Период темных веков. Тёмные века Средневековья
История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.
В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.
Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею. В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония) - ионийцами, южные — дорийцами.
Тёмные века , Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.
Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.
В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль .
Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.
Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр
Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся в IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.
В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.
Протогеометрический период
Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.
Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах. Коллекция Британского музея
Ранний геометрический период
В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда. Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок. В этот же период к декоративным элементам керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.
Средний геометрический период
В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.
Меандр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мизинской палеолитической стоянке.
Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.
Элевсинская амфора 8 в. до н. э. с геометрическими мотивами
Поздний геометрический период
Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.
Пиксида из музея Афинской агоры
Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.
Геометрические мотивы в искусстве
Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов.
Человеческие изображения
Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.
Итак, дорогие друзья, мы, наконец, добрались до « мрачного средневековья». Кстати, вы знаете, почему средневековье называют «мрачным»? Ведь само слово «средневековье» придумали только тогда, когда эта эпоха клонилась к своему концу. И понимали это слово примерно так: типа были светлые времена Древней Греции, Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. А потом пришли варвары и всё пропало. На самом деле, те, кто хорошо знает историю и мифологию, тот в курсе, какими были эти «светлые» времена. Мягко говоря, крайне противоречивыми. В 16 веке человечество снова становится невероятно образованным, культурным и разумным. А что посередине? А посередине лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества религиозных и прочих предрассудков. Короче, кошмарное время. Ну что ж, давайте разбираться.
Считается, что термин «средние века» (лат. ævum medium - средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). До Бьондо основным термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века».
Может быть эти "тёмные" и стали впоследствии «мрачными», кто знает. И, кстати, обратите внимание, что «тёмные века» с точки зрения Петрарки продолжались до эпохи Возрождения, а эта эпоха с точки зрения современной истории находится в рамках «средних веков». Так что будем считать, что «мрачное средневековье» - это то, что до Возрождения. А потом – сразу просветление. Но прежде всего, дорогие читатели, мы должны понимать, что какими бы ни были эти века – это всё равно касается лишь истории Европы.
Но не буду вас больше грузить, сообщу лишь, что история портрета в это противоречивое время действительно несколько затормозилась. В период с 6 по начало 15 века этот жанр практически не развивался. Почти сто лет - не шуточки.
С чем это было связано? Дело в том, что вся культура средневековья была направлена на преодоление греховной сущности человека. Всё телесное отбрасывалось как бесполезное, бренное, лишённое вечного начала, искушающее человека. Приоритет духовной жизни находит отражение в искусстве средневековья, которое наиболее ярко воплощается в соборной архитектуре и религиозной живописи и скульптуре.
Если скульпторы Древней Греции ваяли человека таким, каким видели его в идеале - гармонически развитым духовно и физически, то готические художники изображали человека условно, схематично. Изобразительное искусство средних веков должно было укреплять человеческий дух, а не отвлекать его от возвышенных мыслей. На средневековых скульптурах человек лишён половой принадлежности, и женщины и мужчины одинаково плоски, узкоплечи, бесформенны.
В иконописи акцентировалось духовное начало, использовалось плоскостное изображение, часто появлялась диспропорция для того, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на духовном, небесном, а не земном. Для этого прибегали к следующим приёмам: на иконе изображали большой лоб - он означал вместилище божественного разума, большие глаза - средоточие духовного в человеке. Акцентировалось внимание зрителя на руке изображаемого (рука благословляет, рука осеняет крестом).
Джотто ди Бондоне - Мадонна на троне (Мадонна Оньисанти)
Почти лишённые индивидуальности, бесстрастные, средневековые изображения людей вряд ли могли быть названы портретами. Быть может вы сочтёте это естественным, как может быть икона – портретом? Кто мог видеть Божью матерь? Не сама же она позировала художникам! О том, кто мог позировать художникам для этого святого образа мы поговорим чуть позже. За мной, дорогие читатели, в светлую эпоху Возрождения!
Чимабуэ. «Мадонна»
Итак, мы с вами остановились на моменте крушения микенской цивилизации, которое произошло в результате вторжения варварских племён с севера. Это у нас происходило в XII веке. После чего наступает период XI — IX веков, который мы с вами назвали периодом тёмных веков , гомеровским периодом или же периодом предполисным. Не останавливаясь долго на этом периоде, нужно только отметить самое главное, что характеризует это время. Это период разрушения основ цивилизации. Это разрушение основ государственности. Это разрушение основ, прежде всего, дворцового типа экономики. Это период забвения многих культурных ценностей, которые были созданы в предшествующие века. Это период возвращения к родоплеменным отношениям.
Так что это период, с одной стороны, характеризуется как период глубокого упадка и регресса. И, прежде всего, об этом свидетельствуют те археологические данные, которые имеются в распоряжении историков. Прежде всего, эти данные показывают очень низкий уровень жизни, практически отсутствие социальной дифференциации: практически все погребения этого периода одинаково бедны, это отсутствие предметов роскоши и, прежде всего, предметов, привезённых извне. В это время Греция ни с кем не торговала, и торговать-то ей было не чем в это время.
Это период, когда полностью забывается письменность. Вот то, что мы с вами говорили о линеаре Б, фактически вместе с уничтожением дворцовых комплексов Балканской Греции, с уничтожением дворцового сектора экономики, отпадает необходимость в письменности как в таковой. Не потому, что, повторяю, были уничтожены носители этих знаний. Как говорит традиция, определённая часть микенской знати уцелела и потом даст начало будущей, новой аристократии Греции I тысячелетия до н.э. Потребности в этом уже не было, в такой письменности, которая фиксировала, прежде всего, хозяйственную документацию.
Исчезают навыки в создании высококачественной микенской керамики. То, что мы имеем для этого времени: керамика очень примитивная и с точки зрения изготовления её, и с точки зрения росписи. Причём искусствоведы говорят о том, что в это время вместо так называемого микенского койне, единого стиля, который царствовал на территории Балканской Греции в предшествующий период вне зависимости от существования государственных границ. В это время существует как бы целый набор диалектов, то есть те мастера, которые изготовляли эту керамику, которые жили-то буквально часто в 10-15 километрах друг от друга, они не общались. Это период разобщённости того населения, которое в Греции осталось.
Ещё одним страшным показателем этой эпохи является резкое сокращение численности населения. Опять-таки археологически доказывается, что многие существовавшие поселения, я уже не говорю о центрах, цитаделях, которые были просто разрушены и заброшены, так вот обычные поселения резко сокращаются. Причём сокращение происходит в несколько раз. Скажем, в Арголиде в последний период существования микенской цивилизации было более 40 поселений, в период тёмных веков – не более 6. Даже те поселения, которые продолжали существовать, они резко сокращаются в площади. То есть и в живущих поселениях количество живущих людей становится гораздо меньше.
Население в Балканской Греции становится меньше по нескольким причинам. Прежде всего, разрушение государств привело к политическому хаосу. Недаром в традиции, прежде всего Фукидида, осталось воспоминание об этом периоде, когда греческие племена “шлялись” по Греции. Государство “держит” границы, они дают какие-то рамки. Вот когда нет государств, тогда вот эти племенные группы, которые образовались на базе пришельцев, на базе существовавших ахейских племён, практически в период темных веков очень много путешествовали по этой небольшой Греции. Более сильный старался вытеснить более слабого с тех немногочисленных удобных территорий, которые есть в Балканской Греции. Отсутствие государственности, разрушение государственной инфраструктуры приводило не только к бесконечным боевым столкновениям, это нельзя назвать войной, это были столкновения относительно небольших по численности группировок, но потери от этих бесконечных столкновений были большими.
Потом, как свидетельствует традиция, это был период, когда часто, несколько десятилетий, Грецию опустошали различные эпидемии, болезни.
Термин «Средневековье» или Средние Века возникает впервые в эпоху Возрождения. В XV веке его предложил итальянский гуманист, историк Флавио Бьондо для обозначения эпохи между Античностью и Ренессансом. Сам термин изначально был негативно оценочным – деятели Возрождения считали этот период временем одичания Европы.
И в наше время определение «средневековый» часто используют как синоним упадка и реакционизма. Мрачные, тёмные, жестокие времена… Но именно в Средние века закладываются основы современной цивилизации. Развивается наука, формируются государства, современные языки и многие культурные ценности.
За XII век было сделано больше открытий, чем за предыдущее тысячелетие! Пушки, очки, пришедшие с Востока порох, столовые приборы, компас, астролябия – всё это наследие Средневековья. А к Великим географическим открытиям привели, прежде всего, успехи средневекового судостроения!
Средние века начинаются с распада Западной Римской империи в V веке н.э. На мировую историческую арену выходят молодые варварские (в переводе с греческого «варварский» значит «иноземный») народности: кельты, германцы, франки, славяне и др.
Традиционно считается, что становление средневековой культуры (или раннее Средневековье) продлилось до VIII-IX вв. Период с X по XIV вв. принято считать временем расцвета (Высокое Средневековье), а XIV-XV вв. (некоторые медиевисты относят сюда и XVI век) – эпохой Позднего Средневековья. Однако границы расплывчаты и имеют национальные особенности: например, в Италии в XV веке правит Ренессанс, относящийся к Новому времени, а в России эпоха Средних веков длится до конца XVII века.
Раннее Средневековье определяют три исторических процесса:
Формирование феодализма, которое сменяет античное рабовладение, и государственности;
великое переселение народов и, как следствие, смешение культур, формирование новых языков и межнациональные конфликты;
рост влияния христианства и формирование нового представления о человеке и устройстве мира, в котором он живёт.
Феодальное общество Средних веков имеет три основных характеристики:
1. Сословность
Человек Средневековья в первую очередь определяет себя как представителя конкретного сословия (священства, рыцарства или крестьянства) и только во вторую очередь как личность с набором индивидуальных качеств. Переход из одного сословия в другое был практически невозможен.
2. Иерархичность
Все сословия находятся в строгом подчинении (крестьянство подчиняется рыцарству, рыцарство – духовенству). Тот же принцип действует и внутри сословия (оруженосец восхищается рыцарем независимо от его личных качеств, способностей или умений). Более того, представитель младшего сословия должен относиться к представителю старшего как к Небесному Отцу, а тот, в свою очередь, должен любить своих вассалов как неразумных детей и заботиться о них.
3. Традиционность
Очень важна установка на поддержание традиции, на следование образцам. Любые нововведения принимаются очень медленно – общество Средних веков инертно. Всё новое воспринимается как происки дьявола (чрезвычайная роль христианства, помните?).
Время и пространство – основные формы человеческого опыта, с помощью которых мы воспринимаем мир. Представления об этих категориях определяет не только повседневный опыт, но и развитие человеческой цивилизации в целом. Эти категории исторически изменчивы.
В Средние века возникает представление о линейном, однонаправленном и конечном времени. Мир был сотворён поэтому когда-то должен завершиться. Ещё одна субстанция, о которой помнит человек Средневековья, - вечность, откуда время вышло и куда должно вернуться. Отсюда ожидание Страшного суда и подготовка к нему как основная цель земной жизни. Помните опричнину Ивана Грозного, инквизицию в Европе? Основной их целью была подготовка к вечности и изгнание скверны из земного мира. Carpe diem не имеет к этой эпохе Средневековья никакого отношения.
Интересно, что первые механические часы, которые устанавливались в Европе на городских башнях с X века, не имели минутных (и тем более секундных) стрелок, зато нередко отмечали праздники церковного календаря.
Представление о пространстве в Средневековье также изменяется по сравнению с античной культурой. Возникает представление о его единстве: весь мир сотворён Богом. Но при этом пространство иерархично: одни территории более ценны, чем другие.
Самое ценное пространство Средних веков – это пространство церкви. В средневековых немецких городах даже существовал обычай: преступник, дотронувшийся до двери собора, неподвластен правосудию. Помните, как Квазимодо прятал Эсмеральду в соборе Нотр-Дам? Виктор Гюго очень точно описал представление Средневековья о сакральности пространства церкви.
Средневековый мир чётко разделён и этически заряжен: добро находится на юге и востоке, а зло - на севере и западе. Чистота и добро – это небо, верх; низ и земля – зло.
Символом этой иерархичности является собор, который даже неграмотные верующие читали как книгу.
Язык международного общения в Средние века – латынь, которая одновременно является языком богослужений. Для крестьян и рыцарства (за исключением высших чинов), которые говорили на народных наречиях (из них постепенно формируются современные европейские языки), это был сакральный (и, что очень важно, абсолютно непонятный) «язык ангелов». На Руси в Средние века роль латыни выполнял церковнославянский язык.
Власть церкви в эпоху Средних веков была всеобъемлющей – она становится главной политической силой. Светская власть была слабой и неустойчивой. Династические войны между феодалами (в качестве примера можно привести междоусобицу русских князей в X-XI вв. или войну Алой и Белой розы в Англии в XV веке), раздробленность (распад Каролингской империи или Киевской Руси, войны между итальянскими городами) вели к усилению власти церкви, обладающей централизацией, жёсткой структурой и единым языком.
Один из символов Средневековья – крестовые походы – велись против иноверцев с целью отвоевать Палестину – Святую землю с её христианскими сокровищами (и только потом ради славы, богатства и почестей) . Это был поиск земного рая, паломничество. Рыцари посвящали свои подвиги Деве Марии («прекраснейше из жён»). Позднее были образованы духовно-рыцарские ордена: воины стали монахами, совмещающими идеалы аскетизма и бескорыстного служения. В Средние Века люди живут в ожидании Второго пришествия и Страшного суда.
Человек связан с Богом и только в таком качестве имеет право на существование (Средневековье не знает атеизма). С церковью связано и образование – до IX-X вв. даже читать человек мог научиться только при монастыре, не говоря уже о получении более серьёзных знаний.
С XIII века формируется новый тип экономических отношений – буржуазный, для которого необходим не вассал, а работник, обладающий личной свободой. Развивается городская, светская культура, появляется интерес к индивидуальной жизни человека. Начинается стагнация культуры Средних веков.
Образование перестаёт быть прерогативой церкви – набирают силу университеты (первый европейский университет, Болонский, был открыт в Италии в XI веке, вскоре появились Парижский университет во Франции, Кембридж и Оксфорд в Англии, Пражский, Краковский и Гейдельбергский университеты), в которых начинают преподавать светские науки (медицину, юриспруденцию и др.). Средние века основной наукой считали богословие и философию, Возрождение – медицину и филологию.
Меняется отношение к церкви, происходит разделение: ей предоставляют заботу о душе человека после его смерти, а за его жизнь на этом свете несёт ответственность светская власть. Начинается Реформация (сначала в Германии в начале XVI века, затем во Франции, Англии, Дании и других европейских странах). В России процесс секуляризации и конец эпохи Средневековья относят к концу XVII – началу XVIII века и связывают с деятельностью Петра I.
Начинается Новое время, которое почерпнуло от своего предшественника куда больше, чем казалось его представителям.
Период Средневековья (от лат. media - середина) занимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпохой Возрождения, Великими географическими открытиями, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н. э., точнее, 476 г. н. э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово "варвары" произошло от "барбарос", так греки называли всех, непонятно болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке. Слово это стало нарицательным для разрушителей материальных и духовных ценностей. К тому же представители племен - покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне.
Для всех, кто изучает экономическую историю человечества, представляется наиболее разумным начать точку отсчета Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг. XVIII в.
Условно все Средневековье можно поделить на три этапа: первый - раннее Средневековье с конца V - начала VI в. по IX е.; второй - расцвет. Средневековой цивилизации с X по XV в.; третий - позднее Средневековье - с конца XV до середины XVIII в. О третьем этапе речь пойдет в следующих разделах.
Итак, время действия определено. Место действия - Европа. Слово это произошло от "Эреб" - "Запад" (в переводе с семитского). При греках и римлянах Европа рассматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской империи. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запада на восток - от побережья Атлантики до Уральских гор. Итак, еще со времен античности понятие Европы отождествлялось с географическим определением "Запад" и противопоставлялось "Асу" (в переводе с семитского "Азия"), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономического, социально-политического и социокультурного развития. На континенте издавна выделялись страны Западной Европы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись достижения в науке и технике. Кельтские и германские племена входили в состав Римской империи и имели возможность познакомиться и перенять некоторые достижения передовой для того времени античной цивилизации. Западноевропейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они активно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода новшествах материальной культуры.
Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению дальше от морей и старинных мировых центров культуры.
Своеобразным форпостом Европы на востоке была Византия - правопреемница Восточной Римской империи.
Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государствах. Качественно новая цивилизация - Западная (Европейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллективистских начал европейских племен. Третьей составляющей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока - фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвязанные процессы, определившие материальный базис европейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохозяйственных связей.
К началу Средневековья производительные силы Древней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожарищ при набегах варварских племен, в беспрерывных войнах, при активной миграции больших масс населения. Забыты были многие трудовые навыки, утеряны квалификации ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низком уровне находилось развитие техники и знаний людеі об окружающем мире.
Это вело к низкой производительности труда. Превалировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными регионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних животных сильно подрывали производительные силы общества.
Но одновременно проходил важнейший процесс складывания современных государств, в рамках которых начали постепенно формироваться национальные хозяйственные комплексы. Появление уже в XIII в. в Англии парламента, затем первых конституций в ряде стран в законодательном порядке закрепляло право частной собственности на основные средства . Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике использовались в технических усовершенствованиях, мореплавании; рос уровень жизни людей. Распространению знаний, накопленных человечеством, способствовало книгопечатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима плеяда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Леонардо да Винчи, поставила на службу людям производственный и культурный опыт античности. Они достигли новых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое общество в Новое время, проведя его через Великие географические открытия.
Итак, не получилось плавного перехода, поступательного движения в развитии производительных сил по восходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно характерный для третьего периода Средневековья.
Началось все с формирования аграрного общества в Европе.