История развития различных видов транспорта для детей. Краткая история развития видов транспорта
Глава 2. История развития транспорта
Транспортные компании и организации - одна из пяти главных движущих сил современного международного туристского рынка.
Основными видами транспорта в туризме в настоящее время являются: авиация, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, железнодорожные поезда.
Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки.
Автобусный транспорт. Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало "транспорт для всех".
В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира. В США первый автобус классической конструкции был построен в 1922 г. В послевоенные годы автобусостроение стало активно развиваться и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы изготавливались большой вместимости - до 50 человек. В Англии была изобретена конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3 млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты. Так, компания "Greyhound" (США) владела более чем 12 тыс. однотипных комфортабельных пассажирских и туристских автобусов.
Водный транспорт. Начало морского туризма можно отнести к середине XIX в. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания "Р&О".
Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте "Америкэн Экспресс" выполняла экскурсии по Миссисипи.
Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - "Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. - "Император" и "Фатерланд", по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы "Куин Мери", водоизмещение которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость составляла 30 узлов в час.
История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное общество "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с советскими туристами на "Адмирале Нахимове" вдоль Крымско-Кавказского побережья; в 1962 г. - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике.
Железнодорожный транспорт. Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с "железным конем" в скорости и стоимости перевозок. Успех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду.
Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является компания "International Company of Wagons-Lit", основанная братьями Пульман в 1872 г. в США.
В 1884 г. была основана компания "International Company of Wagon Lit and Grand Express of Europe" для сообщения между столицами европейских стран. С конца XIX и в начале XX в. эта компания построила и ввела в эксплуатацию практически все классные именные маршруты, значительная часть которых существует и в наше время: "Orient Express" (1883 г.), "Trans-siberien" (1898 г.), "Train Bleu" (1922 г.), "Golden Arrow" (1926 г.). Это был "золотой век" для "Вагон-Лит". Маршруты поездов соединили Париж со Стамбулом, Москву с Владивостоком и т. д. В 1918 г. Россией было национализировано более 160 классных вагонов, принадлежавших компании.
После второй мировой войны компания реорганизовалась и стала называться "International Company of Wagon Lit & Tourism". Она вновь восстановила свои маршруты и стала создавать свою туристскую индустрию, связанную с туристскими железнодорожными маршрутами, - занялась строительством отелей, ресторанов, созданием туристских агентств.
Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока).
Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.
Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд представил свою известную модель "Т". Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились в мотели.
Авиационный транспорт. О полете человек мечтал еще с глубокой древности. Одно из свидетельств тому - легенда о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся в небо на крыльях из перьев, скрепленных воском.
Неудачность попыток оторваться от земли с помощью искусственных крыльев не останавливала человека. Он пытался осуществить полет, прыгнув с высоты. Но каждый эксперимент кончался увечьем или гибелью испытателя.
Неизвестный изобретатель предпринял полет на крыльях из слюды и кожи (документальное свидетельство об этом относится к 1695 г.), но подняться в воздух он, конечно, не смог.
Научный подход к решению проблем полета стал возможен со становлением в XVIII в. фабричного производства, с интенсивным развитием науки и техники. Разработки великого русского ученого М. В. Ломоносова в области воздушной среды впоследствии легли в основу аэродинамики.
Создание летательного аппарата легче воздуха известило об открытии эры воздухоплавания. Простота конструкции воздушных шаров способствовала началу практических работ в этой области. Первый полет на воздушном шаре выполнен в Москве в 1805 г.
В 1852 г. состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, построенном французом А. Жиффаром.
В начале XIX в. английский ученый и изобретатель Д. Кэйли построил и испытал модель планера, который до начала XX в. оставался единственным типом летательного аппарата тяжелее воздуха.
В России возможность полета на планере впервые обосновал Н. А. Арендт в 70-80-е годы XIX века.
Разработка идеи летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, развитие техники, вызванное становлением капитализма в России, способствовали появлению проектов самолетов. Артиллерийский офицер Н. А. Телешов первый в России и один из первых в мире предложил применить на самолете реактивный двигатель (1867 г.). Практически проект был невыполним, но представлял интерес как прообраз современных многоместных пассажирских самолетов.
Модели первых самолетов с неподвижным крылом сконструировал русский изобретатель Д. Ф. Можайский. В 1882 г. первый в мире самолет поднялся в воздух.
В 1910 г. совершил полет самолет конструкции инженера А. С. Кудашева. Вскоре поднялись в воздух самолеты конструкции Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского и др.
Несмотря на значительный успех русских ученых, авиаторов, царское правительство не уделяло должного внимания развитию собственного воздушного флота. Русские летчики летали на самолетах, купленных за границей.
Регулярные воздушные перевозки впервые появились в Германии. Это был маршрут "Берлин - Лейпциг - Веймар", а перевозчик позднее стал известен как "Lufthansa".
Создание гражданской авиации России началось после Октябрьской революции. В 1921 г. был подписан декрет "О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами". Начали развиваться первые транспортные перелеты, международные авиационные связи.
Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ГОУ ВПО)
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра теоретической экономики
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА №1
по курсу
академической дисциплины «История
экономики и экономических учений»
на тему:
История развития транспорта
Работу
выполнила:
Студентка ОФО
II курса бакалавриата,
акад.группа №207Б
080700.62 Бизнес-информатика
К.А.Понкратова
Научный
руководитель:
Доцент кафедры
теоретической экономики,
к.э.н., доцент
Г.А.Бикмашев
Краснодар
2011
Содержание:
Стр.
Введение………………………………………………………… …………
3
- История развития
транспорта с древних времен………………….
4
- Древнейшие
времена…………………………………………..
4
Эпоха промышленного переворота.................... ...................... 5
- Железнодорожный
транспорт……...…………………………
6
Автомобильный транспорт……………………………….…… 8
Воздушный транспорт………………………………………… 9
Водный транспорт……………… …………………………… 11
Список использованной литературы……………………………………… 15
Введение
Долгие
годы человек мечтал о коврах-самолетах
и сапогах-скороходах, способных перенести
счастливого обладателя в один миг на
большие расстояния. Эти мечты воплощались
лишь в сказках. В реальной же жизни людям
приходилось тратить недели и месяцы на
то, чтобы преодолеть расстояние между
городами. На строительство зданий уходили
года, ибо собственных физических сил
было слишком мало. Кое в чем человек сумел
воспользоваться помощью ветра и воды.
Но необузданный нрав этих стихий сделал
их помощь весьма ограниченной.
Так
продолжалось тысячелетия, пока человек
не начал создавать машины, способные
многократно увеличивать его
собственную физическую силу и оставаться
при том послушными его воле.
В
настоящее время люди пользуются
различными видами транспорта: речным,
морским, грузовым, трубопроводным, воздушным,
транспортом личного пользования.
Транспорт-перемещение людей и
грузов (от латинского слова transporto –
«перемещаю»), одна из важнейших областей
общественного материального производства.
Возникновением транспорта относится
к древнейшим временам.
В
Древнем Китае, Персии, Римской империи
было построено большое количество
мощеных дорог для военных
целей. Для транспортировки грузов
использовались рабы-носильщики, которые
переносили вьюки или тащили 2–4 колесные
повозки. С ростом торговли появилось
морское судоходство – гребные, а затем
и парусные суда. Но народ не только мечтал,
он искал, изобретал чудесные машины для
преодоления пространства.
Моей
целью при написании данной работы
было изучение литературы на тему: «История
развития транспорта». Передо мной стояла
задача показать различные типы транспорта
в их историческом аспекте.
- История развития
транспорта с древних времен
- Древнейшие
времена
В эпоху рабовладельческого хозяйства, построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии. Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов. Военные потребности и нужды управления требовали развитие транспорта. В Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дорог насчитывала десятки тысяч километров, останки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями. Возникли города - государства на Средиземном море - Финикия, Карфаген и другие, в которых большую роль играла торговля. Развилось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Морские суда, особенно военные, в государствах античного мира - Греции, Риме, Египте - достигали больших размеров, в отдельных случаях они имели тысячи гребцов - рабов. Купцы предпочитали суда парусные или парусно-гребные меньших размеров, не требовавшие такого большого количества гребцов и имевшие относительно больше места для размещения грузов. Для транспортировки товаров сухопутным путем служили рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-х - 4-х - колесные повозки.
При рабовладельческом хозяйстве транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль хозяйства. Средства транспорта, как и другие средства производства, принадлежали рабовладельцу. В сфере обмена транспорт был слит с торговлей. Купцы являлись одновременно и владельцами транспортных средств.
- Эпоха промышленного
переворота
В 1-й четверти XIX века совершается переход к механическим средствам транспорта.; появились пароходства и паровые железные дороги. В 1803 году был построен паровоз Р. Тревитика (Англия), передвигавшийся по рельсовому пути. В 1807 году Р. Фультоном (США) был практически применен паровой двигатель для речных судов. Несколько лет спустя появились и первые пароходы в России. В 1825 году Д. Стефенсоном в Англии была впервые применена паровая тяга на железной дороге общего пользования (линия Стоктон-Дарлингтон). В России первый паровоз был построен уральскими крепостными мастерами отцом и сыном Е. А. Черепановым и М. Е. Черепановым в 1833-1834 годах. В 1837 году построена и открыта для движения первая железная дорога общего пользования между Петербургом и Царским селом с продолжением до Павловска. К середине XIX века сооружение паровых дорог общего пользования развернулось почти во всех странах Европы и в США.
- История развития
различных видов транспорта
- Железнодорожный
транспорт
В 1764 году гениальный русский гидротехник Козьма Дмитриевич Фролов построил на Алтае на берегах двух рек Змеевки и Корбалихи, где раскинулся Змеиногорский рудник, первое в мире полностью механизированное предприятие по добыче и обработке руды. На этом предприятии вагонетки, груженные рудой, перемещались, по первым в мире металлическим рельсам. На этом же руднике Фролов сделал первую попытку использовать для передвижения вагонеток механическую силу. Они двигались с помощью вращаемых водой колес, лебедок и канатов.
Рельсовый путь Фролова намного опередил подобные изобретения за пределами России, в частности и «первый рельсовый путь «англичан, который появился на металлургических заводах Дерби в графстве Йоркшиль лишь спустя четыре года.
Прошло почти полвека, прежде чем человек поставил паровую машину на колеса и заставил ее перемещать грузы. Первые прототипы будущего паровоза появляются в начале XIX века. В то время еще плохо были изучены законы сцепления колес с рельсами, и люди думали, что колеса самодвижущейся повозки будут скользить по гладкой поверхности рельса, вращаясь на одном и том же месте. Поэтому человек стал работать над созданием таких приспособлений, которые могли бы помочь повозке передвигаться по гладким рельсам.
Появляется паровоз с зубчатыми колесами. При вращении они зацеплялись за зубья рейки, уложенной вдоль пути. Но зубья оказались плохими помощниками - часто ломались, и поэтому от них пришлось отказаться. Вслед за паровозом с зубчатыми колесами появляется паровоз с ногами, похожий на гигантского кузнечика. Но не суждено было этому необычному шагающему паровозу благополучно закончить свой путь. Спустя несколько минут, когда поезд уже преодолел два десятка метров, раздался взрыв - лопнул котел. За свои ноги этот паровоз получил название «шагающей машины».
Весной 1813 года один из владельцев Клингвортских копей лорд Лавенсворт получил письмо, в котором машинный мастер Стефенсон предлагал заменить лошадей «ходячими машинами». Автор письма сам брался построить их и просил лишь средств на покрытие расходов. Стефансон получил согласие, а вместе с ним и необходимые деньги.
Спустя год паровоз был готов. Он имел четыре колеса диаметром 90 сантиметров и котел длиной 2. 4 метра. Машина состояла из двух цилиндров. Движение поршней передавалось колесам при помощи зубчатой передачи. 25 июля 1815 года паровоз испытали. По словам очевидца, он мог «тащить помимо собственной тяжести, восемь груженых по возок, общим весом около тридцати тонн со скоростью четыре мили в час».
Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с "железным конем" в скорости и стоимости перевозок. Успех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду.
Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является компания "International Company of Wagons-Lit", основанная братьями Пульман в 1872 г. в США.
Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.
2.2 Автомобильный транспорт
Начало
XX в. связано с возникновением и
развитием принципиально нового
вида транспорта - автомобильного. Слово»
автомобиль» означает «самодвижущийся».
Первые попытки создать самодвижущуюся
повозку были сделаны еще два века назад.
Так, в России в 80-е гг. ХVIII в. над ее проектом
работал известный русский изобретатель
И. П. Кулибин. В 1769-1770гг. французский изобретатель
построил трех колесный тягач для передвижения
артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо»
считать предшественницей не только автомобиля,
но и паровоза, поскольку она приводилась
в действие силой пара. Паровые тележки
для обычных дорог строились также в Англии,
и в России, однако были они тяжелыми, неудобными
для пользования и потому широкого распространения
не получили.
Появление
легкого, компактного и достаточно
мощного двигателя внутреннего
сгорания открыло широкие возможности
для развития автомобиля. В 1885 году
немецкий изобретатель Карл Бенц построил
четырехтактный бензиновый одноцилиндровый
двигатель с искровым зажиганием. На стенде
он развил 300 оборотов в минуту и показал
мощность около 2/3 лошадиной силы. В 1886
году Карл Бенц получил патент на свое
самоходное детище. Но понадобилось еще
около десяти лет, чтобы сделать его практически
пригодным и коммерчески рентабельным.
На
туристскую сцену США автомобили
взошли в 1908 г., когда
Генри Форд представил свою известную
модель "Т". Этот относительно дешевый
автомобиль революционизировал путешествия
в стране, создал спрос на хорошие дороги.
В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что
привело к доминированию ходовых автомобилей
в туристской индустрии. Сегодня автомобиль
используется в 84 % всех международных
поездок. Автотуристы стали причиной появления
первых туристских площадок (1920-е годы),
которые впоследствии превратились в
мотели.
В
середине XX века из ворот стали выезжать
первые советские автомобили. Ноябрь 1924
г. ныне считается днем рождения советской
автомобильной промышленности. С 1924 года
по 1929 год было выпущено менее двух тысяч
машин под руководством Лихачева в соответствии
с передовой технологией поточного производства.
Тридцатые годы вошли в историю нашей
страны как период индустриализации. Создание
массового производства машин оказалось
не менее сложным делом, чем проектирование
новых моделей.
и т.д.................
Современную жизнь уже очень сложно представить без транспорта: автомобилей, поездов, самолетов. Они существенно облегчают жизнь человека, ведь с их помощью можно перевозить пассажиры и грузы на большие расстояния, строить здания, путешествовать. Давайте узнаем истории различных видов транспорта!
Как появился поезд
В древности роль транспорта выполняли вьючные животные: лошади, верблюды, мулы. С их помощью люди путешествовали, покоряли новые земли, перевозили тяжелые грузы. С изобретением колеса появились различные повозки, телеги, колесницы, кареты, но они не могли передвигаться без посторонней помощи.
Первым прототипом современного поезда стали вагонетки, которые перевозили грузы по деревянным брусьям, выполнявшим роль рельсов. Но тяжелые вагонетки по-прежнему передвигались за счет лошадиной силы.
Чтобы перевозить больше груза, в конце 18 века вагонетки начали соединять между собой железными кольцами. Так появились первые примитивные составы. Использовали их для перевозки угля из шахт к населенному пункту.
Рис. 1. Вагонетки.
Ситуация изменилась в 1804 году, когда инженер Ричард Трейтвик продемонстрировал свое изобретение - первый в мире паровоз. Спустя короткое время было выпущено несколько моделей паровозов, которые успешно использовались в шахтах. Однако их скорость была очень маленькой - не более 8 км/час.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
Как появился автомобиль
Появление автомобиля стало возможным после того, как был изобретен паровой двигатель. Прототипом всех современных машин стало творение Жозефа Кюньо под названием «Малая телега Кюньо».
Чтобы данная конструкция могла передвигаться, нужно было наполнить котел водой и разжечь под ним огонь. Внешне она напоминала телегу, и двигалась за счет работы парового двигателя.
Рис. 2. Малая телега Кюньо.
Однако эра автомобилестроения началась с изобретения двигателя внутреннего сгорания – это произошло во второй половине 19 века. Поначалу автомобили были предметом роскоши и стоили очень дорого, однако со временем они смогли завоевать весь мир.
Скорость первых автомобилей по нынешним меркам была смехотворной - не боле 10 км/ час. Современные машины удивляют своей мощностью - за считанные секунды они способны разогнаться до 100 км/ч, а их скорость иногда превышает 400 км/ч.
Как появился самолет
Человек давно мечтал летать, словно птица, но мечта его сбылась относительно недавно. Попытки сконструировать летательный аппарат предпринимали изобретатели всех времен и народов. Однако все они были неудачными.
Лишь в 1903 году братьям Райт удалось создать первый в мире самолет, который смог самостоятельно поднять в воздух и пролететь небольшое расстояние. Эта конструкция получила название «Флаер-1», и перемещалась в пространстве за счет работы бензинового двигателя и деревянного пропеллера.
Рис. 3. Самолет «Флаер-1».
В настоящее время самолеты давно перестали выполнять только транспортную функцию. Их конструируют для выполнения разных задач, и современные самолеты бывают военными, пассажирскими, почтовыми, сельскохозяйственными, санитарными, пожарными и даже спортивными.
Что мы узнали?
При изучении темы «Истории различных видов транспорта» по программе 2 класса окружающего мира мы выяснили, как и кем были изобретены такие транспортные средства как поезд, автомобиль, самолет. Мы узнали, как выглядели первые изобретения и чем они отличались от современного транспорта.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 120.
У всех народов во все времена транспорт играл ведущую роль в их развитии. Существование любого государства немыслимо без мощного, хорошо развитого транспортного комплекса. Под воздействием развивающейся экономики и все усложняющихся хозяйственных связей между субъектами производства, роста численности населения и его подвижности транспорт как отрасль хозяйства страны должен непрерывно расти и развиваться.
В первобытном обществе роль транспортного средства выполнял сам человек, а первыми техническими средствами сухопутного транспорта были простые короткие шесты, которые впоследствии стали коромыслами. Пара шестов превратилась в носилки. Другое транспортное средство из двух жердей, связанных между собой, на которые укладывался груз, известно как волокуша. Волокуши позднее трансформировались в сани либо нарты. В качестве транспортных средств для перемещения по воде применялись плоты, долбленые лодки. В последующем потребности общества в перемещениях возрастали как непременное условие его выживания и развития.
В условиях первобытно-общинного строя для транспортирования люди использовали в основном простейшие средства. По мере приручения и разведения животных их стали применять для транспортных целей как в качестве вьючных, так и в виде тягловой силы.
По мере развития общества с переходом к рабовладельческому строю и отделением скотоводства от земледелия, а в последующем и отделению от них ремесел возникла потребность в обмене результатами труда, что в свою очередь потребовало развития средств транспорта как для внутренних нужд хозяйств земледельцев, скотоводов и ремесленников, так и для обеспечения обмена.
С возникновением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых требования к транспорту возросли. Расселение людей в первую очередь по берегам рек и морей, строительство городов, расширение обмена и торговли, а особенно завоевательные и оборонительные войны – все это привело к сравнительно быстрому развитию в первую очередь судостроения. По свидетельству Геродота Египет за 5000 лет до новой эры обладал многочисленным речным и морским флотом, на котором была занята огромная армия людей – 700 тыс. человек. По Нилу на плотах и судах в больших количествах перевозились продукты земледелия и животноводства, ремесленные изделия, лес, строительные материалы для крепостей, храмов, дворцов, жилищ и, в частности огромные каменные блоки для постройки пирамид и статуй.
Идею колеса , по-видимому взятую из опыта передвижения тяжелых предметов на катках, который применялся при строительстве пирамид в Египте, следует признать величайшим изобретением человечества. Колесо не имеет аналога в природе, но колесный экипаж служит человечеству уже много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта.
Следующим логическим шагом в развитии сухопутного транспорта было создание искусственных наземных дорог . Колесные повозки легче катить там, где ровная и твердая поверхность. В отличие от морских и речных путей сообщения, расположение которых определено природой, искусственные дороги в принципе можно проводить в любом направлении. Там, где строились сухопутные дороги, государства росли территориально и укреплялись в хозяйственно-политическом отношении. Египет, Великое Персидское царство, древний Китай – все они своим прогрессом и мощью обязаны сухопутным дорогам. Дороги позволяют осваивать отдаленные плодородные земли и держать под контролем завоеванные территории.
В эпоху средневековья, когда пришедший на смену рабовладельческому строю феодализм создал более благоприятные условия для развития материального производства, потребовалось увеличивать пропускные и провозные возможности существующих мощностей транспорта и создавать новые. В этот период проводятся работы по расширению сети речных и морских коммуникаций, строительству искусственных путей сообщения: каналов и сухопутных дорог. По территории России известен путь из «варяг в греки», связывавший Константинополь с Киевом, Новгородом, и Балтийским морем. Путь проходил из Черного моря по Днепру, малым рекам с волоками по р. Ловать, Ильмень-озеро, р. Волхов, Ладожское озеро, р. Нева в Балтийское море. Торговые связи Руси включали также Дон и Азовское море.
На торговых путях выросли торговые города: Азов, Керчь, Киев, Смоленск, Новгород, Рига, Владимир, Тверь, Болгар (близ Казани), Сарай (при впадении р. Ахтубы в Волгу), Москва.
Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе был ускорен открытием новых торговых путей и новых стран в XV–XVI веках. Это время известно под именем периода великих географических открытий, оно положило начало колонизации Африки, Азии и Америки.
К этому времени начали создаваться новые технические средства транспорта и методы сопровождения. Вместо гребных появляются парусные суда с килем, трехмачтовые суда с косым парусом, которые могли двигаться под углом к направлению ветра. Применение компаса, карт, угломерных приборов, таблиц движения небесных светил и других научных открытий того времени позволили мореходам отойти от прибрежного плавания и предпринимать глубокие рейды в открытое море.
Развитие машинной техники резко увеличило количество товаров, которые нужно было вывозить в больших количествах для реализации. Одновременно потребовалась доставка больших масс сырья и материалов на фабрики. Одновременно с промышленностью на той же принципиально новой основе начал развиваться и транспорт. Паровая машина позволяла создать транспортную самодвижущуюся единицу, теоретически любой мощности и не зависящую от условий погоды. Появились пароходы, паровозы, паровые сухопутные экипажи, а позднее и паровые самолеты. Наряду с развитием парка подвижного состава интенсивно строились пути сообщения .
Транспортные средства в течение всей предшествующей истории принадлежали владельцу груза. По мере укрупнения предприятий, усложнения техники и технологии производства, возрастания объемов транспортной работы, рациональнее оказалось использовать наемный транспорт, чем содержать собственный, который чаще простаивал, чем приносил доход. В связи с этим транспорт вскоре выделился в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров для любого клиента за определенную плату. В дальнейшем происходит специализация транспорта по его видам.
Таким образом, в условиях капиталистического способа производства транспорт претерпел кардинальные изменения, заключающиеся прежде всего:
1) в применении механического двигателя,
2) в значительном расширении сети путей сообщения,
3) в выделении транспорта в особую отрасль экономики,
4) в дифференциации средств и разделении транспорта на виды: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный.
В 20 веке произошли новые качественные изменения во всех областях человеческой деятельности. Наука и техника достигли небывалого уровня расцвета, открыты новые законы развития мира, новые виды энергии, новые материалы, новые виды и типы машин, новые технологии, новые средства связи и управления. Передовые промышленно развитые страны переходят в стадию постиндустриального общества , для которого характерно наличие пяти сфер материального производства: 1) добывающей промышленности, 2) земледелия, 3) обрабатывающей промышленности, 4) транспорта, 5) информационной индустрии.
Роль транспорта в современном обществе только возрастает. Транспортирование во многих производствах является элементом производственного процесса: рефрижераторы (хранение и транспортировка), бетоновозы-миксеры (приготовление бетона в процессе его доставки к месту укладки), магазин на колесах (хранение и реализация товара), приготовление новых материалов в условиях невесомости и т.д. Транспорт становится обязательным элементом транспортно-логистических систем , он не просто обеспечивает перемещение грузов и пассажиров, а обеспечивает оптимизацию продвижения материальных, энергетических и информационных потоков.
Дальнейшее развитие экономических связей как внутри одной страны, так и в международном сообщении только усиливает роль транспорта, который должен обеспечивать ритмичность, бесперебойность, надежность, высокую скорость доставки в определенные условиями поставки сроки, без потерь и с минимальными издержками. Удовлетворение таких требований возможно при внедрении новых технологий работы транспорта и применении новых подходов к построению транспортных сетей.
Одной из наиболее актуальных проблем транспортной отрасли является необходимость тесной координации и взаимодействия всех видов транспорта на основе широкого внедрения логистических подходов, автоматизированных систем управления перевозочным процессом, развития новых технологий.
ÒВозникает вопрос: «Что же было до появления первых автомобилей?» ÒДля того чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться к тому времени, когда человек не очень отличался от других представителей животного мира. В истории человечества этот период называется «до нашей эры», а человек, живший в то время, — первобытным. Однако даже у первобытного человека часто возникала потребность переносить с места на место всевозможные предметы. При этом, естественно, хотелось сделать это как можно быстрее и с наименьшими затратами.
Просмотр содержимого документа
«История транспорта»
История автомобиля: от колеса до современной техники
Составила: воспитатель Кузяйкина О.Л.
Первобытный строй
- Возникает вопрос: «Что же было до появления первых автомобилей?»
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться к тому времени, когда человек не очень отличался от других представителей животного мира. В истории человечества этот период называется «до нашей эры», а человек, живший в то время, - первобытным. Однако даже у первобытного человека часто возникала потребность переносить с места на место всевозможные предметы. При этом, естественно, хотелось сделать это как можно быстрее и с наименьшими затратами.
- В первую очередь такая потребность возникала во время охоты. В погоне за дикими животными охотник уходил довольно далеко от стоянки своего племени, и ему приходилось нести убитого зверя на плечах. Это был тяжелый и длительный процесс, перечеркивающий радость удачной охоты. Пришлось искать более легкие способы переноса добычи.
Все началось с колеса
- Люди не только охотились, они стали засевать поля, разводить скот, строить большие поселения, а потом и города; началась торговля камнем, лесом, зерном... При этом людям приходилось перемещать огромные тяжести на большие расстояния. И идея колеса не могла не родиться.
Затем человек придумал повозку
- И жизнь его значительно облегчилась: стало возможным перевозить тяжести с места на место, обрабатывать землю, затрачивая меньше сил, передвигаться на большие расстояния быстрее.
Конные экипажи
- В повозки стали запрягать лошадей и быков- так появились первые конные экипажи. Один из наиболее известных древних экипажей- колесницы
Деревянные телеги
- Затем у повозку стали делать на четырех колесах. И назвали телегой или колымагой.
- С древних времен и до наших дней люди используют телеги в сельском хозяйстве
- в XV в. был сделан значительный шаг в развитии конных экипажей. Кузов, словно люльку, подвесили на кожаных ремнях к раме повозки. Плавно покачивая кузов, ремни, исполняя роль рессор, гасили все толчки, возникающие при движении. Так древняя колымага превратилась в более удобный и совершенный экипаж - карету. В связи со сложностью изготовления число первых карет было невелико, и они смогли стать достоянием лишь коронованных и титулованных особ.
- Начиная с XVI в. у кузова кареты появились бока, изготовленные из кожи, натянутой на деревянный каркас, затем жесткая крыша и окна. Карета превратилась в маленький уютный дом на колесах
Дилижансы
- Со временем города росли и расширялись, росла и ширилась торговля между городами. Появилась необходимость в общественном транспорте. Первым общественным транспортом стал дилижанс. Дилижанс - большой крытый экипаж, предназначенный для пере-возки людей, грузов, почты.
- Он стал предком наших автобусов и троллейбусов
первый автомобиль
- Шло время…росли города… расширялась торговля.. У людей появилась нужда передвигаться на далекие расстояния, и освободить при этом животных от тяжелого труда- перевозки грузов на далекие расстояния. Люди стали думать о изобретении «Самобеглой коляски»
Первый автомобиль
- Первый автомобиль выглядел так.
- Наверное, не все знают, что у автомобиля есть самый настоящий день рождения. Можно считать, что автомобиль родился 29 января 1886 года - именно в этот день немецкому инженеру Карлу Фридриху Михаэлю Бенцу был выдан патент DRP-37435 на «транспортное средство с мотором, работающим на бензине». Этим транспортным средством был Motorwagen - трехколесный автомобиль, точнее будет назвать его трёхколёсным двухместным велосипедом с бензиновым двигателем.
Автомобили 19-го века
- Со временем у автомобиля появилось четвертое колесо, крыша, мягкие сиденья, фары
Автомобили 20-го века
- Автомобили видоизменяются постоянно, с каждым разом становясь все более комфортабельными и удобными
Автомобили 20-го века
- Инженеры придумывают новые формы кузовов автомобилям для увеличения их скорости и удобства, также меняют им цвета, но смысл автомобиля остается в главном: скорость и удобство перемещения из одного места в другое.
Современные автомобили
- Современные автомобили могут развивать скорость до400 км в час, их двигатели имеют мощность 140 лошадиных сил, умеют сами поднимать и опускать стекла на окнах, сами паркуются, у них есть подогрев руля и сидений, кондиционеры, видео, радио и даже телевизоры и интернет.