Николай константинович романов и фанни лир. Фильм Великий князь Николай Константинович Романов
Когда город-курорт плавится от жары, утомлённые солнцем самарцы ищут спасения на берегу Волги. Мало кто знает, что как раз в это время в далёком 1879 году из жаркой Самары отправились на покорение среднеазиатских просторов несколько жителей нашего города. В историю это путешествие вошло как Самарская учёная экспедиция.
О таинственном руководителе этого похода, волею судеб оказавшемся в нашем городе, великом князе Николае Константиновиче Романове, рассказывает самарский краевед Игорь Махтев .
В 1878 году в Самаре родился правнук императора всероссийского Николая I. Об этом не писали столичные газеты, да и местная пресса предпочитала молчать. На то были веские причины. Но всё же главный герой нашего рассказа — не рождённый в Самаре младенец царских кровей, а его отец — великий князь Николай Константинович Романов.
В своих воспоминаниях графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель, известная представительница «высшего света», хозяйка политического салона в Санкт-Петербурге, пишет о Николае Константиновиче: «…будущий историк скорее предоставит ему место в царстве легенд, чем в истории». Как же права была старая графиня, сравнивая великого князя с таинственными личностями российской истории, такими как Калиостро, княжна Тараканова, Лжедмитрий. Об этом великом князе существуют разноречивые мнения. Одни считают его жертвой своих либеральных идей, другие приписывают ему самые страшные преступления, третьи считают его филантропом и ученым.
Никола — любимец двора
Великий князь Николай Константинович Романов родился 2 февраля 1850 года. Старший сын великого князя Константина Николаевича и его жены Александры Иосифовны, урождённой принцессы Саксен-Альтенбургской, он был любимцем семьи и своего венценосного дяди Александра II.
Николе, так его называли в семье, была уготована прекрасная карьера и блестящее будущее. Наследник Мраморного дворца в Петербурге и имения в Павловском. Признанный красавец и умница, великий князь Николай Константинович первым из Романовых получил высшее образование, окончил Академию Генерального штаба с серебряной медалью. Когда Николе исполнилось 20 лет, мать попыталась устроить его брак с прелестной принцессой Фредерикой Ганноверской, но та была влюблена в адъютанта своего отца барона Павла фон Рамингена, за которого впоследствии вышла замуж. Отвергнутый принцессой великий князь, как судачил столичный свет, пустился во все тяжкие.
Cherchezlafemme
Поздней осенью 1871 года из Парижа в Петербург приехала американка Фанни Лир. Настоящее имя американской танцовщицы и актрисы, а попросту кокотки и авантюристки Harriet Blackford. Родилась она в Америке в семье священника, в юности сбежала из дома в Европу, где вела жизнь дамы полусвета. С великим князем Фанни познакомилась на бал-маскараде в Большой опере. Между Николой и Фанни завязался бурный роман.
«Клянусь всем, что есть для меня священнейшего в мире, никогда нигде и ни с кем не говорить и не видеться без дозволения моего августейшего повелителя. Обязуюсь верно, как благородная американка, соблюдать это клятвенное обещание и объявляю себя душою и телом рабою русского великого князя. Фанни Лир».
Такую полушутливую расписку взял великий князь с Фанни Лирв первую же ночь их знакомства. С тех пор Николай Константинович в письмах к Фанни называл её не иначе как «моя жёнушка».
Роман Николая и Фанни обсуждал весь столичный свет. Они ругались и мирились, путешествовали по Европе и даже пытались тайно обвенчаться. Великий князь тратил на свою «жёнушку» огромные деньги. Слухи о недостойном поведении любимого племянника дошли до Александра II.
Фанни Лир и её книга о великом князе
Клин клином
Что может отвлечь от любовных переживаний мужчину? Только война. В феврале 1873 года капитана Генерального штаба, Николая Константиновича Романова, отправили в Туркестан. К 70-м годам XIX века последним независимым государством в Средней Азии оставалось Хивинское ханство. Хивинский поход 1873 года был самым трудным из всех туркестанских походов русской армии. Николай Константинович, как и подобает русскому офицеру, делил тяготы походной жизни со своими соратниками, участвовал в стычках с неприятелем и врученную ему от имени императора Александра II золотую саблю заслужил по праву, как и чин полковника.
В Хивинском походе великий князь познакомился с прикомандированным к Туркестанскому отряду инженер-полковником Дмитрием Ивановичем Романовым. Писатель, путешественник, человек увлечённый, он «заразил» великого князя изучением Средней Азии. Николай Константинович начинает вести путевые заметки обо всем, что может иметь интерес в военном, научном и промышленном отношениях. Так зародилось непреходящее увлечение великого князя Средней Азией, изучению и покорению который он посвятил всю свою жизнь.
Военно-походная жизнь не прошла бесследно для здоровья великого князя. Николай Константинович заболел тяжёлой формой лихорадки, но все трудности и невзгоды похода не излечили его от лихорадки любовной. При каждом удобном случае он писал Фанни Лир. И в письмах его были не только рассказы о военных победах.
«… Я искал подругу между всеми женщинами Петербурга, и только встретив на своем пути прекрасную, остроумную и, что важнее всего, дорожившую мною блондинку Фанни Лир, сказал себе: «Свершилось, мой home найден…»… я так боюсь потерять тебя, что схожу с ума»…
28 мая Хива была взята. Великого князя ждут в Петербурге, но он пишет Фанни Лир письмо, в котором назначает свидание в Самаре.
Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мёртвые пески к колодцам Адам-Крылган Художник: Каразин Николай Николаевич
Первый визит в Самару
26 июня Фанни Лир выехала из Парижа и 30-го была уже в Москве. Выехав с вечерним поездом, Фанни скоро спускалась по Волге на скромном пароходе. «Никогда не забуду эту широкую и пустынную реку с ее песчаными берегами, где не на чем остановиться глазу. Только от Симбирска с обеих сторон реки выступают крутые горы и зеленеющие холмы» . Десять дней Фанни прожила в Казани, ожидая телеграммы от великого князя. Потеряв терпение, решила ехать в Петербург.
В «Самарских губернских известиях», между тем, писали: «5-го июля в 9.30 часов вечера Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Константинович на возвратном пути из Хивы изволил прибыть в г. Самару и остановиться в доме дворянства». «…Его Императорское Высочество изволил выразить желание пробыть следующий день в г. Самаре, чтобы отдохнуть после долгого и утомительного переезда из Хивы почти без остановок».
Едва Фанни приехала в Петербург, как получила депешу, извещавшую, что великий князь в Орске и, что она должна немедленно выезжать. Тотчас же пустилась в обратный путь, на этот раз уже сразу до Самары, где великокняжеский слуга вручил ей письмо: «Самара, 6 июля 1873 г. Наконец, после пятимесячной разлуки, я увижу тебя. Не верю своему счастью, но у меня в руках твои письма, убеждающие, что это не грезы. Мне казалось, что я похоронен и все кончено, и вот я возвращаюсь к жизни… Ты была права: я стал более человеком, а ты, конечно, более женщиной, чем прежде. Если даже хивинская экспедиция не разлучила нас, то все другие средства будут бессильны… Еще несколько минут, и я раздавлю тебя в моих объятиях».
«Самарские губернские вести»: «На другой день, после Своего прибытия в г. Самару, именно 6 июля, Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Константинович, перед чаем, изволил прогуливаться по городу и навестил сопровождавших Его штаб-офицеров, которые поместились особо в гостинице Аннаева» .
Но мы-то знаем, к кому спешил Никола.
Из воспоминаний Фанни Лир: «Я взяла карету и поехала в указанный отель, где очутилась между двух его друзей. Вошел слуга отеля, запер дверь и унес с собою ключ. Оставшись одна, в неописуемом волнении я бегала из угла в угол, поправляла прическу, стягивала на себе кушак (он любил тонкие талии), смотрелась в зеркало. Сердце мое стучало молотом; мне хотелось и плакать, и смеяться.
Вдруг бешеное «ура» раздалось на улице. Подбежав к окну, я увидела любимого человека, шедшего большими шагами и окруженного толпой людей, целовавших ему руки и даже ноги. Я слышала, как он вошел в отель, прошел в соседний номер и вышел на балкон, чтобы сказать оттуда народу несколько слов.
Наконец он освободился, тихонько постучался в мою дверь и сказал, как будто мы только вчера расстались:
-Фанни Лир, впусти меня.
-Да я не могу, слуга запер дверь и унес ключ с собой. Скоро желанный ключ щелкнул, и он вошел.
Вместо того чтобы броситься в его объятия, я, не знаю почему, убежала от него и скрылась за драпировкой. Он отыскал меня там, взял за руки и впился в меня жадными глазами, в которых стояли слезы…
Я долго не могла сказать ни слова; волнение счастья захватывало дух. Он очень загорел и похудел, но был совершенно здоров. Свидание наше было кратко, потому что он должен был отправиться на обед, данный представителями города, а после этого на смотр пожарных…
Отец торопил его с отъездом в Петербург, и на другой день мы выехали в Саратов на пароходе «Александр II», построенном по американскому образцу. Как мы ни старались быть незамеченными, но он нигде не находил желанного покоя. Что ни остановка, то новые депутации, триумфальные арки, знамена, барабанный грохот, хлеб-соль. Он благодарил, а толпа ревела «ура».
Не так часто Самару посещали императорские высочества и величества, а потому приведём «гостевой маршрут» образца 1873 года. Итак, после свидания с Фанни, великий князь поспешил в собор, где был встречен духовенством. После осмотра части города и вновь строящегося собора позавтракал в своей квартире в дворянском собрании при большом стечении официальных лиц. «Время до обеда было посвящено осмотру города. Его Высочество изволил осмотреть городской Струковский сад, пожарную команду, которая была вызвана, по тревоге, на Алексеевскую площадь, и наконец, рыбный садок здешнего рыбопромышленника купца Мясникова… После обеда Великий Князь осчастливил своим посещением Николаевский сиротский дом, где хор воспитанниц исполнил гимн «Боже царя храни», и потом изволил осматривать кумысо-лечебное заведение докт. Постникова и г. Аннаева, где Его Высочество благосклонно принял предложенный ему городским обществом чай, и в 10 часов вечера возвратился в город».
Скандал в благородном семействе
11 июля 1873 г. великий князь и Фанни прибывают в Петербург и уже через три дня выезжают в Вену. По возвращении в Петербург князь занимается устройством своего дома и подготовкой к научной экспедиции в бассейн реки Амурдарьи. Родители Николая Константиновича всё ещё надеялись «спасти» сына от коварной Фанни Лир. Коль не помог военный поход, поможет женитьба. Квартирный вопрос, который испортил обыкновенных людей, конечно, не стоял так остро в царской семье, но по традиции великие князья должны были приводить своих жён в собственный дворец. Для этих целей Николаю Константиновичу приобрели особняк графа Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице. Часто этот особняк называют Вторым или Малым мраморным дворцом.
Великий князь был восхищен своим приобретением. На обустройство дворца он тратил огромные деньги. Он хотел иметь картины Грёза, Рубенса, Воувермана и очень торопился. Впрочем, первой, кто увидел великолепие дворца, была Фанни Лир, которой он вручил серебряный ключик от одной маленькой двери.
Великий князь погряз в долгах. Великокняжеского содержанияне хватало на обустройство нового дома и удовлетворение запросов привыкшей к роскоши американки.
В апреле 1874 года из спальни великой княгини Александры Иосифовны в Мраморном дворце похищены драгоценности — три крупных бриллианта с иконы, подаренной Николаем I своей невестке. Великая княгиня вне себя поручила шефу жандармов графу П. А. Шувалову, во что бы то ни стало найти дерзкого похитителя. Полиция действительно нашла несколько раз перепроданные брильянты, и без труда проследила хождение их по рукам до самого несчастного молодого человека. Скандал вышел громадный. Брильянты были заложены в ломбард капитаном Варнаховским якобы по приказанию Николая Константиновича.
Константину Николаевичу было предоставлено право решать, давать ли делу дальнейший ход или прекратить его производство. Константин Николаевич беседовал с сыном, следует ли продолжать начатое дело и Николай Константинович настаивал на производстве дальнейшем и притом самом строгом и публичном расследовании. Николай Константинович, несмотря на неопровержимые улики, не изменил своих показаний. В этот же день 15 апреля была арестована Фанни Лир и у нее, по приказу Шувалова, был произведен обыск.
Александр II подписал указ, в нем излагалась официальная версия скандала: «признаки душевной болезни, расстройство умственных способностей». Над великим князем устанавливалась опека «в лице его августейших родителей».
На долгие годы великий князь был изгнан из царской семьи, его имя было запрещено упоминать в официальных бумагах двора, его признали душевнобольным и отправили в ссылку, из которой он так и не вернулся. Фанни Лир выслали из России, с великим князем она больше не виделась. Капитан Варнаховский застрелился, но кому интересна судьба этих маленьких людей.
Скажи, кто твой кумир, и я скажу кто ты
В первые годы после учреждения опеки местопребывание великого князя неоднократно менялось. Специально приставленные к нему лица и врач-психиатр доносили его отцу о состоянии здоровья и образе жизни Николая Константиновича.
В феврале 1878 года Николай Константинович находился в Оренбурге. И вновь разразился скандал.
В церкви посёлка Берды великий князь под именем отставного полковника Волынского обвенчался с дочерью оренбургского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Венчал их священник Райский, впоследствии на допросе показавший: «15 февраля 1878 года повенчан в седьмом часу вечера по незнанию моему Волынской губернии сын помещика отставной полковник Николай Иванович Волынский с дочерью подполковника девицей Надеждой Александровной Дрейер. При венчании никого не было, кроме дрейерского (как они называли) племянника, который был у них за кучера».
Брак был признан незаконным. Священника Райского по причине допущенных им противозаконных действий уволили за штат, низвели в причетники навсегда, «с воспрещением ему священнослужения, рукоблагословения и ношения рясы». Семейству Дрейер было предписано покинуть Оренбург.
Почему великий князь назвался Волынским? Как вспоминает графиня Клейнмихель: «Никто не понимал, почему он избрал это имя, я же вспомнила времена нашей молодости и «Ледянной дом» Лажечникова. Артемий Волынский, преследуемый Бироном, государственный деятель, был любимым героем Николая» . В 1740 году Волынского арестовали по ложному доносу, под пытками он так и не признал своей вины. Его обвиняли в том, что он намеревался сделаться государем в случае кончины Анны Ивановны. Был вынесен приговор, по которому Волынского подвергали казни через посажение живым на кол с предварительным вырезанием языка. Но, велика милость царская, императрица смягчила приговор. 28 июня 1740 года в Петербурге, на Сытном рынке, после вырезания языка Волынский был казнен отсечением руки и головы.
Ещё один «псевдоним» великого князя – Искандер. Так в Азии называли Александра Македонского, так Николай Константинович назвал своё имение близ Ташкента, фамилию Искандер получат впоследствии два его сына, Артемий и Александр, рождённые Надеждой Александровной. Безвинно казнённый герой и завоеватель Мира – два кумира опального великого князя.
Самара. Второе пришествие
23 июля 1878 года на имя самарского губернатора Бильбасова поступило конфиденциальное письмо, в котором сообщалось: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: переместить Его Императорское Высочество Великого Князя Николая Константиновича из Оренбурга на жительство в г. Самару и исполнение сего возложить на полковника графа Ростовцева».
6 сентября 1878 г.из Самары в Оренбург уходит депеша с просьбой уточнить — когда Николай Константинович выезжает в Самару. На что был получен ответ: «Великий князь выехал из Оренбурга в степь для проверки по изысканию пути проектируемой железной дороги, имеющей быть произведённой в Ташкент, откуда, как говорят, возвратится в конце сентября или в начале октября прямо в Самару, где и будет иметь своё пребывание».
Вслед за опальным супругом в Самару приехала Надежда Александровна Дрейер.
Прошло пять лет после первого визита в Самару великого князя, город встретил царственного гостя совсем по-другому. Не было восторженных криков «Ура», не было украшенных флагами и иллюминованных по вечерам улиц, и хор сироток не пел «Боже царя храни». Этого визита вообще как бы не было. Только воспоминания горожан, да пара записей в метрических книгах самарских церквей — всё, что осталось в истории Самары о двухлетнем пребывании великого князя и его двора.
«Необыкновенный ссыльный держался в мещанском городке скромно и просто. Часто можно было видеть его высокую фигуру англо-саксонского типа на улицах, летом - в тужурке и двухкозырной каске индийского офицера; зимой на катке в Александровском саду катающегося в архалухе из верблюжьего сукна, среди гимназистов».
Так писал о великом князе Александр Александрович Смирнов (Треплев) в своём очерке «Старый самарский театр и быт». По инициативе Николая Константиновича в Самаре было образовано общество любителей музыкального и драматического искусств. Великий князь был первым представителем правления общества.
Как вспоминал известный самарский букинист Павел Петрович Шибанов, великий князь и его свита разместились в доходном доме Реутовского. Татьяна Федоровна Алексушина в книге «Самарские судьбы российского дворянства» пишет, что дом этот сохранился и находится по адресу ул. Ленинградская, 20. Здание многократно перестраивалось и надстраивалось, но на первом этаже ещё сохранились элементы первоначальной постройки.
Великокняжеские кумовья
Надежда Александровна Дрейер 19 декабря 1878 года родила сына. Так в нашем городе появился на свет правнук императора Николая I. Крестили младенца 15 февраля 1879 года в Вознесенском кафедральном соборе. Запись в метрической книге под номером 21: «Дворянка Надежда Александровна Дрейер приняла на воспитание младенца при записке следующего содержания: «Прошу Вас принять на воспитание младенца родившегося 19 декабря 1878 года и окрестить его под именем Артемия и дать фамилию Волынский» . Ключарь протоиерей Алексий Кротков, протодьякон Павел Румянцев». Восприемниками (крёстными) Артемия Волынского стали самарский купец Георгий Иванович Курлин и купеческая жена Вера Акимовна Курлина. В метрических книгах есть ещё одна графа «Рукоприкладство свидетелей записи по желанию», в ней пожелали оставить свои подписи два самарских купца: «Запись свидетельствую Самарский купец Георгий Курлин, Самарский купец Константин Курлин».
Читая этот документ, вопросов возникает больше чем ответов. Почему Надежда Александровна усыновила собственного сына? Юридически её брак с великим князем был признан незаконным, по всей видимости, не желая портить документы сына «позорной» записью в метриках «незаконнорожденный», она выдала его за подкидыша с запиской. Как на этот подлог пошёл протоиерей Алексий Кротков,человек честный, священнослужитель с безупречной репутацией? Не знал? Памятуя о незавидной судьбе священника Райского, обвенчавшего великого князя в Оренбурге, это более чем странно. Почему представители известной самарской купеческой фамилии стали крёстными великокняжеского сына? Что связывало семью Курлиных с великим князем? По странному стечению обстоятельств, первое упоминание о Курлиных относится к 1873 году, в том же году в Самару после Хивинского похода прибывает Николай Константинович. Следует заметить, что в Хивинском походе принимали участие уральские казаки, выходцами из которых были братья Курлины, да и в последующих экспедициях в Среднюю Азию уральские казаки постоянно сопровождали великого князя. Может быть, он не зря выбрал Самару для своего свидания с Фанни Лир, может быть у него в нашем городе были свои люди, подготовившие эту встречу?
Фотографии из книги И.В. Крамаревой «Купцы Курлины: история семьи в истории России»
Опальный цербер опального князя
В 1877 году главным распорядителем при великом князе был назначен граф Николай Яковлевич Ростовцев. Его отец Яков Иванович – один из разработчиков манифеста об освобождении крестьян 1861 года. В 1856 году Николая Яковлевича произвели в полковники и назначили флигель-адъютантом императора Александра II. А 5 июня 1862 года по указу императора Ростовцев отстранен от двора и отправлен в отставку за то, что Николай Яковлевич с братом Михаилом поехали в Англию и там встречались с Герценом.
После нескольких лет забвения, опальный граф по ходатайству великого князя Константина Николаевича возвращен в свет. Возможно, Константин Николаевич надеялся, что переживший изгнание граф, лучше, чем кто-либо поймёт его опального сына, но дружбы между двумя Николаями не получилось.
В Самару Ростовцев перебрался со всем семейством. Женат он был на художнице Марии Васильевне Бриджман, которая в 1865 году родила близнецов Якова и Александру, в 1869 году Михаила, а 1878 году Веру. Буквально через несколько месяцев после приезда в Самару, семью Ростовцевых постигло несчастье, 16 ноября в возрасте девяти месяцев умерла Вера. Причина смерти малышки странна и нелепа: «от прорезывания зубов». Похоронили её на кладбище Иверского монастыря.
Вместе с семьёй Ростовцева приехала в Самару и мать Николая Яковлевича Вера Николаевна. Дочь литератора Н. Ф. Эмина, Вера Николаевна всю свою жизнь посвятила детям и благотворительности. Кавалерственная дама ордена Святой Екатерины, попечительница Александро-Мариинского детского приюта, она продолжила свою благотворительную деятельность и в Самаре.
Самарская учёная экспедиция
До переезда в Самару Николай Константинович трижды совершал научные поездки по Средней Азии: летом и осенью 1877 года и осенью 1878, из которой он вернулся уже в Самару. В ноябре 1878 года в самарской типографии Свербулова была напечатана брошюра «Исследование направления Среднеазиатской железной дороги между Уралом и Сыр-Дарьей». Весной 1879 года в Самарской губернской типографии тиражом 1200 экземпляров была отпечатана брошюра «Аму и Узбой». На брошюрах нет имени автора, и даже информацию о том кто разрешил печатать, указывать было запрещено.
Пребывание великого князя в Самаре явно приносило ему удачу. Рождение сына, выход в свет его научных публикаций, и словно подарок к крещению сына 16 февраля на имя самарского губернатора приходит письмо из канцелярии министерства внутренних дел о разрешении «Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Константиновичу предпринять весною сего года, в сопровождении Графа Роствцова и других лиц, путешествие по разным степным и другим местностям находящимся в Оренбургском и Туркестанском краях». Так началась подготовка к самому масштабному среднеазиатскому путешествию великого князя, вошедшему в историю как «Самарская учёная экспедиция».
Подготовка к Самарской экспедиции для исследования направления Среднеазиатской железной дороги и изучения бассейна реки Амударьи затянулась, намеченная на весну, она началась только в последних числах июля, когда все члены экспедиции собрались на общий сборный пункт, в Самарканде.
Художник и историограф экспедиции Н. Н. Каразин так описывает начало пути: «От Самарканда мы разделились па две части: одна должна была идти на Кара-Тюбииское горное ущелье и затем Шорский перевал, на Шар, Китаб-Дербент, другая - на Карши, Гузар и тоже Дербент, где предполагалось соединение обоих отрядов». В этой экспедиции принимал участие и самарский художник Николай Евстафьевич Симаков. Тот самый Симаков, который изготовил эскиз Самарского знамени.
Путешествие было долгим и трудным. Песчаные бури, безводная пустыня, переход через горы и стычки с враждебными туркменами-текинцами.
Трофеи этой экспедиции легли в основу экспозиции Самарского краеведческого музея. 19 февраля 1880 года, в музей, который существовал тогда только на бумаге, поступила первая коллекция: «одежда и принадлежности туркмен» (седло, шашка, штаны, рубаха, сапоги, халат – всего 14 наименований). Первым дарителем был великий князь Николай Константинович.
Пустынка — Ташкент
В ноябре 1880 года великому князю разрешили поселиться в имении Пустынка Санкт-Петербургской губернии, что было несомненным послаблением. Уехав из нашего города, он не потерял с ним связи, так сохранилась переписка с врачом Н. В. Постниковым о лечении и воспитании его сына Артемия.
В 1881 году от рук террористов погиб Александр II. Николаю Константиновичу не разрешили присутствовать на похоронах своего дяди. И вновь конфликт, отказ присягать своему кузену Александру III, и новая ссылка. В этот раз в Ташкент, где опальный князь прожил с небольшим перерывом до 1918 года.
О жизни великого князя в Ташкенте написано много книг и статей. Чего только не было в ташкентской жизни великого ссыльного, обводнение Голодной степи и постройка русских посёлков в Туркестане, благоустройство Ташкента и его любовные похождения, и хорошее и плохое. Все эти годы с ним была Надежда Александровна. В Ташкенте у них родился сын Александр. И даже женитьба князя на Дарье Часовитиновой - дочери казака, не разлучила их. Николай Константинович мог свободно появиться в обществе одновременно с двумя своими жёнами.
Надежда Александровна долгие годы пыталась наладить отношения с семьёй мужа и добиться признания своих сыновей. В 1899 году последовало высочайшее повеление о присвоении Н.А. Дрейер и двум её сыновьям Артемию и Александру потомственного дворянства и фамилии Искандер. Н. А. Дрейер все-таки добилась ряда привилегий для своих детей.
Надежда Александровна с Николаем Константиновичем и его братом Константином (поэт К. Р.)
Волынский — Искандер
О родившемся в Самаре Артемии Николаевиче Волынском – Искандере достоверных сведений почти не сохранилось. Что доподлинно известно: Артемий окончил пажеский корпус, недолго прослужил в лейб-гвардии Гатчинском полку синих кирасир Е. И. В. Марии Федоровны, куда позднее поступил служить и его младший брат Александр, вышел по собственному желанию в отставку, вел жизнь частного человека. Далее сведения ничем не подтверждённые. Увлекался модными тогда теософскими течениями и был то ли толстовствцем то ли адептом учения Блаватской. В начале войны его призвали в армию. Когда одна воинская часть отказалась идти на фронт, Искандер был направлен ее «усмирить». После того как он выяснил, что солдаты этой части принадлежат к некой секте, не признающей убийства, он отказался применить к ним расстрел. За это его разжаловали в рядовые. После Октябрьской революции он попал в ряды Красной Армии,участвовал в боевых действиях на Оренбургском фронте против атамана Дутова. В 1919 г. заболел тифом, умер и похоронен предположительно в Ташкенте, место захоронения неизвестно.
По другой версии, служил в белой армии и воевал на стороне Дутова, погиб.
Младший брат Артемия – Александр воевал на стороне белых. После эмиграции жил в Греции по приглашению своей тёти и крёстной матери – вдовствующей королевы Греции Ольги Константиновны. Отказавшись от её помощи, работал в Афинах таксистом. Позже переехал во Францию, где также был таксистом, а также поваром, ночным сторожем, рассыльным. Александром Николаевичем было написано несколько произведений мемуарного характера. В своих воспоминаниях он ни словом не обмолвился о судьбе старшего брата.
Не удалось найти ни одной фотографии Артемия Искандера. Но сохранился его автограф. В Гатчинском дворце-музее хранится дарственный палаш великого князя Михаила Александровича с автографами его сослуживцев, который был преподнесен офицерами Лейб-гвардии Кирасирского полка в 1909 году.Дарственная надпись: «АВГУСТѢЙШЕМУ ОДНОПОЛЧАНИНУ ТОВАРИЩИ КИРАСИРЫ ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА». Под номером 29 автограф Артемия Николаевича Искандера.
Артемий Искандер был в приятельских отношениях со своим однополчанином и троюродным братом великим князем Михаилом Александровичем, в пользу которого впоследствии отрёкся от престола император Николай II.
В 1918 году Николай Константинович Романов скончался от воспаления лёгких в Ташкенте. В его дворце открыли музей искусств, основу которого составила огромная коллекция великого князя. Сейчас в музе искусств Узбекистана хранится практически точная копия скульптуры Кановы «Венера с яблоком в руке», только вместо Полины Боргезе на мраморном ложе лежит Фанни Лир, и картины его соратников по Самарской учёной экспедиции Н. Н. Каразина и Н. Е. Симакова.
Занимаясь изучением родственных связей Романовых, я натолкнулся на фамилию Искандер. Вспомнил о писателе Фазиле Искандере и возник вопрос, помещенный в название статьи.
"Фазиль Абдулович Искандер, род. 6 марта 1929 г., русский писатель, советский и российский прозаик и поэт. Родился в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец будущего писателя Искандер Абдул Ибрагимович был депортирован из СССР в Иран, умер в 1957 году. Мать Мишелия Лели Хасановна (1901-1980)". Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем. Награды и премии: орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 сентября 2004 года), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 марта 1999 года), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 марта 2009 года), Государственная премия СССР (1989) - за роман «Сандро из Чегема», премия Правительства РФ (26 декабря 2011 года) - за книгу «Избранные произведения», Пушкинская премия (1993), Государственная премия Российской Федерации (1994), Государственная премия Российской Федерации - за вклад в развитие отечественной литературы (2014)".
В биографии слегка смущает большое число наград после 1989 года. Но, никаких "ниточек" к Романовым не тянется.
Попробуем зайти с другой стороны. Появление фамилии связано с женитьбой великого князя Николая Константиновича (2 февраля 1850 г., Санкт-Петербург - 14 января 1918 г., Ташкент), первого ребёнка великого князя Константина Николаевича (21 сентября 1827 г. - 25 января 1892 г.), младшего брата российского императора Александра II. В рамках моей версии истории князь Константин Николаевич и Людвиг IV Гессенский, (12 сентября 1837 г. - 13 марта 1892 г.), великий герцог Гессенский и Прирейнский в 1877-1892 годах – один и тот же человек.
Николай Константинович был женат с 15 декабря 1878 г. по 7 марта 1900 г. на Дрейер Надежде Александровне (1861-1929?), дочери оренбургского полицмейстера Александра Густавовича Дрейера и Софьи Ивановны Опановской. 4 мая 1899 года дворянке Надежде Дрейер высочайше повелено именоваться впредь фамилиею «Искандер».
Были и внебрачные дети от Александры Александровны Демидовой (урож. Абаза) (1853-1894). "Их дети в 1888 г. получили от императора Александра III дворянство с фамилией «Волынские» и отчеством «Павловичи», так как в это время мужем их матери (с 1879) был граф Павел Феликсович Сумароков-Эльстон (1853-1938)".
"Александра Александровна Абаза была дочерью гусарского ротмистра в отставке из дворян Херсонской губернии, впоследствии Полтавского городского головы, Александра Михайловича Абаза. У её отца, был двоюродный брат - Александр Аггеевич Абаза, министр финансов и член Государственного совета Российской империи. Он-то и ввел свою двоюродную племянницу в высший свет петербургского общества, где она познакомилась, а в 1869 году, пятнадцатилетней, вышла замуж за графа Александра Павловича Демидова, потомка любимца Петра Великого и последнего владельца демидовских уральских заводов".
Фамилия Абаза, возможно, произошла от Абхазии, где букву "h" посчитали придыханием. Да и умер граф Павел Феликсович Сумароков-Эльстон в 1938 году, в год, когда Фазиль Искандер в последний раз видел отца. Возможно, совпадения, а возможно и символы.
"Отцом Павла Феликсовича был граф Феликс Николаевич Сумароков-Эльстон (24 января 1820 г. -30 октября 1877 г.), русский генерал, атаман Кубанского казачьего войска и начальник Кубанской области в середине 1860-х годов. "Как указывает само его имя («Феликс», то есть «счастливый, плодородный»), Эльстон был внебрачным сыном высокопоставленного лица. Фамилию «Эльстон», которую носила его кормилица-англичанка, Феликс получил особым императорским указом. О том, кто именно его родители, в светском обществе не было единого мнения. Был женат с 1852 года на графине Елене Сергеевне Сумароковой (1829-1901), дочери генерал-адъютанта и генерала от артиллерии С.П. Сумарокова, в браке родилось семеро детей".
Рассмотрим еще один персонаж - брата Павла Феликсовича и сына Феликса Николаевича - Феликса Феликсовича старшего, отца Феликса-Феликсовича младшего - убийцы Распутина.
Князь (с 1885) Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон (17 октября 1856 г. - 10 июня 1928 г.), русский генерал-лейтенант (1915), генерал-адъютант (1915), главный начальник Московского военного округа (5 мая - 19 июня 1915), главноначальствующий над Москвой (5 мая - 3 сентября 1915). Женат на дочери гофмейстера князя Николая Борисовича Юсупова, фрейлине княжне Зинаиде Николаевне.
"Феликс-старший в 1910 году влюбился в свою крестницу по имени Зинаида Григорьева (1880-1965), годившуюся ему в дочери и компаньонку своей матери. В 1912 году появился на свет первый ребенок - Николай, умерший через 2 года. В 1916 году вновь родился сын, крещенный именем Елевферий. В 1919 году в Алупке родилась дочь Татьяна. И Феликс-старший помог любовнице убежать из Крыма, выправив фиктивные документы, будто бы она является женой его личного секретаря Светилова. А до бегства (в 1920 г.) она проживала рядом с Ай-Тодором (имением великого князя Александра Михайловича). Затем Зинаида Григорьева жила в Риме, рядом с домом Юсуповых, и престарелый граф Феликс усиленно общался со своими внебрачными детьми. Более того, его жена и сын знали об этой второй семье. И якобы Феликс-младший обещал отцу заботиться о сводных брате и сестре. Но никогда этого так и не сделал. Зинаиде Григорьевой-Светиловой пришлось оплачивать свою жизнь за счет драгоценностей, подаренных ей Феликсом-старшим. Елевферий (то есть Оливье во французской транскрипции) дожил аж до 2007 года, а его сестра Татьяна умерла в январе 2011 года (у нее было двое дочерей). История с неизвестной любовницей Феликса-старшего всплыла на одном из антикварных аукционов во Франции в 2007 году - на продажу были выставлены фотографии, письма и личные вещи, принадлежавшие Зинаиде Григорьевой. Под аутентичностью этих вещей и любовной историей подписался французский историк Сирил Буле".
Итак, у великого князя Николая Константиновича была жена Дрейер Надежда Александровна (1861-1929?). Была смотрительницей музея, затем её уволили. Она нашла приют в сторожке при бывшем дворце Николая Константиновича, жила там в окружении собак. По словам очевидцев, в последние годы жизни выглядела она настоящей нищенкой, ходила в рваной одежде и питалась тем, что оставляли у дверей её хибары жители, помнившие доброту великого князя. Умерла Надежда Александровна в 1929 году от укуса бешеной собаки.
А у Феликса Феликсовича Юсупова графа Сумарокова-Эльстона была жена княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (2 сентября 1861 г., Санкт-Петербург, Российская империя - 24 ноября 1939 г., Париж, Франция) - богатейшая российская наследница, последняя в роду Юсуповых, владелица подмосковной усадьбы «Архангельское».
Сын Феликса Феликсовича старшего - Феликс, (23 марта 1887 г. - 22 сентября 1967 г.), последний из князей Юсуповых, известен как участник убийства Г. Распутина. Умер в 1967 г., а отец Фазиля в 1957 г. Дрейвер умерла в 1929 г., а Зинаида Николаевна в 1939 г.
Интересная деталь: Дрейер Надежда Александровна (1861-1929?) - жена великого князя Николая Константиновича похожа на Зинаиду Григорьеву (1880-1965).
А не превратился ли Елевферий (1916-2007) (от греч. «свободный») в Фазиля (1929 г.)? (мусульманское имя, талантливый, образованный).
На фотографии великий князь Николай Константинович с женой Надеждой Александровной в Ташкенте, Зинаида Григорьева с детьми Елевферием и Татьяной, Фазиль Искандер и Александр Михайлович Абаза.
Николай Константинович выпускник Академии Генерального штаба, в которую он поступил по собственной инициативе в 1868 году. Великий князь Николай Константинович стал первым из Романовых, окончившим высшее учебное заведение, причём в числе лучших выпускников — с серебряной медалью. После завершения учёбы он путешествовал за границей, где начал собирать свою коллекцию западноевропейской живописи. После путешествия по Европе, великий князь поступил в лейб-гвардии Конный полк, и через некоторое время он в 21 год стал командиром эскадрона. В это время на одном из балов-маскарадов он знакомится с американской танцовщицей и авантюристкой по натуре — Фанни Лир, которая к тому времени уже успела попутешествовать по Европе, побывать замужем и имела малолетнюю дочь. У них начался роман.
Бурный роман великого князя обеспокоил его отца и мать. Обсуждение этой проблемы привело даже к встрече его родителей, которые к тому времени не проживали вместе. Его отец нашёл вполне подходящий предлог, чтобы удалить его из Петербурга: в 1873 году Николай Константинович отправился в составе русских экспедиционных войск в поход на Хиву.
Великий князь Николай Константинович, имевший к тому времени уже звание полковника, в этом походе получил боевое крещение. Он во главе авангарда Казалинского отряда, понёсшего наибольшие потери, следовал одним из труднейших маршрутов, через пустыню Кызылкум. Первая же разведгруппа, возглавленная им, попала в такой плотный артиллерийский огонь, что в отряде их возвращения живыми уже не ждали. В этом походе Николай Константинович проявил личное мужество и являлся примером для других. За участие в Хивинском походе он был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени.
После возвращения из Средней Азии, которой он был очарован, его всерьёз заинтересовала ориенталистика. Он начал принимать участие в работе Русского географического общества: там среди учёных вызревала идея Амударьинской экспедиции. Её целью было максимально изучить только что завоёванный Россией край и подвергнуть детальному научному анализу его потенциал. Подобные планы взбудоражили, захватили блестящего флигель-адъютанта государя. В Географическом обществе были, разумеется, рады августейшему вниманию. Николая Константиновича избрали почётным членом этого общества и назначили начальником экспедиции.
После возвращения из Хивинского похода он снова съездил в Европу в компании своей возлюбленной — Фанни Лир. Там он продолжил пополнять свою художественную коллекцию.
Но весной 1874 года, когда ему исполнилось 24 года, случилось событие, которое полностью изменило жизнь великого князя.
Семейный скандал
В апреле 1874 году мать Николая Константиновича — Александра Иосифовна — обнаружила в Мраморном дворце пропажу трёх дорогих бриллиантов с оклада одной из икон, которой в своё время император Николай I благословил брак своего сына Константина с немецкой принцессой, в замужестве ставшей Александрой Иосифовной. Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, и вскоре бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга.
Сначала вышли на человека, отнёсшего бриллианты в ломбард — адъютанта великого князя Е. П. Варнаховского, мнение о виновности которого сохранилось и позже. На допросе 15 апреля он категорически отрицал причастность к краже и говорил, что лишь отнёс в ломбард камни, переданные ему Великим князем Николаем Константиновичем.
Николай, присутствовавший на допросе, поклялся на Библии, что не виновен, — чем, как говорили, усугубил свой грех. Отцу же он сказал, что готов, выручая Варнаховского, не просто адъютанта, а своего товарища, взять вину на себя. Император Александр II, взявший дело под личный контроль, подключил к расследованию шефа корпуса жандармов графа Шувалова.
Шувалов три часа допрашивал в Мраморном дворце арестованного Николая Константиновича в присутствии отца, который позднее в своём дневнике писал: «Никакого раскаяния, никакого сознания, кроме, когда уже отрицание невозможно, и то пришлось вытаскивать жилу за жилой. Ожесточение и ни одной слезы. Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием! Ничего не помогло!»
В конечном итоге пришли к выводу, что бриллианты были похищены Николаем Константиновичем, а вырученные деньги должны были пойти на подарки любовнице князя — американской танцовщице Фанни Лир. На семейном совете — общем собрании членов монаршей семьи после долгих дебатов (как варианты предлагались: отдать в солдаты, предать публичному суду и сослать на каторгу) было принято решение, наносившее минимальный вред престижу царской семьи. Решено было признать великого князя Николая душевнобольным, а затем он по указу императора навсегда высылался из столицы империи. Фанни Лир была выдворена из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться. С Великим князем она больше никогда не встречалась.
Николаю Константиновичу было объявлено фактически два приговора. Первый — для публики — состоял в признании его безумным. Из чего следовало, что отныне и навсегда он будет находиться под стражей, на принудительном лечении, в полной изоляции. Смысл второго приговора — семейного — состоял в том, что в бумагах, касающихся Императорского Дома, запрещалось упоминать его имя, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям. Он также лишался всех званий и наград и вычёркивался из списков полка. Он высылался из Петербурга навечно и был обязан жить под арестом в том месте, где ему будет указано.
В 1917 году в журнале «Аргус» появился перевод мемуаров Фанни Лир, где она рассказывала о своём августейшем романе, горькой участи Николы (как его называли близкие люди), в виновность которого она не верила ни на минуту, а также о том, как окончилось её путешествие в Россию.
Фанни в своих мемуарах писала, что в столице великого князя держали в смирительной рубашке, накачивали лекарствами и даже били. Солдаты, сторожившие Николу, куражились над ним, хотя вчера ещё он был для них недосягаем, и предлагали арестованному детские игрушки. Сам же Николай Константинович, судя по оставленной им записи, сожалел, что не попал на каторгу.
В воспоминаниях Фанни Лир имеется запись, весьма красноречиво характеризующая и саму эту женщину, родившуюся и выросшую в семье протестантского священника: «Случись такая пропажа в семье обыкновенных людей, — писала мисс Лир, — её там скрыли бы; здесь же, напротив, подняли на ноги полицию…».
Имеется ещё одна странность в этом деле. Несмотря на то, что родителей Николая Константиновича и его августейших родственников не покидала уверенность в том, что Николая Константиновича погубили любовь к куртизанке и нехватка средств на удовлетворение её прихотей, остаётся непреложным тот факт, что при обыске в письменном столе Николая Константиновича была обнаружена сумма, гораздо большая той, что была получена за заложенные в ломбарде украденные бриллианты.
Ссылка
Николая Константиновича увезли из Петербурга осенью 1874 года. До своей последней «остановки», в Ташкенте летом 1881 года, то есть за неполных 7 лет, он сменил по меньшей мере 10 мест жительства. Ему нигде не давали обрести хоть какой-нибудь дом, обзавестись связями, пустить корни. Местами ссылки были: Владимирская губерния, Умань — 250 вёрст от Киева, местечко Тиврово, близ Винницы, и так далее.
Когда он был отправлен в Оренбург, Николай Константинович предполагал, что там надзор за ним не будет очень строгим, так как там, на границе бескрайней пустыни в крайне тяжёлых климатических условиях постоянно шли боевые действия. Действительно, здесь в Оренбурге местное начальство на многое «непозволительное» закрывало глаза. Именно в Оренбурге в 1877 году 27-летний Николай опубликовал свою работу «Водный путь в Среднюю Азию, указанный Петром Великим», вышедшую без указания имени автора. Здесь ему удалось совершить поездки вглубь казахских степей — верхом, вместе с такими же энтузиастами, он проделал путь от Оренбурга до Перовска. Он был захвачен идеей постройки железной дороги из России в Туркестан. Посланный в Петербург проект был признан нерентабельным из-за малонаселённости земель.
В Оренбурге Великий князь совершал экстраординарные поступки. Так, зимой 1878 года он обвенчался с дочерью городского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Венчание было тайным, но поползли слухи — и в Петербург полетел соответствующий доклад. В итоге специальным указом Синода брак был расторгнут, а семейству Дрейер было приказано покинуть город. Молодая жена наотрез отказалась покинуть своего мужа. Надежда Александровна, будучи казацкого рода, имела твёрдый характер — многотрудные походы по степям верхом на лошадях, пройденные рядом с Николаем Константиновичем, как нельзя лучше это подчёркивали. Надежду Александровну Николай Константинович в честь Александра Македонского (Искандера Зулькарна?йна) называл «княгиней Искандер».
Находясь в ссылке, Великий князь проявлял и своеобразное своеволие — иногда он грозился надеть все свои ордена и выйти к народу, который, по его мнению, должен был бы освободить ссыльного. В это же время при императорском дворе стали распространяться слухи о былых встречах опального князя с народовольцем Желябовым. По слухам они были даже друзьями.
Младший брат оренбургского арестанта, великий князь Константин Константинович, не одобрял жёсткой линии императорского дома: «Скоро ли кончится мучительное положение, из которого бедному Николе не дают никакого выхода? Самого кроткого человека можно было таким образом из терпения вывести, у Николы есть ещё довольно силы выносить своё заключение и нравственную тюрьму».
Вняв в конце концов доводам здравого смысла, двоюродный брат опального великого князя — император Александр III — разрешил узаконить морганатический брак, правда, при этом молодым было предписано отправляться в Туркестанский край, в Ташкент.
В Туркестане
В Туркестане великий князь жил сначала под именем полковника Волынского. Позже он стал называть себя Искандером. Эту фамилию носят все его потомки — князья Искандеры. Впоследствии он женился ещё на одной даме — на Дарье Часовитиновой — 15-летней дочери ташкентского жителя, принадлежащего к казацкому сословию. От этого союза у него было несколько детей. При этом он мог появиться в обществе одновременно с двумя своими жёнами.
От Надежды Александровны у великого князя было двое сыновей: Артемий и Александр. Сама Надежда Александровна под именем «княгиня Искандер» неоднократно посещала Санкт-Петербург, стараясь наладить связи с романовской роднёй. Возможно она не вполне в этом преуспела, но их обоих детей взяли учиться в Санкт-Петербурге привилегированный Пажеский корпус.
Будучи натурой противоречивой, Великий князь Николай Константинович был способен и на вполне благородные поступки. Получив от императора 300 тысяч рублей на постройку дворца, он пустил эти деньги на постройку в Ташкенте театра. А роскошный дворец для своего проживания, построенный в центре Ташкента, и сейчас является одной из самых заметных достопримечательностей Ташкента — ныне это дом международных приёмов МИДа Узбекистана.
Известно, Николай Константинович учредил 10 стипендий для выходцев из Туркестана, которые не имели возможности оплатить учёбу в главных учебных заведениях России.
С именем великого князя молва и воспоминания очевидцев связывали и ряд порой курьёзных, а порой вполне серьёзных светских и околосветских скандалов в Ташкенте. Этому способствовало и двусмысленное положение Николая Константиновича — с одной стороны, формально он продолжал находиться под домашним арестом, решение о котором никто не отменял, с другой — оставался Великим князем и тем самым пребывал под покровительством императорского дома, а кроме того, был и весьма популярным человеком среди местного европейского населения города.
Предпринимательство великого князя
Великий князь занимался предпринимательством, был владельцем ряда предприятий в Ташкенте — завёл мыловаренный завод, фотографические мастерские, бильярдные, продажу кваса, переработку риса, мыловаренные и хлопковые мануфактуры, регистрируя, во избежание родственного гнева, все организуемые предприятия были оформлены на жену. На деньги, получаемые от своей предпринимательской деятельности, им был построен первый в Ташкенте кинотеатр (тоже как бизнес-проект) — «Хива», на свои собственные деньги он занимался прокладкой оросительных каналов в Голодной степи.
Доходы от его предпринимательской деятельности составляли внушительную сумму — до полутора миллионов рублей в год. Для сравнения: из Петербурга князю присылали на содержание в год 200 тысяч рублей.
Николай Константинович оказался превосходным предпринимателем. Он одним из первых обратился к наиболее доходной тогда области промышленности в Туркестанском крае — строительству и эксплуатации хлопкоочистительных заводов. При этом он использовал самые передовые технические идеи своего времени — на его заводах использовался безотходный технологический цикл — семена хлопчатника, остававшиеся после переработки сырца в волокно, употреблялись в качестве сырья на маслобойнях, а жмых шёл как на удобрения, так и на корм скоту.
Уже своими первыми ирригационными работами он снискал большую популярность у населения. Первая из них это — выведение из Чирчика по правобережью реки канала, названного им Искандер-арыком.
Тогда на этих землях находилось лишь несколько домов бедных дехкан, выселившихся из Газалкента. После проведения Искандер-арыка тут заложили «великокняжеское» селение Искандер. В стороне от посёлка великий князь разбил большой сад. Во время связанных со строительством на Искандер-арыке работ Николай Константинович произвёл археологическое вскрытие расположенного у русла канала кургана, из которого извлекли оружие и другие предметы.
В 1886 году великий князь приступил к «выводу» сырдарьинской воды, желая во что бы то ни стало оросить хотя бы часть Голодной степи между Ташкентом и Джизаком, затратив много энергии и личных средств. Работы, связанные с проведением канала, обошлись князю свыше миллиона рублей. На прибрежной скале около реки, у головного сооружения близ Бекабада, была высечена крупных размеров буква «Н», увенчанная короной.
На орошённых землях поднялись 12 больших русских посёлков. Николай Константинович писал: «Моё желание — оживить пустыни Средней Азии и облегчить правительству возможность их заселения русскими людьми всех сословий». К 1913 году там выросло уже 119 русских селений.
Но любимейшей идеей великого князя был проект восстановления «старого тока» Амударьи в Каспий. Ещё в 1879 году в Самаре он организовал общество для изучения среднеазиатских путей, ставившее своей целью выбор направления туркестанской железной дороги и исследования поворота Амударьи в Узбой. В марте 1879-го великий князь Николай Константинович опубликовал брошюру под названием «Аму и Узбой» (книга вышла без указания имени автора). В ней автор, опираясь на свидетельства источников — произведения античных и средневековых писателей, — доказывал, что река неоднократно меняла своё направление «исключительно по воле человека». Но правительство не поддержало почин князя — оно само занялось разработкой проекта разворота реки.
В брошюре «Аму и Узбой» великий князь писал: «Россия в течение последних 25 лет овладела большей частью Средней Азии, но некогда цветущий Туркестан достался русским в состоянии упадка. Он наделён от природы всеми благоприятными условиями для быстрого развития своих богатых производственных сил. Расширив оросительную сеть, раздвинув пределы оазисов, Туркестан можно сделать одной из лучших русских областей». План по «повороту Амударьи», вероятно, вполне справедливо, также был сочтён нецелесообразным. Но сама экспедиция, проделавшая более чем тысячекилометровый путь по совершенно не исследованным местам, принесла материал исключительной ценности. Это было отмечено и научными кругами, и даже начальством в Петербурге, наградившим всех его участников, за исключением великого князя.
В Средней Азии всегда высоко ценились работы, связанные с орошением, особенно новых земель, не использовавшихся до того под земледельческие культуры. Поэтому упомянутые ирригационные мероприятия Николая Константиновича, самые крупные для своего времени и к тому же осуществившиеся не в принудительном порядке, а с оплатой труда всех участников, способствовали быстрому распространению среди местного населения популярности великого князя. Он проложил на свои средства 100-километровый оросительный канал, ожививший 40 тысяч десятин земель.
Коллекция великого князя
Коллекция картин европейской и русской живописи, собранная Великим князем и привезённая им из Санкт-Петербурга, явилась основой для создания в 1919 году музея искусств в Ташкенте, имеющего одну из самых богатых коллекций картин европейской живописи среди художественных музеев Средней Азии.
Судьба одной скульптуры
Во время своего второго путешествия в Европу Николай Константинович и Фанни Лир побывали в Риме на вилле Боргезе. Здесь он залюбовался знаменитой скульптурой Антонио Кановы, изображавшей Полину Боргезе (en), младшую сестру Наполеона, в виде обнажённой красавицы, лежащей на мраморном ложе в виде Венеры-победительницы с яблоком в левой руке. Николай Константинович тут же заказал скульптуру Томазо Солари изготовление точной копии скульптуры, но вместо Полины Боргезе на мраморном ложе должна была лежать его возлюбленная — Фанни Лир.
В своих мемуарах мисс Лир вспоминала то неприятное впечатление, которое у неё вызывала накладываемая на её лицо гипсовая маска, с помощью которой скульптор впоследствии воспроизвёл в мраморе черты её лица. Скульптор их заверил, что по окончании работы скульптура будет отправлена в Петербург. Своё обещание он сдержал.
Спустя много лет, когда великий князь уже находился в ташкентском изгнании, его мать, Александра Иосифовна, сделала ему подарок. Во время прогулки в парке, она наткнулась на мраморную скульптуру полуобнажённой женщины с яблоком в руке. Она узнала в этой женщине Фанни Лир — возлюбленную своего старшего сына. И вскоре скульптуру, упакованную в деревянный ящик, отправили в Ташкент Николаю Константиновичу. Позднее эта мраморная скульптура стала одним из украшений Ташкентского музея изобразительных искусств.
Великий князь и революция
Последний российский император Николай II, доводился скандально известному родственнику двоюродным племянником, но он так и не позволил ему вернуться в столицу. Поэтому отречение императора в феврале 1917 года Великий князь Николай Константинович воспринял с восторгом. Он поднял красный флаг над своим домом и отправил приветственную телеграмму Временному правительству.
Александр Федорович Керенский лично знал Николая Константиновича по Ташкенту, так как почти 10 лет они жили по соседству.
Смерть великого князя
Вскоре после Октябрьской революции и установления в Туркестане советской власти 14 января 1918 года бывший великий князь Николай Константинович Романов скончался на даче под Ташкентом от воспаления лёгких; похоронен у ограды военного собора в Ташкенте. В ряде поздних публикаций указывалось, что он был расстрелян большевиками, однако данные газетных публикаций 1918 г. и архивов этого не подтверждают.
В постановлении от 17 июля 1998 года о прекращении уголовного дела № 18/123666-93 «О выяснении обстоятельств гибели членов Российского императорского дома и лиц из их окружения в период 1918—1919 годов», вынесенном Старшим прокурором-криминалистом Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим советником юстиции В. Н. Соловьевым, который проводил соответствующую проверку по делу, в пункте 10.4 постановления констатировалось (цитируется по материалам сайта Интернет-проект «Царская семья: Последние дни, расстрел, обретение останков»):
10.4. Смерть великого князя Николая Константиновича Романова .
В различных источниках высказывались предположения о расстреле или иной насильственной причине смерти великого князя Николая Константиновича Романова (1850—1918), который за недостойное поведение был сослан в Ташкент императором Александром II в 1874 году и умершего там в 1918 г. [так в тексте ]
Так, в периодическом издании «Наша Газета» № 13 от 17 января 1918 года (орган исполнительного комитета Ташкентского Совета рабочих и солдатских депутатов) была опубликована заметка следующего содержания: «Похороны гражданина Романова. Вчера в Ташкенте состоялись похороны б. великого князя, гражданина Николая Романова, скончавшегося в воскресенье, 14 января, в 6 часов утра. Тело Романова предано земле у ограды военного собора». Также в газете «Новый путь» от 18 января 1918 года дан некролог следующего содержания: «О смерти великого князя Николая Константиновича Романова (1850 г.р.), умер в ночь с 13 на 14 января 1918 года от воспаления легких на даче под Ташкентом и похоронен 16 января 1918 года в Ташкенте, в сквере рядом с Военным Георгиевским Собором».
Имеется и протокол заседания Исполнительного Комитета Ташкентского Совета Солдатских и Рабочих Депутатов от 15 января 1918 года, на котором была рассмотрена просьба жены Романова Н. К. о месте его захоронения — «Слушали просьбу жены Николая Константиновича Романова о разрешении похоронить умершего бывшего великого князя у военного собора. Постановили разрешить, похоронить, но с предложением не производить каких-бы то ни было процессий».
Следствие считает установленный факт смерти Романова Николая Константиновича не связанным с какими-либо репрессиями со стороны властей.
…
Так закончилась полная драматических коллизий жизнь великого князя, большую часть которой он провёл в Туркестанском крае и оставил здесь яркий след.
Его похоронили около церкви Св Георгия — Иосифо-Георгиевского собора, располагавшейся напротив входа во дворец князя. Позже в советское время эту церковь «перепрофилировали» в кукольный театр и кафе-пельменную, по совместительству кафе-мороженое. Через некоторое время после получения Узбекистаном независимости эти здания — старый кукольный театр и кафе-пельменная были снесены. В настоящее время на этом месте разбит небольшой скверик.
Семья
Жена (15 декабря 1878 — 7 марта 1900) Надежда Александровна Дрейер (1861—1929?), дочь оренбургского полицмейстера Александра Густавовича Дрейера и Софьи Ивановны Опановской. 22 апреля (4 мая) 1899 года дворянке Надежде Дрейер высочайше повелено именоваться впредь фамилиею «Искандер».
Была смотрительницей музея, затем её уволили. Она нашла приют в сторожке при бывшем дворце Николая Константиновича, жила там в окружении собак. По словам очевидцев, в последние годы жизни выглядела она настоящей нищенкой, ходила в рваной одежде и питалась тем, что оставляли у дверей её хибары жители, помнившие доброту великого князя. Умерла Надежда Александровна в 1929 году от укуса бешеной собаки.
- Старший сын — Артемий (род. 19 (31) декабря 1878 года в Самаре), высочайше пожалован фамилией «Искандер» и правами, личному дворянину присвоенными, 12 (24) августа 1889 года. По одной версии погиб во время Гражданской войны, сражаясь на стороне белых, по другой — умер от тифа в Ташкенте в 1919 году.
Младший сын Николая Константиновича — князь Александр Искандер
Младший сын — Александр (род. 15 (27) ноября 1887 года в Ташкенте), высочайше пожалован фамилией «Искандер» и правами, личному дворянину присвоенными, 10 (22) марта 1894 года. Боевой офицер, участвовал в антибольшевистском восстании в Ташкенте в январе 1919 года, сражался в Русской армии Врангеля, потом эвакуировался в Галлиполи, а затем — во Францию, где и умер в городе Грасе в 1957 году. Написал мемуары о гражданской войне — «Небесный поход».
- Кирилл Николаевич Андросов (князь К. А. Искандер; 1915—1992)
- Наталья Николаевна Андросова (княжна Н. А. Искандер; 1917—1999), всю жизнь прожила в СССР и России; занималась мотогонками, выступала в цирке (гонки по вертикали), мастер спорта СССР по мотогонкам; в Великую Отечественную войну была водителем на «полуторке».
В 1901 году обвенчался с Варварой Хмельницкой (1885—?). Брак признан не был.
Внебрачные связи и дети
- Любовница Александра Александровна Демидова (урож. Абаза)(1853—1894)
- Ольга (1877—1910)- сошла с ума.
- Николай (1875—1913) — участник русско-японской войны, полковник гвардии в отставке, написал ряд трудов по истории русской кавалерии.
В 1888 г.получили от императора Александра III дворянство с фамилией «Волынские» и отчеством «Павловичи», так как в это время мужем их матери (с 1879) был граф Павел Феликсович Сумароков-Эльстон (1853—1938), родной дядя князя Юсупова, будущего убийцы Распутина.
- Любовница Дарья Елисеевна Часовитина (1880—1953/1956)
- Николай (-1919/1920)
- Святослав (-1919) — расстрелян
- Дарья (1896—1966) — жила в Москве и некоторое время работала секретарём советской писательницы Мариэтты Шагинян.
В Центральном российском архиве хранится дело (документы) великого князя.
Источники информации. Ссылки по теме
- Людмила Третьякова «Изгнанинник из рода Романовых», журнал «Вокруг света» № 4 (2751) от апреля 2003.
- Форум «Старый Ташкент» — Dec 16 2006, 11:41 PM Сообщение #2190
- АиФ — Судьба. Как внук Николая I очутился в Ташкенте
- Светлана Макаренко. ЦАРСТВЕННЫЙ ОТВЕРЖЕННЫЙ …
- Дворец великого князя Николая Константиновича на карте Ташкента
- Бизнес великого князя
- Ю. А. Кузьмин Российская императорская фамилия 1797—1917. Биобиблиографический справочник. Санкт-Петербург, Дмитрий Буланин, 2005, с. 155—156, 267—269 (ISBN 5-86007-435-2)
- Князь Михаил Греческий В семье не без урода. Биография великого князя Николая Константиновича. — М.: «Захаров», 2002. — 272 с. — ISBN 5-8159-0263-2
- См. также Великие князья дома Романовых
- : Документы архивов Республики Узбекистан о последних годах жизни великого князя Николая Константиновича Романова //Статья в журнале «Отечественные архивы» № 6 (2009 г.)
Восход солнца пейзажи пустыни Средней Азии.
Надпись на камнях:"Великий князь Николай Константинович".
Фотопортреты Великого князя.
Биограф Романова Н.К. Голендер Б. дает интервью (синхронно).
Фотографии Романова Н.К. в детстве, с матерью и отцом -Великим князем Константином Николаевичем.
Портреты портреты родителей Романова Н.К.
Портрет императора Александра II.
Фотографии братьев и сестер Великого князя.
Фотографии Мраморного дворца в Петербурге, Павловского дворца, имения Стрельна.
Фотография Великого князя в кругу семьи, в период его учебы в Академии Генерального штаба.
Романов Н.К. после окончания академии.
Историк Германов В. дает интервью (синхронно).
Фотография Романова Н.К. после окончания академии.
Между холмов идет поезд.
Вид Собора Парижской Богоматери.
Железная дорога.
Фотографии видов Афин, Рима.
Иллюстрации из жизни гвардейских офицеров.
Фотография Фанни Лир.
Голендер Б. дает интервью (синхронно).
Фотография Лир на фоне видов Парижа.
Канкан в Мулен-Руж.
Конный экипаж подъезжает к дворцу.
Фотографии Романова Н.К и Лир на фоне танцующих на балу.
Живописный портрет Екатерины II.
Статуи и картины из коллекции Романова Н.К. в экспозиции Музея искусств Узбекистана.
Портреты Лир и Романова Н.К. в газете, портреты родителей Великого князя.
Карта Туркестана.
Кинохроника начала 20-го века: пейзаж одного из среднеазиатских городов.
Хивинский хан садится в экипаж.
Кинохроника начала 20-го века: пейзажи пустыни.
Мужчины танцуют перед сидящими вокруг зрителями.
Лица зрителей и танцоров.
Общий вид круга с танцующими.
Германов дает интервью (синхронно).
Игровые кадры из х/фильма: Император Александр II провожает войска на вокзале.
Игровые кадры боевых действий русских войск в Хивинском походе, портрет командующего генерала Кауфмана.
Картины, изображающие боевые действия.
Текст письма Романова Н.К к Лир.
Боевые действия русских войск, кавалерийские атаки.
Фотография Великого князя по окончании Хивинского похода.
Игровые кадры боевых действий.
Фотография Романова Н.К.
Пейзажи Туркестана.
Фотография Великого князя в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка.
Текст письма Романова Н.К. к Лир.
Внутренний вид православного храма, горят свечи.
Виды зимнего Санкт-Петербурга.
Кинохроника начала 20-го века: караван верблюдов входит в ворота крепости в Хорезме.
Виды кварталов Хивы.
Общий вид старого города (сверху).
Виду Санкт-Петербурга.
Портрет Великого князя Константина.
Портреты Александра II и Николая I.
Гравюры и фотографии наружного вида и внутренних интерьеров Мраморного дворца.
Портреты Романова Н.К. и Лир.
Германов дает интервью (синхронно).
Текст мемуаров Лир.
Игровые кадры императорского выхода в Зимнем дворце.
Тексты мемуаров Лир в различных изданиях на русском и английском языках.
Текст записи в дневнике Романова Н.К.
Вид Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
Кинохроника 1913 года: по Дворцовой площади проезжают экипажи.
Конный экипаж едет по степной дороге.
Открытка с видом Оренбурга.
Портрет Романов Н.К. во время пребывания в Оренбурге.
Голендер дает интервью (синхронно).
Панорама пустыни.
Мазар в пустыне.
Пустынный пейзаж.
Голендер дает интервью (синхронно).
Научные работы, написанные Романовым Н.К. в Оренбурге.
Виды среднеазиатской пустыни.
Проходит караван верблюдов.
Вид части Амударьи (сверху).
Пустынный пейзаж.
Фотографии Великого князя и Эмира Бухарского.
Текст письма Великого князя эмиру.
Внутренний вид помещений эмирского дворца в Бухаре.
Вид части Бухары.
Вид части Амударьи (сверху).
Парусные лодки на реке.
Виды берегов Амударьи.
Книга профессора участника экспедиции профессора Сорокина о путешествии в Среднюю Азию.
По пустыне идет караван.
Фотографии улиц Оренбурга.
Фотографии Романова Н.К. и его жены Фон Дрейер Н.А.
Текст постановления Синода о признании брака Великого князя незаконным.
Игровые кадры: Император Александр II принимает доклад в Зимнем дворце.
Фотография Романова Н.К и его жены.
Фотография Александра II с сыновьями.
Фотографии Александра III.
Идет поезд.
Фотографии видов Ташкента в 1880-х годах.
Кинохроника начала 20-го века: виды кварталов Ташкента.
По улице проезжает арба.
Люди на улице.
Люди едут на ишаках.
Виды городского базара.
Гончар за работой.
Люди молятся на площади перед мечетью.
Ткачи на улице за работой.
Люди грузят товары на верблюдов.
Караван выходит из ворот.
Фотографии зданий и улиц "европейской" части Ташкента.
Кинохроника 1920-х годов: улицы Ташкента.
Люди едут по улице на ишаках.
Женщина чистит ковер во дворе дома.
Люди на берегу канала, девушка набирает воду.
Персики на ветках.
Люди роют оросительный канал в одном из кишлаков.
Пейзажи окрестностей Ташкента.
Вид части канала "Искандер" в Чирчикской долине, построенный при участии Великого князя в 1883-1885 годах.
Виды населенного пункта Искандер в Узбекистане.
Текст записи в дневнике Великого князя.
Виды Амударьи.
Ирригационные каналы.
Дехкане пашут землю.
Виды селения Искандер, основанного Великим князем.
Потоки горных ручьев.
Горный ручей на склоне.
Газетные сообщения и фотографии благотворительных мероприятий с участием Романова Н.К.
Фотография резиденции Великого князя в центре Ташкента.
Текст записи в дневнике Великого князя.
Фотографии и чертежи дома Великого князя.
Современный вид здания.
Внутренние интерьеры помещений в доме Романова Н.К.
Отделка стен залов в доме.
"Восточные" комнаты в доме.
Хозяйственные постройки и флигели.
Фрагменты украшений дома Великого князя (Дома приемов МИД Узбекистана).
Фрагменты оформления помещений.
Картины на стенах.
Резьба на стенах и дверях.
Искусствовед дает интервью (синхронно).
Фрагменты украшений комнат дворца.
Искусствовед дает интервью.
Кинохроника 1910-х годов: строительство оросительных каналов в Средней Азии.
Канал имени Николая I, вытекающий из Сырдарьи.
Фотографии канала.
Фотографии домов в селениях, возникших вдоль канала в конце 19 века.
Общие виды канала.
Фотографии русских переселенцев.
Виды построек и зданий имения "Золотая Орда Голодной степи", основанное Великим князем.
Голендер дает интервью (синхронно).
Фотография Чусовитиной Д.Е., второй жены Великого князя.
Голендер дает интервью (синхронно).
Текст записи из дневника Великого князя.
Фотография Хмельницкой В.
Здание церкви в Троицком поселке под Ташкентом.
Иконы и свечи в домовой часовне дворца Великого князя в Ташкенте.
Игровые кадры из х/фильма: идет генерал со свитой.
Текст записи из дневника Великого князя.
Игровые кадры из х/фильма: проходят городовые и жандармы.
Идет пассажирский поезд.
Пейзажи за окном вагона.
Голендер дает интервью (синхронно).
Кинохроника начала 20-го века: из ворот дворца в Ташкенте выезжают конные экипажи.
Императорская семья во время пребывания в Царском селе.
Фотография Великого князя в чалме.
Кинохроника начала 20-го века: выезд конных экипажей из ворот дворца в Царском селе.
Вид части экспозиции Музея искусств Узбекистана, картины и статуи из коллекции Великого князя.
Образцы резьбы по дереву.
Предметы коллекции и картины, собранные Великим князем.
Фрагменты здания дворца Великого князя в Ташкенте.
Дочь Хаджар, воспитанницы Великого князя, дает интервью (синхронно).
Часы, подаренные Великим князем своей воспитаннице.
Игровые кадры из х/фильма: торговец закрывает лавку, мимо проходит полицейский.
Портрет Хаджар в старости.
Внучка Хаджар дает интервью (синхронно).
Вода течет по руслу канала.
Вращаются колеса водяной мельницы.
Кинохроника начала 20-го века: люди прочищают русло арыка, взвешивают хлопок.
Цех хлопкоперерабатывающего завода в Ташкенте.
Рабочие в цехе завода.
Германов дает интервью (синхронно).
Фотографии зданий и внутренних помещений библиотек, основанных Великим князем.
Германов дает интервью (синхронно).
Постройки у здания дворца Великого князя в Ташкенте.
Германов дает интервью (синхронно).
Фотография здания дворца.
Фотографии посещения младшим братом Великого князя Константином Константиновичем Ташкента.
Фотографии родителей Великого князя и его сестры Ольги - греческой королевы.
Кинохроника 1912-1913 годов: Николай II принимает хлеб-соль.
Прибытие Эмира Бухарского Сейид Алим-хана в Петербург.
Празднование 300-летия Дома Романовых.
Общий вид Дворцовой площади.
Николай II и императрица на балконе Зимнего дворца.
Люди строят оросительный канал.
Фотографии части Романовского оросительного канала и памятной стелы в честь ввода канала в действие.
Фотографии открытия канала.
Фотография Великого князя и его жены в 1916 году.
Дворец Великого князя в Ташкенте.
Картины, собранные Великим князем.
Голендер дает интервью (синхронно).
Портрет Чусовитиновой Д.Е.
Голендер дает интервью (синхронно).
Фотографии зданий в Хиве, построенные Великим князем.
Портрет Дрейер-Искандер Н.А.
Голендер дает интервью (синхронно).
Кинохроника 1932 года: виды базара в Ташкенте.
Фотография Дрейер-Искандер на базаре в Ташкенте.
Голендер дает интервью (синхронно).
Портреты Натальи Александровны Искандер, внучки Великого князя.
Голендер дает интервью (синхронно).
Кинохроника 1917 года: революционные события в Петрограде в марте 1917 года.
Революционная демонстрация в Ташкенте.
подразделения Красной армии, действовавшие в Средней Азии.
Скачет кавалерийский эскадрон.
Фотографии зданий кинотеатров, построенных Великим князем.
Кинохроника 1917 года: люди на улицах Ташкента.
Лица людей.
Фотографии Спасо-Преображенского собора в Ташкенте, у ограды которого был похоронен Великий князь Николай Константинович.
Портрет Великого князя.
Надпись на камнях в пустыне: "Великий князь Николай Константинович".
Великий князь Николай Константинович Романов (1850-1919 гг.) был внуком императора Николая I, любимым племянником Александра II. Родители Николая обделили своих детей родительскими любовью и вниманием. Наставником при Николае был поставлен грубый и злой барон Р.А. Мирбах, который унижал и бил мальчика, с детства остро ощугцавгиего духовное одиночество. Со временем он узнал о многочисленных романах его отца, в том числе о его главной фаворитке балерине А. В. Кузнецовой и их детях.
В юношестве к нему в его комнаты в Мраморном дворце регулярно водили сомнительных девок, с которыми он любил чувственно развлекаться. Николай научился покупать любовниц, которых постоянно менял. К17-18 годам он имел репутацию любителя непристойных девиц, дебошира и выпивохи, при этом его считали самым красивым из всех великих князей. В 20 лет он стал официально совершеннолетним, финансово независимым от воли родителей, богатым. Еще младенцу, ему отец подарил Павловск, Стрельну, крымскую Ореанду. В 18 лет он по своему желанию стал слушателем Академии Тенераль- ного штаба, первым из великих князей стал обучаться не дома, а в аудиториях высшего учебного заведения. Он стал одним из лучших слушателей, закончил Академию с серебряной медалью.
Он поступил в лейб-гвардии Конный полк, заслужил уважение солдат, учредил в полку премиальный фонд для лучших солдат и офицеров, подарил деньги Академии для стипендий лучшим студентам. Но он по-прежнему любил кутежи, карточную uzpyf развлечения с самыми разными женщинами, делал все, что хотел. Он влюбился в 23-летнюю североамериканскую подданную еврейку Фанни Аир, имевшую в Петербурге репутацию красивой и ловкой любовницы с темным прошлым (в 16 лет сбежала из дома отца-священника с приглянувшимся мужчиной, стала его женой и вдовой, родила дочь, стала проституткой, уехала в Париж и работала певицей в кабаре, стала дорогой куртизанкой, потом приехала в надежде заловить богатого любовника, а еще лучше мужа в Петербург). Она стала бывать в апартаментах Николая в Мраморном дворце, где их любовные свидания проходили в тайне.
Она была опытной, хитрой и расчетливой охотницей за деньгами, хотела стать женой великого князя. Николай решил приобрести себе отдельный дворец (что вскоре сделал) и жениться на Фанни. Чтобы разлучить их, отец Николая добился его отправки в Среднюю Азию, где шла война с Хивинским ханством. В 1873 г. Хива пала, война закончилась, и Николай вернулся в Петербург с твердым намерением жениться на Фанни. Александр II не дал согласия на его брак с сомнительной женщиной, их тайное венчание не удалось провести. После этого и разразилась история с кражей бриллиантов якобы именно Николаем в Мраморном дворце. Фанни удалось выслать из России без права вернуться в нее. Николая выслали из Петербурга, признали сумасшедшим, заставили жить под контролем со стражей.
Вначале его держали под Петербургом в имении Елизаветино, потом были крымская Ореанда, село Смоленское во Владимирской губернии, селение Умань под Киевом (1875), местечко Тивро- во около Винницы (1876), Оренбург (1874), Самара (1875), Ташкент (с 1881 г.). Неутомимый любовник, он везде заводил романы, причем статус женщин его не интересовал.
В Ореанде начался его роман с Александрой Александровной Демидовой (в девичестве Абаза), разведенной женой сумасброда Александра Павловича Демидова, матери 3 детей (еще 2 умерли во младенчестве), женщиной свободных нравов, родившей ему сына Николая и дочь Ольгу, считавшихся ее незаконнорожденными детьми. (Со временем АЛ. Демидова вышла замуж за графа Павла Феликсовича Сумарокова-Эльстона, которому родила 5 детей, он стал опекуном Николая и Ольги, добился пожалования им дворянского достоинства.)
В Оренбурге 24-летний Николай влюбился в 17-летнюю дочку Надежду Александровну Дрейер (1861-1929), через год они тайно обвенчались. В Петербурге их брак (1875) признали недействительным. Но в 1882 г. император Александр III восстановил их супружество, и они вместе поехали в ссылку в Ташкент. У них родились сыновья Александр и Артемий, со временем они получили дворянство, учились в Пажеском корпусе в Петербурге, служили в элитном Кирасирском полку. Его жену Надежду стали величать по воле супруга графиней Искандер. При этом Николай Константинович при отъездах супруги всегда открыто заводил любовницу, всегда оставался неутомимым покорителем женщин, тем более что обладал ощутимыми материальными средствами.