Юла звуко буквенный разбор. Фонетический разбор «юла
В слове юла́
:
1. 2 слога (ю-ла́
);
2. ударение падает на 2-й слог: юла́
- 1-ый вариант
1 ) Транскрипция слова «юла́ »: .
3 буквы, 4 звука
Настройка
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 12
§ 12. Кроме того, буква ю в начале слова и после гласного обозначает сочетание [йу], т, е. звук [у] с предшествующим [й]: юг, юла́ , зна́ ю, мо́ ю, уме́ ю (произносится [йук, йула́ , зна́ йу, мо́ йу, уме́ йу]). То же обозначает буква ю после так называемых разделительных ь и ъ: вью, пью, шью, чью, вы́ лью (произносится [в❜ йу, п❜ йу, шйу, чйу, вы́ л❜ йу]), съюли́ ть (произносится [с❜ йули́ т❜ и сйули́ т❜ ]).
§ 15
§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: заа́ хать, поа́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, жа́ ба, ша́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коча́ н, кача́ ть, поща́ да.
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..
Фонетический разбор – один из первых видов анализа на уроках русского языка. Ребенок видит графический облик слова, слышит его звучание, обнаруживает разницу между написанием и произношением. И может ее объяснить, опираясь на понимание фонетических процессов. Таким образом, звукобуквенный разбор формирует логическое мышление, аналитические способности детей.
При разборе слов с буквой «ю» обязательно вспомните, что у нее несколько задач:
- Может обозначать один гласный [у], когда стоит после твердых согласных, например, в слове «парашют»
- Два звука: [й’] и [у], в позиции самого начала слова, после гласных или после Ь и Ъ
- Обозначать мягкость предыдущего согласного
В данном слове «ю» как раз в позиции начала слова.
Фонетическая транскрипция
В этом слове два слога: ю – ла́; ударным является второй слог.
В транскрипции записывается [й’ула́]
Характеристики
[у] – гласн., безударный
л — [л] – согласн., звонкий, твёрдый
а — [а́] – гласн., ударный
Гласные
Буква «ю» в любой позиции обозначает только один вариант гласного — [у], поэтому мы даем следующие характеристики:
- [у] – безударный
- [а́] – ударный
Согласные
«Ю» стоит в абсолютном начале слова, поэтому первый звук, который мы произносим, — [й’] – согласн., звонкий, мягкий.
«Второй согласный — [л] – звонкий, твёрдый – обозначается на письме буквой «л».
Примеры разбора
Ученик должен уметь оформить звуко-буквенный разбор слова юла письменно и дать устный ответ.
Устный
Слово «юла» состоит из двух слогов: ю – ла́. Второй слог — ударный
В слове два гласных звука:
- [у] — безударный. Обозначен на письме буквой «ю»
- [а́] — ударный. Обозначен на письме буквой «а»
И два согласных звука:
- [й’] – звонкий, мягкий, обозначается буквой «ю»
- [л] — звонкий, твёрдый, на письме обозначен буквой «л»
В разбираемом слове 3 буквы и 4 звука
Письменный
Юла — [й’ула́] – 2 слога
ю — [й’] – согласн., звонкий, мягкий
[у] – гласн., безударный
л — [л] – согласный, звонкий, твёрдый
а — [а́] – гласн., ударный
лариса титова
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам»
Задачи : закреплять умение проводить звуковой анализ слов ; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки ; различать звонкие и глухие согласные; вычленять словесное ударение, определять его место в слове; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать интерес и любовь к родной речи.
Демонстрационный материал : картинки – схемы слов «мука» , «юла» , «мышка» , красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, картинки (замок, замок, д/и «Угадай-ка» .
Раздаточный материал : полоски с четырьмя и пятью клеточками, тарелочки, красные, синие, зеленые, черные фишки, указки.
Оборудование : шапочки (2 красных, синяя, зеленая, черная, фишки, сумка.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, сегодня мы пойдем в гости . Звуки пригласили нас в свою волшебную страну, где мы вспомним, какие бывают звуки , поупражняемся в разборе слов, также нас ждут игры с заданиями. Итак, отправляемся в путь.
Дети входят в зал.
Восп.: Почему – то звуки нас не встречают , молчат, как рыбы. Наверное, что – то случилось. Давайте спросим ударение.
Ударение : Что случилось? Да не поладили звуки и разошлись в разные стороны. А теперь согласные хотят поговорить и не могут.
То кашляют : кх, кх!
Хмыкают : Хм!
То вдруг кошку начнут звать : кс, кс, кс!
А гласные тоже хороши! То плачут, как малые дети : Уа, Уа!
То аукают : Ау! Ау1
Вос.: Непорядок. Гласные и согласные звуки не могут жить друг без друга, им надо срочно помириться. Смотрите, согласные хотят что – то сказать : - БДМ, ВСГД, ВМСТ!
И гласные :_ УЭ, ЭА, ЭЭ!
Мы ничего не поняли. Теперь скажите вместе, дружно :
Будем всегда вместе!
Молодцы, больше никогда не разлучайтесь.
А мы, ребята, давайте вспомним, какие звуки называют гласными ? (звуки , которые можно петь, кричать. Когда мы их произносим, во рту ничто не мешает).
Гласный звук : Мы, гласные, тянемся в песни звонкой,
Можем заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желаем свистеть и ворчать!»
Вос.: Какие гласные звуки мы знаем ? Сколько их? (шесть : а, о, у, и, э, и, ы) .
Гласные звуки мы обозначаем красной фишкой.
Что вы можете рассказать о согласных звуках ? (когда мы их произносим, то нам мешают губы, зубы, язык) .
Согласный звук : Мы согласные, согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется нам петь!
Скажите, какие бывают согласные звуки ? Какими фишками мы их обозначаем? (согласные бывают твердые и мягкие, твердые –синими, мягкие – зелеными) .
Ребята нам ни в коем случае нельзя забывать об ударении. Ведь оно играет важную роль в слове, даже может изменить их значение.
Ударение : Шутник я, невидимка молоток,
Тук – и ударил в безударный слог.
И зразу же – исчез огромный замок,
И появился маленький замок!
Вос.: Следи за поведением молотка,
Держи его в руках, озорника!
Какой фишкой мы обозначаем ударение! (черной фишкой)
Теперь у нас есть все необходимое для работы. Можно занять свои места за столами.
Звуковой анализ слов .
1. Звуковой анализ слова «юла» .
Что нарисовано на картинке?
Что означают эти клеточки? (звуки )
Один ребенок разбирает слово у доски : «йула» - 1й звук «й» - согласный, мягкий, обозначаем его зеленой фишкой, 2й звук – «у» - гласный, обозначаем его красной фишкой, 3й звук «л» - согласный, твердый, обозначаем его синей фишкой, последний звук «а» - гласный, обозначае6м красной фишкой.
В слове «юла» четыре звука .
Сколько в слове гласных звуков ?
Сколько слогов?
Назовите первый гласный звук ? (у)
Первый слог (йу)
Назовите второй гласный звук (а)
Второй слог (ла)
Сколько в слове мягких согласных? Что вы можете сказать звуке (й) – он всегда мягкий, у него нет твердой пары.
Скажите слово «юла» так, чтобы мы услышали ударный гласный звук . Поставьте над ним черную фишку.
Уберите со схемы звуки : «а» , «у» , «л» . Какой звук остался ? (й)
Дидактическая игра «назови слова» .
Назовите слова со звуком «й» (чай, йод, майка, сарай, ягода)
2. Анализ слова «мышка»
У доски слово поочередно разбирают пять детей .
Обозначьте ударный гласный звук , прочитайте слово.
Перенесите ударение на второй гласный звук , прочитайте слово. Поставьте ударение на место.
Дидактическая игра с заданием.
К доске пойдут звуки : «м» , «к» , «ш» , «ы» , «а» .
На место встанут :
Всегда твердый согласный,
Ударный гласный,
Первый согласный,
Безударный гласный,
А ты кто?
3. Дидактическая игра «Составь слово» .
Назовите слово, которое получится из первых звуков этих слов – названий6 (клетка, облако, тапки – кот) .
Составьте на столах схему этого слова.
Теперь возьмем название картинок справа налево. Что получилось? (ток)
4. Дидактическая игра «Найди схему слова»
Нужно найти нужную схему к каждому слову и соединить их.
5. Дидактическая игра «Сумки с продуктами» .
Эти сумки нужно наполнить продуктами. В одну сумку положите те продукты, в названиях которых есть звук «с» , а в другую «с”» : сыр, колбаса, семечки, селедка, сухари, кисель, сок.
Работа со звонкими и глухими согласными.
Как называются согласные звуки , которые состоят из шума и голоса? Назовите их (звонкие в, г, д, з, б, ж) .
Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (глухие ф, к, т, с, п, м) .
Я буду называть слова со звонкими согласными, а вы повторять их с «выключенным» голосом (год – кот, бочка – кочка, бил – пил, коза – коса, и т. д.)
Итог занятия .
Чем мы занимались в волшебной стране звуков ?
Чтобы возвратиться, нам надо сделать цепочку.
Дидактическая игра «Поймай конец и продолжай»