История структура управления иерусалимского королевства. Короткая (насколько это возможно) история Иерусалимского королевства крестоносцев
В марте 1185 года в 23 года умер король Иерусалимский Балдуин (Бодуэн) IV. Он не особенно известен своими подвигами. Между тем этот обреченный молодой человек за свою короткую жизнь совершил гораздо более заметные деяния, чем, скажем, его всемирно известный современник Ричард Львиное Сердце (Richard the Lionheart, Cœur de Lion, 1157-1199), причем в гораздо более сложных условиях. В период его правления Иерусалимское королевство крестоносцев уподобилось ореху между смыкающимися вокруг него клещами мусульманского щелкунчика. И Балдуин, несмотря на страшный недуг, до последнего дня отстаивал интересы своих подданных.
Крестоносцы и их государство
К началу правления Балдуина IV франки (и их потомки) владели всем побережьем Сирии и Палестины от Аманских гор до Синайской пустыни. Существовал конгломерат автономных, но готовых прийти на помощь друг к другу христианских государств — Антиохия , Триполи и Иерусалим .
Королю Иерусалима помогали канцлер (он возглавлял канцелярию и хранил королевский архив) и сенешаль, при необходимости выполнявший функции монарха в гражданском управлении государством и отвечавший за казну. Армией руководил коннетабль, подчинявшийся королю, королевским хозяйством управлял камергер. Но центральная власть была не так сильна, потому что на постоянно воевавшем с соседями франкском Востоке король был вынужден делегировать значительные полномочия местным правителям, защищавшим границы. Высший Совет при короле исполнял тройственную функцию: судебную, консультативную и законодательную.
Церковь во всех трех крестоносных государствах был католическая , а возглавляли ее два латинских патриарха - антиохийский и иерусалимский, служивший в Храме Гроба Господня. Христианские храмы были центрами, вокруг которых обращалась жизнь государства - ведь именно ради их охраны и были затеяны крестовые походы. Население Иерусалимского королевства во второй половине XII века оценивается примерно в 620 тысяч человек, из которых франки-католики составляли 140, а подавляющее большинство было мусульманами или христианами восточного толка (армяне, сирийские якобиты, несториане и марониты). Жили в королевстве и иудеи, и самаритяне. Хотя в ходе Первого крестового похода в 1099 году франки устроили в Иерусалиме резню мусульман и иудеев, но в дальнейшем, установив свою власть над Палестиной, крестоносцы не посягали на свободу вероисповедания местного населения.
Организационными центрами жизни франков были города и замки, подпадавшие под сюзеренитет короля. Из всех городов лишь Иерусалим превратился в полностью христианский город - в нем не было мусульман и почти не было евреев, допускались только восточные христиане. В прибрежных городах наибольшими льготами и привилегиями обладали венецианцы, генуэзцы и пизанцы. Итальянцы охраняли морские пути сообщения с Западом , перевозили пилигримов, солдат и переселенцев и, в отличие от франков, умели торговать, а экономическое благосостояние государств Святой земли стояло все-таки на торговле: особо плодородных земель тут не наблюдалось. Главным предметом торговли, которую контролировали купцы из Дамаска и Алеппо , были предметы роскоши - оружие из дамасской стали, произведения арабских золотых дел мастеров, ювелирные украшения, парфюмерия, персидские ковры и керамика, китайский шелк, пряности и лекарства из Индии .В окружении врагов
С окружающими мусульманскими владениями франки поддерживали торговые контакты, что не исключало опасности нападения воинов ислама . Большинство городов были обнесены стенами, каменные башни строились и в важнейших деревнях - для защиты населения. По той же причине рыцарская служба в Иерусалиме отличалась от службы на Западе продолжительностью - там она занимала всего сорок дней в году, а на Ближнем Востоке была круглогодичной, когда речь шла об обороне королевства, но платной, если король посылал войска за пределы своих границ, например, в Египет .
Местные восточные христиане говорили по-арабски и культурно были весьма близки к мусульманам, а потому относились к франкам как к чужакам. Католики на Ближнем Востоке то пытались наладить дружбу и «взаимовыгодное сотрудничество» с местным, глубоко чуждым, населением, то воевали с ними за свои святыни и за выживание .
Войдя в подростковый возраст, монарх вступил и в новую стадию развития болезни. Стало ясно: вскоре понадобится новый король. Сибилле снова стали искать мужа. Король жаждал помощи византийского императора Мануила Комнина и послал к нему Рейнальда Шатийонского - рыцаря незнатного происхождения, через брак с тетушкой Балдуина ставшего князем Антиохийским, но Мануил помочь крестоносцам не пожелал. А тем временем Саладин подготовился к нападению на Иерусалим.
И тогда 25 ноября 1177 года Балдуин и Рейнальд вышли из города с 375 рыцарями, к которым присоединилось 80 тамплиеров под руководством магистра Одо де Сент-Амана, и разбили превосходящие силы Саладина (26 тысяч человек) в битве при Мон-Жизаре. В победе сыграло роль и то, что Саладин недооценил юного противника, полагая, что тот не осмелится сразиться с ним, и то, что крестоносцы захватили Саладина врасплох, и то, что франки действительно умело бились. Балдуин преследовал противника до самого заката. Саладин потерял 90 процентов войска, включая личную охрану из мамлюков, бежал обратно в Египет, по дороге распуская слухи, что битву выиграл он, а не крестоносцы. Но в течение целого года, прежде чем возобновить атаки на франков, Саладин только зализывал раны.
Бесстыжий Ги
Летом 1180 года произошло событие, во многом предопределившее печальную судьбу Иерусалимского королевства. Сибиллу выдали замуж за Ги де Лузиньяна ( , 1160–1194), двусмысленного авантюриста, показавшегося Балдуину и его матери Агнессе приличным кандидатом - он был кузеном английского короля Генриха II (1133–1189). К тому времени Балдуин ослеп, не владел конечностями и потому пытался отречься от престола. Но раз за разом попытки найти подходящего кандидата на трон срывались. Подвел и Рейнальд Шатийонский: напал на торговый караван, шедший из Египта в Дамаск, и прямо оскорбил Саладина, захватив во время одного из таких нападений его мать. В 1182 году возмущенный Саладин возобновил атаки на франков, и Балдуин был вынужден назначить Ги де Лузиньяна регентом.
Битва при Хаттине. Средневековая миниатюра |
«Пока он был жив, он всегда побеждал»
До последней секунды своей жизни Балдуин занимался делами Иерусалима. Разочаровавшись в регентах и попытках найти достойного наследника, в 1183 году он назначил своим соправителем пятилетнего племянника, Балдуина Монферратского. В день смерти прокаженный правитель провел последний королевский совет.
Через два года, 4 июля 1187 года Саладин победил крестоносцев и Ги де Лузиньяна, стараниями жены все-таки ставшего иерусалимским королем, при Хаттине. То была смертельная рана, нанесенная Иерусалимскому королевству; а в 1291 году крестоносцы были вовсе изгнаны с Ближнего Востока.
Но память о Балдуине в этом регионе сохранялась долго. В середине XIII века один мусульманин в Дамаске заявил оружейнику короля Людовика IX: «Были времена, когда король Балдуин Иерусалимский, тот, что был прокаженным, побил Саладина, хотя у него было всего 300 воинов против Саладиновых 30 тысяч. Сейчас ваши грехи так велики, что мы гоняем вас по полям, как скот».
Часто задаются вопросом, почему церковь не причислила этого короля-девственника и мученика к лику святых, ведь он сделал очень многое для христианства и вел исключительно праведную жизнь. Ответ прост: Балдуин мало интересовался религией. Даже будучи смертельно больным, он не рассматривал возможность удалиться в монастырь. Это был король-рыцарь, а не король-монах, и определяющими чертами его личности были личное мужество, отвага и гордость. Один хронист записал после его смерти: «Хотя с детства он страдал от проказы, он всеми силами сохранял неприкосновенность границ Иерусалимского королевства и одержал поразительную победу над Саладином при Мон-Жизар. Пока он был жив, он всегда побеждал».
Новости партнёров
Ни для кого не секрет, что Ближний Восток сегодня является одним из самых неспокойных регионов нашей планеты, и оттуда исходят угрозы европейской цивилизации. Существует мнение, что корни этих явлений следует искать в глубине столетий, ибо они являются отголоском Крестовых походов. Именно поэтому для того, чтобы понять причины противостояния Востока и Запада, а также найти пути к их мирному сосуществованию, некоторые исследователи рекомендуют внимательно изучить историю. Например, интерес представляют Иерусалимское королевство, графство Эдесса и соседние государства, где христиане, прибывшие из Европы, и их потомки со временем научились мирно существовать с местным мусульманским населением.
Предыстория
Иерусалимское Королевство появилось на карте мира в 1099 году как результат захвата крестоносцами города, где был распят Спаситель. Они прибыли в регион по призыву Римского папы Урбана Второго, к которому с просьбой о защите христиан от турок обратился византийский император Алексей Первый. Этому предшествовала битва при Манцикерте. Поражение Византии привело к потере Армении и восточной части Малой Азии, что, по мнению историков, стало началом конца этой великой империи. Кроме того, появились слухи о зверствах как сунитов, так и шиитов в отношении христиан Палестины.
Защита единоверцев была не единственной причиной, заставившей папу благословить воинов на Крестовый поход. Дело в том, что к этому времени на большей части Европы установилась относительная стабильность, и тысячи хорошо подготовленных рыцарей остались без дела, что приводило к вооруженным стычкам по самым пустяковым поводам. Их отправка на Ближний Восток обеспечивала мир, а также давала надежду на экономический подъем в будущем (за счет трофеев).
Изначально освобождение Иерусалима не входило в планы крестоносцев. Однако позже они изменились, и 15 июля 1099 года город был захвачен и... разграблен.
Основание
Безусловным лидером крестоносцев был Готфрид Бульонский, которому в средневековых хрониках приписывают все добродетели настоящего рыцаря, верного христианским заповедям. Основав Иерусалимское королевство, бароны и графы обратились к нему с просьбой стать первым правителем нового государства. Оставаясь верным своим принципам, Готфрид отказался от короны, мотивировав это тем, что он не может носить ее там, где сам Спаситель носил терновый венец. Единственное, на что он согласился, — принять титул «Защитника Гроба Господня».
Правление первого короля Иерусалимского королевства
Готфрид Бульонский умер в 1100 году, не оставив потомства мужского пола. Его брат Балдуин сразу же короновался и стал править Иерусалимом, хотя не принимал никакого участия в его осаде и освобождении, так как был занят захватом армянских христианских княжеств Тарса, Тель-Башира, Равендана и Эдессы. Более того, в последнем городе-государстве он был усыновлен правителем Торосом и женился на его дочери. Она вошла в историю как первая королева Иерусалима Арда Армянская. Однако, убив впоследствии тестя и основав собственное графство Эдессу, Балдуин развелся, чем навлек гнев римского папы.
Тем не менее, будучи искусным политиком, Балдуин Первый расширил Иерусалимское королевство, захватив несколько портовых городов, и стал владыкой Антиохии и графства Триполи. Также при нем там выросло число жителей католического вероисповедания.
Умер Балдуин в 1118 году, не оставил наследников.
Короли Иерусалимского королевства до Второго крестового похода
Преемником бездетного Балдуина Первого, в обход родного брата, находящегося во Франции, стал его родственник — граф Эдессы де Бурк. Он также расширил границы государтва. В частности, де Бурку удалось сделать своими вассалами правителя Антиохского княжества — малолетнего Боэмунда Второго, внука а в 1124-м году им был взят Тир.
Задолго до восшествия на трон, с целью укрепления своих позиций в регионе, Балдуин де Бурк женился на дочери армянского князя Габриэла — Морфии (см. Жан Ришар, «Латино-Иерусалимское королевство», первая часть). Она подарила супругу трех дочерей. Старшая из них — Мелисенда — стала третьей и одной из самых известных королев Иерусалима. Перед смертью ее отец предпринял все меры, чтобы зять-вдовец — Фульк Анжуйский — не смог развестись с ней и передать трон своим детям от первого брака. Для этого еще при жизни Балдуин Второй объявил первого своего внука, носящего его имя, и дочь соправителями.
После убийства Фулька на охоте Мелисенда стала единолично руководить королевством и прослыла покровительницей церкви и искусств.
Став совершеннолетним, ее старший сын Балдуин Третий решил, что пора сделать ве возможное, чтобы Иерусалимское королевство крестоносцев перешло под его власть. Он вступил в конфронтацию с матерью, которая бежала вместе с его младшим братом Амори. В результате вмешательства духовенства сын отдал под управление Мелисенды город Наблус, однако она продолжала заниматься дипломатической деятельности на благо королевства.
Второй крестовый поход
После падения Эдессы в 1144-м Мелисенда отправила к римскому папе послание с просьбой о помощи в освобождении графства. Оно не было оставлено без внимания, и понтифик объявил о начале Второго крестового похода. В 1148 году войска из Европы, возглавляемые французским королем его супругой Алиенорой Аквитанской и германским императором Конрадом, прибыли в Латино-Иерусалимское королевство. Будучи 18 лет от роду, молодой Балдуин Третий проявил достаточную рассудительность, поддержав позицию матери и своего коннетабля, считавших, что следует атаковать Алеппо, чтобы поскорее вновь водрузить флаг Иерусалимского королевства над Эдессой. Однако прибывшие монархи имели совсем другие планы. Они намеревались захватить Дамаск, несмотря на то, что Иерусалимское королевство крестоносцев имело с этим городом-государством хорошие дипломатические отношения. В итоге победили "гости" из Европы, что впоследствии имело катастрофические последствия для христиан Ближнего Востока.
Отправившиеся на Дамаск Конрад и Балдуин ничего не добились и были вынуждены снять осаду. Отступление христиан воодушевило их врагов, а потери нанесли большой урон боеспособности Иерусалимского королевства. Так что после того, как Людовик и Конрад со своими армиями покинули Ближний восток, ситуация там стала намного более напряженной, чем прежде.
Амори Первый
Балдуину Третьему с трудом удалось заключить перемирие с Дамаском, а одержанная им в 1158 году победа на Тивериадском озере восстановила прежний авторитет страны. Это позволило королю жениться на племяннице императора Византии — Феодоре Комнина. Спустя 4 года монарх скончался, возможно, от отравления, не оставив наследников.
После смерти Балдуина Третьего Иерусалимское королевство возглавил его брат, восшедший на престол под именем Амори Первого. В 1157 году он женился на Агнес де Куртенэ — дочери графа Эдессы Жослена и правнучке Костандина Первого. Церковь не хотела благословлять этот брак, так как у молодых был общий прапрадед, но они настояли на своем. У пары родилось трое детей: Сибила, Балдуин и Аликс. Тем не менее Агнес не стала королевой, хотя в течение большей части следующего столетия короли Иерусалимского королевства были ее прямыми потомками.
Амори Первый направил свои усилия на захват территорий в Египте и усиление своего влияния в этой стране, что ему удалось частично. В то же время он сочетался вторым браком с племянницей императора Византии Марией, укрепив связи с этим государством. Она родила ему дочь Изабеллу.
Ситуация на Ближнем Востоке кардинально изменилась после того, как в январе 1169 года халиф аль-Адид назначил визирем тогда еще малоизвестного Салах ад-Дина. В 1170 году последний с войском вторгся на земли Иерусалимского королевства и захватил Эйлат. Все обращения Амори Первого к европейским монархам остались без отклика. В 1974 году он без поддержки извне осадил Баниас, который часто называли ключом к воротам Иерусалима. Не добившись успеха и заразившись брюшным тифом, он вернулся в свою столицу, где и умер. Перед смертью он подарил город Наблус жене Марии и их общей дочери Изабелле, а также назначил наследником сына Балдуина, которому на тот момент было всего 13 лет.
Правители Иерусалимского королевства: потомки Амори Первого
Вступив на трон, юный Балдуин Четвертый оказался полностью под влиянием своей матери Агнес де Куртенэ. Вскоре он заболел проказой, и этот недуг стал причиной его ранней смерти (в возрасте 24 лет). Однако с момента достижения совершеннолетия и до своей кончины молодой король, несмотря на недуг, успел проявить себя мудрым правителем.
Так как было очевидно, что юноша не сможет оставить потомство, его сестру Сибиллу выдали замуж за Гильома де Монферрата. Таким образом, она стала родственницей короля Франции и императора Брак продлился недолго, так как супруг скончался через несколько месяцев после свадьбы, не увидев рождения сына Балдуина.
Тем временем прокаженный король разбил войско Салах ад-Дина в битве при Монжизаре. С этого времени его стычки с войсками мусульман не прекращались до заключения мира в 1180 году. Тогда же овдовевшая Сибилла была выдана замуж за Ги де Лузиньяна. Однако вскоре новый зять потерял расположение монарха, который решил сделать своим наследником малолетнего сына сестры - Балдуина де Монферрата.
Весной 1185 года, после смерти дяди, мальчик стал королем, но процарствовал всего год. Затем страной фактически стал править второй супруг его матери — Ги де Лузиньян, которому Сибилла прилюдно отдала корону, сняв ее со своей головы. Таким образом, если не считать царствования Балдуина де Монферрата, Арденн-Анжуйская династия владела государством крестоносцев в Святой земле с 1090 по 1185 годы (Ришар, "Латино-Иерусалимское королевство", первая часть).
Сдача города
В правление Ги де Лузиньяна случились ужасные несчастья, приведшие страну к краху. Все началось с битвы при Хаттине в 1187 году, когда армия Иерусалимского королевства была разбита войсками Салах ад-Дина. Сам Ги де Лузиньян попал в плен, а в 1187 году Сибилла и известный рыцарь-крестоносец Балиан де Ибелин были вынуждены организовать оборону Иерусалима. Силы были неравны, и стало очевидно, что осажденным христианам грозит истребление. Балиан де Ибелин проявил себя искуснейшим дипломатом, добившись сдачи города на почетных условиях. После оставления Иерусалима Сибилла написала Салах ад-Дину письмо с просьбой отпустить супруга и смогла воссоединиться с ним в 1188 году.
Иерусалимское государство крестоносцев в 13 веке
Летом 1190 года Сибилла и ее дочери умерли во время эпидемии чумы. Хотя ее супруг Ги де Лузиньян продолжал считать себя королем, править страной стала Изабелла — дочь Амори Первого от второго брака. Ее развели с первым супругом и выдали замуж за Конрада Монферратского. Последний получил подтверждение своего титула, но не успел короноваться, так как его убили двое ассасинов. Всего 8 дней спустя Изабелла, беременная его дочерью Марией, вышла замуж за Генриха Шампанского, прислушавшись к совету Ричарда Львиное Сердце. Брак завершился со смертью супруга от несчастного случая. Затем Изабелла снова вступила в брак с родным братом Ги де Лузиньяна, который стал называться Амори Вторым.
Король и королева умерли практически одновременно в 1205 году, якобы от отравления несвежей рыбой.
Им наследовала старшая дочь королевы Мария де Монферрат. Она вышла замуж за Жана де Бриенна и умерла после родов. Ее дочь Иоланта была коронована, однако страной правил ее отец. В возрасте 13 лет ее выдали замуж за императора Священной Римской империи. В приданое Фридрих Второй получал титул короля Иерусалима и обязался вступить в крестовый поход. В Палермо королева родила дочь и сына Конрада. В 1228 году, после ее смерти, Фридрих отплыл в Святую землю, где короновался. Там он не нашел ничего лучшего, как начать войну с тамплиерами, попытавшись захватить Акру, где находился патриарх. Однако вскоре император передумал и решил увезти с собой вооружение, оставляя христианское население королевство Иерусалима практически беззащитным.
Перед своим позорным тайным побегом в Европу он поручил управление государством Бальану Сидонскому.
Изменение титула
Точку в истории господства крестоносцев в Святой земле поставил захват королевства хорезмийцами в 1244 году. Тем не менее в течение нескольких последующих веков некоторые европейские аристократические династии передавали по наследству Иерусалима. В 1268 году он был отменен. На смену ему был учрежден титул короля Иерусалима и Кипра. Первым его носителем стал Гуго Третий — сын Изабеллы де Лузиньян. Он изменил герб Кипра, добавив к нему символы Иерусалимского королевства. Его потомки носили этот титул до 1393 года. После он был изменен, так как Жак Первый стал еще и королем Армении.
Жизнь простых людей в христианских государствах на Святой земле
Новое поколение, родившееся в Палестине, считало ее своей родиной и негативно относилось к крестоносцам, недавно прибывшим из Европы. Многие знали местные языки и женились на христианках, женщинах других конфессий, чтобы обзавестись родней, которая могла бы оказать поддержку в трудных ситуациях. При этом если аристократы жили в городах, то местное население - в основном мусульманское - занималось сельским хозяйством. В армию призывались только франки, а восточные христиане обязаны были снабжать ее продовольствием.
В искусстве, литературе и в мультимедийных продуктах
Самым популярным произведением об Иерусалимском королевстве стал фильм Ридли Скотта «Царство небесное», который рассказывает о противостоянии с Салах-ад-Дином и сдаче Иерусалима. Некоторые события из истории государства крестоносцев нашли свое отражение в компьютерных играх. Например, в Assassin"s Creed. Кстати, сегодня доступен и новый мод Stainless steel 6.1. Иерусалимское королевство (озвучка, движок, типы земли и климата обновлены) там представлено вполне реалистично, и каждый регион имеет собственные ресурсы.
Теперь вы знаете, кто правил такими государствами крестоносцев, как Иерусалимское королевство, графство Эдессия и Антиохия, и какие события происходили на Ближнем Востоке после завершения Первого крестового похода и до фактической потери христианами контроля над регионом.
иерусалимское королевство полной, иерусалимское королевство бена
Тир (1187-1191)
Акра (1191-1229)
Иерусалим (1229-1244)
Акра (1244-1291)
Иерусали́мское короле́вство (старофр. Roiaume de Jherusalem, лат. Regnum Hierosolimitanum) - христианское государство, возникшее в Леванте в 1099 после завершения Первого крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.
- 1 Основание и ранняя история
- 2 Жизнь в королевстве
- 3 Середина XII столетия
- 4 Бедствие и восстановление
- 5 Потеря Иерусалима и Третий крестовый поход
- 6 См. также
- 7 Литература
- 8 Ссылки
Основание и ранняя история
Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из предводителей Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник Балдуин I не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».
Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив своё владычество над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.
Около 1080 года в Иерусалиме орденом иоаннитов (госпитальеров) был основан госпиталь для паломников. Другой монашеский орден - тамплиеры - обосновался в храме, переделанном из мечети аль-Акса.
Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников. Его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.
Жизнь в королевстве
Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую землю своей родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также они часто были больше похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.
Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии».
Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.
Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - iqta (свод наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», староста общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень независимости. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; подобно и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.
Преобладание в области городов и присутствие итальянских купцов привели к развитию экономики, которая была более торговой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары - например, текстиль из Северной Европы - появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары отправлялись в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.
Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, созыв войск.
Недостаток войск в значительной степени возмещался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.
Важными источниками сведений по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.
Середина XII столетия
Иерусалимское королевство в 1135 г.Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Занги. Хотя Фульк удачно противостоял Занги в течение своего правления, Гийом Тирский порицал его за плохое устройство охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Занги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового коннетабля Манассе Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.
Встретившись в Триполи, предводители крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником - Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последнюю египетскую крепость на палестинском побережье. то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.
Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военный поход против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.
Бедствие и восстановление
Саладин, из арабского кодекса XII века.Амори I наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что болен проказой, но ему не помешало это доказать то, что он является деятельным и сильным правителем и хорошим военачальником. Он смог на время отодвинуть внешнюю угрозу от королевства, но его болезнь и ранняя смерть внесли новые междоусобицы и раздоры в и без того парализованную жизнь королевства.
Балдуин IV умер весной 1185, титул короля перешёл к его племяннику, малолетнему Балдуину V. Регентом стал граф Раймунд Триполийский. Балдуин V был слабым ребёнком и умер летом 1186. Королевская власть перешла к Сибилле, сестре Балдуина IV и матери Балдуина V.
Потеря Иерусалима и Третий крестовый поход
Главный вход в Храм Гроба Господня.Последующее в 1187 году падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу и привёл к Третьему Крестовому походу, который начался в 1189 году. Им руководили Ричард I Львиное Сердце и Филипп Август (Фридрих Барбаросса умер в пути). Войско крестоносцев дважды подступало к Иерусалиму, но так и не осмелилось напасть на город.
В 1192 году Ричард Львиное Сердце выступил посредником на переговорах, по результатам которых маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.
После гибели Конрада на Изабелле женился его родственник Генрих II Шампанский.
Когда в 1229 году Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен, ему удалось на время вернуть Иерусалим христианам, воспользовавшись противоречиями между мусульманскими правителями.
Захват Иерусалима в 1244 году хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта ас-Салих Айюбом, ознаменовал конец христианского владычества над этим древним городом.
См. также
- Список королей Иерусалима
- Крестоносцы
- Царство небесное (фильм)
Литература
- Браун Р., По следам крестоносцев: Путеводитель по замкам Израиля. - Модиин: Издательство Евгения Озерова, 2010. – 180 с., ил., ISBN 978-965-91407-1-8
- Браун Р., По следам крестоносцев - 2: Исторический путеводитель по местам сражений Иерусалимского королевства. - Тель-Авив: Артель, 2013. – 167 с., ил.
Ссылки
- История Иерусалимского королевства на сайте "Интернет-проект «История ордена Храма» (ИПИОХ)
Государства крестоносцев | |
---|---|
Левант | · Антиохийское княжество · Графство Эдесское · Графство Триполи · Киликийское армянское царство · Кипрское королевство |
Франкократия | Латинская империя · Королевство Фессалоники · Ахейское княжество · Герцогство Афинское · Наксосское герцогство · Сеньория Негропонта · Венецианская республика (Stato da Màr) · Мальтийский орден (Госпитальеры) |
Балтийские | Тевтонский орден (Государство Тевтонского ордена) · Орден меченосцев (Терра Мариана) · Добринский орден (Добжинская земля) |
Портал:Крестовые походы |
Израиль Израиль в темах | ||
---|---|---|
История |
Земля обетованная Древний Израиль и Иудея (Израильское царство Иудейское царство) Античный период Римская провинция Византия Арабский период Крестоносцы Айюбиды Мамлюки Османская империя Британский мандат Государство Израиль |
|
Символы |
Герб Флаг Гимн Звезда Давида Менора |
|
Политика |
Государственный строй Правовая система Президент Парламент Правительство Суд Внутренняя политика Внешняя политика Идеология Политические партии |
|
Вооружённые силы и спецслужбы |
Генеральный штаб Сухопутные войска Военно-воздушные силы Военно-морской флот |
|
Административное деление |
Столица Города Северный округ Хайфский округ Центральный округ Тель-Авивский округ Иерусалимский округ Южный округ Палестинская национальная администрация |
|
География |
Климат Флора Фауна Недра Национальные парки Заповедники Водные ресурсы |
|
Население |
Израильтяне Языки (иврит арабский русский идиш) Религия Наука Спорт Образование Здравоохранение Профсоюзы |
|
Экономика |
Валюта Банковская система Промышленность Сельское хозяйство (кибуц мошав) Туризм Транспорт Торговля |
|
Связь и СМИ |
Телефон Интернет (.il) Почта (марки) Телевидение Радио Пресса |
|
Культура |
Всемирное наследие Музыка Литература Кинематограф Архитектура Скульптура Кухня Праздники Музеи Памятники |
|
Арабо-израильский конфликт |
Раздел Палестины Война за Независимость Суэцкий кризис Шестидневная война ООП Война Судного дня Кемп-Дэвидские соглашения Ливанская война Первая интифада Соглашения в Осло Интифада Аль-Аксы Вторая ливанская война Размежевание |
|
Портал «Израиль» Проект «Израиль» |
иерусалимское королевство бена, иерусалимское королевство викингов, иерусалимское королевство полной, иерусалимское королевство сериал
Иерусалимское королевство Информацию О
Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.
Основание и ранняя история
Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».
Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на Севере — графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей — латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали cвои кварталы для торговли.
Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.
Жизнь в королевстве
Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.
Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии ».
Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.
Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы — iqta (система наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков — жителей городов.
Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.
Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.
Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.
Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.
Середина XII столетия
Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого — псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом — атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.
Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником — Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.
Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.
Бедствие и восстановление
Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным королём и военным командующим.
Балдуин IV умер весной 1185, и Балдуин V стал королём.
Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход
Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).
В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.
После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.
Носил терновый, зато он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri ("Защитник Гроба Господнего"). Готфрид умер в следующем году, его брат и преемник Балдуин I не был таким благочестивым и сразу принял титул "Король Иерусалимский".
Взятие Иерусалима в 1099 году
Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города: Акру, Сидон и Бейрут , а также утвердить свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на севере - графством Эдесса (им же основанным), княжеством Антиохия и графством Триполи . При нем увеличилось количество жителей - латинян, пришедших из Арьергардним Крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция , Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.
2. Жизнь в королевстве
Латинское населения королевства было всегда малым, несмотря на устойчивый поток поселенцев и новых крестоносцев. Большинство участников Первого Похода просто вернулись домой. Под властью королевства находилось гораздо больше мусульман, греков и сирийцев. Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей родиной, объединив много культурных черт различных народов. Многие франков учились говорить на греческом и арабском языках, часто вступали в браки с христианами местного происхождения (греками, сириец или армянами) и с конвертируемыми в христианство мусульманами.
2.1. Политическая структура
Устройство во многом основывался на феодальных порядках тогдашней Западной Европы , но со многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С давних времен в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владевших землями, предпочли жить в Иерусалиме и других городах. Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - икта (система наделов), этот порядок не был изменен.
Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, нежели в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армии.
Нехватка войск в значительной степени компенсовувалася созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским, они были в значительной степени самостоятельны и не были обязаны нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.
2.2. Демография
В тринадцатом сторлитти Джон Ибелин составил перечень феодальных поместий и количество рыцарей, принадлежавшие каждому из них. К сожалению, этот перечень вероятно отражает королевство 13го века, а не 12го, и не оказывает никакого указания на размер неблагородного, нелатинского населения. Сначала королевство было фактически лишено лояльного подвластного населения и имело лишь немногих рыцарей-служащих, которые бы следили за исполнением законов и приказов королевства. Однако, поскольку в королевство активно прибывали представители европейских торговых предприятий и рыцари военных орденов, дела королевства быстро улучшились. Дальнейшая иммиграция продолжалась в течение какого-то времени и увеличила франкское населения королевства до примерно 25-35% в 1180-х . Много мусульман, бежавших сразу после завоевания, также вернулись в королевство, с востока прибывали и другие иммигранты.
Хотя мусульмане, евреи и православные фактически не имели никаких прав в сельской местности, где они теоретически собственностью лорда-крестоносца, который владел землей, толерантность к другой веры была в целом выше, чем в любом другом месте на Ближнем Востоке. Греки, сирийцы и евреи продолжали жить, как они жили до того, под властью собственных законов и судов, просто их бывшие мусульманские повелители были заменены крестоносцами, а мусульмане присоединились к низких рангов общества. Раис, лидер мусульманского или сирийского общества, был своего рода вассалом для дворянина, который владел землей, но поскольку лорд-крестоносец часто отсутствовал, раисы и их общества имели определенную автономию. В городах мусульмане православную были свободны, хотя мусульманам не разрешалось жить непосредственно в Иерусалиме. Однако, они были гражданами "второго сорта" и не играли никакой роли в политике или законотворческой деятельности, их также принимали к военной службе. Так же не несли никаких повинностей и итальянцы, жившие в портовых городах.
В Королевстве также всегда было определенное количество мусульманских рабов. Христиане, как католики, так и православные, не могли быть рабами по закону, но эта доля была обычной для мусульманских военнопленных, поскольку то же самое делалось с христианскими пленниками, захваченными мусульманами. Побег был, вероятно, не тяжелой, и рабы-беглецы всегда были проблемой, но единственным законным средством освобождения было обращение в христианство.
Было много попыток привлечь поселенцев из Европы, которые экономически освободили Королевство от зависимости от арабского, сирийского и греческого населения, но значительная иммиграция и колонизация были за пределами возможностей средневековой Европы. Поэтому, хотя Франкское сельское население и росло, оно оставалось относительно малым, и армии крестоносцев тоже были маленькими, набранными из франкского населения городов. Это означало, что меньшинство уроженцев мероприятия должны были управлять большим и нелояльным населением арабов, греков и сирийцев.
После потери Иерусалима в 1187 году, фактически все население Франко и итальянцев ушло обратно в Европу. Повторный захват средиземноморского побережья в течение Третьего Похода позволило восстановить франкское население береговых городов. Города, оставшиеся имели более однородное западное католическое население, и остатки населения Королевства были преимущественно франкским и итальянским.
2.3. Экономика
Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей, теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромные прибыли, что повлияло на их расцвет в последующие века.
Иерусалим также собирал деньги в виде дани, сначала от береговых городов, которые еще не были захвачены, а позже других соседних государств, таких как Дамаск и Египет, которые крестоносцы не могли завоевать. После того, как Болдуин I расширил свою власть над Трансиордании , Иерусалим также получал доход от налогообложения мусульманских караванов, проходивших из Сирии в Египет или Аравии. Денежная экономика Иерусалима означала, что частично проблема человеческого ресурса могла быть виришена через привлечение наемников, практика нетипична тогдашней Европе. Наемники могли быть как крестоносцами, так и мусульманскими солдатами, в том числе знаменитые туркополы.
2.4. Образование
Иерусалим был центром образования в королевстве. При церкви Гроба Господня существовала большая школа, относительное богатство класса торговцев означало, что их дети воспитывались там вместе с детьми знати - возможно, что Вильгельм Тирский был одноклассником будущего короля Болдуина III. В школе церкви Гроба Господня преподавали основные навыки чтения и письма на латыни, но высшее образование приходилось получать в одном из университетов Европы: создание университета было невозможным в культуре Иерусалима крестоносцев, где война была гораздо более важной, чем философия или теология. Однако, дворянство и большинство франкского населения имели высокий уровень грамотности: было много адвокатов и клерков, а изучение закона, истории и других академических наук были излюбленным времяпрепровождением королевского семейства и дворянства. Иерусалим также был обширную библиотеку не только древних и средневековых латинских работ, но и арабской литературы, многие из которой было очевидно восторженно от Усамы ибн Мункыз и его окружения в течение набега 1150-х. Церковь Гроба Господня также содержала королевские рукописные мастерские, где производились официальные документы королевства. За исключением латинского языка, стандартной грамотного языка средневековой Европы, простой народ Иерусалима крестоносцев также беседовал народными формами французского и итальянского языков, греческий, армянский и арабский также были несколько распространены среди франкских поселенцев.
2.5. Искусство и архитектура
В самом Иерусалиме величайшим архитектурным проектом было расширение Храма Гроба Господня в западном готическом стиле . Это расширение объединило все отдельные гробницы в одного здания и был завершен в 1149 году. За пределами Иерусалима, главным элементом строительства были замки и крепости: Крак и Монреаль в Трансиордании и Ибелин у Яффы - лишь несколько из большого числа этих замков.
Искусство государства крестоносцев было смесью западной, византийского и исламского стилей. В главных городах существовали бане , водопровод и другие передовые гигиенические сооружения, которых так не хватало во всем мире. Передовым примером искусства крестоносцев может считаться Псалтырь Мелисенды, что сейчас находится в Британской библиотеке , иллюминированную рукопись создан между 1135 и 1143 годами, и лепни назаретским капители. Живопись и мозаики были популярными формами искусства в королевстве, но многие из них уничтожили мамлюки в 13-м веке, только прочные крепости выдержали это нашествие.
3. Середина 12 века
3.1. Правление Мелисенды и Второй крестовый поход
После Балдуина II трон унаследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фулько Анжуйским. Во время их царствования был достигнут крупнейший культурный и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между и годы. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабек Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 году. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в . Королева Мелисенда, ставшая регентом при своем сыне Болдуине III, назначила нового коннетабля Манассе ДьИержа, который возглавил армию после смерти Фулька. В году к королевству прибыли участники Второго крестового похода .
3.2. Альянс с Византией
Мелисанда управляла страной как регент, пока ее собственный сын Балдуин III не свалил ее правительство в году, но уже в следующем году он назначил его регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон в Фатимидов , последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение государств крестоносцев ухудшилось, поскольку Нур ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.
Правительство Балдуина начал сталкиваться со значительными трудностями. Он стражджав от хронической нехватки людей и ресурсов для защиты королевства, а помощь с Запада почти исчезла. В поисках альтернативных союзников, Балдуин обратился за помощью к византийскому императору. Для укрепления защиты королевства против растущих мусульманских сил, он заключил первый прямой альянс с Византийской империей в истории королевства, женившись с Теодором Комнин, племянницей императора Мануила I Комнина . Мануил, в свою очередь, также женился на кузине Балдуина Марией. Как писал историк Вильгельм Тирский , Балдуин надеялся что Мануил сможет "за счет собственного благосостояния облегчить участь королевства и изменить его бедность на изобилие". Хотя Болдуин умер бездетным в 1162 году, через год после своей матери Мелисенды, королевство перешло к его брату Амальрика, который возобновил альянс с Византией. Значение альянса было продемонстрировано в 1164 году, когда крестоносцы потерпели очень серьезное в Харимський битве под стенами Антиоха. Принц Антиохський, Богемунд III попал в плен к