Что такое цех в средневековье кратко. История Средних веков
"Человек нуждается в разных формах и видах искусств... Но так как эти искусства могут быть сделаны усилием большого числа людей и достигнуты только посредством их совместного объединения, отдельные индивидуумы должны объединиться вместе, чтобы достичь благодаря этим искусствам того, что полезно, и избежать того, что вредно". Марсилий Падуанский 1 .
Двенадцатый и тринадцатый века в истории Европы явились эпохой сложения, развития и укрепления цехов - корпоративной системы ремесленного труда, отвечавшей условиям и возможностям средневекового производства, объединившей ремесленников в профессиональные группы и составившей одну из своеобразных и неповторимых черт средневековой эпохи. Эти профессиональные ремесленные объединения были основой исторически закономерной формы организации производства в эпоху зрелого средневековья, так как "привилегии учреждения цехов и корпораций, весь режим средневековой регламентации были общественными отношениями, единственно соответствующими приобретенным производственным силам и ранее существовавшему состоянию общества, из которого эти учреждения вышли" 2 . Цехи обязаны своим появлением и, видимо, быстрым развитием, внутренним сдвигам, происходившим в недрах феодального общества, в 12-13 векам феодальный способ производства постепенно вырастает из рамок натурального хозяйства. Развиваются товарно-денежные отношения, вовлекая в свою сферу и средневековую деревню. С оживлением экономической жизни нарушается неподвижность прежнего быта. Растут и крепнут города, становящиеся средоточием торговой деятельности и ремесленного производства.
Листы из альбома Виллара де Оннекура: розы соборов в Шартре, в Лозанне, фрагмент розы собора в Сен-Кантене.
Притча во языцех писателей и комментаторов 12-13 веков - города, они становятся рассадниками ересей и нарушителями феодального спокойствия, распространителями новых веяний в науке, философии и искусстве. В них впервые появляется неведомое прежде дурное слово - коммуна. В них рождается собственная идеология, возникшая на почве городского быта и противостоящая идеологии аристократии и церкви своим насмешливо трезвым взглядом на мир. В борьбе за самостоятельность от феодальной зависимости город явился колыбелью гражданского развития народов, а свободное население первых городов сложилось в новый социальный класс - бюргерство, развитию которого открывались широчайшие перспективы. Город становится центром коммерческих операций и средневекового производства. Именно в городе тенденция средневекового ремесленного производства к корпоративности находит почву для благоприятного развития. Расширяясь и укрепляясь, она приводит к образованию цехов, найдя в цеховом строе наиболее полное и законченное выражение.
Среди множества существующих концепций происхождения цеховых объединений, выдвинутых западноевропейской и русской исторической наукой, самыми значительными из которых можно считать так называемую "вотчинную", "гильдейскую" и "рыночную" теории, ни одна не дает полного и окончательного ответа на вопрос о генезисе цеховых институтов. Помимо экономической необходимости образования профессиональных объединений несомненна связь происхождения ремесленных корпораций во многих европейских городах с борьбой горожан за освобождение от феодальных повинностей и с бурным процессом образования городских коммун и обретения ими независимости и свободы. Ремесленные объединения средневековья образовались "на основе обширных традиций средневекового крестьянства, из которого и вышло свободное население первых городов".
Ремесленные корпорации
Пути возникновения ремесленных корпораций в городах разнообразны и во многом связаны с историей происхождения и сложения города. Их истоки теряются в глубине веков. Это были города, восходящие к галло-римской урбанистической традиции, или города, сложившиеся вокруг аббатств, или вокруг замков. В каждом из них, представлявшем своего рода микрокосм в огромном разъединенном средневековом мире, возникали группы ремесленников и складывались свои ремесленные традиции. Предками средневековых корпораций и братств были коллеги Древнего Рима - разнообразные профессиональные союзы, религиозные и увеселительные ассоциации и в том числе ремесленные объединения. Естественно, что в античном обществе эти объединения носили иной экономический и социальный характер.
Сама ремесленная среда, единая, живая, бурлящая, при всем своем традиционализме постоянно преобразующаяся, отнюдь не была единообразной. Ведь "корпорационная собственность, феодальная организация ремесла" в городах соответствовала "феодальной структуре земледелия" 3 . Как каждый порожденный феодальным обществом институт, внешне незыблемый и статичный, а на деле представлявший чрезвычайно запутанную картину, в которой права, обязанности, привилегии, формы зависимости и взаимосвязи переплетались самым неожиданным образом, так и средневековые ремесленные корпорации и объединения отличаются редкостным многообразием форм. Каждый средневековый закон допускал множество исключений. Исследователи с полным правом отмечают пестроту и аморфность французских цехов и ремесленных организаций, существование множества других профессиональных, религиозных, благотворительных и прочих объединений и братств, не оставивших о себе такой основательной документации, которой мы обладаем по отношению к цехам - наиболее прочному и значительному виду корпоративной связи средневековья, базирующемуся на регламентации ремесленного труда. Классическое выражение во Франции цеховая система получила в наиболее значительных городах северных земель Французского королевства. В городах южной Франции цеховая система не была развита. Здесь преобладало свободное ремесло, не связанное корпоративными уставами. На севере Франции цехи характерны для таких крупнейших городов, как Париж, Аррас, Вова, Аиьен, Нойон, Лан и др. В небольших городах цеховой строй не получил широкого распространения 4 .
В 60-х годах 13 столетия парижским прево Этьеном Буало была впервые произведена подробная запись установившихся к этому времени цеховых порядков. Им были записаны уставы ста ремесленных цехов Парижа; вместе со списками некоторых налогов и привилегий они составили знаменитую "Книгу ремесел", ставшую важнейшим и незаменимым источником в изучении западноевропейского средневекового ремесла. Регистрация ремесел, произведенная Этьеном Буало, не означала установления новых законов ремесленного производства, а была, по сути дела, регистрацией давно сложившихся правил, традиций и обычаев тех или иных ремесел. Порядки, зафиксированные исполнительным парижским прево, много старше 13 столетия 5 . В записанных и узаконенных в середине 13 столетия правах и обязанностях ремесленника явственны отголоски старых общинных традиций. При всей системе ремесленной иерархии они проникнуты духом демократичности и старинного стремления к простому и честному равенству. Благодаря сохранившимся записям цеховых статусов парижского ремесла можно составить отчетливое представление о сущности ремесленных организаций, которые, выступая в различных формах и обладая каждая своими особенностями и своими привилегиями, выросли на одних и тех же корпоративных основах, в лоне единой ремесленной среды. Строители, художники, скульпторы и представители других художественных профессий в крупнейших городах северной Франции, как и ремесленники множества других специальностей, ко второй половине 12-13 веку образовали профессиональные корпорации и цехи. Они занимали то же скромное, но твердое положение в обществе и обладали правами и обязанностями, близкими к тем, на основании которых регулировался труд булочников, ткачей, портных, цирюльников или представителей любой другой из более чем трехсот профессий ремесленников, процветающих во Франции в 13 веке.
Книга Тальи и книга ремесел
В "Книге Тальи" 1292 г. названо более трехсот ремесленных профессий, существовавших в это время в Париже. Конечно, в небольших городах в это время не могло быть ни такого количества ремесленников, ни такой широкой специализации ремесла. Из всех профессий, имеющих отношение к архитектуре и искусству, каменщики составляли наиболее многочисленную группу. Естественно, что Книга Тальи называет исключительно тех ремесленников, которые должны были платить налог королевскому прево, не касаясь множества других мастеров, работавших в придворных, монастырских и церковных мастерских города, а также, видимо, входивших в строительную артель, занятую на постройке городского собора. Таким образом, число мастеров, названное в Книге Тальи, как и их соотношение по профессиям, является приблизительным и не отражает полностью всю численность ремесленной среды Парижа.
Статуя церкви из собора в Страсбурге (ок. 1230 г.) и лист 4 из альбома Виллара де Оннекура.
В "Книгу ремесел" вошли уставы далеко не всех цехов, существовавших в это время в Париже. Если в "Книгу ремесел" Этьена Буало в 1268 г. вошли уставы 100 парижских цехов, то в переписи тальи 1292 г. указывается 350 ремесел. В "Книгу ремесел" не вошли уставы цехов, обладающих автономией и не зависевших от королевского прево, корпораций, не имевших твердой регламентации, а также тех внецеховых групп ремесленников, обычно немногочисленных, которые работали при дворе светских и духовных лиц 6 .
Многие ремесла еще не имели к середине 13 века твердо установившихся правил или передавали их в устной традиции и не подверглись письменной регламентации, а запись их уставов затянулась вплоть до 16 столетия. Но регистры цехов строителей, живописцев и скульпторов уже сложилась к этому времени и вошли в "Книгу ремесел" Этьена Буало наравне со статутами портных, шляпников, гранильщиков хрусталя, лучников, пивоваров, красильщиков и других профессий. В цех строителей входили каменщики, каменотесы и резчики камня, штукатуры и цементщина. Резкого различия между сферой деятельности каменотеса и скульптора не существовало; они объединены общим наименованием tailleurs de pierre. На практике это различие также не проводилось: в процессе обучения будущий мастер получал представление обо всех видах каменных работ, возможных на строительстве. Опытные и талантливые мастера нередко успешно совмещали оба рода деятельности. Об этом свидетельствует и такой классический источник для изучения средневекового мастерства, как альбом Виллара де Оннекура, в котором образцы для скульптурных работ перемежаются с архитектурными чертежами и указаниями различных строительных приемов и правил. Многочисленные сохранившиеся письменные документы также подтверждают факт совмещения профессии каменщика-строителя и резчика в одном лице, который сыграл не последнюю роль в создании средневекового синтеза архитектуры и пластики. Скульпторы малых форм распределялись по двум цехам. Самостоятельным уставом обладал цех "резчиков-скульпторов и тех, кто вырезывает в Париже распятия" 7 , работавших, видимо, в основном по дереву и кости. Второй цех составляли живописцы и так называемые скульпторы-живописцы, работавшие в самых разнообразных материалах с их последующей раскраской. В 14 веке этот цех продолжает существовать и упоминания о нем встречаются в документах, в то время как цех скульпторов-резчиков, по-видимому, прекратил свое существование. В статуте этого цеха говорится: "Кто хочет, может быть в Париже скульптором-живописцем... и может работать из всякого рода дерева, камня, кости, рога, слоновой кости. и делать всякого рода раскраску хорошо и честно".
В "Книгу ремесел" вошли также уставы цехов живописцев и седельщиков, серебряных дел мастеров и ювелиров, выделывателей четок из кости и рога, из кораллов и раковин, из янтаря, ковровщиков и других цехов мастеров прикладного искусства. Подобное выделение ремесел и их распределение по цехам позволяет нам отчасти судить о том этапе развития, на котором находилось западноевропейское искусство: невыделенность искусства из ремесла, сравнительная нерасчлененность строительного дела, взаимосвязь архитектуры и скульптуры, широкое развитие скульптуры и резьбы по камню, дереву, кости и другим материалам; связи живописи с раскраской статуй, неразличаемость искусства малых и больших форм. Самые ранние образцы станковой живописи во Франции относятся к середине 14 века, хотя в "Книге Тальи" 1292 г. имеются сведения о четырех мастерских живописцев, живших на улице Вертев Поре, и двадцати девяти мастерских художников, живших в других частях города. Если же среди них и были станковые живописцы, то за редкостью и дороговизной ремесла это могли быть только мастера, работавшие в особых условиях, возможно при королевском дворе.
О художниках-миниатюристах и городских ремесленных мастерских иллюстраторов книги первое упоминание сохранилось только в "Книге Тальи" 1292 г. Однако в области книгопроизводства уже к началу 13 в. господствовали не монастырские скриптории, а специальные университетские и городские ремесленные мастерские.
Таким образом, мы имеем твердые и подробные документальные данные о корпорациях строителей, скульпторов и живописцев в Париже 13 века. Уже в самом характере записи ремесленных уставов в "Книге ремесел" Этьена Буало выражено то положение общественного равенства большинства ремесленных профессий и занятий, которое характеризует состояние ремесленного производства в 12-13 веках. Здесь все ремесла равны друг перед другом и ни одно из них не обладает каким-либо особым преимуществом перед лицом закона и королевского прево. Каждый статут начинается одними и теми же словами о том, что "каждый, кто хочет, может быть ремесленником в Париже, лишь бы он работал по обычаям цеха и умел их исполнять", а основное требование, предъявляемое к ремесленникам всех без исключения цехов, - это работать "хорошо и честно".
Цеховая система
Несмотря на множество разнообразных особенностей, отличающих цехи один от другого в их праве, их самостоятельности по отношению к властям, в деталях и мелочах организации, основные формы этой организации и ее сущность были одинаковы для всех ремесленных объединений. Управление жизнью ремесленной корпорации строилось на основе широкой выборности и сменяемости выбранных лиц. Выработанные веками и утвержденные традицией формы организации - общее собрание ремесленников как верховный орган цехового управления, институт избираемых по очереди цеховыми собраниями или назначаемых jures- присяжных и стражей - за небольшими исключениями едины для всех ремесленных цехов. Совершенно аналогична и соблюдаемая в цехах система надзора за производством, а также внутренняя иерархия цеха.
Статуэтка спящего (бронза, Северная Франция, 1220-1230 гг.) и лист 23 из альбома Виллара де Оннекура.
Все спорные вопросы, все возникающие внутри цеха конфликты также решались обычно общим собранием ремесленников. Королевский прево, осуществлявший высший контроль за парижскими цехами, на протяжении 13 века редко вмешивался во внутренние дела цехов, а при записи статутов парижских цехов, произведенной Этьеном Буало, руководствовался указаниями и отчетами ремесленников, специально уполномоченных для этой цели цеховыми собраниями 8 . При возникновении споров в вопросах производства цеховое собрание обычно выделяло комиссию, состоящую из компетентных лиц. Объединения каменщиков и строителей дают яркий пример этого обычая, так как в силу своей сложной, разветвленной и все более специализирующейся профессии, а также важности доверенной им работы они были вынуждены особенно часто прибегать к созыву профессиональных комиссий по различным спорным вопросам строительства готических храмов, а также замков и крепостей.
В окончательно сформировавшейся цеховой системе мастер-ремесленник любой специальности должен был обязательно пройти две ступени ученичества - от положения ученика перейти к положению подмастерья и лишь от него - к статуту полноправного мастера. Однако было бы преувеличением утверждать существование этой обязательной иерархии во французских цехах 13 века. Еще в конце 13 века в Париже, как свидетельствует перепись тальи 1292 года, институт подмастерьев во Франции не сложился окончательно и подмастерья были редки. Так как твердой, раз и навсегда проведенной границы между положением подмастерья и мастера в это время не существовало, мастера и подмастерья принимали равное участие в общих цеховых собраниях в 12-13 вв. В некоторых цехах статуты прямо указывали, что подмастерья имеют равное право голоса с мастерами и равное право быть избранными. В некоторых цехах подмастерья имели собственных присяжных. Вывали также случаи, когда присяжные мастеров выбирали присяжных подмастерьев, а присяжные подмастерьев - присяжных мастеров. Так обстояло дело, например, в цехе сукновалов. Но прохождение ученичества было обязательным и строго регламентировалось. В цехе строителей ученичество продолжалось шесть лет, как и в цехах поясников и лучников, а в цехе скульпторов - восемь лет за плату или десять лет бесплатно. Самый большой срок обучения - десять лет был принят также в цехах ювелиров, проволочников, серебряных дел мастеров, изготовителей четок из черного янтаря 9 .
Плата за обучение, договор об ученичестве, совершаемый в присутствии свидетелей, условия его расторжения и клятва ученика "на святых", что он будет "выполнять обычаи и кутюмы цеха хорошо и добросовестно" 10 , как говорится в уставе каменщиков, также обычны для большинства цехов. Количество подмастерьев для каждой мастерской, как правило, не ограничивалось. Во многих цехах подмастерья и молодые, только что прошедшие ученичество мастера предпочитали странствующую жизнь оседлой и, как говорится в одном из королевских постановлений, относящемся, правда, уже к началу 15 века, но узаконивающем старый обычай: "множество подмастерьев и мастеров названного ремесла из разных стран и народов приезжали и переезжали из города в город, чтобы работать, учиться, узнавать, видеть и знакомиться друг с другом до тех пор, пока некоторые из них не оседали и не заводили семью" 11 .
Будучи в 13 столетии одним из самых крупных и развитых европейских городов, Париж привлекал к себе не меньшее число ремесленников из разных концов Европы, чем студентов и школяров, жаждавших слушать парижских профессоров и учиться в Парижском университете. "Ничто не может сравниться с Париже м, - писал поэт 14 столетия Эсгаш Дешан, - Париж - цвет всех искусств и ремесел", "его населяют благородные люди, купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры" и "все работы исполняются здесь на совесть". "Париж любят и будут любить приезжие, потому что нельзя найти другой город, где можно было бы так веселиться и радоваться: ничто не может сравниться с Парижем" 12 . Число ремесленников разных профессий было так велико, что они занимали отдельные улицы, названные по профессиям живших здесь мастеров; многие из этих наименований сохранились по сей день. Таковы улица суконщиков и улица скорняков в парижском Ситэ, улица седельщиков, улица золотых и серебряных дел мастеров, улица железных дел мастеров в парижском Алль, улица токарей-резчиков, улица пятновыводчиков в парижских кварталах Сен Мартен и Сен Мерри. Пергаментщики и миниатюристы селились по улице Эрембур де Вриль, улицы переписчиков, миниатюристов располагались на левом берегу Сены. Около ворот Сев-Дени находился целый квартал, где жили художники и ремесленники, занимающиеся художественными ремеслами, так называемый Porte aux Peintres 13 .
Парижские готические мастера
Большинство парижских цехов не лишало приехавшего в Париж подмастерья или молодого мастера возможности работать по своей специальности. "Если какой-нибудь чужак-подмастерье, говорится в одном из статутов, - приедет в Париж для работы в этом цехе, он должен поклясться перед присяжными, охраняющими цех, что будет выполнять ремесло хорошо и честно... " 14 . Те же требования к подмастерью предъявляются и в других цехах. В статуте изготовителей кожаных футляров и ножен говорится: "Если случится, что какой-нибудь подмастерье, который выучился своему мастерству вне Парижа, пришел в Париж и захотел начать свое ремесло в Париже, он может делать это беспрепятственно, но он должен выполнять обычаи и кутюмы этого ремесла" 15 .
От вновь прибывшего подмастерья в большинстве цехов требовалась только клятва в том, что он прошел положенный срок ученичества, ибо, как говорится в уставе цеха резчиков-скульпторов, "человек не может обучать другого этому ремеслу, если он обучался у мастера меньше указанного срока" 16 . "Мастера этого цеха, - говорится далее в статуте скульпторов, - могут иметь столько подмастерьев и работников, сколько им нравится; но они не могут и не должны никого брать на работу в качестве работников или подмастерьев, пока те не поклялись на святых, что они обучались у мастера и исполняли свою службу хорошо и честно до тех пор, пока мастер их не освободит". Парижские ремесленные статуты того времени, когда достаточно было "поклясться на святых", чтобы быть принятым на работу, показывают, что цехи строителей, скульпторов и живописцев занимали равное положение среди других цехов и не выделялись особенным к ним отношением. Испытание подмастерьев и исполнение ими "шедевра" перед вступлением в мастера, которое в 13 веке практиковалось только у портных, выделывателей кошельков, выделывателей шелка, хирургов, цирюльников и пирожников, В 14 веке становится обычным и для живописцев и скульпторов. Естественно, что если для пирожника "шедевр" заключался в выпечке тысячи пирожков 17 , то живописец должен был представить в качестве шедевра картину, а скульптор - статую определенного размера 18 , выполненную "mieulx qu"il pourra".
Литература:
- 1 Marsilii de Padna Defensor Pacis, 1, 4, 3-4. Fontes juris germanici antiqui, Hrsg. von R. Scholt. Hannover, 1932.
- 2 Маркс К. Письмо к П. В. Анненкову.- Маркс К., Энгельс Ф: Избр. соч. в 2-х т., т. 2, с. 424.
- 3 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., т. 3, с. 23.
- 4 См.: Люблинская А. Д. Франция в XI-XV вв.- В кн.: История средних веков. Т. 1. М., 1966, с. 271-272; Левицкий л. А. Возникновение и рост средневековых городов.- Там же, с. 242.
- 5 См.: Люблинская А. Д. Предисловие к "Книге ремесел".- В кн.: Средние века. Вып, Х, М., 1957, с. 306.
- 6 См.: Грацианепий Н. П. Указ. соч., с. 192.
- 7 Depping G. р. 155-157.
- 8 Depping G., LV, LXXXVI.
- 9 Книга ремесел. Статуты: XLVII, 2; LXXXVII, 4; LXXIX, 9; LXI, 2; ХХХ, 13; XXIV, 1; XI, 5; XXIX,2.
- 10 Регистры ремесел.- В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 350.
- 11 Fagniez G. Documents relatifs а l"histoire de l"industrie. Vol. 2. Paris, 1900, р. 213; Ordonnances des rois de France, XI, 60, 1420. Les lettres patentes de Charles УI modifiant les anciennes ordonnances des cordonniers de Troyes. In: Fagniez G. Documents. Vol. 2, р. 278.
- 12 Цит. по: Lagarde А., Michard L. Moyen Age, les grands auteurs fran9ais. 1. Paris, 1964, р. 202.
- 13 Geraud Н. Ор. cit., р. 181-348). См. также приводимую французскую средневековую поэму "Les rues de Paris en vers" (Ibid., р. 567-579).
- 14 Книга ремесел. Статут ХХII.- В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 332.
- 15 Книга ремесел. Статут ХV.- В КН.: Средние века. Вып. XI, с. 179.
- 16 Там же, с. 175.
- 17 Depping G. Ор. cit., р. 350.
- 18 Thierry А. Commune d"Amiens. Т. 2, р. 6, art. 5.
Тэг: Изобразительное искусство
Поточно-цеховая технология - это прогрессивная специализация производства молока на молочной ферме или комплексе. Суть ее состоит в том, что всех животных распределяют по четырем производственно-технологическим цехам в зависимости от физиологического состояния и уровня продуктивности коров:
1) сухостойных коров;
3) раздоя и осеменения;
4) производства молока.
В каждом цехе коровы находятся строго определенное время - в соответствии с технологией.
Цех сухостойных коров. В этом цехе коровы содержатся 50 дней. Основная задача состоит в подготовке коров к отелу и предстоящей лактации животных за счет рационального кормления и содержания, что увеличивает молочную продуктивность коров, жизнеспособность новорожденных телят и сокращает послеродовые осложнения у коров.
Цех отела. Продолжительность содержания коров 25 дней (8 дней в дородовой, 2 дня в родовой, 15 - в послеродовой). Цех обеспечивает создание необходимых условий для нормального течения родового процесса, сохранения новорожденных телят, предупреждение нарушений оптимального кормления новотельных коров.
Цех раздоя и осеменения. В нем коровы содержатся 75 дней. Выполняет две наиважнейшие задачи - раздой коров и их своевременное плодотворное осеменение. Успех всей работы в молочном скотоводстве зависит от работы этого цеха.
Цех производства молока. (215 дней). Его назначение - за счет рационального кормления и содержания, правильного использования доильного оборудования достичь высокой продуктивности, нормального течения стельности коров и их своевременного запуска.
Главным и обязательным условием при внедрении поточно-цеховой системы является строгое выполнение каждым цехом своих технологических функций.
25.Закономерности индивидуального развития животных.
Весь путь от оплодотворенной яйцеклетки до взрослого животного состоит из 2х периодов: эмбрионального и постэмбрионального. первый период роста и развития животного протекает в материнском организме с момента оплодотворения яйцеклетки до рождения, второй период – от рождения до смерти. Эмбриональный период включает в себя 3 фазы: зародышевую; преплодную; плодную. Постэмбриональный период включает: фазы новорожденности, молочного питая, наступления половой зрелости, физиологической или хозяйственной зрелости и старения организма.
26.Потребность животных в питательных веществах.
Органическая часть кормов состоит из разнообразных и сложных по составу веществ: одни из них содержат важнейший для жизни животных азот и их называют азотистыми веществами, другие не содержат азота и поэтому их называют безазотистыми. Азотистые вещества в корме называют протеином, в котором различают белки и небелковые азотистые вещества (амиды).
Белки входят в состав всех органов и тканей животных, и без них жизнь невозможна. Небелковые азотистые вещества более простые, чем белки, и являются промежуточными продуктами при образовании белка. Ими богаты зеленый корм, корнеплоды. Животные используют для питания как белковые, так и небелковые азотистые вещества, поэтому при скармливании их учитывают общее количество протеина. В группу безазотистых веществ входят сырой жир и углеводы. Белки - наиболее важные составные части всех живых организмов. Например, для роста животных прежде всего нужны триптофан, тирозин, аргинин и серосодержащие аминокислоты. Цистин играет большую роль в росте шерсти. Часть аминокислот синтезируется в организме животных, а часть из них должна поступать с кормом. Превосходный источник высококачественного протеина - раннескошенное бобовое сено. Злаковое сено протеина содержит намного меньше. Хорошие источники протеина-жмыхи, шроты, рыбная и мясная мука, дрожжи.
Жиры (липиды). Энергию овца получает из углеводов и жиров, содержащихся в рационе. В растениях по мере их созревания количество клетчатки увеличивается, а энергии - уменьшается. Да и поедаемость таких кормов овцами значительно снижается. Такие корма, как сено, трава, силос, корнеплоды, содержат мало жира. Сравнительно больше его в овсе, кукурузе (5-6%) и жмыхе (5-10%). Содержание жира в теле овцы колеблется от 3 до 60%. Запасы жира имеют важное значение во время зимовки.
Углеводы. Углеводы всасываются в кровь из желудочно-кишечного тракта в виде моносахаридов. Клетчатка - главная составная часть оболочек растительных клеток. Много ее в соломе (40-45%). Сено содержит 20-30% клетчатки. Мало ее в зерновых кормах (2-10%) и еще меньше в корнеклубнеплодах.
Минеральные вещества. Кальций и фосфор являются важными минеральными веществами, которые особенно необходимы для лактирующих животных. К числу важнейших физиологических функций, которые страдают от дефицита этих элементов, относятся формирование костей и зубов, функции многих тканей, включая нервную, а также образование молока. Идеальное сочетание Са:Р в рационе находится в пределах 1,5:1. Допустимы колебания от 1,2:1 до 3:1. Избыток одного элемента может привести к снижению усвояемости другого.
Витамины. Витамины играют большую роль в жизнедеятельности организма. Хотя они и не используются животными как энергетические или пластические вещества, но принимают активное участие в регуляции многих физиологических функций. Заболевания, связанные с отсутствием витаминов в кормах или нарушением процесса их всасывания, называются авитаминозами.
Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,- а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...» (К. Маркс, Процесс производства капитала в кн. «Архив Маркса и Энгельса», т. II (VII), стр. 111.) являлось целью труда ремесленника.
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).
Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества (См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр 23 и 50-51.).
Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф. Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121.). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366.). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства.
Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером.
В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.
Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.
Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «...Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23.). Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.
объединения одной или нескольких родственных специальностей для защиты своих интересов и обеспечения за членами цеха монополии на сбыт и производство ремесленных изделий. В России цеховое устройство было введено в 1722 г. и отменено в 1917 г.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ЦЕХИ
объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ- водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц. достигли наибольшего развития, а также к истории Польско-Литовского гос-ва и послепетровской России (см. ниже - Ц. в России). Однако в совр. ист. науке (особенно в советской) термин "Ц." нередко распространяют на орг-ции гор. ремесленников всех феод. стран (включая страны Азии и Сев. Африки). Цехи в странах Зап. Европы (нем. Zunft, Amt, Gilde, Handwerk, Zeche, Einung; франц. corps de metier, corporation; англ. Guild, Craftguild; итал. arte, corporazione) возникли на раннем этапе формирования ср.-век. города - во Франции, Англии, Германии в 11-12 вв. (в Италии, возможно, еще раньше); полного развития в большинстве стран Зап. Европы они достигли в 13-14 вв. В это время в большей части городов (но не во всех) ремесленники основных специальностей объединились в Ц. (Ц. кузнецов, оружейников, ткачей, сукновалов, пекарей, мясников, плотников, кожевников и т. д.); при этом членство в Ц. не распространялось автоматически на всех лиц данной специальности, а приобреталось в индивидуальном порядке. В Ц. существовала определенная социальная иерархия: мастер, подмастерье, ученик. Мастера самостоятельно вели свое х-во - работали в своей мастерской, были собственниками орудий труда, сырья и произведенных товаров; только мастера были полноправными членами Ц. Работники, к-рых нанимал мастер (подмастерья), и ученики не были полноправными членами Ц. Чтобы стать мастером, нужно было отбыть определенный срок ученичества (в разных городах и Ц. колебавшийся от 2-3 до 7 и более лет) и нек-рое время проработать подмастерьем. Подмастерья находились в зависимости от мастеров и эксплуатировались ими. Возникновение Ц., обусловленное общностью интересов ремесленников как мелких производителей, было выражением свойственной всей обществ. структуре феод. общества (и особенно отчетливо выраженной в зап.-европ. варианте феодализма) корпоративности. Завоеванные жителями зап.-европ. города вольности и права самоуправления облегчали как объединение ремесленников в Ц., так и их деятельность. Осн. функции Ц.- экономические. В большинстве случаев Ц. вели борьбу за установление т. н. цехового принуждения (нем. Zunftzwang), т. е. признания за их членами монопольного права на произ-во и сбыт данного вида ремесл. изделий в пределах города или его округи, что было вызвано в осн. узостью рынка, характерной для экономики феод. общества, ограниченностью спроса на ремесл. изделия. Ц. осуществляли также регламентацию производства и сбыта ремесл. изделий с целью создания более благоприятных условий для хоз. деятельности членов Ц. и для устранения конкуренции в их среде. В цеховых уставах определялись время и условия работы мастеров и подмастерьев, качество сырья, из к-рого должны были изготовляться ремесл. изделия, технология производств. процесса, качество, объем готовых изделий (напр., ширина, плотность, окраска, отделка шерстяных тканей), место и условия закупки сырья и сбыта готовых товаров, сроки и условия ученичества, количество подмастерьев и станков, к-рые мог иметь в своей мастерской каждый мастер, и др. Ц. стремились защитить ремесленников от эксплуатации со стороны сеньоров, купцов, ростовщиков. Несмотря на уравнительные тенденции цеховой регламентации, мелкое товарное произ-во открывало определенные возможности для имуществ. расслоения. В крупных гор. центрах, особенно в отраслях, связанных с производством большого количества ремесл. изделий на экспорт (Флоренция, Гент, Брюгге), это расслоение достигло значительных размеров уже в 13-14 вв. Внутри Ц. выделялись более и менее зажиточные мастера. Происходило расслоение и между Ц., объединявшими ремесленников различных специальностей: нек-рые Ц. превращались фактически в организации предпринимателей, раздававших работу ремесленникам из других Ц. (особенно яркий пример - Ц. Лана и Калимала во Флоренции). Подобно другим ср.-век. корпорациям, Ц. распространяли свое влияние на все стороны жизни их членов: наблюдали за соблюдением ремесленниками определенных правил поведения, организовывали взаимопомощь и совместные празднества, являлись ячейками гор. ополчения, имели своих "святых" покровителей и выступали совместно в религ. процессиях и т. д. Каждый Ц. имел свою эмблему с изображением орудий труда, цеховую печать, кассу. Ц. обычно добивались права самим решать свои внутр. дела под общим надзором гор. властей (иногда имели и свой суд). Органами управления в Ц. были собрания полноправных членов Ц., существовали выборные должностные лица - старшины и присяжные. Нередко старшины назначались сеньором города или др. гор. властями, однако и в этих случаях члены Ц. активно участвовали в управлении Ц.- собирались на общие собрания, утверждали цеховые уставы и др. Ц. принадлежала видная роль в социальной борьбе внутри города. Защищая интересы широких слоев ремесленников, Ц. возглавили борьбу против гор. патрициата и в ряде городов (обычно там, где существовало высокоразвитое ремесло, являвшееся преобладающей отраслью гор. экономики), свергнув власть патрициата, захватывали в свои руки управление городом (Флоренция, Кельн, Гент и др.). Однако плодами победы обычно пользовались лишь наиб. богатые и влият. Ц. Конкретные формы Ц.- их орг-ция, функции и т. д.- были чрезвычайно многообразны и изменялись в соответствии с особенностями социально-экономич. и политич. строя отдельных стран; они зависели также от экономич. характера города (от преобладания в нем пром-сти или торговли), от отрасли пром-сти, в к-рой возникла цех. орг-ция, и т. д. Существовали Ц., не имевшие подмастерьев (напр., в Италии), не требовавшие ученичества (напр., нек-рые брюссельские Ц.). Большие различия между Ц. существовали в степени их самостоятельности в отношении к гор. властям и к гос-ву. В одних случаях Ц. пользовались широкой автономией и управлялись выборными лицами, в др. были поставлены под строгий надзор гос. органов или гор. властей (как правило, в централизованных гос-вах автономия Ц. была уже, чем в децентрализованных,- напр., во Франции уже, чем в Германии). Имелись существенные различия в распространенности Ц. в различных странах или даже в различных р-нах и городах (напр., в Сев. Франции цеховое ремесло было более распространено и Ц. достигли большего развития, чем в Южной). Ц. на первоначальной стадии развития играли прогрессивную роль. Они укрепляли экономич. и правовое положение ремесленников; предписания Ц. о соблюдении определенных правил технологии произ-ва, об обучении учеников, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали развитию техники и повышению проф. мастерства ремесленников. Существование и широкое распространение Ц. в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономич. подъема стран Зап. Европы в 12-15 вв. Однако в 16-18 вв., в условиях генезиса капитализма, Ц. становятся тормозом на пути экономич. развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесл. производство, они препятствовали развитию новых капиталистич. форм хозяйства. Ведущая роль в технич. и экономич. развитии перешла к новым формам произ-ва - домашней капиталистич. промышленности и мануфактуре. В этот период происходил упадок и разложение цеховой системы. Существенно менялись организация Ц. и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами пром-сти цеховые мастера стремились сохранить свое положение путем превращения в замкнутое привилегированное сословие и все более затрудняли вступление подмастерьев в члены Ц., требуя от них уплаты больших вступит. взносов, выполнения особых сложных работ (т. н. шедевр) и т. д.,- происходил процесс "закрытия" или "замыкания" Ц. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Все это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (см. Компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически превращались в наемных рабочих, имевших очень проблематичные шансы когда-либо возвыситься до положения мастера. Ц. в значит. степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства. С установлением развитых капиталистич. отношений, повлекшим за собой признание принципа свободного капиталистич. предпринимательства и конкуренции, цеховая система разрушалась даже в тех отраслях пром-сти, где еще сохранялось мелкое ремесл. произ-во. Во Франции Ц. были уничтожены в 1791, во время Великой французской революции, в Германии все ограничения свободы ремесл. деятельности со стороны Ц. были отменены рядом законов на протяжении 19 в. (окончательно в 1868). Истории зап.-европ. Ц. посвящена огромная литература. В 19 - первых десятилетиях 20 вв. большое место в ней заняла проблема происхождения Ц. Сходясь в признании того, что образование Ц. было связано с развитием ср.-век. города и гор. ремесла, историки расходились во мнениях о том, какие правовые институты и организации послужили отправной точкой развития Ц., в связи с чем сложились различные теории их происхождения: из рим. коллегий, из объединений вотчинных ремесленников (разновидность вотчинной теории - К. В. Нич, Р. Эберштадт и др.), теория организации Ц. гор. властями с целью контроля над ремеслом (Ф. Койтген), теория самостоят. образования Ц. в результате свободного объединения ремесленников под влиянием новых потребностей гор. жизни (Г. Белов и др.) (последняя теория получила в совр. ист. науке широкое признание). Мн. историки и экономисты 19 в. (напр., К. Шенберг) идеализировали Ц. первого периода их развития (до 16 в.), считая, что в это время им были чужды такие явления, как резкое имуществ. расслоение в среде мастеров, жестокая эксплуатация подмастерьев, дух грубой исключительности, проявившийся в стремлении затруднить прием новых членов в Ц., и т. д.; по их мнению, все эти явления обнаруживаются лишь на следующей стадии развития цех. строя, знаменующей его упадок (в 16-18 вв.). Историки другого направления, в настоящее время преобладающего, указывают, что в более мягкой форме эти явления (в частности, стремление затруднить прием новых членов, требование выполнения шедевра, вступительные взносы и др.) были свойственны Ц. уже в 13-15 вв., что эгалитарные тенденции цеховых статутов этого времени лишь частично отражали реальную ист. действительность. Организация городских ремес- ленников в странах Азии и Северной Африки. Экономич. положение гор. ремесленников Китая, Японии, Индии, гос-в Средней Азии, Ирана, арабских стран, Османской империи и т. д., в эпоху средних веков и в начале нового времени во многом было схоже с экономич. положением гор. ремесленников феод. Европы: в большинстве случаев они также являлись экономически самостоятельными мелкими производителями, работали на ограниченный рынок, жили в условиях социальной действительности, порождавшей корпоративную обособленность отд. социальных групп, и т. д. Результатом было возникновение в этих странах особых отраслевых организаций гор. ремесленников. Однако они не достигли той степени развития, что зап.-европ. Ц., не обладали такими правами самоуправления, как последние, и играли значительно меньшую роль в истории своих стран. Об организациях гор. ремесленников стран Азии и Сев. Африки см. в статьях Дза, Эснаф, Хан. Лит.: Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25 (ч. 1-2) (см. предм. указатель); Кулишер И. M., История экономич. быта Зап. Европы, М.-Л., 1931; Грацианский Н. П., Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях, Казань, 1911; Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV веках, М.-Л., 1936; ее же, Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси, в сб.: Средние века, в. 3, М., 1951; Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии..., М.-Л., 1951; Полянский Ф. Я., Очерки социально-экономич. политики цехов в городах Зап. Европы XIII-XV вв., М., 1952; Стам С. М., Экономич. и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII вв.), Саратов, 1969; Сванидзе A. A., Ремесло и ремесленники средневековой Швеции, М., 1967; Below G. Von, Die Motive der Zunfbildung im deutschen Mittelalter, "HZ", 1912; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; Valsecchi F., Comune e corporazion? nel medio evo italiano, Milano, 1949; Pirenne H., Les villes et les institutions urbaines. 2 ?d., t. 1-2, P., 1939; Coornaert E., Les corporations en France avant 1789, P., 1941; Martin Saint L?on E., Histoire des corporations de m?tiers. Depuis leurs origines Jusqu´б leur suppression en 1791, 4 ?d., P., 1941; Wernet W., Kurzgefa?te Geschichte des Handwerks in Deutschland, 5 Aufl., В., 1969; The Cambridge economic history of Europe, v. 2-3, Camb., 1952-63 (библ.). Ю. А. Корхов. Москва. Цехи в России. Вопрос о наличии цеховой организации ремесленников в ср.-век. Руси является спорным. Еще в 1852 В. Н. Лешков выдвинул мнение о существовании ремесл. корпораций на Руси, однако оно не получило тогда поддержки в лит-ре. В сов. лит-ре тезис о корпоративном характере гор. ремесла в древней и ср.-век. Руси был выдвинут M. H. Тихомировым и Б. А. Рыбаковым, к-рые указали на специализацию ремесленников, их совместные поселения в слободах и сотнях, специализацию торговли в рядах по видам изделий, наличие патрональных церквей, корпоративных пиров-братчин и нек-рых др. косвенных признаков, свидетельствующих о наличии каких-то организаций у ремесленников в городах Киевской Руси, Новгороде и Пскове в 14-15 вв. Хотя "прямых указаний источников на существование в рус. городах... ремесленных корпораций с оформленными уставами в нашем распоряжении нет", но "общая обстановка развития городского ремесла (степень дифференциации, техническая оснащенность, участие ремесленников в городском самоуправлении, ожесточенная классовая борьба) позволяет сопоставлять наиболее крупные русские города XIV-XV вв. с городами Западной Европы, для которых на этом этапе характерно развитие ремесленных корпораций" (Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, 1948, с. 775-76). В. В. Стоклицкая-Терешкович отмечала, что "неправильно представлять себе цеховую организацию всех стран, городов и отраслей промышленности по типу немецкой цеховой организации, наиболее исследованной и известной... Огромное значение имеет... характер государственной власти и структуры, в особенности степень государственной централизации. В централизованных государствах автономия цеха, как общее правило, уже, чем в децентрализованных" ("Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси", см. сб. "Средние века", в. 3, 1951, с. 102). А. М. Сахаров, изучавший сев.-вост. рус. города 14-15 вв., пришел к выводу, что "... какие-то элементы цеховой организации должны были иметь место всюду, где господствовал феодализм. Поэтому возможно предположить наличие этих элементов и в русских городах", но вместе с тем "...в России XIV-XV вв. в конкретно-исторической обстановке напряженной борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и непрерывного усиления централизующейся великокняжеской власти, не создались условия для существования цехов в их развитых и законченных формах" ("Города Северо-Восточной Руси XIV-XV веков", 1959, с. 143). С образованием единого Российского государства на протяжении 16-17 вв. происходило усиление господства феод. гос-ва над городом и длительное время сохранялся значит. удельный вес феод. владений. В этих условиях корпоративные организации ремесленников в виде слобод и сотен имели крайне ограниченную сферу своего развития; градации мастерства в среде дворцовых ремесленников были установлены гос. властью, а их привилегированное положение искусственно отделяло их от массы гор. ремесленников. Элементы цехового устройства ремесла в ср.-век. Рус. гос-ве были жестоко регламентированы гос. властью и подчинены интересам феод. гос-ва. Дух крепостнич. отношений глубоко проникал в гор. жизнь, в т. ч. повлиял на организацию гор. ремесла. Сравнения нек-рых иностр. путешественников рус. ремесленных объединений с Ц. основаны на чисто внешнем сходстве нек-рых элементов ремесл. организаций и не отражают действительного характера этих объединений (П. И. Лященко). В 1722 Петр I учредил цеховое устройство ремесла в России в целях более полного использования цеховых организаций для удовлетворения казенных потребностей в качестве обязательной повинности. В Ц. принимались свободные люди, а также крепостные, отпускавшиеся владельцами на заработки. Срок ученичества был установлен в 7 лет, нахождения в звании подмастерья - не менее двух лет. Как вхождение в цех, так и присвоение звания мастера требовали выполнения определенного квалификационного задания. В 1785 было предписано создание "подмастерских управ", в к-рые избирались выборные подмастерьями лица для участия в решении дел, касавшихся подмастерьев, но практически это никакого значения не имело. Положение подмастерьев и учеников в крепостнич. и капиталистич. России было бесправным. В условиях капитализма цеховая форма организации ремесла открывала простор для произвола хозяев-мастеров и ничем не ограниченной эксплуатации подмастерьев и учеников. Цеховая орг-ция была упразднена с победой Вел. Окт. социалистич. революции. Лит.: Пешков В. Н., Очерк древних русских законов о ремесленной и заводской промышленности, "Москвитянин", 1852, No 23; Тихомиров M. H., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 3 изд., т. 1, М., 1952; Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, М., 1948; Пажитнов К. A., Проблема ремесленных цехов в законодательстве русского абсолютизма, М., 1952; Сахаров А. М., Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв., М., 1959; ПСЗ, т. 6 (No 3708), т. 7 (No 4624), СПБ, 1830. А. М. Сахаров. Москва.
По профессиональному признаку.
Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов цеха - мастеров - от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев , учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.
Возникновение цехов было связано с отделением промышленности (ремесла) от земледелия и города от деревни. В Италии цехи стали появляться в IX-X вв., во Франции - в XI в., в Германии и Англии - в XII-XIII вв. Расцвет цехового строя в ряде стран Западной Европы пришёлся на XIII-XIV вв. Внутри отдельных мастерских цехом устанавливалась трёхчленная иерархия : мастер, подмастерья , ученики. Подмастерье - это высококвалифицированный платный работник. Ученик сам должен платить мастеру за обучение. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был представить одобренный цехом шедевр - образец самостоятельной работы. Со временем переход подмастерья в мастера стал затруднительным, возник особый слой «вечных подмастерьев », а цехи замкнулись.
Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации - компаньонажи и братства - союзы взаимопомощи и борьбы с мастерами. В XIII-XV вв. окрепшие цехи в ряде городов Европы вступили в борьбу с городским патрициатом , начались так называемые «цеховые» революции за власть в городе. В ряде городов, таких как Кёльн , Флоренция , Базель и др., цехи победили.
В XIV-XV вв. цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства; кроме того, наметилось расслоение цехов на более богатые и сильные (так называемые «старшие », или «большие ») и более бедные (так называемые «младшие », «малые ») цехи. Это характерно для таких крупных городов, как Флоренция , Перуджа , Париж , Лондон , Базель и др. Старшие цехи начали господствовать над младшими, и последние постепенно утрачивали свою самостоятельность.
Цехи в России
В России времён Петра I для ремесленников были также введена система цехов по профессиям, просуществовавшая почти 200 лет. Каждый цех имел свою управу. Принадлежность к цеху бывала временной или постоянной («вечноцеховые»). От 3 до 5 лет ремесленник работал в учениках, затем получал звание подмастерья, для звания мастера надо было представить одобренный шедевр - «образец работы». Всеми цеховыми в городе ведала ремесленная управа (с 1852 года в малых городах цехи могли объединяться с подчинением ремесленной управе). С 1900 года правительство приступило к ликвидации цеховой системы, ставшей анахронизмом в новых капиталистических условиях.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Цехи" в других словарях:
Цехин … Русское словесное ударение
В средневековом обществе объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями. Возникли цехи на раннем этапе формирования средневекового города во Франции, Англии, Германии в 11 12 вв. (в… … Исторический словарь
- (нем. Zeche) объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами Ц. монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в XIII XIV вв.… … Юридический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Организованные общества ремесленников, занимающихся одним и тем же мастерством. В число их привилегий входит разрешение заниматься ремеслом только тем лицам, которые изучили его у цехового мастера и сами получили это звание, для чего сначала надо … Словарь иностранных слов русского языка
Объединения городских ремесленников (одной или родственной специальностей) для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в… … Энциклопедия культурологии
Объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Политология. Словарь.
ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche объединение), в широком смысле различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии… … Энциклопедия Кольера
цехи - в средневековом обществе объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями. Возникли цехи на раннем этапе формирования средневекового города во Франции, Англии, Германии в XI XII вв. (,); … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц.… … Советская историческая энциклопедия
Книги
- Флорентийское общество во второй половине XIII-XIV в. Гранды и пополаны, "добрые" купцы и рыцари , Краснова Ирина Александровна , В книге исследуется процесс трансформации социальных отношений в коммунальном обществе Флоренции XIII-XIV вв. и выделяется особый его аспект - урбанизация древних родов феодальной знати,… Категория: История зарубежных стран Серия: MEDIAEVALIA Издатель: Центр гуманитарных инициатив ,
- Флорентийское общество во второй половине XIII-XIV в. Гранды и пополаны, добрые купцы и рыцари , Краснова Ирина Александровна , В книге исследуется процесс трансформации социальных отношений в коммунальном обществе Флоренции XIII-XIV вв. и выделяется особый его аспект - урбанизация древних родов феодальной знати,… Категория: