Предельно допустимые выбросы пдв пересматриваются. Как разработать проект пдв самостоятельно, пошаговая инструкция
Для регулирования качества всей окружающей среды возможен только один путь - введение ПДВ (предельно допустимый выброс) для источников загрязнения и строгий контроль за выполнением этих норм. Согласно ПДВ установлены условия, при которых содержание в приземном воздушном слое загрязняющих веществ от совокупности источников не должно быть выше нормативов качества, которые нужны для населения, а также флоры и фауны данной местности.
Установка ПДВ и контроль
Конкретно для каждого источника, способного загрязнить атмосферу, устанавливается предельно допустимый выброс. Условие таково, чтобы выброс загрязняющего вещества с учётом рассеивания и взаимодействий с другими компонентами не создавал концентраций, влияющих на качество воздуха и превышающих установленную норму. Это касается и отдельных предприятий, и всей совокупности источников, загрязняющих воздух населённого пункта. К тому же обязательно учитываются все перспективы развития предприятий.
России разветвлена, чтобы обеспечивать государственный контроль над всеми загрязнениями, оценивать качество атмосферного воздуха и управлять процессами его очистки путём установления нормы ПДВ. Какие бывают предельно допустимые выбросы? Об этом мы говорим в статье.
Документы
В нашей стране сегодня работает нормативный документ - в атмосфере вредных веществ для населённых мест", в котором перечислены 628 вредных веществ, максимальные, разовые и среднесуточние значения ПДК, класс опасности каждого вещества, лимит показателя вредности. Также есть запретительный раздел для выброса веществ "Б" из-за их чрезвычайной биологической активности. Таких запрещённых веществ тридцать восемь.
При повышенной температуре предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу из одиночного источника, обеспечиваемый концентрацией в приземном воздухе, но который не превышает ПДК, рассчитывается по специальным формулам. Регулирует качество окружающей среды и находится под контролем ПДВ, являющемся технормой, которая научно обоснована. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу из промышленных источников определяются на основе установления и изучения их различных параметров, а также свойств вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу, и атмосферных условий данного момента.
Расчёт допустимых концентраций
Чтобы осуществлять предупредительный санитарный надзор и своевременно предъявлять обоснованные требования ко всем оздоровительным мероприятиям, чтобы точно определять предельно допустимые выбросы (ПДВ), относящиеся к промышленным предприятиям, используются специальные данные расчёта концентраций посторонних веществ атмосфере.
Установлена нормативная величина, чтобы обеспечить охрану воздушной среды от выбрасываемых в атмосферу экологически вредных веществ - это предельно допустимый выброс: объём загрязняющего вещества за единицу времени (каждого отдельного источника загрязнения). Превышение этой нормативной величины и есть превышение ПДК в среде, которая окружает источник загрязнения, что ведёт к самым неблагоприятным последствиям и для окружающей местности, и для здоровья населения, там проживающего.
Законодательство
В томе "Охрана атмосферы" оформляются результаты работы, которую выполняют головные ведомственные организации, там же вносятся предложения по поводу того, каким должен быть предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), а также ВСВ - временно согласованный выброс - для предприятия. Во "Временной методике нормирования" содержится структура этого тома.
Все промышленно развитые страны имеют природоохранные законодательства, преследующие цели ограничения загрязнений атмосферы и окружающей среды. В России принят Закон "Об охране атмосферного воздуха", где представлены нормативные показатели ПДВ, ПДК и ВСВ (временно согласованные) вредных веществ. Разработка планов мероприятий, охраняющих воздушный бассейн, основываются на результатах измерений.
Затем последние отражаются в статистической отчётности (форма №2-тп - воздух), используются при вычислении нормативов, где отображается предельно допустимый выброс вредных веществ. Это является неотъемлемой частью обеспечения работы производства и гарантирует объективность фискальных санкций - платежей за выбросы. К тому же необходимы достаточные и рациональные инвестиционные затраты, чтобы соблюдать экологические требования в дальнейшем, учитывая социальные и финансовые цели производства.
Действующие мероприятия по охране чистоты атмосферы
Для каждого действующего предприятия разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Это обуславливает необходимость мероприятий, гарантирующих утилизацию нефтеотходов, проведение экологической паспортизации предприятий, а также комплексные геоэкологические исследования территории нефтедобычи и всех зон воздействия предприятий нефтедобычи.
Когда проектируются новые и реконструируются действующие предприятия, для каждого из них разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу вредных веществ. Понятие ПДК в этих нормах выражается в среднегодовых допустимых концентрациях (СДК), которые и позволяют обосновать объемы предельно допустимых выбросов радиоактивных изотопов, например, во внешнюю среду.
ПДК в почвах
Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в почвах весьма трудно установить. Среда почвенного покрова менее подвижна, чем воды поверхности и атмосфера, поэтому аккумуляция химических соединений, поступающих в почву, происходит долго.
По этой причине основной фактор, определяющий ПДВ для предприятия или группы предприятий, касается времени работы, требующегося для накопления выбросов до уровня ПДК. Тем не менее, почва постоянно находится в активном микробиологическом процессе, там протекают физические и химические процессы, которые трансформируют посторонние вещества, поступающие в почву, и глубина и направление здесь не определяются однозначно.
Разный подход
Что касается проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), то с его помощью можно контролировать только организованные выбросы вредных веществ, и составляется он так, чтобы соответствовать данной местности. Деление выбросов на организованные и неорганизованные требует разного подхода к учёту и контролю.
Например, внедрённые новые системы газового обогрева и даже замена уже существующих систем, работающих на горячей воде или паре, тоже экологически небезопасны. Сжигание природного газа даёт оксиды азота и монооксид углерода. Даже на сжигание газообразного топлива повсеместно существуют нормативы предельно допустимых выбросов.
А, например, на химических предприятиях зачастую не удаётся соблюсти концентрацию вредных веществ выброса. Тогда вводится снижение выбросов поэтапно, на каждом обязательно устанавливаются временно согласованные (ВСВ). Число этих выбросов должно соответствовать нормативным показателям, принятым для предприятий с аналогичными мощностями.
Результаты контроля фигурируют в каждом квартальном и годовом отчёте. Кем устанавливаются предельно допустимые выбросы? Есть такая организация - Госкомгидромет, которая и составляет все графики по нормам содержания вредных веществ в выбросах предприятий.
На страже народного здоровья
Нормальные санитарно-гигиенические условия в производственных помещениях и на всей территории предприятия, а также в населённых пунктах допускают содержание вредных веществ, что не превышает нормативов предельно допустимых выбросов. Для безусловного соблюдения ПДК и делается проект предельно допустимых выбросов для каждого предприятия и каждого вещества.
Существуют Законы РФ: "Охрана окружающей природной среды", "Эпидемиологическое и санитарное благополучие населения" и "Охрана атмосферного воздуха", согласно которым сброс и выброс вредных соединений, захоронение отходов производится только на основе разрешения, которое выдают специальные уполномоченные государственные органы. Разрешение учитывает все нормативы ПДВ и ПДС (выбросов и сбросов), а также множество других условий для бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.
Условия составления проекта
Любое предприятие, имеющее даже единственный источник вредоносных выбросов, должно иметь прект нормативов ПДВ. Если на маленьком заводике есть хоть одна слабо дымящаяся труба, этот документ для функционирования завода обязателен. Природоохранное законодательство РФ регламентирует необходимость разработки такого проекта.
Предельно допустимый выброс пересматривается один раз в 5 лет, и проект действует строго в течение этого времени. Особые условия могут продиктовать более ранний пересмотр ПДВ. Например:
- экологическая обстановка на территории поменялась;
- количество источников выбросов изменилось: появились новые или убраны существующие;
- сменена предприятия и применяемые на нём технологии изменились.
Если не соблюдены установленные нормативы, предприятию придётся оплачивать всё, что превосходит предельно допустимые выбросы. Разработку проекта ПДВ, эту сложную и ответственную задачу, всегда выполняют профессионалы.
Разработка ПДВ
Основополагающие моменты следующие:
- Все имеющиеся в составе объекта источники вредных выбросов подвергаются инвентаризации. Составляются списки всех источников и выбрасываемых ими загрязняющих веществ.
- Согласовывается стоимость и сроки выполнения работ. Оформляется договор относительно разработки и согласования ПДВ.
- Проект ПДВ проходит согласование в государственных инстанциях.
- Получение предприятием разрешения на предельно допустимые выбросы в атмосферу.
Мероприятие это не только сложное, но и очень ответственное. В случае невыполнения или неправильного выполнения разработки тома ПДВ, предприятие подпадает под строгую административную ответственность: ему грозят высокие штрафы и даже приостановка работы до девяноста дней.
Инвентаризация источников выброса (первый основополагающий момент) преследует следующие цели:
- выявление и достоверный учёт всех источников загрязнения окружающей среды в зоне расположения предприятия;
- установление местонахождения источников, объемов и состава выбросов;
- учёт поступлений вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.
- Аннотация.
- Введение.
- Сведения о данном предприятии.
- Характеристика данного предприятия с точки зрения источника атмосферы.
- Произведение расчётов и определение основных нормативов ПДВ.
- Список мероприятий по регулированию выбросов, если неблагоприятны.
- Установление контроля за исполнением всех нормативов на предприятии.
Необходимая документация для разработки проекта ПДВ:
- Кратко подаётся информация о производстве, структуре и штатах предприятия, описывается назначение и характеристики всех объектов (как производственных, так и коммерческих подразделений, цехов, участков, бригад, отделов, офисов, сооружений, зданий и так далее).
- Подробные реквизиты предприятия. Схема-карта предприятия, а также ситуационная схема-карта расположения.
- Свидетельство о регистрации государством юридического лица.
- Свидетельство собственности на землю, помещения, здания, сооружения или договор аренды на всё это.
- Расходная справка о сырье и материалах за год.
- Список технологического оборудования.
- Подробное описание всего технологического процесса.
- Информация о наличии ПГУ (пылегазоочистного оборудования), копия паспорта на ПГУ, на его производительность и так далее.
- Схема системы вентиляции и кондиционирования с точными данными о диаметрах и высоте труб, марках вентиляторов и их производительности, количество часов их работы в сутки и так далее.
- Справка относительно транспортных средств, находящихся на балансе данного предприятия, с указанием количества, марки, а также мест их стоянки или хранения, мест их технического обслуживания и ремонта.
- Квалификационные аттестаты экологического образования ответственных за экологию данного предприятия.
- Предшествующий проект выбросов вредных веществ (если предприятие не новообразованное).
Расчёт нормативов ПДВ
Для расчёта ПДВ существуют соответствующие общепринятые формулы. Для понимания того, как устанавливаются нормативы ПДВ, нужно знать основные факторы, которые характеризуют рассеивание выбросов:
- климат и особенности атмосферы;
- местоположение источников загрязняющих выбросов;
- ландшафт и его особенности;
- физико-химические характеристики выбросов;
- диаметр устьев труб;
- расстояние устьев труб от земли.
Контроль нормативов
Контроль соблюдения данным предприятием всех нормативов ПДВ - один из самых важных разделов проекта. Этот раздел можно подразделить на две части: контролирование непосредственно источников загрязнений по нормативам ПДВ и контролирование границы с близлежащей жилой зоной.
Составляют проект нормативов ПДВ высококлассные специалисты с опытом работы на предприятиях различного профиля, которые учтут все установленные регламенты и составят все разделы проекта правильно.
Таким образом, производится контроль неблагоприятного воздействия деятельности - хозяйственной или иной - физических и юридических лиц на территории, прилегающие к данному предприятию, а также атмосферу и водные запасы, в том числе и грунтовые. Предельно допустимые нормы выбросов здесь, конечно, не одинаковы, и проект учитывает это.
Контроль за соблюдением и достижением выработанных для проекта нормативов предельно допустимых выбросов может производиться и самим предприятием, имеющим собственный производственных контроль, но чаще всего надёжнее поручить это Департаменту Росприроднадзора, который осуществляет государственный контроль.
Согласование проекта
Согласовывать составленный проект предстоит в Роспотребнадзоре и многих других инстанциях. Этапы этого пути следующие:
- обязательное получение экспертного заключения на проект ПДВ в соответственных государственных инстанциях;
- получение санитарного и эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре;
- экспертиза и согласование в Росприроднадзоре проекта ПДВ.
Таким образом будут соблюдены нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в почвы, воды и воздух. Каждое предприятие - стационарный источник такого загрязнения. Проект ПДВ будет работать правильно только в том случае, если будут учтены все технические нормы, а также фоновое загрязнение, не будут превышены экологические и не будут допущены критические нагрузки на всю экологическую систему данной территории.
Податок на додану вартість є обов"язковим до сплати для будь-якого підприємства, що займається виробництвом,
Наданням послуг. У даній статті ми поговоримо про податкові ставки, об"єкти оподаткування, системі розрахунку ПДВ і важливості заповнення податкової декларації.
Поняття ПДВ
Податок на додану вартість непрямий. Він перераховується до бюджету держави продавцем, але на виході оплачується споживачем. ПДВ врахований в ціні будь-якого товару і його завжди оплачує останній покупець.
Складові ПДВ
Зрозуміти суть ПДВ для "чайника" буде простіше, якщо розібратися в поняттях податкового кредиту та зобов"язання, різниця між якими і є фактичною сумою для сплати в казну держави:
- Податковий кредит - це сума, на яку можна зменшити податкове зобов"язання у цьому звітному періоді, так як вона вже сплачена раніше.
- Податкове зобов"язання - загальна сума податку за звітний період. Наприклад, продавець хоче реалізувати товар вартістю 10000 у.о. з націнкою 15%, тобто за 11500 у.о. Ставка ПДВ для нього - 20%, тобто податок становить 2300 у.о.
Документальне оформлення розрахунків за товари та послуги відбувається за допомогою податкових накладних. Крім них є ще один важливий документ - рахунок-фактура, що виписується у двох примірниках: один призначається для продавця, інший - для покупця. Якщо ви купуєте товар, то реєструєте свою рахунок-фактуру в книзі покупок, якщо продаєте, то в книзі продажів.
Розрахунок ПДВ для "чайника" буде нескладний, якщо зберігати всю податкову документацію. За відсутності, неправильному оформленні або втраті рахунки-фактури від продавця ви не маєте права на податковий кредит, що означає переплату ПДВ, так як вам нема чого відняти з податкового зобов"язання.
Розрахунок
Облік ПДВ для "чайників" починається з реєстрації рахунків-фактур у книзі продажів і книзі покупок. Різниця між податковим зобов"язанням і загальною сумою податкового кредиту за звітний період - це ПДВ до сплати. Якщо ретельно вести бухгалтерську документацію, то дуже просто розрахувати ПДВ. Для "чайників" проводки можуть становити більшу складність, тому записи повинен виробляти професіонал, так як на їх підставі відбувається підсумковий розрахунок податку в кінці звітного періоду.
Ставка податку на додану вартість залежить від діяльності, яку здійснює підприємство, а також від його річного грошового обороту. Пояснимо розрахунок ПДВ на прикладі виробництва і реалізації жіночих суконь на території РФ, ПДВ для якої становить 18%. Виробник закупив тканину і фурнітуру на суму 20000 руб., А також заплатив ПДВ 3600 руб. Він отримав рахунок-фактуру, яку вніс до книги покупок. 3600 руб. - Це податковий кредит в даному випадку.
З вихідних матеріалів було вироблено 10 суконь, які планується реалізувати за ціною 3500 руб. кожне, тобто загальна націнка на товар складе 15000 руб. Податкове зобов"язання вважається таким чином: (3500 * 10) * 18/100 = 6300 руб. Формула обов"язкового до сплати ПДВ для "чайника" проста: з податкового зобов"язання віднімається податковий кредит. У нашому прикладі необхідно зробити наступне: 6300-3600 = 2700 руб. Підприємець повинен сплатити ПДВ у розмірі 2700 руб., Так як 3600 руб. він уже вніс, коли набував тканину і фурнітуру.
Платники податків та об"єкти оподаткування
Індивідуальні підприємці, організації та особи, що транспортують товари через кордон держави, є платниками податків ПДВ. Що це таке для "чайників"? Це означає, що з"ясувати, чи будете ви платити податок на додану вартість, можна наступним чином: необхідно визначити свій статус у відповідності з Податковим кодексом країни, де зареєстровано ваше підприємство.
Об"єктами оподаткування в РФ є наведені нижче операції:
Податкові ставки в РФ
ПДВ для "чайників" (2014) - це 3 ставки: 0%, 10% і 18%, що визначаються залежно від роду діяльності підприємства. Податком на додану вартість в розмірі 0% обкладається реалізація наступних товарів, послуг чи робіт:
- Зобов"язання, що виконуються організаціями нафтопродуктів, природного газу.
- Послуги міжнародного перевезення товарів.
- Надання залізничного рухомого складу.
- Реалізація товарів, які вивезли за митною процедурою експорту.
Повний список об"єктів оподаткування викладений у ст. 164 НК РФ. ПДВ у розмірі 10% платять при реалізації продовольчих товарів:
- м"яса, птиці, морепродуктів, риби;
- яєць;
- солі, цукру;
- зерна, круп
- макаронних виробів;
- молокопродуктов;
- хлібобулочних виробів;
- овочів;
- дитячої та діабетичного харчування.
10% стягується при реалізації таких дитячих товарів:
- одягу та взуття;
- ліжок і матрацев;
- подгузніков;
- колясок;
- канцелярського приладдя.
Книжкова продукція освітнього характеру, пов"язана з наукою чи культурою, а також періодичні друковані видання обкладаються ПДВ у розмірі 10%. Це не відноситься до поліграфічної продукції еротичного чи рекламного характеру. Медичні товари: препарати та вироби медичного призначення також входять до числа товарів, які обкладаються ПДВ у розмірі 10%.
У всіх інших випадках застосовується податкова ставка 18%. Якщо мова йде про товари, що ввозяться на територію РФ, то вони обкладаються податком на додану вартість у розмірі 10% або 18%.
Податкові ставки в Україні
Ставки ПДВ в Україні сьогодні такі: 0%, 7% і 20%. Ставка ПДВ 0% застосовується в наступних випадках:
- операції вивезення товарів з території України у митному режимі експорту;
- поставка товарів для заправки морських суден територіальних вод інших держав, а також суден ВМС України;
- поставка товарів для заправки або змісту повітряних суден, що виконують міжнародні рейси або входять до складу ВПС України;
- міжнародні перевезення пасажирів, багажу і вантажів різними видами транспорту.
Повний список об"єктів оподаткування зі ставкою 0% викладений у ст. 195 ПК України. Податком на додану вартість в розмірі 7% обкладаються товари медичного призначення. У всіх інших випадках застосовується ставка ПДВ 20%. У ст. 196 ПК України перераховані операції, які не є об"єктами оподаткування. ПДВ для "чайників" 2013 і 2014 років не підлягав серйозним законодавчим змінам. У 2015 році можливе зниження основної ставки до 17%.
Сплата податку та звітність
Реєстрація рахунків-фактур є основою для розрахунку ПДВ до сплати. Податковий кредит та податкове зобов"язання здійснюються лише за наявності цих документів. Важливо, щоб рахунки-фактури були правильно оформлені, інакше вони є недійсними. У Росії ПДВ відраховують до бюджету після закінчення звітного періоду - кварталу, в Україні - щомісяця. У платника податків є 20 днів на оформлення документів, що відображають ПДВ. Що це таке для "чайників": декларація, яка здається в податкове управління. На її основі проводиться камеральна податкова перевірка.
Відшкодування податку
Якщо податкове зобов"язання менше, ніж податковий кредит, то здійснюється Платник податків заявляє податковому органу суму до відшкодування, яка визначається при проведенні камеральної перевірки. Якщо порушень немає, то через 7 приймає рішення про відшкодування коштів. Протягом 5 днів після прийняття рішення про нього повідомляється платнику податків у письмовому вигляді. Необхідну суму повертає територіальний орган федерального казначейства протягом робочого тижня.
Якщо в ході камеральної перевірки виявляються порушення, то складається акт, який відправляється на розгляд керівнику податкового відділу. Він або його заступник виносять рішення про наявність податкового правопорушення і притягнення платника податків до відповідної відповідальності. Варто відзначити, що заявлена до повернення сума може бути відшкодована в рахунок погашення недоїмки, боргів і штрафів по федеральних податків.
Правила подання декларації з ПДВ в РФ і в Україні
В кінці звітного періоду кожним підприємством, зареєстрованим в податковій інспекції, здається декларація з ПДВ. Для "чайників" відзначимо: у Росії звітним періодом вважається квартал, а в Україні - місяць. Квартальний період для звіту використовується тільки в тому випадку, якщо обсяг оподатковуваних операцій за останні 12 місяців не перевищує суму в 300 000 грн. Протягом двадцяти днів, наступних за останнім днем податкового періоду, декларацію необхідно надати відповідним органам. Сплата відрахувань в Україні має відбуватися протягом тридцяти днів після закриття звітного періоду, а в Росії - протягом двадцяти.
Подання податкової декларації в Україні може здійснюватися особисто платником податків, передаватися в електронному вигляді або пересилатися поштою як цінний лист з обов"язковим повідомленням. У Росії з 01.01.2014 року декларацію з ПДВ можна подавати лише в електронному вигляді по телекомунікаційних каналах зв"язку. Вибрати оператора електронного документообігу можна на регіональних сайтах ФНС. З ним необхідно укласти договір, отримати кошти криптозахисту і посилену кваліфіковану електронний підпис, який буде використовуватися для засвідчення рахунків-фактур і декларацій.
Заповнення декларації з ПДВ має здійснюватися у суворій відповідності з формою, встановленою на дату її подачі.
Експортний ПДВ
Компанії РФ, які просувають свою продукцію за кордон, мають пільгу від держави - це 0% ставка ПДВ, так як повну суму податку за будь-який товар завжди платить кінцевий покупець (в даному випадку - іноземний споживач, але в казну своєї держави). Експортний ПДВ для "чайників": компанія, що надає товари або послуги за кордон, може відшкодувати ПДВ, сплачений раніше, при витратах на сировину, виробництво, роботу, так як він часто перевищує ПДВ, записаний у книзі продажів.
Для цього компанія-експортер повинна підтвердити правомірність прийняття нульової ставки ПДВ, факт експортної операції і обгрунтованість відшкодованої суми податку. До податкової інспекції необхідно надати документи:
- декларацію з ПДВ;
- рахунки-фактури та копії накладних;
- контракт з іноземним партнером;
- митну декларацію, що підтверджує відправку товару за граніцу;
- копії документів, що підтверджують отримання товару в іншій країні;
- заяву на відшкодування ПДВ.
Після цього податковий орган проводить камеральну перевірку і приймає рішення про можливість повернення заявленої суми. Якщо в якомусь документі виявляться неточності або помилки, це загрожує не тільки відмовою у відшкодуванні необхідної суми, але й нарахуванням штрафу. Для повернення грошових коштів важливо дотримуватися термінів і правила подачі документів, а також своєчасно реагувати на запити податкової інспекції, якщо необхідна буде додаткова інформація про діяльність компанії.
ПДВ для держави
ПДВ є податком, який платить кожен. Продавець завжди включає його в ціну реалізованого продукту, щоб повернути свої кошти, які він уже перерахував до бюджету. Таким чином, ПДВ - це значні та постійні надходження в казну держави. Нульова ставка ПДВ для компаній-експортерів робить привабливим розвиток зовнішньоекономічних відносин, а це стимулює приплив валюти в бюджет і стабілізує платіжний баланс країни.
Система формування та сплати ПДВ досить проста, більш докладно про це можна почитати в Податковому кодексі. У статті написано все про ПДВ, для "чайників" цієї інформації цілком достатньо, щоб зрозуміти суть розглянутого податку, а також правила його розрахунку, відрахувань у скарбницю і формування відповідної документації.
Поділися в соц мережах:
Увага, тільки СЬОГОДНІ!
Предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить инвентаризацию выбросов и разрабатывать проект ПДВ. ПДВ – это предельно допустимый выброс, то есть количество выбросов, не превышающее гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Проект ПДВ включает такие разделы как «Общие сведения о предприятии», «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы», «Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», «Расчёты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам предельно допустимых выбросов», «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», «Контроль за соблюдением нормативов на предприятии». Раньше срок действия нормативов ПДВ соответствовал сроку действия проектной документации и составлял 5 лет. (согласно п.12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2015 г. N 414 и п.1.7 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г)
Предприятиям, не спешащим получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух грозят штрафы. Для должностных лиц штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Одним из видов нормативов допустимого воздействия, устанавливаемых для природопользователей, являются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Следует учесть, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры, требующие временных затрат .
Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент), для того чтобы получить разрешение на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора, к заявлению необходимо приложить в том числе утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов ПДВ.
Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ.
ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, ПДВ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников ВСВ по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Наш словарь. Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.
Следовательно, для того, чтобы выяснить, обязано ли предприятие исполнять обязанности, установленные ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, необходимо определить, имеются ли на предприятии источники выбросов, являющиеся стационарными объектами негативного воздействия.
В пунктах 3, 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (приложение к Приказу Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867) даны следующие определения стационарного и передвижных объектов негативного воздействия:
- стационарный объект негативного воздействия — объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв;
- передвижные объекты негативного воздействия — транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
На сегодняшний день государственный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, и количества и состава выбросов (далее — государственный учет) осуществляет Росприроднадзор в соответствии с Порядком государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденным Приказом Минприроды России от 26.10.2011 № 863 (далее — Порядок учета). Следует отметить, что в Порядке учета нет определений передвижного и стационарного источников выбросов.
В то же время в подп. «б» п. 7 Порядка учета перечислены сведения (данные) об источниках выбросов, которые необходимо указать при постановке на государственный учет. Так, при представлении сведений о передвижном источнике выбросов необходимо указать:
- тип передвижного источника выбросов (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт);
- регистрационный номер передвижного источника;
- экологический класс транспортного средства;
- вид и расход топлива (по видам) передвижным источником (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт).
Таким образом, основным критерием для определения передвижного объекта на сегодняшний день является работа на определенном виде топлива, а расчет платы за выбросы передвижных объектов производится по объему использованного топлива. К передвижным источникам выбросов относятся различные транспортные средства. Мобильные установки, используемые на территории предприятия, в основном относят к стационарным источникам выбросов.
После определения наличия на территории предприятия эксплуатируемых стационарных источников выбросов необходимо выяснить, подлежат ли эти источники государственному учету и нормированию.
Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 утверждены Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Порядок) и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Перечень).
К источникам выбросов, подлежащим государственному учету и нормированию , относятся источники выбросов, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. В свою очередь, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне, а также не включенные в Перечень вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев:
- показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с приложением 1 к Порядку, больше или равен 0,1;
- приземные концентрации выбросов превышают 5 % от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха.
Итак, если в выбросах от стационарных источников предприятия присутствуют вещества, указанные в Перечне или соответствующие одному из вышеуказанных критериев, т.е. подлежащие государственному учету и нормированию, то в этом случае необходимы разработка проекта ПДВ, утверждение нормативов ПДВ (ВСВ) и получение разрешения на выбросы.
В рамках данной статьи не будет рассматриваться вопрос разработки проекта ПДВ. Не менее интересен вопрос о действиях предприятия после разработки данного проекта.
После того как проект ПДВ разработан, его необходимо согласовать, установить нормативы ПДВ (ВСВ), получить разрешение на выбросы. Предприятие должно иметь представление о том, в какие сроки могут вылиться согласования и на основании чего предприятию могут отказать.
На сегодняшний день нормативными правовыми актами не регламентирован порядок установления нормативов ПДВ . Таким образом, срок утверждения и основания для отказа в утверждении проекта ПДВ также не установлены.
В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Согласно п. 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев .
Далее на основании экспертного заключения территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения также не регламентирован. Следовательно, согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (в ред. от 27.12.2012), срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней.
Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).
Согласно п. 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 (в ред. от 15.10.2009), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
Таким образом, по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 дней).
На заметку. Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192), ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987) и другими нормативно-правовыми и методическими документами.
Поскольку законодательством не установлены основания для отказа в утверждении проекта ПДВ, значит если проект ПДВ выполнен в соответствии с требованиями перечисленных выше документов и получил санитарно-эпидемиологическое заключение, то отказ в установлении ПДВ неправомерен.
После получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ, утверждения нормативов ПДВ (ВСВ) предприятие обращается в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения разрешения на выбросы.
В соответствии с Административным регламентом территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации. Иных оснований для отказа в выдаче разрешений на выбросы не установлено.
В заключение отвечаю на вопрос, который природопользователи задают чаще всего: «А что нам грозит, если мы не будем разрабатывать проект ПДВ и не получим разрешение на выбросы?» При отсутствии разрешений выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К тому же согласно ст. 31 Федерального закона № 96-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, согласно ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа :
- на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
- на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Е.Н. Колчина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт»
Активное развитие промышленности за последние десятилетия привело к появлению новых задач у представителей служб контроля над экологической обстановкой в стране. Большинство химических заводов и предприятий ежегодно сбрасывают тонны производственных отходов, отравляющих окружающую среду. Зачастую объемы существенно превышают требования ПДВ в экологии.
Понятие о ПДВ для экологии
Предельно допустимые выбросы – некий уровень для различных типов побочных продуктов производства, соблюдение которого не способно нанести значимого вреда экологии. Неконтролируемый сброс отходов в реки и продуктов горения в воздух способен существенно подорвать баланс экосистем, привести к негативным климатическим последствиям и навредить здоровью человечества.
Все страны с развитой химической промышленностью определяют свои требования ПДВ для всех типов выбросов в соответствии с требованиями экологии.
Показатели ПДВ зависят не только от разновидности отходов, но и от местоположения предприятия, окружающей инфраструктуры и имеющейся экологической обстановки. Поэтому для всех площадок требуется индивидуальная разработка технической документации по контролю над степенью загрязнения природы и экологией.
Каждый регион также определяет свои нормы ПДВ. За создание проектов, имеющих юридическую силу, отвечают территориальные органы исполнительной власти. Во всех случаях документы содержат сведения о допустимых разовых и суточных показателях сброса отходов, уровнях токсичности для экологии.
В стандартном нормативе выбросов ПДВ рассчитаны значения более чем для 600 типов различных элементов. На его основе создаются региональные документы.
Кроме допустимых веществ, в нормативе указан список веществ, категорически запрещенных к выбросу.
В настоящее время в него входят 38 позиций. Необходимо периодически сверяться со стандартными нормами, поскольку время от времени в них вносятся определенные изменения.
Разработка проекта ПДВ
Все владельцы юридически зарегистрированных источников сброса вредных для экологии веществ обязаны предпринимать необходимые действия для создания собственных документов и соблюдать рассчитанные показатели ПДВ.
Итог разработки – утвержденный приказ с приложенными показателями и разрешение на сброс отходов. Без норматива осуществлять выброс загрязняющих веществ запрещено и уголовно наказуемо, при несоблюдении установленных значений предусмотрены административные меры.
При условии отсутствия изменений технологий производства нормативы действуют на протяжении 5 лет или 1 года, в зависимости от экологической обстановки местности. В крупных городах чаще всего необходимо ежегодное обновление документации. Определение норм осуществляется на основе федеральных постановлений и законов правительства РФ.
Необходимые документы
Для создания норматива ПДВ потребуется ряд некоторых документов:
- справка, содержащая информацию о сфере производства, количестве работников, структуре предприятия;
- реквизиты производства;
- свидетельство о государственной регистрации и номер ИНН;
- договоры на снабжение теплом (при центральном отоплении) или справка о другом способе, на снабжение электричеством и водой;
- ситуационная карта-схема 1:2000;
- свидетельство о праве владения землей или договор с арендодателем;
- информация о приеме водяных сбросов и утилизации отходов;
- описание установок и схемы производственного процесса;
- применяемое сырье, химические свойства и нормы расхода;
- паспорта на устройства для очистки и кондиционирования воздуха;
- справка об имеющемся транспорте;
- предыдущий экземпляр приказа и разрешения (если ранее оформлялись).
После выполнения всех работ заказчику выдается ряд документов:
- заключение о результатах анализа загрязняющих выбросов;
- протокол экспертизы Центра гигиены;
- заключение СЭС РосПотребНадзора;
- протокол с нормами ПДВ;
- разрешение на сброс.
Измерение и определение ПДВ
Измерение показателей предельно допустимых выбросов для всех отдельных предприятий производится так, чтобы они не приводили к созданию приземных показателей выше стандартных ПДВ для жителей и экологии. А также при расчете учитывается общая совокупность производственных мощностей, количество вредных выбросов и перспективное развитие промышленности в конкретной местности.
В зависимости от сезона, нормы ПДВ дополнительно могут меняться, что особенно актуально для котельных, когда потребление тепла и электричества наиболее велико. ПДВ определяются для всех труб индивидуально и для производства в целом.
Для расчета предельно допустимых выбросов разработаны специальные формулы, учитывающие множество факторов, среди которых:
- размеры трубы;
- скорость движения газов;
- объем выбросов за промежуток времени;
- показатель высоты горения под трубой;
- ландшафтный показатель (для равнин = 1);
- скоростное число падения конкретного вещества;
- отличие температур сбросов и окружающего воздуха;
- климатический коэффициент (зависит от типа климата).
С учетом приведенных параметров определяются дополнительные показатели выбросов ПДВ, способные привести к превышению ПДК при неблагоприятных метеоусловиях.
Сроки расчета ПДВ
Весь срок работ от измерения и до утверждения разрешения на сброс отходов занимает от 6 до 9 месяцев. Процесс проходит по определенным правилам.
Изучение источника
На первом этапе производятся замеры и спектральный анализ выбрасываемых газов, после чего выдается заключение о фактическом составе выбросов. Дополнительно получают заключение Центрального УГМС о региональном типе климата, состоянии экологии и накопленных концентрациях вредных веществ в районе предприятия и производственных площадей.
В этот период специалисты рассчитывают все требуемые показатели предельно допустимых выбросов с учетом ранее полученной технической информации. Затем проект передают на согласование и утверждают с владельцем предприятия. Работа занимает период от 20 рабочих дней и зависит от числа источников, количества выбросов, токсичности, экологии и других дополнительных факторов. Некоторые владельцы самостоятельно инвентаризируют выбросы, а затем отдают результаты анализа в дальнейшую работу. Это дешевле, но занимает более длительное время.
Согласование
На третьем этапе проектная документация подлежит рассмотрению в Центре гигиены и экологии сразу после оплаты выставленного счета. Стандартный срок выполнения – 60 рабочих суток. Затем проверка Роспотребнадзора в течение 2 недель – 1 месяца. И в заключение экспертиза Росприроднадзора для подписания приказа, утверждающего проект.
Разработка методик снижения отходов
На этом этапе рассматриваются способы оптимизации производственных процессов, при использовании которых вредное влияние на экологию при неблагоприятных метеоусловиях можно снизить. Затем проект передают на согласование в Департамент Природопользования. Срок рассмотрения – от 1 месяца.
Выдача разрешения
На последнем этапе готовая документация передается в Департамент Росприроднадзора для подписания и выдачи разрешения на сброс отходов.
Стоимость заказа – от 80000 рублей за 1 производственную площадку. Цена во многом зависит от площади, количества труб и других источников сброса вредных веществ. Однако полученное разрешение избавит заказчика от возможных неприятностей с законом и уголовных санкций.