Кто из русских совершил кругосветное путешествие. Первое кругосветное плавание русских
17 августа 1806 года – шлюп «Нева» под командованием Юрия Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное плавание, которое продлилось чуть более трёх лет. По повелению Александра I была выбита особая медаль для всех участников путешествия.
7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие.
Иван Федорович Крузенштерн
Проект Крузенштерна
Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн - командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англо-французской войне, был в Америке, Индии, Китае. Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Он заключался в том, чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских (Аляска) сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.
Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» - и этого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента. При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.
Приготовления
Надо было приобрести корабли, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курляндцева.
Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.
Крузенштерну советовали взять в плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская. Крузенштерн обратил особое внимание на подготовку и снаряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцинготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии.
Карта первого русского кругосветного путешествия
Утвердив экспедицию, царь решил использовать ее для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторить попытку установления сношений с Японией, которую в то время русские почти совершенно не знали. Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран ее порты оставались закрытыми. Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения и довольно долгое время живших в ней.
Плавание к мысу Горн.
Первая стоянка была в Копенгагене, где в обсерватории проверили приборы. Отойдя от берегов Дании, суда взяли курс на английский порт Фолмаут. Во время стоянки в Англии экспедиция приобрела добавочные астрономические приборы.
Юрий Федорович Лисянский
Из Англии суда направились на юг вдоль восточного берега Атлантического океана. 20 октября «Надежда» и «Нева» стали на рейде небольшого испанского города Санта-Крус, расположенного на острове Тенерифе. Экспедиция запаслась продовольствием, пресной водой, вином. Моряки, гуляя по городу, видели нищету населения и были свидетелями произвола инквизиции. В своих записках Крузенштерн отметил: «Для человека свободомыслящего ужасно жить в таком мире, где злость инквизиции и неограниченное самовластие губернатора действуют в полной силе, располагая жизнью и смертью каждого гражданина».
Покинув Тенериф, экспедиция направилась к берегам Южной Америки. Во время плавания ученые проводили исследование температуры разных слоев воды. Было замечено интересное явление, так называемое «свечение моря». Член экспедиции, естествоиспытатель Тилезиус установил, что свет давали мельчайшие организмы, которые во множестве находились в воде. Тщательно процеженная вода переставала светиться.
23 ноября 1803 г. суда перешли экватор, а 21 декабря зашли в португальские владения, к которым в то время относилась Бразилия, и бросили якорь у острова Екатерины. Необходимо было сделать ремонт мачты. Остановка позволила провести астрономические наблюдения в установленной на берегу обсерватории. Крузенштерн отмечает большие природные богатства края, в частности древесными породами. Он насчитывает до 80 образцов ценных древесных пород, которыми можно было бы вести торговлю. У берегов Бразилии произвели наблюдения над приливами и отливами, направлением морских течений, температурами воды на различных глубинах.
Шлюп «Надежда» у берегов Южной Америки
К берегам Камчатки и Японии
Около мыса Горн суда из-за бурной погоды вынуждены были разделиться. Место встречи было установлено у острова Пасхи или у острова Нукагива. Благополучно обогнув мыс Горн, Крузенштерн взял курс на остров Нукагива и стал на якорь в порте Анны-Марии. Моряки встретили на острове двух европейцев - англичанина и француза, которые несколько лет прожили с островитянами. Островитяне привозили в обмен на старые металлические обручи кокосовые орехи, плоды хлебного дерева и бананы. Русские моряки посетили остров. Крузенштерн дает описание внешнего вида островитян, их татуировки, украшений, жилищ, останавливается на характеристике быта и общественных отношений. «Нева» пришла к острову Нукагива с опозданием, так как Лисянский искал «Надежду» около острова Пасхи. Лисянский также сообщает ряд интереснейших сведений о населении острова Пасхи, одежде жителей, жилищах, дает описание замечательных памятников, поставленных на берегу, о которых упоминал в своих записках еще Лаперуз.
После отплытия от берегов о. Нукагива экспедиция направилась к Гавайским островам. Там Крузенштерн предполагал запастись продовольствием, особенно свежим мясом, которого моряки давно не имели. Однако то, что предлагал Крузенштерн островитянам в обмен, их не удовлетворяло, так как пристававшие к Гавайским островам корабли часто завозили сюда европейские товары.
Гавайские острова были тем пунктом путешествия, где корабли должны были разделиться. Отсюда путь «Надежды» шел на Камчатку и затем в Японию, а «Нева» должна была следовать к северо-западным берегам Америки. Встреча была назначена в Китае, в небольшом португальском порту Макао, где должны были быть проданы приобретенные меха. Корабли расстались.
Шлюп «Надежда»
14 июля 1804 г. «Надежда» вошла в Авачинскую губу и бросила якорь у г. Петропавловска. В Петропавловске выгрузили привезенные для Камчатки товары, а также починили корабельные снасти, которые сильно износились во время длительного пути. На Камчатке основной пищей экспедиции была свежая рыба, которой, однако, не удалось запастись для дальнейшего плавания в виду дороговизны и отсутствия необходимого количества соли.
30 августа «Надежда» покинула Петропавловск и направилась в Японию. Почти месяц прошел в плавании. 28 сентября моряки увидели берега острова Киу-Сиу (Кю-Сю). Направляясь к порту Нагасаки, Крузенштерн исследовал японские берега, имеющие множество заливов и островов. Ему удалось установить, что на морских картах того времени в ряде случаев берега Японки были нанесены неверно.
Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии русского посла. Однако моряки не получили разрешения съехать на берег. Вопрос о приеме посла должен был решить сам император, живший в Иеддо, поэтому пришлось ждать. Только через 1,5 месяца губернатор отвел на берегу определенное место, обнесенное забором, где моряки могли гулять. Еще позже, после неоднократных обращений Крузенштерна, губернатор отвел на берегу дом для посла.
Лишь 30 марта прибыл в Нагасаки представитель императора, которому было поручено вести переговоры с послом. При втором свидании уполномоченный сообщил, что японский император отказался подписать торговый договор с Россией и что русским судам не дозволяется заходить в японские порты. Японцы, привезенные на родину, все-таки, наконец, получили возможность покинуть «Надежду».
Обратно в Петропавловск
Из Японии «Надежда» направилась обратно на Камчатку. Крузенштерн решил возвращаться другим путем - вдоль западных берегов Японии, почти не исследованных в то время европейцами. «Надежда» шла вдоль берегов острова Нипон (Хопсю), исследовала Сангарский пролив, прошла мимо западных берегов острова Иессо (Хоккайдо). Достигнув северной оконечности Иессо, Крузенштерн увидел айнов, обитающих также в южной части Сахалина. В своих записках он дает описание физического облика айнов, их одежды, жилищ, занятий.
Следуя далее, Крузенштерн тщательно исследовал берега Сахалина. Однако продолжать путь к северной оконечности Сахалина ему помешало скопление льда. Крузенштерн решил зайти в Петропавловск. В Петропавловске посол с естествоиспытателем Лангсдорфом сошли с «Надежды», а Крузенштерн через некоторое время отправился продолжать исследование берегов Сахалина. Достигнув северной оконечности острова, «Надежда» обогнула Сахалин и пошла вдоль его западного берега. В виду того, что приближался срок отбытия в Китай, Крузенштерн решил возвратиться в Петропавловск, чтобы лучше подготовиться к совершению этой второй части плавания.
Из Петропавловска Крузенштерн отправил в Петербург составленные во время путешествия карты и рисунки, чтобы они не пропали в случае несчастья, которое могло случиться во время обратного плавания.
«Берега Петропавловска,- пишет Крузенштерн,- покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки, что представляет вид крайне отврати-тельный. По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, в коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома… Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода, кои показывали бы следы землевозделывания. Мы видели только 10 коров, пасущихся между домиками».
Таков был тогда Петропавловск-Камчатский. Крузенштерн указывает, что подвоз хлеба и соли почти не обеспечивал населения. Полученные в подарок в Японии соль и крупу Крузенштерн оставил для населения Камчатки.
Население Камчатки страдало также от цинги. Медицинская помощь почти отсутствовала, лекарств было недостаточно. Описывая бедственное состояние жителей Камчатки, Крузенштерн указывал на необходимость улучшения снабжения и на возможность развития там земледелия. Особенно отмечал он крайне тяжелое положение туземного населения - камчадалов, которых грабили и спаивали водкой русские скупщики пушнины.
Плавание в Китай
Закончив необходимые работы по ремонту такелажа и обновив запас продовольствия, Крузенштерн направился в Китай. Погода мешала проведению обычных исследований по определению местоположения острова. Кроме того, Крузенштерн торопился прибыть в Китай.
В бурную ночь «Надежда» прошла пролив у острова Формозы и 20 ноября стала на якорь в порту Макао. В то время, когда Крузенштерн путешествовал с послом в Японию и исследовал берега Японии, Сахалина и Камчатки, «Нева» посетила острова Кадьяк и Ситху, где были расположены владения Русско-Американской компании. Лисянский завез туда необходимые припасы и затем направился в плавание вдоль берега северо-западной части Америки.
Лисянский записал большое количество сведений об индейцах и собрал целую коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года провела «Нева» у берегов Америки. Лисянский опоздал к намеченному Крузенштерном сроку встречи, но зато «Нева» до отказа была нагружена ценными мехами, которые надо было везти в Китай.
При прибытии в Макао Крузенштерн узнал, что «Нева» еще не пришла. Он известил губернатора о цели своего прихода, но до прихода «Невы» «Надежде» было предложено уйти из Макао, где запрещалось стоять военным судам. Однако Крузензенштерн сумел уговорить местные власти, заверив их, что скоро «Нева» придет с ценным грузом, который представляет интерес для китайской торговли.
«Нева» пришла 3 декабря с большим грузом мехов. Однако испросить позволения на вход обоих судов в гавань близ Кантона сразу не удалось, и Крузенштерн направился туда вместе с Лисянским на «Неве». Лишь после усиленных хлопот Крузенштерн получил это разрешение, обещав купить большое количество китайских товаров.
Значительные трудности встретились и при продаже мехов, так как китайские купцы не решались вступать в торговые отношения с русскими, не зная, как на это посмотрит китайское правительство. Однако Крузенштерну при посредстве местной английской торговой конторы удалось найти китайского купца, который купил привезенный груз. Отгрузив меха, русские начали погрузку чая и других приобретенных китайских товаров, но в это время последовало запрещение их вывоза до получения разрешения из Пекина. Опять понадобились длительные хлопоты, чтобы получить это разрешение.
Возвращение на родину. Результаты экспедиции.
Монета «Шлюп «Нева»
Экспедиция Крузенштерна сделала первую попытку установления морских торговых сношений с Китаем,- до этого русская торговля с Китаем велась сухим путем. Крузенштерн в своих записках охарактеризовал состояние тогдашней китайской торговли и указал пути, по которым могла бы развиваться торговля с русскими. 9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кантона и направились в обратный путь на родину. Этот путь лежал через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и дальше по хорошо известному европейцам маршруту. 17 августа 1806 г. «Надежда» подошла к Кронштадту. Там уже стояла «Нева», прибывшая несколько раньше. Путешествие, продолжавшееся три года, окончилось. Путешествие Крузенштерна и Лисянского дало очень много нового для познания ряда областей земного шара. Произведенные исследования обогатили науку, был собран ценный материал, необходимый для развития мореплавания. Во время плавания систематически производились астрономические и метеорологические наблюдения, определялась температура разных слоев воды, делались промеры глубин. В период длительной стоянки в Нагасаки производились наблюдения над приливами и отливами, Экспедиция провела работы по составлению новых карт и проверке старых. Д-р Тилезиус составил большой атлас, иллюстрирующий природу и население посещенных стран.
Необычайно интересны бытовые предметы, привезенные экспедицией с островов Тихого океана и из Северной Америки. Эти вещи были переданы в Музей этнографии Академии Наук. Записки Крузенштерна и Лисянского были изданы. Кругосветное путешествие на «Надежде» и «Неве» вписало славную страницу в историю русского мореплавания.
По материалам: http://azbukivedi-istoria.ru/
7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие.
Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн — командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англо-французской войне, был в Америке, Индии, Китае.
Проект Крузенштерна
Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Нужна была неутомимая энергия, чтобы заинтересовать проектом царское правительство, и Крузенштерн этого добился.
Во время Великой Северной экспедиции (1733-1743), задуманной Петром I и проведенной под начальством Беринга, были посещены и присоединены к России громадные области в Северной Америке, получившие название Русской Америки.
Полуостров Аляску и Алеутские острова начали посещать русские промышленники, и слава о пушных богатствах этих мест проникла в Петербург. Однако сообщение с «Русской Америкой» в то время было крайне затруднительным. Ехали через Сибирь, путь держали на Иркутск, затем на Якутск и на Охотск. Из Охотска плыли на Камчатку и, дождавшись лета, через Берингово море — в Америку. Особенно дорого обходилась доставка необходимых для промысла припасов и корабельных снастей. Приходилось разрезать длинные канаты на части и после доставки на место снова скреплять их; так же поступали с цепями для якорей, парусами.
В 1799 г. купцы объединились, чтобы создать крупный промысел под надзором доверенных приказчиков, которые постоянно жили вблизи промысла. Возникла так называемая Русско-Американская компания. Однако прибыль от продажи мехов в значительной мере шла на покрытие дорожных издержек.
Проект Крузенштерна заключался в том, чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.
Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» — и этого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента. При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.
Приготовления
Надо было приобрести корабли, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курляндцева.
Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.
Крузенштерну советовали взять в плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская.
Крузенштерн обратил особое внимание на подготовку и снаряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцинготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии.
Утвердив экспедицию, царь решил использовать ее для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторить попытку установления сношений с Японией, которую в то время русские почти совершенно не знали. Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран ее порты оставались закрытыми.
Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения и довольно долгое время живших в ней.
После долгих приготовлений суда вышли в море.
Всякий образованный человек без труда вспомнит имя того, кто совершил первое кругосветное путешествие и пересек Тихий океан. Это сделал португалец Фернан Магеллан около 500 лет тому назад.
Но нельзя не отметить, что такая формулировка не полностью верна. Магеллан продумал и спланировал маршрут плавания, организовал его и руководил им, но ему суждено было погибнуть за много месяцев до того, как оно было завершено. Так что продолжил и завершил первое кругосветное путешествие Хуан Себастьян дель Кано (Элькано), испанский мореплаватель, отношения с которым у Магеллана были, мягко говоря, не дружеские. Именно дель Кано в конечном итоге стал капитаном «Виктории» (единственного корабля, вернувшегося в родную гавань) и получил славу и богатство. Однако же Магеллан совершил во время драматического плавания великие открытия, о которых речь пойдет ниже, и потому его считают первым кругосветным путешественником.
Первое кругосветное путешествие: предпосылки
В 16 веке португальские и испанские мореплаватели и купцы соперничали друг с другом за контроль над Ост-Индией, богатой пряностями. Последние делали возможным консервирование продуктов, и обойтись без них было сложно. Уже существовал проверенный путь к Молуккским островам, где находились самые большие рынки с самыми дешевыми товарами, но путь этот был неблизким и небезопасным. Из-за ограниченности знаний о мире открытая не так давно Америка представлялась мореходам препятствием на пути в богатую Азию. Никто не знал, есть ли пролив между Южной Америкой и гипотетической Неведомой Южной Землей, но европейцам хотелось, чтобы он был. Они еще не ведали, что Америку и Восточную Азию разделяет огромный океан, и думали, что открытие пролива обеспечит быстрый доступ к азиатским рынкам. Поэтому первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, наверняка был бы удостоен королевских почестей.
Карьера Фернана Магеллана
Обедневший португальский дворянин Магеллан (Магальянш) к своим 39 годам успел неоднократно побывать в Азии и Африке, был ранен в битвах с туземцами и собрал немало информации о путешествиях к берегам Америки.
Со своей идеей попасть на Молукки западным путем и вернуться обычным (то есть осуществить первое кругосветное путешествие) он обратился к португальскому королю Мануэлю. Тот совершенно не заинтересовался предложением Магеллана, которого к тому же недолюбливал за недостаточную лояльность. Зато он позволил Фернану сменить гражданство, чем тот немедленно воспользовался. Мореплаватель поселился в Испании (то есть во враждебной португальцам стране!), обзавелся семьей и соратниками. В 1518 году он добился аудиенции у молодого короля Карла I. Король и его советники заинтересовались поисками короткого пути за специями и «дали добро» на организацию экспедиции.
Вдоль побережья. Бунт
Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него - на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное - отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.
Пролив Всех Святых
Один капитан был убит, другой - казнен, третий - высажен на берег. Рядовых бунтовщиков Магеллан помиловал, чем еще раз доказал свою дальновидность. Только на исходе лета 1520 года корабли вышли из бухты и продолжили поиски пролива. Во время шторма судно «Сантьяго» затонуло. И вот 21 октября моряки наконец-то обнаружили пролив, более напоминающий узкую расщелину между скал. По нему корабли Магеллана плыли 38 дней.
Берег, оставшийся по левую руку, адмирал назвал Огненной Землей, так как на нем круглые сутки горели костры индейцев. Именно благодаря открытию пролива Всех Святых Фернан Магеллан стал считаться тем, кто совершил первое кругосветное путешествие. Впоследствии пролив был переименован в Магелланов.
Тихий океан
Из пролива в так называемое «Южное море» вышли только три корабля: «Сан-Антонио» исчез (попросту дезертировал). Новые воды мореходам понравились, особенно после неспокойной Атлантики. Океан был назван Тихим.
Экспедиция направилась на северо-запад, потом на запад. Несколько месяцев мореходы плыли, не видя никаких признаков земли. Голод и цинга стали причиной смерти почти половины команды. Только в начале марта 1521 года суда подошли к двум еще не открытым обитаемым островам из группы Марианских. Отсюда уже было недалеко до Филиппин.
Филиппины. Смерть Магеллана
Обнаружение островов Самар, Сиаргао и Хомонхон очень порадовало европейцев. Здесь они восстанавливали силы и общались с местными жителями, которые охотно делились пищей и сведениями.
Слуга Магеллана, малаец, свободно изъяснялся с аборигенами на одном языке, и адмирал понял, что Молукки совсем близко. Кстати, этот слуга, Энрике, в конечном итоге стал одним из тех, кто совершил первое кругосветное путешествие, в отличие от своего хозяина, которому не суждено было высадиться на Молукках. Магеллан и его люди вмешались в междоусобную войну двух местных князьков, и мореплаватель был убит (не то отравленной стрелой, не то абордажной саблей). Более того, через некоторое время в результате вероломного нападения дикарей погибли его ближайшие соратники - опытные испанские моряки. Команда так поредела, что один из кораблей, «Консепсьон», было решено уничтожить.
Молукки. Возвращение в Испанию
Кто руководил первым кругосветным путешествием после смерти Магеллана? Хуан Себастьян дель Кано, мореход из народа басков. Он был в числе заговорщиков, которые предъявили Магеллану ультиматум в бухте Сан-Хулиан, но адмирал простил его. Дель Кано командовал одним из двух оставшихся судов, «Викторией».
Он позаботился о том, чтобы корабль вернулся в Испанию, загруженный пряностями. Сделать это было нелегко: у берегов Африки испанцев поджидали португальцы, которые с самого начала экспедиции делали все, чтобы расстроить планы своих конкурентов. Второй корабль, флагман «Тринидад», был взят ими на абордаж; моряки попали в рабство. Таким образом, в 1522 году в Сан-Лукар вернулись 18 участников экспедиции. Доставленный ими груз окупил все расходы на дорогостоящую экспедицию. Дель Кано был удостоен личного герба. Если бы в те времена кто-нибудь сказал, что первое кругосветное путешествие совершил Магеллан, его осмеяли бы. На долю португальца приходились только обвинения в нарушении королевских указаний.
Итоги путешествия Магеллана
Магеллан исследовал восточный берег Южной Америки и открыл пролив из Атлантики в Тихий океан. Благодаря его экспедиции люди получили весомое доказательство того, что Земля действительно круглая, уверились в том, что Тихий океан гораздо обширнее, чем предполагалось, и что плавать по нему на Молукки невыгодно. Также европейцы поняли, что Мировой океан един и омывает все материки. Испания удовлетворила свои амбиции, объявив об открытии Марианских и Филиппинских островов, и предъявила претензии на острова Молуккские.
Все великие открытия, сделанные во время этого плавания, принадлежат Фернану Магеллану. Так что ответ на вопрос о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, не так уж очевиден. Фактически этим человеком был дель Кано, но все-таки главным достижением испанца стало то, что мир вообще узнал об истории и итогах этого плавания.
Первое кругосветное путешествие русских мореплавателей
В 1803-1806 российскими мореходами Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским было совершено масштабное путешествие через Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Их целями были: исследование дальневосточных окраин Российской Империи, нахождение удобного торгового пути в Китай и Японию по морю, обеспечение русского населения Аляски всем необходимым. Мореплаватели (отправившиеся на двух судах) исследовали и описали остров Пасхи, Маркизские острова, побережье Японии и Кореи, Курильские острова, Сахалин и остров Иессо, посетили Ситку и Кадьяк, где жили русские поселенцы, а кроме того, доставили в Японию посла от императора. Во время этого плавания отечественные суда впервые посетили высокие широты. Первое кругосветное путешествие русских исследователей имело огромный общественный резонанс и способствовало повышению престижа страны. Его научное значение не менее велико.
Многие читатели журнала просят рассказать об истоках отечественных кругосветных путешествий. Эту просьбу дополняют другие письма наших читателей, которые хотели бы увидеть на страницах журнала очерк о первой русской кругосветной экспедиции.
Предыстория дальних вояжей
Летом 1803 года отправились в плавание два русских корабля под командой морских офицеров капитан-лейтенантов флота Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Маршрут их поражал воображение он был проложен, как было принято говорить в то время, «кругом света». Но, рассказывая об этом плавании, нельзя не заметить, что традиции «дальних вояжей» ведут отсчет от времен куда более давних, чем начало XIX века.
В декабре 1723 года возки адмирала Даниеля Вильстера прибыли в Рогверик, что лежал неподалеку от Ревеля. Здесь адмирала встречали участники экспедиции. В бухте, затянутой тонким льдом, стояли два корабля. Секретный петровский указ читали в каюте флаг-капитана Данилы Мясного. Присутствовал и капитан-поручик Иван Кошелев, «русский при шведе» советник экспедиции. «Ехать вам от Санкт-Петербурга до Рогверика, говорилось в указе, и тамо сесть на фрегат «Амстердам Галей» и другой с собой взять «Декронделивде», и с помощию божиею вступить в вояж до Ост-Индии, а именно до Бенгала». Им предстояло стать первыми, кто пересек бы «линею» (экватор). Увы, замысел «производить коммерцию» с «великомочным моголом» не удался.
Корабли вышли в путь 21 декабря, но из-за течи, образовавшейся в шторм, вернулись в Ревель. А в феврале следующего года Петр I отменил плавание до «другого благоприятного времени».
Еще была у Петра мечта послать корабли в Вест-Индию. Потому и решил он установить торговые связи с владычицей «гишпанских земель» в Америке. В 1725 1726 годах состоялись первые торговые рейсы в Кадис испанский порт вблизи Гибралтара. Пригодились и корабли, приготовленные в вояж «до Бенгала», к которым прибавился «Девоншир». Отряд из трех судов с товарами в мае 1725 года повел Иван Родионович Кошелев. После возвращения на родину бывший советник был произведен в капитаны 1-го ранга, «понеже он в Испании с российскими кораблями был первым». Так была положена традиция океанских плаваний русских кораблей.
Но когда все-таки в российских умах возникла мысль о кругосветном плавании?
250 лет назад впервые был составлен хорошо продуманный план кругосветного путешествия: известен протокол заседания сената от 12 сентября 1732 года. Сенаторы ломали голову над тем, как отправлять на Восток экспедицию Беринга, морем или по суше. «Для совету призваны в Сенат Коллегии Адмиралтейской члены, которые представили, что можно отправить на Камчатку из Санкт-Петербурга корабли...» Авторы проекта адмирал Н. Ф. Головин, президент адмиралтейств-коллегий и адмирал Т. П. Сандерс. Руководить плаванием хотел сам Головин. Он считал такое плавание лучшей школой, ибо «...в один такой путь могут те офицеры и матросы обучиться более, нежели при здешнем море в десять лет». Но сенаторы предпочли сухой путь и не послушались советов именитых адмиралов. Почему неизвестно. Видимо, причины были веские. Они и обрекли Витуса Беринга на неимоверные тяготы с перевозкой тысяч пудов снаряжения до Охотска, где была намечена постройка кораблей. Потому и растянулась эпопея Второй Камчатской на добрый десяток лет. А могло быть по-другому...
И все-таки запомним это был первый проект кругосветного путешествия.
В летописи дальних плаваний 1763 год выделяется двумя примечательными событиями. Первое происходило в Петербурге. Михайло Ломоносов предложил правительству проект арктической экспедиции от Новой Земли к Берингову проливу через Северный полюс. В следующем году три корабля под командой капитана 1-го ранга Василия Чичагова сделали первую попытку проникнуть в полярный бассейн к северу от Шпицбергена. Трансполярный переход не удался. Назначенная в Беринговом проливе встреча Чичагова с руководителем алеутской экспедиции Креницыным не состоялась. После отправления обеих экспедиций намечалось послать вокруг света два корабля из Кронштадта с заходом на Камчатку. Но подготовка к подходу затянулась, а начавшаяся вскоре русско-турецкая война принудила и вовсе отменить выход в море.
В том же 1763 году в Лондоне посол А. Р. Воронцов получил от правления Ост-Индской компании согласие отправить на корабле «Спикей» двух русских офицеров. Так в апреле 1763 года вышли в Бразилию мичман Н. Полубояринов и унтер-лейтенант Т. Козлянинов. Им суждено было стать первыми русскими, которые пересекли экватор. Мичман Никифор Полубояринов вел журнал, который и донес до потомков впечатления от этого полуторагодового плавания к берегам Бразилии и Индии...
Дальнее плавание русских от Камчатки вокруг Азии и Африки состоялось в 17711773 годах. Полковник конфедерации Речи Посполитой Мориц Бениовский, сосланный за выступления против властей в Большерецк, поднял бунт. Вместе с сообщниками-ссыльными он захватил небольшое судно галиот «Св. Петр», стоявший на зимовке в устье реки. Около 90 русских, среди которых, кроме ссыльных, были вольные промышленники и несколько женщин, пошли в неизвестность кто добровольно, кто под угрозой расправы, а кто просто по неведению. Корабль беглецов вели мореходы Максим Чурин и Дмитрий Бочаров.
В португальской колонии Макао Бениовский продал русское судно и зафрахтовал два французских. В июле 1772 года беглецы прибыли во французский порт на юге Бретани. Отсюда
16 человек, пожелавших вернуться в Россию, отправились пешком за 600 верст в Париж. В столице при посредстве посла и известного писателя Фонвизина было получено разрешение. Среди вернувшихся мореходов был штурманский ученик, командир охотского судна «Св. Екатерина» Дмитрий Бочаров. Позднее, в 1788 году, он прославится в замечательном плавании к берегам Аляски на галиоте «Три Святителя», совершенном по заданию «колумба росского» Шелихова вместе с Герасимом Измайловым. Не менее интересным является и факт участия в этом плавании женщин. Одна из них, Любовь Саввишна Рюмина, вероятно, первая русская женщина, побывавшая в южном полушарии Земли. Кстати, о приключениях беглецов наиболее достоверно рассказал муж отважной путешественницы в «Записках канцеляриста Рюмина...», напечатанных полвека спустя.
Следующая попытка пройти «около света» была ближе всего к осуществлению. Но этому снова помешала война. А было так. В 1786 году личный секретарь Екатерины II П. П. Соймонов подал в Коммерц-коллегию «Записку о торге и звериных промыслах на Восточном океане». В ней высказывались опасения за судьбы русских владений в Америке и предлагались меры для их защиты. Сдержать экспансию англичан могли только вооруженные корабли. Идея не была новой ни для морского, ни для торгового ведомства и их руководителей. Указом императрицы от 22 декабря 1786 года адмиралтейству предписывалось «немедленно послать из Балтийского моря два судна, вооруженных по примеру потребленных английским капитаном Куком и другими мореплавателями для подобных открытий...». Руководить экспедицией назначили 29-летнего опытного моряка Григория Ивановича Муловского. Спешно готовились самые способные к открытиям корабли: «Холмогор», «Соловки», «Сокол», «Турухтан». Маршрут экспедиции был проложен «встречь солнцу»: из Балтийского моря к южной оконечности Африки, далее к берегам Новой Голландии (Австралии) и к российским землям в Старом и Новом Свете. На Олонецком заводе даже отлили чугунные гербы и медали для установки на вновь открытых землях, но снова началась война с Турцией. Последовал указ: «...экспедицию по настоящим обстоятельствам повелеваем отменить». Потом эскадру Муловского наметили было отправить в поход на Средиземное море для борьбы с турецким флотом, но... разразилась война со Швецией. Внезапно напав на русские позиции и корабли, шведский король Густав III намеревался вернуть все допетровские владения, разрушить Петербург и поставить свой автограф на недавно открытом памятнике Петру I. Так летом 1788 года Муловский был назначен командиром «Мстислава». На этот же корабль прибыл выпущенный досрочно (по случаю войны) 17-летний мичман Иван Крузенштерн. Когда 36-пушечный «Мстислав» вынудил сдаться 74-пушечную «Софию-Магдалену», Муловский поручил юному офицеру взять флаги корабля и шведского адмирала Лилиенфилда. Мечты Муловского об океанском походе запали в сердце Крузенштерна. После гибели Муловского в бою 15 июля 1789 года завершается серия неудач и начинается история первого русского путешествия «около всего света».
Три года в трех океанах
Проект первой кругосветной был подписан Крузенштерном «генваря 1-го числа 1802 года». Условия для осуществления проекта сложились благоприятные. Морской министр Николай Семенович Мордвинов (кстати, включенный декабристами в состав будущего «революционного правительства») и министр коммерции Николай Петрович Румянцев (основатель знаменитого Румянцевского музея, книжные собрания которого послужили базой создания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина) поддержали проект и высоко оценили прогрессивное начинание 32-летнего капитан-лейтенанта. 7 августа 1802 года Крузенштерн был утвержден начальником экспедиции.
Известно, что большую часть средств на снаряжение экспедиции выделило правление Российско-Американской компании. Поспешность в сборах и щедрость компании были причиной того, что корабли решили не строить, а приобрести за границей. С этой целью Крузенштерн направил в Англию капитан-лейтенанта Лисянского. За 17 тысяч фунтов стерлингов были куплены довольно старые, но с крепким корпусом два трехмачтовых шлюпа «Леандр» и «Темза», получившие новые имена «Надежда» и «Нева».
Особенность похода состояла в том, что корабли несли военно-морские флаги и в то же время выполняли функции торговых судов. На «Надежде» направлялась в Японию дипломатическая миссия во главе с одним из директоров компании, Николаем Петровичем Резановым...
Исторический день наступил 7 августа 1803 года. Подгоняемые легким попутным ветром, «Надежда» и «Нева» покинули Большой Кронштадтский рейд. Посетив Копенгаген и английский порт Фалмут и пережив первый жестокий шторм, корабли сделали последнюю «европейскую» остановку в Тенерифе на Канарских островах.
26 ноября 1803 года пушки «Надежды» и «Невы» впервые салютовали русскому флагу в южном полушарии Земли. На кораблях был устроен праздник, ставший традиционным. Роль «морского владыки» Нептуна играл матрос Павел Курганов, который «приветствовал Россиян с первым прибытием в южные нептуновы области с достаточным приличием». После стоянки в Бразилии и замены части такелажа корабли 3 марта 1804 года обогнули мыс Горн и начали плавание в Тихом океане. После раздельного плавания корабли встретились у Маркизских островов. В приказе для моряков Крузенштерн писал: «Я уверен, что мы оставим берег тихого народа сего, не оставив по себе дурного имени». Гуманное отношение к «диким» традиция, заложенная нашими моряками, строго соблюдалась всеми последующими русскими экспедициями...
Крузенштерн и Лисянский уже много сделали для науки: впервые велись гидрологические наблюдения, а также магнитные и метеорологические. В районе мыса Горн была измерена скорость течения. Во время пребывания «Невы» у острова Пасхи Лисянский уточнил координаты острова и составил карту. На Маркизских островах была собрана коллекция оружия и предметов быта. В начале июня 1804 года моряки достигли Гавайских островов. Здесь корабли почти на полтора года расставались. Встреча была назначена на ноябрь 1805 года близ китайского порта Кантон.
По пути в Петропавловск «Надежда» по инструкции прошла район океана к юго-востоку от Японии и развеяла миф о якобы существовавших здесь землях. С Камчатки Крузенштерн повел корабль в Японию, чтобы доставить туда посланника Резанова. Жестокий тайфун застал моряков у восточных берегов Японии. «Надобно иметь дар стихотворца, чтобы живо описать ярость оного», писал в дневнике Крузенштерн и с любовью отмечал мужество и бесстрашие матросов. В японском порту Нагасаки «Надежда» находилась более полугода, до середины апреля 1805 года. Миссия Резанова не была принята властями, которые придерживались архаичного закона, действовавшего с 1638 года и запрещавшего иностранцам посещать страну «доколе солнце освещает мир». Напротив, простые японцы в день отправления «Надежды», проявляя симпатии к русским, на сотнях лодок провожали корабль.
Возвращаясь на Камчатку, Крузенштерн провел корабль курсами, совершенно неизвестными европейцам, вдоль западных берегов Страны восходящего солнца. Впервые было сделано научное описание острова Цусима и пролива, отделяющего его от Японии. Теперь эта часть Корейского пролива носит название прохода Крузенштерна. Далее мореплаватели сделали опись южной части Сахалина. Пересекая гряду Курильских островов проливом, ныне носящим имя Крузенштерна, «Надежда» едва не погибла на скалах. В Авачинскую губу вошли в начале июня, когда всюду виднелся плавучий лед и белели сплошные забереги.
В Петропавловске корабль покинул Николай Петрович Резанов. На одном из судов компании он отправился в Русскую Америку. Надо отдать должное этому деятельному человеку, много сделавшему для развития промыслов в водах российских владений. Резанов также причастен к выбору места для самого южного в Америке поселения россиян форта Росс. Романтична и история помолвки Резанова с дочерью испанского губернатора Хосе Аргуэльо Кончитой. В начале 1807 года он выехал в Россию, чтобы хлопотать о разрешении жениться на католичке. Но в марте 1807 года Николай Петрович внезапно скончался в Красноярске на пути в Петербург. Было ему 43 года. Его суженая в Новом Свете через год получила известие о смерти жениха и, исполняя обет верности, ушла в монастырь.
Оставшееся до встречи с «Невой» время Крузенштерн вновь посвятил обследованию Сахалина. Так уж случилось, что открытый еще в XVII веке Сахалин считался островом и никто в этом, кажется, не сомневался. Но французский мореплаватель Лаперуз, исследуя с юга Татарский пролив в экспедиции 17851788 годов, ошибочно посчитал Сахалин полуостровом. Позднее ошибку повторил англичанин Браутон. Крузенштерн решил проникнуть в пролив с севера. Но, послав на шлюпке лейтенанта Федора Ромберга, Крузенштерн раньше времени пушечным сигналом дал приказ шлюпке возвратиться к кораблю. Конечно, опасаясь за судьбу моряков в неизведанных местах, начальник экспедиции поторопился. Ромберг просто не успел достаточно далеко пройти на юг, чтобы обнаружить пролив. Уменьшающиеся глубины как будто подтверждали выводы предыдущих экспедиций. Это еще на какое-то время оттянуло открытие устья Амура и восстановление истины... Проделав свыше полутора тысяч верст маршрутной съемки с множеством астрономических определений, «Надежда» бросила якорь в Петропавловске. Отсюда корабль после погрузки мехов для продажи направился к месту встречи с «Невой».
Не менее сложным и интересным было плавание «Невы». Силуэт «Надежды» растаял за горизонтом, а экипаж «Невы» продолжал исследовать природу Гавайских островов. Повсюду местные жители тепло встречали добрых и внимательных посланцев северной страны. Посетили моряки селение Тавароа. Ничто не напоминало о трагедии 25-летней давности, когда здесь был убит капитан Кук. Гостеприимство островитян и их неизменная помощь позволили пополнить этнографические коллекции образцами местной утвари и одежды...
Через 23 дня Лисянский привел корабль к селению Павловскому на острове Кадьяк. Торжественно встретили русские жители Аляски первый корабль, проделавший столь трудный и дальний путь. В августе моряки «Невы» по просьбе главного правителя Российско-Американской компании Баранова участвовали в освобождении жителей форта Архангельское на острове Ситха, захваченных тлинкитами, которыми руководили американские матросы.
Более года «Нева» находилась у берегов Аляски. Лисянский вместе со штурманом Данилой Калининым и подштурманом Федулом Мальцевым составлял карты многочисленных островов, производил астрономические и метеонаблюдения. Кроме того, Лисянский, изучая языки местных жителей, составил «Краткий словарь языков северо-западной части Америки с российским переводом». В сентябре 1805 года, погрузив меха с русских промыслов, корабль направился к берегам южного Китая. В пути «Нева» наскочила на отмель у острова, дотоле неизвестного мореплавателям. В штормовых условиях моряки самоотверженно боролись за спасение корабля и победили. 17 октября группа моряков провела весь день на берегу. На самой середине острова первооткрыватели поставили шест, а под ним закопали бутылку с письмом, в котором были все сведения об открытии. По настоянию команды этот клочок суши был назван именем Лисянского. «Остров сей, кроме явной и неизбежной гибели, ничего не обещает предприимчивому путешественнику», писал командир «Невы».
Три месяца занял переход от Аляски до порта Макао. Жестокие штормы, туманы и коварные мели требовали осторожности. 4 декабря 1805 года моряки «Невы» с радостью рассматривали знакомый силуэт «Надежды», поздравлявшей их флажными сигналами с благополучным возвращением.
Крузенштерн и Лисянский
Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей. Через Южно-Китайское море и Зондский пролив путешественники вышли в Индийский океан. 15 апреля 1806 года пересекли меридиан российской столицы и завершили таким образом обход земного шара.
Тут надо вспомнить, что кругосветный маршрут лично для Крузенштерна замкнулся еще в Макао в ноябре 1805 года, а для Лисянского на меридиане Цейлона несколько позднее. (Оба командира, будучи в плаваниях за границей на английских кораблях, побывали в период 17931799 годов в Вест-Индии, США, Индии, Китае и других странах.)
Впрочем, понятие кругосветного путешествия менялось со временем. Еще недавно совершить кругосветку значило замкнуть круг маршрута. Но в связи с освоением полярных областей кругосветное путешествие по таким критериям потеряло свой первоначальный смысл. Теперь в ходу более строгая формулировка: путешественник должен не только замкнуть круг маршрута, но и пройти вблизи точек-антиподов, лежащих на противоположных концах земного диаметра.
У мыса Доброй Надежды в густом тумане корабли расстались. Теперь до самого возвращения в Кронштадт плавание кораблей проходило раздельно. Крузенштерн с приходом на остров Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с кораблями противника, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. Через три года и двенадцать дней 19 августа 1806 года «Надежда» прибыла в Кронштадт, где уже две недели ее дожидалась «Нева».
Лисянский после расхождения в тумане с флагманом, тщательно проверив запасы воды и продовольствия, решился на безостановочный переход до Англии. Он был уверен, что «...отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения». Путь от Кантона до Портсмута «Нева» прошла за 140 дней, преодолев 13 923 мили. Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей.
Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 18031806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Г. И. Лангсдорфа, И. К. Горнера, В. Г. Тилезиуса и других ее участников.
Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принесло славу русскому флоту.
Личности командиров кораблей заслуживают особого внимания. Несомненно, что они были прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу «служителей»-матросов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения Крузенштерна и Лисянского дружеские и доверительные решающим образом содействовали успеху дела. Популяризатор отечественного мореплавания, крупный ученый Василий Михайлович Пасецкий приводит в биографическом очерке о Крузенштерне письмо его друга Лисянского в период подготовки экспедиции. «После обеда Николай Семенович (адмирал Мордвинов) спросил, знаю ли я тебя, на что я ему сказал, что ты мне добрый приятель. Он был этому рад, говорил о достоинстве твоего памфлета (так именовали проект Крузенштерна за его вольнодумство! В. Г.), хвалил твои познания и сведение и потом окончил тем, что за счастие почел бы быть с тобой знакомым. Я, с моей стороны, при всем собрании не постеснялся сказать, что завидую твоим талантам и сведению».
Однако в литературе о первых плаваниях одно время несправедливо умаляли роль Юрия Федоровича Лисянского. Анализируя «Журнал корабля «Нева», исследователи Военно-морской академии сделали любопытные выводы. Было установлено, что из 1095 дней исторического плавания только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» плавала в одиночестве. Впечатляет и пройденное кораблем Лисянского расстояние 45 083 мили, из которых 25 801 милю самостоятельно. Этот анализ был опубликован в 1949 году в «Трудах Военно-морской академии». Безусловно, плавания «Надежды» и «Невы» это, в сущности, два кругосветных плавания, и Ю. Ф. Лисянский в равной степени причастен к великому подвигу на ниве российской морской славы, как и И. Ф. Крузенштерн.
В звездный час они были на равных...
Василий Галенко, штурман дальнего плавания
Первая российская кругосветка 1803-1806 Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского
Цель экспедиции
Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.
Состав экспедиции
Корабли:
Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания.
Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г.
Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев. Какой корабль кто взял – не уточняется.
Личный состав
Начальник экспедиции Крузенштерн Иван Федорович.
Возраст на момент старта – 32 года.
Он же капитан флагмана экспедиции шлюпа «Надежда».
На борту «Надежды» находились:
мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями
посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита
ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец
Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна.
Общая численность команды 65 человек.
Шлюп «Нева»:
Командир - Лисянский Юрий Федорович.
Возраст на момент старта – 30 лет.
Общая численность команды корабля – 54 человека.
В трюмах обоих судов находилось железные изделия, спирт, оружие, порох, и много других вещей для поставки в Русскую Америку и на Камчатку.
Старт первой русской кругосветной экспедиции
Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. По дороге зашли в Копенгаген, затем в небольшой английский порт Фалмут, где еще раз проконопатили корабли.
Канарские острова
Экспедиция подошла к архипелагу 19 октября 1803 года. В гавани Санта-Крус простояли неделю и 26 октября взяли курс на юг.
Экватор
26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.
Берега Бразилии показались 18 декабря 1803. Остановились в гавани города Дестеро, где простояли полтора месяца для ремонта грот-мачты «Невы». Только 4 февраля 1804 г. оба судна двинулись дальше к югу вдоль южноамериканских берегов.
Мыс Горн
Перед тем, как обогнуть мыс Горн, Крузенштерн и Лисянский договорились о месте встречи, так как оба понимали, что в этом месте корабли легко разметает непогода. Первый вариант встречи был остров Пасхи, запасной – остров Нукагива. «Надежда» благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан.
Нукагива
Остров Пасхи проскочили при сильных ветрах, поэтому Крузенштерн пошел прямо к запасному месту встречи острову Нукагива, куда прибыл 7 мая 1804 года. По дороге были нанесены на карту острова Фетуга и Уагуга из группы Маркизских. 10 мая к Нукагиве подошла и «Нева». Через неделю оба корабля отчалили в направлении Гавайских островов.
Экватор
Гавайские острова
К ним корабли приблизились 7 июня 1804 года. Здесь им предстояло расстаться. «Нева» с грузом товаров для Российско-Американской компании пошла в сторону Аляски, к острову Кодьяк. «Надежда» взяла курс на Камчатку, откуда нужно было сходить с посольством в Японию и исследовать остров Сахалин. Встреча обоих кораблей предстояла теперь только в Макао в сентябре 1805 года, куда «Надежда» подойдет по завершении дипломатической миссии, а «Нева» - с грузом мехов из Русской Америки.
Путешествие «Надежды»
Камчатка
В Авачинскую бухту «Надежда» вошла 14 июля 1804 г. Население Петропавловска тогда составляло около 200 человек. Сюда из Нижнекамчатска (тогдашней столица полуострова) прибыл губернатор генерал Кошелев, который всячески содействовал починке корабля и подготовке к визиту в Японию. Экспедицию оставили врач и художник, и принудительно «списали на берег» скандалиста Толстого. 30 августа 1804 г. «Надежда» взяла курс на Японию.
Япония
Из истории Японии известно, что любым иностранным кораблям был запрещен вход в японские порты. А жителям островов восходящего солнца было строжайше запрещено контактировать с иностранцами. Такая принудительная самоизоляция спасла Японию от возможной колонизации и торговой экспансии со стороны европейцев, а также способствовала сохранению ее самобытности. Только купцам голландской Ост-Индской компании было позволено вести торговлю в порту Нагасаки – самой южной точке страны. Голландцы монопольно вели торговлю с Японией и не пускали конкурентов в свои владения, скрывали морские карты с координатами и тп.. Поэтому Крузенштерну пришлось вести «Надежду» до Нагасаки почти наугад, попутно ведя съемку японских берегов.
В Нагасаки
В гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. На борту у русских было несколько японцев, когда-то попавших к русским в результате крушения, и которых экспедиция везла с собой в качестве переводчиков.
На корабль зашел японский представитель, расспросил ху-ис-ху , мол откуда и зачем прибыли. Потом японский лоцман помог «Надежде» войти в гавань, где и бросили якорь. В гавани стояли только японские, китайские и голландские корабли.
Переговоры с японцами
Эта тема заслуживает отдельного рассказа и отдельной статьи. Скажем только, что японцы «промурыжили» русскую «дипмиссию» в порту Нагасаки до 18 апреля 1805 года – пять с половиной месяцев! И Крузенштерну с Резановым пришлось уйти восвояси несолоно хлебавши.
Японский император долго «выдерживал паузу», потом ответил через своих чиновников, что никаких договоров с русскими не будет, и подарки русского императора – несколько огромных зеркал в дорогой оправе - он принять не может. Дескать, Япония не в состоянии равноценно отблагодарить императора русских в силу своей бедности. Смех, да и только! Либо тут хорошо поработали голландцы, либо японцы сами не хотели никаких контактов с Россией.
Правда, японская администрация все время нахождения корабля в порту снабжала его продовольствием. И нагрузила на дорогу едой, водой и большим количеством соли совершенно бесплатно. При этом Крузенштерну категорически запретили возвращаться вдоль западного берега Японии.
Возвращение «Надежды» на Камчатку
Выйдя из японского «плена», Крузенштерн решил наплевать на запрет японцев и пошел именно вдоль западного берега, нанося его на карту. В море он был сам себе хозяин и никого не боялся – прошлый боевой опыт давал ему на это все основания. Он несколько раз приставал к берегу и сколько мог ближе знакомился с этой загадочной страной. Удалось установить контакты с айнами – жителями северного японского острова Хоккайдо.
Сахалин
В залив Аниву на юге Сахалина «Надежда» вошла 14 мая 1805 г. Здесь тоже жили айны и командовала японская администрация. Крузенштерн был настроен исследовать Сахалин подробнее, но Резанов настаивал на скорейшем возвращении на Камчатку, чтобы доложить в Петербург о результатах своего «посольства».
Камчатка
5-го июня «Надежда» вернулась в Петропавловск-Камчатский. Резанов сошел на берег, отправил отчет в столицу, а сам на купеческом судне отбыл в Русскую Америку на Аляску. 5-го июля 1805 г. «Надежда» снова вышла в море и взяла курс на Сахалин. Но Крузенштерну не удалось обойти Сахалин «кругом» и определить, остров это или полуостров. 30-го августа команда «Надежды» в третий раз вошла в Авачинскую бухту Петропавловска. Крузенштерн стал готовиться к походу в Макао.
Макао
Это название португальской колонии-крепости-порта на китайском побережье. Выйдя из Петропавловска 9 октября 1805 г. «Надежда» 20 ноября была в Макао. «Невы» не было видно нигде.
Путешествия «Невы»
Русская Америка
Шлюп «Нева» под руководством капитан-лейтенанта Лисянского 10-го июля 1804 года подошел к острову Кадьяк на южном берегу Аляски. Остров бал одним из первых мест капитального обоснования русских в Америке. Лисянский завел корабль в гавань Святого Павла – своего рода административный центр этой русской провинции. Здесь он узнал о том, что на второй центр русских - Архангельскую крепость в заливе Ситка, значительно южнее и восточнее Кодьяка, было совершено вооруженное нападение тамошних индейцев. Крепость сожгли, жителей перебили. Конфликт разгорелся не без помощи и подстрекательства американцев, к тому времени начали активно проникать в эти места.
Александр Андреевич Баранов – легендарный правитель Русской Америки отбыл «на войну» отбивать Архангельскую крепость с помощью дружественных русским индейцев и алеутов. Баранов оставил Лисянскому послание, в котором просил срочно прибыть в Ситку для оказания вооруженной помощи. Однако почти месяц ушел у команды «Невы» на разгрузку трюмов корабля и ремонт оснастки. 15 августа «Нева» направилась в сторону Ситки.
Новоархангельск – Ситка
20 августа Лисянский уже был в Ситкинском заливе. Здесь он познакомился с Александром Барановым, который произвел на него сильное впечатление. Вместе они выработали план военной операции. Пушки и матросы «Невы» сыграли решающую роль в восстановлении «статус-кво» в отношениях с индейцами-тинклитами. Недалеко от сожженной старой крепости было заложено новое поселение Новоархангельск. 10 ноября «Нева» покинула Ситку и взяла курс на Кадьяк.
Снова в Кадьяке
«Нева» оказалась уже через пять дней. Так как приближалась зима, то решено было перезимовать именно здесь, подремонтироваться, отдохнуть и забить трюмы драгоценной рухлядью – мехами Российско-Американской компании. В начале следующего лета, 13 июня 1805 года, корабль Лисянского вышел из гавани Святого Павла и взял курс на Ситку, чтобы забрать заготовленные Барановым меха, и уже после пойти в Макао.
Снова в Ситке - Новоархангельске
«Нева» оказалась 22 июня 1805 года. За зиму Баранову удалось отстроить поселение заново, восстановить мир с местными индейцами, заготовить большое количество мехов. Загрузив мягкое золото в трюмы, Лисянский 2-го сентября 1805 года взял курс на Макао.
В Макао
Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 г. Лисянский достиг китайских берегов только 3-го декабря. Здесь пришлось задержаться на два с лишним месяца, «вживаясь» в местные условия, экономическую и политическую обстановку, маневрировать, торговаться. В этом оба военных моряка Крузенштерн и Лисянский проявили недюжие способности. И вышли победителями в торговой войне с местными купцами. Вместо мехов трюмы кораблей оказались забиты чаем, фарфором и прочими ликвидным в Европе товаром. 9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину.
Через два океана
Корабли разметало на подходе к мысу Доброй Надежды. Капитаны предварительно договаривались встретиться у острова Святой Елены. Крузенштерн прибыл на Св. Елену 3 мая 1806 г. Здесь он узнал, что Россия находится в состоянии войны с Наполеоном и Францией. Не дождавшись «Невы», «Надежда» пошла на север в родные края, для безопасности решив обогнуть Англию с севера, чтобы не столкнуться в Ла-Манше с французами.
Тем временем Лисянский решил установить своеобразный рекорд – пройти от Китая до Европы без заходов в промежуточные порты. Корабль уже не имел тяжелых грузов, взял достаточно запасов еды и воды, и шел на всех парусах. Поэтому Лисянский и не появился на острове Святой Елены и, соответственно, не знал о войне с Францией. Он спокойно вошел в пролив Ла-Манш, а там решил зайти в британский порт Портсмут. Отдохнув в Портсмуте пару недель, 13 июля 1806 года «Нева» снова вышла в море и 5-го августа 1806 года была уже дома. А 19 августа 1806 года паруса «Надежды» появились ввиду родных берегов.
Так закончилось первое кругосветное плавание русских моряков, беспримерный поход, наполненный опасностями и приключениями, интересными и значимыми для истории событиями.
Следует сказать, что с точки зрения выгоды экспедиция полностью оправдала себя, привезя немалую прибыль купцам, славу Отечеству и навечно вписав имена русских мореплавателей Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского историю мореплавания.
Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции.
все офицеры получили следующие чины,
командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.
лейтенанты по 1000
мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона
нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.
По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия
«Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна» в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин. Так назывался труд, написанный лично Крузенштерном и изданный за счет императорского кабинета., СПб., 1809 г. Впоследствии его перевели на многие европейские языки.
Русские путешественники и первопроходцы
Еще раз
путешественники эпохи Великих Географических Открытий