Устная нумерация чисел в пределах 20. Мы начинаем новый раздел
«На Руси учились так»
Экскурс в историю.
Ведущий 1: Сегодня мы пого-ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?
(Ребята отвечают.)
Летописи — исторические про- изведения XI — XVII веков, в кото- рых повествование велось по го-дам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «лето- пись».
Ведущий 2: Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще-ния киевлян начал строить церк-ви, назначать священников, соби-рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна-ют о православной вере и не гото-вы к учёбе. Так обучение распро-странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?
(Ребята отвечают.)
Монастырь — это религиоз- ная община монахов или мона-хинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление уча-щихся было обычным в Средние века.
Ведущий 1: Покровителем учащихся счи-тается святой Сергий Радонеж-ский.
(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)
Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфо-ломея, такое имя дали С. Радоне-жскому родители, отдали обучать-ся грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Сте-фаном и младшим Петром. В от-личие от братьев Варфоломей су-щественно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огор-чались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба впе-рёд не продвигалась. И тогда слу-чилось событие, о котором сооб-щают все жизнеописания Сергия Радонежского.
Ведущий 1: По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лоша-дей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Вар-фоломей сначала смиренно пок-лонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закон-чит молитву. Старец, увидев маль-чика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Вар-фоломей, поклонившись, с волне-нием поведал ему своё горе и про-сил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо-лившись, старец отдал Варфоло-мею кусочек просфоры , благосло-вил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
(Демонстрируется картина «Виде- ние отроку Варфоломею» художни- ка М.В. Нестерова.)
Ведущий 2: В древности писали на воско-вых дощечках, которые называ-лись «цера», с помощью костяно-го или деревянного писала. В ка-честве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.
(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)
Ведущий 1: То, что мы теперь называем школьными предметами, в Сред-невековье называли искусствами, художеством, хитростью.
Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи-ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.
(Демонстрируются предметы на- родного быта.)
Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те време-на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.
Давайте вспомним пословицы о грамоте.
(Ребята отвечают.)
Пословицы
- Пророк Наум наставит на ум.
- Голова без ума, что фонарь без свечи.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Красна птица перьем, а чело-век — ученьем.
- Не учась, и лаптя не спле-тёшь.
- Аз, буки и веди — страшат, что медведи.
Ведущий 1: Школа для детей обычно нахо-дилась при церкви. На урок соби-рал колокол, позднее колоколь-чик, а теперь звонок.
(Звучит колокольчик.)
Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя-там присаживаться на лавку толь-ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на-ходилась у окна, чтобы было боль-ше света. Когда все рассажива-лись, учитель начинал урок. Ребя-та, какое тогда было освещение в храмах?
(Ребята отвечают.)
Храмы освещают паникади-ла — огромные светильники со множеством свечей или лампад.
(Демонстрируется изображение паникадила.)
Ведущий 1: Главными школьными пред-метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз-бука. Часослов включает неизме-няемые молитвословия ежеднев-ных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной релик-вией, передававшейся из поколе-ния в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.
Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Снача-ла ребята наблюдали, как работа-ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус-тавом. Каждая буква стояла от-дельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, от-сюда и выражение «Писать с крас-ной строки». В очертаниях стро-гой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.
(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской кни- ги.)
Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжё-лое занятие. Изо дня в день выво-дили буквы — аккуратно и внима-тельно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Ког-да появилась бумага, писать стали гусиными перьями.
(Демонстрируется гусиное перо.)
Ведущий 2: Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.
(Демонстрируется чернильный при- бор.)
Ведущий 1: Чтобы чернила быстрее высы-хали, лист бумаги посыпали пес-ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе-сочницу затем сменила промокаш-ка, или промокательная бумага.
(Демонстрируется промокашка.)
Ведущий 2: Грамоту осваивали по Свят-цам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи ми-неи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православ-ной церкви. Причём повествова-ния эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по меся-цам и дням года.
(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)
Ведущий 1: Когда ученики уставали, им раз-решалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давай-те и мы сейчас немного отдохнём.
«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»
(Ребята делятся на 2 команды. Ве- дущий зачитывает начало послови- цы, а участники продолжают её.)
- Азбука — наука... (А ребятам мука.)
- Что написано пером... (Не вы- рубишь топором.)
- Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
- Не красна книга письмом... (А красна умом.)
- Побольше грамотных... (По- меньше дураков.)
- Не на пользу читать... (Коли
только вершки хватать.)
- Без муки... (Нет и науки.)
- Ученье — красота... (А неу- ченье — простота.)
- Книга мала... (А ума придала.)
Ведущий 2: В полдень учени-ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за-нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за-учивать на уроке. Заученное про-износили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кри-чать как можно громче. Кто начи-нал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?
(Ребята отвечают.)
Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для ба-ловников считалось стоять на го-рохе часами. Но ещё больше боя-лись они розг. А вы знаете, что та-кое розги?
(Ребята отвечают.)
Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кро- вавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невоз-можно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили та-кую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».
Ведущий 2: Чтобы обучение шло успеш-нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода-ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зи-му преподаватель получал два руб-ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг ро-дители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр-на была каша. Именно с тех вре-мён одноклассников стали назы-вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»
Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?
(Ребята отвечают.)
Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.
Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угоще-ние. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать нас-тоящими однокашниками?
(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)
«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»
(Ребята отгадывают загадки.)
Загадки
Какая водица только для гра-мотных годится? (Чернила.)
Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)
. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)
Ведущий 1: По окончании школы человек становился гра-мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи-сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по-тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови-лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото-му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.
«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»
(Ребята отвечают на вопросы Ве- дущего.)
Вопросы
1.Как называли в Средние ве-ка школьные дисциплины? (Худо- жество, хитрость, искусство.)
- Почему песок на грамоте ещё не засох? (Потому что грамо- та только что написана.)
- Что за Наум, что ставит на ум? (Пророк Наум.)
- За что можно было заплатить соломой? (За учёбу.)
5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)
- Без чего не стояли на горохе? (Без провинности.)
- С кем вы больше всего каши съедите? (С одноклассниками.)
- Назовите главные предметы в древней школе. (Часослов, псал- тырь, письмо, старославянская аз- бука.)
- Сколько получал учитель за зиму? (Деньгами 2 рубля да ещё продукты и дрова.)
- Как в древности называли человека по окончании школы? (Грамотей.)
- За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? (За две зимы.)
(Звучит колокольчик.)
Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ре-бята!
Составитель: Ч.Е.А.
Использованная литература.
- Жития святых: Святителя Ди-митрия Ростовского: т. 11. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — (Русь православная).
- Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003.
- Кошмина, И.В. Основы рус-ской православной культуры. — М.: Гуманит. изд. центр Владос,
- Круглый год. Русский земле-дельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. — М.: Правда, 1991.
- Крутогоров, Ю. Крещение Ру-си. Владимир Красное Солныш-ко. — М.: Белый город, 2001.
- Махотин, С. Ярослав Муд-рый. — М.: белый город, 2005.
- Скоробогатько, Н. Русская православная культура. — М.: Бе-лый город, 2006.
- Филякова, Е. Русская пись-менность. — М.: Белый город, 2004.
- Шангина, И. Русские девуш-ки. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
- Шангина, И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.
изучении чисел второго десятка следует использовать г те пособия, которые использовались при изучении чисел перв< десятка, но число предметов и их изображений должно бы ч ь увеличено до 20. При подборе или изготовлении специальных пособий надо помнить, что на них необходимо показать десятич ный состав чисел второго десятка, поэтому десяток и единицы должны быть ярко выделены.
К таким пособиям относятся: 20 палочек (10 палочек рассыпан ных и 10, связанных в пучок, т. е. 1 десяток); 20 кубиков и 2 бруска из 10 кубиков; 20 квадратов и 2 полосы по 10 квадратов; линейка длиной 20 см, все картонные полоски длиной по 10 см каждая, разделенные на 10 равных частей; монетная касса; счеты классные и индивидуальные; абаки классные и индивидуальные; разрядная таблица с разрядами единиц и десятков; цифровая касса; таблица с числами от 1 до 20, записанными в один и два ряда; таблицы для счета равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5; таблица с числами от 1 до 20 с изображением четных и нечетных чисел разным цветом; набор табличек (10 штук) с числом 10 для составления и разложения чисел (на десятки и единицы) от 11 до 20; таблички с числом 20.
Основой в понимании нумерации чисел второго десятка является выделение десятка и ясное представление, что десяток - это десять единиц и в то же время это новая единица счета, которой можно считать так же, как единицами, добавляя к числам один, 130
" т. д. названия этой счетной единицы, например один деся-ла десятка.
гюта над нумерацией чисел в пределах 20 складывается из
льких этапов: 1) получение одного десятка; 2) получение
второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному
<у нескольких единиц; 3) получение числа 20 из двух десят-
1) письменная нумерация чисел от 11 до 20; 5) получение
второго десятка путем присчитывания к предыдущему числу
единицы и отсчитывания от последующего числа одной
птицы. Счет в пределах 20.
Вначале с учащимися нужно повторить нумерацию чисел пер-
1го десятка: получение чисел числового ряда путем прибавления
к предшествующему числу и вычитания 1 из последующего,
отношение между соседними числами, название чисел и их
"юзначение цифрами. Учитель обращает внимание учащихся на
I, что каждое число от 0 до 10 обозначается новым, не связан-
1-.1М с другим, словом, а для обозначения каждого из чисел от О
) 9 существует особый знак, который называется цифрой. Число
м) обозначается двумя цифрами 1 и 0. Учитель сообщает, что
< уществует всего 10 цифр.
Вначале повторяется счет единицами в пределах 10 и показы-|лется получение десятка (учитель показывает палочки, учащиеся >ром их пересчитывают). Когда получается 10 учитель спрашива-: «Сколько здесь палочек? (10 палочек.) Свяжем 10 палочек в пучок. Это один десяток палочек. Сколько палочек в одном десятке? (В одном десятке 10 палочек.) Отсчитайте все 10 палочек и свяжите в пучок».
Учитель, опираясь на опыт учеников, спрашивает, что считают десятками в магазине, дома, на рынке. Некоторые ученики могут ответить, что десятками считают яйца, яблоки, цветы, грибы и т. д. Учитель просит показать один десяток палочек, отсчитать и показать 10 отдельных палочек, спрашивает, сколько палочек надо взять, чтобы получился один десяток, сколько палочек получится, если развязать пучок, - один десяток.
Получение одного десятка из 10 рассыпных предметов показывается и на других пособиях. Учащиеся откладывают 10 кругов на абаке и заменяют одним кругом, который стоит в разряде десятков, откладывают на нижней проволоке счетов 10 косточек и заменяют одной косточкой на второй проволоке снизу - это один десяток. Наоборот, один десяток заменяют 10 единицами. Напри-
мер, чертят отрезок в 10 см, а затем отмечают черточкой дли каждого сантиметра (делят отрезок на 10 равных частей).
Понятие «10 единиц - это один десяток» школьниками с нп| шением интеллекта усваивается медленно. Поэтому практическ действия на предметных пособиях по образованию десятка единиц и, наоборот, разложению десятка на 10 единиц помога постепенно формировать это понятие и должны продолжаться течение многих уроков.
Важно дифференцировать понятия «десять единиц» и «од > десяток». Десяток - это целое, единое. Чтобы из одного десят взять единицу, надо раздробить десяток на 10 единиц. Напримг | : чтобы из одного десятка вычесть одну единицу, надо замени один десяток 10 единицами и только тогда вычитать. Нуль в числ 10 показывает, что нет ни одной единицы.
Получение чисел второго десятка можно показать на различ ных пособиях: пучках и палочках, брусках и кубиках, полоск,-! длиной 10 см и квадратах со стороной 1 см и т. д.
На брусок (десяток) кладется еще один кубик. Получилось новое число. Оно состоит из десятка (бруска) и еще одной единицы (кубика). Это число 11. Надо произнести несколько раз по слогам это число: один-на-дцать. Объяснить, что оно обозначает один на десять, и еще раз показать, что один положили на десяток. Далее на десяток кладут два кубика. Получили число двенадцать. Две-на-дцать - это десяток (показ) и две единицы (показ). Один десяток (один брусок) и три единицы (три кубика) - это число три-на-дцать (три на десять) и т. д. Учащиеся образуют все числа до 19. Последнее число - 20 - получается, как и все предыдущие, путем прибавления еще одного кубика к 19 кубикам, но на бруске окажется 10 кубиков. Учитель спрашивает: «Чем можно заменить 10 кубиков?» Дети 10 кубиков заменяют одним бруском. Получилось два бруска, т. е. два десятка - это число двадцать. Если взять один десяток и прибавить еще один десяток, то получится два десятка, или 20. Два десятка откладываем на счетах (вторая проволока счетов).
Следует заметить, что не в каждом классе учащиеся могут работать одновременно с учителем с кубиками или полосками. Некоторые дети нуждаются сначала в наблюдении деятельности 132
|Гсля, и только потом один из учеников повторяет то, что делал ь, и все остальные работают со своим дидактическим мате-ЦОм и комментируют свою деятельность, т. е. сопровождают ее Но.
Следующим этапом в работе над числами второго десятка яв-(чти счет до 20. Учащиеся должны запомнить названия числи-|Ы1ых в порядке числового ряда, считать предметы, их изобра-нин, звуки, прыжки, удары мяча, сами отхлопывать или уда-П> заданное число раз, отсчитывать заданное число предметов в делах 20, образовывать из данного числа предыдущее и после-_отее, считать от 1, а также к десятку присчитывать единицы. ет ведется на различных пособиях, в том числе на абаке и на втах, на данном этапе счет ведется путем присчитывания и считывания по единице. Учащиеся должны закрепить получен-е при изучении первого десятка представление о том, что если данному числу прибавить единицу, то получится последующее ело, если от него отнять единицу, получится предыдущее число. При ознакомлении с нумерацией в пределах 20 целесообразно. , [знакомить учащихся с единицей измерения длины дециметром.!/"
готовляются модели дециметра - полоски длиной 10 см, разде-|нные на сантиметры. Учитель сообщает, что полоска длиной см - это новая единица измерения длины - дециметр. Деци-Ьтр - это десяток сантиметров. Измерение производится с ис-рьзованием модели дециметра. Результаты измерения сначала Сражаются целым числом дециметров.
Затем каждому ученику дается полоска длиной 2 дм. На этой полоске с помощью модели дециметра отмеряется 1 дм и отмечается делением 1. От него с помощью линейки или модели сантиметра следующий дециметр делится на 10 равных частей - сантиметров. Пользуясь такой линейкой для измерения отрезков, полосок, длина которых 11, 12, 13, 14 см и т. д., учащиеся записывают: 1 дм 1 см = 11 см; 12 см=1 дм 2 см, одновременно усваивая и десятичный состав числа. 1 дес. 2 ед. = 12, 16=1 дес. 6 ед.
Одновременно закрепляется десятичный состав чисел, т. е. умение составить число из десятка и единиц и разложить число на десяток и единицы. Это является подготовкой к изучению письменной нумерации. Здесь могут быть предложены такие упражнения:
1. Взять брусок и 3 кубика. Какое число составили? Сколько в этом числе единиц, сколько десятков?
Запишем: 1 дес. 3 ед. = 13, 14=1 дес. 4 ед.
2.
Взять один десяток палочек и одну палочку. Сколько все!
палочек? В числе 11 сколько десятков и сколько единиц?
3.Отложить на абаке (счетах) число 15. Сколько в этом числ>
единиц, сколько десятков?
4.Положить монетку в 10 к. (гривенник) и еще 4 к. Скольк
всего денег?
5.Взять два десятка палочек. Сколько всего палочек взяли
Отложить число 20 на счетах, на абаке (рис. 7). (Отложить чис/и
20 на абаке и счетах учащиеся должны уметь двумя способами.)
В слабых классах целесообразно сначала ознакомить учащихся г
устной нумерацией чисел 11-15, затем показать обозначении
этих чисел цифрами, а потом продолжить получение чисел 16-
19, 20 и их обозначение цифрами.
Возможно и одновременное ознакомление учащихся с устной и письменной нумерацией каждого числа второго десятка 1 .
ичающие десятки и единицы. Нередко можно встретиться и с ними ошибками, когда учащиеся счет разрядов ведут не справа /пню, а слева направо, например число 12 записывают как 21. | (тому на абаке полезно обозначить место единиц цифрой 1, а сто десятков цифрой 2 (рис. 8).
Обозначение чисел второго десятка цифрами сопровождается анализом этих чисел. «Число одиннадцать показать на палочках, отложить на абаке. Сколько в этом числе единиц? Сколько в нем десятков? Под единицами поставим цифру 1 синего цвета. Синим цветом будем обозначать единицы. Под десятками поставим цифру 1 красного цвета. Красным цветом будем обозначать десятки. После какого числа в числовом ряду идет число 11? Запишем это число в числовой ряд после числа 10». Таким же образом учитель объясняет запись всех чисел до 19. Каждое число записывается в числовой ряд. Число 20 - это 2 десятка, цифра 0 показывает, что в нем нет отдельных разрядных единиц.
Наряду с абаком можно использовать любое
другое пособие, с помощью которого учитель по-
Рис. 8 казывает образование чисел второго десятка, а
с записью чисел можно знакомить учащихся с помощью таблички с числом 10, замещая нуль различным числом единиц. Таблички с числом 10 сделаны так, что цифра 1 и цифра 0 выдвигаются, а на их место можно поставить другую цифру. «В числе десять, - объясняет учитель, - один десяток, а число единиц равно нулю. В числе тринадцать 1 десяток и 3 единицы. 1 десяток остается, а вместо нуля поставим цифру 3. Это число 13». Цифры, обозначающие единицы и десятки, пишутся двумя цветами (рис. 9).
Изучение письменной нумерации
Незаменимым пособием при изучении письменной нумерации является абак. На абаке учащиеся видят состав числа, место единиц и десятков. Учитывая, что умственно отсталые школьники долго не запоминают место единиц и десятков в числе, меняют их местами, следует писать единицы одним цветом, а десятки - другим, в соответствующие цвета окрашивать и круги абака, обо-
См.: Хилько А. А. Математика: Учебник для 2 класса вспомогательной школы. - М., 1993.
Учащиеся должны уметь записывать числа по порядку от 1 до 20, от 11 до 20, записывать их под диктовку учителя, но не по порядку. Надо обязательно обратить внимание учащихся (сами они не смогут заметить этой закономерности), что все числа 11 -19 имеют один десяток на втором месте.
Таблицы чисел от* 1 до 20, записанные в два ряда, позволь наглядно сопоставить все числа первого и второго десятка, подмг тить сходство и различие в записи и чтении этих чисел.
2 | 9 1 | ||||||||
" 14 |
Цифры, обозначающие единицы, могут быть записаны од.нш\ цветом, а десятки - другим.
На этой же таблице удобно показать, что числа 1-9 записаны одной цифрой - одним знаком, поэтому они называются одно значными, а числа 11-20 записаны двумя цифрами (знаками), поэтому они называются двузначными. Учитель просит опреде лить на слух и обозначить двузначное число, а также назвать самое маленькое, самое большое однозначное число, самое маленькое двузначное число, которое они знают. Тем учащимся, которые смешивают место десятков и единиц в числе, необходимо разрешить эти числа записывать и в тетради цветными карандашами или шариковой ручкой в два цвета, а на доске писать их цветными мелками.
Продолжая работу над нумерацией, следует проводить упражнения на установление соотношения между предметным множеством, числом и его обозначением цифрами. Например, учитель вызывает к доске несколько учеников и дает задание показать число 15: одному - на палочках, другому - на абаке, третьему - на счетах, четвертому - на линейке, пятому - записать на доске, шестому - найти в числовом ряду.
Проводится сравнение чисел. Учащиеся должны усвоить правило: все числа, стоящие в числовом ряду слева от данного числа, меньше его, а все числа, стоящие в числовом ряду справа от данного числа, больше его.
Сравниваются числа второго десятка: определяется, какое число больше (меньше), сколько лишних единиц в большем числе и сколько их недостает в меньшем числе.
Отношения между числами записываются знаками > (больше), < (меньше), = (равно), которые усваивают учащиеся 2-го класса. Необходимы задания, в которых бы учащиеся могли правильно расставить знаки соотношения >, <, =. Например: «Вставь между числами 7 ... 17, 14 ... 12, 11 ... 11 нужный знак >, <, = ».
Для закрепления знаний о месте числа в натуральном ряду чисел проводятся упражнения на нахождение пропущенных чисел 136
Вождение соседних чисел, запись чисел по порядку от мень-к большему или от большего к меньшему, определение наи-Ышто однозначного числа и наименьшего однозначного и дву-цпого чисел и т. д.
,\;\ протяжении работы над вторым десятком необходимо заилить навыки сознательного счета. Счет ведется не только от |о и от любого заданного числа («Считай от 7 до 20. Считай от (о 19. Считай обратно от 20 до 10, от 18 до 6»). Учащиеся -Тс я присчитывать и отсчитывать не только по 1, но и по 2, 3, |Б, сначала опираясь на группы предметов, числовые фигуры, а,. зм и без опоры на них.
I Большое внимание, как и при изучении чисел первого десятка, вляется порядковому счету. Учащиеся должны уметь отвечать вопросы: «В котором ряду ты сидишь? В котором ряду слева вит Миша? Пересчитайте по порядку».
После того как учащиеся научились обозначать числа второго всятка цифрами, надо продолжить работу над анализом чисел по десятичному составу не только на пособиях, но и без них. Дву-ш.шные числа раскладываются на десятки и единицы и составля-|п к-я из десятков и единиц: 13=1 дес. 3 ед.; 1 дес. 3 ед. = 13; I ; =10+3; 10+3 = 13.
Полезны и такие задания: «Какое число получится, если из числа 15 вычесть все единицы, 1 десяток?»
В связи с изучением нумерации вводятся примеры на сложение и вычитание, решение которых основано и на знании свойств натурального ряда чисел (12+1, 14-1), и на знании десятичного состава чисел (10+5, 5+10, 15-5, 15-10).
Полезно при решении примеров сопоставить операции над числами первого и второго десятка:
2+1= 3 12+1 = 13
Сложение и вычитание в пределах 20
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20.
При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, большое значение имеют наглядность и практическая деятель-
ность с пособиями самих учащихся. Поэтому все виды наглядг пособий, используемых при изучении нумерации, найдут приме ние и при изучении арифметических действий.
Однако по сравнению с изучением действий в пределах большое внимание уделяется использованию условно-предметп пособий: брусков и кубиков арифметического ящика, абаков, с тов.
Действия сложения и вычитания целесообразно изучать пар; лельно - после знакомства с определенным случаем сложен; изучать соответствующий случай вычитания в сопоставлении сложением, например: 10+7, 7+10, 17- 7 и 17-10. Учите должен постоянно обращать внимание на взаимосвязь этих дейс вий.
/*~Во 2-м классе учащиеся должны знать название компонентом действий сложения и вычитания:
| Покажем последовательность и приемы изучения сложения и втачитания в пределах 20.
I. Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава числа (10+3, 13-3, 13-10) и нумерации чисел в пределах 20 (16+1, 17-1).
При решении этих примеров закрепляются взаимосвязь сложения и вычитания, переместительное свойство сложения, названия компонентов и результатов действий. При этом учащиеся постепенно перестают пользоваться наглядными пособиями, но от них требуется пояснение действий.
II. Сложение и вычитание без перехода через десяток.
Выполнение действий основано на разложении компонентов на десятки и единицы:
) к двузначному числу прибавляется однозначное. Из дву-Ш"шого числа вычитается однозначное.
< .начала нужно рассмотреть случаи, когда количество единиц в |уммачном числе больше, чем во втором слагаемом (13+2, 1+3), и только потом включать случаи вида 11+6, 13+5, хотя 1Иемы их решения одинаковы,-- 5
Объяснение сопровождается использованием наглядных посо-|й и подробной записью решения, например: 13+2. Первое сла-|емое (13) состоит из 1 десятка и 3 единиц: 1 десяток палочек и 1е 3 палочки. Второе слагаемое 2. Прибавляем 2 палочки. 3 1лочки и 2 палочки - 5 палочек и 1 десяток палочек. Получить 1 десяток (палочек) и 5 единиц (палочек) - это число 15. шчит, 13+2=15. Подобным образом объясняются и случаи вы-
ТЗНИЯ.
Важно постоянно подчеркивать, что складываются и вычитают-при решении таких примеров единицы. При записи примера 1ащиеся могут подчеркивать единицы: 14+2 = 16, 16-2 = 14. [ногда целесообразно единицы и десятки записывать разным цве-1М. На доске их можно обводить кружочком.
При решении примеров на сложение закрепляется умение учащихся пользоваться переместительным законом сложения: решение примера 2 + 14 проводится на основе решения примера 14+2. Полезно сопоставлять примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с примерами на те же действия в пределах 10:
7+ 2= 9 9-2= 7 5+ 3= 8- 3=
2+ 7= 9 9-7= 2 3+...= 8-...=
17+ 2=19 19-2 = 17 17+ 2= 19- 2=
2+17=19 19-7=12 2+...= 19-...=
б) получение суммы 20 и вычитание однозначного числа из 20: 15+5 17+3 20-5 20-3
Решение примеров такого вида, особенно на вычитание, вызывает значительные трудности у многих умственно отсталых школьников. Учащихся смущает то, что при сложении единиц в разряде единиц получается нуль. Разложив 20 на два десятка и вычтя из одного десятка заданное количество единиц, дети забывают этот результат прибавить к десятку и получают ошибочный ответ: 20-3 = 7.
Использование наглядных пособий, актуализация имеющихся знаний и опора на них помогают преодолеть эти трудности. Необ-
|
> ч
ходимо повторить таблицу сложения и вычитания в пределах 10. дополнение однозначного числа до десятка, вычитание из 10.
Объяснение сложения не представляет ничего нового по сравне нию с объяснением решения примеров вида 13+2, кроме образова ния 1 десятка: 5+5=10 (или 1 дес.); 1 дес. + 1 дес.=2 дес.=20. ^"Рассмотрим пример на вычитание: 20-3. В числе 20 нуль единиц, а нужно вычесть 3 единицы. Занимаем 1 десяток, раздроб ляем его на 10 единиц и вычитаем 3 единицы, получаем 7 единиц. Всего остается 1 десяток и 7 единиц, или 17. Проведенное рассуж-
Ш дение записывается так: 20-3=17.
В случае затруднений при понимании и приема вычислений объяснение можно провести с помощью палочек, связанных н пучки. Например, 20 - это 2 десятка (берем 2 пучка палочек) и нуль единиц. Занимаем 1 десяток и раздробляем его на 10 единиц (развязываем пучок палочек). 10 единиц минус 3 единицы получается 7 единиц. Всего остается 1 десяток и 7 единиц, или 17.
Решаются примеры на перестановку слагаемых, составляются по образцу, по аналогии:
Действия сложения и вычитания сопоставляются: 15+5=20; 20-5=15;
/"в) вычитание из двузначного числа двузначного: 15-12; 20-15. х Решение примеров такого вида можно объяснить разными приемами:
1)разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы
и вычитать десятки из десятков, единицы из единиц;
2)разложить вычитаемое на десяток и единицы. Вычитать из
уменьшаемого десятки, а из полученного числа - единицы."™^
Учащимся трудно знакомиться сразу с двумя приемами и даже трудно последовательно знакомиться сначала с одним, а потом с другим приемом. Умственно отсталые школьники самостоятельно не могут выбрать, когда целесообразнее использовать тот или иной прием. Поэтому знакомство с двумя, приемами только запутывает их. Лучше отработать хорошо один прием вычислений и научить учащихся самостоятельно пользоваться им.
„Объяснение вычитания проводится на наглядных пособиях. / Например, 15-12. «Какое действие надо выполнить? Прочитайте пример. Назовите уменьшаемое, вычитаемое. Сколько знаков имеют эти числа? Как они называются? Сегодня будем учить-140
ло 15? Отложим его на счетах. Из чего состоит вычитаемое Вычитать будем так: от 15 отнимем 1 десяток. Какое число
Лось? От 5 единиц отнимем 2 единицы. Какое число получи-
I, в остатке? Значит, 15-12=3».
Хналогично объясняется вычитание двузначного числа из 20 (рис. 10). Покажем на счетах последовательность вычитания дву-Н1.1чного числа из 20:
Целесообразно также использовать прием составления одного примера на сложение с тремя примерами: одного на сложение (перестановка слагаемых) и двух на вычитание. Необходимо сопоставлять компоненты этих примеров, подчеркивать их взаимосвязь (12+5, 5+12, 17-5, 17-12).
<"«Ттт „
\111. Сложение и вычитание с переходом через разряд представляет наибольшие трудности для учащихся школы VIII вида. Трудности связаны с тем, что сразу происходит актуализация ранее полученных знаний, их упорядочение и последовательное выполнение ряда логических операций. Чтобы сложить числа 7 и 5, нужно выполнить следующие операции:
1.Разложить второе слагаемое (5) на два числа так, чтобы
одно из них дополняло первое слагаемое до 10.
2.Дополнить первое слагаемое до 10, т. е. прибавить к перво
му слагаемому (7) одно из чисел, на которое разложили второе
слагаемое (т.е. 3). .
3. К полученному числу (10) прибавить оставшееся число (2)у
Учащиеся затрудняются, во-первых, в разложении второго сла
гаемого, так как, чтобы его разложить, нужно произвести мыслен-
но две операции: а) определить, сколько единиц недостает в н<-\ вом слагаемом до десятка; б) разложить второе слагаемое.
Вторая трудность заключается в том, чтобы удержать в пал число, которое осталось после дополнения первого слагаемой десятка, например: 7+5. Учащиеся дополнили 7 до 10, но помнят, сколько же нужно прибавить к 10.
Вычитание с переходом через десяток (12-5) тоже треб ряда операций:
1.Уменьшаемое разложить на десяток и единицы.
2.Вычитаемое разложить на два числа, одно из которых рапш
числу единиц уменьшаемого.
3.Вычесть единицы. ~
4. Вычесть из десятка оставшееся число единиц. ^
Учащихся вспомогательной школы в основном затрудняет вы
полнение третьей и четвертой операций.
Требуется большая подготовительная работа, тщательный под
бор материала от легкого к трудному, использование наглядности.
достаточное количество упражнений, которые бы помогли учл
щимся овладеть навыками решения примеров данного вида. Подготовительная работа должна заключаться в повторении
а) таблицы сложения и вычитания в пределе 10; б) состава чисел первого десятка (всех возможных вариантов из двух чисел), на пример: 7=6+1, 7=1+6, 7=5+2, 7=2+5, 7=4+3, 7=3+4; в) дополнения чисел до десяти: 10=3+..., 10=5+..., 10=8+..., 10=3 + ..., 10=... + ... и т. д.; г) разложения двузначного числа на десятки и единицы; д) вычитания из десяти однозначных чисел; е) рассмотрения случаев вида 17-7, 15-5.
9+1 = 10 12-2=10
1 = 11 12-2-1=9
Эта подготовительная работа должна проводиться систематически из урока в урок, задолго до решения примеров данного вида.
Последовательность случаев может быть различной. Существует два варианта:
1. Первое слагаемое и уменьшаемое постоянны, а второе слагаемое и уменьшаемое увеличиваются на 1:
9+2 8+3 7+4 11-2 12-3 9+3 8+4 7+5 11-3 12-4 9+4 8+5 ... 11-4
"2. Первое слагаемое и уменьшаемое меняются, увеличиваясь I, а второе слагаемое и вычитаемое постоянные: " %.
8+3 7+4 6+5 7+6 11-3 11-4
9+3 8+4 7+5 8+6 12-3 12-4
9+4 8+5 9+6 13-4
9+5 и т. д.
Объяснение выполнения сложения и вычитания проводится с ^пользованием пособий и подробной записью. При выборе посопи необходимо учитывать, что учащиеся должны видеть необхо-|шость добавления первого слагаемого до десятка при сложении разложении уменьшаемого на десятки и единицы при вычитали. Удобными пособиями являются бруски и кубики арифмети-^ского ящика, абак, счеты.
Сложим 8+3. Откладываем на пособии (абаке, полосах) пер-Ье слагаемое и добавляем его до десяти. Десять единиц заменяем Ьсятком. К десятку прибавляем оставшиеся единицы:
На этом этапе полезно решение примеров вида
Полезно также, особенно для наиболее слабых учащихся, ре-[ шение примеров с частичным использованием пособий, например: " 7+5. Ученик берет 5 предметов (второе слагаемое 5) и рассуждает так: к 7 прибавить 3, будет 10 (отнимает от 5 предметов 3), осталось прибавить 2:10+2=12. В этом случае ученик помогает себе с помощью пособий разложить второе слагаемое и удержать в памяти оставшуюся часть.
Как вычесть из 11 число 2? На абаке откладываем 11. Надо вычесть 2. Вычитаем 1, осталось вычесть еще 1. 1 десяток заменяем 10 единицами. Из 10 единиц вычитаем 1. Остается 9.
11-2 = 11 = 10+ 1 И- 1 = 10 10- 1= 9
По аналогии со*.сложением рассматриваются случаи вы 1 ния:
Учитель ставит вопросы: «Сколько единиц вычли сначг Сколько потом? Сколько всего единиц вычли?»
В дальнейшем учащиеся самостоятельно должны пояснять г говариванием громкой речью всё умственные действия.
Так же как и при сложении, можно позволить учащимся вычи таемое изображать на пособиях и убирать определенное количест во предметов при последовательном вычитании. (Иногда можно наблюдать, как учащиеся сами рисуют палочки на бумаге, а по мере вычитания зачеркивают их.) Например, 12-6. Откладывается 6 кругов (вычитаемое), и ученик рассуждает: «Сначала из двенадцати вычтем 2, будет 10 (убирает 2 круга), осталось вычесть 4: 10-4=6».
Так же как и во всех предыдущих случаях, соответствующие случаи сложения и вычитания необходимо сопоставлять.
Полезно сопоставлять ответы специально подобранных примеров целого столбика: решить и ответить на вопросы, почему ответы в примерах первого столбика увеличиваются, а в примерах второго уменьшаются.
В упражнения необходимо включать примеры с тремя компонентами: 8+7+3, 17-4-8, 5+9-6, а также примеры, одним из компонентов которых является нуль, например: 19-9, 20-0, 15-15 (нуль в ответе). Хорошо сравнить решение примеров, компонентами или результатами которых являются нуль и единица: 15-1, 15-15, 15-0, 15-14.
Примеры на сложение следует чередовать с примерами на вычитание. При решении сложных примеров необходимо выработать привычку анализировать предлагаемый пример. Учить школьников планировать мыслительные действия, развивать ориентировочную основу познавательной деятельности. Этому способствуют вопросы такого характера: «Сколько действий надо выполнить? Какие это действия?»
Следует шире использовать составление примеров по данному: 144
7+8=15 8+7
Так же как и при изучении действий в пределах 10, надо (предъявлять и такие примеры: 3-13, 12-15 - с целью выяс-"нить, возможно ли вычитание. При предъявлении пар примеров 5+15 и 5-15 (0+15 и 0-15) следует требовать объяснений, почему первый пример решить можно, а второй - нельзя. Подобные задания постепенно вырабатывают у учащихся привычку анализировать числа, прежде чем приступать к выполнению действий.
Для запоминания таблиц сложения и вычитания полезно решение примеров с неизвестным компонентом, составление нескольких примеров с данным ответом.
Таблицы сложения и вычитания заучиваются наизусть.
Вопросы и задания
1. Раскройте особенности изучения нумерации чисел второго десятка
в школе VIII вида (последовательность, методика, средства наглядности).
2.Сравните последовательность и методику изучения нумерации чисел
первого и второго десятка.
3.Составьте не менее 10 последовательно усложняющихся упражнений
для закрепления устной и письменной нумерации в пределах 20. На развитие
и коррекцию каких мыслительных процессов они направлены?
4.Составьте схему этапов изучения действий сложения и вычитания с
числами до 20.
5.Составьте фрагменты уроков, целью которых является ознакомление с
новыми вычислительными приемами сложения и вычитания чисел второго
десятка.
Т е м а: УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20 У р о к 93 Педагогические цели: создать условия для ознакомления с десятком как новой единицей счёта; показать, как образуются числа второго десятка; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте. Планируемые результаты (предметные): знать, как образуются числа второго десятка; уметь использовать десяток как новую единицу счёта. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь различать способ и результат действия; принимать практическую задачу. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему урока. Личностные: делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога. С ц е н а р и й у р о к а I. Каллиграфическая минутка. 1 2 1 2 1 3 1 3 II. Устный счёт.
– Найдите пару, соединив линиями примеры с одинаковыми значениями. – Сравните значения выражений, не делая вычислений. 8 – 1 … 8 + 1 6 + 2 … 6 – 2 7 – 1 … 7 + 1 4 + 0 … 4 – 0 – Докажите правильность вашего мнения. III. Изучение нового материала. 1. Знакомство с новой единицей счёта – десятком. На этот урок дети должны принести материал для практической работы: палочки, связанные в пучок (два пучка по десять палочек в каждом), и десять палочек, не связанных в пучок. Учитель выставляет на наборное полотно какиелибо фигурки, например, пять лисичек. – Сосчитайте количество предметов. Как вы считали? (По одному.) – Как ещё можно считать? (Парами, то есть по два.) – Считать предметы можно не только единицами и парами, но и тройками, пяткáми и т. д. – Возьмите 10 палочек. Как можно сказать о количестве палочек? (Их десять.) – А теперь соедините палочки в пучок. Получим десяток. – Сколько десятков палочек у вас в пучке? (Один.) – Значит, можно сказать, что у вас десять палочек или один десяток. На д о с к у учитель вывешивает табличку:
2. Образование чисел второго десятка. П р а к т и ч е с к а я деятельность учащихся. – Положите на парту один десяток палочек. – Теперь положите одну палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (11.) – Сколько у вас лежит десятков палочек? (Один.) Сколько отдельных палочек? (Одна.) – Значит, в числе 11 – 1 десяток и 1 единица. – Добавьте ещё одну палочку. Сколько палочек стало? (12.) – Сколько в числе 12 десятков, сколько единиц? Аналогично рассматриваются числа от 13 до 19. Учитель обращает внимание на то, что первая часть в названии чисел от 11 до 19 говорит о количестве единиц. – А теперь положите на парту ещё одну палочку. Сколько не связанных в пучок палочек у вас на парте? (Десять.) Сколько это десятков? (Один.) – Замените несвязанные палочки пучком палочек. – Сколько всего десятков палочек у вас на парте? (Два.) – Два десятка – это двадцать единиц. 3. Закрепление знания новой единицы счёта (задания 1, 2, с. 46 учебника). Выполняя задание 1, учащиеся пользуются рисунками, данными на странице выше. Работу по заданию 2 можно провести следующим образом: – Сколько красных флажков на рисунке? (Десять.) – Как можно сказать подругому? (Один десяток.) – Положите один десяток палочек на парту. – Сколько синих флажков? (Десять.) Как подругому назвать 10? (Один десяток.)
– Положите ещё 1 десяток палочек на парту. Сколько всего палочек у вас на парте? (2 десятка.) – Сколько флажков на рисунке? (2 десятка.) – Два десятка – это сколько единиц? (Двадцать.) – Положите на парту 10 красных кружков и 7 синих. Каких кружков больше? На сколько? – Сколько кружков всего? (Семнадцать.) – Какое число предшествует числу 17? Какое число следует за числом 17? IV. Работа над задачами. Подготовка к решению составных задач. – Прочитайте текст в задании 4 (с. 47 учебника). – Докажите, что это задача. Прочитайте условие. Прочитайте вопросы задачи. – Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Сложение.) – Почему? (Спрашивается, сколько всего деревьев посадили дети.) – Запишите решение. – Каким действием будете находить ответ на второй вопрос? (Вычитанием.) – Почему? (Так как спрашивается, на сколько меньше берёзок, чем липок.) – Запишите решение. – Ответьте на вопросы задачи. Читают тексты задач в задании 6 (с. 47 учебника), выделяют в каждой условие и вопрос, данные и искомое числа, обосновывают выбор арифметического действия, которым будут решать задачи, и самостоятельно записывают решение. – Как связаны между собой задачи? V. Решение выражений.
Выполняют устно (с подробным объяснением) задание под чертой (с. 47 учебника). VI. Итог урока. В о п р о с ы: Что нового узнали? Что вас заинтересовало больше всего? Оцените свою работу на уроке.
ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.
Задачи образовательные:
Ø Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 20, нумерацию и сравнение чисел в пределах 20.
Ø Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
Ø Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.
Ø Составлять и решать задачи изученных типов.
Задачи развивающие:
Ø Развивать навык беглого, правильного счёта.
Ø Развитие воображения, мышления, памяти.
Ø Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.
Ø Развивать кругозор, любознательность, память.
Ø Развивать навыки групповой самоорганизации, умение определять роль внутри группы.
Ø Развивать коммуникативные УУД: построение речевого диалога.
Ø Прививать любовь к родной земле, желание приносить пользу.
Задачи воспитательные:
Ø Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание;
Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ
Венгеровская СОШ №2
Математика
Тема: « Нумерация чисел в пределах 20»
1 класс
Провела: учитель высшей
Квалификационной категории:
О.М. Юмашева.
Венгерово2012
ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.
Задачи образовательные:
- Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 20, нумерацию и сравнение чисел в пределах 20.
- Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
- Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.
- Составлять и решать задачи изученных типов.
Задачи развивающие:
- Развивать навык беглого, правильного счёта.
- Развитие воображения, мышления, памяти.
- Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.
- Развивать кругозор, любознательность, память.
- Развивать навыки групповой самоорганизации, умение определять роль внутри группы.
- Развивать коммуникативные УУД: построение речевого диалога.
- Прививать любовь к родной земле, желание приносить пользу.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание;
- Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок. И следующий урок у нас – урок математики. Начнем мы его с игры, которая называется «Секрет».
У каждого из вас на партах лежат геометрические фигуры. На них написаны буквы. Вам нужно разложить геометрические фигуры так, чтобы получилось слово, а ответ мы должны держать в секрете.
Первая фигура - треугольник, следующая – овал, далее-квадрат, прямоугольник, круг и последняя фигура –трапеция.
Если вы положили все фигуры правильно, то откройте мне сейчас свой секрет. Командир экипажа, шепни на ушко слово- разгадку этого секрета.
А теперь улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Вот теперь я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит можно начинать наш урок, а урок наш необычный. Почему?- спросите вы. А давайте прочитаем слова, которые вы видите на экране.
Слайд 2
Пусть холодные ветры нам дуют в лицо,
Все пути нам, ребята, открыты,
Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,
Мы – искатели, мы – следопыты.
Ребята, а как вы думаете, кто такие следопыты, исследователи?
А теперь подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? (Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)
Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. А кто мне ответит: на какой планете мы с вами живем? А какая она? Сегодня с планеты Земля будут стартовать две ракеты. Как вы думаете, что мы будем делать на станции: «Сосчитай-ка», а на станции: « Решай-ка»? Давайте проверим ваши предположения.
Представление экипажей.
Поэтому я хочу представить наши дружные экипажи. К нашему полету готовятся 2 экипажа.
1 экипаж – испытатели « Ракета »,
Девиз: «Нашу Землю сбережём,
Мир мы в космос увезём!»
2 экипаж – исследователи « Звездочка »,
Девиз: «В Союзе жить –
Радость людям дарить!»
Участники полета пройдут сложные испытания и покажут свою готовность №1. Побывают на разных Наши корабли побывают на различных планетах, а после завершения работы на планете, будет происходить смена состава экипажа.
Сейчас каждый экипаж должен сконструировать из имеющихся геометрических фигур для полета ракету.
Приготовиться к полёту!
Есть приготовиться к полёту!
Пристегнуть ремни!
Есть пристегнуть ремни!
Командирам экипажей доложить готовность к полёту!
Командиры.
Экипаж корабля «Ракета» к полёту готов! Командир……
Экипаж корабля «Звездочка» к полёту готов! Командир……
Включить контакты!
Есть включить контакты!
Ученик.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка
Очень важная наука «Ма-те-ма-ти-ка»
Учитель.
Молодцы!
До старта нашей ракеты осталось несколько секунд. Включить счётчик!
Есть включить счетчик!
Отсчитываем секунды: 20, 19….. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Старт!
Актуализация знаний
Звучит музыка группы « Space» . На фоне музыки звучат слова. Слайд 2.
Мы летим к одной из планет, которая называется «Планета-Математика». Это планета очень большая, на ней много станций. И чтобы поскорее добраться до этой планеты, нам помогут звезды.
Каждый взрослый и ребенок любит смотреть на звезды, кто-то просто восхищается красотой, кто-то хочет, разгадать тайны… и вот к одной из тайн мы сейчас прикоснемся. Во время полета вам потребуется внимательность, сообразительность и полученные знания на планете Земля. Итак, во время полета вы увидели звезды. Какие они?
1экипаж: сколько всего звезд?
2экипаж:
Сколько красных звёзд?
Сколько желтых звёзд?
Сколько больших?
Сколько маленьких?
Слайд 3. На пути первая станция нашей галактики «Сосчитай – ка»
В космосе очень много различных звезд, давайте попробуем их зажечь. Если ответ будет правильным, то звезда будет мерцать, меняя свой цвет. А вы должны быть внимательными и следить за правильностью ответов своего экипажа. (показывают ответ на карточке)
1… 10+3 10+8 10+5 14-4 19-9 16-6 10+10 17-7
А теперь посмотрим, по какому пути летели наши ракеты.
Что напоминает? Ковш…
Какое созвездие имеет форму ковша? (созвездие большая медведица.)
Как называются такие линии? (ломаные) Какие ломаные вы знаете? А из каких ломаных состоит созвездие Большой медведицы?
Сколько звеньев у незамкнутой ломаной? А у замкнутой?
Молодцы! Вы справились с первым заданием.
Работа в тетрадях.
Открыли бортовые журналы, ведь именно так называются тетради у космонавтов. (тетради)
Запишите число нашего космического путешествия.
Классная работа.
Каждый космонавт должен красиво писать в тетради.
Вам предстоит подсчитать все вершины в этих ломаных и записать данное число. (7) А теперь увеличьте это число на 1дес. Что можно сказать об этом числе? (двузначное) Используя эти две цифры, какое число можно еще составить. (на доске запись 7, 17, 71)
Найдите карточку, где записаны двузначные числа и прочитайте задание.
2. Вставь пропущенное число
10,…12, 13,…, …, 16, 17, 18, .., 20 (Проверка)
Назовите число, состоящее из 1дес. 6ед.,
Назовите последующее число числа 14.
Назовите число, которое стоит между числами 12 и 14
Назовите самое большое и самое маленькое число.
А теперь сравним эти числа.
3. Поставь знак: =; ;
12 * 10, 13 * 14, 15 * 19 (проверка)
Смена состава экипажа (2)
Слайд4 .
Наша ракета продолжает путешествие и прибывает на планету «Решай-ка»
Дифференцированное задание (три уровня сложности). Уровень сложности ребенок выбирает сам.
Перед нами три лунохода. Скорость первого невелика, но управлять им легко – это нетрудные задачи.
У второго лунохода скорость повыше, но управлять им сложнее – надо вспомнить некоторые правила. А именно – на сколько одно число больше или меньше другого.
За управление третьим луноходом вы сразу, но встретите на пути много сложностей. Взвесьте свои силы и приступайте к работе. Желаю удачи!
(Проверка) Смена состава экипажа. (2)
Задача1. Длина первой ракеты 6 м, а длина второй ракеты – на 3 м больше. Узнайте длину второй ракеты.
Задача 2. В одном экипаже 8 человек, а в другом 10 человек. Сколько человек в двух экипажах?
Задача 3. У одного лунохода 6 колес, а у другого на 4колеса больше. Сколько колес у двух луноходов?
Слайд 5
Планета «Спортивная»
Учитель.
Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте, они находят время для спортивных упражнений.
Сделаем и мы физкультминутку.
А сейчас мы с вами, дети, (шагаем)
Улетаем на ракете. (шагаем)
А зачем – кто хочет знать? (руки вперед, затем к себе)
На носочки поднимись, (руки на поясе)
Ввысь все дружно потянись.
Раз, два, три, тянись, тянись –
Вот летит ракета ввысь! (разводим руки)
Молодцы! Оказывается, ребята, вы еще и отличные спортсмены. Зарядились энергией, отправляемся на следующую планету.
Слайд 6
Планета: «Нарчетай-ка»
На этой планете нас встречают человечки-инопланетяне. Они предлагают вам выполнить следующее задание.
Соедини точки по порядку и назови, получившуюся фигуру:
Что вы можете сказать о каждой фигуре?
А сейчас измерьте длину одной из сторон и начертите в бортовом журнале отрезок этой длины. Какой длины начертил отрезок 1 экипаж? Сколько это дм? Какой длины начертил отрезок 2 экипаж?
(Проверка) Смена экипажа. (2)
Слайд 7
Планета «Тестовая»
Космонавты должны подготовить отчёт о своём путешествии
Те, кто правильно решит тесты, тот настоящий космонавт.
1. Обведи в кружочек двузначные числа: 1, 10, 2, 5, 20, 11
2. Обведи в кружочек самое маленькое число: 19, 15, 12, 17, 20.
3. Обведи в кружочек самое большое число: 11, 13, 12, 17, 20.
4. Обведи в кружок число, которое состоит из 1 десятка и трёх единиц.
5. Дополни числа до десятка
6. Подчеркни число, следующее за числом 15, 13, 16, 14, 17
7. Обведи кружком число, которое меньше 16: 17, 16, 13, 19
8. Обведи кружком число, которое больше 12: 10, 12, 14, 11
9. Число 12 увеличь на 1 Сколько получится?
Обведи это число. 11, 12, 14, 13.
10. Число 18 уменьши на 1. Подчеркни чему равна разность. 15, 17, 18, 16,
Смена состава экипажа (2) 8
Наше путешествие подходит к концу.
Выключить моторы
Отключить контакты
54321
Спуск!
Приготовить парашюты, мы приближаемся к Земле. Каждый должен приземлиться в заданной точке. (У детей карточки-«парашюты», на которых написаны примеры). Они решают самостоятельно и встают к «клумбе» того цвета, какое у них настроение.
А вы обратили внимание, что наши точки приземления находятся на «клумбе» эмоций. (В каждой «клумбе» числа:12,15,18) Покажите к какому цвету ближе ваше настроение . И от вашего настроения, какая стала Земля?
Слайд8
А кто из вас знает этого человека? А кто он? А что он сделал? А когда это
было?
А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А.Гагарин?
Прочитайте слова, которые сказал первый космонавт, когда вернулся на Землю.
“Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!
Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету...”
Желаю вам, чтобы ваши знания никогда не подвели вас, а только помогали в жизни.
До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Технология развивающего обучения
МБОУ Добринская ООШ
Учитель Силаева Г.М.
Тема
: Нумерация чисел в пределах 20.
Цели
: совершенствовать вычислительные навыки, развивать мышление, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества.
Оборудование
: учебник математики, карточки с числами, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, картинки с изображением вагончиков со сказочными героями, таблицы с задачами, доска, цветные мелки.
Ход урока.
Оргмомент.
- Дети, слышали звонок?
Начинается урок!
Сели правильно и красиво. Молодцы, ребята, у всех порядок на рабочем месте. Готовы трудиться? Какое настроение? Тогда за дело!
Постановка учебной задачи
.
- Сегодня на уроке математики мы будем решать примеры, составлять и объяснять задачи, сравнивать числа и выражения, учиться отвечать полным ответом, помогать товарищам. Вы любите сказки? Тогда сегодня мы отправимся в путешествие со сказочными героями. Улыбнулись! С каким настроением мы отправляемся в путь?
(с хорошим)
-Путешествие начинается! Нас встречает Лисичка Считаевна. «Купите билетик,- говорит -, ребята, а я посмотрю кого из вас взять в путешествие».
- Все включаемся в активную деятельность! Пусть не сомневается хитрая Лисичка, что считаем мы быстро и правильно!
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
18-4 13-0
12+2 10+10
10+5 19-10
17-6 13+7
- Молодцы. Билеты купили, идём на посадку. Ой, что это? На нас посыпался математический дождь!
Устный счёт.
- Считаем до 20 и обратно;
5 - считай дальше:
14 – считай обратно;
Какое число стоит за числом 16? 7?
Какое число стоит перед числом 20? 8?
Какое число на 1 больше, чем13?
Какое число на 1 меньше, чем 15?
(дети работают по индивидуальным карточкам)
5+4-6 10+7-5
20-3+0 8+5-10
19-6+2 17-2+5
6+10-6 18-4+6
Сверить с ответами на обратной стороне карточки. Самоконтроль.
Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.
Замечательно! Как весело улыбается Колобок. Он доволен работой.
Кого видим, дети? Узнали? Из какой сказки он пришёл?
Серый Волк ребят встречает и задачки предлагает:
Задачи в стихах.
1. Бабушка, милая, хочу пирожок!
Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?
Два для мамы, два для папы,
Для сестрёнки тоже два.
Нам с тобой по два испечь.
Ох, мне всех не перечесть!
Кто малышу помочь готов?
Сколько надо пирогов? (10)
Тринадцать весёлых ребят-медвежат
За красной малиной в рощу спешат.
Но самый маленький устал-
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (12)
Ёж спросил ежа соседа:
Ты откуда, непоседа?
Запасаюсь я к зиме:
Видишь яблоки на мне?
Собираю их в лесу.
7 принёс да 5 несу.
Призадумался сосед:
Это много или нет? (12)
Ребята, чем ловил волк рыбу в сказке? (хвостом). Правильно. А пока сидел и думал, он задачку вам придумал.
1. На хвост Волку попалось 10 лещей и 16 карасей. На сколько лещей попалось меньше, чем карасей?
(На 6 лещей меньше, чем карасей).
Верно. Как узнали? Каким правилом пользовались?
(Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше, надо из большего вычесть меньшее).
Волк трудился: рыбу ловил. А вы помогаете дома? Посмотрим, кто из вас лучший помощник? Тот и задачку решит быстро.
Дочка вымыла 10 тарелок, а мама на 4 тарелки больше. Сколько тарелок вымыла мама?
Папа принёс 12 вёдер воды, а сын на 6 вёдер меньше. Сколько вёдер воды принёс сын?
Мы умеем не только задачки решать,
Но ещё интереснее их составлять!
Творческая работа в парах.
(дети составляют две задачи по краткой записи на доске и две по рисунку в учебнике на странице 46.)
Хорошо мы потрудились,
И пора всем отдохнуть.
Физкультминутка «Хомка».
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хочет хомка сильным стать.
Путешествие продолжается. Нас встречает Красная Шапочка. Какие – то интересные знаки у неё в корзинке. Назовите их скорей!
(больше, меньше и равно, плюс, минус)
Задание от Красной Шапочки: сравнить числа.
А) Устно: задание записано на доске.
9*13 12*18
20*11 6*16
5*11 20*12
20*15 14*4
Б) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
8*18 3+6*12 9+2*7+4
15*13 17*7+10 14-3*20-8
14*16 18-3*5 6+5*8+4
0*10 20*18-6 20-15*19-17
Самоконтроль. В процессе работы учитель следит за выполнением задания.
Удивилась Красная Шапочка быстрому выполнению заданий, обрадовалась встрече с такими
хорошими детьми и решила с вами поиграть.
Игра «Плюс или минус?»
15 * … = 14 13 * … = 16
20 * … = 17 19 * … = 19
С заданием справились! Молодцы!
Кто кричит нам «Кукареку!?»
Верно, это наш дружок - Петушок Золотой Гребешок.
Петушок Золотой Гребешок желает знать, как вы умеете работать по таблице:
Открываем учебник математики на странице 42 и выполняем номер 3.
Какое задание нужно выполнить? Кто желает ответить?
(Числа 10, 8, 12, 6, 0, 15 увеличить на 4)
Как рассуждаем?
(увеличить на 4, значит надо прибавить 4)
Ребята, угадайте, с чем путешествует Крокодил Гена! Что это за предмет?
Загадка Всё, что я ни захочу –
Очень быстро начерчу.
Отгадать её сумей-ка:
Это ровная (линейка)
Кто догадался, что хочет предложить вам Крокодил Гена?
(начертить фигуры)
Правильно, но прежде
игра «Назови фигуру».
(прямая линия, кривая линия, отрезок, ломаная линия, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, пятиугольник.)
Вы хорошо знаете фигуры, а теперь выполним практическую работу.
Практическая работа
Начертиь два отрезка: первый отрезок 12 дм, а второй на 3 см короче.
(взаимопроверка)
Понравились отрезки Крокодилу Гене. Но ему непонятно: почему вы поставили вот эти точки?
(дети показывают и говорят: эта точка – начало отрезка, а эта точка – конец отрезка.)
С геометрическим материалом вы справились хорошо, поэтому наш герой хочет проверить кто из вас самый внимательный?
Игра «Стук-стук».
На доске таблица с двумя разрядами:
десятки единицы
(Учитель стучит указкой 1 раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках.)
Мы так увлеклись игрой, что даже не заметили парашютиста.
На парашюте я летел,
«Спасибо» вам сказать хотел.
От такой работы захватило дух.
Кто, ребята, вас так хвалит? Ну, конечно,…….(Вини Пух)
Дети, Вини Пух дарит вам сладкие подарки:
Угощайтесь, ребята,
Это сладкая вата.
Вини Пух угощает вас сказочной ватой и каждому предлагает выполнить дома интересное задание.
Задание выполните и вату оставите на память об уроке.
Индивидуальные домашние задания от Вини Пуха на сладкой вате.
Задание для Дениса
Дополни числа до одного десятка:
3 6 2 1 4 5 7 9 8
? ? ? ? ? ? ? ? ?
Задание для Алёны
Зачеркни неправильные ответы:
10+6= * 15, 16, 17, 14.
18-8=* 11, 10, 12, 8.
Задание для Димы
3. Подчеркни примеры с ответом 14:
9+4 9+5
9+8 7+7
8+6 2+12
Задание для Вики
4. Какие числа надо поставить вместо *?
13 15 17
8+* 8+* 8+*
Задание для Наташи
Обведи в кружок двузначные числа:
1, 10, 2, 5, 20, 11.
Подведение итога урока. Рефлексия.
Дети, чему мы учились сегодня на уроке математики?
Что понравилось на уроке? А что не понравилось? Почему?
У меня, ребята, очень хорошее настроение! Как вы думаете, отчего так?
(потому что мы хорошо трудились)
Учитель даёт общую оценку деятельности детей на уроке. А в процессе урока комментирует их ответы.
Действительно так. Я вас благодарю и желаю, чтобы на всех уроках вы, не стесняясь, высказывали своё мнение. Не бойтесь ошибаться. Ведь на ошибках учатся. Спасибо, дети. Урок закончен.