В. Татищев – основоположник исторической науки в России
Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - крупный русский государственный и военный деятель, ученый, первый русский историк.
Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - крупный русский государственный и военный деятель, ученый, первый русский историк.
Он родился под Псковом в небогатой, но родовитой дворянской семье - далекие предки Татищева были "природными Рюриковичами". В 1693 году, в возрасте семи лет вместе со своим десятилетним братом Иваном он был взят стольником ко двору царицы Прасковьи Федоровны, жены царя Ивана V Алексеевича, соправителя Петра I. В 1704 году Василий Никитич начал военную службу в драгунском полку, неоднократно участвовал в различных сражениях Северной войны, в том числе в Нарвской баталии, Полтавском сражении, Прутском походе. В 1712 году Татищев получил чин капитана и вскоре был отправлен за границу, как писали тогда "для присмотрения тамошняго военного обхождения". По возвращении, в 1716 году, его перевели в артиллерию, где он занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В 1720 - 1722 гг. Татищев руководил государственными металлургическими заводами на Урале, основал города Екатеринбург и Пермь. В 1724 - 1726 гг. Василий Никитич изучал экономику и финансовое дело в Швеции, одновременно исполняя деликатное дипломатическое поручение Петра I, связанное с династическими вопросами. Вернувшись в Россию, 1727 - 1733 гг. Татищев возглавлял Московскую Монетную контору. В эти же годы он принимал активное участие в политической жизни страны, участвовал в событиях 1730 года, когда состоялась неудачная попытка ограничить российское самодержавие (Татищев был автором одного из конституционных проектов). В 1734 - 1737 гг. Татищев вновь руководил уральскими горными заводами, и в этот период горная промышленность России переживает пору своего подъема. Но усевшийся у императорского трона временщик Карл Бирон добился удаления Татищева с Урала, потому что Василий Никитич всячески препятствовал разграблению казенных заводов. В 1737 - 1741 гг. Татищев находился во главе Оренбургской, а затем Калмыцкой экспедиций. В 1741 - 1745 гг. - губернатор Астрахани. Все эти годы Татищев постепенно рос в чинах, и с 1737 года он - тайный советник (по военной шкале - генерал-поручик). Но в 1745 году по надуманному обвинению во взяточничестве его отстранили от должности и сослали в имение Болдино Московской губернии (ныне - в Солнечногорском районе Московской области), где Татищев и прожил последние годы жизни.
В.Н. Татищев - выдающийся русский ученый и мыслитель, проявивший свои таланты во многих областях. Он - основатель русской исторической науки. В течение тридцати лет (с 1719 по 1750 гг.) он работал над созданием первого фундаментального научного многотомного труда "История Российская". Татищев открыл для науки важнейшие документы - "Русскую Правду", "Судебник 1550 года", "Книгу Большого Чертежа" и др., нашел редчайшие летописи, сведения которых сохранились только в его "Истории", т.к. его архив сгорел во время пожара. Татищев - один из первых русских географов, создавший географическое описание Сибири, первым давший естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Василий Никитич - автор первого в России энциклопедического словаря "Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской". Кроме того, Татищев написал работы по экономике, политике, праву, геральдике, палеонтологии, горному делу, педагогике и др. Все работы Татищева, в том числе и "История Российская", были изданы уже после смерти автора.
Главное философское сочинение В.Н. Татищева - "Разговор дву приятелей о пользе наук и училищах". Это своего рода энциклопедия, в которой собраны все знания автора о мире: философские, исторические, политические, экономические, богословские и т.д. По форме "Разговор…" представляет собой диалог, в котором Татищев, как автор, отвечает на вопросы своего приятеля (всего - 121 вопрос и столько же ответов). Написанный в середине 30-х гг. XVIII в., "Разговор…" был впервые опубликован более чем через 140 лет - в 1887 году.
Как философ, Татищев попытался использовать самые современные тогда достижения западноевропейской науки, преломив их в соответствии с отечественным историческим опытом (наибольшее влияние на Татищева оказали учения голландского мыслителя Г. Гроция, немецких философов и юристов С. Пуфендорфа и Х. Вольфа). Именно потому он и оказался человеком, стоявшим у истоков зарождения многих новых тенденций в русской философской и общественно-политической жизни.
Впервые в истории российской общественной мысли Татищев рассматривал все проблемы с позиций философского деизма. Так, у Татищева прослеживается довольно сложное, противоречивое понимание сущности Бога, что проявилось в его определение понятия "естество" (натура), которое дается в работе "Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской". В этом определении Татищев выделяет три момента: под "естеством" разумеется: а) "иногда Бог и начало всех вещей в мире", б) "тварь в ее бытии", в) "состояние природное вещей в их внутреннем качестве, силе и действе, в котором духи и тела заключаются. И в сих двух сие слово ничто значит, как природу, по Премудрости Божией определенную, но некоторые, не зная свойства сего, часто приключения естеством, натурою и природою имянуют".
Прежде всего, необходимо обратить внимание на внутреннюю противоречивость этого определения. С одной стороны, Бог есть "начало всех вещей в мире", а с другой - Бог тоже входит в понятие "естество", наряду с "тварью" (животными). С одной стороны, природа определена Божией Премудростью, а с другой вещи, тела и даже "духи" находятся в неком всем им общем природном состоянии.
В этой-то противоречивости понимания существа взаимоотношений Бога с миром и заключается нечто новое в российской общественной мысли. Бог Татищева растворяется в природе, соединяется с "естеством". Поэтому татищевское определение "естества" - это деистическая попытка найти определение некой субстанции, даже "материи", как некого единого состояния всего живого, всех вещей и даже душ человеческих. Иначе говоря, Татищев стремится подняться до взгляда на природу, на окружающий мир, как на "единое целое". Впрочем, в других своих сочинениях, например, в завещании ("Духовной"), Василий Никитич демонстрирует более традиционное понимание идеи Господа.
В области вопросов познания, Татищев также стоит на деистических позициях - он разделяет богословское и научное познание. В свойственной для деистов манере, Татищев отказывается обсуждать богословские проблемы, ибо - это не предмет светской науки. Зато русский мыслитель настойчиво доказывает возможность познаваемости окружающего мира, человека, "естества" вообще с помощью науки.
Подобные убеждения приводили Татищева к новому осмыслению и сущности человека. Следуя гуманистической и рационалистической традиции, он считает, что человек - важнейший объект познания, а познание человека ведет к познанию мироздания вообще. Татищев писал о равноправном положении души и тела, о том, что в человеке "всё движение" происходит "согласное от души и тела". Именно поэтому Василий Никитич столько внимания в своих работах уделяет доказательству необходимости чувственного познания - только через познание тела человек может познать свою душу. Об этом же свидетельствует и известная татищевская классификация наук, когда науки разделяются на "духовные" - "богословие", и "телесные" - "филозофия". При этом сам Татищев призывает изучать, прежде всего "телесные науки", ибо с помощью "телесных" наук человек может познать "естественный закон".
Традиционно для науки XVII - XVIII вв. Татищев облекал свое деистическое мировоззрение в форму "естественного закона" или, иначе, в форму теории "естественного права". Что же это за "естественный закон"? В.Н. Татищев считал, что мир развивается по определенным законам - по Божественному, который изначально заложен Господом, и по "естественному", который вырабатывается в мире (природе и обществе) сам по себе. При этом Татищев не отрицал Божественный закон в пользу "естественного", но пытался, опять же деистически, совместить эти два закона.
В "Разговоре дву приятелей о пользе наук и училищах" он писал: основание "естественного закона" - "люби самаго себя с разумом", и оно вполне согласуется с основанием закона "письменного" (Библии) - "любить Бога и любить ближнего своего", и оба эти закона суть "Божественные".
Самым важным в этом рассуждении является то, что на первое место выходит разумная любовь к себе или, иначе, принцип "разумного эгоизма", в этом и заключается суть "естественного закона". В этом случае целью существования человека становится достижение "истинного благополучия, то есть спокойствия души и совести". Любовь к ближнему, даже любовь к Богу - только для собственного благополучия. Татищев писал: "И тако можно уразуметь, что в основании божественных, как естественнаго, так и письменнаго законов разности нет, следственно все состояние их едино и любовь к Богу, яко же и к ближнему должны мы изъявлять для собственного нашего настоящего и будущаго благополучия".
По сути дела Татищев впервые в истории общественной мысли в России объявил принцип "разумного эгоизма" универсальным критерием всей совокупности человеческих отношений.
И в тоже время, Татищев, в характерной для теоретиков естественного права манере, утверждает, что чувства и воля отдельного человека обязательно должны сдерживаться разумом. И хотя человек обязан во всем исходить из пользы для себя, однако делать это следует разумно, то есть соотносить свои желания с желаниями других людей и общества в целом. Важнейшей обязанностью человека Василий Никитич считал служению своему Отечеству. Известную идею "общей пользы", которая главенствовала в теоретических трактатах западноевропейских ученых, он трансформировал в идею "пользы Отечества".
В татищевском понимании "естественного закона" есть и еще одна примечательная для отечественной историко-философской традиции особенность. Дело в том, что в толковании "естественного закона" он подчеркивает необходимость любви - любить нужно себя самого, Бога, ближнего своего. В западноевропейских учениях того времени человеческие отношения рассматривались, в первую очередь, с позиции "разума" и сам "естественный закон" осмысливался исключительно через призму прав и обязанностей человека. Для Татищева же идея любви и идея "естественного закона" неразделимы. Видимо, он не мог воспринимать теорию естественного права как просто юридическую, отвлеченную от нравственных категорий. Для него было важно придать этой теории человеческое, нравственное звучание, что было вообще характерно для русской общественной мысли.
Важнейшей проблемой, которую поставили теоретики естественного права, была проблема условий существования человека в обществе. Ведь именно теория естественного права стала основой будущих идей правового общества, в котором должен править Закон. Уже в 30-е годы XVIII столетия В.Н. Татищев пришел к выводу: "Воля по естеству человеку толико нуждна и полезна, что ни едино благополучие ей сравняться не может и ничто ея достоино, ибо кто воли лишаем, тот купно всех благополучий лишается или приобрести и сохранить не благонадежен". Мысль Татищева необычна для России XVIII столетия, на протяжение которого рабское состояние крестьян как раз усиливается. Но Татищев не простой пропагандист свободы, воли. Задача, поставленная им перед собой, гораздо сложнее - найти разумное сочетание различных интересов, найти рациональный порядок в хаосе взаимодействия различных устремлений и желаний, чтобы обеспечить достижение "пользы Отечества". Поэтому он пишет, что "без разума употребляемое своевольство вредительно есть". А значит "воле человека положена узда неволи для его же пользы, да чрез то протчия благополучия в уравнении возможным иметь и в лучшем благополучии пребывать возможет". Следовательно, Татищев впервые в истории отечественной философской мысли говорит о том, что для обеспечения нормального общежития необходимо заключение "общественного договора" между разными категориями населения.
Приводя разные примеры "узды неволи", Татищев называет и крепостное право, как договор между холопом и господином. Однако уже в конце жизни он выражал серьезные сомнения в экономической эффективности и целесообразности крепостничества. Более того, он считал, что введение крепостного права в начале XVII века принесло большой вред России (вызвало Смуту) и призывал серьезно продумать вопрос о "восстановлении" бывшей когда-то на Руси вольности крестьян. И недаром именно ему принадлежат слова: "...Рабство и неволя противу закона христианского".
При анализе различных форм государственного устройства, Татищев впервые в истории отечественной мысли использует историко-географический подход. Этот подход выражался в том, что он размышлял над целесообразностью каждой из форм государственной организации общества, основываясь на конкретно-исторических и географических условиях жизни народа той или иной страны. Следуя традиции, идущей еще от Аристотеля, он выделял три основные формы политического правления - демократию, аристократию и монархию, - и признавал возможность существования любой из них, включая смешанные формы, например, конституционную монархию. По мнению Татищева, форма государства определяется конкретно-историческими и географическими условиями жизни народа данной страны. В одной из своих записок он писал: "Из сих разных правительств каждая область избирает, разсмотря, положение места, пространство владения и состояние людей, а не каждое всюду годно или каждой власти полезно". То же рассуждение встречаем в "Истории Российской": "Нуждно взирать на состояния и обстоятельства каждого сообсчества, яко на положение земель, пространство области и состояние народа". Таким образом, географические условия, размер территории, уровень просвещения народа - вот главные факторы, определяющие форму государства в той или иной стране. Интересно, что в данном случае видны черты схожести политических взглядов В.Н. Татищева и французского мыслителя Ш. Монтескье. Причем татищевская концепция формировалась совершенно самостоятельно, ведь, во-первых, Татищев не читал главного труда Монтескье "О духе законов", а во-вторых, написал свои политические произведения намного раньше Монтескье.
Свои теоретические рассуждения Татищев применял и в конкретной политической практике. Так он считал, что Россия - это великое государство и географически, и политически. В подобных великих государствах, по убеждению Татищева, не может быть ни демократии, ни аристократии, в доказательство чего он приводит многочисленные примеры вреда того и другого для России - Смуту, "Семибоярщину" и др. Поэтому "всяк благоразсудный видеть может, колико самовластное правительство у нас всех полезнее, а протчие опасны". Из-за обширности территорий, сложности географии и, главное, непросвещенности народа, В.Н. Татищев и считал, что для России наиболее приемлемым государственным строем является монархия.
Но дело в том, что Василий Никитич мыслил монархию в России не абсолютной и бесконтрольно самовластной, а, во-первых, просвещенной, и, во-вторых, ограниченной законом. Об этом ярко свидетельствует его проект ограниченной (конституционной) монархии, который был написан им в 1730 году. Конечно, проект не мог быть воплощен в жизнь, но он точно показывает, в каком направлении развивалась просветительская мысль в России.
Рационализм и деизм стали основой просветительских убеждений В.Н. Татищева. Именно он впервые в истории русской философии сформулировал идею "просвещения умов" ("всемирного умопросвясчения"), как главного двигателя исторического прогресса. Эта идея выражена в широко известной периодизации истории, основанной на этапах развития "всемирного умопросвясчения". Татищев определил три основных этапа в истории человечества. Первый этап - это "обретение письма", благодаря чему появились книги, были записаны законы, которые "людей на благое наставлять, от зла удерживать стали". Второй этап - "пришествие и учение Христово". Христос показал людям путь к моральному и духовному очищению от "злонравия" и "злочестия". Третий этап характеризуется появлением книгопечатания, что привело к широкому распространению книг, возможности основания большого числа учебных заведений, что, в свою очередь, дало толчок новому развитию наук. Ну а развитие науки двигает и саму историю.
Итак, как философ, Василий Никитич Татищев открыл новую страницу в истории русской философии - он стал первым русским просветителем. Как было показано, у Татищева просветительское решение вопросов о Боге (Татищев сторонник деизма), о цели "естественного закона" ("люби себя самаго с разумом"). По-просветительски он подходил к анализу социальных проблем (в частности, проблемы крепостного права), политического устройства общества и т.д.
И недаром, век спустя А.С. Пушкин написал о нем: "Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей".
По материалам портала СЛОВО
Перевезенцев С. В.
Василий Никитич Татищев (1686–1750) – русский историк и государственный деятель, сторонник теории естественного права, идеолог абсолютизма в России.
В. Н. Татищев родился под Псковом в небогатой, но родовитой дворянской семье – далекие предки Татищева были "природными Рюриковичами". В 1704 г. Василий Никитич начал военную службу в драгунском полку, неоднократно участвовал в различных сражениях Северной войны. В 1712 г. Татищев получил чин капитана и вскоре был отправлен за границу учиться военному делу. По возвращении, в 1716 г., его перевели в артиллерию, где он занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В 1720–1722 гг. Татищев руководил государственными металлургическими заводами на Урале, основал города Екатеринбург и Пермь. В 1724–1726 гг. изучал экономику и финансовое дело в Швеции, одновременно исполняя деликатное дипломатическое поручение Петра I, связанное с династическими вопросами. Вернувшись в Россию, в 1727–1733 гг. Татищев возглавлял московскую Монетную контору. В эти же годы он принимал активное участие в политической жизни страны, был автором одного из конституционных проектов, пытавшихся ограничить российское самодержавие. В 1734–1737 гг. вновь руководил уральскими горными заводами, и в этот период горная промышленность России переживала пору своего подъема. Но временщик Карл Бирон добился удаления Татищева с Урала, потому что последний всячески препятствовал разграблению казенных заводов. В 1737– 1741 гг. Татищев находился во главе Оренбургской, а затем Калмыцкой экспедиций. В 1741 – 1745 гг. был губернатором Астрахани. С 1737 г. – тайный советник. Но в 1745 г. по надуманному обвинению во взяточничестве его отстранили от должности и сослали в имение Болдино Московской губернии, где Татищев и прожил последние годы жизни .
В. Н. Татищев – ученый и мыслитель, проявивший свои таланты во многих областях практической и научной деятельности. Он является основателем русской исторической науки. В течение 30 лет (с 1719 но 1750 г.) работал над созданием первого фундаментального научного многотомного труда "История Российская". Татищев открыл для науки важнейшие документы – "Русскую Правду", "Судебник 1550 года", "Книгу Большого Чертежа" и др., нашел редчайшие летописи, сведения которых сохранились только в его "Истории", поскольку весь его архив сгорел во время пожара. Татищев – один из первых русских географов, создавший географическое описание Сибири, первым дал естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Василий Никитич – автор первого в России энциклопедического словаря "Лексикон Российской гисторической, географической, политической и гражданской". Кроме того, Татищев написал работы по экономике, политике, праву, геральдике, палеонтологии, горному делу, педагогике и др. Главное философское сочинение В. Н. Татищева – диалог. "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах" (1733) (был опубликован лишь в 1887 г. и даже через 150 лет звучал слишком смело для официальной идеологии). Это своего рода энциклопедия, в которой собраны все знания автора о мире: философские, исторические, политические, экономические, богословские и т.д.
В своем исследовании Татищев использовал самые современные достижения западноевропейской науки. Он ссылался на труды Гроция, Пуфендорфа, Вольфа, вместе с тем отрицательно отзывался о сочинениях Макиавелли, Гоббса, Локка, которые, считал, приносят больше вреда, чем пользы.
Впервые в истории российской политико-правовой мысли Татищев рассматривал все проблемы с позиций деизма. С одной стороны, Бог есть "начало всех вещей в мире", а с другой – Бог тоже является частью природы. С законом божьим согласовывается то, что соответствует естественным законам; богоугодным является все, что открывает истину. Такой подход встретил сопротивление со стороны Ф. Прокоповича, а за Татищевым много лет тянулся шлейф подозрений в еретичестве и неверии.
Мыслитель облекал свое деистическое мировоззрение в теорию естественного права. Он считал, что мир развивается одновременно по божественному закону, который изначально заложен Господом, и по естественному, который вырабатывается в мире (природе и обществе) сам по себе.
В соответствии с естественным правом человек должен быть свободным. По Татищеву, естественное состояние – это состояние "вольности". И в то же время, он в характерной для теоретиков естественного права манере утверждает, что чувства и воля отдельного человека обязательно должны сдерживаться разумом: "без разума употребляемое своевольство вредительно есть". Татищев не просто выступал поборником свободы, а пытался найти разумное сочетание различных интересов, найти рациональный порядок в хаосе взаимодействия различных устремлений и желаний, чтобы обеспечить достижение "пользы Отечества".
Для разумного сочетания различных интересов Татищев считает необходимым, чтобы "воле человека была положена узда неволи для его же пользы". Мыслитель выделяет "узды неволи" грех видов:
- 1) по природе (власть родителей);
- 2) по договору (крепостное право как договор между холопом и господином);
- 3) по принуждению (рабство или невольничество).
Государство также выступает в виде "узды неволи": с одной стороны, это узда по природе, поскольку власть монарха подобна родительской (природной), с другой стороны, узда по договору, так как основой всякого государства является общественный договор.
При анализе различных форм организации власти Татищев впервые в истории русской политико-правовой мысли использует историко-географический подход. Размышляя над целесообразностью каждой из форм государственной организации общества, мыслитель исходил из конкретноисторических и географических условий жизни народа той или иной страны. К числу основных факторов, определяющих форму государства, он относил географические условия, размер территории и уровень просвещения народа: "Нуждно взирать на состояния и обстоятельства каждого сообсчества, яко на положение земель, пространство области и состояние народа". В данном случае видны черты сходства политических взглядов В. Н. Татищева и французского мыслителя Ш. Монтескье ("О духе законов"). Причем однозначно татищевская концепция является оригинальной – она формировалась совершенно самостоятельно, поскольку Татищев написал свои политические произведения на 15 лет раньше Монтескье.
Следуя традиции, идущей от Аристотеля, Татищев выделял три основные формы политического правления – демократию, аристократию и монархию, – и признавал возможность существования любой из них, включая смешанные формы.
Применяя свои теоретические рассуждения к политической практике, Татищев утверждал, что демократия осуществима только в небольшом государстве-городе или в маленькой области. Аристократия полезна в государствах, состоящих из нескольких городов, защищенных от неприятельских нападений природной средой (например, на островах). Особенно применима аристократия у просвещенного народа, привыкшего к соблюдению законов без принуждения и страха. Примером аристократии мыслитель считал Венецию.
Для России наиболее приемлемой формой правления, согласно Татищеву, является монархия. В подобных великих государствах – с обширной территорией, сложной географией и, главное, непросвещенным народом, по убеждению мыслителя, не может быть ни демократии, ни аристократии, в доказательство чего он приводит многочисленные примеры вреда того и другого – Смуту, "Семибоярщину" и др. Вместе с тем монархия в России должна быть, во-первых, просвещенной, а во-вторых, ограниченной законами Бога и природы (естественным законом). Татищев считал необходимым введение представительных учреждений, участие в которых могло принимать только дворянство. Формально признавая, что законодательство "состоит единственно во власти монархической", фактически Татищев передавал право подготовки законов высшему органу власти – Сенату. По его мысли, это было необходимо для того, чтобы наладить порядочное законодательство, компетентное решение дел центрального управления, пресекать фаворитизм, казнокрадство, взяточничество, а также для обсуждения важнейших проблем ("война, смерть государя или какое другое великое дело").
Много внимания Татищев уделял обоснованию сословной структуры, положению основных классов-сословий феодальной России. Сословное деление общества, по мысли Татищева, обусловлено исторически сложившимся разделением труда: дворянство охраняет государство; другие сословия своими трудами способствуют его процветанию. Главными показателями государственной мощи Татищев считал "многолюдство и богатство", "а богатству корень – купечество и рукоделие". Купечество мыслитель ставил в государстве на почетное место. Крепостное право называл "уздой неволи" но договору между холопом и господином. Вместе с тем он выражал серьезные сомнения в экономической эффективности и целесообразности крепостничества. Более того, он считал, что введение крепостного права в начале XVII в. было ошибкой Бориса Годунова, принесшей большой вред России и вызвавшей Смуту. Осознавая всю пагубность крепостного состояния, мыслитель тем не менее опасается, что освобождение крестьян может принести еще больше вреда и стать причиной "смятения, распрей, коварства и обид". Отношение Татищева к крепостному праву наиболее ярко выражено в его "Кратких экономических до деревни следующих записках" (1742) (были опубликованы лишь в 1852 г.), содержащих рекомендации по рациональному ведению сельского хозяйства в деревнях. В этих записках Татищев не размышляет о достоинствах или недостатках крепостного труда, а исходя из существующего положения, предлагает различные способы подъема благосостояния как помещиков, так и крестьян. В первую очередь он считает необходимым отменить барщину и отпустить крестьян на оброк, тем самым, предоставив больше возможностей для развития крестьянской самодеятельности в рамках крепостного строя. Наряду с этим Татищев предусматривал неустанный и жесткий контроль помещика к распорядку жизни крестьян. Помещики должны следить даже за тем, как крестьяне работают на себя, а то они, пояснял Татищев, "от лености в великую нищету приходят, а после приносят на судьбу жалобу". Автор записок предлагал "иод жестоким наказанием" запрещать драки, пьянство и продажу излишков продуктов вне деревни без разрешения помещика. Необходимым условием повышения доходности помещичьих вотчин, Татищев считал улучшение качества быта крестьян. Он предлагал в каждом селе построить бани, школы, приюты.
Как и другие представители школы естественного права, Татищев различает естественные и гражданские (положительные) законы. Естественные законы – едины и всеобщи, гражданские законы – различны для каждого народа.
Татищев выступал за обновление законодательства, считал целесообразным подготовить новое Уложение. В связи с этим замыслом он анализировал предшествующее русское законодательство и считал необходимым изучение опыта других стран. К законам Татищев предъявлял ряд требований: краткость, четкость и простота изложения ("чтобы никаких иноязычных слов не было"; "всякий закон что короче, то внятнее"); выполнимость, недопустимость чрезмерных угроз наказаниями, согласованность законов, непротиворечивость законодательства, своевременное и широкое объявление закона ("ибо кто, не зная закона, преступит, тот по закону оному осужден быть не может"), сохранение в законе древних обычаев, если они не противоречат общей пользе.
Причиной внутренних распрей и возмущений Татищев считал невежество народа. Он всеми способами старался показать пользу науки и просвещения для государства, активно боролся с теми, кто утверждал, что народное невежество выгодно для власти: "незнание или глупость как самому себе, так и малому и великому обществу вредительно и бедно". Со своей стороны, Татищев "рад и крестьян иметь умных и ученых". Мыслитель считал, что каждое сословие должно учиться наукам, необходимым для выполнения своего долга перед государством. Дети родителей, имеющих доход свыше тысячи рублей в год, должны сами содержать учителей и самостоятельно выделять средства на обучение. Государственные же средства следует "неимущим оставить". Полезно совместное обучение "знатных и неимущих". Рядом со знатными неимущие научатся "обхождению" и приобретут "смелость". А присутствие талантливых, но "неимущих" учеников поднимет на должный уровень все обучение, а сами они смогут впоследствии стать "совершенными учителями". Другого применения специалистам из третьего сословия, получившим дворянское образование, Татищев предложить, очевидно, не мог Кузьмин А. Г. Татищев. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 209.
Василий Никитич Татищев (1686-1750) - видный государственный деятель, историк, выразитель светских представлений о государстве, политике и праве.
B произведениях «История Российская», «Лексикон российский, исторический, географический, политический и гражданский», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» и др.
Он сформулировал свои политико-правовые взгляды.
Теоретической основой политической доктрины B.H. Татищева является концепция естественного права и договорного происхождения государства. Он придерживается точки зрения Гоббса о договорном происхождении государства с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы». «Семья - община - общество - государство» - таков исторический путь развития человеческой цивилизации.
По аналогии с договорной концепцией государства, он рассматривает отношения крепостной зависимости, расторжение которых невозможно по инициативе одной из сторон. Тем не менее Татищев выступает против «рабства и неволи» как противоречащих закону христианскому, но в современную ему эпоху необходимо лишь смягчение условий крепости, поскольку воля гибельна и вредна для самого крестьянина.
Исследователь различал монархическую форму государства, аристократическую, когда правят несколько избранных знатных персон, и демократическую, или общенародную, когда власть избирается народом. Он считал лучшей формой правления для России монархию* притом неограниченную, с просвещенным законодателем во главе, так как, по мнению Татищева, история России доказывает необходимость сосредоточения единодержавной власти в руках монарха.
Как сторонник естественного права, Татишев отличает законы естественные от гражданских, т.е. положительных, устанавливаемых на «соображениях политической мудрости», «по произволению... народа», в целях обшей пользы.
Татишев предъявляет определенные требования к закону: правила «законописи». Выступая против запутанности и казуистич- ности допетровского законодательства, Татишев формулирует принципы законодательной техники:
(1) закон должен быть понятен для каждого и известен всем;
(2) выполняться лицами, к которым направлен;
(4) должен выражать преемственность по отношению к древним законам и обычаям.
Отдавая дань времени, Татищев ставит вопрос о юридическом и экономическом статѵсе основных сословий.
Он указывает на необходимость просвещения в России, которое, по его мнению, должно открыть дорогу процветанию страны.
Оценивая взгляды Татищева, следует отметить, что, по сути дела, он явился выразителем представлений и чаяний дворянства, ориентированного на западный вариант развития России.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Василий Никитич Татищев (1686 - 1750 гг.)
Василий Никитич родился 19 апреля 1686 года в псковском уезде, в имении отца. Род Татищевы вели от младшей ветви смоленских князей, считались, хотя и захудалыми, но Рюриковичами. Начиная с семилетнего возраста, он служит стольником при дворе царя Ивана Алексеевича, соправителя царя Петра I. После зачисления на военную службу в чине поручика участвует в битве под Полтавой.
С 1712 по 1716 годы он отправляется в Германию для совершенствования образования и обучается инженерному делу. Благодаря доверительным отношениям с Яковом Брюсом, выполняет его личные поручения и попадает в круг дворян, приближенных к Петру I. После окончания Северной войны служит в Петербурге под началом Брюса. В 1714 году Татищев жениться на Авдотье Васильевне Андреевской.
Татищев - промышленник и экономист
Татищев мечтает заняться картографией русских земель, но вместо этого его отправляют в Сибирские губернии, чтобы отыскать удобные места для строительства заводов по переработке руды. Благодаря нему были заложены города Екатеринбург и Пермь, организована почта между Вяткой и Кунгуром.
При заводах он открыл школы для обучения грамоте и горному делу, составил инструкцию по обереганию лесов, проложил новую дорогу от завода к пристани на Чусовой. В своей деятельности он выступал как рачительный государственник, чем вызывает неудовольствие хозяев Сибири - Демидовых.
В 1724 году Петр отправляет Татищева в Швецию. Он два года изучает новинки по горному делу, отыскивает мастера по гранильному делу, исследует работу Стокгольмского порта, монетную систему, сближается со многими учеными. В Россию Татищев вернулся с обширным багажом научных и практических материалов. В 1827 году его назначают членом монетной комиссии.
Татищев-историк
Помимо основной деятельности на государственной службе Татищев начинает заниматься тем, за что его будут чтить и помнить потомки. Он приступает к написанию грандиозного исторического труда “История Российская”. Это был первый опыт написания отечественной истории. На эту мысль его натолкнуло занятие географическими исследованиями. Татищев вел очень деятельную жизнь, за время государственной службы побывал на многих территориях. Склад ума он имел аналитический, всегда был склонен разбираться в поставленной задаче досконально. Очевидно, близкие отношения с Брюсом, сподвижником царя Петра, и натолкнули его на мысль систематизировать имеющиеся сведения об истории России.
Его труд был впервые издан уже во время правления Екатерины II. “История Российская” по форме изложения материала напоминает летопись. Соблюдается строгая хронология событий с древнейших времен до 1577 года. Впервые используется система деления по периодам. Красной нитью проходит основная мысль автора, что для блага российского общества, для экономического и политического процветания России необходимо самодержавие. Такой вывод автор делает, анализируя исторические материалы.
татищев ломоносов гумбольдт география
Интересные факты
- · Заслугой Татищева является описание таких документальных свидетельств как “Русская правда”, “Судебник” Ивана Грозного, “Книга Большого Чертежа”.
- · Из-за недоразумений с Бироном был лишен чина и наград. Буквально перед смертью курьер привез ему в Болдино указ о его прощении и орден Александра Невского, который Татищев вернул, сказав, что умирает. На следующий день, 15 июля 1750 года Татищева не стало.
Биография
Василий Никитич Татищев родился 16 (26) апреля г. в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева (ум. ), в Псковском уезде . Учился в Московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Якова Брюса , участвовал во взятии Нарвы (), в Полтавской битве и в Прутском походе . В - гг. совершенствовал своё образование за границей, в Берлине , Бреславле и Дрездене . В 1717 году в Данциге Татищев по заданию Петра I , вёл переговоры о включении в контрибуцию старинного образа, который, по преданию, был написан святым Мефодием. Переговоры окончились неудачей, а Татищев смог опровергнуть предание. Из обеих поездок за границу Татищев вывез большое количество книг.
По возвращении из Данцига он служил под начальством Брюса, президента берг- и мануфактур-коллегии . В 1719 году Брюс обратился к Петру I с предложением о необходимости подробного описания географии России, указав Татищева в качестве исполнителя этой работы. Это послужило толчком к созданию татищевской «Русской истории». Татищев, отправленный на Урал , сразу не мог представить царю план работы, но Пётр в 1724 году напомнил о работе Татищеву. Возникшая после начала работы необходимость в исторических сведениях в конечном итоге привела к превращению работы из географической в историческую. В 1719 году Татищев подал царю представление, в котором указывал на необходимость размежевания в России. В письме к Черкасову в 1725 году он говорит, что был определён «к землемерию всего государства и сочинению обстоятельной географии с ландкартами» .
Освоение Урала. Промышленник и экономист
Политическая деятельность при Анне Иоанновне
На этой должности его застали события г. По поводу них Татищевым составлена была записка, подписанная 300 чел. из шляхетства. Он доказывал, что России, как стране обширной, более всего соответствует монархическое управление, но что все-таки «для помощи» императрице следовало бы учредить при ней сенат из 21 члена и собрание из 100 членов, а на высшие места избирать баллотировкою. Здесь же предлагались разные меры для облегчения положения разных классов населения. Вследствие нежелания гвардии согласиться на перемены в государственном строе весь этот проект остался втуне, но новое правительство, видя в Татищеве врага верховников, отнеслось к нему благосклонно: он был обер-церемониймейстером в день коронации Анны Иоанновны . Став главным судьею монетной конторы, Татищев начал деятельно заботиться об улучшении русской монетной системы. В г. у Татищева начались недоразумения с Бироном , приведшие к тому, что он был отдан под суд по обвинению во взяточничестве. В г. Татищев был освобожден от суда и снова назначен на Урал, «для размножения заводов». Лично участвовал в пытках заключенных по «слову и делу государеву». Ему же поручено было составление горного устава. Пока Татищев оставался при заводах, он своей деятельностью приносил много пользы и заводам, и краю: при нём число заводов возросло до 40; постоянно открывались новые рудники, и Татищев считал возможным устроить ещё 36 заводов, которые открылись лишь через несколько десятилетий. Между новыми рудниками самое важное место занимала указанная Татищевым гора Благодать. Правом вмешательства в управление частных заводов Татищев пользовался весьма широко и тем не раз вызывал против себя нарекания и жалобы. Вообще, он не был сторонником частных заводов, не столько из личной корысти, сколько из сознания того, что государству нужны металлы и что, добывая их само, оно получает более выгоды, чем поручая это дело частным людям. В г. Бирон, желая отстранить Татищева от горного дела, назначил его в Оренбургскую экспедицию для окончательного усмирения Башкирии и устройства управления башкир. Здесь ему удалось провести несколько гуманных мер: например, он выхлопотал, чтобы доставление ясака было возложено не на ясачников и целовальников, а на башкирских старшин. В январе г. Татищев приехал в Петербург, где устроена была целая комиссия для рассмотрения жалоб на него. Его обвиняли в «нападках и взятках», неисполнительности и т. п. Есть возможность допустить, что в этих нападках была доля истины, но положение Татищева было бы лучше, если бы он ладил с Бироном. Комиссия подвергла Татищева аресту в Петропавловской крепости и в сентябре г. приговорила его к лишению чинов. Приговор, однако, не был исполнен. В этот тяжёлый для Татищева год он написал своё наставление сыну - известную «Духовную».
Последние годы. Написание «Истории»
Падение Бирона вновь выдвинуло Татищева: он был освобождён от наказания и в г. назначен в Царицын управлять Астраханской губернией , главным образом для прекращения беспорядков среди калмыков . Отсутствие необходимых военных сил и интриги калмыцких владетелей помешали Татищеву добиться чего-либо прочного. Когда вступила на престол Елизавета Петровна , Татищев надеялся освободиться от калмыцкой комиссии, но это ему не удалось: он был оставлен на месте до г., когда его из-за несогласий с наместником отставили от должности. Приехав в свою подмосковную деревню Болдино , Татищев уже не оставлял её до смерти. Здесь он заканчивал свою историю, которую в г. привозил в Петербург, но к которой не встретил сочувствия. Сохранилась обширная переписка, которую вёл Татищев из деревни.
Накануне смерти Татищев поехал в церковь и велел туда явиться мастеровым с лопатами. После литургии он пошёл со священником на кладбище и велел рыть себе могилу возле предков. Уезжая, он просил священника на другой день приехать приобщить его. Дома он нашёл курьера, который привёз указ, прощавший его, и орден Александра Невского . Он вернул орден, сказав, что умирает. На другой день, 15 (26) июля г., он приобщился, простился со всеми и умер. Главное сочинение Татищева могло появиться в свет только при Екатерине II .
Философские взгляды
Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью. Татищев был сознательным утилитаристом. Мировоззрение его изложено в его «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». Основной идеей этого мировоззрения была модная в то время идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию.
Другие сочинения
Кроме основного труда и упомянутого выше разговора, оставил большое количество сочинений публицистического характера: «Духовная», «Напоминание на присланное расписание высоких и нижних государственных и земских правительств», «Рассуждение о ревизии поголовной» и др.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
- В. П. Буренин
- В. Н. Фигнер
Смотреть что такое "В. Н. Татищев" в других словарях:
Татищев, Василий Никитич - родился 19 апреля 1686 г., умер 15 июля 1750 г., сын стольника Никиты Алексеевича, принадлежал к древнему русскому аристократическому, но "захудалому" роду, происходившему от князей Смоленских. Татищевы были в родстве с Салтыковыми, и… … Большая биографическая энциклопедия
ТАТИЩЕВ - Василий Никитич (19 апр. 1686 – 15 июля 1750) – рус. ученый, историк и философ, гос. деятель. Род. в дворянской семье. Гл. труд Т. – История Российская... (кн. 1– 4, М., 1768–84, кн. 5, М., 1848; т. 1–5, М.–Л., 1962–65), над к рой он работал ок.… … Философская энциклопедия
Татищев Василий Никитич - , русский государственный деятель, историк. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700 21,… … Большая советская энциклопедия
ТАТИЩЕВ - Василий Никитич (1686 1750), рус. гос. деятель, учёный, один из первых просветителей в России. Известны его труды по истории, философии, географии, экономике и статистике. В 1734 и 1736 Т. разработал первые в России спец. анкеты (были разосланы в … Демографический энциклопедический словарь
Татищев, Иван - Дмитриевич (1830 1913) генерал от инфантерии, член Военного и Государственного советов Российской империи. Татищев, Иван Юрьевич (1652 1730) московский дворянин, стольник, новгородский комендант, сподвижник Петра I, строитель первых… … Википедия
Татищев Василий Никитич - Татищев (Василий Никитич) известный русский историк, родился 16 апреля 1686 года в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском уезде; учился в московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Брюса, участвовал во взятии… … Биографический словарь