Еще земли печален вид время и пространство. «Еще земли печален вид…» Ф
Конкретная дата написания стихотворения Федора Тютчева «Еще земли печален вид … » не известна. Литературные критики предполагают, что оно относится к раннему творчеству автора, а это значит, что написал его Тютчев до 1836 года.
Особенностью творческого таланта Тютчева была его уникальная способность передавать красоты природы, передавать реалистичные картины пейзажей при помощи одной – двух строк. Именно в данной работе автор описывает раннюю весну – начало марта.
С одной стороны, природа совершенно мертва, она еще спит после зимы. Но, воздух наполнен новым дыханием. Вскоре, все измениться. Таким смыслом пропитана первая половина стихотворной работы.
Вторая часть «Еще земли печален вид … » описывает чувства человека, которые просыпаются в душах с приходом весны. Конечно же, это любовь и вдохновение, чувства радости и счастья.
Стихотворные строки наполнены ласкательными глаголами: «играет», «волнует», «целует». В последних строках два образа, которые живут в стихотворении, переплетаются между собой. Человеческая душа и природа соединяются, они – это единое целое.
Как же мастеру пера удавалось создавать такие чуткие, проникновенные стихотворные работы? Все очень просто! Федор Тютчев очень любил природу, ее потрясающие пейзажи, ее жизненную энергию. Именно это и наталкивало его на творческие мысли, на создание великих литературных шедевров.
Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.
Тема этого произведения – приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:
А воздух уж весною дышит…
Еще природа не проснулась
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит…
Здесь создается странный контраст слов “мертвый” – “колышет”, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…
Композиционно стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека:
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?...
Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:
Но сквозь редеющего сна,
Весна послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты….
Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:
А воздух уж весною дышит…
Главная идея стихотворения – душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом. Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?...
Или то женская любовь?...
Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее. Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (“воздух дышит”, “еще природа не проснулась”, “послышала она и ей улыбнулась”), эпитеты (“редеющего сна”, “весенняя нега”, “женская любовь”, “мертвый стебль”), метафоры (“золотит твои мечты”, “играет кровь”).
Стихотворение Тютчева “Еще земли печален вид” имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.
Ода единству с природойФедор Иванович Тютчев – известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром.
Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй – о пробуждении души человеческой.
Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит
Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть – приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности – она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.
«Еще земли печален вид…» Фёдор Тютчев
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»
Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.
Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.
Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.
Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.
Еще земли печален вид Тютчев анализ стихотворения по плану
1. История создания . Стихотворение "Еще земли печален вид..." представляет собой яркий образец ранней лирики Ф. И. Тютчева. Оно написано в 1836 г., но впервые было издано лишь спустя 40 лет.
2. Жанр произведения - пейзажная лирика.
3. Основная тема стихотворения - сопоставление человеческой души с природными явлениями. относился к природе не просто с любовью, он считал ее живым организмом, стоящим наравне с человеком. В первой части произведения поэт описывает первые признаки наступающей весны.
Явных изменений в природе пока еще нет: "земли печален вид". О долгих суровых морозах напоминает "мертвый в поле стебль". Однако спящая до сих пор природа уже начинает волшебное преображение. Об этом свидетельствует неуловимое дыхание весны, разлитое в свежем воздухе.
Человек с чуткой и отзывчивой душой способен разглядеть невольную улыбку природы, с которой она встречает долгожданную гостью. От описания пейзажа автор переходит к прямым аналогиям с человеческой душой, которая также периодически впадает в долгую "спячку". Человек настолько связан с природой, что под влиянием "весенней неги" у него неизбежно просыпаются волшебные мечты и надежды. К тому же весна традиционно считается временем любви и расцвета всех жизненных сил.
Тютчев ставит в один ряд природные явления ("тают глыбы снега") и человеческие ощущения ("играет кровь"). Благодаря этому достигается полное единение человека с окружающим миром.
4. Композиция . Стихотворение по смыслу четко делится на две части. Первая целиком посвящена описанию пейзажа. Во второй части автор напрямую обращается к человеческой душе.
5. Размер произведения - четырехстопный ямб. В первых трех четверостишиях рифмовка опоясывающая, в последнем - перекрестная.
6. Выразительные средства . Главным средством художественной выразительности в стихотворении является сравнение (весны с душой человека). В первой части последние признаки уходящей зимы противопоставляются первым проявлениям весны. Эпитетов немного, но они очень выразительны: "мертвый... стебль", "редеющий сон".
Авторскую мысль подкрепляют олицетворения: "природа... не проснулась", "послышала", "улыбнулась". Большое значение имеют риторические вопросы в конце произведения. Они подчеркивают, что человек часто даже не осознает зависимость своего настроения и общего состояния от природы.
7. Основная мысль автора заключается в том, что человек всегда должен стараться жить в полной гармонии с природой. Связь душевного состояния с природными явлениями настолько очевидна, что ее просто глупо отрицать. Самым ярким доказательством является весеннее преображение.
Животный и растительный мир естественным образом начинает новый жизненный цикл. Человеку же свойственно предаваться ненужным философским размышлениям. Вместо этого достаточно просто признать, что весна, как и любовь, полностью преображает внутренний мир человека, дает небывалый толчок для развития всех его жизненных сил.