Как полет в космос влияет на тело человека? Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века На чем совершаются полеты в космос.
Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года - великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира. В этом раунде космической гонки СССР безоговорочно выиграл у своего главного конкурента - США. Но как осуществлялась подготовка и сам полёт? и Что было после того, как Гагарин пролетел над нашей землёй и приземлился обратно? Всё это, безусловно, по-прежнему вызывает интерес у многих людей.
Как осуществлялась подготовка
К отправке человека в космос ведущие советские специалисты готовились очень тщательно. Претенденты на роль первого космонавта (изначально их было 20) не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости - их отбирали по другим параметрам. Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье.
Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» - в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным.
При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять сюда систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту (до 200 километров), всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток.
Сергей Королёв хотел как можно быстрее запустить в космическое пространство свой аппарат, ведь имелась информация, что Штаты планируют осуществить нечто аналогичное уже во второй половине апреля 1961 года. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии - была одобрена кандидатура Юрия Гагарина (дублёром назначили Германа Титова). А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля.
Биография Гагарина до дня полёта
Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске (теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин) и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов (этот город сегодня называется Оренбург) в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере.
В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой - нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.
Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» (старшего лейтенанта).
Вероятность успеха запуска не была стопроцентной
Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее - власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта - об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.
А ТАСС (главное информационное агентство Советского Союза) заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. 15 мая 1960 года поднятый на орбиту корабль-спутник из-за неполадок в ориентационной системе не смог спуститься к земле - он летает вокруг нашей планеты и сейчас. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной - корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.
Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю
«Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское). Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов - он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки.
Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!». В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.
Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта - она отделяла земной шар от очень чёрного неба.
Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать.
До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления.
В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара.
Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.
На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах (этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток»). Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт.
После полёта
После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка - они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные - они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена.
Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. И, кстати, в сообщениях ТАСС от 12 апреля фигурировал уже майор Юрии Гагарин. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза».
Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Далее Гагарина повозили по главным улицам Москвы в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы.
Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе.
Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «Поехали», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже - то есть это чистой воды имитация. 12 апреля никому из главных участников запуска было не до съёмок. Потом эти кадры решили воссоздать - Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском.
Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза. Интересно, что в шестидесятые годы прошлого века наиболее популярным мужским именем в СССР стало имя Юрий. Многие пары захотели назвать детей в честь человека, летавшего в космос.
Гагарин выступает перед аудиторией: на него восторженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида
В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт...
Однако 27 марта 1968 года Гагарин неожиданно и преждевременно погиб в авиакатастрофе во Владимирской области. Он разбился, когда вместе с инструктором Владимиром Серёгиным осуществлял плановый полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Обстоятельства катастрофы не выяснены до конца и по сей день. Просто с МиГом пропала связь, а затем его обломки нашлись в нескольких десятках километров от аэродрома.
В связи со смертью Гагарина в Советском Союзе объявили траур. В честь лётчика-космонавта были названы населённые пункты, отдельные проспекты, переулки и улицы. Вдобавок ко всему в разных уголках Земли было открыто огромное количество памятников и скульптур, посвящённых Гагарину.
Значение полёта Гагарина на «Востоке-1»
Данный полёт, безусловно, открыл новую эпоху - эпоху освоения человечеством ранее неизведанных и поражающих своими масштабами космических просторов. Как далеко зайдёт это освоение, чего мы сможем достичь на этом пути, пока не очень ясно. К примеру, сейчас ведутся разговоры о колонизации Луны и Марса.
Но нет сомнений, что этот путь начался 12 апреля 1961 года. И вполне закономерно, что каждый год именно в этот весенний день отмечается такой праздник, как День Космонавтики.
С полёта Гагарина началась история освоения космоса человеком
Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. Этот статус и это звание у него никто никогда не отберёт.
Документальный фильм «Звезда по имени Гагарин»
Еще до начала космической гонки стало понятно, что она обойдется любым ее участникам чрезвычайно дорого. Старту космического корабля предшествуют формирование концепции, разработка образцов космической техники, создание научной и промышленной базы, инфраструктуры, подготовка кадров. Такое по силам лишь самым мощным промышленно развитым государствам.
Цена полета
При определении цены полета прежде всего определяется отношение массы полезной нагрузки (ПН) к массе космического аппарата в целом. Сегодня оно не превышает 19 %. Внедрение новых технологий уже в недалеком будущем повысит данный показатель до 25 %.
К сожалению, не существует единых критериев определения стоимости доставки грузов в космос. Появляющиеся в открытых источниках цифры плохо соотносятся друг с другом ввиду разницы валют и времени запуска. На стоимость может влиять уровень инфляции, изменение мировой конъюнктуры.
В некоторых случаях при оценке себестоимости пуска берется стоимость незаправленной ракеты-носителя, но не берется в расчет работа служб обеспечения, величина страховки, поэтому речь может идти лишь о приблизительных цифрах.
И все же по мнению экспертов, основные расходы приходятся на подготовку и запуск ракеты-носителя. По их расчетам, вывод на орбиту килограмма полезного груза стоит от 10 до 25 тысяч долларов.
В космос по туристической путевке
Идея космического туризма впервые была озвучена полвека назад в США Барроном Хилтоном и Эриком Крафтом. Однако для ее воплощения потребовалось более 30 лет. 28 апреля 2001 года на МКС отправился первый космический турист Деннис Тито. Космотур обошелся ему в 20 млн. долларов.
«Туристический сезон» на МКС завершился в октябре 2009 года полетом канадца Ги Лалиберте, которому пришлось выложить уже 35 млн. долларов. Всего станцию посетили 7 космических туристов.
Сколько стоит сегодня полететь в космос туристом? Понятно, что еще долго стоимость космического туризма будет доступна исключительно обладателям тугих кошельков.
Понятно также и то, что спрос на будущие коммерческие полеты очень высок и цены на них неизбежно будут снижаться, чему во многом способствует рост числа участников рынка космотуристических услуг.
Среди них организаторы полетов на МКС пионеры космического туризма– РКК «Энергия» и компания Space Adventures. Серьезную конкуренцию им составляют Virgin Galactic, XCOR Aerospace, Blue Origin, Space X (США). Ширится и перечень предлагаемых ими услуг.
Так компании World View и ZeroZinfinity собираются предложить полет в стратосферу (30-45 км) на воздушных шарах за 75 и 116 тыс. долларов соответственно. Американская компания Zerog готова обеспечить своим клиентам полет на самолете с невесомостью (на 20-30 сек) за 5000 долларов. Билет на перспективный космолет компании Virgin Galactic будет стоить от 150 до 200 тыс. долларов.
Самые продвинутые потенциальные космические туристы все чаще задают вопрос: Сколько стоит полет на Луну? Как сообщил представитель Роскосмоса Алексей Краснов, билет на Луну можно будет купить из расчета, что весь полет обойдется примерно в 100 млн. долларов.
Пуски становятся дешевле
За последнее время кратно выросло число участников космического рынка, и, следовательно, конкуренция между ними становится все жестче, в связи с чем наметилась тенденция к удешевлению пусков.
Так американские компании Blue Origin и Space X, возглавляемые Джеффом Безосом и Илоном Маском, активно работают над созданием недорогих многоразовых ракет-носителей. Прорабатывается технология воздушного старта с борта транспортного самолета. Наметились перспективы по возобновлению приостановленного международного проекта «Морской старт».
Помимо этого, ведутся работы по созданию более совершенных и экономичных двигателей. Примером тому может служить (КВРД) для перспективной одноступенчатой ракеты-носителя Demonstrator 3, которую разрабатывает ARCA Space Corporation.
Человек всегда стремился к преодолению неизвестности. Тысячи лет географические открытия совершались на пределе возможностей, но всегда транспорт и снаряжение страдали чуть больше, чем первооткрыватель - корабли разбивало в шторм, обоз с провиантом падал в пропасть, сани вмерзали в лед, а человек всё двигался и двигался к своей цели.
Когда на планете не осталось белых пятен, мы стали задумываться о космосе. Программы освоения Луны и Марса не фантастика, а неизбежное будущее. За ними - далекие перелеты к ближайшим звездам. Чем дальше человек будет уходить от Земли, тем больше трудностей встретит по пути. Мы подошли к рубежу, за которым не техника, а сами люди испытывают запредельные перегрузки.
Какие угрозы ждут нас в космосе, и какие технологии позволят выжить - об этом расскажем дальше.
Жизнь без гравитации
6 сентября 1522 года потрепанный корабль «Виктория» вернулся в Испанию - единственный из пяти кораблей кругосветной экспедиции Магеллана, на котором приплыли 18 из 260 членов экипажа. Прославленного мореплавателя умертвили аборигены с острова Мактан в филиппинской провинции Себу.
История с Магелланом хорошо демонстрирует риски, которые несет исследователь, отважившийся отправиться в неизвестные земли. Но путешественники на своем пути не сталкивались с чем-то совершенно неведомым. Нам же при путешествии к звездам (и в перелетах на ближайшие планеты) потребуется создавать новую науку - космическую биомедицину.
Космонавты, отправляющиеся на Марс, могут сломать себе кости и страдать от мочекаменной болезни, их ждет бессонница и депрессия, а в перспективе - смерть от рака. Вот почему различные научно-исследовательские группы проводят сейчас тестирование различных гипотез на МКС. Мы должны знать заранее, как на человеческое тело и психику влияет длительное пребывание в космосе.
Из-за реакции вестибулярного аппарата возникает тошнота, проявляется чувство дезориентации. Даже у летчиков с сильной нервной системой, для которых раздражения вестибулярного аппарата при выполнении фигур высшего пилотажа являются профессионально обычными, могут возникать тяжелые нарушения ориентировки, сопровождающиеся эмоционально-невротическими срывами. Известно, что космонавты чувствуют себя нормально первые несколько часов после выхода на орбиту, после чего у большинства из них возникают эффекты, связанные с отсутствием силы тяжести. Через несколько дней наступает адаптация и неприятные явления пропадают.
Мы эволюционировали как прямоходящие организмы. Наше тело миллионы лет строилось под воздействием гравитации. Наши кости и мышцы развивались, сопротивляясь воздействию гравитационного поля, и идеально научились взаимодействовать с окружающим миром.
При микрогравитации организм начинает сбоить. Сердечно-сосудистая система предназначена для перекачивания крови против силы тяжести. К примеру, в венах ног есть обратные клапаны, препятствующие скапливанию крови в ногах, зато таких клапанов нет в сосудах верхней части тела. Без воздействия гравитации кровь поднимается к груди и голове, из-за чего у космонавтов опухают лица, повышается давление. Пребывание в условиях невесомости более 6 месяцев приводит к нарушению деятельности кровеносной системы. Например отмечалось нарушение газообмена в капиллярах, в результате чего к тканям и органам поступало намного меньше кислорода.
До того, как на орбите ввели программу физической поддержки, космонавтам приходилось особенно тяжело. После 18 суток полета на корабле «Союз-9» у космонавта Андрияна Николаева зафиксировали уменьшение объема сердца на 12%. Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой. Изменился состав крови: гемоглобин уменьшился на 25%, количество эритроцитов - на 20%, а тромбоцитов - на 50%.
Космонавты буквально начинают терять собственные кости. Сначала организм выводит кальций и фосфор, что приводит к постепенному ослабеванию костей и повышенному риску остеопороза. Потеря костной массы может достигать 1,5% в месяц, а восстановление после возвращения на Землю занимает не менее трех-четырех лет.
Кальций не просто уходит из костей - он вымывается в кровь и мочу, что может привести к возникновению мочекаменной болезни. Всё это происходит в первые дни полета . А ведь перелет до Марса займет почти год, и после посадки экипаж должен будет действовать без посторонней помощи.
Из-за отсутствия гравитационного сдавливания позвоночник удлиняется, что приводит к спинным болям. Мышцы спины значительно деградируют во время пребывания в космосе, уменьшаясь на 19%. Более половины членов экипажа МКС жаловались на боли в спине. Космонавты в четыре раза чаще, чем обычные люди, получают грыжу межпозвоночных дисков.
С помощью ультразвука ученые тестирует неинвазивные методы оценки и измерения внутричерепного давления космонавтов. Изображение: NASA
Другая серьезная проблема - проблемы со зрением. Причина, согласно исследованиям, в увеличении объема спинномозговой жидкости. Из-за этого возрастает давление, и жидкость сначала выдавливает в футляр зрительного нерва, а затем вдоль пространств между волокнами зрительного нерва внутрь глазного яблока. В результате развивается дальнозоркость.
Сейчас есть несколько способов решения проблемы микрогравитации. Космонавты на МКС занимаются на тренажерах около двух часов в день, противодействуя деградации костей, мышц и сосудов. Лучшее решение - искусственная гравитация. Теоретически её вполне можно создать на корабле. Практически - пока требуется слишком много ресурсов.
Радиация
Curiosity имеет на борту прибор RAD для определения интенсивности радиоактивного облучения. Это первое устройство, предназначенное для сбора данных о вредных формах излучения на поверхности Марса.
Длительное воздействие космической радиации способно очень негативно отразиться на здоровье человека. На Земле мы защищены от космических лучей, потому что атмосфера и магнитное поле планеты действуют как щит, тормозящий элементарные частицы и ядра атомов. С такими частицами лучше не встречаться - они приводят к повреждению ДНК, мутации клеток и раку. А когда мы доберемся до Марса, придется жить с мыслью, что у планеты нет озонового слоя - ничто не защищает и от ультрафиолетового излучения.
Ежедневная доза космической радиации на МКС - 1 мЗв, то есть тысячная от зиверта. Для сравнения, 1 зиверт излучения связан с 5,5% увеличением риска рака. В общем-то, не так страшно. Всё становится намного хуже, когда мы покидаем магнитосферу Земли. Во время путешествия космонавты будут подвержены разным типам изучения. Высокоэнергетические субатомные частицы, летящие от Солнца, и ионизирующее излучение, вызванное взрывом сверхновой, быстрее всего разрушают биологические ткани. Помимо рака, они также могут вызывать катаракту и болезнь Альцгеймера.
Когда эти частицы попадают в обшивку корпуса корабля, некоторые атомы металла распадаются на части, излучая еще более быстрые частицы; это называется вторичным излучением.
Данные другого исследования показывают, что отсутствие защитного магнитного поля снижает когнитивные функции человека (скорость мышления, способность к обучению и прочее), вызывает обострение аллергических реакций.
Решение проблемы? Ученые разрабатывают способы снижения воздействия, например, используя в обшивке корабля различные защитные материалы. Но пока единственное решение, которое у нас есть - это скорость полета. Чем быстрее мы доберемся до Красной планеты, тем меньше пострадают космонавты.
Изоляция
В рамках научного эксперимента по подготовке полетов на Марс шесть человек год жили в доме-куполе на Гавайях.
Психические болезни - еще один большой риск для космонавтов. Психическую болезнь сложно обнаружить и еще сложнее вылечить.
Жить на борту корабля очень скучно. Вся ваша деятельность состоит из рутинных повторов, выстроенных в рабочем графике. Однообразные, повторяющиеся задачи приводят к апатии, потере интереса, неосторожности и ошибкам.
Другой риск связан с психологической совместимостью. Нужно прожить на ограниченной территории в компании людей, с которыми вы, возможно, познакомились за несколько месяцев до старта.
Космонавты, как прекрасно подготовленные и высокомотивированные люди, не склонны жаловаться или резко выражать свои эмоции. Поэтому трудно распознавать признаки психологического напряжения в группе сверхпрофессионалов. На Земле могут не догадываться о реальных проблемах, пока не произойдет эмоциональный взрыв, либо, что вероятнее, наш классный специалист тихо уйдет в себя и погрузится в депрессию.
Вот почему проводятся эксперименты, в которых людей запирают друг с другом в одном помещении. У NASA был проект «Hawaii Space Exploration Analog and Simulation», в России организовали «Марс-500» - эксперимент по имитации пилотируемого полёта на Марс, продолжавшийся рекордные 519 дней.
Оба эксперимента показали хорошую коммуникацию между членами экипажа, легкость взаимодействия и готовность к командной работе на любом отрезке времени. Самая большая психологическая проблема, с которой столкнулись участники экспериментов, это скука, но она не поставила под удар всю миссию.
Однако объективными полученные данные назвать нельзя. Условия экспериментов слишком далеки от реального межпланетного перелета. Любой участник в любое время может отказаться от дальнейшего участия и покинуть комплекс, в отличие от реального полета на Марс. Каждый участник знал, что находится на Земле (и не погибнет в безвоздушном пространстве), а симуляция продолжалась лишь до тех пор, пока он сам этого хотел. К тому же, никто из участников не страдал от реальных болезней, что могут ждать космонавтов по дороге на Марс.
Однозначного решения у проблемы нет. Потребуются долгие месяцы тестов и тщательнейший психологический подбор, чтобы подготовить команду. И еще нужно решить важный вопрос: отправлять ли в космос группу однополых людей или представителей разных полов?
Космическая живность
Бактерии прекрасно чувствуют себя на МКС и, очевидно, полетят вместе с нами на Марс, а потом еще дальше. В то же время, невесомость может подавлять определенные иммунные функции, делая людей более уязвимыми для болезней.
Микрофлора на космических станциях активно пытается поедать всё, что может. Достаточно иметь высокую влажность и питательные вещества, чтобы бактерии и грибы начали поедать пластиковую изоляцию, расти на стекле и повреждать его выделяемыми при росте кислотами.
Жизнь всегда найдет себе дорогу – организмы обитают даже на внешней обшивке МКС.
Группа ученых под руководством Брайана Крушиана из NASA изучала, как длительное пребывание в космосе отражается на функционировании иммунной системы человека. Выяснилось, что иммунная система людей, пребывавших в состоянии невесомости около шести месяцев, работала плохо: снизилась способность вырабатывать Т-лимфоциты, уровень лейкоцитов упал, а способность распознавать чужеродные микроорганизмы и клетки находилась в подавленном состоянии. Это будет серьезной проблемой, если на борту окажутся опасные бактерии.
Очевидно, что мы не сможем уничтожить все бактерии (для этого понадобилось бы уничтожить и людей), но стоит больше работать в области поддержания иммунитета.
Большие проблемы в большом космосе
Самое большое испытание в космосе - это мутации в организме, при которых иммунная система отказывает, а лекарства не помогают, потому что метаболизм изменился под воздействием микрогравитации.Как мы можем справиться с мутациями и другими проблемами? На сегодняшний день нет готового решения для устранения всех опасностей космических перелетов, но есть несколько концепций, поддержанных Илоном Маском. В частности, проблема космической радиации может быть решена с помощью оптимального слоя защиты корпуса, «усиленного» магнитным полем вокруг корабля, отклоняющего поток заряженных частиц. Кроме того, продолжаются поиски эффективных противораковых препаратов.
До самого Марса можно просто быстрее лететь – двигатели с приростом удельного импульса на порядки величины начали разрабатываться более полувека назад, и при должном финансировании и организации работ вполне могут быть реализованы. Но требуются очень большие усилия – поэтому в отпуск на Луну в начале 21 века никто не летает, хотя фантасты писали об этом много лет назад.
Теги: Добавить метки
Человека всегда пленяли звезды. Именно поэтому история познания космоса насчитывает едва ли не столько же веков, сколько и самому человечеству.
Известны древнейшие астрономические обсерватории, звездные карты, астрономические наблюдения, которые любознательное человечество старательно накапливало многие годы для практического применения.
Существует три версии о первенстве изобретения оптического телескопа. Иоганн Липперсгей и Захарий Янсен, которые поделили честь изобретения телескопа построили свои приборы в 1608 году, а Галилео Галилей создал свой телескоп в 1609 году. Именно Галилей с помощью своего устройства сделал первые значительные космические открытия. История развития «большого» телескопостроения начинается в 1880 году в Ницце, где установлен один из крупнейших оптических телескопов.
В 1931 году радиоинженер Карл Янский строит поляризованную однонаправленную антенну для изучения атмосферы и после нескольких лет экспериментов с ней предлагает конструкцию параболической антенны (радиотелескопа), но не получает поддержки. В 1937 году Гроут Ребер, воспользовавшись идеей Янского, строит антенну с параболическим рефлектором, а уже в 1939 году публикует первые результаты работы радиотелескопа. В 1944 году Ребер составляет первые радиокарты, полученные с помощью своего, уже усовершенствованного, радиотелескопа.
Первый орбитальный (космический) телескоп был запущен Великобританией в 1962 году для изучения Солнца, в 1966 и 1968 годах США запускают две космические обсерватории, которые работали до 1972 года. В 1970 году НАСА начинает проект большого космического телескопа, который получил название Хаббл (Хабл), и был выведен на орбиту 25 апреля 1990 года. Считается, что Хаббл (Хабл) в его нынешнем состоянии прослужит еще до 2014 года.
Физическое освоение космоса человеком началось в 1944 году при испытаниях немецкой ракеты «Фау-2», которая вышла в космическое пространство, поднявшись на высоту 188 км.
1957 год – СССР запускает первый орбитальный спутник Земли «Спутник-1» (4 октября) и отправляет в космос первое живое существо, собаку Лайку (3 ноября). В 1958 году США отправляют в космический полет первого примата – обезьяну Гордо (13 декабря).
28 мая 1959 года – шимпанзе Бейкер и Эйбл совершают кратковременный суборбитальный полет.
1960 год – Стрелка и Белка, две собаки совершили орбитальный полет с 19 по 20 августа на прототипе корабля «Восток» и благополучно вернулись на Землю.
12 апреля 1961 года в космос отправляется первый человек – Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток». Время полета составило 1 час 48 минут. Он положил начало пилотируемым космическим полетам. В этом же году США совершили два суборбитальных полета продолжительностью по 15 минут на аппаратах «Меркурий», а космонавт Герман Титов на космическом аппарате «Восток-2» совершил первый суточный полет (1 день 1 час 11 мин.). Также космос «посетили» двое американских шимпанзе – Хэм (31 января) и Энос (29 ноября).
В 1962 году космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» совершили первый групповой полет.
16 июня 1963 год – в космос отправляется Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, на аппарате «Восток-6».
1964 год – первый многоместный космический корабль «Восход» (СССР) с тремя космонавтами на борту.
1965 – Алексей Леонов совершил первый выход человека в открытый космос (18 марта). 3 июня в открытый космос выходит американский астронавт, а 15 декабря в полет впервые отправляются 4 американских астронавта.
1966 – американский астронавт проводит первую стыковку в космосе с непилотируемым объектом.
1967 – в космос отправился советский космический корабль нового образца – «Союз-1». А 24 апреля впервые во время полета погибает космонавт – Владимир Комаров.
1968 — «Аполлон-8» совершил первый пилотируемый полет на Луну. Уолтер Ширра стал первым космонавтом, который трижды побывал в космосе.
1969 – была проведена первая стыковка двух пилотируемых кораблей – «Союз-4» и «Союз-5». Во время того же полета впервые был совершен переход с одного корабля на другой через открытый космос. Двое американских космонавтов высадились на Луне 21 июля. Нил Армстронг – первый человек, ступивший на Луну.
1970 – на корабле «Союз-9» был совершен двухнедельный полет в космос.
1971 –впервые погибает весь экипаж корабля «Союз-11»– в составе трех человек 30 июня при возвращении на Землю.
1973 – первый полет, который длился больше месяца. А также впервые в космос одновременно отправились советские и американские астронавты.
1974 – первое празднование Нового года на орбите.
1980 – продолжительность полета достигла полугода. 23 июля в космос отправился первый азиатский космонавт – Фам Туан и 18 сентября – первый космонавт из Латинской Америки – Арнальдо Тамайо Мендес.
1981 – впервые в космос отправляется шаттл «Колумбия» STS-1.
1982 – впервые в состав экипажа входит женщина-космонавт Светлана Савицкая.
1984 – женщина-астронавт Светлана Савицкая 25 июля впервые выходит в открытый космос.
1986 – катастрофа шаттла «Челленджер» и гибель семи астронавтов 28 января. Впервые 4 мая был совершен межорбитальный перелет с одной станции на другую – «Мир» — «Салют-7» — «Союз Т-17».
1988 – совершен полет, который продлился один год – с 21 декабря 1987 года до 21 декабря 1988 года. Запуск многоразового транспортного корабля «Буран» при помощи ракеты-носителя – 15 ноября.