Произведения где употребляются существительные общего рода. Общий род существительных в русском языке: определение, примеры
Этот класс составляют одушевленные существительные со значением лица. Этот термин и понятие общего рода ввел в грамматику впервые М.В.Ломоносов: «Некоторые имена, происходящие от глаголов: плакса, пьяница, ханжа суть рода общего». В большинстве своем это слова, являющиеся качественной характеристикой лица (чаще всего отрицательной): егоза, невежда, хохотушка, грязнуля, болтушка, жадюга, жадина, кривляка, зубрила, забулдыга, гулена, пройдоха и т.д.; это экспрессивно окрашенные слова.
Слова общего рода имеют обязательно окончание -а/-я. Подобные существительные обозначают лиц как мужского, так и женского пола, т.е. их род зависит от конкретной семантики слова. Все зависимые от этих существительных слова согласуются в роде по семантике: наш неряха – наша неряха, мой хвастунишка – моя хвастунишка.
В состав слов общего рода входит и небольшая группа уменьшительных имен: Женя, Валя, Шура, Саша.
Особую группу составляют фамилии типа Гюго, Золя, Шевченко, Белых, Чавчавадзе.
От слов общего рода следует отличать слова типа змея, пила шляпа, лиса и др., которые в синтаксической обусловленности употребляются для названия экспрессивной характеристики. Такие слова, обозначая лиц как мужского, так и женского пола, свой род не меняют, и в речи все зависимые от них слова согласуются с ними формально, а не по смыслу, как слова общего рода. Ср.: круглый сирота – круглая сирота. Но: Черная жемчужина была удалена с поля (о футболисте Пеле) (Из газет).
Также в русском языке существуют слова с немаркированным значением рода. Это такие слова, которые указывают и на мужской, и на женский пол. Например, в классе слов мужского рода есть группа существительных, которые могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола: учитель, философ, профессор, инженер, начальник, доктор, врач и т.д. Эта группа большая и продуктивная, в неё входят прежде всего существительные со значением лица по профессии, роду занятий.
В ряде случаев от таких слов образуются корреляты (коррелят – член пары взаимно обусловленных, соотносительных языковых единиц) женского рода, но в такой паре слово мужского рода выступает как общее название лица по специальности, без указания на его пол: учитель – учительница.
Коррелят женского рода к таким существительным может быть нейтральным стилистически (учительница ), но может быть стилистически сниженным (начальница – разговорное, врачиха - просторечное). В речевой практике род таких существительных выражается синтаксически: Врач пришел – Врач пришла.
Другая группа слов с немаркированным значением - это существительные, обозначающие животных, рыб, птиц, насекомых. Сюда относятся существительные мужского рода комар, соболь, дрозд, карп и т. д.;существительные женского рода курица, щука, кукушка, муха и т.д.
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы Старотябердинская сош Кайбицкий район
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи; развитие умений в определении род таких существительных; воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: —
мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды
Краткое описание: — В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.
Цель урока:
. дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи;
. развитие умений в определении род таких существительных;
. воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.
Оборудование:
. мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Подведение к новой теме.
Сообщаются тема, цель урока.
Фронтальный опрос.
Игра «Да-нетка». Я буду вам читать вопросы. Если вы согласны с вопросом, пишете «+», а если нет, пишем «-». Готовы?
— 1. Имя существительное — это главный член предложения?
+2. Имя существительное обозначает предмет?
+ 3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?
— 4. Слово «Казань» нарицательное сущ-ное?
+ 5. Имя существительное имеет 3 рода?
— 6. Все эти слова сущ-ные: дом, тетрадь, зимний?
+7. Человек - это одушевленное сущ-ное?
-8. Все ли эти слова сущ-ные ср.р.: окно, на столе, поле, море?
+9.Все ли эти сущ-ные 1 склонения: папа, дядя, мама?
+10. В предложении сущ-ные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами?
2. Повторение пройденных тем:
(слайд 2) Вставьте пропущенные буквы и определите род и склонение сущ-ных
глубок… ноч… , остр… нож… , детск..плач… , спел… рож…
дружеск… помощ… , лесн… глуш… , зелен… камыш…
3. (слайд 3) Укажите строчку, в которой встречаются слова мужского, женского и среднего рода.
а) От улыбки хмурый день светлей.
б) Вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке.
в) С голубого ручейка начинается река.
г) От улыбки в небе радуга зажжется.
(слайд 4) Следующее задание мы сделаем в группах: 1 вар.- распределите слова по строкам таблицы следующие слова: карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом.
2 вар.- распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе.
Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.
— А теперь давайте проверим, справились ли мы с работой? (слайд 5)
Молодцы, ребята! А теперь вернемся к слову «умница» в первом предложении слайда 6. Отгадайте, о ком идет речь- о мальчике или девочке?
З. Изучение новой темы.
.
1. «Умница!» — сказала бабушка внуку.
2. Тихоня не торопился домой.
3. Наша Маша - хвастунишка.
— Как можно определить, к кому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? Какие слова помогут нам в определении рода данных сущ-ных? (умница - к мальчику, тихоня - к мальчику, хвастунишка - к девочке)
— Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА - слова общего рода. Таким образом, сегодня на уроке мы будем говорить о существительных общего рода. Это имена существительные с окончанием -а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Род этих сущ-ных нужно определять по опорным словам.
умница - внук (мужской род)
тихоня - торопился (а не торопилась) , (мужской род)
хвастунишка - Маша (женский род)
Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода, и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.
А теперь давайте послушаем объяснение новой темы в электронном учебнике.
(работа с диском — электронным учебником)
— Поняли тему. А теперь, опираясь на полученные знания, будем делать задания.
(слайд 10) Определить род подчеркнутого сущ-ного:
Маша - сирота
Сережа - забияка
Таня - зазнайка
Оля - непоседа
Кирилл - всезнайка
(слайд 11) Поставьте правильное окончание прилагательного или глагола в прошедшем времени: (письменно)
1. К нам приехал… известн… врач Иванов.
2. К нам приехал… известн… врач Иванова.
3. Знаменит… дирижер Семенов был… рад… приглашению за рубеж.
4. Знаменит… дирижер Семенова был… рад… приглашению за рубеж.
(слайд 12) Исправьте ошибки в согласовании существительных общего рода с глаголами и прилагательными.
Петя - круглая сирота.
Лена - большая умница.
Валера - большая кривляка.
Марина- большой работяга.
Главная инженер нашего завода Сидорова
пригласила всех на совещание.
Водитель трамвая Петрова был признан лучшей на маршруте.
В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете. Давайте ознакомимся с толкованием таких сущ-ных.
(слайд 13)
. Пустомеля - пустослов (тот, кто болтает вздор).
. Ябеда - 1)мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник.
. Тихоня - тихий, смирный человек.
. Соня - сонливый, любящий много спать человек.
. Плакса - тот, кто много и часто плачет.
. Лежебока - лентяй, бездельник.
. Непоседа - очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок.
. Забияка - тот, кто любит затевать драки, ссоры.
. Неряха - неряшливый человек (неаккуратный, лишенный опрятности).
. Белоручка - тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной, грубой работы.
Подумайте, а когда можно использовать эти слова: когда говорим о хорошем человеке или о плохом?
(слайд 14) -Ребята на этих примерах мы убедились, что слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола. Подумайте, нет ли таких слов на татарском языке? (матурым, алтыным, аппагым, акыллым)
(Слайд 16) В каких строчках указаны слова не только общего рода.
а) продавщица, умница, трудяга, рева
б) неряха, недотёпа, зануда, вредина
в) забияка, красавица, непоседа, жадина
г) плакса, разиня, кривляка, сирота
(слайд 17) Отгадайте загадку. Найдите в ней спрятанное существительное общего рода.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (еж) недотрога - обидчивый, чрезмерно щепетильный человек)
(слайд 18) Игра «Переводчик»
1) Кто быстрее заменит слова в словосочетаниях синонимами?
2)По значениям слов угадайте слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.
а) Очень трудолюбивый, старательный человек — (работяга, трудяга)
б) умный человек — (умница)
в) неопрятный, грязный человек - (грязнуля, неряха))
г) тот, кто много и часто плачет - (плакса)
д) рассеянный, невнимательный человек - (разиня),
е) человек, который зазнается- (зазнайка)
(Слайд 19) — Составьте 3 предложения с данными словами, употребляя их для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.
1 ряд- со словами, которые характеризуют положительные качества человека,
2 ряд - отрицательные качества.
Сирота, молодчина, зазнайка, соня, плакса, умница, бедняжка, работяга
(слайды 20-21) Очень часто сущ-ные общего рода встречаются в произведениях УНТ: в пословицах, загадках, сказках. Но их также используют писатели в своих произведениях. Ребята, что вы знаете об И.А.Крылове, что он писал? Какие его басни вам знакомы?
В отрывке из басни И.А. Крылова выделено слово общего рода. Прочитай внимательно текст и определи, кого оно называет. Отметь правильный ответ.
1) Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
«Орёл и Пчела»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Какое слово вам помогло определить род. Кто та бедняжка, которая трудолюбива и умна?
2) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…
«Волк на псарне»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Кто этот серый?
Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните.
На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости - скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом - левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская).
10. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие особенности имеют имена существительные общего рода?
Домашнее задание:
а) Упражнение 220 (1 гр), 218 - (2 гр.) (письменно).
б) Словарная работа. Найти значение слов невежа и невежда по толковому словарю. Придумать с этими словами предложения, применяя их к лицам мужского и женского пола.
«Имя существительное» - Имя существительное. 2 склонение: аквариум?, растени-е, Месяц?, неб-о. Несклоняемые имена существительные: метро, кофе, пальто, кино, шоссе. Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что? Дательный падеж - вопросы Кому?Чему? Средний род: солнце, растение, сердце, лицо (оно, моё).
«Существительное 5 класс» - Работа с учебником теории. Повторительно – обобщающая беседа. Ненависть Ненастье Небрежность Враг – неприятель Горе – несчастье Ложь - неправда. 4 блок: правописание гласных О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Не большая, а маленькая книга. 3 блок: правописание суффиксов -ек- (-ик-) в существительных.
«Имя существительное 6 класс» - 8. Объяснительный диктант. Суффиксы имен существительных. 5. Подберите 2-3 существительных с таким же суффиксом. 4. Найдите существительное, строение которого соответствует схеме: 2. Подберите по 2 однокоренных существительных с данными корнями: 6. Составьте предложение, в котором грамматическая основа выражена именами существительными.
«Род существительных урок» - Драчун, зачинщик ссор и драк. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Ночные тени, Тени без конца. Серебрянка – мелкая речонка. Докажите. Составить два предложения. Найдите однокоренные слова. Определить род имён существительных. Задание: Написать сочинение по картине, используя имена существительные.
Основное содержание маршрутного листа. Падеж имен существительных. Что вдевают в ухо? Самостоятельно выбрать уровень сложности. Куда несут посылки? Правописание суффиксов и окончаний. Русский язык. Много ли детей в семье? Определите лишнее слово. Использование данной технологии направлено на осуществление психолого-педагогической поддержки обучающихся.
«Род имён прилагательных» - Проблема. Знаем. Береза пальто ковер. Проверь. 1. Способ определения рода у имен прилагательных. Алгоритм. Тема урока Род имен прилагательных. Какое лишнее? ая, ой, ый, ий. Как определить род имен прилагательных? 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных.
Балда, бедняга, белоручка, бестия, болтушка, бродяга, бука, верзила, воротила, вруша, всезнайка, выжимала, выпивала, выскочка, вышибала, горемыка, громила, грязнуля, гулена, гуляка, деляга, добряга, дорогуша, доходяга, дубина, дурачина, дурында, дылда, егоза, жадина, жертва, забияка, заводила, задира, зазнайка, заика, замарашка, замухрышка, заноза, зануда, запевала, заправила, здоровила, зубрила, калека, капризуля, копуша, кривляка, кровопийца, кусака, кутила, лакомка, лгунишка, лежебока, ломака, мазила, малютка, молодчина, невежа, невежда, недотепа, недотрога, недоучка, непоседа, неряха, обдирала, обжора, паинька, писака, плакса, побирушка, подлиза, попрошайка, привереда, прилипала, приставала, прожига, пройдоха, простофиля, прощелыга, пустомеля, пьянчужка, работяга, разиня, растеряха, растрепа, рохля, самоучка, святоша, симпатяга, сирота, скряга, сладкоежка, сластена, соня, сорвиголова, стиляга, страшила, тараторка, тезка, тетеря, тихоня, торопыга, тупица, умница, уродина, ханжа, хапуга, хитрюга, шаромыга, шельма, ябеда.
Род несклоняемых имен существительных
Несклоняемые имена существительные обнаруживают свою родовую принадлежность синтаксически, в сочетаниях с поясняющими их словами: военный атташе, короткое интервью .
В современном литературном языке несклоняемые существительные составляют около 350 нарицательных имен, исключая обширную группу несклоняемых имен собственных, географических названий и сложносокращенных слов.
Род несклоняемых существительных связан с семантикой слова. Прежде всего, различаются одушевленные и неодушевленные существительные. У одушевленных существительных род определяется по биологическому полу называемых лиц или животных. Слова, называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению, свойствам характера и т.д., являются существительными мужского рода: атташе, буржуа, импресарио, кабальеро, конферансье, крупье, кюре, эфенди, янки .
Названия лиц женского пола относятся к женскому роду: инженю, леди, мадам, мадемуазель, миледи, мисс, миссис, пани, фрау, эмансипе .
Некоторые существительные, имеющие значение общего рода, могут употребляться и применительно к мужчине, и применительно к женщине: визави, инкогнито, протеже, ультра и др.
Слова, обозначающие животных, в словарях квалифицируются как слова мужского рода: динго, зебу, киви-киви, колибри, кенгуру, какаду, марабу, пони, фламинго, шимпанзе . Исключение составляют названия африканской мухи-цеце (ж.р.) и промысловой рыбы иваси (ж.р.).
В тексте или в устной речи, когда называется самка животного, у всех существительных, которые рекомендуются как слова мужского рода, согласование может идти и по женскому роду: кенгуру кормила детеныша , маленькую шимпанзе назвали Бетси.
Наименования неодушевленных предметов чаще всего относятся к существительным среднего рода. Отступления от этого общего правила и колебания в родовом оформлении наблюдаются прежде всего в тех случаях, когда несклоняемые слова тесно связаны с семантически близкими обобщающими словами. Иногда в этих случаях побеждает род обобщающего слова, хотя в целом на протяжении 19-20 в.в. действует тенденция к устранению колебаний в пользу вариантов среднего рода.
В современном литературном языке зарегистрированы следующие колебания и отклонения от нормы: авеню (ж.р. и ср.р.), авто (ср.р. и м.р.), виски (ср.р. и ж.р., редко – м.р.), джерси (ср.р. и м.р.).
Перечень существительных, в родовой принадлежности которых наблюдаются колебания:
Болеро (м.р. и ср.р.), гну (м.р. и ж.р.), динго (м.р. и ж.р.), джерси (м.р. и ср.р.), инкогнито (ср.р. и м.р. чаще), кофе (м.р. и ср.р. – разг.), манго «тропическое дерево» (м.р. и ср.р.), меццо-сопрано (ср.р. и ж.р. – разг.), па-де-де «вид парного танца» (ср.р. и м.р.), па-де-труа «вид балетного танца для троих» (ср.р. и м.р.), ралли (м.р. и ср.р.), салями (ж.р.), сопрано (ср.р. и м.р.).