в., о М. А. Бакунине и крестьянской реформе 1861. * * *… … Энциклопедический словарь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Корнилов. Александр Александрович Корнилов Дата рождения 7 октября 1834(1834 10 07) Дата смерти 10 февраля 1891(1891 02 … Википедия