Чем поразили русские солдаты чеченцев в Кавказской войне? Предатели на Кавказской войне: какие русские воевали на стороне чеченцев Как русские били чеченцев в войну.
С 1817 по 1864 год Российская империя вела Кавказскую войну, цель которой присоединение горских районов Северного Кавказа. Наиболее ярым противником России оказался имам Шамиль, который на территории современного Дагестана и Чечни основал теократическое государство Северо-Кавказский имамат. Боевые действие войны отличались кровопролитностью и упорством сторон, а одной из ее особенностей были многочисленные случаи дезертирства русских солдат и их переход на сторону горцев.
Одним из ближайших помощников и переводчиком имама Шамиля был беглый солдат Андрей Мартин, который принял ислам и стал Идрисом. История сохранила имена и других перебежчиков: прапорщика Залетова, солдата Родимцев, которого Шамиль отличил за храбрость, Якова Алпатов, возглавлявшего отряд чеченцев и руководившего разведкой в тылу русских.
Почему русские переходили на сторону противника
Еще с 17-18 веков к горцам убегали русские солдаты, не выдерживающие тяготы службы, постоянной муштры и наказаний. Рекрутской система набора стала продолжением политики крепостничества в армии, и бывшие крестьяне искали возможности начать новую жизнь среди свободных племен Дагестана и Чечни.
В 19 веке служба на Кавказе считалась непрестижной и приравнивалась к ссылке, которую называли «теплой Сибирью». Сюда направляли провинившихся офицеров и наиболее неблагонадежные части. Часто это были пропитанные духом свободолюбивые люди и авантюристы, которые не понимали, зачем Россия воюет с горцами. Попав в плен или убежав русские, оказывались в особой атмосфере, при которой в войне участвует все население. Постепенно они втягивались в конфликт и поворачивали оружие против своих бывших сослуживцев.
Солдаты, служа на Кавказе, пропитывались местной культурой и, совершая какой-либо проступок, убегали в горы, где быстро находили общий язык с психологически похожими на них жителями аулов. В то время шайка из головорезов-абреков и русских дезертиров, которая с одинаковым рвением грабила всех участников конфликта никого не удивляла.
Особое отношение у горцев было с местными казаками. Столетие совместной жизни выработало между ними уважение, схожесть быта и характера поведения. Практически у каждого казака были кунаки из чеченцев или дагестанцев, с которыми по менталитету он был ближе, чем с великороссом из центральной России.
Распространены случаи бегства казаков-раскольников целыми семьями и станицами в горы, откуда они вместе с горцами устраивали набеги и воровали скот. Перебежчики часто выполняли функции проводников и шпионов.
Как жили русские среди горцев
На территории подконтрольных Шамилю территориях были целые слободы, населенные русскими дезертирами, и самая большая группа проживала в селении Дарго. Здесь 500 бывших солдат занимались обслуживанием пушек, литьем ядер и картечи, обучением горцев военному делу. Пленные чеченцы говорили, что 300 русских проживает в Ведено и еще 200 человек живет в аулах Чарской области.
У горцев даже появилось выражение «свои русские» и имам Шамиль особенно ценил перебежчиков, которых он использовал и для полицейских целей. В письме от 1844 года Шамиль писал, что он считает русских беглецов своими друзьями и просит создавать все условия для их перехода в ислам. Имам поощрял женитьбу русских на чеченках и дагестанках, после которой дезертиры принимали ислам и признавались полноправными членами общины.
При этом беглецам и пленным не запрещалось совершать православные обряды не только в аулах, но и в столице имамата. После Андийский съезд наибов было решено содержать всех русских перебежчиков за счет казны. Политика покровительства над дезертирами способствовала увеличению их количества и снижению боевого духа армии.
Как воевали предатели
Помимо обучения и обслуживания артиллерии русские активно участвовали в боевых действиях против соотечественников. Они играли роль проводников, разведчиков и командиров конных отрядов горцев. Весной 1854 года в селении Дарго картечью был расстреляны пленные русские солдаты и офицеры. За орудиями стояли дезертиры. Предатели понимали, что пощады им не будет, поэтому сражались они храбро и всегда до последнего сопротивлялись.
Солдаты считались своей обязанностью уничтожать перебежчиков и отвечали им такой же озлобленностью. Во время последнего боя Шамиля в горном ауле Гуниб, его охраняло 400 последних сторонников-мюридов. Большинство горцев предало своего имама, и только русские и польские дезертиры до последнего отчаянно сопротивлялись и все погибли.
Судьба дезертиров
Русское командование пыталось решить проблему дезертирства и даже покупало беглецов у горцев, расплачиваясь за них солью. В 1845 году было составлено «Воззвание кавказского командования к русским солдатам, бежавшим в горы», в котором было объявлено, что все проступки им прощаются без взысканий. Большинство дезертиров приняли ислам и, духовно породнившись со свободолюбивыми горцами, отказались сдаваться.
Большого успеха воззвание не имело, но часть беглецов добровольно сдалась. Вместе со своими горскими женами и детьми они были переселены в поселки на территории Чечни, а 47 семей зачислены в казачье сословие. В наше время некоторые тейпы Чечни и Ингушетии считаются русскими из-за того, что они принимали русских дезертиров.
Чечены и прочие даги (в меньшей степени) фатально не понимают русских. (Впрочем, русские и сами не понимают себя)
Что получается? В индивидуальном порядке чечены бьют русских. Потом вдруг что то случается, русские вдруг объединяются и начинают бить чеченов. И так бьют, что чечены на два поколения успокаиваются и больше не хотят бить русских.
Начнём издалека. По психологии никакой человек не может пойти против мнения общины, которое выражает авторитет этой общины.
Если глава рода говорит: не дерись с ним! Вы можете представить, что чечен будет драться с кем то? Вряд ли. Но чеченский авторитет говорит: дерись, и если надо, убей! Вот чечен и дерётся. Община и её лидер одобряет.
А русский, как сказал Иосиф Виссарионыч, царист. Для него авторитет – русский царь. Как бы он не назывался: хоть генсек, хоть президент. Русский очень любит ругать своего царя. Но только потому, что царь не отдаёт того приказов, которых ждёт русский. Пока царь не отдаст долгожданного приказа.
Почему русский на бытовом уровне не бьёт чечена? А потому, что царь – единственный авторитет для русского (Батяня комбат – вторичный авторитет, легитимизованный русским царём), на вроде главы рода для чечена, ему говорит: “даже не вздумай! А то…” Вот русский и не дерётся. А если и дерётся, то чувствует себя виноватым. Что сдерживает его в средствах.
Но в конце концов царь говорит: иди и убивай! И русский срывается с привязи, идёт и убивает, причём достаточно эффективно.
Чечен этого не ожидает и очень удивляется: почему так хорошо всё началось и так плохо всё закончилось?
А просто у царя более замедленная реакция, чем у ближе расположенного главы рода.
И ещё: столкновение чеченского и русского менталитетов, это столкновение эпох. Россия, это индустриальное общество. Чечня, это переходное общество от общинно-родового строя к раннему феодализму. Русь в этом состоянии была в 8м-9м веках. Самым ценным элементом в это время был воин. Вот чечены и даги воспитывают из своих детей воинов.
Но тут стоит выбор: либо ребёнка воспитывать как бойца, либо как скрипача. Совместить не удастся. Ибо руки бойца не способны управлять скрипкой. Вот среди горцев и нет скрипачей. И не только скрипачей..
Идём дальше: мозг очень энергозатратный орган. У нормального человека в состоянии покоя мозг потребляет 40% энергии, вырабатываемой организмом. Один килограмм мозга по энергозатратам эквивалентен 15ти килограммам мышечной массы. Поэтому вундеркинды часто задохлики. Просто преждевременно развывшийся мозг высасывает все соки из организма, не давая развиваться мышцам. Но современному обществу нужны не только бойцы, но и математики. Которые вырастают из вундеркиндов – задохликов. В Чечне в силу особенности их воспитания, математиков что-то не видно.
Кстати, это вредит чеченам и в войне. Чечены непревзойдённые войны в масштабе стрелкового батальона. Не выше. Один наш спецназовец так охарактеризовал чеченский спецназ: “Я никогда не видел более молчаливого и более стремительного спецназа” .
А вот артиллеристы уже из них никудышные. Образования не хватает. Для артиллериста надо тригонометрию знать как свои пять пальцев. Поэтому, если чечены стреляли из пушек, то как правило, промахивались. А наши попадали.
Чечены и прочие кавказцы выскакивали из БМП и стреляли из автомата. БМП, особенно в группе, сильное оружие. Если ими правильно управлять и координировать. Для кавказца это слишком сложно. Проще из калаша…
Вот поэтому при всей их личной доблести, они в конце концов терпели поражение.
Чему сами они очень удивлялись.
Чечня в Великой Отечественной войне. Депортация чеченцев в 1944 годЧечня и ВОВ. Уклонение чеченцев от призыва в Красную армию. Фашистская организация «Кавказские орлы»
С началом Великой Отечественной войны чеченцы приняли активнейшее участие в боевых действиях в тылу Красной Армии. Германия на Северном Кавказе, как и на Балканах, делала ставку на мусульман.
Не желая воевать против гитлеровцев, чеченское население массово уклонялось от призыва в Красную Армию (63 % подлежавших призыву) или дезертировало, уходя с оружием в горные отряды. Практически все народы Кавказа воевали с фашизмом - (например, осетины были мобилизованы практически поголовно). Но чеченские группировки численностью до 40 тысяч человек (!) били в тыл Красной Армии. Кроме стрелкового оружия, они были вооружены артиллерией и минометами, полученными от немецких «друзей». Обучением их занимались заброшенные гитлеровские инструктора. Немецкая агентура помогла создать фашистскую организацию «Кавказские орлы» (примерная численность - 6540 человек), действовавшую вблизи фронта.
Лидерами «орлов» были братья Хасан и Хусейн Исраиловы и их племянник Магомет Хасан Исраилов (известный также под фамилией Терлоев). Терлоев образовал бандгруппы в Галанчжоуском и Итумкалинском районах, а также в Борзое, Харсиное, Даги-Борзое, Ачхене и других аулах. Он сам сообщал, что в Чечено-Ингушетии, кроме Грозного и Гудермеса, было организовано 5 повстанческих округов — всего 24 970 человек. Командировались уполномоченные и в соседние республики.
За что Сталин в 1944 году депортировал чеченцев и ингушей? Сегодня широко распространены два мифа . Согласно первому, хрущевскому, причин для выселения не было вообще, чеченцы и ингуши храбро сражались на фронте и ударно трудились в тылу, и стали безвинными жертвами сталинского произвола: Сталин, якобы, рассчитывал одернуть малые народы, окончательно сломить их стремление к независимости.
Второй миф, националистический, запущен в оборот Абдурахманом Авторхановым, который при приближении немцев к Чечне перешел на их сторону, организовал отряд для борьбы с партизанами, служил в гестапо, а после войны работал в ФРГ на радиостанции «Свобода». Авторханов всячески раздувает масштабы чеченского «сопротивления» Советской власти и так же напрочь отрицает сотрудничество чеченцев с немцами:
«…находясь даже прямо у границ Чечено-Ингушской республики, немцы не перебросили в Чечено-Ингушетию ни одной винтовки, ни одного патрона. Перебрасывались только отдельные шпионы и большое количество листовок. Но это делалось везде, где проходил фронт. Но главное — восстание Исраилова началось еще зимой 1940 года, т. е. еще тогда, когда Сталин находился в союзе с Гитлером» (Авторханов А. Народоубийство в СССР. Убийство чечено-ингушского народа. М., 1991. С. 59-60).
Массовое дезертирство чеченцев. Чечено-ингушские банды
Итак, за что же Сталин выселял народы, в том числе чеченцев и ингушей? Причинами были:
1) Массовое дезертирство. Вот что сказано в докладной записке на имя наркома внутренних дел Берия «О положении в Чечено-Ингушской АССР», составленной зам. наркома госбезопасности Богданом Кобуловым по результатам его поездки в Чечено-Ингушетию в октябре 1943:
«Население [республики] за время войны сократилось на 25 886 человек и насчитывает 705 814 человек. Чеченцы и ингуши по республике составляют около 450 000. В республике 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 членов ВКП(б), в т. ч. 16 руководителей райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов . Антисоветские авторитеты, связавшись с немецкими парашютистами, по указаниям немецкой разведки организовали в октябре 1942 г. вооруженное выступление в Шатоевском, Чеберлоевском, Итум-Калинском, Веденском и Галанчожском р-нах. Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва.
В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14 576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам… Группа чеченцев… укрыла парашютный десант офицера германской разведслужбы Ланге и переправила его через линию фронта. Преступники были награждены рыцарскими орденами и переброшены в ЧИ АССР для организации вооруженного выступления. По данным НКВД и НКГБ ЧИ АССР, на оперативном учете было 8535 человек, в том числе 27 немецких парашютистов; 457 человек, подозреваемых в связях с немецкой разведкой; 1410 членов фашистских организаций; 619 мулл и активных сектантов… На 1 ноября 1943 в республике оперируют 35 бандгрупп с общей численностью 245 человек и 43 бандита-одиночки.
Свыше 4000 человек — участников вооруженных выступлений 1941-1942 гг. — прекратили активную деятельность, но оружие — пистолеты, пулеметы, автоматические винтовки — не сдают, укрывая его для нового вооруженного выступления, которое будет приурочено ко второму наступлению немцев на Кавказ».
Оценим масштабы уклонения чеченцев и ингушей от службы в Красной Армии. На начало войны их численность составляла приблизительно 460 тысяч человек, что после мобилизации должно было дать примерно 80 тысяч военнослужащих. Находясь в рядах РККА, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи чеченцев и ингушей.
Много это или мало? Вдвое меньший по численности бурятский народ, которому немецкая оккупация никак не грозила, потерял на фронте 13 тысяч человек, в полтора раза уступавшие чеченцам и ингушам осетины — 10,7 тысячи. После депортации было уволено из армии 8894 человек (включая балкарцев, чей народ был выселен сразу же после ликвидации ЧИ АССР). В результате получаем, что в рядах РККА служило около 10 тысяч чеченцев и ингушей, т. е. меньше 1/8 призывного контингента. Остальные 7/8 от мобилизации уклонились или дезертировали .
Между тем бандитизм, организация восстаний, сотрудничество с противником во время Великой Отечественной войны наказывались в СССР по всей строгости. Пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников также карались. А уж в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы и ингуши. Получается, что обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют, что несколько десятков тысяч чеченских мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке!
2) Бандитизм.
Именно дезертирство служило ресурсом для вербовки членов в бандитские ячейки. Чеченцы-дезертиры составили костяк будущих бандформирований, воевавших против Красной Армии. С июля 1941 по 1944 год на территории Чечено-Ингушской АССР было уничтожено 197 банд. Потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте! И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в «восточных батальонах»!
А поскольку без пособничества местного населения в здешних условиях бандитизм невозможен, многих «мирных чеченцев» также можно отнести к предателям. Старые «кадры» абреков и местных религиозных авторитетов были выбиты давно. Однако на смену им пришла молодая смена — воспитанные Советской властью, учившиеся в советских вузах комсомольцы и коммунисты , наглядно показавшие справедливость пословицы «Сколько волка ни корми…». Крупнейший из чеченских полевых командиров времен Великой Отечественной войны Хасан Исраилов, известный под псевдонимом «Терлоев» в 1929, 19-летним вступил в ВКП(б) и в том же году поступил в Комвуз в Ростове-на-Дону. В 1933 году для продолжения учебы Исраилова отправляют в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока. В 1935 году он был арестован по ст. 58-10 ч.2 и 95 УК РСФСР и осужден к 5 годам лагерей, однако уже в 1937 году вышел на свободу. Вернувшись в Чечню, работал адвокатом в Шатоевском районе. После начала Великой Отечественной войны Хасан Исраилов с братом Хусейном развил бурную деятельность по подготовке всеобщего восстания чеченцев. Им были созданы многочисленные боевые группы.
Первоначально восстание было назначено на осень 1941 (а не на зиму 1940 года, как лжет Авторханов) и должно было быть приурочено к подходу немецких войск к границам республики. Однако гитлеровский блицкриг сорвался, и срок начала мятежа был перенесен на 10 января 1942. Но из-за отсутствия четкой связи между повстанческими ячейками отложить восстание не удалось. Единое выступление не состоялось, вылившись в разрозненные преждевременные действия отдельных чеченских групп. 21 октября 1941 года жители хутора Хилохой Галанчожского района разграбили колхоз и оказали вооруженное сопротивление пытавшейся восстановить порядок опергруппе. Для ареста зачинщиков в район был послан оперотряд из 40 человек. Однако его командир совершил роковую ошибку, разделив своих людей на две группы. Первая из них была окружена повстанцами, разоружена и расстреляна. Вторая стала отступать, попала в окружение в селе Галанчож и также была разоружена. Выступление чеченцев удалось подавить только после ввода крупных сил. Примерно через неделю вспыхнуло восстание в селе Борзой Шатоевского района. Собравшаяся там толпа обезоружила милицию, разгромила сельсовет и разграбила колхозный скот. С присоединившимися повстанцами из окрестных сел борзоевцы пытались сопротивляться подошедшей опергруппе НКВД, однако, не выдержав её удара, чеченцы рассеялись по лесам и ущельям.
План Кавказской федерации, вассальной Германской империи
Исраилов активно занялся партийным строительством. Свою организацию он строил по принципу вооруженных отрядов по районам. 28 января 1942 на нелегальном собрании в Орджоникидзе (Владикавказе) Исраилов учредил «Особую партию кавказских братьев» (ОПКБ). Её программа предусматривала «создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи» . Партия выработала собственную символику:
«Герб ОПКБ - ОРЕЛ а) голова орла окружена изображением солнца с одиннадцатью золотыми лучами; б) на лицевом крыле его рисован пучком коса, серп, молот и ручка; в) в его когтях правой ноги в захваченном виде нарисована ядовитая змея; г) в его когтях левой ноги в захваченном виде нарисована свинья; д) на спине между крыльями нарисованы вооруженные двое людей в кавказской форме, один из них стреляет в змею, а другой шашкой режет свинью…
Объяснение ГЕРБА такое:
I. Орел означает Кавказ.
II. Солнцем обозначается Свобода.
III. Одиннадцать солнечных лучей обозначают одиннадцать братских народов Кавказа.
IV. Коса обозначает скотовода-крестьянина; Серп — хлебороба-крестьянина; Молот — рабочего из кавказских братьев; Ручка — наука и учеба для братьев Кавказа.
V. Ядовитая змея — большевик, потерпевший поражение.
VI. Свинья — русский варвар , потерпевший поражение.
VII. Вооруженные люди — братья ОПКБ, ведущие борьбу с большевистским варварством и русским деспотизмом».
«Национал-социалистическая партия кавказских братьев» и «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация». Майрбек Шерипов
Чтобы лучше угодить вкусам немецких хозяев, Исраилов переименовал свою организацию в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев» (НСПКБ). Ее численность вскоре достигла 5000 человек. Другой крупной антисоветской группировкой Чечено-Ингушетии была созданная в ноябре 1941 «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация» . Ее лидер Майрбек Шерипов, младший брат знаменитого командира так называемой «Чеченской Красной Армии» Асланбека Шерипова, убитого в сентябре 1919 года в бою с деникинцами, был членом ВКП(б), тоже был арестован за антисоветскую пропаганду в 1938, а в 1939 освобожден за недоказанностью вины и вскоре назначен председателем Леспромсовета ЧИ АССР. Осенью 1941 он объединил вокруг себя главарей банд, дезертиров, беглых уголовников Шатоевского, Чеберлоевского и части Итум-Калинского районов, установил связи с религиозными и тейповыми авторитетами, пытаясь вызвать вооруженное выступление. Основная база Шерипова находилась в Шатоевском районе. Шерипов неоднократно менял название своей организации: «Общество спасения горцев», «Союз освобожденных горцев», «Чечено-ингушский союз горских националистов» и, наконец, - «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация».
Захват чеченцами райцентра Химой. Штурм Итум-Кале
После приближения фронта к границам Чеченской республики, в августе 1942 Шерипов вошёл в связь с вдохновителем ряда прошлых восстаний, сподвижником имама Гоцинского, Джавотханом Муртазалиевым, который с 1925 находился на нелегальном положении. Воспользовавшись его авторитетом, он сумел поднять крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах. Оно началось в селении Дзумской. Разгромив сельсовет и правление колхоза, Шерипов повел бандитов на центр Шатоевского района — село Химой. 17 августа Химой был взят, чеченские повстанцы разгромили партийные и советские учреждения, а местное население разграбило их имущество. Захват райцентра удался благодаря предательству начальника отдела по борьбе с бандитизмом НКВД ЧИ АССР ингуша Идриса Алиева, связанного с Шериповым. За сутки до нападения он отозвал из Химоя опергруппу и войсковое подразделение, охранявшие райцентр. Мятежники во главе с Шериповым пошли захватывать и райцентр Итум-Кале, по пути присоединяя к себе земляков. Полторы тысячи чеченцев окружили Итум-Кале 20 августа, однако взять не смогли. Небольшой гарнизон отбил все их атаки, а подошедшие две роты обратили чеченских повстанцев в бегство. Разгромленный Шерипов попытался объединиться с Исраиловым, но 7 ноября 1942 был убит сотрудниками органов госбезопасности.
Немецкие диверсанты на Кавказе
Следующее восстание организовал в октябре того же года немецкий унтер-офицер Реккерт, заброшенный в Чечню с диверсионной группой. Установив связь с бандой Расула Сахабова, он при содействии религиозных авторитетов завербовал до 400 человек и, снабдив их немецким оружием, сброшенным с самолетов, поднял ряд аулов Веденского и Чеберлоевского районов. Этот мятеж чеченцев тоже был подавлен, Реккерт погиб. Расул Сахабов был убит в октябре 1943 года своим кровником Рамазаном Магомадовым, которому за это пообещали прощение бандитской деятельности. И другие немецкие диверсионные группы чеченское население встречало очень благожелательно.
Им поручалось создать отряды горцев; провести диверсии; перекрыть важные дороги; совершать теракты. Наиболее многочисленная диверсионная группа в количестве 30 парашютистов была заброшена 25 августа 1942 в Атагинском районе близ села Чешки. Возглавлявший ее обер-лейтенант Ланге вступил в связь с Хасаном Исраиловым и с Эльмурзаевым, бывшим начальником Старо-Юртовского райотдела НКВД, который в августе 1942 скрылся со службы, забрав 8 винтовок и несколько миллионов рублей. Однако Ланге постигла неудача. Преследуемый чекистами, он с остатками своей группы (6 немцами) с помощью проводников-чеченцев перешёл обратно за линию фронта. Исраилова Ланге охарактеризовал как фантазера, а написанную им программу «кавказских братьев» назвал глупой.
Осман Губе - несостоявшийся кавказский гауляйтер
Пробираясь к линии фронта по аулам Чечни, Ланге продолжал создавать бандитские ячейки. Им были организованы «группы абвер»: в селе Сурхахи (10 человек), в ауле Яндырка (13 человек), в ауле Средние Ачалуки (13 человек), в ауле Пседах (5 человек), в ауле Гойты (5 человек). Одновременно с отрядом Ланге 25 августа 1942 в Галанчожский район была заброшена группа Османа Губе. Аварец Осман Сайднуров (псевдоним Губе он взял в эмиграции) в 1915 году добровольно вступил в русскую армию. Во время гражданской войны вначале служил поручиком у Деникина, но в октябре 1919 дезертировал, жил в Грузии, а с 1921 года — в Турции, откуда в 1938 году был выслан за антисоветскую деятельность. Затем Осман Губе прошел курс в немецкой разведывательной школе. Немцы возлагали на него особые надежды, планируя сделать его своим наместником на Северном Кавказе.
В начале января 1943 года Осман Губе и его группа были арестованы НКВД. Во время допроса несостоявшийся кавказский гауляйтер красноречиво признавал:
«Среди чеченцев и ингушей я без труда находил людей, готовых служить немцам. Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чем я лично убедился. Чеченцы и ингуши ни в чем не нуждаются. Это бросалось в глаза мне, вспоминавшему постоянные лишения, в которых обреталась в Турции и Германии горская эмиграция. Я не находил иного объяснения, кроме того, что чеченцами и ингушами руководили шкурнические соображения , желание при немцах сохранить остатки своего благополучия, оказать услуги, в возмещение которых оккупанты оставили бы им часть скота и продуктов, землю и жилища».
По материалам книги Николая Гродненского "Неоконченная война: История вооруженного конфликта в Чечне"
Кавказская война (1817-1864 годы), в результате которой к Российской империи была присоединена территория горских народов, представляла собой несколько военных кампаний, проходивших с переменным успехом. Как и на любой войне, перебежчики и пленные были с обеих сторон. При столкновении различных культур люди часто удивляются чужим обычаям и традициям. Русские солдаты, например, поразили чеченцев и своим мировоззрением, и поведением.
Громко смеялись, много разговаривали
Боевые действия, сотрясавшие территорию Северного Кавказа почти весь XIX век, перемежались периодами перемирия. При этом жители некоторых селений были лояльны к царским войскам, надеясь с их помощью защититься от воинственных соседей или давней кровной мести.
Горцы, привыкшие вести себя максимально сдержанно и строго при общении с другими мужчинами, были шокированы тем, что русские солдаты могут громко и много разговаривать и даже смеяться, балагуря с абсолютно посторонними людьми.
Известный этнограф, кандидат исторических наук Саид-Магомед Хасиев в своей статье «Рыцарская этика. Къонах», которая была опубликована 26 декабря 2013 года на сайте Нохчалла.com, написал о кодексе поведения чеченских мужчин. В обществе они должны были проявлять такие качества, как скромность, отсутствие излишних реакций и жестов, немногословность, строгость и подтянутость в одежде.
Образ чеченского рыцаря, идеал которого был практически недостижим для реального человека, обозначался составным словом «къонах», в котором «къо» означает «молодой или сын», а «нах» – народ. То есть, рыцари-горцы – это, в первую очередь, достойные сыны своего народа.
При этом русскому мужчине, в том числе и солдату, на привале не возбраняется громко разговаривать и шутить с сослуживцами, а искренний смех в компании – не повод осуждать человека за поведение, неподобающее воину.
Кандидат филологических наук Алла Сергеева в книге «Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность» (Москва, 2004 год издания) особо отметила эту черту: «Каждый может сразу заметить, что русские очень общительны, что они любят собираться в компании и сообща обсуждать не только производственные, но и личные вопросы. Они не выносят одиночества, которое воспринимают как наказание за какие-то ошибочные действия. В любом месте... к вам может подойти незнакомый человек и заговорить на любую тему, без всяких барьеров и социальных предрассудков».
Дрались на кулаках
Всем известна старинная русская традиция кулачных боев. Будучи людьми, не скрывающими своих эмоций, солдаты царской армии могли повздорить друг с другом или с местными жителями. А там и до драки недалеко. При этом чеченцы были просто шокированы, увидев поединки на кулаках. Горцы никогда так не делали, потому что если конфликт между мужчинами дошел до стадии физического столкновения, то они сражались холодным оружием.
Чеченские традиции буквально принуждают мужчин вести себя сдержанно, чтобы не спровоцировать конфликт, но это не всегда возможно. В таких случаях в старину обычно происходила дуэль, в ходе которой противники использовали один кинжал на двоих.
«Начинал более слабый (по мнению свидетелей) или тот, на кого падал жребий. Затем дуэлянты, передавая друг другу оружие, наносили удары по очереди до тех пор, пока кто-то из них не падал, что означало конец дуэли. Поединок немедленно прерывался при появлении женщины», – так С-М. А. Хусиев описал в своей статье способ разрешения разногласий между чеченскими мужчинами, бытовавший в XIX веке.
Не следовали кровной мести
О другой древней традиции горцев – кровной мести – слышали все россияне. Кандидат юридических наук Сюзан Маркарян в статье «Совершение преступления по мотиву кровной мести», которая была опубликована в журнале «Проблемы экономики и юридической практики» (No 5 за 2014 год), высказала мнение, что эта традиция до сих пор сохраняется у народов Северного Кавказа, в том числе у чеченцев.
«Следует подчеркнуть, что для обществ, придерживающихся обычая кровной мести, кровная месть – это не право, а обязанность отомстить, «священный долг», возложенный обычаем, неисполнение которого навлекает позор как на лицо, обязанное в силу обычая кровной мести отомстить обидчику, так и на весь его род», – отметила С.А. Маркарян.
В разные времена этот обычай пытались запретить власти, но безрезультатно. Целые селенья погибали от рук горцев, отомстивших родственникам своего кровника за убийство, прелюбодеяние, изнасилование, похищение женщины без ее согласия или другое нанесенное оскорбление.
А русские солдаты, чьих боевых товарищей только что убили чеченцы, могли просто покинуть конкретное ущелье или перевал по приказу командира, отданному из тактических соображений. Горцы, поджидавшие русских в специально организованной засаде, сильно удивлялись, так и не встретив суровых мстителей.
Выносливость и стойкость
Краевед и писатель Булач Гаджиев в книге «Шамиль. От Гимр до Медины» (Махачкала, 1992 год издания) рассказал, что горцев часто поражали необыкновенная выносливость и стойкость русских воинов. Это отмечали чеченцы, ингуши и представители народов Дагестана, сражавшиеся под командованием легендарного имама Шамиля (1797-1871 гг.).
Царские солдаты строили крепости в горах, дороги, мосты через ущелья, казармы, склады и туннели. Они работали на добыче полезных ископаемых, как каторжные, рубили лес. Их не могли остановить ни палящие лучи солнца, ни холод заснеженных вершин, ни отсутствие должного питания, ни инфекционные заболевания.
Сражаться в горах с местными жителями, не зная особенностей ландшафта и не будучи готовыми к различным факторам окружающей среды, само по себе, требовало недюжинной силы и крепости духа.
Безропотность и покорность
Командование часто использовало солдат как бесплатных работников, заставляя их заниматься тяжелым физическим трудом. И служивые люди безропотно исполняли любые поручения господ офицеров. Они часто исполняли обязанности слуг, готовили еду, стирали одежду, чистили обувь и убирали за старшими по званию. Любой унтер-офицер был для русского солдата настоящим барином, которому следует покорно подчиняться.
Это не удивительно, ведь в рекруты набирали крепостных крестьян, никогда не знавших личной свободы. А чеченцы не могли понять: почему мужчина-воин позволяет себе так унижаться? Ведь представитель сильного пола, по мнению горцев, может встать на колени лишь в трех случаях: чтобы напиться воды из родника, помолиться или сорвать цветок для возлюбленной.
Впрочем, как написал в своей книге Б.И. Гаджиев, некоторые солдаты не выдерживали тягот службы, постоянных унижений и телесных наказаний, они сбегали из царской армии, надеясь вступить в войско имама Шамиля.
Ели сало и свинину
Религиозные различия между чеченцами и русскими тоже часто бросались в глаза представителям обоих народов.
Известный писатель Шапи Казиев и кандидат исторических наук Игорь Карпеев – соавторы книги «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» (Москва, 2003 год издания). Они отметили, что в Ингушетию и Чечню исламские проповедники, пришли в XIII-XV веках, а к середине XIX века большинство жителей Северного Кавказа являлись мусульманами. Эта религия существенно повлияла на мировоззрение и быт горцев.
Разумеется, как все последователи пророка Мухаммеда, чеченцы не ели свинину и другие продукты питания, запрещенные правоверным. Со свойственным им религиозным рвением горцы соблюдали все предписания и ограничения, которые налагает на человека ислам.
Каково же было удивление жителей Чечни, когда снабженцы царской армии стали завозить в обозах свиней, которых тут же забивали и жарили для господ офицеров. А простые солдаты могли при случае разжиться салом.
Предлагали выпить водки
Мусульманам нельзя не только есть мясо «нечистых» животных, но и пить спиртное. Далеко не все русские солдаты знали об этом в XIX веке. Желая наладить дружественные отношения с представителями местного населения, открыто не проявлявшими враждебность, служивые люди предлагали чеченцам водку и другие алкогольные напитки.
Вышеупомянутая Алла Сергеева в своей книге «Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность» написала: «Любовь к горячительным напиткам в России общеизвестна... и лучше знать об этом как можно больше, чтобы не подвергать свою репутацию, бизнес, здоровье, а иногда и жизнь – опасности. Традиционное гостеприимство русских может заставить хозяина стола "нажать" на вас, даже пойдут разговоры типа "Ты меня уважаешь..." и т.п.».
Такое отношение к совместному распитию алкоголя встречало у чеченцев непонимание и удивление. Это в лучшем случае.
Заговаривали с женщинами
В XIX веке на Северном Кавказе мусульманские традиции были уже очень сильны, поэтому чужой, незнакомый мужчина не мог обратиться к замужней женщине или девушке с тем или иным вопросом, не говоря уже о попытках флирта на глазах ее родственников. Русские солдаты, впервые оказавшиеся среди носителей другой культуры, не сразу поняли местные особенности.
Доктор исторических наук Надежда Блейх в статье «Положение женщины-горянки в семье и обществе(XIX век)», которая была опубликована в журнале «Вестник Сургутского государственного педагогического университета» (No 3 за 2016 год), рассказала об особенностях кавказского этикета. Например, сопровождающий мужчина должен был идти слева от женщины, а если спутников двое, то красавица-горянка шла между ними.
По мнению Н.О. Блейх, вежливое отношение к представительницам слабого пола всегда являлось обязанностью каждого жителя Кавказа. При этом женщины должны были уступать дорогу встречному на узкой горной тропе мужчине, вставать при его появлении, говорить в присутствии гордого воина исключительно шепотом, не смотреть ему прямо в глаза и т.п.
Русские солдаты, пытаясь проявить европейскую галантность (к примеру, пропустить даму вперед), не понимали, что нарушают кавказский этикет. И это тоже, мягко говоря, удивляло местных жителей.