Исследовательская работа «Моральные ценности «Поучений Владимира Мономаха. Молодёжи и школьников «наука
- "Поучение". Анализ этой работы будет весьма интересен, поскольку это произведение имеет почти тысячелетнюю историю. Оно проникнуто верой во благо, возвышает моральные нормы и направляет потомков по пути мира, советуя забыть разногласия в пользу единой общей цели. Чтобы понять данное произведение в полном объеме, требуется, однако, не только внимательное чтение, но и знание исторического контекста, на фоне которого мудрость рекомендаций правителя выделяется ещё более ярко.
Биография
Владимир Всеволодович правил различными регионами Руси, прежде чем в стать великим киевским князем. Прозван Мономахом он был, поскольку его мать была, во всей вероятности, дочерью императора Византии - Константина Мономаха.
Будущий великий князь рос в условиях политической напряженности - он пережил и ряд военных конфликтов с половцами, представлявшими серьезную угрозу древнерусскому государству, и внутренние междоусобицы. При анализе текста «Поучение Владимира Мономаха» необходимо отметить некоторые факты его личной биографии. В отличие от многих молодых отпрысков княжеского рода, Владимир проявлял удивительное миролюбие. Например, он отказался от претензий на киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата. Конечно, такая очередность была предусмотрена традициями, однако во многих других аналогичных ситуациях претенденты развязывали конфликты за личную власть, ослабляя страну.
Основа текста
Главной позицией Владимира становится вера в Бога, из которой следуют различные стратегии поведения, одобряемые и поддерживаемые христианством: соблюдать данные клятвы, помогать слабым и бедным, почитать старших, вести праведный образ жизни. Здесь же он указывает на необходимость осуществлять молитву.
Впрочем, и более древний мотив обнаруживает в своем завещании Владимир Мономах. Анализ «Поучения» демонстрирует, что высокую значимость имеет для правителя почитание гостя. Возможно, вы слышали, что издревле существовал неписаный кодекс, в котором принятие гостя в своем доме признавалось обязательным вне зависимости от времени суток и бытовых условий. Как и в сказках, где «накормить, напоить и спать уложить» является единственно возможным вариантом встречи незнакомого человека, в повседневной жизни заглянувший на огонёк путник являлся лицом неприкосновенным. Не положено было даже спрашивать, кто он и откуда - он мог это рассказать только по своему желанию, уже будучи принятым хозяевами.
Итак, анализ «Поучения детям» Владимира Мономаха показывает, что текст являет собой совокупность идей религиозной и бытовой морали.
Тема единства
Владимир, как мудрый политик, выступает против раздробленности государства. Разумеется, он видел на протяжении своей жизни, как часто жажда личной власти подрывает устойчивость страны: в междоусобных войнах, борьбе за власть с применением интриг и привлечением внешних военных сил он видит лишь способ «расшатывания» благосостояния Руси. Как мы знаем из биографии князя, сам он не стал пользоваться возможностью усилить своё влияние до тех пор, пока не получил на это законное право.
Заглядывая в грядущее столетие, мы видим, чем обернулось нежелание потомков провести анализ «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к совету мудрого правителя: монголы, вихрем прошедшие по Руси, смели все войска отдалившихся друг от друга князей и установили своё правление на несколько веков.
Тема войны
Владимир, принимая систему и призывая верить в Бога и помогать нуждающимся, не выступает за отказ от войны. Действительно: он политик, а без военной силы обеспечить безопасность страны и народа попросту невозможно. Анализ «Поучения Владимира Мономаха» как исторического источника показывает, что князь участвовал в более чем восьмидесяти походах и заключил десятки соглашений, о чем он сам и повествует.
Нельзя сказать, что автор всегда действовал «объективно справедливо», но всегда - в интересах своей страны. Например, приняв просьбу о помощи самозванца, претендующего на Византийский престол, князь не мог не осознавать обмана. Продолжительные боевые действия, ставшие последними между Киевом и Царьградом (Константинополем), окончились без каких-либо серьезных успехов, а соглашение было скреплено династическим браком.
Ссылки
Владимир выступает высокообразованным человеком. Произведение изобилует цитатами, в особенности из Библии, что говорит не только о развитой морали князя, но и о намеренном изучении вопроса в преддверии написания своего завещания детям.
При анализе «Поучения Владимира Мономаха» можно увидеть названия многих русских городов. Одни из них сегодня являются крупными центрами: Владимир, Новгород, Курск, Смоленск, Ростов. Другие потеряли былую значимость: Сутейск, Кордно, Стародуб, Берестье, Туров.
Приводятся в тексте и другие сцены: благодаря записям великого князя об охоте на оленей и вепрей, куниц и туров, а также многих других животных ученые могут делать выводы об устойчивости ареала их обитания. Таким образом, исторический источник может служить нуждам самых различных наук.
Форма изложения
К сожалению, в оригинале вы прочитать данный текст без подготовки не сможете - русский язык XII века сильно отличается от современного как в написании, так и в произношении. Слышали ли вы про такие буквы, как «ять», «нус большой» и «нус малый»? Знаете ли вы, какие звуки обозначали символы, выглядящие как мягкий и твердый знак? Итак, прочитать текст в его исходном виде будет проблематично.
Таким образом, при анализе произведения «Поучение Владимира Мономаха» вам следует руководствоваться переводами. Они обычно сопровождаются большим числом примечаний, которые упростят вашу работу. Комментарии, написанные профессиональными историками, позволят не обращаться по каждому вопросу к энциклопедиям и другим источникам.
Несмотря на разницу в написании, грамматическая структура русского языка во многом сохранилась. Это позволит вам увидеть стилистические особенности и литературные приемы, использованные автором.
Заключение
Оригинальный текст «Поучения» мог и вовсе не сохраниться до наших дней. Скорее всего, он погиб бы в московском пожаре 1812 года, если бы не удачное стечение обстоятельств. Ради интереса, посмотрите на оригинальный текст и попробуйте расшифровать написанное.
Впрочем, анализ «Поучения Владимира Мономаха» можно проводить и по адаптированному варианту. Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии великого князя.
Обязательно знакомьтесь и с другими текстами различных эпох. Только обращаясь к оригинальным документам вместо вольных трактовок, вы приближаетесь к пониманию того смысла, который автор вкладывал в написанное, а также контекста, послужившего причиной создания текста. И помните, что упорный труд всегда приносит свои плоды.
Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI-начале XII века и известны под названием "Поучение". Они входят в состав Лаврентьевской летописи. "Поучение" - это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
В начале "Поучения" Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, "на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего... Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите"1. человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.
Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но "Поучение" - это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.
Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.
Постепенно "Поучение" перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В "Поучении" Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.
Третье произведение Владимира Мономаха - письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь тем не менее готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: "Я тебе не враг, не мститель... И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской"2.
Д. С. Лихачев отмечал, что "письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды"3.
Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям. И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу. А сейчас давайте напишем на тему: Поучение Владимира Мономаха.
Владимир Мономах поучение
Владимир Мономах — князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении — рассуждении следует отметить нравственные наставления. Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот. Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.
Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.
При этом князь говорит не только о бытовых советах. Он затрагивает и политические вопросы, показывая, насколько важно прекратить междоусобицы, которые вредят экономике страны. Говорит, насколько эти междоусобицы ослабевают государство. В Поучениях князь призывает к государственному порядку. Указывает Владимир и на то, что благо государства и его народа в руках князей. Очень важно править в мире, который приводит любое государство к процветанию.
Знакомясь с Мономахом в его поучениях, отмечу, князь был образованным, начитанным, эрудированным, он был поборником просвещения. Он считал, что князь это образец для подражания, пример для окружающих, поэтому нужно быть достойным этого высокого титула.
Поражает в произведении письмо к брату, который явился убийцей сына Владимира. Мы видим, что князь прощает убийцу. Как по мне, то это сильный поступок, я бы никогда не смогла простить убийцу, хоть и понимаю, что в то время, во времена войн, смерти были привычным явлением.
Свое сочинение Поучение Владимира Мономаха в 7 классе завершу мнением, что поучения, написанные сыновьям, замечательные, ценные и самое важное, они актуальны и по сей день.
Наш мир компьютеров, высоких технологий, Интернета достаточно многогранен, интересен, несет множество перспектив в различных областях. А как же душа? Этот мир настоящего и будущего ничто перед духовными ценностями русской литературы.
Литература дает нам огромный, глубочайший опыт жизни, тем самым, являясь основой воспитания любого человека. Что, как ни литература развивает чувство красоты - красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Искусство слова дает нам понимание жизни, всех её сложностей. С самого своего возникновения в Древней Руси литература не была простым развлечением. Необходимость в ней появилась тогда, когда людям стало нужно помнить о прошлом, о своих корнях, нравственных и духовных ценностях. Может именно сейчас нашему обществу стоит обратить внимание на опыт предков - вернуться к началу. А вначале было слово…
Одним из старейших бесценных литературных памятников являются «Поучения» Владимира Мономаха.
Великий князь, выдающаяся личность, умнейший писатель… Спустя столетия, вряд ли найдется человек, который мог бы стать с ним рядом, соперничая как в слове, так и деле.
Владимир Всеволодич Мономах был не только активным политическим деятелем, организатором совместных походов на половцев, но и одним из авторитетнейших русских князей, словом и поступками отстаивавшим свои взгляды и убеждения. В чем же величие его души? В том, что он умел заслуживать любовь всех окружающих «во всяком возрасте», в том, что был послушным сыном своему отцу, смелым в бою, приветливым дома, был добрым государем, благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества, разумно уговорил всех русских князей объединиться, собрав воедино свои войска, и совершенно разбить врага, и не только, но и заключить с ними выгоднейший мир.
Народ «выпросил» для своего любимца престол великого киевского князя, хотя черед княжить ему не пришёл. Князья не только уступили престол Владимиру, но и не стали вести новых войн за свое наследство.
Много славных дел совершил Владимир Мономах во время своего двенадцатилетнего правления. В конце жизни оставил «Духовное завещание», которое знали как «Поучения» Владимира Мономаха.
В нем великий князь обращается к «детям» - не только к своим сыновьям, но и ко всем младшим современникам и потомкам - с моральными наставлениями. Кроме общехристианских заветов - призывов к благочестию, «покаянию, слезам, милостыни», трудолюбию, щедрости, справедливости, Владимир Всеволодич дает и конкретные советы.
«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».
Такими словами обращается великий князь к читателям своих наставлений, советов.
Каждый абзац «Поучения» - новая заповедь, жизненный опыт, с которым делится Владимир Мономах. В «Поучении» встречаются цитаты из Псалтыря, что говорит о христианской направленности наставлений.
«И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите…»
Злом ответить на причиненную боль - вот то правило, которое царит в нашем мире, 21 веке. Что же говорит об этом Владимир Мономах:
«Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их : покаянием, слезами и милостынею…»
Не раз мы встречаем в наставлении строки - отношение к окружа ющ им:
«Старых чти, как отца, а молодых, как братьев…»
Интересно, что вначале «Поучения» Владимир Всеволодич дает наставления бытового характера, будучи великим князем:
«В дому своем не ленитесь, …чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело…»
Как не согласиться с великим князем о том, что хотя бы на время нужно постараться понять другого, не ставить личную выгоду превыше блага ближнего.
«Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветствовав его, и доброе слово ему молвите…»
Почему же так почтительно Владимир Всеволодич говорит об отношении к гостю? Не райскую жизнь обещает князь своим детям, а ориентирует на достойную жизнь на земле, на которой мы не вечны.
«Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо».
Эта особенность Владимира Мономаха убеждать в своей правоте своего «Поучения», предсказывать последствия той или иной ошибки, очень интересна, во многом переплетена с библейским текстом. В Библии Иисус тоже подкрепляет каждое наставление предостережением:
«… выполняйте, … ибо, если не выполните …» (страх перед грехом, перед Богом).
Жизненная направленность «Поучения» делает его достаточно понятным и полезным сегодня, когда все находятся в поисках идеальной программы воспитания Человека с добром в сердце, с любовью и состраданием к ближним. Автобиография великого киевского князя является примером для подражания. Вся его жизнь - книга, по которой можно воспитать не только хорошего человека, но и мудрого справедливого правителя. Что и говорить, в Древней Руси кровь текла реками. Сам Владимир Всеволодич признается в «Поучении»:
«Всех походов моих было восемьдесят три; а других, маловажных не упомню. Я закончил с половцами девятнадцать мирных договоров, взял в плен и выпустил из неволи более ста лучших князей их, а более двухсот казнил и топил в реках…»
В военное время понятие «враг» предполагает действие «убить». «Убивая», становятся героями, совершают подвиги, покрывают себя вечной славой защитника Родины. В мирное время рекомендуется «простить сотворившего тебе зло». Великодушие, смирение гнева, даже если он праведный, есть проявление мудрости.
«Если смогли простить - радуйтесь, если прогневались - кайтесь. На войне врага убивайте, но превыше всего чтите мир…»
Вот, чему учит в своих наставлениях князь будущих воинов, защитников. Скольких бед, войн, разрушений можно было бы избежать нашему многострадальному народу, если бы правителей, царей воспитывали в духе «Поучений» Владимира Мономаха - великого князя киевского, мудрого человека, справедливого военачальника.
Самый верный путь воспитания интернационализма - это изучение языков, нескольких языков, многих языков. Тогда для нас будет меньше чужих народов.
« Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран…»
«Приближаясь к гробу, благодарю Бога за долгие дни мои: рука Его довела меня до глубокой старости… Страх к Богу и любовь к людям есть начало добродетели…Не пост, не монашество спасет вас, но благодеяния…»
Вся жизнь великого Владимира Мономаха светится в этом поучении.
К нам в будущее обращается со страниц своих сочинений не только мудрый политик, храбрый воин, человек высоких моральных достоинств, но и человек высокообразованный и начитанный: в своих «Поучениях» Владимир Мономах использует цитаты из Псалтыри, из сочинений византийского богослова Василия Великого (трактат «Шестиднев»), строки из Евангелие.
«Я сам делал все, что мог бы велеть отроку».
Безусловно, Владимир Мономах был великим педагогом-воспитателем, вырастившим десять сыновей, любившим свое Отечество, отличавшимся храбростью, умом, подарившим великое духовное наследие воспитательного характера «Поучения», которое несет в основе своей нормы христианской морали - смирение, терпение, подражание Христу, любовь ко всему живому в сердце своем.
«Счастливы были бы люди, если бы следовали этим наставлениям». (А.О.Ишимова).
РЕБЯТА, ПРОШУ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСА: "АКТУАЛЬНО ЛИ "ПОУЧЕНИЕ" ВЛАДИМИРА МОНОМАХА В 21 ВЕКЕ?"
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Назад
Вперёд
Цели урока:
образовательные:
– систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о “Поучении” как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.
развивающие:
– развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;
воспитательные:
– воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.
Предварительное домашнее задание: собрать сведения о жанрах ДРЛ. Подготовить проекты о жизни Владимира Мономаха, о содержании полного текста “Поучения” Владимира Мономаха; составить “Поучение” сверстникам.
Эпиграф к уроку: “Имеющий уши, да услышит…” (из “Евангелия” от Матфея).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Здравствуйте, ребята и гости. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ – “Поучением” Владимира Мономаха. Запишите в тетрадях число, тему урока: “Значение “Поучения” Владимира Мономаха”.
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из “Евангелия” от Матфея: “Имеющий уши, да услышит”. Как вы его понимаете? Запишите его.
Исходя из темы урока и эпиграфа, поставьте учебную задачу на урок. (Выяснить, в чём заключается значение “Поучения” в наше время, чем оно интересно для нас.) Спасибо, верно.
Мне хотелось бы, ребята, чтобы сегодня на уроке вы продемонстрировали не только свои знания, но и показали бы, как можно их воплотить в реальные проекты и использовать не только на уроках, но и в жизни.
Домашнее задание будет связано с тем, о чём пойдёт речь на уроке. Запишите его: написать сочинение-миниатюру “Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?”
Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Поучение – один из жанров ДРЛ. Давайте вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ.
Группа ребят получила задание провести опрос в интересной форме по теме “Жанры ДРЛ”. Приложение 1 . Посмотрим, что у них получилось. (Задание классу). Прошу вас записать названия жанров, о которых пойдёт речь.
Учащиеся отгадывают кроссворд, по вертикали получается слово “поучение”. В тетрадях записываются названия жанров.
Обсуждение кроссворда. Примерные вопросы 1-й группе.
– Почему вы остановили свой выбор на этих жанрах?
– Какие ещё жанры существовали в ДРЛ?
Учитель. В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ? Зачем её нужно знать и изучать?
– Скажите, ребята, чему вы научились, выполняя это задание?
Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и опрос интересный провели, и узнали много о жанрах ДРЛ. Со своей задачей вы справились и заслуживаете отличных оценок.
3. Защита проектов учащихся.
Задание классу: составьте план биографии В. Мономаха.
Обсуждение проекта. Примерные вопросы 2-й группе.
– Одной из задач, которые вы ставили, было выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными?
– Как можно использовать вашу презентацию?
– К каким источникам вы обращались, работая над проектом?
– Вам было интересно работать над проектом?
Учитель. Вы хорошо поработали и заслуживаете самых высоких оценок. Спасибо.
Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.
- Физкультминутка
Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты
туловища.)
Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
Русь святую собрать, избавить от войны.
От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны
туловища.)
Подружил всех князей и возглавил их.
Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения
глазами.)
В дружбе жить, уважать старых и больных,
Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения
кистями рук.)
И тогда вспомнит Русь сыновей своих.
Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал “Поучение”, которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.
Третья группа ребят подробно исследовала полный текст “Поучения”. Расскажите о проделанной работе.
- Какова история создания, структура и содержание “Поучения”? (Презентация учащихся “Поучение” Владимира Мономаха как завещание потомкам ”). Приложение 3
Задание классу: запишите структуру “Поучения”.
Обсуждение проекта. Примерные вопросы 3 группе.
– Не кажется ли вам, что “Поучение” устарело в наши дни?
– Как вы работали над проектом?
– Что было самым трудным?
Учитель. Спасибо, ребята. Вы довольно глубоко разобрались в структуре и содержании “Поучения”, проделали большую серьёзную работу и получаете отличные оценки.
-
Какие же советы “благоверного князя”
Владимира Мономаха кажутся вам полезными и
актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к
ним? (Проект учащихся. Буклет “Поучение добрым
людям”.)
Приложение 4
Обсуждение проекта. Примерные вопросы 4 группе.
– Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам?
– А почему вы не ограничились советами детям и сверстникам и обратились к взрослым?
– Почему вы выбрали форму буклета для реализации своего проекта?
Учитель. Чему вы научились, выполняя задание?
– Как можно практически использовать вашу работу?
Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.
4. Заключительное слово учителя.
Выдающийся памятник ДРЛ – "Поучение" Владимира Мономаха– необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Конечно, политическая деятельность самого Владимира Мономаха отнюдь не всегда была безупречной в моральном отношении. В его деятельности были и случаи коварства, и нарушения обещаний, и жестокого обращения с населением захваченных городов. Все это так!
И при всем том Мономах умел признавать свои ошибки, умел, как в случае с Олегом, простить заклятому врагу. Его пример удивителен. И поучителен для нас. Вспомните эпиграф к уроку: “Имеющий ущи, да услышит…”. Надеюсь, вы сегодня не только услышали, но и поняли многое из того, что завещал нам, своим потомкам великий Владимир Мономах.
5. Итоги урока. Рефлексия.
– А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам в будущем умения и навыки, полученные во время работы над проектами?
Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде кроссворда, презентаций, буклета. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания.
Спасибо за плодотворный и интересный урок.