Неделя физики в общеобразовательной школе материал по физике на тему. Сценарий физического вечера " Физика-это интересно!" Вечер занимательных опытов по физике сценарий
Физический вечер «Физика-это интересно!»
Цель: формирование познавательной активности учащихся.
1.Стихотворение И.Кузнецова «Что такое физика»
Что такое физика?
Наверно интересно…
Я пока учусь в шестом,
Мне много неизвестно.
В физике всё движется,
Любому это ясно,
Колеблется, вращается.
И может быть опасно.
Но, если знать законы
И правила движения,
То можно делать опыты
Без всякого сомнения.
Есть инерции закон,
На дорогах правит он.
К светофору подойди,
На зеленый свет иди!
Если светофора нет,
Не горит зеленый свет.
«Осмотрись на переходе»,-
Физика дает совет.
Быстро движется машина,
Тормозит, стирая шины,
Тормозной продолжив путь.
Ты об этом не забудь!
Если дождь иль гололёд,
То смотри назад, вперёд.
Тут инерция, как тут-
Тормозной добавит путь.
Часто ставит жизнь в тупик.
Ты задумайся на миг,
Что на все твои секреты
В физике найдёшь ответы.
Если в воду ты войдёшь,
Легче станешь, поплывёшь.
Почему заложит уши,
Если вдруг нырнёшь поглубже?
Высоко над головой
Атмосфера над тобой.
Значит, это тонны две
Каждый носит на себе?
В тире выстрел из винтовки
Тоже требует сноровки.
А приклад сильней прижмешь
И плечо не отобьешь.
Физика все это знает
И научно объясняет:
Как от молнии спасаться,
Чтоб рентген был не опасным,
И какой в жару и холод
Смысл одежды цвет сменить,
Ложку опустить в стакан
Перед тем, как чай налить.
Тысячу вопросов разных
Можно физике задать.
Примешь правильно решенье,
Если много будешь знать
Выполнять советы нужно,
Если с физикой ты дружен,
Можно жизнь свою продлить.
2.Стихотворение «Физика»
Я ещё не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле,
Вентилятору на столе.
Самолёты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей всё равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!
3. Учитель: Сегодня мы хотим показать вам маленькие физические чудеса и надеемся,что вам будет интересно. Поэтому и тему выбрали такую: «Физика-это интересно!» Учитель объявляет тему вечера и представляет ведущих.За каждый правильный ответ выдаётся жетон.
4. Ведущие: Конкурс –разминка:«Думай быстро»
Физическая величина
масса скорость
Физическое тело
метроном стакан
Вещество
медь серебро
Природное явление
молния снег
Единица измерения
метр секунда
метроном (маятник) секундомер
Профессия, имеющая отношение к физике
музыкант синоптик
5. 1 , в)Из букв а, F , m , v , s , t составьте формулы :(буквы на доске)
a = F m F = ma , m = F a
6. 1 в) Составьте физический термин из букв
д в и ж е н и е, м о л е к у л а (буквы на доске)
3 ,4 в) А теперь можете немного отдохнуть.
Физики шутят
3)Законы физики - это единственные законы, которые соблюдаются в нашей стране.
4)Говорила мама маленькому Эйнштейну:
Не показывай язык, а то навсегда таким и останешься...(фото на экране)
3) Новости науки: если в розетке поменять плюс на минус, то лампочка начинает вырабатывать темноту и холод.
4) Закон всемирного тяготения был открыт задолго до Исаака Ньютона. К сожалению, всем его открывшим на голову падали очень тяжелые предметы.
3) Если тебя все время тянет к положительным людям, значит ты отрицательный!
4)Однажды Рентген получил курьезное письмо. Автор письма просил его выслать несколько рентгеновских лучей и заодно объяснить, как ими пользоваться. У писавшего застряла пуля в грудной клетке, а приехать к Рентгену он сам не мог.
Вопрос: Что ответил ученый?
«У меня кончились лучи, пришлите мне свою грудную клетку».
Учитель физики :
У меня в классе все настоящие Архимеды - знают физику на уровне 3-го века до нашей эры.
8.Задание для любителей спорта.
Приглашаются 2 человека.
1)Встать вплотную к стене и присесть,не отклоняясь от стены.
2)Встать вплотную боком к стене и,не отклоняясь от стены поднять ногу в сторону.
9. 1В) Объясните физический смысл пословиц.
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
Ложка дегтя бочку меда портит.
Как с гуся вода.
10. 2В) Объясните.
1.Летчик – спортсмен посадил свой легкий самолет на крышу автомобиля. При каком условии это возможно?
2.Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
11.Конкурс: покажи и объясни опыт. (А.Дюсупов)
Взять стакан, накрыть открыткой, на нее положить монету.
Объясните
Как,не беря ничего в руку, поместить монету в стакан?
Как, не трогая стакан, взять из-под него лист?
На сколько можно сдвинуть коробку со столика, чтобы она не упала?
Куда покатится колесо,если его отпустить? Почему?
Стакан накрыть тонким листом бумаги и перевернуть.Почему вода не выливается из стакана?
Можно сделать телефон из двух коробок и нити.(продемонстрируйте и объясните действие этого телефона.
12.Черный ящик
1.в) Что в чёрном ящике?
Всё поведает, хоть и без языка,
Когда будет ясно, а когда облака.
2.в) Им силу тока изменяют, если что-то в нём сдвигают.
13.КОНКУРС ЗНАТОКОВ
1. С физической точки зрения изгиб, кручение, сдвиг, растяжение - это виды...
б) Вандализма.
в) Активного отдыха.
г) Деформации.
2. В каких годах измеряют расстояния?
а) В високосных.
б) В световых.
в) В юных.
г) В преклонных.
3. Согласно легенде, плюхнувшись в ванну, Архимед воскликнул...
а) Как холодно!
б) Mobil in mobile!
в) Эврика!
г) Я понял!
4. Согласно преданию, когда на голову Ньютона упало яблоко, он открыл...
а) Первый закон Ньютона.
б) Второй закон Ньютона.
в) Закон всемирного тяготения.
г) Инструкцию по технике безопасности.
5. Чтобы сдвинуть Землю, Архимеду не хватило.. .
а) Длины рычага.
б) Угла зрения.
в) Смелости.
г) Точки опоры.
6. Разрешающая способность - это характеристика...
а) Оптических приборов.
б) Директора школы.
в) Родителей.
г) Бабушки и дедушки.
7. Катушки электромагнитов, электрогенераторов, трансформаторов и т.п. - это...
а) Обормотки.
б) Прохвостки.
в) Обмотки.
г) Проходимки.
8. Психрометр - прибор, предназначенный для определения ...
а) Влажности воздуха.
б) Умственного состояния.
в) Уровня умственного развития.
9. Вращающаяся часть электрической машины - это...
а) Торпедо.
в) Динамо.
г) Локомотив.
10. Вечный двигатель - это...
а) Mobil in mobile.
б) Perpetum mobile.
в) Memento mori.
14. КОНКУРС ЗАГАДОК
1) Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.
2) Сначала - блеск,
За блеском - треск,
За треском - плеск.
1) Что с земли не поднимешь?
2) В огне не горит,
В воде не тонет.
1) Отгадай-ка, что за строчки?
Буквы в них - тире и точки.
(Азбука Морзе.)
15.Ответьте на вопросы:
1. Что тяжелее: тонна железа или тонна пуха?
2) Почему человек может бежать по тонкому льду и не может стоять на нём, не проваливаясь?
(Результат действия силы зависит не только от её величины, но и от времени действия. Когда человек бежит, время взаимодействия мало и лёд не успевает проломиться.)
3)Можно ли тело бросить так, чтобы оно не упало на Землю?
16.Объясните опыты (демонстрирует учитель)
1 .Вода кипит в верхней части пробирки.
2Как достать гайку из блюдца с водой, не намочив руки?
3.Как поместить яйцо в бутылку?
4.Сползающий стакан.
5.Кипение воды в бумажной коробке.
6.Что произойдёт с картофелиной в воде, если подлить ещё воды?
7.Нитка намотана на стержень. Почему в одном случае она перегорает, а в другом нет?
17.Интересные факты.
1в) В течение дня человек примерно 5 часов проводит на ногах (ходит по комнате, улице).При этом мы делаем в среднем по 30000 шагов, что составляет около 20 км., а в течение года 7200 км.
2в) Крокодилы проглатывают камни, общая масса которых составляет одну сотую часть его массы. Камни служат балластом, позволяющим крокодилам ходить по дну реки и быстро увлекать свою жертву под воду.
1в) Предельная температура, которую может выдержать человек,
160 градусов. температуру -104 градуса человек может терпеть 26 минут, -93 градуса - 33минуты, а -71 градус- 1 час.
2в) Любая рыба в воде невесома, так как плотность тела живой рыбы равна плотности воды.
18. Приглашаются на сцену 3 человека.(Романенко)
ПОЕЗДКА В АВТОБУСЕ
На сцене три человека. Каждый получает надутый детский шарик и держит его за ниточку в левой руке, поднятой вверх. Участники должны представить себя пассажирами автобуса. Этим шариком надо показать, как меняется положение тела пассажира относительно сидения при его движении: автобус отъезжает от станции, резко тормозит, делает на большой скорости левый поворот, движется равномерно и прямолинейно, плавно тормозит, делает правый поворот, резко тормозит.
19.Викторина(Кузнецов)
1)Лиса, убегая от преследующей её собаки, часто спасается тем, что внезапно делает резкие движения в сторону как раз в те моменты, когда собака готова схватить её зубами (почему собаке трудно поймать лису?)
2)При прополке не следует слишком резко выдёргивать сорняки из земли даже в том случае, когда они слабо удерживаются в почве?
3) Почему цирковой наездник, подпрыгивая
вверх на быстро скачущей лошади, попадает
опять в седло?
4)Почему в самолёте при взлёте и посадке
стюардессы раздают пассажиром леденцы?
5) Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
6)Почему летучая мышь часто садится на головы людям?
7) Почему высоко в горах нельзя сварить мясо?
8) Почему в реке с илистым дном мы больше
вязнем на мелком месте, чем на глубоком?
1)Собака по инерции пробегает мимо.
2)При резком выдёргивании корни по инерции сохраняют состояния покоя и не успевают прийти в движения, поэтому стебли обрываются.
3) Наездник, подпрыгивая вверх, сохраняет свою первоначальную скорость.
4) Резкое изменение давления закладывает уши и даже вызывает боль. При глотательном движении среднее ухо соединяется с полостью рта и давление в нём становится равным атмосферному.
5)Летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью ультразвука.
6)Волосы поглощают ультразвук, который излучает мышь, поэтому она не чувствует преграды.
7) Из-за высоты горы столб воздуха над ней уменьшается, поэтому там понижается атмосферное давление. При пониженном атмосферном давлении температура кипения воды становится меньше и вода закипает при температуре ниже100 градусов. Температура воды не меняется,пока не выкипит вся. А мясо варится при температуре не менее 100 градусов.
8)В воде действует выталкивающая сила, которая зависит от объёма погружённой части тела.
20. Объясните опыты (Романенко)
1. Шарик,потёртый газетой держится на потолке.
2.Дым в стакане.(исчезает,если проволоку соединить с электрофорной машиной.)
3.Человек с султаном.
4.Пляшущие клоуны.
21. Физики опять шутят
1.Встречаются как-то физик и математик. Физик спрашивает:
Слушай, почему у поезда колеса круглые, а когда он идёт они стучат.
Это элементарно. Площадь круга - ПИ ЭР квадрат, так вот этот квадрат, как раз и стучит.
2.Новости из мира ядерной физики: Желудок у котенка не больше наперстка, следовательно, те два литра молока, которые он способен выпить за час, находятся в его желудке под давлением 50000 атмосфер, что в десять раз больше давления в эпицентре ядерного взрыва.
3.Ученые физической лаборатории N-ского государственного университета опытным путем доказали, что практически любой фен для сушки волос может создать мощное воздушное сопротивление, способное сильно замедлять движение крупных объектов.
Опыты проводились на оживленных автотрассах, фен направлялся руками техника навстречу движущимся автомобилям, которые под этим воздействием снижали скорость, несмотря на их аэродинамические свойства, и могли ее набрать, только проехав техника с феном.
Одновременно ученые кафедры лингвистики этого же университета собрали огромный материал фольклорных выражений на основе высказываний водителей, проезжающих мимо техника с феном.
4.На вопрос, почему отопление дали на 10 дней позже, министр энергетики заявил: "Стыдно не знать физику! Вода при нагревании расширяется и плохо пролазит в трубы "
22. Сценка «Экзамен по физике»
23.Реальный факт.
Эйнштейн - Чарли Чаплину: "Ваш фильм "Золотая лихорадка" понятен во всем мире. Вы, несомненно, великий человек и будете признаны людьми!"
Чарли Чаплин - Эйнштейну: "Я вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности не понимает никто, однако вы все же стали действительно великим человеком!"
6.Однажды Hьютону гости пожаловались, что калитка в его сад туго открывается, и попросили сделать другую, получше.- Я не знаю, куда лучше, - ответил физик. - И так каждый входящий наливает в бак для дома не меньше литра воды.
24.Проделайте и объясните опыты.
1. Подуйте на коробок так, чтобы он к вам подвинулся.
2.Прочитайте правильно слова. (Слова читают через стакан с водой)
3.В бутылке сделаны отверстия. Почему вода не выливается через эти отверстия? Что нужно сделать, чтобы вода выливалась?
4.Что произойдёт, если подуть между двумя надувными шариками?
25.Песня «Волшебник-недоучка»
26.Заключение.Учитель . Этой песней мы заканчиваем наш вечер. Эта песня –предупреждение, как не стать недоучками.
Вам было сегодня интересно?
Виден край, а не дойдёшь. Что это?
(горизонт)
В огне не горит и в воде не тонет?
(лёд)
Может ли горизонт являться телом отсчёта?
(нет, т.к. движется вместе с наблюдателем)
Может ли лёд быть нагревателем? Когда?
(может, когда температура тела ниже температуры льда)
Красивое коромысло над лесом повисло?
(радуга)
Летит - молчит, лежит - молчит. Когда умрёт, тогда заревёт. Что это такое?
(снег)
Перечислите основные цвета радуги?
(к, о, ж, з, г, с, ф)
Почему в сильный мороз снег под ногами скрипит?
(ломаются кристаллы снега)
Не взять меня и не поднять, не распилить пилой. не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придёт пора - сама уйду я со двора.
(тень)
Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём идёт речь?
(холод, тепло)
Как получить от одного предмета тень разной длины?
(наклонять предмет под разными углами к источнику света)
Почему при холодной погоде многие животные спят клубком?
(уменьшается охлаждение организма)
Объясни опыт
7 класс
Оборудование: две свечи, спички, стеклянная банка. Зажигаются свечи, одна из них накрывается банкой и через время гаснет. Вопрос: Почему погасла накрытая свеча?
На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Щелчком руки открытку выбивают, и монетка падает в стакан. Почему?
8 класс
Возьмите воздушный шарик, наденьте его на горлышко бутылки и протолкните внутрь. Попробуйте надуть шарик – это вам не удается
Варёное яйцо “вползает” в бутылку. Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?
9 класс
Оборудование: эбонитовая палочка, лоскут шерстяной материи, клочок ваты. После натирания эбонитовой палочки о шерстяную материю и соприкосновения её с пушинкой (ваткой), последняя начинает отталкиваться от палочки и повисает в воздухе.
«Ныряющее яйцо». Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему?
Викторина
Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.
Ответ. Броуновское движение.
Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.
.В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?
Ответ. В трёх рубашках.
16.Какое яйцо – вареное или сырое – будет вращаться дольше? Почему?
Почему шелковый шнур развязывается быстрее хлопчатобумажного?
Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?
Чтобы быстрее сварить картофель, надо на поверхность воды положить кусочек сливочного масла. Зачем?
(Масло растечется по поверхности горячей воды, образуя тонкую пленку, которая уменьшит испарение воды, поэтому температура быстрее достигнет температуры кипения).
I V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)
Каждому капитану даётся одинаковый стакан без воды и соломинка. Задание состоит в том, кто быстрее заполнит стакан водой, взятой из другого сосуда с помощью соломинки. При этом учитывается не только время, но и количество воды в стаканах.
V. Физические загадки.
Коллективное отгадывание загадок. Предлагаются одновременно двум командам, отвечает та команда, которая первая подняла руку. Неправильный ответ и право ответить представляется другой команде. При условии, если ни одна из команд не знает ответа на загадку, право помочь предлагается зрителям (болельщикам команд). Если болельщик отвечает правильно, то очко присуждается его команде.
1. Две сестры качались, правды добивались.
А когда добились, то остановились.
(весы)
2. С ластами, а не тюлень
Плавает, а не рыба
не скрывается, а в маске.
(водолаз)
3. Отгадай-ка что за строчки?
Буквы в них - тире и точки.
(азбука Морзе)
4. Что за птица алый хвост,
Полетела в стаю звёзд?
(ракета)
5. Возле уха - завитуха, а в серёдке - разговор.
(радионаушники)
6. Она с винтом пустилась в пляс,
А он, кружась в доске увяз.
(отвёртка)
7. С края на край режет черный каравай.
Кончит, повернётся, за то же возьмётся.
(плуг)
8. Всем поведает хоть и без языка.
Когда будет ясно, а когда - облака.
(барометр)
9. В нашей комнате одно есть волшебное окно.
В нём летают чудо птицы, бродят волки и лисицы.
Знойным летом снег идёт, а зимою - сад цветёт.
В том окне чудес полно, что же это за окно?
(телевизор)
VI. Кроссворд.
7 класс.
по горизонтали.
Изменение с течение времени положения.
Прибор для измерения температуры.
Одно из агрегатных состояний вещества.
Единица измерения температуры.
Вещество, входящее в состав человека.
по вертикали
Мельчайшая частица вещества.
Частица вещества.
Явление сохранения телом скорости.
Вещество, входящее в состав воздуха.
Единица измерения массы.
Ответы.
по горизонтали.
Движение.
Термометр.
Жидкость.
Градус.
Вода.
по вертикали
Атом.
Молекула.
Инерция.
Азот.
Тонна.
1
3
1
2
2
4
3
5
4
5
VI. Кроссворд.
8 класс.
по горизонтали.
Единица измерения времени.
Единица измерения энергии.
по вертикали
Элемент двигателя.
Вид теплопередачи.
Ответы.
по горизонтали.
Аккумулятор.
Секунда.
Испарение.
Калория.
по вертикали
Цилиндр.
Кипение.
Термос.
Конвекция.
Работа.
2
3
4
6
1
3
5
2
1
VI. Кроссворд.
9 класс.
по горизонтали.
Источник электрического тока.
Единица измерения времени.
Физическое явление, применяемое в парной.
Единица измерения энергии.
по вертикали
Элемент двигателя.
Процесс выделения из воды воздуха.
Предмет, хранящий тепло и холод.
Вид теплопередачи.
Способ изменения внутренней энергии.
Ответы.
по горизонтали.
Аккумулятор.
Секунда.
Испарение.
Калория.
по вертикали
Цилиндр.
Кипение.
Термос.
Конвекция.
Работа.
2
3
4
6
1
3
5
2
1
Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются вечера. Однако подготовка вечеров представляет большие трудности. Во-первых, это физический вечер и его главная цель -- стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, привить им интерес и вкус к занятиям физикой. Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения вечера. Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного -- познавательной ценности вечера. Задача организаторов вечера не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их. Для тех учащихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быть воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе учащихся, уже интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия.
О проведении вечера занимательной физики учащихся школы должно извещать красочное и интересное по содержанию объявление, например составленное в виде ребуса или в стихотворной форме .
Вечера физики и техники -- одно из наиболее увлекательных, полезных массовых внеклассных мероприятий по физике. Хорошо проведенный вечер часто оставляет у учащихся неизгладимое впечатление, а для некоторых из них служит началом серьезного увлечения физикой или техникой.
Вечера занимательной физики пользуются особой популярностью у учащихся VII--VIII классов. Это и понятно: в возрасте 13--14 лет школьников привлекает все необычное, поражающее воображение. Однако учителю не надо стремиться сделать вечер «возможно занимательнее». Основной принцип отбора материала -- в содержательности вечера, иначе он может превратиться в нагромождение эффектных зрелищ и утратить свое познавательное значение. Необходимым условием успеха вечера занимательной физики является разнообразие используемых на нем форм работы с учащимися. Помимо традиционных занимательных опытов, аттракционов, викторин, у учеников вызывают интерес и другие формы работы: короткие занимательные физические рассказы-загадки; рассказы, содержащие в себе физические ошибки (учащиеся должны их обнаружить); небольшие занимательные пьесы; картинки-загадки с вопросами к ним.
Особую методическую ценность представляют собой такие формы работы, которые позволяют присутствующим в зале учащимся быть не только зрителями, но и активными участниками вечера. В этом отношения весьма ценна форма работы, проводимая под названием «Внесите усовершенствование!». В ней школьникам показывают модель, рисунок или схему какого-либо устройства, машины, прибора или сооружения. Дают описание его и отмечают, что данная конструкция заключает в себе то или иное несовершенство. Объясняют, в чем оно состоит. Всем предлагают усовершенствовать это устройство. Иногда модель или схема устройства может быть собрана на демонстрационном столе. В этом случае учащимся предлагают продемонстрировать внесенное усовершенствование.
Значительное место на вечерах занимательной физики отводят занимательным опытам. При их подборе следует отдавать предпочтение опытам, в которых показывают явления, находящие широкое применение в технике, быту или часто наблюдающиеся в природе. Ценность демонстрации повышается, если за ней следует короткий рассказ о практическом использовании показанного явления. Приведем пример вечера занимательной физики для учащихся VII класса.
Цель вечера -- помочь учащимся глубже осмыслить содержание тем: «Атмосферное давление» и «Архимедова сила». Показать, что физические явления и законы могут быть обнаружены и продемонстрированы иногда самым неожиданным образом, заинтересовать учащихся возможностью самостоятельного выполнения увлекательных физических опытов и наблюдений физических явлений в повседневной жизни.
План вечера
- 1. Вступительное слово ведущего (знакомит присутствующих с программой вечера).
- 2. Краткий рассказ о значении атмосферы для жизни на Земле и о строении атмосферы.
- 3. Демонстрация опытов, объясняемых атмосферным давлением: яйцо, «вползающее в графин», «тяжелая газета», «наказанное любопытство».
- 4. Рассказ о выдающемся древнегреческом ученом Архимеде.
- 5. Демонстрация опытов по теме «Условия плавания тел», например: не всплывающий в воде парафин (дно стеклянного сосуда покрывают тонким слоем парафина и кладут на него кусок парафина с плоским основанием, осторожно наливают воду в сосуд, парафин не всплывает); подъем самодельного воздушного шара, наполненного горячим воздухом; как вести себя утопающему (деревянная кукла, плавающая в воде, погружается глубже в том случае, когда у нее поднимают руки).
- 6. Показ картинок-загадок. Например, на рисунке изображен разрез морской толщи. В воде «висит» затонувший корабль, не дошедший до дна. Вопрос по картинке: «Может ли так быть?»
- 7. Вручение призов активным участникам вечера.
Физико-технические вечера посвящают актуальным и интересным вопросам современной техники, истории техники, перспективам развития отдельных отраслей физики и техники. На вечере с короткими докладами выступают 3--4 ученика. Доклады должны быть хорошо иллюстрированы. Помимо наглядных пособий, демонстрируют действующие модели технических установок, самодельные приборы, фрагменты из кинофильмов. Такие вечера подготавливают учащиеся -- члены физического или физико-технического кружка. Эти вечера могут быть своеобразным творческим отчетом кружковцев о своей работе. Часть вечера можно целиком посвятить итогам работы кружка.
Подготовка физических вечеров. Проведение любого вечера по физике требует тщательной и длительной подготовки. Начинать ее надо за 1,5--2 месяца до вечера. На первом организационном собрании участников подготовки и проведения вечера учитель сообщает примерный план вечера. После обсуждения плана распределяют задания между участниками. Участников вечера разбивают на несколько групп: докладчики; ответственные за подготовку опытов; ответственные за подготовку объявления и выпуск специального номера газеты, бюллетеня; оборудующие сцену и зал и т. д. Для каждой группы назначают срок выполнения всех подготовительных работ, а также сроки выполнения отдельных заданий.
После завершения всех подготовительных работ, за несколько дней до вечера, проводят общую репетицию с обсуждением каждой части вечера. Проводить ее следует в том же помещении, где будет проходить вечер. Здесь важно обратить внимание на то, чтобы вся работа на сцене выполнялась четко и слаженно, чтобы не было больших перерывов при переходе от одной формы работы к другой, чтобы все участники вечера знали, когда им выступать, и действовали уверенно и совершенно самостоятельно.
За несколько дней до вечера вывешивается красочно оформленное объявление с его программой. Хорошо оформленное объявление привлекает внимание учащихся и вызывает у них желание принять участие в вечере .
Большое значение имеют подбор темы и название вечера. Тема вечера должна быть связана с учебной программой и доступна для понимания учащихся, быть интересной и увлекательной для детей данного возраста. Дело учителя тактично подсказать тему и увлечь ею учеников.
Темой вечера (или конференции) могут послужить:
- § памятные даты и знаменательные события в науке и технике («День радио», «Вечер, посвященный Дню космонавтики» и т.п.);
- § крупные достижения науки и техники («Лазеры - чудо XX века», «Низкие температуры в науке и технике» и т.п.);
- § жизнь и деятельность великих отечественных и зарубежных ученых («М.В.Ломоносов - наш первый университет», «Жизнь и деятельность И.Ньютона» и т.д.);
- § отдельные темы или разделы школьной программы («Трение», «Закон сохранения и превращения энергии», «В мире электрических зарядов и полей», «Электрические и магнитные поля на службе человека» и т.п.);
- § вопросы, раскрывающие роль физики в жизни человека и развитии техники («Физика вокруг нас», «Физика и медицина», «Физика и музыка», «Роль физики в развитии транспорта», «Атмосферное давление и жизнь на Земле» и т.п.).
Вечер (конференция), как всякое массовое мероприятие, требует очень четкой организации. Цель вечера - раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую тему. Поэтому порядок выступления должен быть хорошо продуман, а сами выступления должны быть краткими и четкими. Если этого не сделать, то вечер может затянуться и вместо пробуждения интереса вызовет обратную реакцию. Наступит утомление, и все труды по его подготовке пропадут зря. Вечер покажется детям скучным.
Если вечер будет непродолжительным, но очень интересным, то он усилит интерес учащихся к физике и следующего вечера они будут ждать с нетерпением, будет больше желающих принять участие в его подготовке и проведении.
Методика подготовки и форма проведения вечера (конференции) могут быть различными в зависимости от темы и поставленной цели. Вечера и конференции чаще всего организуют в традиционной форме чередующихся сообщений учащихся с широким использованием демонстрационных опытов и технических средств .
Одна из наиболее любимых школьниками форм проведения вечеров: конкурсы, вечера-турниры. Такой вечер, проводимый обычно в форме соревнований двух-трех команд, популярен среди школьников тем, что он является одновременно соревнованием, игрой и веселым представлением. Команды формируются в составе 10-12 человек, каждая из которых готовится заранее. В ходе вечера-состязания участники команд соревнуются в ответах на вопросы, в постановке опытов, разыгрывают инсценировки и т.п. При этом важно, чтобы каждый из предлагаемых по сценарию конкурсов нес определенную познавательную нагрузку, а при оценке ответов на первое место ставилась физическая сущность ответа.
Успех команды зависит от слаженности в работе не только членов команды, но и ее болельщиков, составляющих вместе с командой единый коллектив, что позволяет вовлекать в работу большое число учащихся.
Такая форма работы с успехом практикуется как в младших, так и в старших классах.
Успех вечера в немалой степени зависит от оформления помещения, в котором он проходит. Ведь каждый вечер, каким бы содержательным он ни был, все-таки своеобразный праздник, и нужно стремиться сделать его ярким и интересным, не похожим на обыкновенный урок. Яркие афиши, плакаты высказываниями ученых, газеты, стенды, оформленная сцена, демонстрационные приборы и ТСО - все это непременные атрибуты оформления помещения, где проходит вечер. Необходимо подвести итоги вечера, наградить победителей, выпустить газету пли стенд с освещением итогов вечера .
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов.
Вечер занимательной физики.
Цель:
формировать у учащихся интерес к изучению физики, научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, развивать необходимость в углублении знаний.
Оборудование:
Тематическая газета, красочное объявление, портреты физиков, оборудование для демонстрации опытов.
Живет природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
ПРОГРАММА ВЕЧЕРА.
1.Физминутка.
2.Что мы знаем о великих физиках.
3. Демонстрация занимательных опытов с объяснением сути явлений.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы удивиться. Дело в том, что физика – это удивительная наука. В мире происходит множество физических явлений. Все они объясняются на основе законов физики.
ФизминуткаВедущий задаёт загадки и вопросы. Загадки подобраны на тему «Природа и явления в ней».
Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
Вопрос. Какого цвета белый свет?
Ответ. Белый цвет состоит из семи основных цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.Ревнул вол на стол сёл, за сто речек. (гром)
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?
Ответ. Раньше увидим молнию, так как скорость света составляет 300000 км/с, а скорость звука 340 м/с при 15°С в воздухе.
В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)
Вопрос. Когда лёд может быть нагревателем?
Ответ. Когда другое тело, находящееся со льдом в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.
Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)
Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ. У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.
Не взять меня и не поднять,
не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
не вымести метлой.
Но только мне придёт пора –
сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ. Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу.
Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)
Вопрос. Может ли горизонт являться телом отсчёта?
Ответ. Нет, так как при движении перемещается вместе с наблюдателем.
Что идёт, не двигаясь с места? (время)
Вопрос. Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?
Ответ. Нет, его скорость зависит от скорости движения системы отсчета.
Ведущий
На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.
Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их свыставленными на столе приборами и устройствами.
1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ:весы)
2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр). .
3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)
4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)
Великие физики
Ведущий читает отрывки или стихи посвященные первооткрывателям, учащиеся должны назвать фамилии.
Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты
движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли
промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он
написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".
Ведущий Кто этот великий человек? Ответ: Константин Циолковский
Ведущий Я первым взлетел,
ну а вы полетели за мною.
Я подарен навсегда
как дитя человечества небу Землею.
В том апреле лица звезд,
замерзавших без ласки,
замшелых и ржавых,
Потеплели от взошедших на небе
Смоленских веснушек ржавых.
Ведущий Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? Ответ: Ю.Гагарин
Ведущий
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головою,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Астроном он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
"Он сам был - университет!"
Ведущий О ком идет речь в этом стихотворении? Ответ: М.Ломоносов.
Ведущий Он под яблоней сидел.
Вот - вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым облаком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна кружась
С Землею, Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь проступала.
Вот он взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула - и вот
На Землю яблоко упало…
Ведущий Кто герой этих стихотворных строчек? Ответ: Исаак Ньютон
Демонстрация занимательных опытов.
Старшеклассники демонстрируют опыты и объясняют суть явлений.
Сухим из воды.
Кладём на дно тарелки или блюдца монету, наливаем немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы? Ответ: зажигаем бумагу, вносим её в стакан, переворачиваем верх дном и ставим в тарелку. Воздух в нём нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается, давление уменьшается. Под действием атмосферного давления вода входит в стакан, освобождая монету
Рисунки на молоке.
В тарелку с молоком капаем красителем и рисуем на молоке узоры. Если опустить в тарелку ватную палочку с мыльным раствором, который уменьшает поверхностное натяжение жидкости (молоко – это жидкость), то краска перемещается в сторону от ватной палочки в область большего поверхностного натяжения, создавая причудливую картину движущихся красок.
Инерция.
Кольцо из бумаги кладем на горлышко бутылки, а сверху на кольцо- стопку монет. Линейкой резко выбиваем из центра бумажное кольцо. Монеты падают по инерции в бутылку.
Звуковые волны.
На одну из жестяных банок натягивается пленка (шарик), на нее помещаются пенопластовые шарики. Другая жестяная банка перевернута верх дном и по дну стучим молоточком. Звук распространяясь в воздухе, колеблет мембрану из пленки на которой подпрыгивают легкие шарики.
Музыкальные стаканы.
В стаканы наливаем воду разной высоты, которые звучат с разной частотой.(высотой звука).
Лампа-лава.
В стакан наливаем сок и растительное масло. Бросив таблетку шипучего аспирина, наблюдаем бурление несмешивающихся жидкостей разной плотности.
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов .
Вечер занимательной физики.
Цель:
формировать у учащихся интерес к изучению физики, научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, развивать необходимость в углублении знаний.
Оборудование:
Тематическая газета, красочное объявление, портреты физиков, оборудование для демонстрации опытов.
Живет природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
ПРОГРАММА ВЕЧЕРА .
1. Физминутка .
2.Что мы знаем о великих физиках.
3. Демонстрация занимательных опытов с объяснением сути явлений.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы удивиться. Дело в том, что физика – это удивительная наука. В мире происходит множество физических явлений. Все они объясняются на основе законов физики.
Физминутка
Ведущий задаёт загадки и вопросы. Загадки подобраны на тему «Природа и явления в ней».
Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
Вопрос. Какого цвета белый свет?
Ответ. Белый цвет состоит из семи основных цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
Ревнул вол на стол сёл, за сто речек. (гром)
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?
Ответ. Раньше увидим молнию, так как скорость света составляет 300000 км/с, а скорость звука 340 м/с при 15°С в воздухе.
В воде не тонет и в огне не горит? (лёд )
Вопрос. Когда лёд может быть нагревателем?
Ответ. Когда другое тело, находящееся со льдом в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.
Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)
Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ. У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.
Не взять меня и не поднять,
не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
не вымести метлой.
Но только мне придёт пора –
сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ. Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу.
Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)
Вопрос . Может ли горизонт являться телом отсчёта?
Ответ. Нет, так как при движении перемещается вместе с наблюдателем.
Что идёт, не двигаясь с места? (время)
Вопрос . Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?
Ответ. Нет, его скорость зависит от скорости движения системы отсчета.
Ведущий
На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.
Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их с
выставленными на столе приборами и устройствами.
1. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ:
весы)
2. На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр). .
3. Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)
4. Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)
Великие физики
Ведущий читает отрывки или стихи посвященные первооткрывателям, учащиеся должны назвать фамилии.
Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты
движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли
промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он
написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".
Ведущий Кто этот великий человек? Ответ: Константин Циолковский
Ведущий Я первым взлетел,
ну а вы полетели за мною.
Я подарен навсегда
как дитя человечества небу Землею.
В том апреле лица звезд,
замерзавших без ласки,
замшелых и ржавых,
Потеплели от взошедших на небе
Смоленских веснушек ржавых.
Ведущий Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? Ответ: Ю.Гагарин
Ведущий
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головою,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Астроном он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
"Он сам был - университет!"
Ведущий О ком идет речь в этом стихотворении? Ответ: М.Ломоносов.
Ведущий Он под яблоней сидел.
Вот - вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым облаком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна кружась
С Землею, Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь проступала.
Вот он взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула - и вот
На Землю яблоко упало…
Ведущий Кто герой этих стихотворных строчек? Ответ: Исаак Ньютон
Демонстрация занимательных опытов.
Старшеклассники демонстрируют опыты и объясняют суть явлений.
Сухим из воды.
Кладём на дно тарелки или блюдца монету, наливаем немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы? Ответ: зажигаем бумагу, вносим её в стакан, переворачиваем верх дном и ставим в тарелку. Воздух в нём нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается, давление уменьшается. Под действием атмосферного давления вода входит в стакан, освобождая монету
Рисунки на молоке.
В тарелку с молоком капаем красителем и рисуем на молоке узоры. Если опустить в тарелку ватную палочку с мыльным раствором, который уменьшает поверхностное натяжение жидкости (молоко – это жидкость), то краска перемещается в сторону от ватной палочки в область большего поверхностного натяжения, создавая причудливую картину движущихся красок.
Инерция.
Кольцо из бумаги кладем на горлышко бутылки, а сверху на кольцо- стопку монет. Линейкой резко выбиваем из центра бумажное кольцо. Монеты падают по инерции в бутылку.
Звуковые волны.
На одну из жестяных банок натягивается пленка (шарик), на нее помещаются пенопластовые шарики. Другая жестяная банка перевернута верх дном и по дну стучим молоточком. Звук распространяясь в воздухе, колеблет мембрану из пленки на которой подпрыгивают легкие шарики.
Музыкальные стаканы.
В стаканы наливаем воду разной высоты, которые звучат с разной частотой.(высотой звука).
Лампа-лава.
В стакан наливаем сок и растительное масло. Бросив таблетку шипучего аспирина, наблюдаем бурление несмешивающихся жидкостей разной плотности.