Девять последних захватов территорий известных мировой истории. США
Новые страны появляются с пугающей регулярностью. В начале 20-го века на планете было всего несколько дюжин независимых суверенных государств. А на сегодняшний день их уже почти 200! Если уж страна образовалась, то это надолго, поэтому исчезновение страны встречается крайне редко. За прошлый век таких случаев было совсем немного. Но если уж какая-то страна распадается, то она полностью исчезает с лица Земли: вместе с флагом, правительством и всем остальным. Ниже приведены десять самых известных стран, которые когда-то существовали и процветали, но прекратили своё существование по той или иной причине.
10. Германская Демократическая Республика (ГДР), 1949-1990
Созданная после Второй Мировой войны в секторе, контролируемом Советским Союзом, Германская Демократическая Республика была лучше всего известна своей Стеной и тенденцией отстреливать людей, которые пытались перебраться через неё.
Стена была снесена с распадом Советского союза в 1990 году. После её сноса Германия объединилась и снова стала целым государством. Однако вначале, из-за того что Германская Демократическая Республика была довольно бедной, объединение с остальной Германией чуть не разорило страну. На данный момент в Германии всё наладилось.
9. Чехословакия, 1918-1992
Созданная на развалинах старой Австро-Венгерской империи, за время своего существования Чехословакия была одним из самых ярких демократических государств в Европе до Второй Мировой войны. Преданная Англией и Францией в 1938 году в Мюнхене, она была полностью оккупирована Германией и исчезла с карты мира к марту 1939 года. Позже она была занята Советами, которые сделали её одним из вассалов СССР. Она входила в сферу влияния Советского Союза до его распада в 1991 году. После распада она опять стала процветающим демократическим государством.
На этом и должна была окончиться эта история, и, наверное, государство было бы целостным и по сей день, если бы этнические словаки, живущие в восточной половине страны, не потребовали отделения в независимое государство, разделив Чехословакию надвое в 1992 году.
На сегодняшний день Чехословакии больше нет, на её месте есть Чехия на западе и Словакия на востоке. Хотя, учитывая тот факт, что экономика Чехии процветает, Словакия, у которой дела идут не так хорошо, наверное, сожалеет об отделении.
8. Югославия, 1918-1992
Также как и Чехословакия, Югославия была продуктом распада Австро-Венгерской империи в результате Второй Мировой войны. Состоящая в основном из частей Венгрии и изначальной территории Сербии, Югославия, к сожалению, не последовала более интеллигентному примеру Чехословакии. Вместо этого, она была чем-то вроде самодержавной монархии до того как нацисты вторглись в страну в 1941 году. После этого она находилась под оккупацией Германии. После разгрома нацистов в 1945 году, Югославия не вошла в состав СССР, но стала коммунистической страной под руководством диктатора-социалиста Иосипа Броз Тито (Marshal Josip Tito), лидера армии партизанов во время Второй Мировой войны. Югославия оставалась неприсоединившейся авторитарной социалистической республикой до 1992 года, когда внутренние конфликты и непримиримый национализм вылились в гражданскую войну. После неё страна распалась на шесть маленьких государств (Словению, Хорватию, Боснию, Македонию и Черногорию), став наглядным примером того, что может случиться, если культурная, этническая и религиозная ассимиляция пойдёт не так.
7. Австро-Венгерская империя, 1867-1918
В то время как все страны, оказавшиеся на стороне проигравших после Первой Мировой войны, оказались в неприглядном экономическом и географическом положении, ни одна из них не потеряла больше, чем Австро-Венгерская империя, которая была обглодана как жареная индейка в приюте для бездомных. Из распада когда-то огромной империи появились такие современные страны как Австрия, Венгрия, Чехословакия и Югославия, а часть земель империи отошли Италии, Польше и Румынии.
Так почему же она распалась, в то время как её соседка, Германия, осталась целой? Да потому что у неё не было общности языка и самоопределения, вместо этого в ней жили различные этнические и религиозные группы, которые мягко говоря, не ладили друг с другом. В целом, Австро-Венгерская империя перенесла то, что претерпела Югославия, только в гораздо большем масштабе, когда её разорвала на части межнациональная ненависть. Разница состояла лишь в том, что Австро-Венгерскую империю разорвали на части победители, а распад Югославии был внутренним и спонтанным.
6. Тибет, 1913-1951
Хотя территория, известная как Тибет, существовала более тысячи лет, она не смогла стать независимым государством до 1913 года. Однако, будучи под мирной опекой целого ряда Далай-лам, он, в конце концов, столкнулся с коммунистическим Китаем в 1951 году и был оккупирован силами Мао, завершив, таким образом, своё краткое существование в качестве суверенного государства. В 50-х годах Китай оккупировал Тибет, в котором росло всё больше и больше волнений, до тех пор, пока в 1959 году Тибет, наконец, не взбунтовался. Это привело к тому, что Китай аннексировал регион и распустил тибетское правительство. Таким образом, Тибет перестал существовать как страна и вместо этого превратился в «регион», вместо страны. На сегодняшний день, Тибет является огромной туристической достопримечательностью для китайского правительства, даже несмотря на то, что между Пекином и Тибетом существует распри, из-за того, что Тибет опять требует вернуть ему независимость.
5. Южный Вьетнам, 1955-1975
Южный Вьетнам был создан путём насильного изгнания французов из Индокитая в 1954 году. Кто-то решил, что разделить Вьетнам на две части примерно по 17-й параллели будет хорошей идеей, оставив Коммунистический Вьетнам на севере и псевдодемократический Вьетнам на юге. Как и в случае с Кореей, ничего хорошего из этого не вышло. Ситуация привела к войне между южным и северным Вьетнамом, в которую, в конце концов, были вовлечены Соединённые Штаты. Эта война стала для Соединённых Штатов Америки одной из самых опустошающих и дорогих войн, в которых Америка когда-либо принимала участие. В итоге, раздираемая внутренними разногласиями, Америка вывела войска из Вьетнама и предоставила его самому себе в 1973 году. В течение двух лет, Вьетнам, разделённый на две части, воевал, пока Северный Вьетнам, поддерживаемый Советским Союзом, не захватил власть над страной, навсегда устранив Южный Вьетнам. Столица бывшего Южного Вьетнама - Сайгон (Saigon), была переименована в Хошимин (Ho Chi Minh City). С тех пор Вьетнам является социалистической утопией.
4. Объединённая Арабская Республика, 1958-1971
Это ещё одна неудавшаяся попытка объединить арабский мир. Египетский президент, ярый социалист, Гамаль Абдель Насер (Gamel Abdel Nasser), счел, что объединение с дальним соседом Египта, Сирией, приведёт к тому, что их общий враг - Израиль, будет окружён со всех сторон, и что объединённая страна станет супер-силой региона. Таким образом, была создана недолго просуществовавшая Объединённая Арабская Республика - эксперимент, который был обречён на провал с самого начала. Будучи разделённым несколькими сотнями километров создание централизованного правительства представлялось невыполнимой задачей, плюс ко всему, Сирия и Египет никогда не могли договориться о том, в чём же состояли национальные приоритеты.
Проблема разрешилась бы, если бы Сирия и Египет объединились и уничтожили Израиль. Но их планам помешала неуместно начавшаяся Шестидневная война 1967 года, разрушившая их планы о совместной границе и превратившая Объединённую Арабскую Республику в поражение библейского масштаба. После этого дни союза были сочтены, и, в конце концов, ОАР распалась со смертью Насера в 1970 году. Без харизматичного египетского президента, который поддерживал хрупкий альянс, ОАР быстро распалась, восстановив Египет и Сирию как отдельные государства.
3. Османская империя, 1299-1922
Одна из самых великих империй за всю историю человечества, Османская империя развалилась в ноябре 1922 года, после своего довольно продолжительного срока существования в течение более 600 лет. Когда-то она простиралась от Марокко до Персидского залива и от Судана до Венгрии. Её распад был результатом долгого процесса дезинтеграции в течение многих столетий, к началу 20-го века от неё осталась лишь тень былой славы.
Но даже тогда она оставалась влиятельной силой на среднем Востоке и Северной Африке, и, скорее всего, оставалась бы ею и сегодня, если бы не участвовала в Первой мировой войне на стороне проигравших. После первой Мировой войны она была расформирована, самая большая её часть (Египет, Судан и Палестина) отошли Англии. В 1922 году, она стала бесполезной и, в конце концов, полностью распалась, когда турки победили в своей войне за независимость в 1922 году и устрашили султанат, попутно создав современную Турцию. Тем не менее, Османская империя заслуживает уважение, за свое, столь продолжительное существование несмотря ни на что.
2. Сикким (Sikkim), 8 век н.э.-1975
Неужели вы никогда не слышали об этой стране? Где же вы были всё это время? Ну, серьёзно, как можно было не знать о маленьком, не имеющем выхода к морю Сиккиме, надёжно притулившимся в Гималаях между Индией и Тибетом...то есть, Китаем. Размером с ларёк по продаже хот-догов, это была одна из тех неизвестных, забытых монархий, которым удалось продержаться до 20-го века, до тех пор, пока её граждане не поняли, что у них нет особой причины оставаться независимым государством, и не решили объединиться с современной Индией в 1975 году.
Чем же было примечательно это маленькое государство? Да тем, что, несмотря на свой невероятно маленький размер, у него было одиннадцать официальных языков, которые, наверное, создавали хаос при подписании дорожных знаков - это если предполагать что в Сиккиме были дороги.
1. Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз), 1922-1991
Сложно представить историю мира без участия в ней Советского Союза. Одна из мощнейших стран на планете, которая распалась в 1991 году, семь десятилетий она являлась символом дружбы народов. Она была образована после распада Российской империи после Первой Мировой войны и процветала в течение многих десятилетий. Советский Союз разгромил нацистов тогда, когда усилия всех остальных стран оказались недостаточными, чтобы остановить Гитлера. Советский Союз едва не начал войну с США в 1962 году, это событие получило название «Карибский кризис».
После того как Советский Союз распался, после падения Берлинской стены в 1989 году, он разделился на пятнадцать суверенных государств, создав, таким образом, самый большой блок стран с распада Австро-Венгерской империи в 1918 году. Сейчас основным преемником Советского Союза является демократическая Россия.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. КЫЗЫЛА»
Школьный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2015»
Открытый урок по истории в 7а классе по теме :
« Усиление королевской власти
в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе»
Ховалыг Эрес Биче-оолович
КЫЗЫЛ-2015
Тема: « Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе»
Класс: 7 А
Тип урока: урок изучения новой темы.
Уровень обучения: базовый
Литература: «Всеобщая история. Новая история 1500-1800гг.» под ред. А.Я. Юдовской, П.А.Барановой, Л.М. Ванюшкина, М., Просвещение, 2012
Цели: - изучить исторические условия развития европейского абсолютизма, основные черты абсолютистских государств;
Сформировать представления об особых чертах французского абсолютизма при Луи XIV.
- продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы (основные черты абсолютизма), решать познавательные задачи и учебные проблемы.
- развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством: может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения или нет.
Воспитание уважения к историческому прошлому, привить интерес к познанию истории.
Технология:
мультимедийная презентация, тестирование, проблемная ситуация.
Оборудование:
компьютер, презентация, интерактивная доска, тесты, таблица «Абсолютизм».
Структура урока:
- Организационный момент, эмоциональный настрой учащихся
- Актуализация знаний (повторение изученной темы, тестирование, взаимопроверка)
- Изучение новой темы (беседа, диалог, презентация)
- Физкультминутка, музыкальная пауза
- Первичное применение нового знания (самостоятельная групповая работа по слайду 12, ответить на вопросы)
- Закрепление новой темы и ее применение на практике (работа по учебнику, стр. 32-33, работа в парах)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.
Ход урока
- Организационный момент.
Настроить учащихся на благоприятный и эмоциональный настрой. Учитель озвучивает свое пожелание:
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным,
Говори четко, внятно
Чтобы все было понятно!
- Мотивация учебной деятельности (постановка целей и задач урока)
В Новое время в Европе складываются абсолютистские государства. Они начинают формироваться в конце XV – начале XVI в. в условиях зарождения капиталистических отношений. Во Франции абсолютизм приобрел более полное и длительное развитие, поэтому он считается классическим.
(сл.2 ) Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма?
« Рождённый подданным должен повиноваться»
Ответы учащихся по слайду 2.
«Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным повиновался без рассуждений» - эта фраза выражает смысл абсолютизма.
(сл.3) Текст на слайде: Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Абсолютизм складывается в период разложения традиционного общества (XV – XVI вв.) , а своего расцвета достигает в XVII в. во время правления Луи XIV – Короля-Франции.
Учащиеся по слайдам 2, 3 определяют тему урока.
Итак, ребята, тему сегодняшнего урока вы определили правильно: « Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе».
Какие цели вы поставите перед собой?
Ответы учащихся:
Узнать, что такое абсолютизм, его основные черты и развитие во Франции и Англии. Расширить свои знания по данной теме.
3. Актуализация знаний (повторение изученной темы, тестирование. взаимопроверка)
Проверка домашнего задания: (5 минут)
Тест для каждого ученика (индивидуальная работа)
1) Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию?
А) Христофор Колумб.
Б) Бартоломеу Диаш.
В) Америго Веспуччи.
Г) Фернандо Магеллан.
2) Кто из путешественников ввёл термин «Новый свет»?
А) Христофор Колумб.
Б) Бартоломеу Диаш.
В) Америго Веспуччи.
Г) Васко да Гама.
3) Кто из выдающихся путешественников во время плавания открыл Тихий океан, Марианские и Филиппинские острова?
А) Христофор Колумб.
Б) Америго Веспуччи.
В) Бартоломео Диаш
Г) Фернандо Магеллан.
4) Конкиста – это …
А) обратное завоёвывание отвоёванных земель
Б) завоевание
В) выплата средств побеждённого государства победителю
Г) форма правления
5) Самым жестоким из завоевателей был:
А) Эрнандо Кортес
Б) Фернан Магеллан
В) Джеймс Кук
Г) Джон Кабот
6) Какая страна не могла захватывать большие страны. Поэтому обратила свой взор на страны Индии, Аравии, Восточной Африки?
А) Франция
Б) Португалия
В) Нидерланды
Г) Великобритания
Проверку проводят сами учащиеся в парах, ответы выводятся на доске:
Ключ:
Результаты теста: на «5»-4 учащихся, на «4»-10, на «3»-10.
Проверочное тестирование показало, как учащиеся усвоили и закрепили изученный материал.
4. Изучение новой темы (беседа, диалог, презентация). Запись темы урока в тетрадь. Определение абсолютизма. Таблица по слайду №4
А) Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Абсолютизм складывается в период разложения традиционного общества (XV – XVI вв.) , а своего расцвета достигает в XVII в. во время правления Луи XIV – Короля-Франции (сл.4)
Ему присущи:
1) создание общегосударственного аппарата управления
2) формирование постоянно действующей армии
3) создание государственной налоговой системы
4) введение единого государственного законодательства и административного устройства, единых мер и весов
5) образование государственной церкви
6) проведение единой государственной экономической политики
На примере Франции проследим процесс становления абсолютной монархии.
- (сл. 5) При абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий, пресекаются попытки старой феодальной власти сохранить свою независимость. Во Франции многие ранее самостоятельные провинции теряют свою независимость, а в Англии Генрих XVIII Тюдор повёл свои войска в независимые территории и подчинил их: распустил феодальные войска, замки мятежников сравнял с землёй, земли конфисковал.
Б) «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
В эпоху абсолютизма сословно-представительные органы – Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии утрачивают свое прежнее значение. Монархи, конечно же, мечтают избавиться от них, изобретают всяческие средства, чтобы уменьшить из значение. Применялись методы кнута и пряника.
(сл. 6) В Англии Тюдорам приходилось считаться с парламентом. Согласно обычаям английские короли не имели права собирать налоги без их разрешения. Тюдоры предпочитали сотрудничать с парламентом, а не бороться.
- (сл. 7)
Давайте проследим динамику созыва парламента:
Генрих Тюдор VIII – 21 раз (за 37 лет)
Дочь Елизавета – 13 раз (за 45 лет)
(сл. 8)
_ Яков I- племянник бездетной Елизаветы – не скрывал своего отвращения к парламенту и говорил: « Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться.
Он собрал парламент один раз и обратился к нему с такими словами: « В моём лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров - моя законная жена. Я глава, а остров моё тело. Я пастырь. А остров – моё стадо.
- Во Франции Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий орган. Они созывались редко, только в случае большой необходимости. С 1614 по 1789 гг. Генеральные штаты ни разу не собирались.
В) Единая система государственного управления.
-
(сл. 9)
Учащиеся составляют данную таблицу
(самостоятельно).
Англия | Франция |
Центральным административным и исполнительным органом стал Тайный совет . Членов которых назначал монарх Функции: 1) определял направления внутренней и внешней политик 2) занимался вопросами финансов 3) решали вопросы обороны страны | Глава государства – король. При нём был совет, но монарх сам назначал его членов и единолично принимал решения. Членами совета были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически власть сосредоточена в руках короля |
Г) Судебная и местная власть под контролем короля.
(сл.10 – 11)
Англия | Франция |
1. Большая часть дел передавалась в ведение двух королевских судов 2. Была создана Звёздная палата 3. Существовали и выборные мировые судьи , которые формально выбирались на собрании дворян, а на самом деле кандидатуры были выбраны королём Их называли « глаза и уши короны» 4. Управление страной осуществляли чиновники: от 1000 до 1500 чел | 1. Парламенты , стеснявшие власть королей, им принадлежало право обжалования судебных и правительственных решений. Наибольшим влиянием пользовался Парижский парламент. Который мог назначать регента, рассматривать договоры и указы короля 2. Управление страной осуществляли чиновники: в 16 веке – 8 тыс, а в 17 – 46 тыс. |
- Физкультминутка, музыкальная пауза.(1 минута)
Зарядка для глаз и для коррекции осанки.
Д) (продолжение темы) Армия на службе монарха. Налоговая система.
Одной из черт европейского абсолютизма является формирование
постоянной профессиональной армии
. Особенностью английского абсолютизма является отсутствие регулярной армии у монарха. Зато имелся королевский флот.
(сл. 13)
Во Франции в XV в. создается постоянная наемная армия (в XVI в. – 25 тыс. человек). Профессионалам необходимо платить жалование. Содержать армию и государственных чиновников стоило дорого, поэтому размер налогов все время возрастал.
Во Франции формируется государственная налоговая система, характерная для европейских абсолютных монархий. Французское государство взимало налоги с 3-го сословия. 2 прямых налога: талья – налог на землю и имущество и подушная подать. Также взимались косвенные налоги, например, габель – налог на соль
Е) Единая экономическая политика. (сл. 14)
Меркантелизм протекционизм
-- Как в условиях абсолютизма была организована экономическая политика).
- В эпоху абсолютизма в экономической политике европейских государств господствовал
меркантилизм
–
экономическая политика, в основе которой лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства.
- Необходимо было правильно
организовать международную торговлю: вывоз из страны должен был превышать ввоз
. Правительства европейских государств запрещали ввоз иностранных товаров, стараясь налаживать собственное производство.
Поддержка французских промышленников и коммерсантов, защита внутреннего рынка Франции от иностранной конкуренции называется
протекционизмом
.
Запись в тетрадях и определения слов: меркантилизм и протекционизм.
Сделать вывод.
6. Первичное применение нового знания (самостоятельная групповая работа по слайду 12, ответить на вопросы)
(сл. 12) – « Монарх – помазанник Божий»
При каком монархе абсолютизм достиг наивысшего расцвета? (при Людовике XIV)
В чём проявлялась верховная власть короля? (определял религию государства, вершил суд, чеканил монеты, собирал налоги, жаловал дворянство простолюдинам)
Устные ответы учащихся по группам:
1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа.
1 балл 2 б. 2б. 1 б.
- Закрепление новой темы и ее применение на практике (работа по учебнику, стр 32-33, работа в парах, письменная работа). Выборочная проверка учителем письменной работы.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, индивидуальная деятельность учащихся.
Что такое абсолютизм?
- Перечислите черты абсолютизма
Ответы:
Неограниченная власть правителя: в государстве нет органа, который бы юридически ограничивал полновластие монарха;
- Деятельность сословно-представительных органов прекращается или теряет свое прежнее значение;
- Высокая степень централизации государства и власти короля;
- Создание государственного аппарата управления (разветвленный бюрократический аппарат), который контролирует сам монарх;
- Создание культа королевской особы и этикета придворной жизни.
- Единое государственное законодательство
- Образование общегосударственной налоговой системы;
- Проведение единой экономической политики меркантилизма и протекционизма;
- Образование государственной церкви;
- Формирование профессиональной постоянной армии.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Заполнить таблицу по учебнику стр. 36 и выполнить исследовательскую работу по теме «Управление государством».
Используемая литература: интернет-ресурс, учебник, справочная литература, историческая энциклопедия.
- Подведение итогов урока, рефлексия.
Несколько учащихся рассказывают о своей деятельности на уроке.
Я узнала, что такое абсолютизм, стремилась ответить на вопросы самостоятельно, но допустила ошибки.
Молодцы! Проверочное тестирование, самостоятельная письменная работа, устные ответы показали, как вы усвоили и закрепили новую тему. Мне очень понравилась ваша деятельность на уроке, стремление делать все задания самостоятельно. Активно и результативно работали на всех этапах урока. Спасибо всем! оценки за урок:
«5»-5 учащихся, «4»-9 чел, «3»-10 учащихся
Результаты урока:
Дети на уроке работали активно, на уровне возможностей своего возраста, старались самостоятельно приобретать знания и делать выводы, находить свои ошибки. Создана положительная мотивация к обучению. На уроке удачно применена мультимедийная презентация для активизации познавательной деятельности учащихся. Формы корректировки, контроля и самоконтроля деятельности учащихся на уроке, организованы согласованно с подачей восприятием и переработки информации. Качество знаний-60%. УО-100%.
По словам авторов, Россию невозможно покорить не только из-за хорошо известного всем "генерала Мороза" (хотя для многих стран один только российский климат в зимний период является непреодолимым препятствием). Вторгнуться в Россию крайне сложно, и это известно любому студенту-историку, пишет издание. К примеру, когда Наполеон вошел в страну в 1812 году, русские, отступая, разрушали города и другую инфраструктуру. Они скорее уничтожат свою страну, чем отдадут ее врагу, уверен автор.
Кроме того, любой захватчик должен помнить, что Россия - самая большая в мире страна, разделенная на 11 часовых поясов. Но и это еще не все. На территории РФ можно найти самые разные климатические зоны - от полярных до субтропических. Не стоит забывать и о ближайших соседях РФ, многие из которых до сих пор готовы взяться за оружие, чтобы защитить своего союзника. Это еще больше расширяет географию возможного вторжения за счет казахских степей, гор Кавказа и т. д.
Сами русские - выносливые и умелые воины и хорошие охотники, пишет We Are The Mighty. Их не нужно принуждать воевать с захватчиками, ведь они выросли на рассказах о Великой Отечественной войне, которую выиграли их предки.
По схожей причине не удастся захватить и США, считает автор статьи. Ведь захватчику придется столкнуться не только с хорошо вооруженной армией Соединенных Штатов, но и со всеми 330 миллионами американских граждан, большинство из которых владеет оружием.
Как и в случае с Россией, еще одним значимым препятствием для вторжения станет обширная территория страны и ее разнообразный климат. Еще одно довольно неожиданное преимущество, о котором пишет We Are The Mighty, это многочисленные уличные банды, орудующие на улицах крупнейших американских городов. Предполагается, что они также доставят много неприятностей захватчикам, осложняя и без того нелегкую оккупацию мегаполисов.
Секрет непобедимости Афганистана - в его рельефе. Ни одной из империй, в число которых вошли крупнейшая в истории Британская империя и две сверхдержавы - СССР и США, так и не удалось покорить эту страну. Пустынная "чаша", окруженная высокими и протяженными горными хребтами, стала непреодолимым препятствием для захватчиков. В случае поражения афганцы всегда могут укрыться в горах, чтобы восстановиться и подготовиться к новым боям. Кроме того, горы нивелируют все преимущества танков и бронетехники.
Еще один важный фактор - население страны, состоящее из нескольких десятков различных этнических групп. Афганцы преданы своим кланам, племенам, шейхам, стране, религии и т. д. В случае вторжения захватчик должен подчинить своей воле более 34 млн человек.
Еще одна непобедимая страна - Китай. Вторгшийся в страну захватчик должен быть готов сразиться с миллиардом китайцев. Конечно, не все они вооружены и обучены воевать, однако правительству не потребуется много времени, чтобы начать раздавать оружие населению. Дополнительные проблемы для захватчиков создадут сложные климатические условия и протяженность китайских границ.
Если войска интервента не будут уничтожены Народно-освободительной армией Китая, им придется столкнуться с тропическими болезнями и различными недугами, связанными с перенаселением, пишет We Are The Mighty.
Не стоит забывать и о том, что китайцы умеют мастерски копировать иностранные технологии, поэтому проблем с оснащением и экипировкой у них не возникнет.
Включение в список непобедимых стран Индии для многих может оказаться неожиданностью. Однако суровые горные перевалы на севере и востоке страны, а также обширные пустынные районы на северо-западе могут стать непреодолимым препятствием для тех, кто решит напасть на Индию.
Наиболее предпочтительное место для высадки десанта и начала вторжения - пляжи на юго-востоке страны. Однако влажный тропический климат может доставить захватчикам много неприятностей. Кроме того, территориальные воды будут контролироваться подлодками ВМС Индии, которые смогут топить как боевые корабли, так и десантные суда противника.
Со времени обретения независимости Индии приходилось не раз конфликтовать с ближайшими соседями - Китаем и Пакистаном. Оборонная стратегия страны основывается на ведении войны на два фронта - и вооруженные силы Индии к этому готовы.
Практически неограниченное количество рабочих рук, религиозный пыл и миллиардное население также делают Индию грозным противником, подводит итог автор статьи.
США использовали различные способы для присоединения новых земель. Их завоевывали, аннексировали, покупали, присоединяли по просьбе местных жителей и брали в аренду. 13 штатов, которые изначально составляли Соединенные Штаты Америки, тогда занимали территорию, сопоставимую по размерам с Филиппинами. За столетие под контроль США попала большая часть континента Северная Америка, Филиппины, острова в Атлантическом и Тихом океанах.
Роберт Леки\Robert Leckie, автор исследования "От Моря до Моря: Сага об Экспансии Америки"\From Sea to Shining Sea: From the War of 1812 to the Mexican War, the Saga of America"s Expansion, отмечает, что ни одна страна мира не увеличивала размеры своей территории так быстро, как США. Причины появления в составе США новых земель были весьма разнообразными. Американские политики отнюдь не жаждали приращения территорий только ради самого приращения. Во многих случаях значительная часть американского общества прохладно относилась к подобным действиям властей, а иногда и протестовала против них.
Процесс приобретения новых земель начался уже через четверть века после того, как США обрели независимость от Британской Империи (1776 год). В 1803 году президент Томас Джефферсон\Thomas Jefferson (1801-1809) принял решение купить у Франции ее колониальное владение - "Территорию Луизиана", площадью более 2 млн. кв. км. Франция, которой Луизиана по ряду причин оказалась не нужна, просила за нее $15 млн., причем основную часть этой суммы, $11 млн. 250 тыс., должны были быть заплачены сразу, а остальная часть была компенсирована погашением долга Франции перед гражданами США. В результате, территория США практически удвоилась, на этом куске земли были образованы 13 новых штатов. Многие жители США весьма скептически относились к решению Джефферсона. Подобные взгляды на приращение земель часто превалировали и впоследствии.
В 1819 году США купили у Испании полуостров Флорида. США решили приобрести эти земли из соображений безопасности: местные индейцы из племени Семинолов постоянно совершали разрушительные набеги на соседний штат Джорджия. Испания согласилась продать эти земли, которые она не могла полностью контролировать, поскольку не имела сил и желания ими заниматься - именно в начале 19 века она столкнулась с массовыми волнениями в своих колониях в Америке. Флорида досталась США за $5 млн. - фактически Вашингтон этих денег не платил, поскольку эти средства пошли на погашение претензий граждан США к испанской короне.
В 1845 году в состав США вошел Техас, до этого принадлежащий Испании, а после - Мексике. Аннексация Техаса имела весьма сложную и запутанную историю. За четверть века до этого американцы получили разрешение мексиканского правительства на поселение в Техасе. Переселенцы должны были хранить верность Мексике, выучить испанский язык и принять католицизм. Однако на соблюдение этих правил мексиканские власти не обращали особого внимания. Переселенцы организовали в Техасе масштабное производство хлопка и уже в 1830-е годы число англоговорящих техасцев превысило число испаноговорящих. Именно тогда разразился кризис. В 1831 году Мексика отменила рабство (в США рабство просуществовало еще три десятилетия), что могло стать причиной финансового краха техасских плантаторов, нуждавшихся в дешевой рабочей силе. Кроме этого, мексиканское правительство ограничило иммиграцию в Техас и резко повысило таможенные пошлины. В 1833 году к власти в Мексике пришел генерал Антонио Лопес де Санта Ана, которого поддерживали националисты. Генерал решил восстановить, де-факто, утраченный контроль за Техасом. В 1835 году мексиканские солдаты попытались захватить пушки, находившиеся в городке Гонзалес. Поселенцы возмутились и выбили мексиканские войска из города. Это стало началом войны. Мексиканские силы возглавил сам Санта Ана. При подавлении восстания он проявил крайнюю жестокость - всех пленных инсургентов расстреливали на месте. Это, фактически, и решило судьбу Техаса. Сепаратистские идеи, которые изначально были не очень популярны, обрели множество поклонников. В 1836 году техасское ополчение разбило мексиканскую армию, Санта Ана попал в плен. Взамен на свое освобождение, он предоставил Техасу независимость. В 1836 году лидер сепаратистов Сэмюэль Хьюстон\Samuel Houston стал президентом Республики Техас.
США открыто симпатизировали Техасу, однако по ряду причин (прежде всего, из-за проблемы рабства, противники которого приобретали все большее влияние в США, и экономического кризиса) долгое время не желали включать Техас в состав США (соответствующее обращение правительства Техаса поступило в Вашингтон практически сразу после инаугурации Хьюстона) и даже отказывались признать независимость нового государства, опасаясь войны с Мексикой. Техас даже начал подобные переговоры с иными государствами. Причинами этого была политическая, экономическая и военная слабость нового государства, постоянные трения с мексиканцами и индейцами. Наиболее благосклонно к этой аннексации Техаса отнеслась Британская Империя, однако и ее отпугивало техасское рабовладение (рабовладение на территории империи было признано незаконным в 1833 году). Тем не менее, в 1845 году США аннексировали Техас, который получил статус штата (одной из важнейших причин принятия этого решения были опасения, что новорожденная республика перейдет под власть британской короны). Техасцы и часть американцев (сторонники сохранения института рабовладения) отнеслись к этому решению с восторгом. Однако, Мексика начала войну с США. Историк Джоэль Силби\Joel Silbey, автор исследования "Буря над Техасом"\Storm over Texas: The Annexation Controversy and the Road to Civil War, считает, что противоречивая аннексация Техаса стала одним из факторов, ставшим косвенной причиной начала Гражданской войны в США (началась через полтора десятилетия).
Год спустя в США влилась "Территория Орегон", которую ныне занимают штаты Орегон, Вашингтон, Айдахо, частично Монтана и Вайоминг. Это были спорные земли со смешанным населением, на которые изначально претендовали Великобритания, США, Россия и Испания. Постепенно число претендентов на огромный участок суши сократилось до двух - США и Британской Империи. В 1818 году обе стороны согласились совместно владеть этой территорией. Тем не менее трения сохранялись, поскольку обе страны имели разные представления о том, где должны проходить границы их владений. Время работало на США, поскольку Орегонскую Территорию активно осваивали американцы. В 1844 году кандидат в президенты США Джеймс Полк\James K. Polk заявил, что США должны получить контроль над территориями, находящимися южнее 54-й параллели. Тогда в США появился лозунг "Пятьдесят Четыре или Война". После победы Полка на выборах начались американо-британские переговоры, в результате которых США получили земли южнее 49-й параллели (1846 год). Однако все спорные вопросы разрешены не были, последствием чего стала война, разразившаяся в 1859 году.
Война с Мексикой, начавшаяся после аннексации Техаса, привела к тому, что в состав США вошли нынешние штаты Нью-Мексико, Аризона, Калифорния, часть Колорадо, Юты и Невады. Мексика, начавшая боевые действия в 1847 году, быстро потерпела поражение (американские войска заняли Мехико). Договор был подписан в 1848 году: Мексика утратила значительную часть своей территории. Взамен США выплатили Мексике $15 млн. и обязались погасить финансовые претензии пострадавших граждан США к мексиканскому правительству (на сумму, примерно, $3 млн.).
Пятью годами позже (1853 год) Мексика вновь продала США часть своих земель (ныне южная часть Калифорнии и Аризоны). Причиной было строительство трансконтинентальной железной дороги, которая должна была связать Запад и Восток США - выгодно было прокладывать ее именно по этому маршруту. Предложение США принял все тот же президент (и генерал) Санта Ана. Историк Дэвид Плетчер\David M. Pletcher, автор книги "Дипломатия Аннексации: Техас, Орегон и Мексиканская Война"\The Diplomacy of Annexation: Texas, Oregon, and the Mexican War, считает, что Санта Ана пошел на этот крайне непопулярный в Мексике шаг по причине экономического банкротства своего правительства. США выплатили $10 млн. за территории площадью примерно 70 тыс. кв. км.
Ряд мелких островных территорий в Тихом Океане США присоединили на основе Закона "Гуано"\Guano Act, принятого Конгрессом США\US Congress под нажимом фермеров в 1856 году. Джимми Скэггс\Jimmy M. Skaggs, автор исследования "Великая Лихорадка Гуано"\The Great Guano Rush: Entrepreneurs and American Overseas Expansion, отмечает, что гуано - залежи птичьего помета - тогда считались лучшим удобрением и стоили крайне дорого (главный поставщик гуано - Перу - в середине 19 века получало доходы, сопоставимые с доходами современных стран-экспортеров нефти). Закон гласил, что если гражданин США обнаружил залежи гуано на любом острове или скале, не попадающей под юрисдикцию иного государства и не занятый иностранными гражданами, то данный участок суши переходит к США. В результате, в состав США вошли 79 тихоокеанских островов, островков и атоллов, многие из которых впоследствии обрели независимость - ныне американский флаг развевается над практически необитаемыми островами Бэйера, Джарвиса, Хоулэнда, атоллом Джонстона и т.д., открытыми в 1857-1858 годы. Впрочем, иногда Закон "Гуано" не было нужды использовать. К примеру, в 1859 году необитаемый атолл Мидуэй был открыт американским капитаном, а в 1867 году был провозглашен владением США. Это была обычная практика эпохи колониализма. Любопытно происхождение названия Мидуэй\Midway (можно перевести, как "середина пути") - атолл был так назван, поскольку лежит посредине между Калифорнией и Японией.
В 1876 году США и Российская Империя заключили договор о продаже Русской Америки - Аляски. Россия начала переговоры об этой сделке в 1866 году, однако правительство США долгое время сомневались в разумности подобного приобретения. Большинство американцев не понимало, какую выгоду может принести США покупка куска земли на краю земли, где практически невозможно жить из-за сильнейших морозов. Идею о покупке Аляски активно поддерживал президент Эндрю Джонсон\Andrew Johnson и его госсекретарь Уильям Сюард\William H. Seward. Их активно критиковали политические противники Джонсона, который долгое время не мог получить поддержку этой сделки в Конгрессе. В результате, Аляска была куплена, а эту сделку (и сам штат Аляска) долгое время называли "Глупостью Сюарда" или "Ледяным Ящиком Сюарда". США заплатили России $7.2 млн. На протяжении нескольких десятилетий США не уделяли Аляски практически никакого внимания - этой огромной территорией управляли военные. Гражданская администрация появилась лишь в 1884 году, однако ее влияние было минимальным. Ситуация изменилась сперва в результате открытия месторождений золота (1896 год), а позже - во время Второй Мировой войны, когда стратегическая важность Аляски стала понятна всем. В 1959 году Аляска стала штатом США.
В 1898 году США аннексировали Гавайи, до этого независимое королевство, управляемое полинезийскими вождями (именно гавайцы убили знаменитого мореплавателя Джеймса Кука\James Cook). В 19 веке за контроль над Гавайями боролись США, Великобритания и Франция. Однако победу одержали США, благодаря тому, что Гавайи и США оказались наиболее крепко связаны экономически. На Гавайях активно действовали американские бизнесмены, прежде всего, плантаторы, которые производили сахар. В 1893 году гавайский трон унаследовала королева Лилиуокалани\Liliuokalani, которая попыталась укрепить институт королевской власти. Укрепление производилось с помощью новой конституции, а так как монархия была абсолютной, то путем выпуска королевских эдиктов. Кроме всего прочего, королева собиралась укрепить бюджет, повысив тарифы на вывоз гавайского сахара. Однако эти планы не удалось реализовать. Группа разъяренных плантаторов во главе с Сэмюэлем Доулом\Samuel Dole (всего 18 человек) свергла королеву. Историк Том Коффман\Tom Coffman, автор исследования "История Американской Аннексации Народа Гавайев"\Nation Within: The Story of America"s Annexation of the Nation of Hawaii, отмечает, что переворот свершился в условиях почти полного безразличия гавайцев. Переворот был совершен при поддержке американских военных и посла США. Любопытно, что президент США Гровер Кливленд\Grover Cleveland крайне негативно отнесся к этому акту, извинился перед королевой и даже уволил посла США, поддержавшего переворот. Тем не менее в 1894 году на Гавайях была создана республика, президентом стал Доул. Республика была немедленно признана США. Однако дни независимости Гавайев были сочтены. Новые власти обратились к США с просьбой об аннексации. Конгресс США обсуждал этот вопрос до 1898 года - положительное решение было принято на волне войны с Испанией. Финальное "добро" дал новый президент Уильям Маккинли\William McKinley. В 1900 году Доул стал первым губернатором Гавайев, которые получили статус "присоединившейся территории". В 1959 году Гавайи стали 50-м штатом США. Экс-королева Лилиуокалани скончалась в 1917 году, все эти годы она проживала на родном острове.
Часть бывших владений США обрели независимость и ныне являются суверенными государствами. К примеру, в 1898 году США разгромили Испанию и приобрели у побежденных Филиппины, Пуэрто-Рико и Гуам. Филиппины в 1946 году стали независимыми. Известный историк Уолтер Ла Фэйбер\Walter La Faber, автор книги "Новая Империя"\The New Empire: An Interpretation of American Expansion, 1860-1898, считает, что именно победа над Испанией стала важнейшим поворотным моментом в истории Соединенных Штатов. По его мнению, после этого США ощутили себя полноценным международным игроком, способным оспаривать мировое первенство у европейских колониальных держав. Это кардинально повиляло на идеологию американской элиты и способствовало борьбе за новые территории.
В 1903 году США арендовали у новорожденного государства Панама (при поддержке США обретшего независимость от Колумбии) участок земли, прилегающей к будущему Панамскому Каналу (за $10 млн. единовременных выплат плюс $250 тыс. ежегодной ренты) - в 1999 году зона и канал были возвращены Панаме. В 1947 году США получили мандат ООН на управление Марианскими, Каролинскими и Маршалловыми островами - в 1986 году на Каролинских островах появились независимые Федеративные Штаты Микронезии, два других архипелага де-факто остались под юрисдикцией США, сообщает
Россия - это страна, которую невозможно завоевать, полагает американское патриотическое издание We are the Mighty (WATM). Среди причин российской непобедимости авторы называют суровые климатические условия, большую территорию, сильную и боеспособную армию, а также особенности национального самосознания.
Как пишет издание WATM, вторжение в Россию - это «ужасно трудное дело» и приводит в качестве примера нашествие Наполеона в 1812 году. Журналисты обращают внимание на самоотверженность русского народа и готовность уничтожать собственные города, села и другую инфраструктуру, чтобы она не досталась врагу. «Русские скорее уничтожат свою страну, чем оставят ее захватчику» , - считают авторы американского издания.
По мнению WATM, готовность российского населения пожертвовать собой - не единственная причина, которая помешает завоевать страну. Россия - это самая большая страна в мире по сухопутной территории с разнообразным климатом. Этот фактор также играет против потенциального захватчика, считает автор статьи.
Шойгу ответил на призыв Германии «вести диалог с Россией с позиции силы»
Минобороны России также рассекретило приказ Сталина о бомбардировке Берлина в 1941 году 12 августа 2018Если всего перечисленного выше окажется недостаточным для отпора врагу, то захватчику «вероятно, придется сражаться с каждым бывшим советским государством вокруг российских границ» . Как утверждает издание, многие их них по-прежнему лояльно относятся к России и готовы взяться за оружие, чтобы помочь «своим русским друзьям» . Это расширяет разнообразие людей, климатические условия и географию, с которыми придется бороться нападающей стороне.
В списке стран, которые невозможно завоевать, также вошли Китай, Индия, Афганистан и США.
По мнению WATM, завоевать Соединенные Штаты не получится не только из-за самой мощной армии в мире, но и наличия у населения большого количества оружия. Китай сможет отстоять свою независимость благодаря большой численности населения и развитой экономике, а Индия «военно-морской стратегией», предполагающей наполнение прибрежных вод субмаринами.
Афганистан авторы называют «кладбищем империй» . По их мнению, эту страну невозможно захватить из-за сложного географического рельефа и многонационального населения. Они также признают, что даже США с самой современной армией не смогли добиться существенных успехов в покорении этой страны.
«Любая армия, которую захватчик не может уничтожить, может просто исчезнуть в горах и «зализывать раны» до следующего сезона боевых действий. В наше время высокие пики отрицают преимущество брони и танков, так же как и отрицание преимуществ тяжелой кавалерии в более ранние времена» , - написали авторы издания об Афганистане.