Эссе личность ли я. Сочинение «Я – личность
Люди часто думают и говорят о том, что такое личность. Это всегда интересно и всегда волнует, ведь все мы люди и живем среди людей. Да, у всех разные профессии, занятия и должности, все выполняют неодинаковые задачи. Но кем бы кто из нас ни был, он, прежде всего, личность, а уже потом носитель какой-либо общественной функции. Что такое личность? В чем проявляются ее качества? Быть личностью - значит сохранять способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, сохранять свое неповторимое «я». Чем богаче мир и чем сложнее жизненные ситуации, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может, только оставаясь личностью. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной жизни тот, кто постоянно учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общения. Человек обладает громадными возможностями для восприятия культурных и духовных ценностей и для собственного самосовершенствования. Чтобы стать личностью, каждый человек должен постоянно развиваться, заниматься самовоспитанием. И каждый это знает и старается разобраться в себе, понять себя, постичь себя, постичь свой внутренний мир. Мы пытаемся сопоставлять себя с окружающими, соотносить личную жизнь с общественной, свой интерес к миру с интересом его к себе, чтобы ответить на главные из главных вопросов: какой я? как и для чего я живу? все ли я открыл в себе? Каждый человек сам должен себя воспитывать. Никто не придет и не упразднит в нем недоброжелательность, зависть, лицемерие, жадность, страх перед ответственностью, непорядочность. Главным в духовной культуре личности можно считать активное, творческое отношение к жизни: природе, обществу, другим людям, себе самому. Нам, вступающим в жизнь, надо знать о том, что культура человека не должна быть сведена только к начитанности, эрудиции, хотя и это очень важно- Культуру человека нетрудно оценить. Овладеть культурой может только деятельный, активный человек, открывший для себя все ее богатства. Искусство и литература, традиции и обычаи очень поучительны и их знание облегчает жизнь. Но есть признак духовной культуры личности, который очень важен, - готовность человека к самоотдаче и самопожертвованию. Забота о людях и стремление помочь им должны стать не только добрыми словами, но и добрыми делами. На протяжении всей жизни нужно формировать и развивать в себе лучшие качества и преодолевать те, что мешают раскрытию личности, ее самоутверждению в коллективе. К сожалению, многие считают, что свобода личности - это свобода не придерживаться установленных в обществе законов, порядка. Но такое поведение вместо пользы приносит только вред, причем страдает не только сам человек, но и окружающие его люди. В жизни всякое бывает. Закрывать глаза на ее трудности, испытания, тяготы нельзя. Каждому из нас приходится разочаровываться, страдать, утрачивать веру в себя, мучиться угрызениями совести, быть виноватым и быть без причины обиженным. Но нужно научиться преодолевать боль от обид и несправедливости и выносить из пережитого урок. В преодолении трудностей закаляется характер, приобретается жизненный опыт. Если человек всем этим овладеет, он сумеет правильно выбрать жизненную позицию, будет отличать главное от второстепенного, воспитает в себе силу воли. Никогда не нужно забывать о непреходящих ценностях. А еще очень важно научиться требовательности к себе, преданности делу, следованию долгу, верности дружбе и противостоянию злу, уважению к старшим и служению своей стране. Чтобы стать личностью, каждому необходимо внимательно всматриваться в себя и в жизнь. Очень важно воспитать в себе единство слова и дела, не забывать, что любая ситуация - это своеобразная школа поведения в жизни.
Лето я обычно провожу за дочитыванием, досматриванием и дослушиванием того, на что не хватало времени в течение учебного года. После первого курса у меня остался цикл из 55 лекций В. В. Петухова по общей психологии, заботливо порекомендованный любимым преподавателем.
В одной из лекций Валерий Викторович излагал концепцию субъекта. Она оказала сильнейшее влияние на мое мировосприятие и во многом определила мои текущие взгляды на многие социальные проблемы.
Суть вот в чем. Человек существует как природный, социальный и культурный субъект. Природный субъект просто адаптируется к окружающей среде, социальный – присваивает и применяет коллективный опыт, а культурный – на основе общечеловеческих норм самостоятельно и ответственно решает собственные проблемы. Личность предлагали понимать как субъект, то есть максимально расширить содержание этого понятия. Но тогда личностями можно будет признать и животных, а ведь нам так хочется потешить свое тщеславие (венцы творения же, ну). Нет, личность – это прерогатива человека.
А. Н. Леонтьев писал: «Личность рождается дважды». Когда? Первое рождение личности происходит именно тогда, когда маленький человек, впервые послушался родительского «нельзя». Тогда родителей можно поздравить – их кровинушка стала социальным субъектом, вставшим на путь подчинения себя социальным нормам. В этом понимании все мы социальные субъекты. Мы все подчиняемся запретам, законам, требованиям, которые налагает на нас социум в обмен на счастливое в нем существование. Много раз я слышала (да и сама грешила), как люди говорят: «Мне плевать на чужое мнение», «Мне никто не нужен» и проч. Теперь я понимаю, насколько это самонадеянно. Человек не существует без людей. Больше или меньше, чаще или реже, но общество себе подобных нужно всем. Достаточно просто находиться среди людей, чтобы быть социальным субъектом. Я замечаю за собой, как волей-неволей в голове проносится «Что это она на меня так смотрит? У меня что-то с лицом», как я подавляю улыбку, чтобы «не подумали лишнего» (так уж получилось, что в России не принято улыбаться без причины, правда, причина всегда есть, но знаешь о ней только ты), как я «общаюсь» с людьми, мысленно задавая им вопросы, делая комплименты. Я люблю украдкой разглядывать красивых девушек, рассказывать потом друзьям истории о злобных тетках, короче говоря, люди мне нужны, без них я могу потерять важную часть своей личности.
Но социальный субъект это не личность, это еще пол-личности. Вот здесь и кроется та самая идея, которая меня вдохновляет.
Мир населен «недоличностями» - социальными субъектами. Он существует как личность только в своей социальной группе, делит мир на «мы» и «они». Мы – это хорошие, правильные, а «они» - плохие и неправильные, одним словом, враги. Социальный субъект развязывает религиозные войны. Социальный субъект придумал расизм и национализм и прочие «прелести» нашей с вами жизни. Со всеми вытекающими последствиями. При этом он высказывает «свое» мнение, только тогда, когда находится в группе. Вне ее у него вообще своего мнения не существует, он сам не существует. И все это не просто теоретический конструкт. Я тоже чувствую своего социального субъекта. Как-то раз я взяла самый дешевый билет на поезд. К моему удивлению, большинство пассажиров вагона составляли студенты-индусы. Никогда не считала себя человеком, придающим хоть какое-то значение национальности. Но тем не менее, я непроизвольно сторонилась их, ждала от них отвратительных выходок и в общем была не особо довольна таким соседством. Вот оно. Эта дихотомия так глубоко засела в моей голове, что перестала осознаваться. Наш социальный субъект уходит все глубже в нас, оказывая прямое влияние абсолютно на все, что мы делаем, думаем, чувствуем. Социальный субъект воинственен в отстаивании своей идентичности, он считает, что его принадлежность к социальной группе уже величайшее достижение, и поэтому ничего от него больше не требуется. Он считает нормальным оскорблять (при чем не в лицо, нет, разве что на пьяную голову) представителей других групп, считать себя выше, лучше, достойнее просто так, просто потому что он является членом своего общества. Вы видите таких людей постоянно. Скорее всего, такие есть в вашем ближайшем окружении. Такие люди вещают нам с экранов. Такие храбрятся, бравируют и горячатся на массовых мероприятиях. Хорошо бы приводить более конкретные примеры, но я сомневаюсь. Ладно. Социальный субъект клеит на заднее стекло машины «Можем повторить». Он, будучи студентом, например, вышки, презрительно фыркает при виде, например, огаревца. Его не смущает понятие «неправильная вера» или «неправильное мнение». Он любит подраться с фанатами другой футбольной команды. Он любит поучать «младших» (беру в кавычки, потому что мудрость и возраст не всегда пропорциональны). Социальный индивид на каждом углу трубит о своем «мы», набрасываясь на других социальных индивидов, тоже свое «мы» заявляющих. Так один пытается доказать другому, что он лучше. Анализируя происходящее, я все больше проникаюсь мыслью, что все беды в мире именно из-за того, что мы недоличности. Но есть ли альтернатива?
Вернемся к Алексею Николаевичу. Вторым рождением личности является рождение культурного субъекта. И это рождение может происходить неоднократно. Я бы назвала это периодическим пробуждением культурного субъекта. Его рождение – это тот момент, ситуация, когда человек начинает думать своей, а не общественной головой. Для культурного субъекта не существует национальностей, классов, статусов и всего остального, чем так кичится социальный субъект. Для него существует только человек. Для культурного субъекта золотое правило нравственности (относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе) не какая-то непонятная чушь из учебника философии, а вполне ясный, устойчивый жизненный принцип. Культурный субъект уважает всех, потому что уважает себя. Проблема Раскольникова является интересной попыткой заявить себя как культурного субъекта – подняться над законом и религией, заявить свое «Я». Но вопрос поставлен изначально неправильно. Мне понравилось, как В. В. Петухов ответил на этот вопрос: ты тварь дрожащая, потому что право имеешь. Культурный субъект заявляет свое «Я», осознавая и признавая право на существования других «Я». Культурный субъект занят собой. Не самовосхвалением и самолюбованием, а самокритикой и самовоспитанием. Он не спешит раздавать советы и учить жить других, руководствуясь сократовским принципом «Я знаю, что ничего не знаю». Он ищет свое любимое дело, «ищет себя». Культурный субъект не хватает готовое, а строит свою собственную философию, по которой живет. В этом плане для меня очень показателен пример четы Левиных из «Анны Карениной». Китти воспитана и живет в духе православия, абсолютно комфортно чувствует себя в рамках своей группы. Она – положительный пример социального субъекта. Константин же пришел к православию, пришел к вере осмысленно, пройдя через воинствующий атеизм, научный радикализм, формальное православие. Он выстрадал свою философию, она досталась ему с помощью колоссальных нравственных усилий. И я считаю это достижением, признаком культурного субъекта. Социальный субъект заявляет свое «Я» через «мы», культурный же заявляет его непосредственно. Он признает и принимает свое несовершенство, но по мере сил борется с ним. Именно состояние борьбы, в первую очередь внутренней, то есть периодически возникающие ситуации личностного выбора, провоцирующие рождение культурного субъекта, составляют главный его признак.
Все это звучит несколько идеалистично. Так оно и есть. Культурный субъект есть идеал. Все люди социальные субъекты, которые ближе или дальше находятся от субъекта культурного. Именно культурный субъект стал моим ориентиром. Таких людей, разумеется, не существует. Но есть периодически культурные субъекты, то есть те, в ком эта часть личности время от времени пробуждается (в ситуациях личностного выбора). Такими примерами изобилует классическая литература, я нахожу таких людей среди своих преподавателей, среди умерших и ныне живущих деятелей. Что касается меня, то я очень остро чувствую своего социального субъекта. Оставляют желать лучшего мои межличностные отношения, временами хромает саморегуляция. Зачатки культурного субъекта я наблюдаю у себя, когда подмечаю свои промахи. Подмечать – это, конечно, хорошо, но так трудно их признать, заявить себе, что у меня есть такая недопустимая черта. А еще труднее ее устранить. Но я думаю, что я на правильном пути.
Б.Г. Ананьев в своем высказывании поднимает проблему становления человеческой личности. Согласно его мнению, человек становится личностью далеко не сразу после своего биологического рождения. Должно пройти достаточно много времени с определенным набором процессов, чтобы из индивида сформировался полноценная личность. В этом вопросе я придерживаюсь такой же точки зрения и считаю необходимым полноценно обосновать ее.
Личность – представитель человеческого вида (индивид) с определенным набором индивидуальных качеств, сформировавшейся позицией по отношению к происходящему в различных сферах деятельности, совокупностью принятых ценностей и способный совершать осознанные и обдуманные поступки. На ранних этапах своего развития человек сначала живет полностью неосознанной жизнью, почти не контролирует свое тело. Биологическое взросление сопровождается взрослением социальным, то есть человек под действием воспитания и социализации впитывает в себя установленные модели поведения, общественные знания и умения, общекультурные ценности, различные нормы и так далее. Совокупность всего вышеперечисленного и составляет личность. Человек как личность должен также иметь набор индивидуальных, характерных только для него, качеств, признаков, черт характера. Естественно, переход индивидуума на более высокий социальный уровень, то есть становление личностью, не есть резкий скачок. Это долговременный процесс, скорость протекания которого зависит от многих факторов: окружения, биологических задатков, ситуации в стране, политики государства в отношении детей, пережитых обстоятельств. Именно поэтому индивид становится личностью в разные годы в разных странах. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров.
Во-первых, пример того, что начало личности происходит значительно позже начала индивида, можно увидеть в социальном опыте. Так, при общении с человеком достаточно долгое время с момента рождения, можно проследить постепенное становление ребенка личностью.
Во-вторых, в произведении В. Катаева «Сын полка» можно проследить переход от индивидуума к личности за достаточно короткое время. В данном случае это яркий пример влияния окружающей обстановки на скорость протекания процесса становления личностью.
В-третьих, полная дееспособность человека в РФ наступает с 18-ти лет. К этому моменту многие оканчивают полное среднее образование, имеют достаточный социальный опыт, прошли семейное и общественное воспитание. Опыт общества, узаконенный нормами права, еще раз говорит о том, что начало личности наступает намного позже начала индивида.
Таким образом, Б.Г. Ананьев был прав, говоря что биологическое рождение далеко от рождения социального по временным меркам, а на скорость перехода на уровень «Личность» зависит от большого числа факторов.
Кто такая личность? Не каждого человека можно так назвать. Надо обладать определенным набором черт характера и душевных качеств, чтобы иметь право им называться. Часто можно услышать словосочетание “выдающаяся личность” на счет известного человека. Но не только известностью измеряется это понятие. На мой взгляд, личность – это искренний, целостный человек, который живет согласно своему призванию. Он сумел выявить свои наклонности, раскрыть свои таланты, преодолеть свои недостатки и благодаря этому добиться успеха в жизни и быть счастливым.
При этом он с уважением относится к другим, не позволяет себе презрительного и поверхностного отношения к ним. Иногда говорят “сильная личность”, но сила – не значит жесткость. По моему мнению, человеку нужна сила особенно для того, чтобы быть добрым, сочувствующим, даже уметь поступиться своими интересами ради другого человека. Что касается известных людей, то для меня ярким примером личности является Григорий Сковорода. Этот мудрый человек не только понял важные истины о жизни, но и сам жил согласно своим взглядам. Он был тем, кем хотел быть, не унижая других, и так учил делать нас, потому что только так можно быть счастливым. Я считаю, что среди нас – миллионы людей, достойных звания личности. Пусть мы о них ничего не знаем. Это люди, которые живут простой жизнью, занимаются любимым, пусть не престижным делом, которые любят и уважают близких, никому не наносят обиды. Что касается меня, я надеюсь, что нахожусь на правильном пути в развитии моей личности. Я стараюсь больше внимания уделять тому, что у меня получается, развивать свои способности. Не всегда получается, но я стремлюсь быть терпимее к людям, которые рядом со мной. Мне кажется, золотое правило “поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой” работает во всех сферах жизни и помогает не сбиться с правильного пути. Следовательно, для того, чтобы сформировать свою личность, нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться, искать то, что приносит радость, быть искренним и уважать других
Чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Если у человека внутренний стержень уже сформировался – а это можно сказать практически о любом взрослом человеке, то для психолога личность – это своеобразие черт и особенностей человека. Для психолога преступник – личность. Личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей. И вы отличаетесь от преступника только другим набором… – это уже неплохо, хотя хочется большего.
Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы, и это о другом. Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем то особенен и неповторим, а тех, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность. Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты всей своей жизнью принесешь людям?
И это уже хороший вопрос самому себе: “Насколько Я – личность?” Личность – не данность, а заданность. Я предложу видеть в личности не данность, а заданность. Не то, что уже в нас есть, не прошлые заслуги и прегрешения, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать. Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно – не Личность и вам это по всем признакам не светит. И что дальше? Делать то с этим что?
Личностью не рождаются, личностью становятся
Делать себя Личностью. Потому что человек – это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся. Хорошо, но будет ли момент, когда мы можем уверенно сказать: “Мы это сделали! Все! Задание выполнено!”? Будем реалистами. Совершенно нормально, если состоявшийся, взрослый и успешный человек чувствует себя достойной личностью. Он и без тестов знает, что он порядочный и трудолюбивый, творческий и ответственный, он – личность! Если быть личностью – это награда, но должны быть и награжденные