Конспект урока "Согласный звук, буква ш". Конспект НОД «Буква Ш, звук » (для детей подготовительной группы) Обучение грамоте буква ш конспект урока
Аннотация урока.
Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы - учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Звук ш. Буква ш.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»
Корткеросский район Республика Коми
Методическая разработка урока.
Урок обучения грамоте. 1 класс.
Звук [ш]. Согласная строчная буква ш.
Урок «открытия» нового знания.
Оборудование : мультимедийное оборудование, картинки с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа) для работы в группе, карточки с дифференцированными заданиями для чтения (слоги, слова), карточки для индивидуальной работы (найти букву ш в словах), карточки с однокоренными словами, знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (кружочки оранжевого цвета, который символизирует регулятивные УУД) , три элемента буквы ш, карточка «Лесенка успеха», Буквоград;
Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Букварь:учебник для первоклассников, Пронина О.В. Пропись «Мои волшебные пальчики» №3, тетрадь для печатания, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Большая энциклопедия природы.
Цель урока : познакомить с новым звуком [ш] и строчной буквой ш.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
А) регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Б) познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :
Способствовать овладению умением выделять звук [ш] из потока речи.
Учить выделять отличительные признаки изученного звука, способствовать формированию умения характеризовать звук.
Формировать умение узнавать графический образ буквы ш, научить писать строчную букву ш.
Аннотация урока.
Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы – учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.
Образовательные технологии : технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, исследовательская, технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности, здоровьесберегающая технология.
Форма работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах.
Ожидаемый результат: уметь давать характеристику новому звуку, выделять звук [ш] в словах, записывать его соответствующей буквой, правильно читать слоги, слова с новой буквой.
Структура и ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Ребята, давайте подарим, друг другу слово здравствуйте. Проверьте, готовы ли вы начать урок? Всё ли на месте, всё ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки? (слайд №2) К нам в класс пришёл гость. Кто это? Зачем Смайлик пришёл к нам на урок? Начинаем наш урок обучения грамоте. Вы готовы к познанию нового? Значит вперёд за маленькими открытиями. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Смайлик тоже всем дарит свою улыбку. Пожелайте друг другу удачи. В путь! | Дети настраиваются на урок. Да готовы. Ученик Смайлик. Смайлик помогает нам учиться, узнавать новое. | Личностные: самоопределение Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Начнём с того, что вы уже знаете, и что вам пригодится. Какие бывают звуки? (слайд №3, анимация 1-16) Откройте Букварь на странице 82. Посмотрите на знакомые нам схемы звуковичков, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать? (слайд №4) Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им шляпки и закрасьте башмачки. (слайд №5) Сегодня мы вместе с нашим учеником Смайликом продолжим путешествие по стране звуков и букв. Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать? Кого привёл с собой Смайлик? (слайд №6) Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Что же мы сегодня будем открывать? | Гласные и согласные; гласные звуки могут быть ударными или безударными; согласные звонкими или глухими, твёрдыми или мягкими. Дети открывают учебник. Эти буквы обозначают глухие согласные звуки[т],[т’],[к],[к’],[с],[с’],[п],[п’]. Дети дают характеристику звукам, рисуют шляпки, закрашивают их в чёрный цвет, закрашивают башмачки один синим цветом, другой зелёным. Дети отвечают, что они сегодня будут работать с новым звуком и новой буквой. Урок «открытия» новых знаний. Так как схема не раскрашена, нет на ней буквы. Новый звук и новую букву. | Личностные : что я знаю, что я могу Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге. Познавательные: извлекать информацию из схем. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Что необычного заметили у схемы - звуковичка? Ребята схема-звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос? Может, уже кто-то догадался, о каком звуке пойдёт речь? Почему возникло затруднение? Молодцы! Вы как настоящие ученики поняли, в чём ваше затруднение. Вы уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое. В случае затруднения, что надо сделать? Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. Вспомните, какой звук издаёт змея? Как шумит чайник при кипении? Как шуршат осенние листья под ногами? А теперь давайте пошуршим все вместе ш-ш-ш. Проживает ли такой звук в нашем «Буквограде?» | Восклицательный знак. Чем новый звук отличается от других звуков? Мы не знаем, чем новый звук отличается от других звуков. Остановиться и подумать. Дети проговаривают звук, который издаёт змея, чайник, листья. | Коммуникативные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение. Регулятивное: обнаруживать и формулировать учебную проблему |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Сформулируйте тему нашего урока. Какую цель перед собой поставите? Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь? Что мы сейчас сделали? Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, на доске будем выставлять кружок обозначающий, что пункт выполнен. | Звук [ш], буква ш Узнать всё про новый звук и новую буквуи понять чем отличается новый звук от других звуков. 1.Узнать про новый особенный звук и познакомиться с новой буквой. 2.Научитьсяписать строчную букву. Спланировали свою работу. | Регулятивные: совместно с учителем составлять план решения. Коммуникативные: Совместно с учителем сформулировать цель. |
5.Реализация построенного проекта. | 1.-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук? Почему вы так считаете? Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? Тогда давайте решать эту проблему. Может кто-то знает, как решить эту проблему? Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный звук, что мы можем про него ещё узнать? Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему вы так решили? Какую шляпку наденем на «звуковичка»? (слайд №7, анимация 1-2) Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? Проведём исследование этого звука. Для этого поделимся на группы. Вспомните правила работы в группе. Для выполнения этого исследования вы должны выбрать картинку из конверта с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа). 1 группа - выбирает картинку с предметом, в названии которого звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук. 2 группа – в названии, которого этот звук стоит в конце слова и в начале. 3 группа – в середине. 4 группа выбирает картинку с предметом, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук. (слайд №8, анимация 1-4) Все группы определились со словами? Ребята составьте звуковые схемы этих слов. Когда будете характеризовать звуки не забудьте пользоваться нашей схемой - алгоритмом. (слайд №9, анимация 1-16) Выберите ответственного в группе, кто будет представлять результат вашей работы. Прошу выйти по одному представителю из каждой команды. Дайте характеристику нового звука. Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Раз он твёрдый, каким цветом раскрасим башмачок? (слайд №10) Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Тогда послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуком [ш] и послушайте, как он произносится, твёрдо или мягко? Шуба, шапка, шляпа, шар Шли однажды на базар. Шли пешком, неспешно шли, И шалаш в лесу нашли Посмотрели на шалаш: Был ничей, а будет наш. Назовите слова, выделите в них звук [ш]. К какому выводу пришли? Кто ещё раз расскажет всю характеристику этого звука? Каким цветом закрасим второй башмачок? (слайд №11, анимация 1-2) Посмотрите на схему нашего звуковичка, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «Буквограда»? А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]? Это печатная буква ш. На что похожа эта буква? -Ах, табуретка хороша! Перевернёшь и буква Ша. (Е.Тарлапан) -Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. (В.Степанов) (слайд №12, анимация 1-4) Напечатаем букву ш в тетради для печатания. В какой дом нашего Буквограда мы поселим нашу новую букву? (на стенде) Приложение 1. Откройте Букварь на стр.82 и проверьте, рассмотрев схемы звуковичков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква ш? Какие новые знания мы открыли? Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске. 2.-Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш? Чему мы ещё должны научиться, какая следующая наша задача? Посмотрите на печатную и прописную букву ш. Чем они похожи, а чем отличаются. (слайд №13) Строчная буква ш рассыпалась, кто попытается её собрать? Где мы потренируемся писать строчную букву ш? Откроем пропись на стр.26 , рассмотрим табло. Расскажите ещё раз, из каких элементов состоит строчная буква ш? Есть ли новые элементы? Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём вверх, 2 и 3-й элементы – наклонные линии с закруглением внизу вправо. Напишем пальчиком на ладошке также как я (под счёт), в воздухе (под счёт) Что можно сказать о расстоянии между элементами? Напишем на табло сначала элементы букв, потом сами буквы. Подчеркните самую красивую букву. Какой пункт плана выполнили? Какую задачу выполнили? Отметим кружочком на доске. | В районе согласных. Дети говорят, что при произношении встречает преграду, он не поётся. Дети выдвигают гипотезы. Дети высказывают свои предположения. Звонкий или глухой, мягкий он или твёрдый. Он глухой. Доказывают. Наденем чёрную шляпку. Дети рисуют на голове «звуковичка» чёрную шляпку. Послушать, как он звучит в словах. Дети вспоминают правила работы в группе. В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. Объединяются в группы (каждая группа садится вокруг своего стола) Дети выбирают картинки, работая в группе. Дети работают в группах. Составляют звуковые схемы выбранных слов, используют в своей работе схему - алгоритм характеристики звуков. Дети рассказывают о своём исследовании. Ответственные из каждой группы характеризуют новый звук по своим схемам. Синим цветом. Предположения Дети слушают стихотворение. Дети называют слова. Звук [ш] всегда твёрдый. Дети дают полную характеристику. Закрасим второй башмачок тоже синим. Звук [ш] всегда твёрдый. Дети предполагают (гребень, табуретка, вилка, вилы и т.д.) Дети печатают букву. Дети селят в дом, где живут согласные, обозначающие глухие звуки. С буквами, которые обозначают глухие звуки. Узнали всё про новый звук, познакомились с новой буквой. Потому что одна – печатная, другая – письменная. Научиться писать строчную букву ш. Дети называют сходства и различия. Дети конструируют букву из рассыпанных элементов и с помощью магнита прикрепляют к доске. В прописи. Из трёх линий с закруглением вправо внизу. Дети пишут на ладошке, в воздухе. Оно одинаково. Дети самостоятельно пишут элементы и буквы на табло и 1 –й строчке. Дети ищут самую лучшую букву. Научились писать строчную букву ш. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное взаимодействие группе. Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, представлять информацию в виде схемы. Личностные : высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения. Регулятивные: проверять гипотезы |
Физминутка | А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный?» В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаете вверх руки, если в середине – кружимся, если ловушка – хлопаем в ладоши. Шуба, кран, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, шар, арбуз, лягушка. 3.-Прочитаемс карточки слоги и слова с буквой ш. Есть ли сегодняшняя буква в словах? Кто не увидел? Выберите себе строчку, которую будете читать. Кто затрудняется первую или вторую, у кого лучше получается третью или четвёртую, кто хорошо читает, прочитайте пятую строчку и составьте с этими словами предложение. (слайд №14)Приложение №2. Поверяем на слайде. 1-ю и 2-ю строчку – прочитают те, кто читал эту строчку, затем прочитаем хором, затем по колонкам. Проверяем 3, 4 и 5 строчку. Какие слова вам непонятны? Кто может объяснить их значение? А если мы всё-таки затрудняемся и не можем растолковать слово, куда мы можем обратиться за разъяснением? Среди слов, которые мы прочитали, есть слово, которое обозначает название птицы. Назовите его. (слайд №15) Что вы знаете про эту птицу? А где мы можем найти точную информацию? (учитель показывает «Большую энциклопедию природы). Назовите свои предложения, которые составили. Какую задачу выполнили? Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске. | Дети определяют место звука[ш] в словах и выполняют движения. Дети выбирают себе строчку и читают самостоятельно. Дети читают слоги. Дети читают по очереди. Дети называют непонятные им слова. Пытаются объяснить их значение. Дети с помощью учителя находят в словаре слова, которые вызвали затруднение и хорошо читающий ученик озвучивает толкование слова. Дети рассказывают, что они знают про эту птицу. В справочниках, в энциклопедиях, в интернете. называют свои предложения | |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Прочитаем вместе со Смайликом слова с карточек, которые даны на доске. Штанишки, шалунишки, штаны, шалун, шут, машина, шутил, шутка, шутник. На какие группы можно разделить эти слова? Почему вы так разделили? Что можно сказать про эти группы слов? Почему они однокоренные? Назовите общую часть – корень в каждой группе. Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее? Проверим нашу работу по слайду (слайд №16) | Дети читают слова. Дети у доски делят слова на три группы, объясняют смысл слов. Они однокоренные. Общая часть, близкие по смыслу. Дети называют корень в каждой группе. Дети называют лишнее слово - машина, т.к не является однокоренным. Дети сверяют то, что у них получилось. | Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: уметь структурировать знания. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Выполните задание на карточке. Найдите слова с буквой ш и подчеркните её. (слайд №17) (Паша, гостит, шутник, шапка – ушанка, сушит, ромашки, рассыпаны, шишки, штанишки, гном). Проверим(Слайд № 18) | Дети выполняют задание индивидуально. Дети проверяют свою работу и оценивают себя. | Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Личностные: уметь применять полученные знания. |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Поработаем в парах. Вспомним правила работы в парах. (слайд №19) Задание: надо составить слова из букв ШШК, между этими буквами нужно вставить гласные. Какие слова получились? | Дети вспоминают правила. 1.Если не понял, переспроси. 2.Свое несогласие высказывай вежливо. 3.Работать должны оба. 4.Один говорит, другой слушает. Дети работают в парах, составляют слова. Называют полученные слова (шашка, шашки, шишка, шишки) | Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. Коммуникативные: уметь работать в паре. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
9.Рефлексия учебной деятельности. | Наш урок подходит к концу, подведём итог. Все ли пункты плана выполнили? Какое новое знание вы и Смайлик открыли сегодня? Как вы думаете, всё ли мы узнали по этой теме? Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок? Домашнее задание будет связано с нашей новой темой, оно будет на выбор. Потренируйтесь в чтении слов в Букваре, кто только учится читать стр.82, а те, кто читают уже хорошо могут поработать по стр. 83. В прописи на стр.28 заштрихуйте рисунок (по желанию). (слайд №20) Оцените свою работу на «Лесенке успеха». Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те, кто сомневается, что понял всё полностью, на 2-ю или 3-ю ступеньку. Те, кто сегодня не разобрался в новой теме, кому нужна помощь - на нижнюю ступеньку лестницы. Не расстраивайтесь, у кого ещё не всё получилось, ведь это только первый урок по новой теме. У вас всё получится. Ребята предлагаю вам, кто желает, рассказать, как и почему вы оценили свои знания по новой теме. Поблагодарите за работу на уроке друг друга и Смайлика. (слайд №21) Спасибо! | Узнали, что звук ш всегда твёрдый и обозначается буквой ш. Продолжить знакомство с буквой ш на следующем уроке. Дети оценивают свою работу на уроке, рисуют человечков на выбранную ступеньку. Ученики работают с левой половинкой лесенки «знаю». Дети высказывают свои мнения. | Личностные: саморефлексия. Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); учить давать характеристику звуку; находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;формировать умение оформлять свои мысли в устной форме
Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей,формировать умение слушать и понимать других
Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, ответственности,трудолюбия, умение работать в парах, коллективе, воспитывать здоровый образ жизни.
Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., блокноты для слого-звукового анализа схем, карточки слогов, букв,предметные картинки.
Технические средства обучения : аудиозапись, видеозапись, ПК, проектор, экран, презентация Power Point .
Организационный момент.
Подравнялись. Сегодня урок обучения грамоте,чтению нам предстоит провести вместе со мной.зовут меня …..,но еще у нас есть гости,давайте повернемся и попреветствуем их наклоном головы.
Садитесь.
Ну-ка посмотри, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2 . Актуализация опорных знаний.
Что такое речь?
Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Из чего состоят слоги?
Какие бывают звуки?
Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.
Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)
А что еще вы знаете о звуках? (мы их слышим)
Чем обозначают звуки на письме?(буквами)
Посмотрите: я показываю букву, а вы, если она обозначает гласный звук хлопаете в ладоши один раз, а если согласный 2 раза.(2 гласные,2 согласные и Ь)
А почему тишина? Или -Все ли согласны с хлопком Пети?
А что это за буква такая интересная Ь?
Что в ней особенного?
Звучит песня «Кабы не было зимы»
Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?
Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет)
«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.
Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!
Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».
Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»
А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::
Ох, хыхечка зелёная,
Боюся, уколюся я.
Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они.Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!
Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.
Вы наверное уже догадались какая тема урока.
Буквы Ш,ш.-доска
Цель урока.
С новым звуком Ш и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.
Работа со звуком (доска)
Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук.
Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ
Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)
Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ
Почему так думаете? (состоит из шума)
Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?
Какой парный глухому согласному звуку Ш? (звонкий Ж) ПАРНЫЙ
Постановка проблемы, открытие новых знаний.
Звук Ш не простой, а с секретом.
И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:
Звучит музыка «Маленькой ёлочке холодно зимой» (1 куплет)(слайд)
Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш
Отгадать загадки:
С неба падают зимою
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки
Белые снежинки .
Повесим игрушку на ёлочку?
Почему нет? (звонкий согласный Ж)
Растут они на ёлке,
Но это не иголки. (шишки )
Почему да? (глухой согласный звук Ш)
Ветки ёлки шелестят,
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки
Флаги, звёздочки, хлопушки
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (заяц)
Висят на ёлке нити пёстрой мишуры
И разноцветные шары.
Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах?
Произнесите медленно:
ХЛАПУШШКИ
Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий?
Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый?
Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко.
Получилось?
Значит какой вывод можно сделать?
Вот вы и открыли секрет согласного звука Ш !ТВЁРДЫЙ
Работа с буквами
На письме звук Ш обозначается буквами Ш, ш (ша)-карточка
Посмотри на букву Ша
Буква очень хороша.
На что похожа буква? (вилы, …….)Слайд
Давайте напечатаем эту букву у себя в блокнотиках(большую и маленькую)
А где нужна загл.буква?(имена собс)
Прочитает нам Илья загадку о(шишках)еловые.(слайд)
Послушайте слово и назовите звуки
Печатаем в блокнотах,а один у доски
Шышки (карточка)-----шишки (карточка)
А у кого по другому?(с буквой И)
Как быть?Мы уже говорили об этом секрете.Что это за секрет?(только твердый)
Какой звук указывает на мягкость?(и),а здесь что?(не смягчает)А почему?(ш не дружет с и и ему не подчиняется)Т.е. И его не смягчает.
Так что мы должны запомнить?(что звук ш всегда ТОЛЬКО ТВЕРДЫЙ,но пишется с И)
Давайте откр. Учебник и найдем это правило.
Ши пиши с и.(карточка)
А почему в слове некот.из вас напечатали Ы после ш?(слышится ы)
Физминутка
Тренировка в чтении
Чтение слогов с ш
Чтение слов
Мыши
Малыши
Ши на(доска)
Какое лишнее? Почему
Что мы запомнили?Ши пиши с иКакой звук имеет и в сочетании с ши?
Речевая гимнастика.
Пришло время провести гимнастику, но не простую, а речевую.
Ша – ша – ша
Наша ёлка хороша.
Шо – шо – шо – мы играли хорошо.
Слайд с елочкой повторить только уже с конвертом
Ребята, а под ёлочкой конверт? Как вы думаете, что в нём? (письмо)
Прочитаем?
Поздравление: Дед мороз просит нас поработать в парах, за эту работу он приготовил сюрприз
Сюрпризы в виде маленьких открыточек с правилом.
Работа по учебнику. Слова черныеи
Составить предложение с именами собств и связать с нг
А что можно составить из предлож.(текст)
Я вам приготовила рассказ.
Весело зимними деньками! Кругом пушистый снег. Замерзли реки. Малыши рады зиме.
Сколько предложений
Как узнали?По рисунку предположите о чем речь
Чтение читающим.
Беседа по тексту
Итог.
Что нового узнали на уроке?
Какие открытия сделали?
Что было особенно интересным?
Что показалось трудным?
А что помогло справиться с трудностями?
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).
Тема «Звук и буква Ш»
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие».
Цель.
- Формировать правильное произношение звука [ш],
- познакомить с буквой Ш.
Задачи:
- закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
- упражнять в согласовании слов в предложении;
- познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
- развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование:
- предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.
Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])
Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.
II. Основная часть.
1. Упражнения на расслабление.
Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:
- «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
- «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
- «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
- «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
- «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.
2. Д/у «Волшебное заклинание».
Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:
- ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
- ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
- шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
- ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш
3. Д/у «Воздушный шар».
Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.
Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке
Он становится большим, соприкасаются кончиками.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,
Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.
Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.
При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».
Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.
4. Д/и «Подарки для Принцессы».
Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.
Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.
Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].
Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)
А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).
5. Д/у «Новые слова».
Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:
- чашка – шашка дар – шар маг – шаг
- мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
- Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
- губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка
6. Д/у «Сбор урожая».
У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.
Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.
8. Физминутка.
Потрудились в саду, устали, отдохнём.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушки, потянитесь!
Поскорей, скорей проснитесь!
По коленкам шлёп, шлёп,
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай,
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
И крест-накрест руки сложим.
9. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание
Будьте вы теперь внимательны! пальцев рук.
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился наконец!
Получились кулачки,
Застучали молотки:
Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.
Вы послушайте свой стук!
10. Знакомство с буквой Ш.
а) показ буквы.
Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.
Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?
На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.
б) работа в тетрадях:
Печатание букв Ш ш;
- печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;
- звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).
11. Д/у «Мост от замка».
Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:
Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
Алёша, машина, дедушка, купить.
Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
Маша, каша, кушать.
В, писать, Маша, школа, буквы.
Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
Штанишки, Маша, Миша, шить.
Яша, шишка, возить, машина, на.
III. Итог:
Где мы сегодня побывали?
С каким звуком и буквой познакомились?
Овчинникова Т.Н.,
учитель-логопед
Какой сейчас будет урок?
Какое нужно настроение, чтобы урок прошел интересно?
II . Актуализация опорных знаний
С какой буквой мы работали на предыдущем уроке?
Расскажите мне о ней.
Найдите схему - человечка согласных звуков [л ],[л ’ ]. Докажите правильность своего выбора.
Давайте поупражняемся в чтении слов с букой Л.
III . Постановка учебной проблемы. ( 2 мин).
Как вы думаете, существуют ли другие схемы - человечки согласных звуков?
Почему у вас возникли разногласия?
Что нам необходимо выяснить на уроке?
IV . Введение нового знания.
Рассмотрите рисунки. Озвучьте их.
Что общего в произношении данных слов?
Произнесите звук [ш ] и дайте характеристику.
Игра «Доскажи словечко»
1.Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …
2. Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно….
Выделите первый звук в этих словах.
Как он произносится?
Назовите слова, в которых встречается согласный глухой звук [ш ].
Чем интересен согласный глухой звук [ш ]?
Как должен выглядеть «человечек»
согласного звука [ш ]?
Кто догадался, а какого цвета у него башмачки?
Есть ли на доске схема - человечек согласного, глухого, всегда твёрдого звука [ш ]?
V . Первичное закрепление. ( 5 мин).
У вас на партах лежат листики бумаги. Нарисуйте на них схему - человечка звука [ш ].
Кто нарисовал схему - человечка, вывешивает его на доске.
Все «рисунки» выполнены правильно? Уберите неверные схемы - человечки согласного, глухого, твёрдого звука [ш ].
Так существуют ли другие схемы - человечки согласных звуков?
Озвучьте схему- человечка звука [ш ].
Физминутка. (3 мин).
VI . Введение нового знания (продолжение). (12 мин).
Кто знает, какой буквой обозначают
звук [ш ]?
Правильно произносить - буква «ша». Найдите её среди букв алфавита.
Игра «Моя Вообразилия».
На что похожа печатная буква ш ?
Сравните печатную и письменную буквы ш, ш .
Чему будем учиться на уроке?
Пропишем печатную букву ш в воздухе (показывает с комментированием)
Откройте тетради для печатания и по образцу напишите 5 раз печатную букву ш . (Учитель оказывает индивидуальную помощь).
Закройте тетради для печатания, откройте «Прописи».
Пропишем строчную букву ш в воздухе (с комментированием под счёт - раз и, два и, три и).
(Учитель оказывает индивидуальную помощь).
Что ещё мы должны сделать на уроке, познакомившись с новым звуком и буквой?
аш уш иш ош ыш
ша шу ши шо
VII . Итог урока. (2мин)
Какие новые знания вы получили на уроке?
Давайте немножко поиграем. Я буду называть слова, а именно, одежду, и если в этом слове встречается новый звук, то вы хлопаете в ладоши, а если нет то просто тихо сидите: шапка, шуба, куртка, шорты, платье, туфли, штаны, костюм, рубашка, юбка. Хорошо!
Звук [ш] обозначается буквой «Ша»
Запомним название буквы - «Ша». Давайте повторим хором - «Ша».
На что похожа буква «Ша»?
Гребешок, забор, вилку, шапку
«На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша»
А еще она похожа на зубья ковша экскаватора.
Посмотрите на заглавную и на строчную буквы «Ша». Похожи?
Да
А чем они отличаются?
Размером, заглавная буква больше строчной
Давайте посмотрим, где эта буква будет жить на ленте букв. Где ее место.
Какой звук она обозначает, скажите еще раз. Дайте ему полную характеристику.
Согласный, глухой, твердый
Если он глухой, то на какой строчке будет жить на верхней или на нижней строке?
На нижней
А какие буквы живут рядом?
Т…с
Посмотрите на слайд. Прочитаем слоги. Читаем хором слоги.
Читаем сверху вниз.
Теперь прочитайте гласные, которые обозначают твердость согласного.
А, о, у
Перед ними согласные мы читаем твердо
А какие гласные обозначают мягкость согласного
Е, и
А как мы прочитали? Твердо или мягко?
Твердо
Прочитаем хором слог на доске. Обратите внимание написана буква «и», но согласный мы произносим твердо, т.к он не бывает мягким, он всегда твердый.
Поэтому очень важно запомнить правило:
Ши пишется с буквой и.
Найдите внизу страницы правило. Прочитаем хором
Все находим столбики слов. Читаем слова по цепочке.
Найдите слово, которое начинается на новый звук?
Школа
Найдите слово, в котором новый звук стоит на конце слова?
Карандаш
Найдите слова, в которых новый звук встречается в середине?
Кошка, Миша, Гриша, карандаши
Какой этот звук во всех словах, твердый или мягкий?
Твердый
Потому что он всегда твердый
И так, что вы запомнили об этом звуке, какой он?
Глухой и всегда твердый
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем и
Работать начинаем.
Рассмотрите внимательно иллюстрацию на стр.17
Кто нарисован?
Дети
А просто ли это дети из детского сада?
Нет
А кто же они?
Школьники
Куда они пришли?
В лес, на поляну
А что собирают?
Шишки, листья
Давайте прочитаем текст по цепочке.
О каком времени года говорится?
Говорится об осени
Какие стояли деньки?
Стояли ясные деньки
Куда пошли дети?
Дети пошли в лес
Что говорится о кистях рябин?
Кисти рябин ярко горели
Что собирали дети в лесу?
Дети собирали сосновые и еловые шишки
Найдите в тексте слова, в которых есть новая буква?
Пошли, шишки
Давайте мы с вами придумаем детям имена, но такие имена, чтобы в их присутствовал звук [ш]
Саша, Шура, Миша, Маша, Даша, Паша
Хорошо! Молодцы!
Теперь открываем стр. 18.
Посмотрите на верхние картинки. Плоды каких деревьев изображены?
Сосны, рябины, ели
А как называются плоды сосны и ели?
Шишки
Сколько новых звуков в слове шишки?
Прочитайте название стихотворения
Петушки
Посмотрите на иллюстрацию. О каких петушках говорится в стихотворении?
О домашних птицах, драчливые
Давайте прочитаем стихотворение.
Найдите в стихотворении слова со слогом «ши»
Распетушились, решились, петушиться, лишиться,
Какое правило мы выучили?
Во всех словах «ши» пишется с «и»
Давайте поиграем в игру «Спокойной ночи» Когда я буду говорить «Спокойной ночи», вы закрываете глаза, а когда говорю «Доброе утро», вы их открываете.
«Спокойной ночи»
Посмотрите на слайд презентации.
Какое слова написано?
Шина
Что это? У чего бывает?
У машины, мотоцикла
А теперь, «Спокойной ночи», закрываем глаза.
«Доброе утро» - открываем глаза.
Прочитаем слово.
Машина
Что изменилось на слайде? Что добавилось к первому слову.
Ма
Я говорю, «Спокойной ночи», закрываем глаза. «Доброе утро» - просыпаемся.
Какое слово теперь получилось?
Тишина
Что изменилось?
Слог «ма» заменили слогом «ти»
Прочитаем еще три слова: малыши, широко, спешит.
Какой слог повторялся во всех словах?
+ «ши»
Посмотрите на иллюстрацию на странице 19.
Кто изображен на картинке?
Внук и дедушка
Что делает мальчик?
Смеется
А над кем он смеется?
Над дедушкой
Что вызвало его смех? Почему он смеется?
Дед не может забраться на печку
Прочитаем текст по цепочке.
Сейчас я вам прочитаю еще раз текст.
Что узнали о деде? Что он не смог сделать?
Залезть на печку
Как вел себя внук? Правильно ли, на ваш взгляд, он поступает?
Нет, не правильно
В каком предложении нам всем дается урок?
Прочитаем его.
Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.
Чему нас учит рассказ?
Помогать пожилым людям
Прочитаем заголовок внизу страницы
Что для чего
Какой знак стоит в конце предложения
Вопросительный
Что для чего?
Прочитаем первый столбик.
Можем ли мы сказать, что это у нас целые предложения
Нет
Их нужно продолжить, а продолжить нам помогут слова второго столбика
Прочитаем второй столбик
Карандаш чтобы
Рисовать
Иголка чтобы
Шить
Ручка, чтобы
Писать
Книга, чтобы