Как вспомнить о травматическом событии из детства. Почему мы не помним себя в раннем детстве? Почему мы не помним наше рождение
Лобные доли коры головного мозга, ответственные за память, созревают к двум годам: с этого возраста мы можем помнить все, что с нами происходило. Почему же этого не происходит?
Почему мы редко помним свое ранее детство? Фото: Lori.ru.
Одновременно в детстве мы формируем отношения с родителями. Отношения с ними потом и будут определять нашу способность создавать контакт с другими людьми. Связь с самыми значимыми образами в жизни — определенная матрица нашего восприятия мира и окружающих.
А если мы много чего-то о своем детстве не помним, часто это свидетельство того, что услужливая память стерла часть трудных воспоминаний.
Иллюстрацией этому служит вот такой сон:
«Недавно я заказала сон, который бы прояснил, что такое происходило в моем детстве, что до сих пор оказывает влияние на мою жизнь. И мне приснился сон, где главные герои — души. Как выглядят — сказать не могу, но по ощущениям — это души. Я лечу рядом со старшей душой. Очень родной мне. Она для меня — Бог. Я безгранично ей доверяю. И вдруг физически во сне, как наяву, начинаю ощущать на горле удушение. То есть она душит меня. И смеется. Я ничего не могу сделать. У меня только беспомощность, изумление, слабость и ощущение себя жалкой и ничтожной. И самое яркое чувство — дикий страх. Потом я почти проснулась и в полусне или наяву продолжила сон тем, что я ожила — то ли не додушили меня, то ли я вдруг в последний момент понадобилась этой душе. Я продолжала летать с ней рядом через некоторое время, потому что я ничего не помнила. Не помнила удушения. Осталось только непонятное ощущение собственной ненужности, неполноценности, беспомощности. Еще интуитивное недоверие к окружающим. Я стала летать чуть дальше от этой души, но с прежней любовью».
Сон свидетельствует о том, что есть какой-то абсолют, авторитетная душа рядом с нашей сновидицей. И эта душа вместо любви и поддержки оборачивается для сновидицы угрозой для жизни. Такие сны часто снятся тем, кого воспитывали и наказывали физически. Ребенок оказывается в ловушке. Нормальным поведением в случае побоев было бы убежать или дать отпор. Но поскольку обидчик — это взрослый, которого он любит и нуждается в нем, то ребенку приходится учитывать возможное наказание. Он превращается в тревожного, мнительного, подозрительного, недоверчивого.
Хотя многие родители воспитывают детей с помощью шлепков и ударов, но никто не придает этому значения. На самом деле, это одна из самых распространенных и фатальных родительских ошибок. Тем самым они внушают мысль ребенку, что его тело не ценно, что его можно разрушать и вторгаться в него по настроению. Вырастая, такие дети не умеют защищать себя перед другими, особенно перед авторитетами.
Видимо, сон нашей сновидицы в усиленной форме отражает то, что, вероятно, она переживала в отношениях с любимыми авторитетами — угрозу, которую она запомнила скорее бессознательно, чем осознанно.
И только через сон она имеет возможность соприкоснуться с дистанцией и страхом, которые всегда присутствует в отношениях.
Мария Дьячкова, психолог, семейный терапевт и ведущая тренингов личностного роста Тренинг-центра Марика Хазина
Многие люди говорят, что им хотелось бы вернуться в детские годы – теплые, уютные, беззаботные, с молодыми (и живыми) мамами и папами, бабушками и дедушками… При всей нежности к воспоминаниям эти самые воспоминания бывают очень немногочисленными, обрывочными. Почему человек не помнит детство (имеется в виду раннее)? Ведь эта пора так нам дорога!..
Память маленького ребенка напоминает океан. Нежные волны баюкают и оптимистично настраивают на всю оставшуюся жизнь, но след каждого шторма – хотя буря в конце концов заканчивается, а зеркало воды разглаживается – остается в нас навсегда… Может быть, это ответ на вопрос, почему люди забывают, что с ними было в детстве?..
Каждый человек примерно в возрасте 7 лет теряет все свои самые ранние воспоминания. Почему практически каждый из нас может сказать о себе: «Ничего не помню из детства»? Неизвестно. Неврологи и психиатры пока не могут объяснить этого явления, получившего название «детская амнезия» и могут лишь высказывать предположения.
Мы забываем, но наш мозг – нет
Все согласны с тем, что именно в первые годы жизни формируются характер, способность к обучению и восприятие мира человека. Некоторые даже сравнивают человеческий мозг в этот период с зеркалом, которое отражает (но и запоминает за счет развития определенных нейронных сетей) «попадающие» к нам в это время эмоции.
Ребенок любимый и принятый семьей будет уверенным в себе, творческим и доброжелательным по отношению к миру взрослых. А нелюбимый? Обижаемый? Недосмотренный, практически брошенный на произвол судьбы? Вместо того чтобы в будущем ориентироваться на познание мира и саморазвитие, он сосредоточится на отражении угроз и подготовке к обороне. Чувство тревоги и неопределенности такой ребенок позднее будет пытаться компенсировать принятием модели рискованного сексуального поведения, вредными привычками, припадками гнева, перееданием.
Более того, многие люди, которые будучи детьми, пережили сильные обиды, ищут источники чувства собственной значимости, достоинства не в себе, а «снаружи» – в принятии их окружающими. Поэтому они обречены на вечную погоню за похвалами и словами признания, живут, вынужденные что-то постоянно делать, доказывать, получать очередные награды. Одновременно они остаются безжалостными в оценке самих себя, не жалеют для себя наказаний и унижений.
Почему я не помню свое детство?
До четвертого года жизни формируется наша личность, а значит, способ функционирования в обществе, – объясняют психологи Многие приобретенные в это время навыки в нас настолько сильно укореняются, что уже не подлежат дальнейшему процессу воспитания. То же самое касается, к сожалению, пережитых в этот период травм. Они также постоянно формируют наше взрослое поведение, предпочтения и страхи.
Но почему тогда происходит так, что человек почти ничего не помнит из раннего детства (на уровне сознания)? Странно, что мы теряем весь такой важный (если не самый важный) этап нашей жизни.
Детская амнезия распространяется на период примерно до 3 лет. По мнению ученых, это может быть связано с развитием мозга, а конкретно – гиппокампа, который является «домом» для человеческой памяти. Старые воспоминания должны уступить место новым. И поэтому мы забываем. Не можем вернуться ни в тот момент, когда отец впервые взял нас на руки, ни когда в первый раз осознанно увидели улыбку матери… Воспоминания гибнут, хотя раньше нас сформировали. Не все, однако, исчезают без следа…
Неврологи знают понятие „оси стресса». Оказывается, что травмирующие, сильные эмоциональные переживания с детства вызывают постоянные изменения в мозге. Ось идет от гипоталамуса через гипофиз до ответственных за выделение стрессовых гормонов надпочечников и отвечает за нашу реакцию на стресс. Если она будет встревожена сильными негативными эмоциями в первые месяцы и годы детства, то всю жизнь мы будем реагировать на подобные стимулы болезненно остро.
Возможно, природа просто оберегает нашу психику, делая так, что человек не помнит своего детства, «включая» детскую амнезию и «выключая» воспоминания о первых годах пребывания в этом мире. Заботится о том, чтобы возможные психологические травмы не калечили нашей будущей жизни. Наверное, нам стоит не обижаться на нее, сокрушаясь, почему я не помню детство, а поблагодарить за предусмотрительность.
Несмотря на то, что память о самих событиях первых лет жизни уже ушла из нашего сознания, все же эхо пережитых эмоций иногда возвращается — в легких обрывках смутных воспоминаний или снов. Значит, детство все-таки никуда не делось, осталось с нами навсегда, просто мы его не помним. Может, для многих из нас это и к лучшему…
Своё детство мы помним очень выборочно. Многое мы забыли. Почему? Учёные, похоже, нашли объяснение этому феномену.
По Фрейду
На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.
«Активация»
Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.
Среда обитания
Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.
Без вины виноватые?
Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.
Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.
Клетки, «стирающие» память
Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.
Опытным путем
Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.
«Брат с удовольствием рассказывает о том, как мы строили шалаши на даче, вспоминает и наши споры, и ссоры, и то, как втайне от родителей мы подкармливали бродячую собаку… У меня же не осталось никаких воспоминаний», - удивляется 34-летняя Елизавета.
Психофизиолог Юрий Гринченко напоминает, что мозг фиксирует все происходящие с нами: «Эта информация продолжает храниться и никуда не исчезает». В чем же причины такой амнезии?
Ранящие переживания
«Неспособность вспомнить, как правило, связана не с потерей памяти, а с бессознательным желанием забыть прошлое, - объясняет детский психоаналитический психолог Наталия Зуева. - Забвение защищает от пережитых в детстве минут стыда или унижения, чувства горя или острого одиночества. Оберегает и от приятных ощущений, которые находятся под запретом».
Так может быть «забыто», например, сексуальное возбуждение, испытанное во время игры с братом или сестрой, - а вместе с ним уходит в темноту и сама игра, и весь тот день, а иногда и более существенный отрезок времени. Если такое воспоминание всплывет, оно приведет к ранящим переживаниям в настоящем.
Осознанный отказ
Отказ вспоминать может быть и вполне осознанным, если человек по тем или иным причинам хочет вычеркнуть какой-то период из жизни.
«До седьмого класса я была настоящим аутсайдером, - вспоминает 30-летняя Юлия. - Потом мы переехали, и в новой школе, где меня никто не знал, я твердо решила, что никому больше не позволю с собой плохо обращаться. Я вычеркнула из памяти предыдущие семь лет своей жизни и начала все заново».
Возвращая себе воспоминания, мы восстанавливаем свою целостность
Как объясняет психоаналитик Виржини Меггле, «те, кто избегает своих воспоминаний, не готовы признать в себе того ребенка, каким они когда-то были и который все еще живет в них. Они боятся того, что, позволив прошлому ожить, обнаружат там вместо себя иное, неприятное им существо. На самом деле это лишь напуганный ребенок, который нуждается в любви».
Сила семейных правил
Еще одна причина «забывчивости» - правила поведения, принятые в семье.
«Когда в доме есть секреты и тайны, ребенок учится, наблюдая за старшими, не задавать вопросов о прошлом, а значит, не иметь и памяти, - говорит Наталия Зуева. - Он непроизвольно подчиняется этим правилам общения и применяет их (намеренно или по привычке) и к собственному прошлому». В зону молчания, например, могут попасть сведения о попавших в тюрьму родственниках, о предыдущих браках родителей, внебрачных детях или болезнях...
Однако «каждый из нас - это история нашей жизни, - подчеркивает Наталия Зуева. - И если мы что-то из нее вычеркиваем, то живем лишь частью себя и не можем воспринимать мир во всей полноте». Возвращая себе воспоминания, мы восстанавливаем свою целостность.
Что делать?
Быть внимательнее к своим эмоциям
«Какое-то событие или переживание в прошлом может причинять такую сильную боль, что вы непроизвольно стараетесь не помнить об этом, - говорит Наталия Зуева. - Попробуйте нащупать границы забытого. Спросите себя: что вызывают сильные чувства? Эти эмоции могут быть связаны с текущей ситуацией, а может быть, они уже встречались в прошлом. Когда, почему? Цель - постепенно проследить происхождение негативных эмоций до самого детства».
Возвращаться в места детства
«Оживите воспоминания с помощью ассоциаций, - подсказывает Юрий Гринченко. - Их могут вызвать сохранившиеся с детства предметы, игрушки или книги… Если у вас получится, побывайте в тех местах, где вы росли». Понаблюдайте за детьми. При виде маленькой девочки, которая плачет на снежной горке, пока другие катаются с нее, у вас сжимается сердце? Смысл этого переживания откроется вам, если вы заглянете в cобственное детство.
Делиться чувствами и слушать других
Прислушиваться к рассказам других об их детстве и быть чуткими к своим чувствам, которые возникают во время этих рассказов, советует Виржини Меггле. Часто достаточно начать обмен случаями из жизни, и что-то вспоминается. Она рекомендует умеренно доверять семейным источникам: «Это не объективный рассказ о событиях, их могут толковать и объяснять по своему усмотрению».
Но даже и такое субъективное изложение помогает нам заполнять пробелы в нашей истории, считает Наталия Зуева. Особенно если у нас получится задать себе вопросы или сопоставить разные версии. Постепенно расширяя прошлое, мы начинаем больше принимать самих себя.
Личный опыт
Елена, 29 лет, референт-переводчик
«Я никогда не любила вспоминать детство. В памяти оно выглядело как-то мрачно: злобные воспитательницы в детском саду, школьная продленка, усталая мама - к тому же она часто болела, и на меня у нее почти не оставалось сил. Но однажды я подумала: так не может быть! Если бы у меня в прошлом было так беспросветно черно, я бы просто не смогла вырасти нормальным человеком… И я заставила себя вспоминать.
Сначала было очень трудно и неприятно. Но постепенно возникли и другие картины: как я впервые была в театре, как мы с мамой ездили к морю... Я так и не выяснила, почему эти образы так долго не приходили ко мне, но могу с уверенностью сказать: мне стало гораздо легче жить с тех пор, как удалось восстановить в памяти что-то из своего детства».
Как вы заметили, я начала затрагивать на сайте тему перерождений и прошлых воплощений. Хотя на эту тему «институтов не заканчивают», но писать мне об этом легко . Я откуда-то это знаю… Когда впервые столкнулась с этой темой, мне практически не у кого было спросить, что же такое погружение в прошлые жизни , и с чем это едят. Сейчас многие погружения проходят дистанционно, благодаря интернету. У меня несколько проводников, которым доверяю. А непосвященным важно понимать все риски погружений без техники безопасности .
Что полезного можно ждать от этой техники? Считается, что она помогает избавиться от самых глубоких эмоциональных травм . Мне же самой было очень интересно получить новый опыт . «Догоняет» до сих пор, и возможно, позже я бы написала об этом по-другому . А сейчас впечатления еще свежи.
Эта страничка будет интересна только тем, кто интересуется темой регрессий в прошлые состояния. Я на своем опыте подробно проведу и покажу, что это не сложно, не страшно и доступно любому:).
З а границей воспоминаний
Это был подготовительный прединкарнационный курс «Вспомнить все», предназначенный «потренироваться» на нынешней жизни. Чтобы научиться затем доверять своим ощущениям в «походах в запредельное». Я почитала другие отзывы и поняла, что не у всех получается. Отключить высокий самоконтроль мешает «сторожок » недоверия. Важно уметь или захотеть довериться и пойти за голосом.
Когда читала истории участников от этого курса , получивших результат, конечно, все это казалось очень неправдоподобным . «Ну что за бред!» – думала я о них, как о людях с бурно развитой фантазией. Поэтому я с интересом провела собственный сознательный эксперимент, чтобы убедиться на себе, что походы «туда» - не галлюцинации.
Возрастная регрессия
Оказалась приятная неожиданность. Раньше я считала, что это очень сложно, а оказалось, все намного проще, очень легкий гипнотический транс. Думала – страшно, оказалось наоборот. Десять сеансов подряд , в сопровождении руководителя центра, я просматривала свое детство, вытаскивая из памяти все глубоко забытые моменты, о которых сначала и вспомнить было нереально . К концу 10-го занятия детские ранние воспоминания не закончились, а наоборот, стали более яркими . И самое главное, что это «забытое», читай, вытесненное, подтверждалось при перекрестных опросах моих близких.
Феномены трансового состояния
Сейчас мне снятся очень яркие сны, и я их запоминаю – это потрясающе. Память стала работать намного лучше. Это один из первых побочных эффектов. Эта активизация памяти – огромный плюс, особенно если учесть, что на память я не полагаюсь и не расстаюсь с записной книжкой. Видимо, сказываются последствия анестезии 20-летней операции. С тех пор друзья напоминают мне некоторые события школьного периода, но я их не помню .
За той чертой, что не помнит сознание, но никогда не забудет подсознание
Урок 1. Тестирование способа запоминания информации. Какие личные каналы восприятия?
Из инструкции руководителя курса : «Сегодня вы узнаете, почему полезно путешествовать в прошлые состояния, убедитесь, как много может вспомнить обычный человек, и осознать, чем это может быть полезно для каждого».
Так как я товарищ довольно прокачанный, то представить объект мне было проще простого. Навык настройки встроился буквально за пару минут.
На этом этапе засыпаются большинство учеников, как я поглядела на ленте отчетов. Это для многих настолько простое занятие, что большинство «слетает» сразу же. Ну правильно, зачем заниматься ерундой? Но что-то мне подсказывало, что дальше ждет больше.
Из домашки.
6 Хорошая ли у Вас память? Как она работает?» - Память считаю слабой, вспоминаю скорее через ощущения.
7 Обращали ли Вы внимание на то, как именно Вы вспоминаете события, анализируете их? - События часто вспоминаю «через четвертое измерение» (кто в курсе).
8 Имеете ли опыт медитативных состояний? - Медитативный опыт – да, только с одним мастером, которому доверяю.
9 Доверяете ли своей интуиции? - Интуиции доверяю, я ею живу.
10 Были ли у Вас необычные состояния сознания? - Были многие необычные состояния сознания, да.
Урок 2. Определение своего способа просматривания.
Кажется, началось настоящее приключение. Меня поучили совершенно новому ощущению – быть «в своем теле» или «быть вне своего тела, сбоку или сверху».
Никогда ранее так не пробовала переключать и регулировать состояния, до этого урока. Очень интересное состояние, сильно вошла а транс, потом немного «водило» еще. Вспомнила одну ситуацию из детства, о которой крепко забыла (а может, вытеснила, чтобы никогда это не вспоминать). Было очень яркое воспоминание, буквально «как вчера».
Урок 3. Увеличение количества уровней просмотра.
Вот тут я уже наконец на личном опыте ощутила, что такое настоящее расширение сознания! Но мне пообещали, что я благополучно вернусь в исходное состояние с радостью от получения нового опыта.
Из домашки.
1 Получилось ли у Вас переключить своё внимание из состояния «в теле» - в состояние «вне тела»? - Легко получилось.
2 Как Вам кажется, в каких случаях целесообразно просматривать события, находясь «в теле», а в каких случаях «вне тела»? - Состояние «в теле» более уместно для разглядывания деталей, погружения в подробности. А «вне тела» - для осознания маршрутов и более глобальных осознаний.
3 Удалось ли Вам увеличить количество версий Себя? - Увеличить из 2-й в 3-ю - не давалось упражнение. Несколько раз останавливала запись, чтобы «въехать» в состояние.
4 Удалось ли Вам выйти из состояния «вне тела» в следующее состояние? - Сопротивление. Были мысли, что такие игры с психикой опасны. Это просто разрыв шаблонов.
5 Сколько Себя у Вас получилось? (от 10 до бесконечности) - В четвертую Себя выпрыгивать было уже легко и смешно:) четвертое ощущение Себя – какой-то сверх-мудрости. Всего попробовала в 5-6 Своих версий, больше не далось. Вывод такой. Первая версия – самая простая проекция. Вторая – как надсмотрщик над ней, как куратор, что ли. После 6 – уже терялась связь с первой версией, это над-уровень, глобальный родовой, что ли.
Чем было полезно : Понимание, что первая версия Себя – какое все-таки грубое физическое тело, даже если это самый хрупкий нежный беззащитный ребенок. И, конечно, очень необычный опыт, но в итоге понравилось.
Урок 4. Я – первоклашка. Путешествие в свое детство и тренировка на конкретных событиях.
В ходе проведенного сеанса мне пообещали вспомнить то, о чем я давно забыла:) Ну-ну:)
Из домашки.
1 Вспомните, как прошёл Ваш первый день в школе? - Да, вспомнился первый день! Неожиданно вспомнилось, да, это же так и было – меня зачислили в один класс, а перевели в другой. И мне вспомнилась суета момента перехода, как мама меняла мне учительницу.
2 Какие события произошли через месяц, через несколько месяцев после этого воспоминания? - Ч ерез месяц мне вспомнился уютный светлый теплый класс, хорошая атмосфера. Потом вспомнилась зимняя сумрачная пора. Потом новогодний утренник! Потом весна, и как мы строимся на общее фото класса!
3 Посмотрите события до того момента, как Вы впервые пошли в школу. Что Вы думали о школе? Хотели ли Вы в школу? - До школы вспомнилось лето, и как меня учили буквам и письму. Вспомнился двор и качели. Ранее – выпускной в садике. Еще ранее – зимний утренник. Еще ранее – моя любимая воспитательница возле осеннего дерева рябины.
4 С кем Вы играли и в какие игры? - Играла с друзьями в старом дворе. Вспомнилось (мама дорогая, ничего себе!) как меня учили в 6 лет курить в избушке дети (я первый и последний раз в жизни держала сигарету:)). Вспомнился ледовый каток (я первый и последний раз стояла на коньках:)). Вспомнились куличики в песочнице, как я играла в хозяйку.
6 Что Вам показалось наиболее интересным из этих воспоминаний? - Мне сразу пришли картинки, о которых я давно и глубоко забыла. И я не помнила их очередность. Но за эти 6-7 минут они выстроились в хронологическом порядке.
Чем было полезно : Я была «в теле», так мне было ярче вспоминать. Детство я помню средне, больше отрывками. Честно говоря, я не рассчитывала на успех этого упражнения. Но мне очень понравилось то, что удалось восстановить ощущение «присутствия» вплоть до запахов. Наверное, я способная ученица:) Жду с нетерпением следующее занятие.
Урок 5. Раннее детство.
Темы уроков заранее не озвучиваются, и я не знаю, что ждет дальше:) Наверное, это такой стиль, чтобы не знали, на что настраиваться. Ну вот наконец я и дошла до долгожданного путешествия в ранее детство! Вспомнились забытые улочки советского времени, и даже какая играла музыка.
Сейчас вы совершите путешествие в ранее детство, научитесь расширять свои воспоминания, поймете, как можно передвигаться по воспоминаниям. Также вы сравните разницу восприятия в разных возрастах. И научитесь путешествовать от раннего воспоминания к событиям сегодняшнего дня.
Интересно? Оооочень! Я была в предвкушении… Я и не догадывалась, пока, что сейчас будет эффект неожиданности. Это будет, конечно, жесть… И что я сильно прорыдаюсь… от увиденного..
1 Где Вы жили и с кем дружили в детстве? - Вспомнилось в основном то, что я помнила. Также вспомнила то, что давно вытеснила из памяти. Жила в маленьком старом дворе …
2 Во что Вам нравилось играть в этом возрасте, были ли у Вас любимые игрушки? - Игрушек совсем не помню. Период около 3-4 лет совсем выпал из памяти. Потом вспомнилось несколько эпизодов.
3 Что Вы любили или не любили есть? - Насчет вкусовых предпочтений совсем не помню. Я не была пищевой капризулей, поэтому не отложилось по еде.
5 Какое самое раннее воспоминание Вам удалось вспомнить? - Я многое вспомнила в предыдущих проработках, которые не относятся к этому занятию (около 3 месяцев мне было, я четко описывала маме ту ситуацию, все совпало). Сейчас же вспомнилось совсем экзотическое воспоминание. Мне пару годиков, я в пивной, смотрю снизу вверх на огромную крышу стола, а папа с дядями вверху надо мной пьют…
Чем было полезно : Это занятие вывело меня в нересурс. Я плакала. У меня слезы потекли градом. Вспомнились ситуации, которые память вытеснила из активных воспоминаний.
Урок 6. Покатайтесь “вперёд и назад” по памяти.
Из инструкции руководителя курса: Сегодня вы научитесь управлять своими воспоминаниями. Научитесь передвигаться по труднодоступным участкам памяти, определите оптимальный для себя темп движения. Вы поймёте, что останавливает Вас и не мешает двигаться.
Из домашки.
1 Смогли ли Вы управлять последовательностью своих воспоминаний? - Да, «соседние» события легко раскладываются.
2 Это было легко, или Вы столкнулись с некоторыми трудностями? - Трудности только от недостатка опыта. Как только понимаешь эту «фишку», сразу приходят дополнительные «опции».
3 Вы можете посоветовать что-то тем, у кого не получилось также хорошо, как и у Вас? - Расслабиться и не циклиться на остановившейся картинке. Перепрыгнуть на другую. И, как вы говорили, с шуткой попросить Вселенную показать еще. И еще. И еще. Задолбать, короче, Вселенную, и она наконец покажет:)
Чем было полезно : Такие осознания! С одной стороны, вспомнилось, что я знала, но с другой стороны, я это не вспоминала лет 20-30. И такое осознание. Вспоминаются не только улыбки, тон произношения, погода и время года, а даже обрывки фраз. Когда взрослым казалось, дети совсем ничего не понимают, и при них можно говорить что угодно. А дети все секут и подмечают. И потом это укладывается в подсознание. Сильно устала, большое напряжение. Но в то же время и ощущение восторга и совсем другого понимания мира.
Урок 7. Опыты с вашими реальными фото.
Это одно из самых крышеносных происшествий, которые со мной случались. «Нырять» в себя через свои глаза на фото – та еще жесть… А еще это обалденные ощущения…
Из инструкции руководителя курса: Сегодня вы будете рассматривать определённые, конкретные моменты. Также вы освоите технику стоп-кадра, научитесь проникать по другую сторону картинки. Приготовьтесь - снова будете ‘проникать в тело’. Закрепите навык грамотного перемещения.
Из домашки.
1 Вспомните свои детские, самые ранние фотографии. Используйте их как двери в свои воспоминания. - Рассмотрела 3 фото на сеансе и около 3-4 после. Получились все, кроме самой ранней, в 3 месяца.
2 Перенесите себя с одной стороны фотографии на другую, войдите в тело. - Упражнение переноса легко получается. Чувствуется, что навык уже натренировала.
3 Любое воспоминание можно "запустить" как фильм, пусть он сам идёт вперёд и показывает сюжет. - «Запустить» только возможно упражнением «вождение», пробуксовывая. Память пока не дается максимально.
4 Проделайте это с каждой фотографией, которую сможете вспомнить. - Проделала с каждым фото, зачет!
5 Вы могли предположить, что сможете самостоятельно заглянуть в такой ранний возраст? - Мне казалось, что вспоминаются обрывки фраз, время года, тепло-холодно в тот момент и подобные ощущения.
6 Какие эмоции Вы почувствовали при этом? - Эмоции радости от того, что я уже это умею:).
Чем было полезно . Углубляю и натренировываю полезный навык. Думаю, у меня все получится))
Урок 8. «Вы в мамином животе»
Вотттт.. Добрались… Это казалось невероятным и уж точно галлюциногенным! Ну это же можно только придумать или домыслить! Как же я приятно ошибалась… Конечно, при мыслях, какие события происходили вокруг меня, когда я только родилась, больше работал ум, нежели воспоминания. Ум мешал ощущениям, выстраивал свои гипотезы, какими были больницы того времени, 40 лет назад. Сложновато было вспомнить свою коляску и кроватку…
Из инструкции руководителя курса: Мы подходим вплотную к результату. Вы научитесь ощущать себя в утробе матери, вспомните забытые чувства. Вы получите уникальный опыт и сравните с тем, как это бывает у других.
Из домашки.
1 Какие фрагменты Вам удалось просмотреть до самого раннего Вашего воспоминания? - Практиковать, практиковать, и с каждым разом слой толщи времен становится податливей.. Удается понемногу вспоминать, надеюсь, это не плод фантазии.
4 Как Вы узнавали маму? Как Вы ее ощущали? Как Вы ощутили маму в первый момент своего рождения? - С узнаванием мамы были большие проблемы. Мне легче вспоминать папу, родственников и даже воспитателей. Но ощущений от мамы нет совсем, чтобы она меня когда-нибудь обнимала. В первый момент восстановить ощущения невозможно, но знала, что мне все были рады. Она меня очень хотела.
6 Вспомнили ли Вы себя “в домике”? Как Вы ощущали себя и свою маму на разных сроках своего пребывания “в домике”? - Вспоминая себя в домике, можно говорить об ощущениях, пришедших в трансе воспоминаний. Ощущения были – уютно, спокойно, комфортно, безопасно, тихо. Это странно, потому что меня сохраняли все 9 месяцев, думаю, лекарств вогнали в меня немеряно. Поэтому знание реального и ощущения гипнотического транса разнятся.
Чем было полезно : «О этот мозг! Она опять анализировала))» Я пыталась разделить вынужденные фантазии от памяти тела, научиться управлять своим состоянием и больше доверять своему телу, его сигналам. А тело очень доверяет вашему голосу:) , поэтому опыт считаю благоприятным, вопреки провалам в информации (мне мало что рассказывали родные) и играм разума.
Урок 9. «Ваше рождение»
Инструкция проводника была еще более удивительной : "Пройдете сквозь завесу тайны, удивитесь еще больше. Пройдетесь по ленте воспоминаний и снова захотите понять, что же такое жизнь".
Я так поняла, что с итогом этого упражнения можно было уже четко понять, привиделось или не привиделось. Потому что были некие «несостыковочки»…
Из домашки.
1 Хотели ли Вы родиться? - Да, я хотела родиться.
2 Как Вы себя чувствовали в момент рождения? Как Вы ощущали маму в этот момент? Кто находился вокруг Вас? - Момент родов мне представился в полумраке, в легком тумане… Врачи сновали, атмосфера какого-то неизбежного перехода и торжества жизни. Это видение отличалось от того, как я сама рожала в роддоме. По своему реальному рождению ощущения транса - не думаю, что реальные: я родилась в патологических родах, в асфиксии, которую, впрочем, скрыли. Я ощутила атмосферу уже послеродовой палаты, спокойствие и радость окружения.
5 Какие события Вы вспомнили после этого дня? Какое из давно забытых воспоминаний Вы вспомнили? - По вашему голосу я «пошла» вспоминать последующие события, и всплывали мелкие детали, давно забытые. Это было неожиданно и необыкновенно… Прошлась так по детству, юности, становлению и до сегодняшнего дня. Мне хватило времени точь-в-точь как раз до момента окончания записи!
6 Расскажите о Ваших мыслях и ощущениях, когда Вы радовались прекрасным моментам в жизни. - Я вам очень благодарна за такую возможность! Какое великое дело вы делаете! Конечно, я радовалась своей жизни, еще раз переоценила ее. Неужели я столько прожила! И сколько же я видела в жизни и вспомнила!
Чем было полезно : я заметила, что даю обратную связь больше не образами, а ощущениями, некоей атмосферой. А еще я гибко маневрировала освоенными навыками. Еще 3 дня назад я боялась «выпрыгивать» из тела, сейчас это легко, смешно и достоверно:)
Остальным участникам и новичкам также хочется пожелать удачных экспериментов. С тренировкой все это получается, даже если вы так же пугливы и скептичны, как и я:)
За пределами отчета, или Что не вошло в домашку
Вообще я «вспомнила» около 30 глубоко забытых ситуаций и подробностей, затерянных в глубинах нейронных паутин. Некоторые – смешные. Некоторые – даже с подробными детско/недетскими мыслями в тот момент. Это невероятно.
Я несколько дней ходила под впечатлением… Потом решилась спросить маму о давних событиях и «свериться» с реальными обстоятельствами. Больше всего я боялась задать вопрос о ночи, когда она меня родила. Моя же ночь родов дочери прошла в большом зале, возле меня около 7 человек персонала, и помню много ламп и света. Да и этот процесс по телепрограммам воспринимается немного по-другому.
Но вот свое рождение я увидела весьма странным. Что-то подозрительно для такого места, как роддом. Почему такое очень маленькое помещение, и очень темно? Совсем нет людей, и как-то тихо. Потом я увидела пару снующих теней – в темной комнате появились люди… Потом – другие небольшие подробности… Что за тайна рождения была у меня?..
Вы знаете, с родителями иногда разговаривать бывает полезно. Эту ночь рождения со мной никогда ранее не обсуждали. Сейчас же мама ответила на мой вопрос, что была глубокая ночь, и правда, в палате было очень темно… Врачей не могла дозваться – да так в кровати меня и родила … Потом к ней наконец пришли две санитарки и переместили нас… В общем, она подтвердила все мои подробности…
Она удивилась, откуда я это знаю .. А у меня было такое состояние трансформирующее . Я прониклась этим ощущением, как она, этот бедный перепуганный 18-летний ребенок, совсем одна-одинешенька, оказалась в такой ситуации, когда рядом никого нет. Я будто «побывала в ее мокасинах две луны». Сколько же пережила моя мама.. А я еще полжизни предъявляла к ней претензии….
Было много удивительных моментов воспоминаний детства, которые просто немыслимо охватить разумом. Вспомнила даже то, что уже не помнила сама моя мама, и мне пришлось ей напоминать!:)
А еще я «пошла в свой страх» - хотя боялась увидеть травмирующие опыты детства. Сердечко мое затрепетало, когда одно вытесненное воспоминание активизировалось. Несколько лет подряд с 7 до 12 лет (!!!) я преодолевала получасовый путь из школы домой. Мне помнилось чувство глобального одиночества и безысходности. Я очень не любила ходить той дорогой.
То, что мы не хотим помнить из прошлого, память вытесняет – это очень мудрый механизм. Для чего вспоминать дела давно минувших дней , спросите вы? У каждого на этот счет свое мнение. Я думаю, что возможно сделать некую переоценку своего давнего периода жизни, снять обиды (если они еще остались), переосознать детские страхи и найти в них ресурсы…
В своем воспоминании «вне тела» я увидела Себя летящей над Собой , топающей по пустынной улочке – я увидела, что зря боялась, со мной всегда были Хранители. Может, я и есть сама себе Ангел ?... И присматривала за Собой сверху?..
Я увидела безопасность всего моего школьного пути домой – сверху. С той высоты произошли трансформация и переосознание опыта.
Никто бы меня в обиду не дал. Так чего же я боялась? Не надо бояться. А мы часто боимся «наперед», на запас.
Много чего.. Кроме такого, «якобы нересурсного» вспоминания, можно еще и окунуться с головой в безмятежность и беззаботность детства. Если приходит то, что уже знаешь, сказать: «Вселенная, нет, ты другое покажи!», и затем погрузиться в такие глубины бессознательного, что нам и не снилось…
- < Техника “Генератор намерения” создание мыслеформы
- Чему учат особые дети (реинкарнационный коучинг) >