Число грамматическое. Грамматическое число Грамматическое значение счисления
Слова выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.
Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.
Грамматика состоит из двух частей : морфологии и синтаксиса.
Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.
Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.
Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым , стол и стул , то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.
Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.
Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.
Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.
Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.
Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.
Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).
Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.
Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать , давайте почитаем ! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать .
Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.
Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.
Парадигма бывает:
универсальная – все формы (полная);
неполная – отсутствуют какие-либо формы;
частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.
Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.
И наоборот грамматическое значение
некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения.
Например, глагол бежать
в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении.
Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый бежал из тюрьмы.
Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.
Что это за часть речи
В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?
Следует запомнить что существильное может обозначать:
- вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
- людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
- вещества (чай, борщ, молоко);
- все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
- разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
- разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).
Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.
Разряды
Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:
- Собственные.
- Нарицательные.
- Одушевленные.
- Неодушевленные.
В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.
Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.
Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.
Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.
Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.
Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.
Категория падежа
Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.
Категория числа
Имя существительное имеет три группы числа:
- слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
- слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
- существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.
Категория рода
Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.
Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.
Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.
В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.
Склонение
В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.
Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.
Употребление имен существительных в художественной речи
Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.
Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.
Вывод
В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.
Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.
Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.
Павлов Виктор Васильевич.
Тульский политехнический институт.
Аннотация
В статье рассматриваются лексическая и грамматическая категории числа. Описываются общие правила для определения грамматического числа существительного и правила определения грамматической форменности слов. Рассматриваются слова, имеющие только форму единственного числа (singularia tantum) или только форму множественного числа (pluralia tantum). Оценивается связь грамматического числа и количества.
Грамматическое и лексическое число существительного.
Ключевые слова: единичность, множественность, множество, смысл, признак, значение, разбор, число, род, падеж, счетные и не счетные предметы, singularia tantum и pluralia tantum.
Key words: uniqueness, multiplicity, variety, meaning, characteristic, value, analysis, number, gender, case, countable and not countable items, singularia tantum and pluralia tantum.
Иностранцы, изучающие русский язык, считают его одним из самых сложных. Да и носителям русского языка не всегда легко разобраться в его «особенностях». Одной из таких особенностей является грамматическая категория числа. Мозг человека носителя языка свободно и гибко оперирует с категорией числа. А осознание, того как происходит разделение ед. и мн. числа встречает много трудностей. Наверное, из-за того, что мышление использует лексические, логические принципы разделения объектов при их изучении. А грамматические категории «так просто в руках не удержишь» и в рамки логических законов не всунешь. А как мозг определяет число слова?
У носителя русского языка в памяти содержатся все суффиксы, окончания, все слова, которые имеют только ед. ч. или только мн. ч. и их лексические варианты? Или мозг проверяет каждое слово, соответствует ли оно понятию «один – более чем один (предмет)»?
Вопрос трудный особенно для иностранца. Ведь у него в мозгу нет ничего такого, что находится в мозгу носителя языка.?
Медитируя и наблюдая за работой мозга мы можем увидеть, как мозг определяет число слова.
Человек воспринимает мир через органы чувств. Свет – зрение и звук – слух.
Смотрим на предмет (мозг воспринимает его как ограниченное пространство с определенными признаками) – называем его словом – слушаем название – звуковое название закрепляется в памяти с увиденным предметом, с признаками предмета (формируется лексическое значение). Это речь.
Смотрим на букву (мозг воспринимает ее как ограниченное пространство с определенными признаками: линиями, точками и т.д.) – называем ее словом – слушаем название – название закрепляется в памяти с увиденной буквой, с признаками буквы (формируется лексическое значение). Далее. Смотрим на слово (мозг воспринимает его как ограниченное пространство с определенными признаками – буквами) – называем его – слушаем название – название закрепляется в памяти с видимым словом, с признаками слова (формируется лексическое значение линий). Это письмо.
В памяти существует звуковое название предмета (с признаками) и такое же звуковое название написанного слова (с признаками). Только соединение предмета, слова и написанного слова дает начало грамматике. Слово приобретает лексическое значение увиденного предмета и увиденного написанного слова. Лексическое значение первично, грамматическое вторично. С помощью лексического значения слова мы общаемся. Но слово имеет и свои признаки (прямые, точки, закругления, и т.д. – буквы). С ними работает грамматика. И эти признаки не соответствуют признакам предмета, за счет дополнительных звуковых преобразований признаков. Исходя из этой общей схемы, строятся все грамматические категории.
И грамм. число слова тоже. Устанавливается соответствие: слово – предмет (один). Но еще выясняется, что есть кроме предмета и масса, единое множество. Оно тоже называется словом. Это лексически. А у самого слова нет грамм. признаков по которым мы можем определить предметность или множество. Некоторые множества (песок, соль, снег) состоят из отдельных частиц, а некоторые внешне неделимые (молоко, нефть). Это внешне, хотя все имеет внутренние составляющие. Это схема формирования ед. числа. Ед. число (грамматическое) выражает предметность и массу (лексическую).
Мн. ч. слова формируется на основе предметности и массы. И соответственно, предмет и предмет образуют предметы. Книги, города, дома. А масса и масса, она и есть одна масса, множество. Вот тут то и происходит расхождение лексич. и грамм. числа. Количество появляется позже. Что мы видим, то и называем. Даже когда мы говорим слово «ножницы», это предметность, первоначально мозг определяет это слово как единичный предмет. За одним предметом закреплено слово. Ножницы – предмет. (Скорее всего, такие слова «только множественные» имеют составляющие предмета в ед. ч. (нож и ниц) или потерянные этимологические корни, связанные с изменением лексического значения). И только потом, когда мы начинаем изучать грамматику, возникает осознание варианта множественности. Мн. ч. является развитием ед. ч.. Это не противопоставление, а развитие.
Закон. Любое существительное имеет грамм. форму ед. числа или ед. ч. составляющих элементов. У «только множественные» формы ед. ч. часто находятся в древних формах языка.
Мозг человека в своей работе использует лексические значения языка.
Лексическое значение числа связано со считаемыми предметами. Счет определяет количество. Математика. Поэтому у не считаемых существительных нет лексического значения числа. Более того, человек лексически не понимает многие грамматические категории только потому, что у них нет каких-нибудь частей лексического значения. Поэтому грамматика не поддается подчинению строгим законам и правилам. Пора ее привести к законопослушанию!
Не все в мире можно посчитать. Например, нельзя посчитать, названные словами, многие абстрактные качества, свойства, состояния, процессы, такие, как доброта, свежесть, покой, торговля и др. Из объектов предметного мира не поддаются счету, прежде всего вещества: вода, песок, снег и др. Сколько бы такого вещества не было, оно все равно обозначается единым множеством, единственным числом, человек представляет себе песок и т.п. объекты именно как одну массу, а не как множество частиц. Отличие несчетных объектов от счетных состоит в том, что любая часть воды, песка и т.п. все равно называется водой или песком, а часть машины уже не будет машиной. Считаемость предметов связана с количеством и с ед. и мн. ч.
Представление лексич. числа как предмета и как нерасчленимой массы накладывает отпечаток на грамм. число слова. Грамм. ед. ч. представляет единственность и множественность предмета.
Грамм. ед. ч. одного предмета указывает на то, что предмет взят в количестве, равном одному. Грамм. ед. ч. связано с количеством, в отличии от мн. ч.. Ед. число абстрактного предмета указывает на то, что предмет взят не в количестве, а в одной массе неделимого общего или несчетного предмета. Лексическое значение числа конкретного предмета и абстрактного различно.
А человек, который говорит на родном русском языке и не изучал грамматику языка, в разговоре свободно разрешает вопрос о числе предметов под названием «ножницы». И существует много (очень много) способов найти понимание у собеседника. В крайнем случае, он может «перегнуть слово через колено» и сделать из слова подходящую для разговора неприменяемую грамм. форму. Главное что бы сохранялось лексическое понимание, значение.
Все упирается в значение. Если у двух людей «тройка»: предмет – слово – лексическое значение, совпадают, то они понимают друг друга. Иначе мозг одного человека, анализируя, понимает мозг другого. Если нет, то они никогда не поймут друг друга. Мало того что этих «троек» много, но уже на начальном этапе кодирования возникают сложности. Например, предмет один, а названий-слов много и наоборот слово одно, а обозначает одно и несколько предметов. Но и это не главное. Главное, когда у людей одно и то же слово имеет разные лексические значения и разное количество этих значений. Существуют также слова, которые сложно привести к общему пониманию. Мы не можем дать точное определение словам, особенно абстрактным. И получается, все говорят «ножницы, ножницы», а количество предметов понимают все по-разному, в зависимости от образования. В грамматике существует много слов имеющих несколько определений и еще много понятий, у которых вообще нет четких определений. Но каждый использует эти слова в своих доказательствах. А если сюда привнести слова-понятия из другого языка, которые тоже не имеют четких определений, то создается гремучая смесь для мышления. Например, слово «пальто» мы первоначально воспринимаем как грамм. и лексич. ед. ч.. Предмет – слово. И только потом при обдумывании слова на предмет числа, мы находим, что есть варианты «красивое пальто» и есть «красивые пальто». Слово «пальто» обозначает по числу одну вещь и много вещей, а по качеству под слово «пальто» подойдет много конкретных вещей с разными размерами и фасонами. А как же принцип «слово – предмет»? Принцип уходит в признаки.
Когда мы говорим «горох», то представляем один предмет и слово «горох» масса. Множественность – продолжение единственности. Это слово еще выражает одно множество, в которое входит много горошин. Одна – горошина. Горох – лексич. мн. ч., а горошина – грамм. ед. ч. (горошины – мн.ч.). Хотя слово «горошина» лексич. выражает размеры предмета. Один предмет, одна штука – горох, а маленький предмет – горошина. Но слово «горошина» имеет также и ед. ч., поэтому она пересекается по числу со словом «горох». Уменьшительные и увеличительные формы слова имеют две формы грамм. числа. Все дело в двойном лексическом значении слова «горох». Например. Горох укатился под стол. Мы собирали весь горох. Хотя грамматически это слово ед. ч..
Значит есть грамм. число и есть лексич. Грамматическое число не соответствует лексическому. На это есть причины. А у лексического числа в предложении всегда есть две формы.
Слово может иметь лексическое значение числа как одного предмета, так и многих. Поэтому и лексическое значение числа одного слова может быть неопределенным. Лексическое значение числа слова наиболее точно определяется контекстом или сочетанием с именем числительным. Например. Все ножницы были развешаны на стендах. Он выронил ножницы, и они упали мне на палец. Лежали двое ножниц.
Есть грамматическое число, и есть лексическое.
«Плитка», как предмет, она одна и имеет ед. число. Единственость. Она входит в «многость», общность. Много «плитка» и есть мн. ч. Она входит в множество плиток (плитки) и это множество называется словом «коробка». Это множество, совокупность плиток. «Коробка» имеющая форму «многости» – коробки. Это не количество. Если назовем 33 плитки, то это уже количество. Количество всегда конкретно.
Но «плитка» не существует одна на свете. Есть и такая, и такая и много других плиток. Слово подразумевает существование «многого» или множества. «Плитка» – это название множества существующих плиток на свете.
Единичность не может существовать без существования множества. Как и множество не может существовать без выделения единичности.
Для счетных предметов.
Линейка множества.
Буква – буквы = страница – страницы = лист – листы = книга – книги = библиотека – библиотеки = фонд и т.д.
Ед. ч. (раздельное) – мн. ч.(раздельное множество) = множество ед. ч.– мн. ч. = множество….
Ед. ч.– мн. ч. = входят в множество.
Пролетариат (страны) – пролетариат (мира). Пролетарий - пролетарии. 1,2, 3 пролетария – пролетарии – пролетариат.
Кустарник – кустарник. Кустарники (пространственное разделение). Куст – кусты. 1, 2, 3 куста – кусты – кустарник.
Создатель теории множеств Георг Кантор говорил, что множество есть многое, мыслимое нами как единое. Слово «человек», а слово, выражающее это единое многое, множество «люди». Слова выражающего мн. ч. у слова «человек» нет. Множественность это не множество (-ость, не -ство).
В математике используется простая структура данных, когда между отдельными изолированными данными отсутствуют какие-либо взаимосвязи. Совокупность таких данных представляет собой множество. Множество не обладает внутренней структурой. Множество можно представить себе как совокупность элементов, обладающих некоторым общим свойством. У множественности присутствуют связи между единственностью. Множество в свою очередь, как единственное, может входить в другое множество.
Лексическое мн. ч. бывает в понимании слова-предмета как множественность (электроны).
Лексическое ед. ч. бывает в понимании слова как единичность (электрон).
Лексическое значение числа в словосочетаниях бывает и ед. и мн. ч., но подразумевает существование единичности и множества. Например, словосочетание «каждый электрон». Словосочетание «каждый электрон» мы понимаем, так что обязательно существует и множество электронов (электроны мн. ч.), из которого каждый электрон (ед. ч.) имеет какие-то связи. Выражение «каждый электрон» без признания существования множества, в единичном понимании – абсурдно. В подразумевании существования множества участвуют разные слова: каждый, более чем один, некоторое и т.д.
В современном русском языке значение грамм. числа не всегда соответствует своему лексическому значению числа. Так, существительное «сани» (они) имеет одну грамм. форму мн. числа, а обозначает лексически один предмет, существительное «листва» (она) – форму ед. числа, обозначает лексически множество. Из этого делается интересный вывод. «Поэтому категория грамм. числа (как и категория рода) имен существительных – в значительной степени формальная грамматическая категория».
Атавизм? Аппендицит? Если это соответствует действительности, то, что мешает эту формальность изменить и даже отменить? Ведь можно разговаривать, не используя категории числа и рода. Например, языки, не имеющие грамматической категории числа, тем не менее, обладают всеми возможностями для передачи смысла количеством. Обычно это делается добавлением слов аналогичных русским «один», «два», «несколько», «каждый», «много» и так далее. Интересно поговорить с таким русским человеком.
Это возврат на сотни лет назад или прорыв вперед? Это соответствует взгляду революционера на грамматические категории без учета исторических корней, основ и значений? Язык в своем развитии стремится к упрощению.
В языке существуют слова, часто иноязычные или древние при внесении или сохранении которых в современном языке, нарушаются принципы построения каких-нибудь грамматических категорий (число, род) и связь с лексическим значением. Это нарушение откладывает отпечаток на многие словоформы этих слов, а конкретно на другие грамматические категории (грамм. категории есть связанные между собой и не связанные), вызывая в языке много исключений из правил. Исключения из правил делают язык не «удобоваримым» для всех, особенно для иностранцев. Необходимы принципы русификации и адаптации этих слов. Адаптация всех слов по правилам, конечно, требует времени.
Встает вопрос, как определить грамматическое число слова? Сознательно.
Сначала надо определить грамматическое число существительного. Остальные части речи по числу в основном согласуются с ним. Это говорит о том, что сущ. – это основная именная часть речи.
«Грамматическим содержанием категории числа существительных, позволяющим разграничивать два соотносительных грамматических значения единственного и множественного числа, является понятие «один – более чем один (предмет)».
Источник: https://www.chitalnya.ru/encyclopedia/p/protivopostavlenie.php.
Но это определение числа слова с помощью лексического, смыслового понимания значения слов. А грамматически? У не русскоязычных людей, грамматическое число не всегда соединено с лексическим числом предметов.
Используем проверенный способ согласования слов с местоимениями.
Третье лицо личных местоимений непосредственно связано с грамм. числом существительного.
Правило для определения грамматического числа существительного.
Для удобства и быстроты определения грамм. числа существительного, его необходимо поставить в именительный падеж (кто, что) (дня – день, дней – дни).
Первый способ.
1. Устанавливаем сочетание слова (в Им. п.) и местоимений «он, она, оно».
а). Если слово сочетается с одним из этих местоимений, то это ед. ч.
Для проверки правильности определяем мн. ч. слова, иначе находим сочетание слова с местоимением «они».
б). Если слово не сочетается ни с одним из этих местоимений, то переходим к пункту №2.
2. Устанавливаем сочетание слова и местоимения «они».
а). Если слово сочетается с местоимением, то это мн. ч. Для проверки правильности определяем ед. ч., иначе находим сочетание слова с местоимениями «он, она, оно».
3. Если у рассматриваемого слова нет сочетаемости с приведенными местоимениями, то необходимо проверить форму именительного падежа слова.
Второй способ.
1. Устанавливаем сочетание рассматриваемого слова и слов – один, одна, одно.
а). Если рассматриваемое слово сочетается с одним из этих слов, то это ед. ч.
Для проверки правильности определяем мн. ч., иначе находим сочетание слова со словом «одни».
б). Если рассматриваемое слово не сочетается ни с одним из этих слов, то переходим к пункту №2.
2. Устанавливаем сочетание рассматриваемого слова и слова – одни.
а). Если рассматриваемое слово сочетается с приведенным словом, то это мн. ч. Для проверки правильности определяем ед. ч., иначе находим сочетание слова со словами один, одна, одно.
3. Если у рассматриваемого слова нет сочетаемости с приведенными словами, то необходимо проверить форму именительного падежа слова.
Местоимения и число.
Группу личных местоимений составляют слова: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Следует обратить особое внимание на категорию числа у личных местоимений. Считается, что число местоимения – морфологическая не словоизменительная категория.
Потому, что «мы» не означает ‘много я’, а «вы» не означает ‘много ты’, а основное лексическое значение «мы» - это ‘я плюс еще кто-то’, а «вы» - это ‘ты плюс еще кто-то’.
Группу личных местоимений определяющих грамм. число составляют слова: он, она, оно – они. Третье лицо личных местоимений связано с грамм. числом слова, через категорию род. Потому, что эти местоимения не участвуют в диалоге. Диалог может быть направленным на независимое третье лицо в ед. или мн. ч., у которого существует четкое деление по роду. Ед. ч. связано с категорией род, а мн. ч. не связано.
Категории числа, как и род, являются результатом происходящих в развитии языка процессов упрощения, сокращения значений и слов в предложении. Разграничение единичного от множественного и есть категория числа (не один и много).
Способы выражения категории числа у существительных.
А). Изменение лексического числа соответствует изменению грамм. числа, без изменения лексич. значения.
1) морфологический (падежными окончаниями; окончаниями и суффиксами): буря – бури, брат – братья, машина – машины и т.д.
Грамматическим содержанием категории числа существительных, этих значений имеет свои формы выражения: для единственного числа – местоименные формы существительных (он она, оно) (сосед, стена, окно), для множественного числа – формы с флексиями -и(-ы), -а (соседи, стены, окна), суффиксами -j- (листья), -ес- (чудеса) и др.,
2) морфолого-фонетический (окончаниями совместно с изменением места ударения): волна – волны, окно – окна и т.д.
Б). Изменение лексического числа без изменения лексич. значения и грамм. числа.
1) синтаксический (формами согласования или сочетаемостью слов): новое такси – новые такси, единственные ворота – все ворота и т.д.
Значение числа у существительных выражается контекстом (пролетела большая птица – форма грамм. ед. ч. в лексическом значении мн. ч. «она»; в нашем лесу водится разнаяптица – форма грамм. ед. ч. в лексическом значении мн. ч. «они»).
Именно в контексте, синтаксически слово выявляет свое число и значения. Контекст не изменяя грамм. ч. слова определяет лексическое число и значение слова. (а лексический род?)
2). Количественно. Один паровоз – десять паровозов, двадцать паровозов – много паровозов – паровозы – «парк, депо». «Парк, депо» не просто много паровозов. Один человек – десять человек, двадцать человек – много человек – «люди». «Люди» не просто много человек. «Много человек» это мн. ч, «люди» это множество. Качественное различие слов.
В). Изменение лексического значения и числа не связано с грамм. числом.
1) супплетивный (образование от разных основ): ребенок – дети и т.д.
Супплетивные формы числа – это формы разделяющие слова по числу с помощью различного лексического значения множества.
Корова – коровы = стадо. Слово «стадо» не грамматическое мн. ч. слова «корова», а название лексического множества, в которое входит «корова». Множество, в которое входят коровы. Корова – ед. ч, коровы – грамм. мн. ч. Стадо – лексическое мн. ч. слов «корова» и «коровы».
Человек – «человеки» = люди.
Слово «люди» не грамматическое мн. ч. слова «человек», а название лексического множества, в которое входит «человек». Множество, в которое входят «человеки». Множество, в которое входит много человек. «Много человек» это мн. ч. слова «человек».
Слово «люди» название лексического множества, в которое входит «люд…». «Отдельные люди». Это ед. ч. слова «люди».
Человек – много человек, отдельные люди – люди.
Это лексическое значение категории числа, которое определяется словом или сочетанием слов. Двуформенность, иначе обязательность существование одиночественности и множественности, и одинокости и множества у любого лексического значения (ость – ства). Существование связанных понятий единственность и множественность, и множество (корова – коровы, человек – много человек, отдельные люди – люди) обязательное условие лексического значения числа любого слова. У слов «человек, люди» нет грамматической общей формы числа, а есть лексическая, по множеству. Не существует слов, у которых нет лексического выражения значения числа в словосочетаниях.
Лексическое выражение значения числа выражается в словосочетаниях. «Один паровоз и один паровоз». Мы понимаем, что «много провозов». Словосочетания упрощаются и заменяются словом «паровозы». Из ед.ч. рождается мн.ч..
Один человек и один человек – много человек – заменяется, упрощается словосочетание на множество «люди». Но все равно двуформенность по числу существует.
Все существительные разделяются по количеству образованных форм числа.
Существительные, которые имеют обе формы числа (книга – книги) и они относятся к группе слов с выраженным существованием двух форм числа. Двуформенные.
И существительные, которые имеют только форму единственного числа (ходьба) или множественного числа (сливки) и относятся к группе слов с невыраженнымсуществованием двух форм числа. Одноформенные. Их называют недостаточными (дефектными), так как у них нет парной формы числа. Это поверхностно и даже обидно.
К существительным с выраженным существованием двух форм числа относятся слова, обозначающие конкретные предметы, различные события, явления, факты, которые могут быть подвергнуты счету иначе которые могут сочетаться с количественными числительными. Дом - дома, плитка – плитки, озеро - озёра. Если предметы можно посчитать, то число слова часто двуформенное – имеет ед. и мн. ч.. Ед. ч. при этом стоит ближе к категории количества.
Можно слова по количеству форм назвать более точно: двуформенные и одноформенные, вариантные и невариантные, выраженные и невыраженные и т.д.
Такое подобное деление по формам наблюдается и в грамматической категории рода.
Мы будем в дальнейшем называть эти слова: двуформенные и одноформенные.
Одноформенные слова по грамм. числу составляют слова, имеющие только форму единственного числа (singularia tantum) или только форму множественного числа (pluralia tantum). Лексические значения таких существительных препятствуют сочетанию грамм. числа с лексич числом, с количественными числительными.
Singularia tantum (лат. «единственное только», ед. ч. singularetantum) – слова, которые имею только грамм. ед. ч. и имеют формы категории рода.
Pluralia tantum (лат. «множественное только», мн. ч. plurale tantum) – слова, которые имею только грамм. мн. ч. и не имеют форм категории рода.
Давно надо было русифицировать латынь в одно слово названия (singularia tantum) и (pluralia tantum). Например: Синги и плюры или синглы и плюралы, или сингуляры и мнотано, или едитантум и мнотантум и т.д.
У имен существительных, отсутствие лексического значения числа не препятствует выражению грамм. отношений числа – единственности или множественности.
Правило для одноформенных существительных. Существительные, у которых нет лексическогозначения числа, имеют форму только одного из грамматических чисел. Например: грамм. ед. число – молоко, серебро, золото и т.п.; грамм. мн. число – сливки, дрожжи, опилки и пр.
Приводится и такой взгляд на совокупность ед. и мн. ч..
Но ед. и мн. ч. вместе образуют единую категорию грамм. числа. Приведем значения, которые присущи словам, противопоставленных друг другу по каким-либо признакам: близко – далеко, хороший – плохой, молодость – старость, не добрый, а злой, не мягкий, а твердый.
«Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений».
Грамматические значения грамматической форме .
простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):
Простая (синтетическая читал
буду писать.
парадигмой слова
.
Словоизменительные;
Классификационные.
историческим изменениям нормативные варианты: ; современный и устаревший (или устаревающий):
Грамматические средства и способы(синтетические и аналитические).
Грамматические способы(синтетические)
· способ аффиксации.Он состоит в присоединении к корням различниые аффиксы. Пример:книга,книге,книгу(зн-е падежа выраж-ся в аффиксе).
· -способ внутренней флексии(чередование).
Чередования:
-фонетические
-нефонетические :1)исторические(тралицион.)-они не обусловлены фонетической позицией звука.Современной т.зр.им объяснения нет.Они объясн-ся исторически:лоб-лба,день-дня,сон-сна.Они не явл-ся внутренней флексией.2)Грамматич.Это внутрен.флексия-это также зв:изменения корня,при кот.происходит изменение. Грамм.знач-я слова,т.е.это не любые чередования звуков,а только те,кот.выражают грамматич-е знач-я. Впервые явление внутр.флексии было обнаружено на материале германских(анг.и нем.)языков.В узком понимании-классич.понимание в герм.языках.Пример:sing-singen,sang-sang,sung-gesungen,song-gesang. В широком понимании-под внутр.флексией понимаются любые грамм.чередования в любом языке.Пример:избежать-избегать(меняется знач-е вида),собирать-соберу-сбор,собрать(либо время, либо вид, либо часть речи)-это спорный вопрос.
· Редупликация(способ повторов.Это частичное повторение корня,основы или целого слова, при помощи кот.выражается грамм-ое знач-е. Пример:orang(малайский язык)-человек,orang orang-люди,talon-поле(Филипп.острова),taltalon-поля.
В латинском языке способ редупликации используется как один из способов об-я основ перфекта:tango mordeo cado, tetigi momordi cecidi. В русском языке этот способ очень редко использ-ся.Только для выражения прев.степени(красны,красный)или для выражения длительности действия(просить,проситель).
· Способ ударения.Это изменение грамм.зн-я с помощью ударения.Пример:руки-руки(число падеж),насыпать-насыпать(вид). В некот.языках,где сущ.неоновые ударения способ ударения всегда будет грамм.способом.
· Субплетивизм-это соединение в одну грамм.пару разных основ.В индоевпроп.я.широко представляет этот способ.Пример:обр.и личн.местоим.:я-меня(ego-mei),человек-люди,говорить-сказать.
Аналитические способы-
· способ служебных слов.Лексич.значение выражает значенательным словом,а грамм.служебным.Пример:я буду читать,я бы сделал,самый лучший.Франц.яз.:le chat-кот,du(de)chat-кота,an chat-коту (опред.падеж).
· способ порядка слов.Есть языки, где грам.не зависит от порядка слов(они обаладют свободным порядком слов)-рус.и лат.языки:Пример:Отец любит сыт,Отец сына:любит,Сына отец любит,Любит отец сына, Любит сына отец -может измен-ся логич.форма, но не грамматич(отец-падеж).Pater filium amat,.Filium pater amat,Amat filium pater. Для англ.я.нельзя менять порядок слов.Поэтому в англ.я.действует способ порядка слов,а в русс.и лат.-нет.
· Способ интонации.Меняется благодаря интонации меняется грам.структура предложения.Пример:Слышу голос незнакомый,Слышу:голос незнакомый.
Грамматическое значение. Основные признаки грамматического значения.
Грамматическое значение – это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее стандартное выражение и выступающее как добавочное значение к лексическому. Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения. Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения. Материальным выражением грамматического значен ия является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме .
Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):
Простая (синтетическая ) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.
Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать.
Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа . Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.
Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называется парадигмой слова . Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.
12.Грамматические категории, их своеобразие в языках мира. Исторические изменения грамматических категорий .
Словоизменительные;
Классификационные.
Словоизменительные-выраж.через изменение форм одного слова(число и падеж существит-ых, род,число,падеж,прилаг.).
Классифик-ция-показывает принадлежность слова к опред.грамматич-му классу. К классиф.относится род сущ-х(не переводность глаголов).
Номинативная-семантическ.знач-я категории,указывает на определённые св-ва объекта:число сущ-ых,время глаглов.
Синтаксические-число,формальные категории,не указ.на реальные св-ва объекта,выполняют функцию связи слов в предложении:род,число,падеж прилага-ых.
Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям , которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Таковыми являются равноценные нормативные варианты: ставень - ставня, цехи -цеха; нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять - пять грамм, подытоживать -подытоживать (первые - книжные, вторые - разговорные); нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома -до дому, (поезд) двигается -движется ; современный и устаревший (или устаревающий): санаторий -санатория, профессоры -профессора, ТАСС сообщил -ТАСС сообщило; литературный и просторечный или диалектный: мурлычет -мурлыкает, ляг-ляжь, шоферы -шофера . В условиях белорусско-русского билингвизма употребление в русской речи просторечных или диалектных вариантов может поддерживаться влиянием белорусского языка.
ЧИСЛО ГРАММАТИЧЕСКОЕ, грамматическая категория, служащая для выражения количества. Наряду с показателями числа средствами выражения количества в языке могут быть числительные , а также такие существительные, прилагательные и наречия, как, например, пара, сотня, единственный, несколько, много и др. Языки, в которых есть лексические средства выражения количества, но нет грамматических средств (т.е. грамматической категории числа), встречаются очень редко. Это прежде всего языки Юго-Восточной Азии (вьетнамский, лаосский и др.) и некоторые языки индейцев Северной Америки. Заметим также, что языки без грамматической категории числа – это явление значительно более редкое, чем языки без категории рода, падежа и определенности/неопределенности.
Различают семантическую грамматическую категорию числа существительных и личных местоимений (так называемое «субстантивное число»), с одной стороны, и синтаксическую (согласовательную) грамматическую категорию числа прилагательных и глаголов, с другой. Так, в примере Там лежат большие мячи форма мн. числа существительного непосредственно отражает количество обозначаемых объектов ("несколько мячей"), а форма мн. числа прилагательного, как и форма глагола, лишь согласуется с формой существительного мячи . Чрезвычайно редко согласование по числу бывает у наречий. Так, например, в цахурском языке, на котором говорят в Дагестане, форма наречий образа действия выбирается в зависимости от формы глагола, которая, в свою очередь, зависит от числа подлежащего.
В случае, когда формы числа имеют собственное значение (т.е. у существительных и местоимений), они обозначают либо количество предметов, людей и животных – всего того, что человек видит в окружающем мире, либо количество каких-то событий, действий и т.п., например, две битвы, несколько выступлений, жалобы, взмахи рук и др. Однако не все, о чем говорится, поддается счету. Например, по-русски нельзя считать многие абстрактные качества, свойства, состояния, процессы, такие, как доброта, свежесть, покой, торговля и др. Из объектов предметного мира не поддаются счету прежде всего вещества: вода, песок, снег и др. Сколько бы такого вещества не было, оно все равно обозначается единственным числом. Хотя во многих веществах, таких, как песок, соль, снег, человеческий глаз может различить отдельные частицы (для иХ обозначения в языке используются специальные слова, называемые сингулятивами: песчинка, снежинка и т.п.), все же они, по-видимому, кажутся настолько неважными и незаметными, что человек представляет себе песок и т.п. объекты именно как массу, а не как множество частиц. Отличие несчетных объектов от счетных состоит в том, что любая часть (порция) воды, песка и т.п. все равно называется водой или песком; напротив, часть стола уже не будет столом.
Похожий механизм представления множества объектов как нерасчленимой массы может использоваться и в других случаях, когда составляющие имеют больший размер, чем частицы вещества. Например, в русском языке клубника, состоящая из довольно крупных ягод, представляется как несчетная: ну и наелся я клубники ! (единственное число); интересно, что в близком к русскому польском языке эта ягода, наоборот, обозначается как множество: truskawki – букв. «клубники». Специально как нечленимые (несчетные) совокупности могут представляться даже группы – люди (человечество, аристократия, профессура ), а кроме того, животные (скот, дичь ) и предметы (паркет, мебель, мусор, развалины и др.). Такие обозначения еще называют собирательными существительными, особенно если они образованы от названий предметов или людей с помощью специальных собирательных суффиксов.
Свойством несчетности в русском языке обладают названия ягод (смородина, виноград ), кустарников и трав (в отличие от деревьев, ср. бузина, осока , но березы ). А вот различные овощи и фрукты ведут себя в этом отношении по-разному. Так, яблоки, огурцы и помидоры счетны, капуста же, напротив, не поддается счету (нельзя сказать «две капусты»), а такие овощи, как морковка, репа, свекла, редиска, в одних случаях представляются как счетные (надо почистить несколько морковок ), а в других – как несчетные (я почистила всю морковку ). В этот же переходный класс между счетными и несчетными попадают и некоторые другие существительные, ср. улица вымощена булыжником и я поднял два булыжника ; на улице продают гвоздику и в вазе стоят белые гвоздики . Некоторые имена становятся несчетными, если у них меняется значение, ср. по двору ходят куры ("животные") и всех гостей накормили курицей ("мясо").
В языках мира различается несколько типов систем числа – в зависимости от состава значений данной грамматической категории: единственное, множественное, двойственное ("два объекта"), тройственное ("три объекта"), четверное ("четыре объекта") и паукальное ("небольшое количество объектов") чисел. Естественно, что все эти грамматические значения могут выражать только счетные имена.
Наиболее распространена система, в которой противопоставлены единственное и множественное число, ср. стол ~ столы . Она свойственна большинству индоевропейских языков, урало-алтайским, картвельским и нахско-дагестанским языкам Кавказа, африканским языкам банту и др.
Система, основанная на противопоставлении 3-х значений: единственное ~ двойственное ~ множественное число, – имеется в семитских языках, в индоевропейских (особенно в древних – в санскрите, древнегреческом, старославянском, древнерусском, из современных – в словенском и лужицком), в ненецком, корякском, алюторском и некоторых других. Так, по-древнерусски говорили жена (ед. число), жены (мн. число), но (двойств. число). Некоторые современные русские формы, употребляющиеся с числительными от двух до четырех, также восходят к древнерусской форме двойственного числа, ср. два соседа , но мн. число соседи, соседей и т.д. Кроме того, современные формы множественного числа очи, плечи, уши и некоторые другие на самом деле представляют собой старые формы двойственного числа (конечно же, не случайно, что это именно такие слова, которые обозначают «парные» объекты).
Очень редко встречается система с противопоставлением 4-х чисел: единственное ~ двойственное ~ тройственное ~ множественное. Она засвидетельствована в ряде папуасских языков. Еще более сложная система, включающая четверное число, имеет место, например, в языке сурсурунга (один из австронезийских языков), в котором по пяти числам противопоставлены личные местоимения: "ты" ~ "вы двое" ~ "вы трое" ~ "вы четверо" ~ "вы (более четырех)".
Паукальное число (от латинского слова paucus "немногочисленный"), обозначающее небольшое количество (до 5–7) объектов, противопоставляется единственному, множественному, а иногда и двойственному числам в некоторых полинезийских, дагестанских и ряде др. языков, например, "лев" ~ "несколько/немного львов" ~ "много львов".
Наконец, в отдельных языках существуют особые показатели «множества множеств», например, в бретонском языке существительное «глаз» имеет форму двойственного числа, а если надо сказать «несколько пар глаз», то к окончанию двойственного числа присоединяется еще окончание множественного числа.
Помимо основных значений единичности, множественности, двойственности и т.п. формы числа могут выражать и некоторые дополнительные значения. Так, в дистрибутивном контексте формы единственного числа обозначают множество объектов, но не простое, а соотнесенное с другим рассматриваемым множеством (например, говоря Все подняли руку , мы имеем в виду, что рук было несколько, причем каждый человек поднял только одну руку). В том же контексте в русском языке может быть использована форма множественного числа. Она также обозначает множество, распределенное относительно второго рассматриваемого множества, но несколько иначе: говоря Все подняли руки , мы имеем в виду, что каждый поднял обе руки.
Во многих языках распространено гиперболическое, или экспрессивное употребление множественного числа, ср. разъезжать по Европам; Какие люди пришли! Преувеличение состоит в том, что здесь реально обозначается один объект.
Формы множественного числа употребляются также в значении количества, известного говорящим исходя из общих знаний о мире, ср. глаза в значении "два глаза", колеса автомобиля "четыре колеса", карты "набор (игральных) карт".
Так называемое репрезентативное множество, выражаемое формами множественного числа, обозначает группу лиц по одному из ее представителей, ср. испанск. los padres "отец и мать", букв. "отцы", ср. также рус. Ивановы "семья Ивановых". Похожий механизм лежит в основе обозначения приблизительного множества, так, в русском выражении шестидесятые годы используется форма множественного числа первого года десятилетия, а в татарском языке фраза примерно в середине июня буквально звучит как «в серединах июня».
У существительных, обозначающих вещества и не имеющих вследствие этого осмысленного прочтения «обычной» множественности, формы множественного числа употребляются в значении "несколько сортов или разновидностей" (ср. вино ~ вина ), а также в значении большого количества и интенсивности (ср. пески Сахары ).
В личных местоимениях встречается особое множественное величия или вежливости, ср. русское вежливое Вы , немецкое Sie , местоимение мы , обозначающее царствующих особ (мы, Николай II ).
Для выражения грамматических значений числа могут использоваться самые разнообразные средства. Это и аффиксы (ср. англ. book "книга"~ books "книги"), и так называемая внутренняя флексия, т.е. изменение гласных внутри корня (например, в арабском madоna (t ) "город" ~ mudun "городa (больше двух)", ср. также англ. foot "нога" ~ feet "ноги"), и редупликация, т.е удвоение корня (например, в индонезийском языке форма «люди» буквально переводится как «человек-человек»). В некоторых языках, например в венгерском, число выражается факультативно в том случае, если значение множественности ясно из контекста, например, в сочетании с обозначениями количества "много", "десять" и т.п. используется форма единственного числа.
Во многих языках встречаются существительные, имеющие только форму множественного числа (так называемые pluralia tantum). Обычно таким образом обозначаются предметы, состоящие из двух частей (ср. очки, брюки ) или сложные (грабли, счеты ), а также некоторые вещества и другие неисчисляемые объекты (белила, дрова, именины, побои ). Если существительное обозначает счетные объекты, то форма множественного числа у него омонимична, т.е. используется и для обозначения одного предмета, и для обозначения множества: например, фраза В шкафу висели брюки может указывать как на одну, так и на несколько пар брюк.
Число часто выражается совместно с другими грамматическими категориями – такими, как падеж, род (именной класс), определенность/неопределенность (например, в русском и др. славянских языках, латинском, древнегреческом, норвежском, языках банту). В языках с разрушенной системой склонения, таких как французский или немецкий, показателем числа может становиться артикль(наряду с определенностью/неопределенностью и др. грамматическими значениями). Так, в немецком языке для многих существительных лишь форма артикля отличает единственное число от множественного в косвенных падежах, ср. der Bär "медведь" (именит. падеж ед. числа) ~ die Bären "медведи" (именит. падеж мн. числа), но: des Bären "медведя" (род. падеж ед. числа) ~ der Bären (род. падеж мн. числа), dem Bären "медведю" (дат. падеж ед. числа) ~ den Bären (дат. падеж мн. числа).