Как определить виды глаголов в русском языке. Категория вида глагола
Одним из пунктов в изучении русского языка является изучение такой части речи как глагол. Глагол имеет несколько форм, видов, спряжений. В этой статье подробно остановимся на том, как же можно определить вид глагола. Их всего два: совершенный и несовершенный.
Определить вид глагола с помощью вопроса
Это самый простой и надежный вариант, который не требует большого количества времени и дополнительных знаний.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать (сделает, сделал, сделала)?», а к глаголам несовершенного вида задаем вопрос «Что делать (делает, делал, делала)?».
Определить вид глагола по характеру действия
Совершенные глаголы обозначают действие, которое к моменту употребления этого глагола было уже завершено или завершится к определенному времени (или при достижении какой-либо определенной цели). Также обозначают действия, которые не нуждаются в повторе. Могут обозначать действия в будущем, главным пределом является само осуществление этого действия. То есть действие всегда является ограниченным какими-либо рамками.
Несовершенные глаголы не ограничены временными рамками и могут происходить в настоящий момент, обозначают длительные действия, действия, требующие повтора.
Пример. Глагол «домыть» означает, что что-то должно быть полностью вымыто к какому-то определённому моменту. Действие завершится при достижении нужного результата, значит глагол совершенного вида.
Глагол «мыть» значит, что что-то должно быть вымыто в неопределенный период времени. Из-за того, что время действия не ограничено, можно сделать вывод, что глагол несовершенного вида.
Однако, не стоит определять вид глагола только по значению. Надежнее будет дополнительно задать вопрос, как мы делали в первом пункте. Так можно избежать случайных ошибок.
Определить вид глагола с помощью разбора слова
Каждый из видов глаголов имеет некоторые определенные особенности в словообразовании. Эти признаки также могут вам подсказать, с глаголом какого вида вы имеете дело.
Для глаголов совершенного вида характерны следующие признаки:
- приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
- суффикс «ну».
Для глаголов несовершенного вида характерны следующие признаки:
- приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
- суффикс «ива», «ыва», «ва» и др.
Ознакомившись с этой статьей, вы можете заметить, что определить форму глагола можно очень быстро и без особых затруднений. Нужно лишь знать несколько важных правил и особенностей, например, на какой вопрос отвечает тот или иной вид глагола или какой суффикс для него характерен.
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно
разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает
отличительными признаками.
По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:
- повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
- описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
- рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые
яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на
солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине
чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как
гремят семечки.
(По В. Солоухину)
Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б. Житков)
Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий . Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.
Слова-термины, обозначающие
отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка»,
произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться,
воткнуть (ткнуть).
Во всех этих случаях исходное конкретное значение
приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об
Материал о том, что такое определение в русском языке, изучается в синтаксическом разделе лингвистики. Определение – синтаксический элемент, входящий в группу второстепенных членов предложения. Какие слова могут выполнять функции определений в предложении.
Имеют ряд отличительных черт:
- обозначает признаки, свойства, качества, отличительные особенности предметов, а также живых существ, явлений, событий;
- отвечают на вопросы: какой? чей? и производные от них;
- обозначаются при разборе предложения на письме волнистой линией;
- распространяют имя существительное, и любое другое слово, обозначающее предметность.
Важно! Зависимость от существительного (слова, обозначающего предмет) – самый главный признак данного второстепенного члена. Пример: Мама купила Юле новую куртку. Куртку (какую?) новую.
Если указанные во втором пункте вопросы ставятся к интересующему нас слову-определению от глагола, тогда перед нами вторая часть составного именного сказуемого. Пример: Он пришел на зачет подготовленный. Пришел (какой?) подготовленный.
Виды
Второстепенный член в предложениях бывает двух видов, отличается:
- по структуре;
- способу выражения.
По структуре определения бывают распространенные и нераспространенные:
- распространенные – имеют в своем составе несколько слов (Бабушка, обрадованная услышанным заявлением, довольно улыбалась.);
- нераспространенные – состоящие из одного слова (Обрадованная бабушка довольно улыбалась.).
Слова, представляющие группу распространенных членов, обособляются в предложении запятыми. Объясняется это тем, что такой оборот дает дополнительную информацию о человеке (существе, явлении, событии, вещи) или уточняет его принадлежность кому-то (чему-то).
Различный способ выражения обусловил разделение определений в русском языке на согласованные и несогласованные.
В первую группу входят такие, которые согласуются (совпадают, имеют одинаковое значение) с главным словом (тем, от которого к ним задается вопрос) по трем признакам: роду, падежу и числу. То есть и определяемая, и зависимая части имеют одинаковые грамматические категории. Например: интересный урок, интересного урока, к интересному уроку.
Несогласованные – это такие виды определений, которые имеют следующие связи с главным словом:
- Управление – дополнение употребляется в определенном падеже, к нему ставится вопрос: «какой?» (вертушка – какая? — из бумаги, вертушку – какую? — из бумаги).
- Примыкание – неизменяемая форма дополнения, к которой ставится вопрос: «какой» (яйцо вкрутую, пальто нараспашку, его носки).
Элементы, представляющие данную группу, обычно следуют за главным словом (это не касается только местоимений его, ее, их).
Приложение
Еще один вид исследуемой синтаксической единицы – приложение. Оно представлено существительным и имеет одну из двух типов связи: управление или примыкание. Распространяет определяемое слово, переходя от обобщения к частности.
Что обозначает приложение:
- отличительное свойство или качество объекта (мальчик-герой);
- статус, профессию, почетное звание, возрастную категорию (генерал Кузьменко, старушка Никитична);
- уточненное пояснение (Байкал, самый чистый водоем нашей страны, стал постепенно загрязняться.);
- названия учебных заведений, литературных и художественных произведений, организаций и пр. (повесть «Капитанская дочка»);
- географические объекты (река Лена).
Приложение от других видов синтаксических единиц исследуемой группы отличает тот факт, что оно дает второе название объекту, предмету, явлению.
Способы выражения
Способы выражения определений зависят от группы и могут быть представлены различными частями речи. Рассмотреть их поможет таблица. В левом столбце обозначены возможные способы выражения, в правом – набор примеров.
Согласованные:
Несогласованные:
Несогласованные определения в русском языке сложно разграничивать с другими видами второстепенных членов предложения.
Как отделить несогласованные определения от прочих второстепенных членов:
- Замена словом из группы согласованных (но не все поддаются замене). Например: брюки папы – папины брюки, стремление изучить – замена невозможна.
- Значение признака, в то время как дополнение имеет значение объекта. Например: женщина шла с сумкой – дополнение «с сумкой» зависит от глагола, выступающего в роли сказуемого, и обозначает объект действия женщины. Мальчик занял место рядом с женщиной с сумкой – здесь «с сумкой» — это именно отличительная черта женщины, помогающая узнать ее среди всех остальных.
- Указание на признак по времени, образу действия, местоположению, цели. Такое значение выражают существительное с предлогом и наречие, зависящие от существительного. Для сравнения: они проникли (куда?) в подсобное помещение; вход (какой именно?) в подсобное помещение закрылся.
Значения несогласованных определений следующие:
- принадлежность какому-то лицу (тетрадь Маши);
- носитель признака (желтизна ткани, голубизна неба);
- содержание определяемых понятий (нормы этикета, мнение человека, повесть о приключениях, стремление знать);
- производитель действия (щебет птиц, находка Миши);
- характеристика предмета/явления/лица по качественным признакам (парень низкого роста, мальчик четырех лет, блузка в клеточку, булочка с вареньем, девочка в шляпке, текст по-русски);
- материал (сорочка из хлопка, забор из брусьев);
- происхождение, смена статуса (президент из учеников, капитан из матросов);
- вещественный признак (коробка из-под сока, пузырек из-под лекарства);
- источник происхождения (карман от халата, синяк от удара).
Внимание! Разграничение между собой второстепенных членов важно как для синтаксического разбора, так и для соблюдения пунктуационных норм.
Обособление определений
На письме определение выделяется запятыми в следующих случаях:
- Распространенное определение следует за главным словом (Мать, ошарашенная внезапной новостью, вытирала непрошеные слезы).
- Ряд однородных согласованных в позиции после главного слова (Она была смелой девочкой, сильной, крепкой).
- Несогласованное, находящееся после имени собственного (В комнату зашла Алина, в синем струящемся платье).
- Когда зависят от личных местоимений и их форм (Она красивая и гордая, важной поступью прошла в зал).
- Согласованные в позиции перед главным словом, имеющие добавочное обстоятельственное значение (Найденный в куче мусора, мяч не имел ни малейших признаков применения).
В остальных случаях обособление отсутствует.
Полезное видео
Подведем итоги
Внимательное изучение материала о том, что такое определение в русском языке, поможет разобраться с основными сложностями при разборе предложения по членам, а также поможет избежать синтаксических и речевых ошибок на письме.
Вконтакте
Вид – это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить – решать.
Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).
Вид – это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики – аспектология . Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.
Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел (глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).
Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать – делал – делаю – буду делать) , они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать – сделал – сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.) , и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.
Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую пару : писать – написать, делать – сделать.
Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.
Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-, -ыва- (подклеить – подклеивать, расспросить – расспрашивать ), -ва-, -а-(-я) (дать – давать, запеть – запевать, решить – решать, спасти – спасать).
Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану- : (толкать – толкнуть, колоть – кольнуть, сыпать – сыпануть) , приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др. (конспектировать – законспектировать, писать – написать, печь – испечь, делать – сделать, читать – прочитать, слабеть – ослабеть, лечить – вылечить, строить – построить и т. д.).
Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: читать – перечитать, отчитать, зачитать и т. д.
Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: вырезАть – вЫрезать, насыпАть – насЫпать.
В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать – взять, искать – найти, говорить – сказать.
Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела
Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)
Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.
К двувидовым глаголам относятся: глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.
Чаще всего двувидовость глаголов проявляется в формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю) . Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).
Остались вопросы? Не знаете, как определить вид глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Категория вида - это система противопоставленных друг другу двух рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы.
Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости.
Глаголы несов. вида не обладают признаком ограниченности действия пределом, признаком целостности действия. В этом заключается категориальное значение несов. вида. Отсюда вытекает способность глаголов несов. вида выражать действие в процессе его протекания, в частности действие, стремящееся к достижению предела.
В глаголах сов. вида достигаемый действием предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается: Мальчик долго переписывал работу и, наконец, переписал ее; Он белил и побелил потолок; Снег таял и растаял. Это такой вид целостности действия, когда длившееся и стремившееся к пределу действие заканчивается его достижением.
Предел в большинстве случаев достигается как определенная цель с сохранившимся после ее достижения результатом действия (переписать, побелить). Это - одна из важных реализаций целостности действия, его ограниченности пределом.
Соответствующие глаголы несов. вида (писать, белить) означают стремление к достижению предела действия.
Другие глаголы сов. вида означают достижение предела как непроизвольное завершение, осуществление перехода в состояние: ослабеть, вырасти, увянуть, растаять. Соотносительные глаголы несов. вида означают непроизвольное нарастание состояния, процесс перехода в состояние: слабеть и ослабевать, расти и вырастать, вянуть и увядать, таять.
Глаголы сов. вида могут выражать и такой предел, который ограничивает действие во времени, фиксирует его начало (запеть, заговорить), окончание (но не исчерпанность) (отговорить, отшуметь, отобедать), некоторый временной отрезок (полежать, постоять), ограничение действия одним актом его совершения (прыгнуть, крикнуть).
Значение ограничения действия пределом свойственно всем глаголам сов. вида. Но значение достижения действием предела как некоей критической точки, после чего действие, исчерпав себя, должно прекратиться, свойственно не всем глаголам. Это зависит от семантики глагольной основы.
Одни глагольные основы способны по своей семантике выразить в сов. виде достижение этой критической точки (побелить, написать, вспахать), а в несов. виде - стремление к ее достижению (белить, писать, пахать); такие глаголы называются глаголами с предельным значением основ.
Другие глагольные основы не способны по своей семантике выражать достижение или стремление к достижению такого предела, это глаголы с непредельным значением основ (лежать, спать, грустить).
Русская грамматика.