Стандарт 23.02 07 техническое обслуживание. III
Есть ли в практике работы общеобразовательных организаций порядок передачи детей после окончания урока от учителя к учителю? Например, у учителя математики закончился урок в 7Б классе, проходивший на 1-ом этаже в кабинете "Математика". Следующий урок этого класса у другого учителя - русского языка в другом кабинете на 3-ем этаже (в кабинете "Русский язык и литература"). В какой момент закончится ответственность учителя математики за жизнь и здоровье детей 7Б класса и начнется ответственность учителя русского языка? Учитель несет ответственность за жизнь детей во время перемены?
Ответ
Нет, о такой практике сведений нет. Учитель ответственность за жизнь детей несет только во время урока, на перемене наблюдение за детьми может осуществляться дежурными работниками.
Обоснование
Школа обязана создавать безопасные условия обучения детей ( Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Общее руководство работой в данном направлении осуществляет директор, поэтому обязанности работников организации в части обеспечения безопасности детей распределяются руководителем и отражаются в должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка и иных документах.
Определены Единым квалификационным справочником, утв. . Среди них указана обязанность обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. То есть учитель несет ответственность за жизнь детей только во время урока.
Передача детей от учителя к учителю после окончания урока почти не реализуема на практике. Перемена - это время отдыха детей, в это время дети не находятся в одном месте (как например на уроке), чтобы за ними можно было уследить одному человеку.
На практике в большинстве случаев на переменах организуются дежурства учителей в коридорах, рекреациях, столовой и других помещениях. Работники, которым поручено следить за порядком на конкретном участке, принимают меры по обеспечению безопасности всех находящихся на вверенном участке детей.
Актуально сейчас:
Издевательство над детьми может быть разным: от насмешек над внешностью до физических унижений. Однако мнение родителей и педагогов о том, что в детские “разборки” не стоит вмешиваться и всё само собой решится - ошибочно. Иногда жестокость детей и подростков не знает границ. Мы обратились к адвокату Екатерине Коваленко, чтобы узнать, кто несет ответственность за ребенка в школе и куда обращаться, если над ним издеваются.
Педагоги уже давно признали существование такого явления, как школьный булинг - систематического и длительного процесса сознательного жестокого отношения к ребенку или группе детей. Конфликты между сверстниками уже давно стали неотъемлемым элементом взросления. Как и в любой социальной группе, в школьном классе есть свои лидеры. Но что делать, если более сильные обижают более слабых и самоутверждаются за их счет?
Ранее мы уже о том, как школьница свела счёты с жизнью из-за травли в соцсетях (кибербулинг). Не в состоянии решить проблему самостоятельно и не получив поддержки от родителей и педагогов, некоторые дети решают, что лучше покончить с собой , нежели терпеть унижения.
Поэтому обязательно обращайте внимание на настроение ребенка после его возвращения со школы и интересуйтесь его жизнью, ведь иногда школьное «задирство» толкает детей на непредсказуемые и трагические поступки. К примеру, за насмешки над рыжим цветом волос 14-летний великобританець в собственной комнате. Полиция даже не возбудила уголовное дело из-за самоубийства школьника, объяснив это недостаточным количеством доказательств.
Кто, когда и где отвечает за ребенка
Как только ваш ребенок переступает школьный порог , за него начинают нести ответственность администрация школы и учителя. Это касается и времени для перемен.
Если стычка произошла на уроке украинской литературы, то и отвечать за ее последствия обязан учитель этого предмета. Но, конечно, не все дети добросовестно посещают каждый урок.
«Если ребенок пришел на первый урок, а потом на какой-то из последующих не явился, учитель должен сообщить об этом родителям. А речи о том, чтобы подписывать расписки о снятии ответственности с учителей, и быть не может», - объясняет экс-директор одной из винницких школ Валерий Дьяк.
Если речь идет о внешкольном времени препровождения, то, например, в соответствии с инструкцией по организации и проведению экскурсий и путешествий с учащимися и студентами, у каждой экскурсионной группы должны быть руководитель и его заместители. Именно они и несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей.
За что обидчика можно привлечь к ответственности
Законодательство по защите прав ребенка достаточно разнообразное. Главным международным документом в этой сфере является Конвенция ООН о правах ребенка. В Украине же это - Конституция, Закон «Об охране детства», Гражданский и Семейный кодексы, Закон «О предупреждении насилия в семье» и «Об образовании».
В частности, согласно Закону Украины «Об охране детства », лица, нарушившие его, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Закон «Об образовании » возлагает на работников образования обязанность защищать ребенка от всех проявлений насилия , в частности психологического.
«Привлечь к различным формам ответственности можно как обидчиков, так и педагогов, которые пренебрегают своими обязанностями и закрывают глаза на нарушения прав детей», - отмечает адвокат.
Бывают случаи, когда над школьниками издеваются не дети, а, собственно, сами учителя. Например, год назад во Львове разразилось сразу несколько таких скандалов. К сожалению, горе-педагогам удалось избежать ответственности перед законом и отделаться только увольнением.
«С этими учителями просто разрывают трудовой договор, их не наказывают. Пусть мне кто-нибудь объяснит: чем отличается педофил, который издевается физически, от учителя, который издевается над психикой ребенка? В таких случаях должны возбуждаться уголовные дела, а не заседать комиссии педагогов.
К нам обратилась женщина, ребенка которой ставили на колени и били папками, издевались. Прикрываясь влиятельными родственниками и педагогическими профсоюзами, такие учителя снова возобновляются на работе и даже в тех же школах», – объясняет председатель ОО «Родительский совет Львовщины» Елена Пономарева.
Родителям следует не бояться испортить отношения со школой и добиваться наказания для таких педагогов: обращаться к юристам, правоохранителям, осуществлять медицинские экспертизы по факту избиения, предавать огласке в СМИ.
Что делать, если ребенка обижают
Если ребенка обижают в школе, большинство неравнодушных родителей сначала прибегают к беседам с обидчиками и их родителями, учителями, классными руководителями и директорами школ.
Если разговоры не помогают, психологи перевести ребенка в другую школу. Но ни в коем случае не оставлять издевательство над ребенком безнаказанным. Как родители вы имеете право защищать в соответствующих государственных органах и суде законные интересы своих детей.
Обратитесь к администрации школы
Первым шагом в защите своего ребенка является обращение к администрации школы. Там всегда должен работать психолог, а помощь в разрешении конфликтов между детьми - его работа.
Если администрация учебного заведения отказывается проводить беседы между детьми и психологом, вы можете обратиться в местный отдел образования, Министерства образования и науки Украины и к Уполномоченному по правам ребенка.
Обратитесь в органы опеки и попечительства
Также за защитой прав, свобод и законных интересов ребенка нужно обращаться в органы местного самоуправления, службы по делам детей, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, прокуратуру и другие уполномоченные органы.
Согласно статье Закона «Об образовании», в обязанности педагогических и научно-педагогических сотрудников входит защита детей и молодежи от любых форм физического или психического насилия .
Правоохранители и юристы
Если ни один из “мирных методов” решения вопроса не помог, отстаивайте свои права с помощью правоохранительных органов и юристов .
Кроме учителей, ответственность возлагается на родителей непослушных учеников, которые прибегают к издевательствам над другими.
Нормами Гражданского кодекса, Кодекса Украины об административных правонарушениях и Уголовного кодекса предусмотрено, что именно родители несут гражданскую и административную ответственность за нарушение закона их детьми. А в некоторых случаях - даже уголовную ответственность.
«Гражданский, Уголовный кодексы и Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривают, что за ребенка до 14 лет всю ответственность несут родители, от 14 до 18 - тоже они, если у ребенка нет имущества или доходов, достаточных для возмещения. Возраст наступления уголовной ответственности - 16 лет .
Но Уголовный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень правонарушений, за которые ребенка можно привлечь к ответственности до наступления 16-летия . Это, в частности, умышленное убийство, нанесение тяжких или средней тяжести телесных повреждений, кража, умышленное уничтожение имущества и прочее», - отмечает адвокат Екатерина Коваленко.
Учителя же, который пренебрег своими обязанностями и правами ребенка, администрация школы должна привлечь дисциплинарной ответственности .
С моим сыном учащимся 1 класса в школе, случилась травма. Он получил черепно-мозговую травму, гематому и сотрясение головного мозга в результате действий одноклассника, который умышленно схватил моего сына сзади за ноги, применив приём боя, отчего сын упал, ударившись лбом об пол. Увидев припухлость на лбу, классный руководитель посоветовала сыну смачивать руки холодной водой и прикладывать их ко лбу. Учитель не оценила тяжесть травмы, не вызвала врача, не сообщила об инциденте администрации школы и родителям. Медицин! кий кабинет на территории учебного заведения не был доступен. Ввиду неисполнения педагогом и ответственных за безопасность УВП своих обязанностей, об инциденте мне стало известно только по истечении 3,5 часов после происшедшего. По моей просьбе вахтёр вызвала скорую медицинскую помощь в школу, и ребёнок был доставлен в Детскую Областную Клиническую Больницу, где и были выявлены увечья. Учитель в своё оправдание, написала объяснительную записку с расхождениями в фактах происшедшего в надежде, что делу не будет дан ход. Я обратилась к! директору школы с заявлением об и! нциденте. На мои требования разобраться по факту произошедшего инцидента директор сказал, что можете жаловаться «хоть в суд». Он проявил ко мне неуважение, вместо того чтобы побеспокоиться о состоянии здоровья своего ученика. Из всего было заметно нежелание директора фиксировать факт травмы, что приведет к ухудшению имиджа школы, а случаи травматизма намеренно умалчиваются администрацией школы т. к родители не передают дела огласке из-за боязни психологического насилия над ребёнком со стороны учителей. Могу ли я привлечь к уголовн! ой ответственности несовершеннолетнего хулигана, административной ответственности учителя за то, что не приняла оперативные меры по оказанию медицинской помощи несовершеннолетнему, своевременно не проинформировала о случившемся дежурного администратора и привлечь школу в лице директора. Если да, то по каким статьям. С уважением к Вам.
Ответ
Здравствуйте, Елена Валерьевна.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.122.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Применительно к рассматриваемому случаю полагаю, что целесообразно рассматривать вопрос об ответственности образовательного учреждения за жизнь и здоровье учащегося (вашего ребенка). Согласно п.7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся.
То есть в данном случае вы вправе потребовать от образовательного учреждения компенсации причиненного вреда (как морального так и возмещения затрат на лечение ребенка). При этом родители ребенка, который ударил вашего сына ответственность не несут, так как, согласно ч.3 ст.1073 Гражданского кодекса РФ, если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. Собственно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ст.1073 Гражданского кодекса РФ и послужат основанием для вашего требования о возмещении образовательным учреждением вреда, причиненного здоровью вашего ребенка. В случае если школа откажется в добровольном порядке исполнить ваше требование, вы вправе обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд.
Требования к исковому заявлению и перечень прилагаемых к исковому заявлению документов предусмотрены ст.ст.131,132 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Тематические обзоры судебной практики по спорам в сфере образования за 2013-2014 годы
Обзор 4. Ответственность за жизнь и здоровье детей
В настоящем обзоре представлены решения судов общей юрисдикции ряда субъектов РФ по вопросам, связанным с привлечением образовательных организаций и их должностных лиц к ответственности за ненадлежащее выполнение обязанности по обеспечению жизни и здоровья детей во время образовательного процесса. К данной категории можно отнести дела о нарушении санитарных норм и требований пожарной безопасности, дела о причинении вреда детям во время нахождения под надзором образовательной организации, а также дела о привлечении к ответственности третьих лиц за продажу алкогольной и табачной продукции вблизи образовательных организаций в нарушение установленного законодательством запрета.
Дела данной категории, как правило, основаны на статье 41 «Охрана здоровья обучающихся», которая в ч. 4 возлагает на организации, осуществляющие образовательную деятельность обязанность по созданию условий для охраны здоровья обучающихся при реализации образовательных программ, в том числе обеспечению:
1) текущего контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Соблюдение санитарных требований при осуществлении образовательной деятельности
Значительное число дел в рассмотренный период связаны с нарушениями образовательными организациями санитарных норм, выявленными в ходе лицензионной экспертизы, плановой проверки или проверки по жалобе родителей обучающихся.
Интерес в данной категории дел представляет перечень нарушений - какие нарушения и в какой степени суды признают достаточными для привлечения образовательных организаций к ответственности. В случае признания судом факта нарушения образовательной организацией санитарных норм возникает вопрос о пределах ответственности в случае недостатка финансирования.
Так, например, в Республике Татарстан в ходе проверки было установлено, что в деятельности детского сада не соблюдаются требования санитарных правил и нормативов: не исправны теневые навесы на игровой площадке, повреждено асфальтовое покрытие территории учреждения, не оборудованы физкультурные площадки. Верховный суд республики в Апелляционном определении от 20 января 2014 г. по делу № 33-584/2014 отметил, что несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей и неопределенного круга лиц и возложил обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на орган местного самоуправления и на детский сад как образовательную организацию, ответственную за жизнь и здоровье обучающихся.
В Липецкой области в ходе проверки был установлен факт нарушений требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности муниципальной средней школой, в частности, уровень искусственной освещенности в учебных помещениях начальных классов, кабинете математики и спортивном зале не соответствовал нормативу. Неоднократно школе выдавались предписания устранить нарушения, в свою очередь школа неоднократно обращалась в отдел образования с заявлением о выделении денежных средств, однако до момента судебного разбирательства нарушения не были устранены. Липецкий областной суд в Апелляционном определении от 14 апреля 2014 г. по делу № 33-951/2014 определил, что обязанность по финансированию данных расходов лежит на администрации муниципального района в случае недостаточности у муниципального бюджетного образовательного учреждения денежных средств для осуществления указанных действий. Такая обязанность возлагается на администрацию непосредственно как на учредителя, собственника имущества, а также органа, осуществляющего организацию предоставления образования, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.
К аналогичному выводу пришел Верховный суд Республики Мордовия в Апелляционном определении от 01 июля 2014 г. по делу № 33-1148/2014. Суд обязал администрацию муниципального образования выделить денежные средства на капитальный ремонт кровли, замену окон в групповых помещениях и рекреациях здания детского сада, обязал учреждение организовать капитальный ремонт кровли и замену окон, обеспечения непрерывного процесса воспитания на период ремонта, так как установлено, что здание детского сада эксплуатируется с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В частности, установлены следующие нарушения:
Оконные блоки во всех групповых ячейках находятся в ветхом состоянии, частично не функционируют и требуют замены;
В спальной комнате окна закрыты полиэтиленом, рамы ветхие, прогнили и пропускают тепло;
Остекление окон выполнено не из цельного стеклопакета, а смонтировано и подобрано из частей стекла;
С наружной стороны спальни подготовительной группы окна покрыты льдом;
Потолки и стены в спальной и туалетной комнатах первой младшей группы, в групповой, спальной и туалетной комнатах подготовительной группы, в спальной и туалетной комнатах средней группы находятся в неудовлетворительном состоянии, видны следы протекания кровли, плесени по потолку и стенам;
Кирпичная кладка стен спальни подготовительной группы, зимнего сада, музыкального зала имеет выбоины и сколы, куда затекает вода.
Таким образом, суд подчеркнул в очередной раз, что обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций. Аналогичное решение принял Омский областной суд, который в Апелляционном определении от 04 июня 2014 г. по делу № 33-3458/14 обязал бюджетное образовательное учреждение устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: 1) заменить оконные блоки в ванном зале бассейна, 2) заменить кафельную плитку с дефектами во всех помещениях бассейна, в чаше бассейна; 3) провести ремонт потолка помещений бассейна; 4) заменить старую мозаичную плитку во всех помещениях бассейна. При этом обязанность по финансированию расходов по устранению нарушений суд возложил на собственника имущества бюджетного учреждения, отметив, что отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Не только неудовлетворительное состояние помещений, но и несоответствие территории образовательной организации требованиям законодательства может быть предметом рассмотрения в суде. Так, Приморский краевой суд в Определении от 04 июня 2014 г. по делу № 33-4683 установил, что въезды и входы на территорию образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников должны быть покрыты асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием. При этом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Крышки люков смотровых колодцев, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Поскольку выявленные проверкой нарушения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд возложил на органы местного самоуправления обязанность по устранению нарушений за счет муниципального бюджета.
Аналогичное дело о нарушении требований к обеспечению безопасности территории образовательной организации было рассмотрено Волгоградским областным судом. Как следует из материалов дела в Апелляционном определении от 20 февраля 2014 г. № 33-2176/2014 при обследовании ограждения ГБОУ было установлено, что большая его часть разрушена, сеточное ограждение по 90% всей длины забора отсутствует, наблюдается отклонение опорных стоек от вертикали. Суд сделал вывод, что выявленные нарушения создают аварийную ситуацию, угрожающую жизни и здоровью обучающихся. Указанные факты, по мнению суда, свидетельствуют о ненадлежащем содержании имущества, используемого для реализации полномочий в сфере образования. Поскольку Министерство образования и науки области является учредителем данного учреждения, суд обязал учреждение восстановить ограждение и провести ремонт аварийных построек, а учредителя – профинансировать эти расходы. Вместе с тем суд подчеркнул, что само по себе отсутствие финансового обеспечения деятельности учреждения, осуществляемого ответчиком, не может быть основанием неисполнения требований безопасности жизни и здоровья учащихся и преподавателей образовательного учреждения.
Санитарно-эпидемиологические требования распространяются не только на образовательные организации, но и на организации, осуществляющие обучение. В качестве примера можно привести Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 06 марта 2014 г. по делу № 33адм-380/2014. По материалам данного дела исправительное учреждение организовывало общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в образовательном учреждении не были созданы здоровые и безопасные условия для обучения осужденных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, не соблюдались гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, в частности: для проведения уроков информатики отдельного кабинета не выделено, помещение для занятий информатикой оборудовано 10 двухместными партами для взрослых и деревянными стульями, не предназначенными для работы с ПЭВМ, для проведения уроков информатики использовались ноутбуки в количестве 16 единиц, не имевшие санитарно-эпидемиологического заключения, не проводился контроль за соблюдением санитарных правил.
Осуществление образовательной организацией медицинского обслуживания обучающихся
Согласно требованиям ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется в порядке, установленном законодательством. В остальном организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на образовательную организацию обязанность по организации охраны здоровья обучающихся. Вместе с тем, формы осуществления данной обязанности законодательством не урегулированы, что влечет за собой необходимость устанавливать пределы ответственности образовательной организации в судебном порядке.
Например, Ленинградский областной суд в Определении от 17 октября 2013 г. № 33-4854/2013 рассмотрел вопрос о необходимости оборудования собственного медицинского кабинета в образовательной организации. Как следует из материалов дела, в детском саду отсутствовало медицинское обслуживание воспитанников, врач и медицинская сестра не осуществляли свою деятельность. Несмотря на то, что в учреждении имелся медицинский кабинет, что подтверждается техническим паспортом, по договору с городской больницей сотрудники данного медицинского учреждения осуществляли медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения в амбулаторно-поликлиническом подразделении (детской поликлинике), а не в помещении детского сада, что противоречит законодательству. Суд обязал учреждение здравоохранения осуществлять обслуживание воспитанников дошкольного учреждения, которое в свою очередь должно предоставить помещение для работы медицинского персонала.
Как показывает анализ судебной практики, недостаточно формально обеспечить условия для охраны здоровья обучающихся. Образовательная организация должна принимать меры по профилактике заболеваний, а в случае возникновения инфекций – обеспечивать безопасность обучающихся. Например, Ленинградский областной суд рассмотрел дело о привлечении к ответственности лиц, «виновных» в вспышке заболевания острыми кишечными инфекциями в одной из школ области. В Определении от 27 февраля 2014 г. № 33-1062/2014 в качестве ответчика по делу выступала городская больница, с которой у образовательной организации был заключен договор о взаимодействии по медицинскому обслуживанию учащихся. Предметом договора являлось оказание первичной медико-санитарной помощи и профилактической помощи медицинскими работниками учащимся школы. На основании договора в общеобразовательной организации функционировал медицинский кабинет и работала медицинская сестра городской больницы. Суд установил, что в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика кишечных инфекций» обязанность по своевременному извещению о случаях заболевания острой кишечной инфекцией, ответчиком были выполнены. Поскольку доказательств того, что заболевание острой кишечной инфекцией детей произошло в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей медицинской сестрой, материалы дела не содержали, а медицинское обслуживание учащихся было в школе обеспечено надлежащим образом, суд в иске отказал.
Причинение вреда
обучающимся во время нахождения под надзором образовательной организации
Согласно требованиям ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Дела о причинении вреда обучающимся достаточно однотипны: суды, как правило, возлагают ответственность на образовательную организацию, даже если вред причинен работником организации или ребенком, в том числе самому себе.