Главный закон страны российской. Тема: Конституция РФ – основной закон страны Что такое закон главный закон страны
Разделы: История и обществознание
Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны, развивать умение работы с юридическими документами, формировать уважение к закону и правопорядку.
Учащиеся должны: знать правила работы с юридическим документом, знать зачем нужна Конституция, объяснять смысл понятий: Конституция, президент, депутат, разделение властей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Межпредметные связи: история.
Оборудование: Презентация , медиа-проектор.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Преимущества данной презентации на уроке:
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- дает возможность обеспечить не только аудильное, но и визуальное восприятие информации;
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Переходный момент
Повторение. Воспроизведение уч-ся знаний
полученных на предыдущем уроке, которые
потребуются для выполнения предложенных
заданий.
Сообщение темы и цели предстоящей работы
(вхождение в урок)
(погружение в урок)
Объяснение нового материала с показом презентации
IV. Обобщение и закрепление знаний, формирование умений
Работа с раздаточным материалом.
Игра «Путаница»
V. Итог урока
Рефлексия
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
II. Переходный момент
Повторение изученного материала.
– Ребята, на предыдущем уроке мы с вами изучили тему «государство и его граждане». Давайте сейчас повторим изученный материал.
Фронтальный опрос
– Объясните смысл понятий государство,
гражданин, паспорт, суверенитет.
– Когда возникли первые государства?
– Назовите основные признаки государства?
Вхождение в урок
На мониторе написан эпиграф к нашему уроку, прочитайте его и скажите какое слово в данном эпиграфе для вас новое? (Закон)
Эпиграф: Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Джон Локк)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Тема урока: Основной закон страны
– Тема нашего урока: основной закон страны. Цель нашего урока: познакомиться с основным законом нашей страны, научиться правильно и грамотно работать с юридическим документом.
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя сопровождается показом Презентации . (Слайд 3)
План урока
- Что такое Конституция?
- Государственый суверенитет.
- Принцип разделение властей
Давайте запишем план урока.
Основные понятия урока: Конституция, президент, депутат, разделение властей
Предыстория Конституции
Главным законом государства выступает
Конституция страны. Она определяет общественное
и государственное устройство. порядок и
принципы устройства, порядок и принципы
образования представительных органов власти,
избирательную систему, основные права и
обязанности граждан.
Первые попытки создать Конституцию, в которой бы
закрепились права и обязанности всех, возникли
много столетий тому назад. Еще в Древнем Риме так
называли государственные документы, которые
исходили от правителей – императоров. В своем
современном виде первые Конституции появились в
1789 году в США (В 1791 году Билль о правах) и во
Франции (1789 год. «Декларация прав человека и
гражданина»)
В России декабристы.вышедшие в 1825 году на
Сенатскую площадь, чтобы свергнуть монархию и
установить республику, тоже предложили
Конституцию.
– А сейчас мы с вами обратимся к исторической
справки, из не мы узнаем историю нашей
конституции.
В день убийства императора Александра II в 1881 году
на его столе был обнаружен документ
конституционного типа, согласно которому в
стране создавалась бы новая система управления
– появился представительный законодательный
орган. Другой император
Николай II в 1905 г.провозглашает Манифест 17
Октября, который напоминал Конституцию
–учреждался законодательный орган
–Государственная Дума, провозглашались
демократические свободы.
И только после событий Октябрьской революции 1918
г. Принят документ с названием Конституция. Она
закрепила диктатуру (власть) пролетариата,
провозгласив задачу – подавить эксплуататоров
до полного уничтожения. Значит, все же насилие
становилось важным правилом в жизни государства.
У рабочих было несколько больше прав, чем у
крестьян. Государство провозглашалась
республиканским, затем были Конституции 1973 г, 1978
г. которые закрепили различные права своих
граждан. Сегодня у нас действует Конституция
Российской Федерации, принятая на референдуме.
Итак, в декабре 1993 года состоялся референдум.
– Скажите, как бы вы оценили результат всенародного голосования?
Конституцию называют Основным законом страны,
который наряду с другими нормативными актами
регулирует нашу жизнь. Конституция выступает
основой текущего законодательства.
Для чего нужна Конституция?
Прежде всего не чувствовать себя чужим в
собственной стране, ощущать себя гражданином.
Ведь в Конституции закреплены права
гражданина.
Давайте рассмотрим структуру Основного закона
нашей страны.
Российская конституция содержит преамбулу (запись в тетрадях)
Преамбула – содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции.
Конституция состоит из 9 глав , в которой закреплены:
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционые поправки и пересмотр
Конституции.
Прочитайте преамбулу и скажите, что говорится в ней?
Наша Конституция включает в себя набор ценностей: (учитель выделяет на мониторе с помощью вкладки ФЛОМАСТЕР отдельные фразы преамбулы соответствующие определенным ценностям.)
- нравственные ценности: «веру в добро и справедливость»
- патриотические: «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение Отечеству»
- демократические: «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, возрождая суверенную государственность России»
- ценности международного сотрудничества: «сознавая себя частью мирового сообщества»
Самостоятельная работа.
Прочитайте из Конституции Главу 1. Статьи 1, 2, 3. Сделайте обобщение. (Проводится комментированное чтение учащихся)
1. Российская федерация – Россия есть
демократическое Федеративное государство с
республиканской формой правления.
2. Наименование Росийской федерации и Росия
равнозначны.
1. Человек, и его права являются высшей
ценностью.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность
государства.
1. Носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многоциональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти
народа является референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской
федерации. Захват власти и присвоение властных
полномочий преследуются по федеральному закону.
Вывод: Главное в конституции – это закрепление прав и свобод человека и гражданина.
Наша страна называется Россия или Российская
Федерация. Согласно конституции – это
демократическая республика, которая признает,
соблюдает и защищает права и свободы человека.
Главой нашего государства является президент. Он
выступает и Верховным главнокомандующим
Вооруженных сил страны, может издавать указы
распоряжения.
Законы принимает специальный
представительный орган – парламент (в нем
работают люди, которые представляют интересы
народа, поэтому он получил такое название).
Парламент нашей страны называется Федеральное
собрание. Оно состоит из Совета федерации и
государственной Думы. Законы, принятые в нашей
стране, а также международные договоры
(устанавливают правила между народами, которые
живут в разных странах), которые заключает
государство с другими странами, обязательно
публикуются. Люди могут их прочесть и должны
знать, что тайные документы такого рода не будут
иметь юридическую силу.
Запись в тетрадях
В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей, кроме законодательной (создает законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть.
Глава 5
. Федеральное собрание. Ст. 97.
Высшим законодательным органолм Росии является
парламент – Федеральное Собрание.
Глава 6.
Правительство Российской Федерации
Ст. 110.
Принятые законы надо исполнять. А поэтому
возникла потребность создать систему
исполнительной власти. Ее возглавляет
Правительство РФ.
Глава 7
. Судебная власть. Ст. 118
Если законы, принимаемые в стране не
соответствуют Основному закону страны,
нарушаются права и свободы граждан, тот можно
обратиться в Конституционный суд. Он дает
толкование Конституции и разрешает споры о
соответствии всех законодательных актов
Конституции и разрешает споры о соответствии
законодательных актов конституции. Этот суд
может отменить закон противоречащий
конституции.
Большинство дел уголовного, гражданского,
административного и трудового характера
разрешаются в судах общей юрисдикции.
Экономические споры в сфере предпринимательства
между юридическими лицами рассматривается
арбитражными судами.
Работа над основными понятиями (запись в словари)
Частично-поисковый метод
– Посмотрите, пожалуйста на основные понятия
нашего урока, и скажите какой термин мы с вами
пропустили и не записали? (Депутат)
– У каждого из вас лежат на столе стать из
юридического документа Конституции.
– Почитайте и выберете ту статью, в которой идет
речь о депутате.
– Кто может быть избран депутатом
Государственной думы?
– Депутат государственной Думы может быть
депутатом иных представительных органов
государственной власти?
IV. Закрепление
Обобщение и закрепление знаний полученных на уроке (первичное закрепление)
Работа с раздаточным материалом
Ребята, на партах у вас лежит игра, которая
называется «ПУТАНИЦА».
Представлена таблица, в которой дано название
термина и его значение, вам необходимо
стрелочкой показать соответствие данного
термина со значением этого термина. Для
выполнения этого задания вам поможет таблица,
которую вы записали перед этим заданием. (Самостоятельная
работа)
Проверку этого задания учащиеся вместе с
учителем выполняют на экране монитора. (Маркером
показываю правильный ответ, учащиеся исправляют
ошибки в своей работе).
V. Фронтальная беседа
– Что такое Конституция?
– Для чего нужна конституция?
– Как добиться того. Чтобы каждый гражданин знал
Конституцию страны?
– Чему посвящается преамбула Конституции РФ?
Вывод: главным законом государства выступает Конституция страны. Главная задача демократической Конституции обеспечение равноправия граждан, способствовать возрождению российской суверенной государственности.
VI. Подведение итогов
– Наш урок подошел к концу. Понравился ли он
вам, что нового вы узнали?
– У каждого ученика лежит по три разные буквы,
красная. Желтая и синяя.
Красный цвет буквы означает что уч-ся урок
понравился, все на уроке было понятно и
интересно, желтый – не очень урок понравился и не
все понял на уроке, синий – совсем урок не
понравился и ничего не понял на уроке.
На листе бумаги написано слово Основной закон
страны – каждый ученик выбирает свою букву и
прикрепляет ее на лист, последнюю букву ставит
учитель. Учитель говорит о активности учащегося
на уроке.
В итоге должно получиться слово конституция. (Из
прикрепленных букв в слове учитель узнает,
понравился урок или нет, кто из учеников не все
понял на уроке).
VII. Домашнее задание: §8, ответить на вопросы учебника, работать над основными понятиями. Написать рассказ, «каким я представляю государство будущего»
Литература:
- А.И.Кравченко , Обществознание, М., Русское слово, 2005 г.
- Конституция Российской Федерации., М., Омега-Л., 2009 г.
Основным законом нашей страны принято считать Конституцию РФ. Это уникальный нормативный акт, который наделен наивысшей юридической силой. В данном документе определены все основные понятия и особенности защиты каждого человека в отдельности, а также особенности защиты и строения государства. Законодательство содержит в себе нормативы, которые являются обязательными к исполнению. Преимуществом данного законодательства считается то, что оно определяет все особенности существования самого государства. В Конституции прописаны все аспекты создания высших органов государственной власти, определены особенности создания федеральных и федеральных конституционных законов. Тут же сформированы все права и обязанности граждан. Есть информация о строении государственности, аспекты защиты человека в социальном обществе.
Как правильно называется основное законодательство нашей страны?
Законодательство нашей страны базируется исключительно на Конституции. В соответствии с ней, формируются иные законодательные акты. Таким образом, формируется своеобразная иерархия законодательств, которые имеют активное действие в нашей стране:- Конституция РФ;
- Федеральные и федеральные конституционные законы;
- Кодексы;
- Подзаконные акты;
- Законы субъектов РФ.
Что представляет собой Конституция РФ?
В материальном смысле данное законодательство представляет собой своеобразную совокупность правовых норм, которые в принципе, направлены на определение высших органов государственной власти. Так данные нормы определяют порядок формирования и функционирования, а также взаимоотношения данных инстанций и их компетенцию.Многие юристы характеризируют Конституцию РФ, как определенный договор, между населением и государством. Как всем нам известно, данный документ был принят всенародным голосованием на референдуме. Так как законодательство изначально определяет все права человека, а также формирует данные о свободе личности и о ценности человеческой личности для государства, оно является непосредственно основой формирования индивидуального права. В тоже время, данное законодательство формирует данные, которые касаются формирования государства и всех государственных инстанций, а также взаимоотношение граждан и государства. Это система правовых норм, которая регулирует четко определенный круг общественных взаимоотношений. То есть, это документ, который является основой всего государства и основой личных прав каждого человека.
Законы появились еще в первобытном обществе, ведь отношения между древними людьми были сложными и своеобразными. Для того чтобы избегать конфликтов и недоразумений и придумали в...
Следует отметить, что федеральное законодательство не определяет аспекты данного вопроса. Письмо Минобразования РФ от 30.03.1994 N 212/19-12 определяет, что ребенка, кроме...
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней№8 имени Д.А.Рыбалко, г.Тореза
7 класс
Макросфера 2 «Воспитай в себе гражданина ДНР»
Ход урока
І Организационный момент ( приветствие учащихся,пожелания плодотворной работы).
ІІ Мотивация учебной деятельности
Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить людей поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная! Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.
И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил людей доверять законам.
Вопросы к классу:
О чем рассказывает эта притча?
О ком в ней говорится? (главное действующее лицо) – (философ Шан Ян)
Что он сделал в этой притче? (издал указ)
Что говорилось в указе? (о награде тому, кто перенесет бревно)
Указ был исполнен? (Да!)
Человек получил обещанную награду? (Да!)
Как вы думаете, для чего Шан Ян издал такой указ?
Ответ: для того, чтобы люди поверили в силу закона, что закон не обманывает.
Скажите, вы что-нибудь знаете о законах?
В нашей стране есть законы?
Вы знаете, какой закон в нашей стране считается основным?
Ответ: Конституция.
Правильно!
Тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
«Конституция – основной закон страны»
Запишем тему в тетрадь
ІІІ Актуализация опорных знаний
А что вы знаете о конституции, кроме того, что это основной закон страны?
(ответы учащихся)
Вам достаточно этих знаний?
Какие задачи мы перед собой поставим?
Разобраться, что такое конституция и для чего она нужна обществу?
План:
1. Понятие «конституция».
3. Конституция – Основной закон страны.
4. Система органов власти в ДНР.
І V Изучение нового материала
1.Понятие «конституция».
Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution – устройство, постановление. Она определяет (по ходу объяснения на доске чертится схема):
Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.
Таким образом, Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица.
Вопросы к классу
Метод «Микрофон».
Что нового узнали?
Что такое конституция?
Для чего нам нужна конституция?
2. Из истории складывания Конституции в мире и в ДНР.
Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, нам необходимо узнать историю становления конституции в мире и в нашей стране.
Работая в группах, вы познакомитесь с материалами, которые расскажут вам о том, как создавались главные законы в разных странах мира. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, приведенные ниже.
Работа в группах
Рабочий материал для первой группы
Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. (1)
В своем современном виде первые конституции появились в XVIII веке: в США в 1791 г. «Билль о правах» и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина». (2)
Фрагмент «Декларация независимости» США
«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью (3) ; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых (народа) (5) ; что если государство нарушает эти права, то народ вправе изменить его (4) , основываясь на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».
Вопросы к группе:
1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?
2. Назовите первые наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в Х VIII веке?
3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?
4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?
5. Что такое справедливая власть, с точки зрения американской конституции?
Рабочий материал для второй группы
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. (1) Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I .
Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II – царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть .(2) Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы .(3)
Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». (4 ) Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.
После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция. (5 ) Она закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.
Затем были Конституции 1936., 1977 г. (5)
Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. (6)
Вопросы к группе:
1. Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции в нашей стране?
2. Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II ?
3. Почему они не удались?
4. Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией?
5. В какие годы в нашей стране еще принимались такие документы как конституция?
6. Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?
Мы с вами живем в Донецкой Народной Республике. Наше государство также имеет главный закон – Конституцию. Нынешняя Конституция ДНР принималась в очень сложный обстановке.
Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, в каком году была принята Конституция ДНР? (ответы)
Итак, принята 14 мая 2014 года. Согласно Конституции, ДНР является унитарным, суверенным, независимым, демократическим, правовым государством.
Давайте запишем в тетрадке дату принятия Конституции.
А, что такое РЕФЕРЕНДУМ, в результате которого была принята Конституция. Может кто-то знает из вас значение данного слова?(Ответы)
Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Где мы можем узнать о значении этого слова, с помощью чего?
(дети перечисляют: интернет, энциклопедии, словари, учебник.
Предложить детям воспользоваться словарями и найти значение данного слова.)
Перед вами лежит Конституции ДНР, посмотрите и скажите: с чего начинается Конституция? (ответы учащихся)
Определите самостоятельно:
1 ряд - количество разделов в Конституции ДНР
2. ряд – количество глав
3. ряд – количество статей.
Давайте подведем итог:
Метод: 4х4
Конституция – Основной закон страны.
- Итак, продолжим.
Сейчас мы познакомимся с Конституцией, действующей в нашей стране.
Откроем непосредственно Конституции ДНР.
(Обучающиеся самостоятельно просматривают Конституцию).
Задание 1.
На столе у каждого находится листок, который называется «Структура и содержание Основного закона жизни», внимательного посмотри на него, изучите и ответьте на вопрос:
Почему Конституция – это основной закон жизни?
Анализ ответов.
ФИЗМИНУТКА
Раз - подняться, подтянуться,
Два нагнуться, разогнуться
Три в ладоши, три хлопка
Головою три кивка.
На четыре руки шири,
Пять – руками помахать
Шесть - на место тихо сесть.
Система органов власти в ДНР.
По законам ДНР, государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть.
Высшим органом законодательной власти является .
Исполнительная власть .
Главой государства и руководителем исполнительной ветви власти является глава Донецкой Народной Республики, в настоящее время - .
Судебная власть.
Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду. В его ведении находятся системы уголовного, гражданского, административного, торгового и налогового правосудия, он является высшей инстанцией по соответствующим делам.
Задание 1для класса
Работая с Главой 1 Конституции ДНР, заполните схему разделение государственной власти ДНР, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции.
Государственная власть в ДНР осуществляется
на основе разделения на:
законодательную исполнительную судебную
Гл. 1, ст. 6.
(Взаимопроверка)
Задание 2 для класса
1) На основании Главы 6 Конституции ДНР написать Государственное устройство ДНР.
2) На основании ст. 80 ч. 2 написать виды судов.
(Фронтальный опрос).
V . Закрепление и систематизация изученного материала .
Составить синквейн со словом Конституция.
Итак, давайте теперь ответим на такой вопрос –
Может ли общество жить без конституции? Почему?
VI . Рефлексия урока.
На уроке я работал(а)
За урок я
Материал урока мне был
VII . Домашнее задание:
Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения где нарушены права героев. Реклама на тему «Конституция – основной закон страны».
1. Эмоциональный настрой
- - Сегодня начнём наш разговор с чтения стихотворения Сергея Васильева «Что мы Родиной зовём?»
- (Слайды 2-4).
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды -
Звёзды мира над Кремлём.
- - Как называется наша Родина?
- - Почему к Москве у нас особое отношение?
- (Москва - главный город нашей страны. Москва - столица России.)
Слайды (5).
Работа со словарём.
- - Что обозначает слово «символ» (слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал)
- - Какие символы государства вы знаете?
- - Определите о каких символах идёт речь.
- 1. Какой символ главный в стране?
- - Государственный флаг означает единство страны.
- - Под каким номером на слайде изображён флаг России? (Слайд 7).
- - Опишите российский флаг.
Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду; красный - огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.
Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.
- 2. Это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- - Что представляет собой Государственный герб России? (Слайд 8).
Герб - это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Фон герба - красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита - золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава - золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.
Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
3 . Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине.
У каждого государства есть свой государственный гимн.
- -Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
- -При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
- (Слайд 9).
Слушаем гимн России.
- - Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам - это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
- - Что такое Конституция?
Слайд (10).
Учитель: А знаете ли вы, что слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция - это самый главный политический и правовой документ государства.
- - Конституция - это основной закон государства.
- - В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.
В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
- - Какой праздник отмечается в нашей стране 12 декабря? Слайд (11)
- (День Конституции. 12 декабря 1993 года была прията Конституция,
по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации)
(Учащимся показывается Конституция ).
Работа со словарём.
Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?
Наша страна называется Россия, но её полное название
Российская Федерация.
А что значит слово «федерация» (Федерация - это договор, союз)
Учитель: патриотизм воспитание конституция
- - Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения - русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию - союз равноправных народов нашей страны.
- - В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Об этом записано в Конституции.
- - Прочитайте тезисы из Конституции.
- (Слайд 12).
Статья 19.
- 1. Все равны перед законом и судом.
- 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
- 3. Мужчины и женщины имеют равные права.
В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.
Работа со словарём.
- -А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности ?
- (Право - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность - это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
- -Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в нашей Конституции.
- - Какими правами вы пользуетесь?
- - Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?
- (Слайд 13)
Права и свободы граждан |
Обязанности граждан |
Право на жизнь Право на личную неприкосновенность Право на свободное передвижение Право на жилище и его неприкосновенность Право на труд Право на отдых Право на образование Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Свобода мысли и слова Свобода творчества Свобода информации Свобода совести, свобода вероисповеданий Право на получение юридической помощи Право на получение социальной помощи Право избирать и быть избранным Равенство прав и свобод |
Обязанность защищать Родину Обязанность соблюдать законы Обязанность сохранять природу и окружающую среду Обязанность платить налоги |
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,
а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.
В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека понесёт наказание предусмотренное законом.
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.
Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы - будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.
- - Я предлагаю закончить наше занятие песней «Моя Россия».
- (Учащиеся исполняют песню). (Слайд14-21).
Использованная литература
- 1. Конституция Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
- 2. Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.
- 3. Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
- 4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.
- 5. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учебное пособие. - М.: «ТИД» Русское слово - РС», 2002.
- 6. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. - Издательский дом «Литера», 2006.
- 7. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- 8. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
- 9. Ривина Е.К. Греб и флаг России. - М.6 АРКТИ, 2002.
17 лет назад всенародным референдумом была принята Конституция современной России, по которой страна живет и сегодня.
Нынешний основной закон объявляет приоритетом права и свободы граждан. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней закреплен принцип разделения властей. Сделан серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. Конституционным нормам впервые в истории нашей страны придано прямое действие. Это значит, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на Конституцию, а судебные и другие государственные органы при рассмотрении дел и решении спорных вопросов должны руководствоваться прежде всего нормами основного закона.
При этом Конституция перестала восприниматься как пустая декларация. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения граждан в Конституционный Суд с просьбой сверить с основным законом ту или иную законодательную норму.
Гарантом Конституции является Президент России. При вступлении в должность он произносит клятву на экземпляре Конституции Российской Федерации. Переплет спецэкземпляра сделан из тончайшей кожи красного цвета, на обложке - накладной серебряный герб России и тисненная золотом надпись «Конституция России». «Инаугурационный » экземпляр постоянно хранится в Библиотеке Администрации Президента в Кремле.
И хотя сегодня 12 декабря не является официальным выходным, День Конституции остается памятной для страны датой.
Кстати
В России о Конституции впервые заговорили в начале 19 века. Одним из первых документов, касающихся внедрения конституционного правления, можно назвать «План государственного преобразования» графа Михаила Сперанского. Россия была близка к принятию конституции во время реформаторского правления Александра II. Фактически впервые своду государственных законов придали конституционную форму манифесты императора Николая II.
Подготовлено управлением Алтайского края по печати и информации.
Цитата
«Мы , многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
День Конституции - одна из важных дат для россиян. И это не случайно. Конституция для гражданина любой страны — это Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни.
И от того, как мы сумеем научить наших детей уважать Конституцию, на основе которой построена вся законодательная система государства, будет зависеть его будущее.
Уважаемые жители района! Желаем вам здоровья, успехов во всех делах и начинаниях, счастья, благополучия, мира и спокойствия в семьях.
С.А. Тахтаров, глава администрации района,
А.А. Вундер, глава района.
Поздравляю вас с одним из важнейших российских праздников — Днем Конституции Российской Федерации!
Конституция РФ — основополагающий закон не только для государства, но и всего общества, каждого из нас, это воплощение наших социальных завоеваний, представлений российского народа о справедливом и гуманистическом устройстве государства, результат многовекового развития Отечества и труда миллионов наших граждан.
С его помощью мы реализуем свои главные права и свободы, профессиональные и творческие возможности, а также стремление жить в экономически сильном, процветающем государстве, где ценится и уважается уникальная личность человека, и для ее развития создаются все необходимые условия.
Желаю всем вам крепкого здоровья, большого человеческого счастья, мира, благополучия и успехов в деятельности по укреплению могущества и процветания России!
Е.Н. Рыжак, депутат АКЗС.
Уважаемые жители Калманского района!
12 декабря мы отмечаем важнейший государственный праздник - День Конституции Российской Федерации. От имени Регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поздравляю вас с этой наступающей знаменательной датой!
Опираясь на ценности, закрепленные в Конституции, Президент, Председатель Правительства и партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проводят модернизацию экономики, повышают качество жизни людей.
Важнейшей составляющей этой работы является современная социальная политика, направленная на улучшение демографии, заботу о материнстве и детстве, возрождение и укрепление института семьи. Самое широкое развитие нашли эти направления социально-экономического развития и в нашем крае.
Задача всех ветвей власти и общества - продолжать воплощать в жизнь созидательный потенциал, заложенный в Конституции. И это - гарантия того, что совместными усилиями мы сделаем наш родной Алтайский край богатым и процветающим, а его жителей - социально благополучными.
Б. А. Трофимов,
депутат АКЗС, секретарь Регионального политического совета Алтайского
регионального отделения ВПП «ЕДИНАЯ
РОССИЯ».