Белая ночь юрий живаго анализ. Материалы к анализу стихотворения Б
«Зимняя ночь» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь », представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.
Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.
В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма , тесно переплетаются темы любви и природы . Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.
В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…» ) отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела» .
Основная идея произведения - противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна» . Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн» , «ангел» , «крестообразно» ) позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.
Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.
Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма - укороченные вторая и четвертая строки - придают произведению динамизм и экспрессию.
Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности : метафорами (жар соблазна, слезами с ночника ), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе ), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла ), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.» ). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…» ) и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени ). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».
В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.
«Зимняя ночь» Б.Пастернак
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.
Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.
Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.
Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.
Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.
В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.
Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.
Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.
Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»
Стихотворение «Зимняя ночь» является одним из самых известных произведений Б. Пастернака и больше известно по первой строке «Мело, мело по всей земле…».
Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящён О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.
Эта зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей – 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью. Теперь их взаимоотношения лишь часть истории, но свеча, зажжённая силой любви поэта, горит назло всем февральским метелям.
Это стихотворение любимо и узнаваемо ещё и потому, что оно неоднократно ложилось на музыку. Это неудивительно, поскольку произведение обладает неповторимой музыкальностью. Недаром утверждала М. Цветаева, восхищённая талантом Пастернака, что он пришёл из музыки. Пастернак принёс в поэзию «всю несказанность», читая его стихи, идёшь «ощупью, наугад».
Музыкальность стихотворению придают повторяющиеся рефреном строки: «Свеча горела на столе, свеча горела». В звуковой оболочке произведения можно выделить аллитерация на сонорные согласные [м] и [л], которые придают стихотворению дополнительную напевность и мелодичность.
Музыкальность стихотворению придаёт и его размер – четырёхстопный ямб, чередующийся с двустопным. Такая форма отражает и особенности ключевого образа стихотворения – свечи. Строки стиха, подобно пламени свечи колеблются на бумаге и создают иллюзию движения.
Особенно нужно отметить особенности рифмовки. Она перекрёстная, и таким образом, уже на звуковом и структурном уровне стихотворения, даёт о себе знать мотив креста, скрещение судеб. Немаловажно и то, что мы имеем дело со скрещением мужской и женской рифмы. Данное совпадение отнюдь не случайно. Автор показывает воссоединение героев, пересечение их судеб не только в сюжете стихотворения, но и в его структуре.
Однако, если мы перейдём непосредственно к лексической составляющей стихотворения, то обратим внимание на то, что автор ни разу не упоминает в буквальном смысле двух главных героев. Он как бы говорит ни о чём и обо всём одновременно. Картину происходящего мы понимаем по намёкам: тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали два башмачка, воск на платье капал.
Что же происходит с двумя людьми, затерявшимися во мраке ночи: это грех или это Божья благодать. Б. Пастернак даёт однозначный ответ. Обратимся к четвёртой строфе.
Вопреки законам физики тени ложатся не на пол, как мы привыкли, а на потолок, причём этот потолок озарённый. Таким образом, получается, что две тени устремляются к небесам, освещённым некой Божьей благодатью. Любовь рождается в грехе, на это указывают и звук падения башмачков, и плач ночника, и непонятное дуновение на свечку из угла, и жар соблазна. Но этот жар соблазна всё равно, что ангел, который берёт под крыло влюблённых даёт им крылья и позволяет оторваться от грешной земли к взлететь к озарённому потолку.
Именно в этих четырёх строфах (с IV по VI), описывающих слияние влюблённых появляется мотив креста. В контексте данного стихотворения крест не является символом муки и страдания. Здесь крест как пересечение двух жизненных дорог, двух судеб в одну.
Очевидно, что в произведении присутствуют два ведущих образа: образ свечи и образ метели, по сути, они являются антиподами друг друга и создают два параллельных, не похожих друг на друга мира.
Стихотворение начинается образом метели. Даётся её пространственная характеристика: она повсеместна, поле её деятельности – вся вселенная. Всё теряется в снежной мгле – на улице темно, непроглядно и морозно. Метель лепит свои узоры на оконном стекле, а значит она вне дома, за его пределами.
Мир свечи предельно мал – это всего лишь стол, свеча находится где-то внутри дома, по другой стороне оконной рамы. Свеча несёт тепло («И жар соблазна//Вздымал, как ангел, два крыла//Крестообразно»).
Попробуем пойти в анализе стихотворения идти вслед за автором.
В первой строфе абсолютная антитеза: с одной стороны «Мело, мело по всей земле во все пределы», а с другой – «Свеча горела на столе, свеча горела».
Во второй строфе обстановка меняется. Появляется некий центр – огонь свечи, - на который «как летом роем мошкара, летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме». И читатель вместе со снегом начинает стремиться к этому центру.
Третья строфа: «Метель лепила на стекле кружки и стрелы». И мы как бы вместе с метелью заглядываем в окошко и наблюдаем происходящее.
Стоит обратить внимание на то, какие фигуры лепит метель на стекле: кружки и стрелы. Какие ассоциации возникают.
Кружки как обручальные кольца – символ единения двух влюблённых в единое целое. Однако метель рисует не только кружки, но и стрелы, и в биологии существует знак, обозначающий воссоединение мужчины и женщины.
А дальше – «на свечку дуло из угла» - метель проникает в помещения, это она помогает ещё ярче разгореться жару соблазна. Таким образом, она становится соучастницей всего происходящего. Это мнение подтверждается в последней строфе:
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Во-первых, в стихотворении из 8 союзов нет ни одного противительного, более того, все восемь представлены сочинительным союзом и (если мы заменим: «Но падали два башмачка// Со стуком на пол,// А воск слезами с ночника// На платье капал» - содержание кардинально изменится). И выражение «то и дело» возводит сочетание данных явлений в закономерность. Ведь если, действие перенесётся в дождливый осенний вечер и освещённую электричеством комнату, то исчезнет романтический ореол, раствориться в небытие святость зимней ночи.
Иными словами, два полюса пересекаются: метель и пламя, холод и тепло, мужчина и женщина. Мотив креста, перекрещения вновь даёт о себе знать.
Таким образом, стихотворение «Зимняя ночь» - это стихотворение о необыкновенном единении мужчины и женщины, человека и природы, то единение, которое сложно передать в прозе, и которое так неуловимо, но так полно выражено в небольшом стихотворении.
В романе «Доктор Живаго», который был удостоен Нобелевской премии, публикуются стихи главного героя, Юрия Живаго. Одно из них «Зимняя ночь», более известное по строкам «Мело, мело по всей земле». По замыслу автора романа, Бориса Пастернака, стихи должны быть связующим звеном между глубиной прозы и читателем, но они имеют и собственную ценность.
В сегодняшнем анализе строк я постараюсь проникнуть в глубину поэзии Пастернака и попытаюсь найти ответ на вопрос, что хотел сказать этими стихами автор.
Зимняя ночь представлена в стихотворении безграничной стихией, которая по воле природы не знает начала и конца. Все пределы земли занесены снегом и в противовес этому на столе горит свеча, как символ жизни. Пастернак видит ночь символом смерти, когда вся жизнь под небом замирает или останавливается. Свеча – это символ жизни, ведь она горит, не смотря на буйство природы.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Пастернак известен своим философским взглядом на жизнь, поэтому ночь-смерть в стихотворении – это не что-то ужасное, не старуха с косой, а естественное состояние природы, которая даёт и забирает.
В зимнюю ночь к окну летят хлопья снега – даже смерть не против побывать рядом с жизнью, увидеть её красоту и энергию. Жизнь-свеча горит, несмотря на завывание ветра, несмотря на обманчивые рисунки мороза на стекле, несмотря на мрак во всём мире. В этом окружении свеча горит, освещая дом, даря тепло влюблённым и сохраняя надежду, что каждая ночь рано или поздно переходит в день.
Жизнь и смерть разделены стенами и оконным стеклом, откуда ночь глядит на свечу и видит жизнь. Слёзы в виде воска, капающие с ночника, символизируют печаль автора по уходящей жизни. Возможно, в момент написания стихов, Пастернак видит себя в этом доме со свечой – он рассматривает ночные рисунки на оконном стекле и вспоминает жар соблазна, который крестообразно вздымает крылья, уподобляясь ангелу.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Крестообразно.
Возвращаясь к роману, мы вспомним, как Юрий Живаго остался один в Варыкино, где в одиночестве проводит зимние ночи и дни. Время для творчества есть, весь мир скрыт за пеленой снега, и только свеча помогает не сойти с ума от тоски по Ларе. Возможно, и в жизни автора романа был такой момент, возможно, именно тогда написаны строки.
Свеча временами горела весь февраль – это мы видим в последнем четверостишье. Временами горит свеча, временами пишутся стихи, временами автор возвращается к жизни и находит приют в воспоминаниях и работе.
У стихотворения сложная судьба. Впервые оно увидело свет в России в 1988 году, когда был опубликован роман. До этого прочитать строки можно было только в самиздате. Роман в целом и стихи в частности были признаны властью образцом упадничества, самого Пастернака запрещали к публикации и исключали из Союза писателей. Советской власти Нобелевская премия не была указкой.
На сегодня «Зимняя ночь» - это образец русской лирики, занявший почётное место на пьедестале поэзии. Строки проникнуты глубиной, легко читаются и быстро запоминаются, став одним из любимых в народе стихотворений Пастернака.
К сожалению, точное время написания неизвестно, так как отдельным сборником поэзия Юрия Живаго вышла после публикации романа, а сам «Доктор Живаго» писался более 10 лет. Внизу указана дата 1948 год, но это лишь одна из версий.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Интересные особенности произведений открывает их "Зимняя ночь" отличается большой глубиной смысла. В этом вы убедитесь, прочитав данную статью. Фото автора представлено ниже.
Зимняя ночь... Что предстало перед вашим мысленным взором, когда вы произнесли эти слова? Возможно, спокойствие и тишина, уютный, легкий снег и россыпь звезд по черному небу? А возможно, вам представилась метель за окном, пляска духов природы, вихрь снежных хлопьев и единственная тихая пристань в этом месте - дом с горящей на столе свечой?..
Время создания произведения
Стихотворение было написано в 1946 году. Война закончилась совсем недавно. Казалось бы, наступившему спокойствию ничего не угрожает. Однако не утихли еще бури мировых потрясений и, возможно, не утихнут никогда. Где же искать спасения? Что может помочь человеку не затеряться в водовороте страстей, сохранить хрупкий Борис Пастернак дает ответ в этом произведении: домашний очаг - обитель спокойствия и надежды. Однако ответ этот неоднозначен, как показывает проведенный нами анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" намного сложнее. Чтобы это доказать, рассмотрим его подробнее.
Прием антитезы
Вернемся к интересующему нас стихотворению и попробуем понять, что хотел сказать читателю автор, какие мысли выразил Пастернак в стройной череде рифмующихся строк. Произведение это - стихотворение-сомнение, бегство, уход. Не случайно оно построено целиком на приеме антитезы (противопоставления). Из строфы в строфу рефреном следуют повторяющиеся слова "свеча горела...". Как известно, свеча - это символ надежды, чистоты, уединения, тихого счастья. Этот огонек, который является центром Вселенной для лирического героя, легко потушить. Одного легкого дуновения достаточно для этого. И вот уже "крестообразно" вздымает "два крыла", как ангел, "жар соблазна".
Огонь, жар - символ страстей, эмоций. Однако это "жар соблазна". А вот огонь свечи -это светоч уединенной, тихой жизни. Автор изобразил в произведении одну стихию в двух ипостасях, диаметрально противоположных. Однако основой произведения является все-таки антитеза льда и огня. Это подтверждает дальнейший его анализ.
Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" в первой строфе имеет следующее противопоставление: "мело по всей земле" и "свеча горела". В зиму, метель, рой снежных хлопьев погружают нас первые две строки стихотворения. Холодная стихия при этом является царицей "всей земли", всего мира, которой все подчинено. И только одинокая свеча противостоит храбро этой снежной королеве, которая разъярена, возмущена этим.
Кто же победил?
Произведение напоминает "Бесов" Пушкина противостоянием борьбы духов бытия и природы, непрекращающейся дикой пляски и свечи, символизирующей одинокую человеческую душу. Однако здесь совсем иной итог. Если демоны у Пушкина, изображенные в образе стихии, ломают сопротивление затерявшегося путника, перевернув его возок, то здесь светоч надежды, маленький огонек не могут победить окончательно внешние силы. Последняя строфа является повторением первой: "мело весь месяц" и "свеча горела".
Главная идея произведения
Продолжим наш анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" характеризуется тем, что совпадают последние две строки этих строф, но не первые. Заметим, что в первой строфе ощущения времени нет - с бесконечностью сливается действие. Это подчеркивается повтором слова "мело". Следующей строкой начинается стихотворение "Зимняя ночь": "Мело, мело по всей земле...". Анализируя его, отметим, что в последней строфе, в отличие от первой, поставлены четкие временные границы ("в феврале"). Кроме того, уже не повторяется слово "мело". Значит, не бесконечна зимняя буря, она имеет завершение.
"Свеча горела" в качестве заключительной строки утверждает победу надежды и жизни. Эта борьба, порой неоправданная, житейская, завершается победой чистого источника света, который храбро отстоял право на жизнь. Главной идеей произведения является именно противостояние различным жизненным бурям как внутреннего, так и внешнего мира. Кольцевая композиция, а также эмоциональная окраска стихотворения служат ее раскрытию. Если внимательно приглядеться к произведению, прислушаться к звучанию слов, можно понять, что оно очень красочное и яркое.
Стихотворный размер "Зимней ночи", его особенности
Написано стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" "старинным, допотопным" (слова Ходасевича) ямбом, отражающим более всего сильную эмоциональную окраску. Что в этом такого, казалось бы? традиционный... Но обратите внимание на 2-ю и 4-ю строки каждой строфы. Можно заметить, что они укорочены - всего 2 стопы. В 1-й и 3-ей строках, к тому же, используется мужская рифма, а во 2-й и 4-й -женская.
Конечно, это не случайно. Красками в палитре поэта, придающими яркость эмоциональному настрою произведения, являются используемые приемы. Укорочены строки, выделена антитеза льда и огня. Она становится заметной, обращает на себя внимание.
Прием аллитерации
Однако здесь нет грубости и жестокости. Способствует этому прием аллитерации (повтор "е", "л"). Этот прием придает легкость, звонкость метели. Мы слышим хрустальный звон льдинок, однако при этом чувствуем безжизненность. Это также играет на антитезу - прием, который делает столь выразительным стихотворение Пастернака "Зимняя ночь".
Анализ описания внешнего мира
Применяется антитеза также в описании внешнего мира, который бесцветен, жесток, суетлив. В снежной мгле "все терялось". В этом мире легко исчезнуть, пропасть. Он поглотит с легкостью все несвойственное, чуждое ему. А при описании мира, в котором царит свеча, автор использует слова, обозначающие домашние, простые вещи, - это "два башмачка", "потолок", "слезы", "воск", "платье", "ночник" и др. Здесь уютно и мило, но и сюда отзвуки другого мира все же доносятся, есть место сомнениям и борьбе.
Внутренний мир лирического героя
Внешний мир этого стихотворения, таким образом, достаточно четко обрисован. Если проанализировать существительные, используемые в произведении, то они почти все относятся к его описанию. Напротив, довольно сложно представить внутренний мир лирического героя этого произведения. Практически ничего о нем не сказано, он дан лишь отдельными штрихами. Читатель может только догадываться о владеющих лирическим героем чувствах. Представленный в этой статье Б. Л. Пастернака "Зимняя ночь" поможет вам в этом. Проникновение в духовный мир лирического героя нас заставляет размышлять и думать. Как и любое другое лирическое произведение Бориса Пастернака, "Зимняя ночь" характеризуется мощным философским потенциалом.
"Жар соблазна"
"Жар соблазна", сомнения завладели душой лирического героя. Коварен этот жар, который почему-то сравнивается с ангелом. Соблазн, как известно, является прерогативой сатаны, а ангел - символ непорочности и чистоты. Опять же пороку приписывается символ чистоты - слово "крестообразно". Это является показателем смятения души лирического героя, который не может понять, где добро, а где зло. Единственным ориентиром, единственной соломинкой является для него символическая "свеча", служащая оплотом надежды и веры. От самого героя зависит, погаснет ли она или будет светить. Именно на эту мысль наводит в конечном итоге стихотворение Пастернака "Зимняя ночь".
Анализ его на этом закончим, поскольку основные особенности произведения мы описали. Надеемся, эта информация была вам полезна. Очень долго и подробно можно описывать стихотворение "Зимняя ночь" Пастернака. Полный анализ его открывает и некоторые другие особенности. Однако самое основное мы отметили и предлагаем читателю самостоятельно поразмышлять над произведением.