Моторная афазия возникает вследствие наличия патологического очага. Сенсорная афазия
Моторная афазия в медицине имеет еще одно название - в честь исследователя, описавшего данный недуг. Это тяжелое расстройство речи, которое происходит на фоне поражения лобной части левого полушария и нарушения его функций. Подобные проблемы чаще всего возникают в результате перенесенного инсульта или тяжелых травм черепа и мозга.
Выражается эта патология сильными трудностями в подборе слов в процессе говорения и, к сожалению, не сводится лишь к нарушениям артикуляции.
Что отличает афферентную афазию?
Одной из разновидностей патологических расстройств речи является афферентная моторная афазия, называемая еще кинестетической.
У больного при этом задеты нижнетеменные отделы головного мозга (ведущего полушария). У правшей - это левое полушарие, которое отвечает за процесс говорения. При данном (в легкой форме) у больного наблюдается особенная беглость речи с отсутствием пауз между словами. При этом заметны нарушения артикуляции, а также парафазийные дефекты (т. е. замена одних звуков или слогов в слове другими) в процессе чтения или спонтанного говорения.
В тяжелом же случае больному с трудом дается произношение звуков. Причем афферентная афазия обладает интересной особенностью - человек, например, непроизвольно может произносить некоторые из них, а по просьбе - нет, так как именно в этот момент ему приходится решать проблему, как именно следует сложить губы, куда деть язык и т. п., чтобы получился тот или иной звук.
Дополнительные признаки афферентной моторной афазии
Следует обратить внимание и на то, что, помимо наличия проблем с речью, у больных с диагнозом "афферентная моторная афазия" нарушается и оральный (т. е. неречевой) праксис.
Это состояние выражается в неспособности выполнить разные оральные движения (кстати, как самостоятельно, так и после демонстрации их кем-либо), например, надуть обе или одну щеку, высунуть язык и т. п.
А в результате кинестетического дефекта у пациентов возникают проблемы и с письмом (как под диктовку, так и самостоятельным). Кстати, довольно часто перечисленные расстройства сопровождаются еще и пассивностью больного, вызванной инертностью процессов в нервных волокнах.
Что такое эфферентная афазия
Эфферентная моторная афазия - это еще одна разновидность речевой патологии, при которой поражается задняя часть нижней лобной извилины. Больной при этом часто способен произносить отдельные звуки, но собрать их в слово, "переключиться" с первого звука на следующий, он не в состоянии. У пациентов с данным типом патологии нарушается именно процесс организации речевого акта, так называемая "кинетическая мелодия" (так говорил исследователь А. Р. Лурия).
Для таких больных характерно "зависание" на первом звуке или первом слоге слова с последующими длительными повторами. Речь теряет плавность, подбор слов затруднен, появляются так называемые эмболы - слова или наборы звуков, которыми больной пытается заменять все, что не в состоянии произнести.
Особенности речи при эфферентной афазии
И чаще всего в процессе речи (при диагнозе "эфферентная моторная афазия") пациент использует только имена существительные и глаголы в начальной форме, например: "Дом… это… стоять". То, что произносит такой больной, имеет, как правило, телеграфный стиль, но при этом, правда, фразы оказываются достаточно информативными.
Коррекционная работа при моторной афазии, кстати, часто подразумевает использование мелодико-интонационной методики. Больным предлагают петь, а также медленно и напевно произносить слова. И интересно, что при таких упражнениях (даже при глубоких расстройствах артикуляции) процесс произношения становится почти нормальным.
Тяжелые случаи моторной афазии
Если же моторная афазия протекает тяжело, то речь больного может состоять только из невнятных звуков или слов "да" и "нет". Пациенты стараются при этом произносить весь доступный им набор фонем с разными интонациями, чтобы собеседник мог понять их отношение к услышанному. Кстати, как уже упоминалось выше, устная речь такими больными воспринимается практически в полной мере, исключение могут составлять лишь сложные речевые обороты или иносказания.
Между прочим, эмоциональный фон людей с моторной афазией любой степени тяжести также нарушается. Больные обычно становятся плаксивыми и легко впадают в состояние отчаяния или депрессии. Неврологические признаки патологии при этом характеризуются слабостью а также невозможностью одновременного использования мышц лица, горла и рта. Поле зрения у данных пациентов также сдвигается с обычных границ.
Что собой представляет сенсорная афазия
Наиболее тяжелым видом речевого расстройства является сенсорно-моторная афазия, или по-иному - акустико-гностическая. Она вызывается поражением задней трети верхней височной извилины и выражается в нарушении понимания произнесенных звуков, хотя процессы произношения и артикуляции у пациентов, как правило, не нарушены. Проблемы с появившиеся у таких больных, приводят к отсутствию контроля над собственной речью.
Нужно при этом отметить и еще одну особенность этого вида речевого расстройства - сенсорно-моторная афазия характеризуется тем, что, в отличие от предыдущих видов патологии, больной не осознает своей проблемы.
Пациенты с указанным диагнозом, как правило, говорят быстро, но употребляют при этом слова в произвольном значении. И все это выглядит для слушателя как эдакий словесный "салат", в тяжелых случаях полностью лишенный смысла.
Восстановление речи при моторной афазии: что нужно помнить
Практика показывает, что даже при одинаковых формах афазии у каждого пациента она проявляется по-разному. Это зависит не только от состояния здоровья и возраста, но и от образовательного, культурного уровней человека, а также от особенностей его личности.
В остром течении (после инсульта) сразу может возникнуть тотальная афазия, при которой больной не в состоянии произнести ни звука. Но, к счастью, часто речь со временем начинает восстанавливаться.
При этом близким, желающим помочь пострадавшему человеку, не следует при беседе с ним кричать, пытаться побудить его к разговору, - он вас отлично слышит. Не стоит также, обращаясь к больному, говорить сложными фразами, так как процесс восприятия сказанного в это время у него сильно затруднен. Но в то же время следует помнить, что у больного не нарушен интеллект. Проблема для этого человека состоит именно в трудностях произношения!
Моторная афазия - лечение зависит от многих факторов
К сожалению, вернуть речь в полном объеме после инсульта или травмы мозга довольно трудно. Но больному при правильном отношении к этому окружающих удается в достаточной степени восстановить свои коммуникативные способности.
Конечно же, в первую очередь следует провести всестороннее обследование пациента, чтобы выяснить причину нарушений. Как вы уже поняли, от того, какой именно участок мозга пострадал, во многом зависит и методика восстановления речи.
К работе с логопедом присоединяют и медикаментозную терапию. При диагнозе "моторная афазия" лечение, как правило, подразумевает прием таких лекарственных средств, как "Кавинтон", "Корсавин", "Телектол" и др., имеющих вазоактивную направленность (они улучшают кровоснабжение мозга). Не менее популярны и антихолинэстеразные вещества, такие как "Амиридин" и "Галантамин" (они оказывают стимулирующее действие на вегетативную нервную систему), а также миорелаксанты, снижающие тонус мышц в парализованных конечностях (препараты "Элатин" и "Мидокалм"), и ноотропные вещества.
Важны и физиотерапевтические мероприятия в виде иглоукалывания, массажа, лечебной физкультуры и электростимуляции.
Как восстанавливать речь на начальном этапе
Уже на ранних этапах после обнаружения проблемы моторная афазия требует коррекции, так как наиболее эффективное восстановление речи возможно лишь в первый месяц с начала болезни (позже значительных положительных изменений, как правило, не замечается).
При этом нужно пытаться "растормозить" речь, вызвать у больного речевой поток. То есть тем, кто помогает пациенту, следует провоцировать у него произношение хоть каких-то звуков, использовать все возможности. Например, предлагайте имитировать любые звуки: "Скажи, как капает вода?" - "Кап, кап". Или: "Как воет ветер?" - "У-у-у". Еще пример: "Как едет машина?" - "Ж-ж-ж". При этом звуки следует сильно артикулировать, чтобы больной мог понять, как у говорящего при этом двигаются губы.
Некоторые особенности коррекции моторной афазии
Если у больного моторная афазия имеет легкую степень, не поощряйте его к использованию жестов или мимики вместо слов, старайтесь стимулировать речь. Но при этом не добивайтесь чистого и четкого произношения. Не стоит постоянно поправлять все сказанное пациентом.
Предлагайте больному договорить за вами, например, известные поговорки: "Тише едешь - дальше…" Пусть поначалу у него не получится произнести все слово, достаточно даже имитации звуков, которая вызовет побуждение к речи. В этом также помогут и фотографии близких. Нужно попросить показать на них кого-то и назвать его имя.
Как только растормаживание началось, старайтесь употреблять глаголы, подключайте все виды общения: речь, письмо, чтение. Например: "Что делает кошка?" - "Спит". Пусть больной не только произносит данное слово, но и находит среди предложенных подписей ту, что соответствует картинке.
Что делать в случае тяжелой степени афазии
Как было сказано выше, тяжелая степень афазии приводит к тому, что человек не в состоянии произнести даже слог, а не только слово. В таком случае ему пригодится порядковый счет, повторение названий дней недели или пение.
Дело в том, что именно эти процессы наиболее автоматизированы, и контроль над ними переходит уже в другие участки мозга. Поэтому, считая вслед за вами: "Один, два, три, четыре", больной произносит звуки без раздумий. Кстати, то же происходит и в процессе пения. Песня при этом должна быть хорошо знакомой и максимально простой. Вначале пойте ее вместе с пациентом, а затем поощряйте все, даже невнятные попытки к самостоятельному пению или счету.
Помните, что на всех этапах реабилитации больные нуждаются в ободряющих беседах и положительной мотивации занятий, так как эмоциональный фактор - это важная составляющая, успешно преодолевающая моторные формы афазии.
Несколько слов напоследок
Работа по восстановлению речи - это довольно длительный и трудный процесс. Он требует совместных усилий лечащего врача, логопеда и, конечно же, близкого окружения пострадавшего. Причем коррекция моторной афазии должна проводиться обязательно на профессиональном уровне, и чем раньше она начата, тем больше шансов на успех.
Особенно выражена положительная динамика у молодых больных. А спонтанный выход из состояния моторной афазии, между прочим, может сопровождаться возникновением заикания.
Учитывайте все это, не теряйте веры в успех - и у вас все получится!
Моторная афазия (афазия Брока , афферентная моторная афазия ) – это состояние, при котором человек теряет способность применять слова для выражения собственных мыслей, то есть речь. Формирование речи у человека определяет левое полушарие головного мозга.
Вследствие или тяжелых черепно-мозговых травм его функции могут нарушиться, и результатом становится полная либо частичная потеря речи.
Как проявляется моторная афазия?
Полная или частичная афазия — это симптом неврологического характера. Развитие афазии происходит, если лобную долю левого полушария мозга затрагивает патологический процесс. Причины такого явления — тяжелые травмы , инсульты и др. При моторной афазии речевая деятельность больного может быть заторможенной , ненасыщенной . У человека отмечается очень плохая артикуляция , из-за чего окружающие его понимают плохо. Тяжелая моторная афазия Брока иногда ведет к тому, что больному трудно выговаривать и сочетать звуки. Некоторые люди способны издавать только абсолютно непонятные окружающим звуки. Восстановление речи при моторной афазии зависит от тяжести поражения и особенностей заболевания, которое спровоцировало данный симптом. Иногда для этого достаточно регулярно делать специальные упражнения.
Человек, у которого отмечается относительно легкая афферентная моторная афазия, часто произносит предложения, которые состоят только из глаголов и существительных , при этом не используя служебных частей речи. В составленных ими предложениях часто нарушается порядок слов, сами слова используются в неправильной форме, не соотносясь со стоящим рядом словом. Речь часто остается информативной, но при этом создается впечатление ее полной неграмотности. Человек может вставлять в предложения слова, которые только что услышал, повторять одни и те же слова. Кроме речи нарушается чтение , письмо , больной часто неспособен называть предметы.
При тяжелом течении недуга человек может произносить только непонятные звуки либо общаться исключительно с помощью слов «да » и «нет ». При этом он понимает устную речь, обращенную к нему.
Больные афазией иногда демонстрируют и перемены в эмоциональном состоянии. Они могут впадать в депрессивное состояние , часто плакать, отчаиваться. Если другие формы афазии могут привести к тому, что человек не сознает собственного состояния, то при моторной афазии больной понимает, что с ним происходит. Поэтому такие больные преимущественно неохотно ведут разговоры.
Среди неврологических проявлений, которыми сопровождается моторная афазия, следует отметить проявление слабости мышц лица с одной стороны, иногда мышцы могут быть полностью парализованы. Больному в таком состоянии могут быть недоступны некоторые движения с участием мышц лица , горла , рта . Поле зрения больного может отличаться от обычных границ.
Кроме моторной афазии в медицине определяются следующие виды афазий: сенсорная , амнестическая , семантическая и динамическая .
При динамической афазии наблюдается так называемый дефект речевой инициативы. Наблюдаются выраженные нарушения инициативы речи, спонтанной повествовательной речи. Человек часто молчит, хотя и понимает речь окружающих людей.
Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении задней трети левого полушария. Данное расстройство также может возникнуть у больного после инсульта . При сенсорной афазии наблюдается отсутствие дифференциации фонемы звуковой речи. Человек не контролирует собственную речь, не понимает того, что говорят другие люди. Людей с таким расстройством могут воспринимать как психически больных.
Амнестическая афазия проявляется нарушением способности четко называть предметы. При этом у больного остается способность описывать эти предметы. Не нарушается чтение и понимание речи.
Семантическая афазия проявлениями нарушений понимания речи, которая связана с пространственными отношениями. Человек не может понять логически и грамматически сложные речевые структуры.
Таким образом, у больных с афазией может возникать ряд затруднений, связанных с данным симптомом. Им трудно понять, о чем говорят окружающие, выразить свои желания и стремления, писать, читать. Следовательно, в повседневной жизни такие люди могут страдать от одиночества и изолированности.
Почему проявляется моторная афазия?
Чаще всего у человека проявляется тотальная афазия после инсульта . Вследствие ишемического инсульта поражаются верхние отделы центральной артерии головного мозга. Это, в свою очередь, определяет нарушения речевой деятельности.
Моторная афазия проявляется вследствие разнообразных поражений головного мозга. Спровоцировать развитие этого симптома могут образования головного мозга , абсцессы мозга , внутричерепные кровоизлияния и др. В более редких случаях моторная афазия проявляется при , лейкоэнцефалитах , болезни Пика .
Обширная афазия возникает при серьезных повреждениях головного мозга человека.
Полностью восстановить речь при афазии, которую спровоцировал инсульт либо серьезная черепно-мозговая травма , в большинстве случаев сложно. Тем не менее, правильное лечение афазии после инсульта и последующая реабилитация во многих случаях позволяет вернуть коммуникативные способности .
Если у больного проявляется данный симптом, то изначально следует провести всестороннее обследование афазии, определить, что стало причиной проявления этого симптома. Как правило, восстановить речь больного с афазией нельзя за короткий период времени. Иногда для этого требуется несколько лет. Эффективность восстановления зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, важна причина, которая привела к проявлению данного симптома, а также тяжесть повреждения , расположение участка мозга , который был поврежден, общее состояние здоровья человека и его возраст .
Если моторная афазия развивается вследствие перенесенного инсульта, то уже через неделю после инсульта при условии благоприятного развития ситуации нужно начинать разговаривать с человеком. Но при этом всегда нужно помнить, что больной в таком состоянии необычайно ослаблен. Поэтому разговаривать с ним нужно каждый день на протяжении не больше пяти минут . Постепенно такие занятия становятся более продолжительными.
Если у человека отмечается легкое нарушение речи , то говорить с ним нужно внятно, четко, но при этом поднимать только те темы, которые вызывают у человека позитивные эмоции. Не нужно поощрять больного, если он пытается использовать в общении только жесты и мимику вместо речи. Следует делать все, чтобы стимулировать пациента к произношению слов.
При более тяжелой степени афазии данного типа больной не всегда способен произнести хотя бы слог. В таком случае наиболее эффективными тренировками речи считается порядковый счет , пение , то есть та речевая деятельность, которая является максимально автоматизированной. Изначально больному нужно регулярно петь знакомую песню, позже — поощрять и стимулировать все его попытки пения или повторения текста, даже если они будут не слишком внятными.
Существует много практических упражнений , с помощью которых человек, страдающий моторной афазией, может постепенно восстановить речь. Никогда не следует форсировать события, добиваясь чистоты произношения и четкости звуков. Поэтому постоянно поправлять все слова, которые произнес больной, не нужно.
При общении с человеком, который страдает афазией, нужно проявлять терпимость и толерантность . Никогда не нужно приравнивать проблемы с речевой деятельностью к умственной отсталости и разговаривать с больным так, как с несмышленым ребенком или с психически больным.
Близким людям больного рекомендуется максимально упрощать те предложения, которые обращены к человеку, если необходимо, несколько раз повторять важные фразы. Важно всегда стараться привлекать больного человека к беседе и стимулировать его к разговору.
Современные медики широко практикуют методы, основанные на использовании возможностей компьютеров , что позволяет заниматься упражнениями для восстановления речи с максимальным эффектом.
Моторная афазия – нарушение членораздельной речи вследствие повреждения речевого центра в головном мозге. Непосредственно органы речи (язык, губы, зубы) при этом сохраняют полноценную функциональность. Нарушается «центральное управление» этими органами. Афазия может быть симптомом различных заболеваний.
Тяжесть состояния при афазии может существенно варьироваться – от трудностей в произношении отдельных слов и составлении предложений до полного отсутствия внятной речи. Афазия обычно сочетается с патологией письма – аграфией, причём степень тяжести нарушения речи у них одинакова.
Причины афазии
Поражение участков коры головного мозга, ответственных за воспроизведение членораздельной речи, приводит к афазии. Причины такого повреждения крайне разнообразны:
- Инсульт ишемического или геморрагического характера;
- Хроническая патология кровообращения в соответствующих областях коры, например вследствие аневризмы или атеросклероза;
- Эпилепсия в случае, если эпилептогенный очаг приходится на центр речи или расположен рядом с ним;
- Травматическое повреждение ткани мозга;
- Опухоли мозга различной этиологии;
- Абсцесс (ограниченное гнойное воспаление) вещества мозга;
- Воздействие токсинов (яды, соли тяжелых металлов);
- Демиелинизирующие процессы, например рассеянный склероз и энцефаломиелит. Они приводят к разрушению оболочек нейронов с постепенным выпадением их функций;
- Дегенеративные заболевания мозга с прогрессирующим уменьшением его массы и количества нейронов. Самые характерные заболевания этого рода – прионовые инфекции (болезнь Крейцфельда-Якоба и куру).
Распространённость и выраженность процесса влияют на то, какой степени тяжести будет афазия. Виды её определяются конкретной локализацией процесса. Симптомы зависят от вида афазии.
Афферентная моторная афазия
Развивается при локализации патологического процесса в речевых зонах постцентральной и нижнетеменной извилины. При этом у больного затруднёно воспроизведение положения артикуляционного аппарата, нужного для произнесения звука. Различают два варианта афферентной моторной афазии:
При поражении указанных отделов в левом полушарии у правшей и левшей моторная афазия крайне выраженная вплоть до полного отсутствия связной речи. При сохранности речи больные часто вынуждены заменять слова синонимами. С трудом выговаривают согласные звуки, отдельные буквы вообще не могут произносить. Слова, даже самые простые, выговаривают по слогам. Затруднено и понимание чужой речи, в частности сложных предложений, глаголов с приставками, местоимений в разных формах. Для этой формы афазии характерно сочетание с аграфией.
Повреждение этих же отделов у левшей, переученных в раннем возрасте на правшей, протекает иначе. У больных возникают сложности с записыванием и произношением букв в правильном порядке. Они могут полностью пропускать гласные или согласные в слове, или же записывать сначала один вид букв, потом другой. При этом понимание нужного порядка букв сохраняется и больные пытаются его компенсировать. Например, пропустив букву «й», больной ставит чёрточку над следующей или предыдущей буквой.
Эфферентная моторная афазия
Возникает при поражении премоторной области коры. Больной при этом не может изменять положение артикуляционного аппарата – произнеся один звук, он не может переключиться на следующий. Эфферентная моторная афазия также называется афазией Брока – по названию причинной зоны коры головного мозга.
Эфферентная моторная афазия сочетается с двигательными нарушениями – они становятся «механическими», лишенными плавности, с периодическими замираниями.
Произношение звуков при этом виде моторной афазии сохранено, однако речь теряет плавность, интонации, она становится монотонной. Письмо возможно только при одновременном произнесении записываемых слов. В речи встречаются перестановки букв между соседними словами.
Моторная афазия может сочетаться с другими видами нарушения речи при распространении патологического процесса на соседние участки коры. Так появляются афферентно-эфферентные афазии, сенсомоторная афазия (непонимание речи при здоровых органах слуха, сочетающееся с нарушением речи), тотальная афазия (нарушение понимания, произношения и письма одновременно).
Диагностика
Выявление моторной афазии не составляет труда, поэтому её диагностика направлена на выяснение причины нарушения речи. Для этого невролог:
- Тщательно расспрашивает об обстоятельствах появления афазии и предшествовавших этому событиях;
- Проводит углублённый неврологический осмотр для выявления сопутствующих неврологических нарушений;
- Снимает электроэнцефалограмму для выявления очагов патологической активности в мозге, что поможет диагностировать эпилепсию и заподозрить наличие объёмного образования.
- КТ или МРТ назначает при подозрении на опухоль, аневризму или для уточнения локализации и размера инсульта.
- Дополнительно может провести исследование сосудов головы с контрастированием для исключения аневризмы.
Лечение
При моторной афазии в первую очередь заключается в устранении её причины:
- При опухоли – её оперативное удаление или курсы химио- и лучевой терапии;
- При инсульте применение ноотропов, нейрометаболических препаратов, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте большого объёма – удаление сгустка;
- Лечение абсцесса проводится антибиотиками в сочетании с противовоспалительными препаратами, при неэффективности консервативного лечения возможно хирургическое дренирование абсцесса;
- Антиконвульсанты при эпилепсии;
- Терапия глюкокортикоидами при демиелинизирующих и дегенеративных процессах;
- Хирургическое или консервативное лечение травмы;
- Операция для уменьшения размера аневризмы.
При всех формах показаны занятия с логопедом. Регулярные занятия при афазии помогут частично восстановить членораздельную речь, благодаря чему улучшится и письмо. Существуют методы лечения афазии пением. Зачастую они очень эффективны, потому что при пении каждый звук произносится более длительно, чем при разговоре, и артикуляционный аппарат больного успевает перестроиться.
Профилактика
Специфической профилактики афазии не существует. Рекомендован регулярный приём антигипертензивных препаратов при наличии повышенного давления для профилактики инсультов. Также очень внимательно следует относиться к инфекциям уха, не оставлять отиты без лечения – это может привести к абсцессу мозга.
Моторная афазия, или афазия Брока — тяжелое речевое расстройство, происходящее ввиду поражения и дисфункции левой лобной доли большого мозга, характеризующееся выраженными дефектами речи и затруднением в подборе слов. Нарушение часто встречается в качестве постинсультного осложнения, или последствия тяжелых черепно-мозговых травм. Моторная афазия не ограничивается только лишь нарушением артикуляционных функций речевого аппарата.
Основные типы моторной афазии и их описание
Несмотря на распространенность у взрослого населения ввиду перенесенных болезней и механических травм, синдром встречается и у детей. Он протекает в легкой и осложненной форме.
Первый случай представляет собой сохранение у ребенка отдельных речевых навыков и запаса слов. В тяжелых случаях, ребенок перестает говорить совсем, либо произносит исключительно бессмысленные и бессвязные фразы.
Нарушение классифицируют по нескольким основным типам, которые различаются своей клинической картиной и степенью сложности. Всего медики выделяют шесть основных видов расстройства.
Афферентная (кинестетическая) афазия
Возникает в результате поражения поверхности теменной доли полушария, отвечающего за речь. Наиболее легкая форма афазии, для которой характерна общая беглость речи и отсутствие пауз. Вместе с тем, наблюдается нарушение артикуляции и парафазийные дефекты во время чтения, разговора и спонтанной речи.
У больного присутствует понимание и анализ чужого и собственного произношения. Слова, которые пациент не может сказать, заменяются на схожие по произношению.
Эфферентная афазия
Системное нарушение речевой функции, характеризующееся произношением больным бессвязных фраз и грамматически некорректных оборотов.
Экспрессивная речь не инициируется пациентом. Чаще больные молчаливы и предпочитают не произносить слова вслух.
Изъясняются так называемым «телеграфным стилем», где глаголы используются в едином причастии, или не используются вовсе. В речи наблюдаются длительные интервалы.
Отмечается грубые нарушения письменной речи: пациент допускает множество ошибок, пропускает или изменяет некоторые слоги и буквы. Чтение значительно затруднено, как и название предметов по демонстрации.
Однако пациент может исправиться, если услышит литеральную подсказку близкого или специалиста. Анализ чужой речи (как устной, так и письменной) у пациента сохраняется.
Сенсорно-моторная афазия
Моторная афазия развивается при поражении крупных сосудов. Чаще всего возникает ввиду перенесенных инфарктов, когда затрагивается обширная площадь мозговой артерии. В медицинской практике носит название «тотальная афазия». Отличается полным расстройством инициации, речевой артикуляции и фонематического слуха.
Динамическая афазия
Речь больного прерывистая, не имеет интонационной окраски; отмечается затрудненная инициация экспрессивной речи и замедленная перестройка речевых программ. Пациент говорит медленно и невнятно, его повествование носит телеграфную окраску, отличается выраженной монотонностью.
Расстройство имеет определенные сходства с афферентной и эфферентной афазией. Возможность повторения за специалистом отдельных слов и фраз сохраняется.
Грубая афазия
Расстройство является преходящим осложнением тотальной афазии и характеризуется серьезными речевыми расстройствами.
При грубой афазии больной не может говорить целые слова или словосочетания. Его речь ограничивается монотонными обрывками слов или мычащими звуками, иногда с интонационной окраской.
Что такое ретроцеребеллярная киста головного мозга, насколько она опасна и поддается ли лечению по ссылке .
Восстановление и коррекция речи
В основе корректирующих логопедических мер лежит воссоздание динамической схемы речевого произношения. Производятся методы развития устной, письменной, экспрессивной и импрессивной речи.
По совету логопеда-афазиолога при работе с моторной афазией обычно, проводятся интенсивные занятия по восстановлению письменной речи и чтения. Как правило, работа со специалистом начинается с первых недель перенесенной травмы головы или инсульта, как только поступает разрешение лечащего врача.
Минимальные сроки реабилитации речевой функции составляют 2 года.
На видео урок по восстановлению речи при афферентной/эфферентной афазии:
Прогноз и профилактические меры
В некоторых случаях, моторная афазия имеет тенденцию к быстрому прогрессированию. Если речевое расстройство поддается коррекции, логопедическое лечение продолжается длительное время, и проходит более успешно при условии его начала непосредственно во время обнаружения расстройства.
Результат напрямую зависит от площади поражения головного мозга и степени тяжести заболевания. Самостоятельная ликвидация моторной афазии может спровоцировать тяжелые формы заикания у пациентов.
Эффективные профилактические меры заключаются в снижении риска получить черепно-мозговую травму или столкнуться с сосудистыми катастрофами. Пациентам, склонным к транзиторным ишемическим атакам, или перенесшим инсульт, всегда назначается поддерживающая терапия. Важен аспект своевременного обнаружения в коре головного мозга.
Моторная афазия — тяжелое расстройство, которое требует немедленного врачебного вмешательства. Больному необходима как медикаментозная терапия и логопедическая коррекция, так и постоянная работа с психологом.
Игнорирование расстройства и пренебрежение лечением могут повлечь за собой полную утрату артикуляционных речевых функций. Чем раньше начнется лечение синдрома, тем быстрее и легче наступит его ликвидация.
Порой так забавно наблюдать за речью иностранцев на русском языке. Они смешно коверкают слова, употребляют странные конструкции и порой выдают просто анекдотические фразочки. Даже если у вас нет заграничных друзей, наверняка такая структура текстов встречалась вам после механического перевода или у маленьких детишек. Если ваш малютка по мере взросления не перерастает эту особенность, либо она замечена у близкого человека, недавно пережившего инсульт – возможно, это афазия. Разберемся, что это такое и поддается ли данная болезнь лечению.
Что это
Афазия – речевые проблемы разной степени сложности (вплоть до полного отсутствия говорения), связанные с некорректной мозговой деятельностью.
Схожие предпосылки имеют:
- Апраксия, при которой теряется возможность в полной мере управлять своими движениями (часто это одевание-раздевание)
- Агнозия, препятствующая воспринимать мир зрением, на слух и на ощупь
- Атаксия – нескоординированность действий.
В общем виде, этиология афазии связана с нарушенной работой отдельных участочков головного мозга. В зависимости от этого ученые и классифицируют заболевание.
Виды
Нейропсихологическая класиификация
В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии , отечественного нейропсихолога.
Лурия выделяет следующие виды:
- Акустико-мнестическая
- Акустико-гностическая, или сенсорная афазия
- Семантическая афазия.
- Моторная:
Афферентная моторная афазия
Эфферентная моторная афазия
Динамическая афазия
Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:
Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.
Сохранена способность:
- К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
- Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.
Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.
Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:
- Проявления аграфии и алексии
- Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
- Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
- Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.
При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия . Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» – непонимание грамматики, в частности:
- Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
- Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).
Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.
Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:
- Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
- Дублирование отдельных кусков, замена их местами
- Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.
Диагностируется она в низу лобных долей.
Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:
- Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
- Артикуляционные нарушения
- Дикция нечеткая, смазанная
- Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).
Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.
Недуг выдает себя проблемами:
- С пересказом
- С конструированием фразы
- Скудностью словарного запаса
- С длительными монологами
Неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма
Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму-Вернике , применяющаяся за рубежом:
- Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
- Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
- Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
- Проводниковая афазия (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
- Амнестическая (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
- Амнестико -семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
- Оптико-мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
- Акустико-мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
- Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» – полная утрата коммуникативных возможностей).
Причины
У взрослых:
- Инсульт
- Неосторожное оперативное вмешательство
- Злокачественные опухоли
- Энцефалит
- Тромбы и кровоизлияния
- Болезнь Алцгеймера
Детская афазия, помимо прочего, нередко проявляется из-за:
- Осложнений после инфекции (например, менингита, гриппа, краснухи)
- Врожденных генетических отклонений и пороков развития
- Гипоксической энцефалопатии
- Родовых травм
- Алкоголизма, наркомании или никотиновой зависимости непосредственно до или во время беременности
Диагностика и лечение
Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.
Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:
- «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
- «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
- «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
- «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
- «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
- «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
- Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
- «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».
Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.
Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.
В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.
Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.
В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.
Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.
При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.
Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.