Сочинение «Равнодушие есть наивысшая жестокость. Бессердечие, душевная черствость — аргументы ЕГЭ Равнодушие и жестокость рассуждения
Безразличие. Равнодушие. Состояние человека, безучастность. Пассивное, лишенное интереса отношение к окружающему. Так нам толкует об этом Викицитатник. Что говорят философы и великие. Мнения расходятся. Кто-то пишет - бойтесь равнодушных! Кто-то же, станьте равнодушным и все будет у вас хорошо. Я сама в числе тех, кто равнодушен к многим проблемам. Спокоен в самой большой и бурной суматохе или ссоре. Меня сложно вывести из себя. Можно сказать, что без конфликтный человек. Я равнодушна. Это меня спасает. Это приобретення черта, я не всегда могла быть равнодушной или безжалостной. Солидарна с мнением Никола Шамфора:"Скажем прямо: счастливо живёт в свете только тот, кто полностью умертвил некоторые стороны своей души." Многие мои знакомые, даже мои родные, считают, что равнодушным быть-себе больнее. Так же считали многие выдающиеся личности. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. - Максим Горький Считаю, что равнодушие бывает разным. С укором жестокости, и с безразличием. Что есть жестокость? Снова обращусь к Викицитатнику. Жестокость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. То есть жестокость - синоним агрессии. Говорят, в мире животных жестокости нет. Это пред намеренное поведение людей, личностная черта. В юриспруденции жесткость трактуется как «причинение особых физических или психических страданий другому челове ку или животному» (Авдеев, 1979). Вернемся к равнодушию. Тогда что же такое безразличие? Безразличие-это защитная реакция организма. Безразличие синоним апатии. Состояние полного равнодушия и незаинтересованности. Так может ли быть равнодушие во благо? Я считаю может, как то на собственном опыте все больше убеждаюсь. Может конечно, что я что-то путаю.. Я перестала держать обиду или злость. У меня нет ни к чему/кому неприязни. Мне просто все ровно. Совершенно. Я убираю мысли, словно вкладки браузера. Я думаю у всего в мире есть смысл. У каждой мысли и каждого действия. Все не случайно. Владимир Маяковский Послушайте! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914 году. Отсюда уже можно выйти на путь истины. На вопросы:"Кто я и куда я иду?" На вопросы о судьбе.. Многие не согласятся с моим мнением, о пользе безразличия и равнодушия. Я считаю оно может быть и во вред, а может идти и на пользу. Равнодушие нельзя преувеличить, потому что если преувеличишь равнодушие, то можешь потерять абсолютно все. © Copyright: Думаю-Значит Существую, 2014 Свидетельство о публикации №114032509044
Равнодушие… Жестокость… Что мы понимаем под этими словами? Я думаю, что равнодушие – это безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему, а жестокость – высшее проявление бесчеловечности, желание причинить страдание любому живому существу. Тогда какой смысл несут эти слова? Мне кажется, очень важный: безразличие чаще всего и является признаком эгоизма, причиняющим душевную боль людям. А актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни обращаться к подобным злым порокам? Конечно. Об этом и высказывание М.Уилсона: «Равнодушие – есть наивысшая жестокость». И как не согласиться с этим утверждением, когда свидетельством сказанному являются сюжеты художественных произведений!
Предлагаю вспомнить рассказ Л. Куликовой «Свиделись». Долгие годы главный герой, Толик, устраивая свою личную жизнь, совершенно не вспоминал о матери. Да, он знал, что она живет где-то в далекой деревне в захудалом домишке, а как живет, с кем, и, главное, с чем – его не интересовало. И только идиллия семейного очага натолкнула на мысль о матери. Приехал, повидал, но та сделала вид, что не узнала, сказав обидные для него слова о том, что-де у нее нет сына, потому что, если бы был, то он заботился бы о ней, как когда-то она о своем собственном ребенке. Этот отчаянный и смелый поступок матери – ответ на безразличие Толика, на утрату с его стороны способности любить и ценить близких людей, дорожить ими, помогать им, выражать беспокойство. Как прав был Ги де Мопассан, говоря когда-то: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»!
А еще хочу рассмотреть сюжет небольшого рассказа Б. Васильева «Великолепная шестерка». Из-за безответственного отношения руководителей и воспитателей детского лагеря произошло убийство прекрасных породистых лошадей, которых долгие годы с нежностью и любовью содержал местный конюх, ветеран войны. Шестеро подростков, решив поиграть в ковбоев, без спроса угнали животных в ближайший лес, потом, испугавшись наказания, бросили их там, привязав к деревьям, без пищи и воды. Директора же лагеря совершенно не беспокоила судьба лошадей и их хозяина, она во время следствия спасала свою репутацию, защищая честь подопечных. А закончилось все трагично: погибли животные, умер от переживаний и разлуки с питомцами конюх. Но совершенно безразличны к случившемуся были взрослые, казалось бы, образованные и интеллигентные люди. Их безучастие, как мне кажется, приведет и других их воспитанников к жестокому обращению, подозреваю, что не только к животным. А так хотелось бы, чтобы перед глазами подрастающего поколения всегда всплывали слова Б.Ясинского: «Бойся равнодушных – они не
Убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Да, жизнь устроена так, что любого из нас могут окружать не только добрые, но и черствые, эгоистичные люди, такие, кто безразличен к окружающим, кто не желает тратить душевные силы на чужую жизнь. И эти качества, к сожалению, среди современных людей развиваются все быстрее. А ведь еще Б. Шоу говорил, что «равнодушие – сущность бесчеловечности», читай «жестокости». (444 слова)
Представлен список аргументов из литературы по направлению «Доброта и жестокость» для сочинения в 11 классе в 2018-2019 учебном году.
Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»:
У. Шекспир «Король Лир»
Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.
Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.
Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.
На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.
Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.
Н.В. Гоголь «Шинель»
Основной идеей во многих произведениях Н.В. Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.
А.И. Солженицын «Матренин двор»
- Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
- Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются во всём угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.
В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.
И.А. Гончаров «Обломов»
В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.
И.А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.
Оноре де Бальзак «Отец Горио»
- К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца. Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо.
Что такое равнодушие?
Это безразличное отношение ко всему, что человека окружает. Все, что происходит вокруг человека, его совершенно не трогает, не интересует, он не хочет принимать в этом никакого участия. Правда, с одной поправкой, если это не затрагивает его собственные интересы. Равнодушные люди живут по принципу:
К сожалению, равнодушных людей в нашем мире становится все больше. И это страшно.
Ведь человек может быть жестоким в силу разных обстоятельств, часто от него не зависящих. Он поступает жестоко поневоле и его жесткость в какой-то степени можно списать на объективные факторы.
Равнодушие - это способность пройти мимо человека, нуждающегося в помощи, и не помочь ему, даже если эта помощь вам вполне по силам.
Зачастую равнодушие ранит и даже убивает больнее и быстрее жестокости.
Действительно, равнодушие одно из худших качеств у человека.
Равнодушные люди вроде никого не трогают и не обижают, но своим равнодушием способны убить.
Равнодушным людям абсолютно все равно что творится вокруг них, они зациклены только на своей персоне, думают только о себе.
Если выбирать между равнодушными и злыми людьми, то равнодушные хуже. Злые люди хотя бы имеют какие-то эмоции, равнодушные же люди в этом плане абсолютно безэмоциональные и черствы.
Равнодушный человек спокойно пройдет мимо людского горя, оно его не тронет. Такие люди не способны любить, сочувствовать, переживать, они эмоционально пустые личности.
Что написать в итоговом сочинении на тему: «Согласны ли вы с тем что равнодушие наивысшая жестокость?» (Доброта и жестокость) (итоговое сочинение ЕГЭ 2018-2019)?
Нельзя оправдывать проявления жестокости, потому что жестокость это насилие более сильного над более слабым зависящим человеком и такой поступок является низким и бесчеловечным. Но ещё более жестоким является равнодушное отношение к беде другого человека, ведь равнодушие, проявленное к человеку попавшему в беду, может привести к смерти этого человека и тогда человек, проявивший равнодушие, который мог помочь, но не помог, будет жить с чувством вины всю оставшуюся жизнь. А если он не будет считать себя виноватым, то люди вокруг него будут помнить его жестокость и соответственно отношение к нему будет недоброе.
Вспомним, как Николай Иванович из рассказа «Крыжовник» равнодушно относился к страданиям своей жены, которая, в результате его равнодушия, умерла. Николай Иванович, купив землю, чувствовал себя важным барином, а в гибели жены себя совсем не винил. Но, все знали отчего умерла его жена и даже его родной брат осуждал Николая Ивановича.
Ещё другие аргументы:
Я согласна с выражением, что равнодушие является наивысшей жестокостью.
Равнодушный человек проходит мимо беды другого человека. Иногда равнодушие проявляется даже к близким людям. Равнодушный человек не желает обращать внимание на проблемы других, не хочет помогать, если к нему обратились за помощью. А самое страшное в том, что он даже не переживает из-за этого, он спокойно живет дальше, не замечая своей жестокости и безразличия.
Аргументами из литературы может служить произведение Гоголя «Шинель». Когда у главного героя украли шинель, которая ему досталась очень тяжело, ему никто не помог. К кому он только не обращался за помощью, но все проявили безразличие. Итог - человек умер.
Равнодушие чрезвычайно разрушительно по своей сути. Чтобы стать равнодушным, нужно убить в себе любовь к ближнему, проявить просто таки чудовищную жестокость, которая в обычном своем понимании все-же имеет что-то человеческое, нужно только докопаться до сути. Например, жестокое обращение одного супруга к другому может свидетельствовать, в том числе и о том, что он хочет больше любви и внимания. И сам он при этом может испытывать чувства, почему нет? Для равнодушного же, его супруг будет не более чем совершенная игрушка из секс-шопа или такой себе многофункциональный кухонный комбайн. Он пользуется и пока его все устраивает - все в порядке, нет - и человек безжалостно выбрасывается на помойку. Жестокие люди способны и к высоким душевным порывам в минуты опасности, в жизни много примеров, когда находящимся в сложном положении людям помогали именно те, кто до того был жесток к ним. Не нужно забывать, что жестокость может быть защитным панцирем ранимого по своей сути человека. Равнодушие же - это отношение к живым существам, равно как и к предметам неодушевленным, с которыми можно сделать все, что хочется.
Да, я согласна. Именно равнодушие, а не ненависть, является в этом мире противоположностью любви. Именно равнодушие губит людей, приносит зло, ломает судьбы и отношения. Равнодушие Онегина, а не природная его жестокость, причиняет боль Татьяне, приводит к гибели Ленского. Насколько страшно равнодушие Базарова к своим родителям, его не трогают их боль, их слезы, не замечает их любовь к себе, она ему не нужна. Равнодушие общества очень хорошо показано в рассказах Чехова, например, в рассказе «Шинель».
Равнодушие прочно поселилось и в наших собственных душах, во многом, что происходит в нашей жизни, в нашей стране, виновато наше собственное равнодушие.
Эссе
«Равнодушие – наивысшая степень жестокости»
Свои размышления на заданную тему я бы хотела начать со слов Бернарда Шоу: «Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему – это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие – сущность бесчеловечности». Я полностью согласна с этим высказыванием. Действительно, равнодушие – это безразличное отношение ко всему, что окружает человека, это способность пройти мимо чужой беды. Я думаю, что это также своего рода жестокость, но не прямое её проявление, выраженное в агрессии и злобе, в намеренном причинении боли и вреда. Ведь, на первый взгляд, равнодушные люди не причинят видимого зла, однако это не так. Именно равнодушие зачастую приводит к беде, так как бездействие в трудных жизненных ситуациях, где требуется помощь, отзывчивость, поддержка, оказывается страшным и беспощадным. В жизни от нашего поведения, и именно неравнодушного отношения, многое зависит в той или иной ситуации: стало плохо незнакомому человеку, плачет одинокий малыш, пожилой человек выглядит потерянным на улице. И лишь добрый, отзывчивый человек заметит всё это и придёт на помощь, сделает всё, что в его силах. Равнодушный же человек просто пройдёт мимо, решив, что его это не касается. Такие люди не способны почувствовать чужую беду и помочь. И такое нежелание отозваться на чужую боль как раз и приводит к тому, что помощь не приходит вовремя, и люди остаются со своей бедой один на один. Так что я считаю, что равнодушие – это высшая степень жестокости. Многие авторы поднимают эту тему в своих произведениях, в очередной раз подчёркивая, как губительно человеческое равнодушие и что важно быть отзывчивыми и добрыми людьми.
Так, например, К.Г. Паустовский в своём рассказе «Телеграмма» как раз и показывает нам, читателям, равнодушное отношение дочери Насти к своей матери. Для меня совершенно неприемлемым является поведение главной героини. Ведь Катерина Петровна ничего не требует от своей дочери. Ей всего-то и нужно: пару строк о том, что у дочки всё хорошо, она здорова. Но даже на это Настя не находит ни времени, ни желания, оправдываясь перед собой занятостью и неотложными делами. Я же, читая рассказ, всё время думала о том, что чувствует одинокая и забытая своим ребёнком мама. Мне даже страшно представить всю глубину боли, одиночества Катерины Петровны, которая каждый день и вечер сидит в одиночестве на кровати и перебирает присланные дочерью деньги, которые ей совершенно не нужны, и каждый раз перечитывает скупые строки о невозможности приехать. На мой взгляд, это бесчеловечно, поэтому я не могу понять и оправдать такого равнодушного и жестокого отношения дочери к самому близкому человеку. Особенно горько, когда девушка получает письмо, из которого понятно, что мать больна и просит приехать попрощаться. И даже в этом случае Настя находит причину не ехать в деревню, поскольку дела в городе важнее. И лишь получив телеграмму со словами «Катерина помирает», девушка начинает что-то понимать и чувствовать. И тем страшнее мне было видеть одинокую, умирающую старушку, которая уж понимала, что дочь не приедет. Не только болезнь и старость, но и равнодушие дочери ускорили уход Катерины Петровны из жизни. И хоть Настя и приехала в деревню, было уже поздно, мать она не застала. И пришлось ей тайком, крадучись уезжать обратно, потому как оправдать такой поступок невозможно. Таким образом, мы видим, к каким страшным последствиям может принести равнодушие.
Размышляя над тем, что равнодушие − это высшая степень жестокости, я хотела бы обратиться к произведению Ю. Яковлева «Он убил мою собаку». Перед нами мальчишка Саша, которого все называют Табором. Он оказывается в кабинете директора, куда его вызвали из-за того, что несколько дней назад он пришёл в школу с собакой. Саша тихо и монотонно рассказывает историю про свою собаку, но за это монотонностью кроются боль и отчаяние. Из скупых фраз становится понятно, что мальчик подобрал выброшенную дачниками собаку, потому что стало её жалко. И это первая мысль о жестокости равнодушия со стороны хозяев: поиграли лето и выбросили, как ненужную вещь. При этом Табор подчёркивает: хорошо, что хоть не убили. И вот это самое «не убили» уже настораживает каким-то страхом и безысходностью. А дальше картина равнодушия расширяется, потому что мать Саши ворчит, что собаку надо выгнать, а отец сразу агрессивен и непреклонен. Он равнодушный человек: его не волнует ни желания, ни чувства собственного сына, ни тем более судьба чужого животного. Его интересует только собственный покой и комфорт. И поэтому отец в отсутствие сына подзывает доверчивого пса и стреляет ему в ухо. Такая жестокость потрясла сына и меня, как читателя. И если раньше Саша видел, что его отец равнодушный человек, то теперь он понял, что ещё и жестокий. И это уже не исправить, потому для мальчика отец теперь только «он», и разговаривать Табор с ним и не может, и не хочет. И я думаю, что это навсегда.
Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что равнодушие действительно может быть высшей степенью жестокости. Потому как именно оно лишает нас поддержки, внимания, отзывчивости, сочувствия, доброты - всего того, что и позволяет нам оставаться людьми.