Батюшков Константин - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография основные этапы жизни и творчества батюшкова Константин николаевич батюшков сообщение жизнь и творчество
Биография
Родился 18 мая 1787 года в Вологде. Происходил из древнего дворянского рода, отец - Николай Львович Батюшков (1753-1817). Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское. Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре.
В 1797 его отдали в Петербургский пансион Жакино, откуда в 1801 он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.
В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с , Н. А. Львовым, А. Н. Олениным, . В 1805 в журнале «Новости литературы» публикуется его стихотворение «Послание к стихам моем» - первое выступление Батюшкова в печати. Поступив в департамент министерства народного просвещения, Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей словесности».
В 1805 в журнале «Новости литературы» публикуется его стихотворение «Послание к стихам моем» - первое выступление Батюшкова в печати.
В 1807 Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться в Ригу. В следующем 1808 году Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантоново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, все больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.
В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту, светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с В. Л. Пушкиным, и . Годы 1810 и 1811 прошли для Батюшкова отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 отправился в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную Библиотеку; жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и хуже.
Между тем армия Наполеона вступила в пределы России и стала приближаться к Москве. Батюшков снова поступил на военную службу и в качестве адъютанта генерала Раевского вместе с русской армией совершил поход 1813-1814, окончившийся взятием Парижа.
Пребывание за границей имело большое влияние на Батюшкова, который там впервые познакомился с немецкой литературой и полюбил её. Париж и его памятники, библиотеки и музеи тоже не прошли бесследно для его впечатлительной натуры; но скоро он почувствовал сильную тоску по родине и, посетив Англию и Швецию, вернулся в Петербург. Через год он окончательно бросил военную службу, поехал в Москву, затем в Петербург, где он вошёл в Арзамас и принял активное участие в деятельности этого общества.
В 1816-1817 Батюшков готовит к печати свою книгу «Опыты в стихах и прозе», которую затем издаёт Гнедич. Книга благожелательно была встречена критикой и читателями.
В 1818 Батюшков достиг давно желаемой цели: он был определён на службу в неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию была всегда любимой мечтой Батюшкова, но, отправившись туда, он почти сейчас же почувствовал невыносимую скуку, хандру и тоску. К 1821 ипохондрия приняла такие размеры, что он должен был оставить службу и Италию.
В 1822 расстройство умственных способностей выразилось вполне определённо, и с тех пор Батюшков в течение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец скончался от тифа 7 июля 1855 в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти вёрстах от Вологды. Ещё в 1815 Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу»; не предвидел бедный поэт, что пятно не перестанет расти и так скоро совсем помрачит его душу.
Адреса в Санкт-Петербурге
Лето 1812 г. - доходный дом Балабина (Большая Садовая ул., 18);
весна 1813 г. - дом Баташова (Владимирская ул., 4);
май - июль 1813 г.- дом Сиверса (Почтамтская ул., 10);
конец 1814 г. - февраль 1815 г. - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
август - ноябрь 1817 г. - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
1818 г. - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
весна 1822 г. - гостиница «Демут» (наб. реки Мойки, 40);
май - июнь 1823 г. - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
ноябрь 1823 г. - май 1824 г. - доходный дом Имзена (наб. Екатерининского канала, 15).
Творчество
Батюшкова считают непосредственным предшественником , и не случайно - соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.
Стихотворения первого периода литературной деятельности поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии Батюшкова - дружба и любовь. Отказавшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций в стихе, предельно ярких и жизненных:
Стройный стан, кругом обвитый
Хмеля жёлтого венцом,
И пылающи ланиты
Розы ярким багрецом,
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград -
Все в неистовой прельщает!
В сердце льет огонь и яд!
В ответ на события отечественной войны 1811, Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора:
… пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем -
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!
В послевоенный период поэзия Батюшкова тяготеет к романтизму. Темой одного из самых его известных стихотворений, «Умирающий Тасс» (1817), является трагическая судьба итальянского поэта Торквато Тассо
Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!
Увы! с тех пор добыча злой судьбины,
Все горести узнал, всю бедность бытия.
Фортуною изрытые пучины
Разверзлись подо мной, и гром не умолкал!
Из веси в весь, из стран в страну гонимый,
Я тщетно на земли пристанища искал:
Повсюду перст её неотразимый!
Батюшков Константин Николаевич (18.05.1787- 7.07.1855), русский поэт, родился в городе Вологда. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Воспитывался в Санкт-Петербурге, в частных иностранных пансионах. Кроме французского языка, в совершенстве владел итальянским, позднее латинским языками. Служил на военной (был участником трех войн, в т. ч. заграничного похода 1814) и мелкой чиновничьей службе, позднее - в русской дипломатической миссии в Италии. В 1822 заболел издавна подкрадывавшейся к нему наследственной душевной болезнью. С 1802 года поселился в доме писателя М. Н. Муравьева, своего родственника; тогда же начал писать стихи. Вступил в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в полемике с «Беседой любителей русского слова».
В начале 1807 года Батюшков, записался в народное ополчение и отправился в Прусский поход (в качестве сотенного начальника милиционного батальона). 29 мая 1807 года в сражении под Гейльсбергом он был тяжело ранен (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Батюшков, однако, остался в армии и в 1808-1809 годах участвовал в войне со Швецией; лишь после полугодовой жизни на зимних квартирах в Финляндии он вышел в отставку. С этого времени формируется своеобразный жизненный облик Батюшкова - "странствователя", "первого онегинского типа русской литературы" (Д. Д. Благой). "Онегинство" Батюшкова проявляется как внутренне - в постоянной душевной неуспокоенности, так и внешне -- в острых приступах "хандры", "охоты к перемене мест". Батюшков почти не жил на одном месте более полугода. С 1808 года (после вторичной женитьбы отца и раздела имения) "единственным верным приютом" для Батюшкова становится имение матери в с. Хантоново Череповского уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий р-н Вологодской области). Однако в деревне Батюшков тяготился одиночеством, стремился к друзьям, а попадая в столицы, рвался к деревенскому уединению.
Во время Отечественной войны Батюшков, не ушедший в действующую армию (из-за болезни и из-за необходимости вывозить из Москвы вдову М. Н. Муравьева с детьми), испытал на себе "все ужасы войны" (разрушение "прекраснейшей из столиц", "переселение целых губерний", "нищету, отчаяние, пожары, голод")
Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил ». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений - от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина , могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил. Сблизился с кружком А. Н. Оленина, где процветал культ античности. Произведения Батюшкова, печатавшиеся в журналах, в 1817 году вышли отдельным изданием - «Опыты в стихах и прозе» (в 2-х частях).
Батюшков стал главой так называемой «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в., наиболее выдающимися представителями которой были Г.Р. Державин и В.В. Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни - дружбы, любви - сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811-12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения - слог так и трепещет, так и льется - гармония очаровательна». Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817).
Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.). Под влиянием тягостных впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис. Его поэзия все сильнее окрашивается в печальные тона (элегия «Разлука», 1812-13; «Тень друга», 1814; «Пробуждение», 1815; «К другу», 1815 и др.), доходя порой до крайнего пессимизма («Изречение Мельхиседека», 1821).
К числу лучших элегий Батюшкова принадлежат «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Существенным вкладом в развитие русской поэзии явился глубокий лиризм Батюшкова, сочетавшийся с небывалой до тех пор художественностью формы. Развивая традицию Державина, он требовал от поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Многие стихи представляют собой как бы страницы поэтизированной автобиографии Батюшкова, в личности которого уже сквозят черты разочарованного, рано состарившегося, скучающего «героя времени», нашедшие позднее художественное выражение в образах Онегина и Печорина.
В отношении поэтического мастерства образцами для Батюшкова были произведения античных и итальянских поэтов. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо, Э. Парни и др. Одно из наиболее прославленных сочинений Батюшкова элегия «Умирающий Тасс» (1817) посвящена трагической судьбе поэта - тема, настойчиво привлекавшая внимание Батюшкова.
Жанры «легкой поэзии», по мнению Батюшкова, требуют «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности» и потому являются лучшим средством для «образования» и «усовершенствования» стихотворного языка («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816). Писал Батюшков и в прозе, полагая, что это также является важной школой для поэта (преимущественно очерки, статьи по вопросам литературы и искусства; наиболее значительны из них «Вечер у Кантемира», «Прогулка в Академию художеств»).
Стих Батюшкова достиг высокого художественного совершенства. Современники восхищались его «пластикой», «скульптурностью», Пушкин - «итальянской» певучестью («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»). Своими переводами «Из греческой антологии» (1817-18) и «Подражаниями древним» (1821) Батюшков подготовил антологические стихи Пушкина. Батюшков тяготился узостью тем и мотивов, однообразием жанров своей поэзии. Он задумывал ряд монументальных произведений, исполненных содержания «полезного обществу, достойного себя и народа», увлекался творчеством Байрона (перевод на русский язык из «Странствований Чайльд-Гарольда»).
19 ноября 1819 года Батюшков выехал из России к новому месту службы: в Италию, чиновником при неаполитанской миссии. Там он общается С русскими художниками (С. Ф. Щедриным, О. А. Кипренским, Ф. М. Матвеевым и другими), занимается переводами (в том числе из "Странствований Чайльд-Гарольда" Байрона), описанием "неаполитанских древностей" и т.д. Однако наследственная склонность к душевному заболеванию, служебные неприятности и внутреннее чувство "раздвоенности" привели к тяжелым последствиям: в 1821 году поэт начал ощущать признаки мании преследования, ставшей неизлечимой психической болезнью. Несмотря на заботу родных и друзей (Муравьевых, Жуковского, Вяземского и других), на лечение в лучших клиниках, вернуть Батюшкова к нормальной жизни не удалось. А.С. Пушкин возражая против нападок критики на Батюшкова сказал: "Что касается до Батюшкова, уважим в нем несчастия и не созревшие надежды. Прощай, поэт".
Последние годы Батюшков жил у родственников в Вологде; умер от тифозной горячки; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре вблизи города.
Поэт с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги, поди узнай теперь, что в нем было». Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым.
Константина Николаевича Батюшкова иногда противопоставляют Жуковскому. Он эпикуреец, его воспринимают как певца земных радостей. Но в отличие от Жуковского он интересуется и другой литературой. Батюшков – человек романтической эпохи.
«Батюшков вдохновлялся противопоставлением своего бытия с пламенными мечтами души» (Полевой) e конфликт реального и идеального. e Батюшкова характеризуют как героя своего времени.
Константин
Николаевич Батюшков родился 18(29) мая 1787
г. в Вологде в небогатой дворянской семье.
Мальчик рано лишился матери. Близкими
ему людьми были сестры. В письмах к ним,
в особенности к старшей сестре А. Н. Батюшковой,
на протяжении многих лет раскрывается
душа доверчивая и ранимая. Душевная хрупкость
была особенностью Батюшкова не только
в юные годы.
Чувство преклонения вызывал у Батюшкова
его двоюродный дядя - поэт и просветитель
М. Н. Муравьев, в доме которого он жил в
отроческие годы.
После
окончания в Петербурге двух частных
пансионов (пансион француза Жакино, затем-
пансион итальянца Триполи), где он изучал
французский и итальянский языки, Батюшков
поступил на службу в Министерство народного
просвещения. На службе познакомился с
молодыми людьми, дружба с которыми еще
долгие годы его поддерживала. Особенно
сблизился он с поэтом и переводчиком
Н. Гнедичем
, к литературным советам
которого относился внимательно всю свою
жизнь. Здесь же Батюшков знакомится с
членами «Вольного общества любителей
словесности, наук и художеств»:
И. Пниным
,
Н. Радищевым (сыном), И. Борном, благодаря
которым стал сотрудничать с некоторыми
московскими журналами.
Основные
этапы жизни и
творчества.
В творчестве
К.Н.Батюшкова традиционно выделяют
3 основных этапа творчества, напрямую
связанных с жизненными переживаниями.
1)
1805
– 1812 – этап «легкой поэзии»
2) 1812
– 1817 – преобладание мотивов
грусти, сомнения, осознания противоречий
жизни
3) 1817
– 1821 – этап «антологической»
лирики
*по
Карпову:
1) стихотворение
«Мечта»
2) произведения
1815 года
3) «Подражание
древним»
Основные
даты жизни.
18 мая
1787 г. -- В Вологде родился К. Н. Батюшков,
принадлежащий к старинному дворянскому
роду. Будущий поэт воспитывался в Петербурге
в частных иностранных пансионах, владел
многими языками. Литературные занятия
Батюшкова поощрял его дядя -- известный
в то время писатель М. Н. Муравьев.
1803 г. --
Поступление на службу в министерство
народного просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем.
Интерес к искусству античности, поэзии
Греции и Рима.
1805 г. --
Первое выступление в печати на страницах
московского журнала "Новости русской
литературы".
1807 г. --
Вступление Батюшкова добровольцем в
действующую армию, участие в сражении
под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение,
эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение
в полк.
1808 г. --
Участие в русско-шведской войне, происходившей
на территории Финляндии.
1809--1812
гг. -- Сближение с писателями-карамзинистами
В. А. Жуковским, В. Л. Пуш.ки.ным, П. А. Вяземским.
Вступление в члены "Вольного общества
любителей словесности, наук и художеств",
где собирались почитатели Радищева. Увлечение
философией французских просветителей
XVIII века. Борьба с "Беседой любителей
русского слова" -- апологетом литературного
"староверия" и политической реакционности --
в сатирических стихах ("Видение на
берегах Леты"). Воспевание радостей
жизни. Анакреонтические и эпикурейские
мотивы.
1814 г. --
Участие в заграничной походе русской
армии, в "битве народов" под Лейпцигом,
вступление с русской армией в Париж. Стихи
на патриотические темы ("К Дашкову",
"Переход через Рейн").
1815 г. --
Выход в отставку. Переезд в Москву.
1817 г. --
Опубликован сборник произведений Батюшкова
"Опыты в стихах и в прозе". Отъезд
поэта из России на дипломатическую службу
в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима.
Служба в Неаполе. Лечение на итальянских
курортах и в Чехии.
1821 г. --
Создание последних стихов.
1822--1855
гг. -- Батюшков заболел наследственной
душевной болезнью, навсегда пресекшей
его литературную деятельность. Его пробовали
лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали
в лечебницу для душевнобольных, затем
перевезли к родственникам в Вологду,
где он и жил до самой смерти.
7 июля
1855 г. -- В возрасте 68 лет Батюшков умирает
от тифа.
Основные этапы творчества.
- этап
«легкой поэзии» (1805-1812)
Первое большое стихотворение Константина Батюшкова «Мечта» было написано в 1804, а опубликовано в 1806 в журнале «Любитель словесности».
МЕЧТА
Подруга нежных Муз, посланница небес,Источник сладких дум и сердцу милых слез,
Где ты скрываешься, Мечта, моя богиня?
Где тот щастливый край, та мирная пустыня,
К которым ты стремишь таинственный полет?
Иль дебри любишь ты, сих грозных скал хребет,
Где ветр порывистый и бури шум внимаешь?
Иль в Муромских лесах задумчиво блуждаешь,
Когда на западе зари мерцает луч
И хладная луна выходит из-за туч?
Или, влекомая чудесным обаяньем
В места, где дышит все любви очарованьем,
Под тенью яворов ты бродишь по холмам,
Студеной пеною Воклюза орошенным?
Явись, богиня, мне, и с трепетом священным
Коснуся я струнам,
Тобой одушевленным!
Явися! ждет тебя задумчивый Пиит,
В безмолвии ночном сидящий у лампады;
Явись, и дай вкусить сердечныя отрады.
Любимца твоего, любимца Аонид,
И горесть сладостна бывает:
Он в горести, мечтает .
То вдруг он пренесен во Сельмские леса,
Где ветр шумит, ревет гроза,
Где тень Оскарова, одетая туманом,
По небу стелится над пенным океаном;
То с чашей радости в руках,
Он с Бардами поет: и месяц в облаках,
И Кромлы шумный лес безмолвно им внимает,
И эхо по горам песнь звучну повторяет.
Или в полночный час
Он слышит Скальдов глас
Прерывистый и томный.
Зрит: юноши безмолвны<,>
Склоняся на щиты, стоят кругом костров,
Зажженных в поле брани;
И древний Царь певцов
Простер на арфу длани.
Могилу указав, где вождь героев спит:
- «Чья тень, чья тень, гласит
В священном исступленьи, -
Там с девами плывет в туманных облаках?
Се ты, младый Иснель, иноплеменных страх,
Днесь падший на сраженьи!
Мир, мир тебе, герой!
Твоей секирою стальной
Пришельцы гордые разбиты!
Но сам ты пал на грудах тел,
Пал, витязь знаменитый,
Под тучей вражьих стрел!..
Ты пал! И над тобой посланницы небесны,
Валкирии прелестны,
На белых, как снега Биармии, конях,
С златыми копьями в руках,
В безмолвии спустились!
Коснулись до зениц копьем своим, и вновь
Глаза твои открылись!
Течет по жилам кровь
Чистейшего эфира;
И ты, бесплотный дух,
В страны безвестны мира
Летишь стрелой.... и вдруг -
Открылись пред тобой те радужны чертоги,
Где уготовали для сонма храбрых боги
Любовь и вечный пир. -
При шуме горних вод и тихострунных лир,
Среди полян и свежих сеней,
Ты будешь поражать там скачущих еленей
И златорогих серн<»>. -
Склонясь на злачный дерн
С дружиною младою
Там снова с арфой золотою
В восторге Скальд поет
О славе древних лет
Поет, и храбрых очи,
Как звезды тихой ночи,
Утехою блестят. -
Но вечер притекает,
Час неги и прохлад,
Глас Скальда замолкает.
Замолк - и храбрых сонм
Идет в Оденов дом,
Где дочери Веристы
Власы свои душисты
Раскинув по плечам,
Прелестницы младые,
Всегда полунагие,
На пиршества гостям
Обильны яствы носят
И пить умильно просят
Из чаши сладкий мед<.> -
Так древний Скальд поет,
Лесов и дебрей сын угрюмый:
Он щастлив, погрузясь о щастьи в сладки думы!
О сладкая Мечта! о неба дар благой!
Средь дебрей каменных, средь ужасов природы,
Где плещут о скалы Ботнические воды,
В краях изгнанников.... я щастлив был тобой.
Я щастлив был, когда в моем уединеньи,
Над кущей рыбаря, в час полночи немой,
Раздастся ветров свист и вой
И в кровлю застучит и град и дождь осенний.
Тогда на крылиях Мечты
Летал я в поднебесной;
Или, забывшися на лоне красоты,
Я сон вкушал прелестной,
И щастлив наяву, был щастлив и в мечтах!
Волшебница моя! дары твои бесценны
И старцу в лета охлажденны,
С котомкой нищему и узнику в цепях.
Заклепы страшные с замками на дверях,
Соломы жесткий пук, свет бледный пепелища,
Изглоданный сухарь, мышей тюремных пища,
Сосуды глиняны с водой,
Все, все украшено тобой!...
Кто сердцем прав, того ты ввек не покидаешь:
За ним во все страны летаешь,
И щастием даришь любимца своего.
Пусть миром позабыт! что нужды для него?
Но с ним задумчивость, в день пасмурный, осенний,
На мирном ложе сна,
В уединенной сени,
Беседует одна.
О тайных слез неизъяснима сладость!
Что пред тобой сердец холодных радость,
Веселий шум и блеск честей
Тому, кто ничего не ищет под луною;
Тому, кто сопряжен душою
С могилою давно утраченных друзей!
Кто в жизни не любил?
Кто раз не забывался,
Любя, мечтам не предавался,
И щастья в них не находил?
Кто в час глубокой ночи,
Когда невольно сон смыкает томны очи,
Всю сладость не вкусил обманчивой Мечты?
Теперь, любовник, ты
На ложе роскоши с подругой боязливой,
Ей шепчешь о любви и пламенной рукой
Снимаешь со груди ее покров стыдливой;
Теперь блаженствуешь, и щастлив ты - Мечтой!
Ночь сладострастия тебе дает призраки,
И нектаром любви кропит ленивы маки.
Мечтание душа Поэтов и стихов.
И едкость сильная веков
Не может прелестей лишить Анакреона;
Любовь еще горит во пламенных мечтах
Любовницы Фаона;
А ты, лежащий на цветах
Меж Нимф и сельских Граций,
Певец веселия, Гораций!
Ты сладостно мечтал,
Мечтал среди пиров и шумных и веселых,
И смерть угрюмую цветами увенчал!
Как часто в Тибуре, в сих рощах устарелых,
На скате бархатных лугов,
В щастливом Тибуре, в твоем уединеньи,
Ты ждал Глицерию, и в сладостном забвеньи,
Томимый негою на ложе из цветов,
При воскурении мастик благоуханных,
При пляске Нимф венчанных,
Сплетенных в хоровод,
При отдаленном шуме
В лугах журчащих вод,
Безмолвен в сладкой думе
Мечтал... и вдруг Мечтой
Восторжен сладострастной,
У ног Глицерии стыдливой и прекрасной
Победу пел любви
Над юностью беспечной,
И первый жар в крови,
И первый вздох сердечной.
Щастливец! воспевал
Цитерския забавы,
И все заботы славы
Ты ветрам отдавал!
Ужели в истинах печальных
Угрюмых Стоиков и скучных мудрецов,
Сидящих в платьях погребальных
Между обломков и гробов,
Найдем мы жизни нашей сладость? -
От них, я вижу, радость
Летит, как бабочка от терновых кустов;
Для них нет прелести и в прелестях природы;
Им девы не поют, сплетяся в хороводы;
Для них, как для слепцов,
Весна без радости и лето без цветов...
Увы! но с юностью исчезнут и мечтанья,
Исчезнут Граций лобызанья,
Надежда изменит, и рой крылатых снов.
Увы! там нет уже цветов,
Где тусклый опытность светильник зажигает
И время старости могилу открывает.
Но ты - пребудь верна, живи еще со мной!
Ни свет, ни славы блеск пустой,
Ничто даров твоих для сердца не заменит!
Пусть дорого глупец сует блистанье ценит,
Лобзая прах златый у мраморных палат; -
Но я и щастлив и богат,
Когда снискал себе свободу и спокойство,
А от сует ушел забвения тропой!
Пусть будет навсегда со мной
Завидное поэтов свойство:
Блаженство находить в убожестве, Мечтой!
Их сердцу малость драгоценна.
Как пчелка, медом отягченна,
Летает с травки на цветок,
Щитая морем - ручеёк;
Так хижину свою Поэт дворцом щитает,
И щастлив - он мечтает!
«Мечта»,
как и другие ранние стихи, проникнута
духом поэтической мечтательности,
меланхолии, предромантическим погружением
в мир грез и фантазий. Стихотворение «Мечта»
не является оригинальным по содержанию.
Оно свидетельствует о революции, которая
происходила в сознании людей его эпохи.
Призыв уйти из мира реальности в мир фантазии.
(Это аллогония (мутация) мечты, именно
в ней заключается революционный характер.
Для культуры рационализма заниматься
мечтой – глупо, мачта = обман. Но на рубеже
веков тема мечты входит в литературное
сознание
e
возникает оппозиция
с реальностью)
«Мечта»
- противопоставление внутреннего внешнему,
призыв к духовной изоляции.
Батюшков
Гнедичу: «Мечта всё в мире золотит
и от реалии злой мечта нам мнит»
В 1807 году
Батюшков записывается в народное ополчение
и отправляется в Прусский поход,
во время которого получает тяжелое
ранение (пуля задела спинной мозг, что
стало причиной последующих физических
страданий). Но в отставку он вышел только
в 1809 г.
В стихотворениях
1810-1812 годов Батюшков прославляет
радости бытия, любовь, дружбу, свободу
личности. Упоение жизнью и молодость.
Соединяются у него с предчувствием кризиса.
Противоречия и составляли основную особенность
стихотворений Батюшкова.
«Совет
друзьям», «Весёлый час», «Вакхянка» (1800е
гг.) – в этих стихотворениях Б. создает
образ идеального гармоничного мира,
в котором реализуются батюшковские идеалы
счастья (наслаждение земными радостями).
Образы, как правило, античны.
В начале
1810х в творчестве Батюшкова намечается
серьёзный поворот - стихотворение «Мои
пенаты», написанное в жанре дружеского
послания.
*В русской
литературе в этом жанре стихотворение
Батюшкова – образец.
Оно имеет
особую модель: противопоставление двух
миров: малого замкнутого мира, в котором
сосредоточены истинные ценности, и большого
мира, который окружает этот маленький
мир. В большом мире существуют ложные
ценности. Лирические субъекты друж.послания
находятся в малом мире, адресат – в большом.
Идея: «иди сюда, приди к счастью» (с)Карпов.
*
МОИ
ПЕНАТЫ
Послание
к
Жуковскому
и
Вяземскому
Отечески
Пенаты,
О пестуны
мои!
Вы златом
не богаты,
Но любите
свои
Норы и
темны кельи,
Где вас
на новосельи,
Смиренно
здесь и там
Расставил
по углам;
Где странник
я бездомный,
Всегда
в желаньях скромный,
Сыскал
себе приют.
О боги! будьте
тут
Доступны,
благосклонны!
Не вина
благовонны,
Не тучный
фимиам
Поэт приносит
вам;
Но слезы
умиленья,
Но сердца
тихий жар,
И сладки
песнопенья,
Богинь
пермесских дар!
О Лары! уживитесь
В обители
моей,
Поэту улыбнитесь
-
И будет
счастлив в ней!..
В сей
хижине убогой
Стоит перед
окном
Стол ветхий
и треногой
С изорванным
сукном.
В углу, свидетель
славы
И суеты
мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов
тупой;
Здесь книги
выписные,
Там жесткая
постель -
Все утвари
простые,
Все рухлая
скудель!
Скудель!..
Но мне дороже,
Чем бархатное
ложе
И вазы богачей!..
Отеческие
боги!
Да к
хижине моей
Не сыщет
ввек дороги
Богатство
с суетой;
С наемною
душой
Развратные
счастливцы,
Придворные
друзья
И бледны
горделивцы,
Надутые
князья!
Но ты,
о мой убогой
Калека
и слепой,
Идя путем-дорогой
С смиренною
клюкой,
Ты смело
постучися,
О воин, у
меня,
Войди и
обсушися
У яркого
огня.
О старец,
убеленный
Годами
и трудом,
Трикраты
уязвленный
На приступе
штыком!
Двуструнной
балалайкой
Походы
прозвени
Про витязя
с нагайкой,
Что в
жупел и в огни
Летал перед
полками,
Как вихорь
на полях,
И вкруг
его рядами
Враги ложились
в прах!..
И ты, моя
Лилета,
В смиренной
уголок
Приди под
вечерок
Тайком
переодета!
Под шляпою
мужской
И кудри
золотые
И очи
голубые
Прелестница,
сокрой!
Накинь
мой плащ широкой,
Мечом вооружись
И в полночи
глубокой
Внезапно
постучись...
Вошла -
наряд военный
Упал к
ее ногам,
И кудри
распущенны
Взвевают
по плечам,
И грудь
ее открылась
С лилейной
белизной:
Волшебница
явилась
Пастушкой
предо мной!
И вот
с улыбкой нежной
Садится
у огня,
Рукою белоснежной
Склонившись
на меня,
И алыми
устами,
Как ветер
меж листами,
Мне шепчет:
«Я твоя,
Твоя, мой
друг сердечный!..»
Блажен, в
сени беспечной,
Кто милою
своей,
Под кровом
от ненастья,
На ложе
сладострастья,
До утренних
лучей
Спокойно
обладает,
Спокойно
засыпает
Близь друга
сладким сном!..
Уже потухли
звезды
В сиянии
дневном,
И пташки
теплы гнезды,
Что свиты
под окном,
Щебеча
покидают
И негу отрясают
Со крылышек
своих;
Зефир листы
колышет,
И все
любовью дышит
Среди полей
моих;
Все с
утром оживает,
А Лила почивает
На ложе
из цветов...
И ветер
тиховейный
С груди
ее лилейной
Сдул дымчатый
покров....
И в локоны
златые
Две розы
молодые
С нарциссами
вплелись;
Сквозь
тонкие преграды
Нога, ища
прохлады,
Скользит
по ложу вниз...
Я Лилы пью
дыханье
На пламенных
устах,
Как роз
благоуханье,
Как не
ктар
на пирах!..
Покойся,
друг прелестный,
В объятиях
моих!
Пускай
в стране безвестной,
В тени лесов
густых,
Богинею
слепою
Забыт я
от пелен:
Но дружбой
и тобою
С избытком
награжден!
Мой век
спокоен, ясен;
В убожестве
с тобой
Мне мил
шалаш простой;
Без злата
мил и красен
Лишь прелестью
твоей!
Без злата
и честей
Доступен
добрый гений
Поэзии
святой,
И часто
в мирной сени
Беседует
со мной.
Небесно
вдохновенье,
Порыв крылатых
дум!
(Когда
страстей волненье
Уснет... и
светлый ум,
Летая в
поднебесной,
Земных
свободен уз,
В Аонии
прелестной
Сретает
хоры муз!)
Небесно
вдохновенье,
Зачем летишь
стрелой,
И сердца
упоенье
Уносишь
за собой?
До розовой
денницы
В отрадной
тишине,
Парнасские
царицы,
Подруги
будьте мне!
Пускай
веселы тени
Любимых
мне певцов,
Оставя
тайны сени
Стигийских
берегов
Иль области
эфирны,
Воздушною
толпой
Слетят
на голос лирный
Беседовать
со мной!..
И мертвые
с живыми
Вступили
в хор един!..
Что вижу?
ты пред ними,
Парнасский
исполин,
Певец героев,
славы,
Вслед вихрям
и громам,
Наш лебедь
величавый,
Плывешь
по небесам.
В толпе
и муз и граций,
То с
лирой, то с трубой,
Наш Пиндар,
наш Гораций,
Сливает
голос свой.
Он громок,
быстр и силен,
Как Суна
средь степей,
И нежен,
тих, умилен,
Как вешний
соловей.
Фантазии
небесной
Давно любимый
сын,
То повестью
прелестной
Пленяет
Карамзин;
То мудрого
Платона
Описывает
нам,
И ужин Агатона,
И наслажденья
храм,
То древню
Русь и нравы
Владимира
времян,
И в колыбели
славы
Рождение
славян.
За ними
сильф прекрасный,
Воспитанник
харит,
На цитре
сладкогласной
О Душеньке
бренчит;
Мелецкого
с собою
Улыбкою
зовет,
И с ним,
рука с рукою,
Гимн радости
поет!..
С эротами
играя,
Философ
и пиит,
Близь Федра
и Пильпая
Там Дмитриев
сидит;
Беседуя
с зверями
Как счастливый
дитя,
Парнасскими
цветами
Скрыл истину
шутя.
За ним
в часы свободы
Поют среди
певцов
Два баловня
природы,
Хемницер
и
Крылов
.
Наставники-пииты,
О Фебовы
жрецы!
Вам, вам
плетут хариты
Бессмертные
венцы!
Я вами здесь
вкушаю
Восторги
пиерид,
и т.д.................
(18.05.1787 – 7.07.1855)
Константин Николаевич Батюшков – прозаик, литературный и художественный критик, переводчик, член литературного кружка «Арзамас», почетный член Вольного общества любителей российской словесности».
Константин Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 года. Отец поэта, Николай Львович (1752-1817), прокурор 2-го департамента Вологодского верхнего земского суда, с 1790 года – губернский прокурор, принадлежал к старинному дворянству. Мать, Александра Григорьевна (?-1795), происходила из рода Бердяевых, предки поэта по материнской линии поселились на вологодских землях в начале XVII века.
Судя по тому, что Константина и его младшую сестру Варвару, родившуюся в ноябре 1791 года, крестили в церкви Святой великомученицы Екатерины, что во Фроловке, первый вологодский адрес Батюшкова следует искать в приходе этой церкви, находившейся на пересечении современных улиц Герцена и Предтеченской. В начале лета 1792 года семья переехала в Вятку, на место нового назначения Н.Л. Батюшкова. Двухлетнее (с начала лета 1792 по 25 мая 1794) пребывание Константина в Вятке зафиксировано в документах Государственного архива Кировской области (Ф. 237. On. 71. Ед. хр. 76. Л. 89; Ед. хр. 79. Л. 97). Здесь, в Вятке, не ранее лета 1793 года началась тяжелая душевная болезнь Александры Григорьевны. Матери Константин лишился в восьмилетнем возрасте.
Знания, полученные им в петербургских пансионах Жакино и Триполи, пополнялись обширным чтением. Главным событием 1802 – 1806 годов, оставившим глубокий след в жизни юноши, стало общение с двоюродным дядей, поэтом М.Н. Муравьевым (1757-1807), которому Батюшков был «обязан всем»: глубоким интересом к античности и итальянской литературе, потребностью в постоянной духовной работе над собой. Под влиянием этого благородного наставника сформировались литературные вкусы Батюшкова и сложилась его «маленькая» философия: смысл жизни заключается в любви к ней, в наслаждении ее радостями и одновременно – в способности к самопожертвованию; счастье немыслимо без ощущения чистой совести, а «благосостояние общества», «сила гражданственности» могут быть основаны только на «добре».
Стихотворения «Совет друзьям», «Веселый час», «Ответ Гнедичу», «Элизий», «Мои Пенаты» создали Батюшкову репутацию «российского Парни», «сына неги и веселья» (А.С. Пушкин), «певца любви и забавы» (П.А. Вяземский). Поэтический мир Батюшкова 1803-1812 годов строился по контрасту с действительным. Это было бегство в мечту о красоте и полноте бытия, о сильной, яркой, цельной личности, о гармонии в отношениях человека и мира.
К.Н. Батюшков был участником похода в Пруссию (1807), шведской кампании (1808-1809), заграничного похода русской армии (1813-1814). Он кавалер орденов Святой Анны III и II степеней за «отличную храбрость» в сражении при Гейльсберге (1807) и под Лейпцигом (1813).
Отечественная война 1812 года разрушила его «маленькую» философию. Поэт не разделял настроения воодушевления, подъема общественной активности и ожидания перемен, охвативших русское общество после завершения кампании. Война повергла его в тяжелый кризис: ведь «море зла» («нищету, отчаяние, пожары, голод») России принесли французы; «просвещенный народ Европы» оказался «варваром». Светлый эпикуреизм ранних стихов сменился мрачным пессимизмом («К Дашкову», «Элегия», «К другу», «Умирающий Тасс»). Обреченный на сомнения, разочарования и утраты близких, поэт не находил на земле того, что «вечно чисто, непорочно». «Мир лучший» существовал теперь для него «за гробом». Новая философия Батюшкова основывалась на «истинах Евангелия».
Трагической оказалась и судьба поэта. Опубликованные в 1817 году «Опыты в стихах и прозе» (в двух частях) стали единственной книгой Батюшкова. Его литературному дарованию не суждено было раскрыться в полной мере. Убежденный в том, что «поэзия требует всего человека», Батюшков не мог посвятить всего себя литературе. Не имея достаточных средств, он принужден был служить. Поэзия мешала служебной карьере, служба - поэзии... Это противоречие неизбежно вело к глубокой неудовлетворенности собой, своей поэзией, рождало сомнения в своем таланте и «душевную пустоту». Состояние внутреннего разлада усугублялось чувствительностью натуры, обостренным самолюбием, слабостью здоровья и предчувствием надвигающейся трагедии («Если я проживу еще десять лет, то сойду с ума...»). Первые симптомы душевной болезни обнаружились в 1822 году. Четыре года (1824-1828) Батюшков провел в психиатрической лечебнице в Зоннснштейне (Саксония), потом почти пять лет (с августа 1828) его лечили в Москве. Но безуспешно...
В марте 1833 года племянник поэта Г.А. Гревенс перевез его в Вологду. Здесь Батюшков прожил 22 года: сначала (с 1833 по 1844) отдельно от своих родственников в доме священника П. В. Васильевского (приход церкви Иоанна Предтечи в Рошенье, ныне – Советский проспект, 20), потом (с 1845 по 1855) в семье племянника и опекуна. С 1983 года две комнаты бывшей служебной квартиры Г. А. Гревенса в здании удельной конторы (Малая Благовещенская, ныне – улица Батюшкова, 2) занимает музей К.Н. Батюшкова. Поэт скончался 7 июля 1855 года, местом его упокоения стал Спасо-Прилуцкий монастырь.
«...Колыбель и могила знаменитого Батюшкова тесно сольются с существованием Вологды», – писали «Вологодские губернские ведомости» 6 августа 1855 года. После изменения административных границ на территории Вологодской области оказались две родовые усадьбы: в батюшковское Даниловское (недалеко от Устюжны) Константин Николаевич приезжал навестить отца, в бердяевском Хантаново (в 33 километрах от Череповца) он бывал в 1808, 1809, 1811, 1815, 1816-1817 годах. Иногда обстоятельства задерживали его там на полгода. Здесь были написаны «Видение на берегах Леты», «Мои Пенаты», «Беседка муз», «Умирающий Тасс» и подготовлены к изданию «Опыты в стихах и прозе». С материнским Хантановым в сознании поэта всегда связывалось ощущение «древних Пенатов», «верного приюта», своего дома, о котором он мечтал всю жизнь.
«Маленьким», «бесполезным для общества и для себя» представлялось Батюшкову собственное дарование. Время опровергло эти суровые самооценки. Батюшков создал лирику нового типа, ориентированную на решение новых задач: «изображение современного человека и современного мира», «лирическое выражение личности» (И.М. Семенко). Это художественное открытие явилось результатом глубокого переосмысления роли «легкой поэзии» (то есть малых лирических жанров): по своей значимости она была уравнена с «высокой».
Батюшков был не только «предтечей Пушкина» (В.Г. Белинский). Как живое начало, как конструктивный элемент, способствующий обновлению литературы, батюшковская традиция присутствует в лирике Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других русских поэтов.
Электронный ресурс о К.Н. Батюшкове на сайте ВОУНБ.
поэт и прозаик, сыгравший значительную роль в становлении русской классической литературы
Дата рождения: 18.05.1787
Место рождения: г.Вологда
Дата смерти: 07.07.1855
Место смерти: г.Вологда
(18.05.1787, Вологда – 7.07.1855, там же)
Поэт и прозаик, сыгравший значительную роль в становлении русской классической литературы.
Родился в Вологде. Принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XVI в. Его отец, Николай Львович, начал службу солдатом в гвардейском Измайловском полку, был прокурором в Вятке, после выхода в отставку жил безвыездно в родовом имении Даниловское в 17 верстах от Устюжны (по тогдашнему территориально-административному делению – Бежецкий уезд Тверской губернии). В этом имении поэт провел свои детские годы. Его мать, Александра Григорьевна (урожденная Бердяева), сошла с ума, когда мальчику было около 4 лет, и вскоре умерла. С 1797 г. Батюшков жил в Петербурге и воспитывался в частных пансионах иностранцев. Здесь он получил хорошее знание иностранных языков (французского, итальянского и немецкого), увлекся словесностью и сделал первые шаги на литературном поприще. Выполненный им перевод на французский язык похвального слова митрополита Платона по случаю коронации Александра I был издан отдельной брошюрой. В 1802 г. пребывание Батюшкова в пансионе завершилось. Он поселился в доме М.Н.Муравьева, приходившегося его отцу двоюродным братом, и поступил на службу в только что образованное Министерство народного просвещения, где Муравьев с 1803 г. занял пост товарища (заместителя) министра. На этой службе Батюшков находился по январь 1807 г. Общение с двоюродным дядей, который был выдающимся просветителем и крупным для своего времени писателем, оказало сильное влияние на личность Батюшкова, на формирование его литературных способностей и интересов. В круг друзей Муравьева входили такие известные деятели русской культуры конца XVIII – начала XIX в., как Г.Р.Державин, В.В.Капнист, Н.А.Львов, А.Н.Оленин. Среди сослуживцев Батюшкова были молодые литераторы Н.И.Гнедич и П.А.Катенин. Первый впоследствии прославился как переводчик «Илиады» Гомера, второй – как драматург и критик. Знакомства, завязанные на службе, способствовали тому, что Батюшков сблизился с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств и стал его действительным членом. Заметной вехой в литературной судьбе Батюшкова было участие в Оленинском кружке, в который, помимо его главы, писателя, археолога и художника, входили такие литературные знаменитости, как баснописец И.А.Крылов, автор трагедий В.А.Озеров, комедиограф А.А.Шаховской. К 1805 г. относится первое выступление Батюшкова-поэта в печати («Послание к стихам моим», журнал «Новости русской литературы»). Его творческие устремления ярко выразились в стихотворении «Мечта», проникнутом идеями романтизма – нового для русской литературы направления, укреплению позиций которого поэт в немалой степени способствовал.
Начавшаяся война с Наполеоном побудила Батюшкова вступить в 1806 г. в ополчение. Он участвовал в боевых действиях на территории Пруссии, получил ранение в сражении под Гейльсбергом, за что впоследствии был награжден орденом св. Анны III степени. Чувство любви, испытанное им во время пребывания в Риге на излечении, отразилось в созданном позднее стихотворении «Выздоровление». Получив отпуск, Батюшков в августе прибыл в Даниловское и после размолвки с отцом, женившимся вторично, уехал с сестрами Александрой и Варварой в родовое имение матери Хантоново (Череповецкий уезд Новгородской губернии). До осени 1808 г. жил там, занимаясь литературой и отлучаясь по делам в Петербург и Вологду. В сентябре вернулся на военную службу, в составе батальона егерей (легкая пехота) участвовал в Русско-шведской войне (боевые действия в Финляндии, экспедиция по льду Балтийского моря на Аландские острова). В середине 1809 г. Батюшков вышел в отставку, жил у сестер в Хантонове, написал «Видение на брегах Леты» – сатиру на шишковистов, ревнителей «старого слога», и на эпигонов сентиментализма. Это произведение принесло ему известность в кругах почитателей Н.М.Карамзина, ориентированных на европейскую культуру. Благодаря «Видению…» в широкий оборот вошло слово «славянофил». С декабря 1809 по январь 1812 г. Батюшков жил в Москве, печатался в одном из лучших русских журналов «Вестник Европы», установил тесные дружеские связи с Н.М.Карамзиным, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским. По недостатку средств летние месяцы ему приходилось проводить в Хантонове. В 1811–1812 гг. им было написано одно из лучших стихотворений «Мои пенаты», прославляющее скромные радости уединенной жизни и отразившее некоторые реалии хантоновского быта.
В самом начале 1812 г. Батюшков получил место помощника хранителя манускриптов в Публичной библиотеке (Петербург), директором которой в это время был А.Н.Оленин, а помощником библиотекаря служил И.А.Крылов. Он стал постоянным посетителем салона в доме Оленина, возобновил на некоторое время связи с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств.
Вторжение Наполеона в Россию пробудило в Батюшкове чувство патриотического долга. Но в действующую армию он попал не сразу. Ему пришлось эвакуировать вдову М.Н.Муравьева в Нижний Новгород, улаживать дела в Вологде. В Нижнем Новгороде началось его увлечение воспитанницей Олениных А.Ф.Фурман, обернувшееся впоследствии для поэта тяжелой душевной драмой. Побывав несколько раз в разоренной противником Москве, Батюшков испытал глубокое потрясение. Стихотворение «К Дашкову» (1813), где воспроизведены его переживания, заметно выделяется на фоне литературы того времени трагической напряженностью и эмоциональной насыщенностью образов. К армии он присоединился в августе 1813 г. под Дрезденом и стал адъютантом при генерале Н.Н.Раевском. 15 августа ему довелось участвовать в бою близ Теплица, а 4 октября – в «битве народов» под Лейпцигом, в которой генерал Раевский был ранен, а друг Батюшкова И.А.Петин погиб (ему посвящены стихотворения «К Петину» –1810 и «Тень друга» – 1814). За участие в этой битве Батюшков был награжден орденом св. Анны II степени. Два месяца он провел при раненом генерале в Веймаре, одном из культурных центров Германии, углублял свои познания в немецкой литературе. Затем дошел с русскими войсками до Парижа, был свидетелем его капитуляции. Счел войну законченной, взял отпуск, побывал в Англии, Швеции и Финляндии.
Вернувшись в Петербург, Батюшков занялся подготовкой к изданию полного собрания сочинений М.Н.Муравьева (ч. 1–3, вышли в 1919–1820 гг.). Возобновив знакомство с А.Ф.Фурман, начатое в Нижнем Новгороде, собрался жениться на ней и сделал предложение. Брак, однако, не состоялся, поскольку Батюшков понял, что невеста дала согласие, повинуясь не своему чувству, а воле опекуна. Поэт пережил сильный душевный кризис и, не объяснившись с девушкой, уехал сначала в Хантоново, а затем в Каменец- Подольск – продолжать военную службу. Переворот, наметившийся в мировоззрении Батюшкова после войны, и крушение надежд на семейное счастье, отразились в элегии «Надежда» (1815), которую, по справедливому замечанию А.С.Пушкина, правильнее было бы назвать «Вера», поскольку основная ее тема – «доверенность к Творцу».
В конце 1815 г. состоялся перевод Батюшкова по службе в гвардейский Измайловский полк, где некогда начинал службу его отец. Он получил возможность перебраться в Петербург, но подал просьбу об отставке, которая была удовлетворена в апреле 1816 г. В чине коллежского асессора (равном майору) поэт навсегда оставил поприще военного. В мае Батюшкова вместе с Жуковским избрали в Общество любителей российской словесности при Московском университете, и он прочитал на заседании этого общества «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», важную для понимания его литературной позиции. Живя в Хантонове, Батюшков занимался подготовкой к изданию собрания своих сочинений под названием «Опыты в стихах и прозе». В августе 1817 г., находясь в Петербурге, он впервые присутствовал на заседании литературного общества «Арзамас», в котором состоял заочно с 1815 г. под шутливым прозвищем Ахилл (оно интерпретировалось не только как признание заслуг Батюшкова в борьбе с «шишковистами», но и – в написании «Ах, хил!» – как характеристика невысокого ростом, постоянно жаловавшегося на здоровье поэта). Батюшков вновь поступил на службу в Публичную библиотеку. В сентябре возобновил знакомство с А.С.Пушкиным, начатое во время посещения Царскосельского лицея полтора года назад. В октябре вышли из печати два тома «Опытов», хорошо принятые критикой и закрепившие авторитет Батюшкова как одного из ведущих литераторов. Летом 1818 г. было удовлетворено его прошение о назначении в Коллегию иностранных дел. Батюшкову был пожалован чин надворного советника (равный подполковнику), и его причислили к русской миссии в Неаполе. В конце февраля 1819 г. поэт прибыл к месту назначения. Находясь в Италии, он с увлечением изучал памятники античной культуры, по поручению Оленина общался с русскими художниками, пансионерами Академии художеств. Здесь он, одним из первых среди русских литераторов, увлекся творчеством Байрона и перевел на русский язык небольшой фрагмент из поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». В 1821 г. впервые явственно дали о себе знать симптомы наследственного душевного недуга. Тогда же прервался и творческий путь поэта. Батюшков подал прошение об увольнении от службы, но ему позволили лишь числиться в бессрочном отпуске. Он вернулся в Петербург, лечился на Кавказских минеральных водах и в Симферополе, несколько лет находился в больнице для умалишенных в Зонненштейне (Саксония), долгое время жил в Москве под наблюдением врача. Все усилия вернуть Батюшкову разум оказались тщетными. В 1833 г. состоялся его переезд в Вологду, где он провел на попечении родственников еще двадцать с небольшим лет, отпущенных ему судьбой. Поэт получал пенсию, назначенную по распоряжению императора. Причиной его смерти стала тифозная горячка.
В.Г.Белинский писал, что «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Однако этой заслугой значение Батюшкова в русской культуре не исчерпывается. Он был самостоятельной творческой величиной, независимо от того, кому подражал и кому предшествовал. Его творческое наследие невелико по объему, но разнообразно по составу. Он писал элегии, стихотворные послания, оды, сатиры, басни, эпиграммы, мадригалы. Он переводил греческих, латинских, итальянских, французских, немецких и английских авторов, подражал восточным поэтам. Среди его прозаических «опытов» есть повести, статьи на литературные темы, критические эссе, очерки мемуарного и культурно-исторического характера. Письма Батюшкова – это тоже своего рода художественная словесность, они органично входят в творческое наследие поэта и содержат богатый материал по истории русской литературы начала XIX в. Разнообразием отличалась и тематика его произведений. Однако представление о нем как об участнике литературного процесса связано, прежде всего, с «легкой поэзией», характерными приметами которой были культ изящного наслаждения, воспевание тихой жизни на лоне природы, вдали от суетных городов с их ложными ценностями. Яркими образцами лирики подобного рода, помимо «Моих пенатов», являются стихотворения «Вакханка », «Ложный страх», «Беседка муз», «Источник», «Таврида». Первостепенное значение в стихах Батюшкова придается мотивам любви, дружбы, наслаждения летучими мгновениями счастья. Однако судить об их создателе как о беспечном эпикурейце было бы неверно. У стихов Батюшкова есть трагический подтекст. Пластически зримо изображенный в них идеал противопоставлен действительности – той, которую Батюшков знал по своему трудному жизненному опыту и от которой уходил в мир прекрасных видений, навеянных дорогими ему образами мировой художественной культуры. Он прекрасно понимал, что идеал этот – поэтическая фикция, которой нет места в реальной жизни, враждебной человеку. Трагическое мироощущение Батюшкова отчетливо выразилось в элегии «Умирающий Тасс», посвященной судьбе итальянского поэта Торквато Тассо, которая Батюшкову казалась чем-то подобной его собственной судьбе.
Будучи пламенным патриотом, Батюшков считал всякого, кто не любит Отечество, варваром. Вместе с тем его представление о дальнейших путях развития России было прочно связано с ценностями европейского просвещения. Важнейшую культурную задачу он видел в том, чтобы сделать русский язык способным передавать тончайшие оттенки мысли и чувства, чтобы наделить его эстетическими качествами, чтобы уподобить русскую литературную речь по красоте звучания и выразительности речи итальянской. Эту задачу Батюшков и стремился решать в своем творчестве, давая повод современникам называть его «чудотворцем». Выступая в печати, Батюшков пользовался псевдонимами: Б, Б-ъ, Б-ов, К. Н. Б. Т., Любитель сна Дормидон Тихин, Т. Н. Р., N. N. N. и др.
Похоронен поэт в стенах Спасо-Прилуцкого монастыря неподалеку от Вологды. На доме, где он провел последние годы жизни, есть мемориальная доска. Дом стоит на улице, носящей имя поэта. Две комнаты в нем занимает музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Батюшкова. Из их окон виден памятник поэту на берегу реки Вологды работы В.М.Клыкова. Создавался этот памятник к 200-летию со дня рождения поэта.
В с.Даниловском (ныне Устюженский район Вологодской области) есть музей Куприна – Батюшковых. Существует проект возрождения хантоновской усадьбы под Череповцом. В середине 1980-х гг. на сцене Вологодского драматического театра шла пьеса В.И.Аринина и В.А.Кошелева «Мой гений», основанная на фактах биографии Батюшкова.
Издания произведений:
Опыты в стихах и прозе Константина Батюшкова. – Ч. 1–2. – СПб., 1817;
Батюшков К.Н. Сочинения. – Т. 1–3 / Изд. П.Н.Батюшковым, вступ. ст. Л.Н.Майкова, примеч. Л.Н.Майкова и В.И.Саитова. – СПб., 1885–1887;
Батюшков К.Н. Сочинения: В двух томах. – Т. 1 / Сост., подгот. текста, вступ. статья и комментарии В. А. Кошелева; Т. 2 / Сост., подгот. текста, комментарии А. Л. Зорина. – М., 1989.
Литература о писателе:
Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. – СПб., 1887; изд. 2-е, вновь пересмотр. – СПб., 1896 (переиздание: М., 2001);
Кошелев В.А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. – М., 1987;
Венок поэту: Сборник статей. – Вологда, 1989;
Батюшков: Исследования и материалы: Сборник научных трудов /Научн. ред. и сост. Р. М. Лазарчук. – Череповец, 2002.