Анализ в методологии. Методы исследования в научной работе
В или среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования . Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования , подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
- Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
- Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и .
- Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
- Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
- Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
- Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
- Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
- Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
- Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
- Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
- Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
- Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
- Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Методы педагогического исследования
В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
- Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
- Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
- Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в или , но и активного применения на практике.
Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.
Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.
Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.
Что такое методы исследования
Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.
Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.
В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.
Отличие метода от методики и методологии
Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.
Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.
Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой
Классификация методов научного исследования
Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.
Философские методы
Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.
Общенаучные методы
Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:
- Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
- Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
- Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
- Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.
Примеры методов исследования
Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.
Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.
Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.
Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.
Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).
Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.
Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.
Классификация общенаучных методов
Методы эмпирического уровня
Метод | Определение | Пример |
Наблюдение | Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений | С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки. |
Описание | Фиксация сведений | Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него |
Измерение | Сравнение по общим признакам | Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора |
Эксперимент | Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого | На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек. |
Сравнение | Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим | Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях |
Методы теоретического уровня
Метод | Определение | Пример |
Формализация | Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде | Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата |
Аксиоматизация | Применение аксиом для построения теорий | Геометрия Эвклида |
Гипотетико-дедуктивный | Создание системы гипотез и выведение из этого заключений | Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем |
Конкретно-научные (специальные) методы
В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.
Биология:
- генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
- исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
- биохимический – изучение химических процессов организма и др.
Юриспруденция:
- историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
- сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
- правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.
В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:
- лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
- функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
- структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
Экономика:
- экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
- статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
- социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
- расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
Психология:
- метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
- метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
- биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.
Анализ данных эмпирического исследования
Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.
Анализ таких данных происходит в несколько этапов:
- Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
- Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
- Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
- Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
- Группировка.
Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.
Вместо заключения
А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.
Методы исследования, как они есть обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру
Методология проведения расчетов строится в соответствии с иерархической схемой анализа сверху вниз . Основой вертикального факторного анализа служит сводный отчет о финансовых результатах предприятия (выходная форма операционного бюджета - см. табл. 46), детализированный (ди-сагрегированный) по . Анализ имеет многоуровневый характер, то есть проводится в несколько этапов.
Анализ методологии, используемой в странах с развитой рыночной инфраструктурой , позволяет сделать заключение о том, что основу системы управления предприятием как субъектом рыночного хозяйствования составляет стратегия направления капиталовложений на достижение конкурентных преимуществ.
Адамов В.Е. Факторный индексный анализ (методология и проблемы). - М.
Организация должна анализировать выходные данные по проектированию и/или разработке, а также процессу с целью удовлетворения запросов и ожиданий заинтересованных сторон. Необходимо убедиться, что эти данные соответствуют спецификациям по проекту, утверждены и отвечают запросам потребителей. Следует получить достаточное количество данных посредством проверки и утверждения действий, позволяющих проанализировать методологии и процесс принятия решений по проекту и/или разработке. Анализ методологий должен включать возможность улучшения процесса и продукции, действия по расследованию отказов и будущие потребности, которые могут возникнуть в процессе проектирования и/или разработки.
Анализ методологии зарубежного опыта нормирования труда позволяет сделать следующие выводы
Для удобства анализа, методологии разработки эффективности управления предлагается классификация инновационных проектов по различным признакам (рис.7.1).
Анализ методологии К. Маркса был бы неполным без характеристики факторов производства . Марксизм и западная мысль практически не имеют расхождений по поводу состава факторов производства . Существенное различие заключается в трактовке роли факторов в процессе производства . К. Маркс исходил из особой роли наемного труда. Производительным был объявлен только труд наемного рабочего, и именно он служил единственным источ-
Хозяйственную реальность микроэкономика изучает, опираясь на методологию познания и специфические методы исследования. Методология является учением о принципах построения, формах и способах научного познания. Конкретная методология зависит от специфики объекта исследования , а также от идеологических позиций исследования. Методология должна всегда предшествовать отдельным или групповым техническим приемам исследования, т.е. методам исследования . Нельзя логический подход смешивать с инструментами анализа . Методология и методы образуют последовательные ступени экономиче-
Как он этого добился Внимательный анализ методологии, которой пользуется Билл Гейтс при управлении своей компанией, указывает на десять секретных факторов его успеха. Для тех, кто хотел бы пойти по его стопам, мы приводим их здесь.
В связи с тем, что учебным планом данной специальности предусмотрен ряд экономических и экономико-управленческих курсов основы бухгалтерского учета и финансы, технико-экономический анализ производственно-хозяйственно "] деятельности, научная организация и нормирование труда , теория управления производством , АСУ в химической промышленности и другие, некоторые вопросы (например, организация и нормирование труда , планирование финансов) вообще не включены в учебник, чтобы избежать дублирования. Часть вопросов затронута только в той степени, какая необходима, чтобы охарактеризовать их связь с проблемами, излагаемыми в других курсах (теория и методология определения экономической эффективности новой техники и капитальных вложений , теория управления производством и др.) или ознакомиться с ними лишь в общих чертах (применение теории надежности к управлению производством и др.).
Нам представляется, что чудеса и парадоксы японского управления - это продукт парадоксов методологии го исследования. Укажем на два наиболее ярких таких парадокса. Первый - это то, что на японское управление смотрят так же, как на западное, не предполагая либо глубоко не анализируя сущностных различий в этих явлениях. В действительности же японское управление имеет целый ряд сущностных отличий от западного управления, которые позволяют сделать вывод о том, что это особый тип управления. А раз это особый тип управления, то изучать его надо, исходя из его сущностных характеристик как целого, а не путем анализа его отдельных элементов. Например, пожизненный наем, как ни изучай его в отрыве от системы управления в целом, все время будет требовать ссылок либо на чудеса, либо на парадоксы. Второе - это то, что японское управление пытаются описать в тех же понятиях, что и западное (соответственно японское управление сводят к тем же элементам, что и западное). Но содержание скрывающихся за этими понятиями проявлений японского управления отлично от западного.
Данный курс включает в себя два вида занятий лекции и практические занятия . Лекции формируют у студентов необходимую теоретическую базу, знакомят с методологией формирования и анализа ассортимента.
Не менее важным фактором принятия правильных решений по ценам является наличие достоверной информации и всесторонний анализ ценовой ситуации на рынке. Для решения этих проблем необходимы знания методологии сбора, обработки и анализа данных, характеризующих цены, процессы их образования и изменения. Неквалифицированно собранная и обработанная ценовая информация обесценивает любое маркетинговое решение . Следовательно, ознакомление учащихся с аналитической составляющей маркетинга цен также является важной задачей курса.
Анализ существующей методологии нормирования МТР и направления ее совершенствования
В основу разработки методологии построения системы нормирования МТР в газовой промышленности положена формула К. Маркса, характеризующая формирование продукта производства ....Процесс угасает в продукте, и следствия ее углубленного анализа. В основе любого процесса - действия лежит использование полезного энергетического эффекта (рис. 7).
Основой экономической методологии является широкий системный подход к анализу и планированию деятельности предприятия . Это означает, что предприятие рассматривают как часть ("элемент") некоторой системы более высокого уровня (акционерного общества , регионального рынка продуктов и ресурсов, топливно-энергетического комплекса страны, региональной природной среды и т.п.). Правильно понять и оценить эффективные направления развития и шансы предприятия можно только путем тщательного анализа его связей с этой "внешней средой " и другими ее элементами.
В соответствии с принятой в нашей стране методологией контроля накладных расходов по каждой из указанных статей составляют смету расходов . В данных сметах разграничения расходов на переменные и постоянные не предусматривается, что затрудняет их анализ и планирование.
Анализ методологии проектирования, доводки и производства авиадвигателей позволил предложить методы повышения ее эффективности на основе системного подхода и автоматизации, а также получить IDEF-модели, которые используются как основа системного проекта автоматизации.
В полной мере подобная методология комплексного системного анализа проблем территории с высокой антропогенной нагрузкой была реализована в Свердловской области и Уральском отделении РАН (Институт промышленной экологии) в ходе выполнения "
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
2. Методы, используемые в научных исследованиях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.
Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.
Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе в экономических исследованих дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.
1. Содержание понятий «чувственное» и «рациональное» познание
Научное познание это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности.
Познавательные действия человека (как вненаучные, так и научные) осуществляются в разнообразных формах. В их совокупности выделяют несколько ключевых форм чувственного и рационального познания, общих не только для научного и вненаучного познания, но и присущих представителям высших биологических видов. Более тoгo, по утверждению некоторых авторов, данные формы предпочтительнее квалифицировать как познавательные способности человека. Тем не менее, пока доминирует прежнее представление, согласно которому самое общее структурирование всей совокупности познавательных действий осуществляется путем выделения форм чувственного и рационального познания по таким критериям, как общая направленность, xapaктep используемых познавательных средств и специфика результата познания.
Чувственное познание -это познавательный процесс, который осуществляется посредством человеческих opгaнoв чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Часто в философской литературе чувственное познание называют "живым созерцанием". В обычном смысле живое «созерцание» это зрительное восприятие вещей и явлений. В философском осмыслении, т.е. в теории познания, оно является синонимом чувственного познания и включает в себя четыре формы: ощущение, восприятие, представление и воображение.
Ощущение - это непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением называют также результат этого процесса воспроизведение человеком конфигyрации, взаимного расположения предметов, их окраски, степени шероховатости поверхности, издаваемых ими звуков, запахов и т.д. Каждое ощущение отражает какое-либо одно из свойств отражаемого объекта и существует только при наличии непосредственного контакта.
Восприятие - это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на opгaны чувств предметы, их свойства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует другyю - в нем отражение отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению eгo целостного образа. В восприятии ведущую роль игpают те компоненты, которые обеспечивают постоянство (константность) образа воспринимаемого предмета, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия.
Представление - э то высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характеристику восприятия, как целостность образа познаваемого предмета, но eгo воспроизведение осуществляется не путем непосредственного контакта, а "по памяти". Представление поднимает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую более высокую ступень, освобождая eгo от энергоемких и требующих больших затрат времени непосредственных контактов с познаваемыми предметами.
Воображение - это форма чувственного познания, результатом котopoгo является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью eгo содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, "опережающим отражением" человека.
Воображение поставляет такие важные в научном познании представления, как идеальный газ, идеальная паровая машина и др., в техническом творчестве представление о дороге, возникающей там, где ее касаются колеса автомобиля, в экономической науке представления об обмене товаров cтpoгo по их стоимости и т.д.
Рациональное познание это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мысленной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов, процессов, явлений; во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (язык является материальной оболочкой мысли).
К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - это форма мысли, которая отражает предмет мысли в eгo общих и существенных признаках.
Сужде н и е - это форма мысли, в которой посредством связи понятий чтолибо утверждается или отрицается о предмете мысли.
Умозаключение - это форма мысли, посредством которой из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.
Выделенные логические формы мышления относятся к основным, поскольку посредством их выражается содержание вceгo множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).
Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией чувственных форм по отношению, с одной стороны, к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания, с другой. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, идущей от opгaнoв чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее ярким проявлением динамического единства чувственного и рационального в познании является интуиция .
До определенного времени тaкoгo рода явления считались таинственными, не подвластными логическому анализу и изучению научными средствами. Однако их последующее исследование позволило, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-втоpыx, представить ее как специфически познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную интуицию (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную интуицию , включающую ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке.
Таким образом, интуиция - это сложноструктурированный процесс , включающий как рациональные, так и чувственные элементы , что послужило основанием для отнесения ее к особым формам познания .
2. Методы, используемые в научных исследованиях
Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.
К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др. научный познание метод умозаключение
Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
3) частные - для родственных наук;
4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.
От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.
Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий.
Среди всеобщих методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами.
Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.
Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.
Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.
Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.
Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.
При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.
Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).
Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.
Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом - обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).
Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.
При изучении сложных, взаимосвязанных друг с другом проблем используется системный анализ , получивший широкое применение в различных сферах научной деятельности человека.
В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями.
Системный анализ используется для исследования таких сложных систем как экономика отдельной отрасли, промышленного предприятия.
Системный анализ складывается из основных 4-х этапов: первый заключается в постановке задачи - определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения объекта. Во время второго этапа очерчиваются границы и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели разбиваются на собственно изучаемую и внешнюю среду. Затем выделяют отдельные составные части системы - ее элементы, устанавливают их взаимодействие с внешней средой. Третий, важнейший, этап системного анализа заключается в составлении математической модели исследуемой системы.
Аналитические методы используются для описания только небольших систем вследствие их громоздкости или невозможности составления и решения сложной системы уравнения.
Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию как объект, имеющий различные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с отклонением спроса, товарного предложения или цены, то есть с такими аспектами исследуемого объекта, с помощью которых можно определить и принять стратегическое или тактическое решения об изменении ситуации в целом.
При этом системный анализ и комплексный подход тесно взаимосвязаны и не могут быть реализованы один без другого.
Программно-целевое планирование широко используется при разработке и реализации стратегии и тактики в бизнес-исследованиях.
Линейное программирование как математический метод выбора оптимального решения (с минимальными затратами, максимальной прибылью и т.п.) используется в бизнесе, например, при разработке оптимального ассортимента в условиях ограниченности ресурсов, определении оптимальной величины товарных запасов, планировании движения торговых агентов.
При решении проблем очередности обслуживания заказчиков, составления графиков снабжения товарами и др. аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания , которые предоставляют возможность, во-первых, изучить закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, выдержать необходимую очередность их выполнения.
Методы теории вероятности используются при принятии решений, которые сводятся к определению вероятности конкретных событий и выбору из ряда возможных действий наиболее оптимальных (например, производить или не производить продукт А или В, реорганизовывать или расширять производство и т.д.).
Систему имеющихся или возможных связей между событиями, действиями, или процессами можно описать с помощью методов моделирования.
Наиболее эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Особое место в методическом ассортименте занимают методы экспертных оценок ("Дельфи", "Адвоката дьявола" и т.п.), которые разрешают довольно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или другого события на рынке, обнаружить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных маркетинговых решений.
Заключение
Характеристика основных форм познания дает преимущественно представление о том, о том, что является общим для научного и ненаучного познания. И в первом, и во втором используются как чувственные познавательные способности человека, так и его способности к абстрактному мышлению. Во всех сферах человеческой деятельности, где осуществляются познавательные процессы, люди мыслят посредством логических форм (понятий, суждений, умозаключений).
На ряду с общей направленностью познавательных действий на производство знания научное познание характеризуется рядом особенностей:
1) в основе научного познания лежит четкая выделенность его предмета как целостной совокупности взаимосвязанных характеристик объекта;
2) оно предполагает использование специализированного инструментария, в частности, специальных материальных средств;
3) научное познание регламентируется определенной совокупностью специальных методов и других видов нормативного знания;
4) результаты научного познания фиксируются в особых формах знания и должны соответствовать ряду требований;
5) существенное отличие научного познания от других форм познавательных процессов составляет наличие специализированного языка.
Особенностями научного познания во многом определяется специфика науки как социокультурного явления.
Список использованной литературы
1. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований уч.пособие, М., 1989.
2. Основы научных исследований: учебник для ВУЗов Крутов В.И., Грушко И.М., Попова В.В., М., 1989.
3. Сабитов Р.И. Основы научных исследований. Учебное пособие. Челябинск, 2002.
4. Макогон Ю.В., Пилипенко В.В. Методика научных исследований внешнеэкономических связей. Донецк. 2012.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Общая характеристика эвристических методов научного познания, исследование исторических примеров их применения и анализ значения данных методов в теоретической деятельности. Оценка роли аналогии, редукции, индукции в теории и практике научного познания.
курсовая работа , добавлен 13.09.2011
Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека. Методы научного познания: эмпирические и теоретические. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории. Важность наличия философских знаний.
реферат , добавлен 29.11.2006
Понятие, сущность и закономерности методов познания. Анализ взаимосвязи и особенностей правильности и истинности. Диалектика как всеобщий философский метод современной науки. Общая характеристика основных структурных элементов системы общенаучных методов.
реферат , добавлен 11.10.2010
контрольная работа , добавлен 30.12.2010
Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие "метода", основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.
контрольная работа , добавлен 11.11.2010
Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.
реферат , добавлен 15.06.2017
Понятие и классификация методов научного познания. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и моделирование). Развитие методов познания.
реферат , добавлен 02.04.2007
Понятие и основная функция метода научного исследования. Подходы к его классификации в зависимости от сферы применения и других признаков. Сущность и типы методологии, общая схема ее структуры, основные уровни. Общенаучные методы научного познания.
презентация , добавлен 23.06.2011
Эмпирический и теоретический структурные уровни научного знания. Понятие, роль и задачи эмпирического познания. Методы изучения объектов: наблюдение, эксперимент, измерение и описание. Основные характеристики теоретического познания. Виды умозаключений.
реферат , добавлен 02.02.2011
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. Понятие научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска. Динамика научного познания. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции знания.
Методология и методика научных исследований
Методы эмпирического уровня исследования
Количественные и качественные методы научного исследования
Специальные (частнонаучные) методы исследования в области библиотечно-информационной и документационной деятельности
Литература
1. Понятие метода, методики и методологии научного исследования
Организация и проведение научного исследования невозможны без опоры на научную методологию, без использования соответствующих методов. Выстраивая методологическую базу для научного исследования, следует уточнить основные понятия (метод, методика, методология и др.).
) Метод понимается как конкретный способ исследования, построения и обоснования системы знаний о предмете, включающий в себя различные приемы исследования.
Можно привести другое определение: метод исследования - это способ изучения, опирающийся на определенный понятийный аппарат и правила, соответствующие особенностям предмета исследования, цели и характеру решаемых задач.
Уже изученные явления, процессы, закономерности служат образцами, моделями для последующего изучения других явлений и процессов. Поэтому в научных исследованиях важен не только результат, но и путь к нему, метод познания, цепочка умозаключений, приводящих к выводу.
) Методика - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату; конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования.
) Методологией называют систему базисных принципов, методов, методик, способов и средств научного исследования. Методология научного исследования предполагает умение правильно организовать научную деятельность с использованием эффективных методов работы, правил и логических заключений.
) Методологический подход - группа методов, имеющих общее основание.
) Методологический принцип - основополагающее правило, положение, нормативная координата методологической парадигмы.
) Методологическая парадигма - это совокупность фундаментальных научных установок, принципов и основных методологических подходов, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.
Существует множество видов методов научного познания. Какие методы использовать для исследования, - это определяет ученый, опираясь на собственный опыт и опыт своих предшественников и коллег. Но решающим критерием определения необходимых методов является предмет исследования.
Виды методов различают по:
·степени общности (общенаучные и специальные или частнонаучные);
·уровню абстракции (эмпирические и теоретические);
·характеру выполняемых функций (количественные и качественные).
Дадим характеристику основных групп методов научного исследования.
Общенаучные методы исследования
В основе общенаучных методов исследования лежат такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, конкретизация, аналогия, сравнение, идентификация, обобщение, экстраполяция и др.
Индукция - мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов; вывод, рассуждение от «частного к общему»; умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам («от общего к частному»).
Анализ - это теоретический метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.
Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда несущественных признаков (свойств, связей) объекта при одновременном выделении других признаков, представляющих интерес для исследователя при решении конкретной задачи.
Идеализация - один из видов абстрагирования. Образованные в результате идеализации понятия не существуют в реальности в конкретном виде, а лишь мыслятся, имея приближенные аналоги (образы).
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.
Аналогия - подобие, сходство различных предметов, явлений или понятий в каких-либо свойствах, признаках или отношениях.
Сравнение - метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.
Идентификация - отождествление изучаемого объекта с каким-либо образцом, моделью, архетипом.
Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.
Экстраполяция - распространение обнаруженных в одной сфере тенденций и закономерностей на другую сферу.
3. Методы эмпирического уровня исследования
К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдение, описание, опрос, анкетирование, интервьюирование, беседа, эксперимент, мониторинг, метод экспертных оценок и др.
Наблюдение - наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия. Суть его состоит в том, что изучаемый объект должен находиться в обычных, естественных условиях и не должен подвергаться воздействию со стороны наблюдателя.
Описание - метод, основанный на фиксации сведений, полученных в результате наблюдения.
Опрос - метод исследования, используемый для сбора первичной вербальной информации, содержащей массовые суждения изучаемых индивидов, их субъективные оценки, мнения, мотивы деятельности. Это главный способ выявления общественного мнения. Существует две основные разновидности опроса - анкетирование и интервьюирование.
Анкетирование - это заочный опрос, при котором всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система вопросов с возможными вариантами ответов (или без них).
Интервьюирование - устный опрос «лицом к лицу» на основе разработанного перечня вопросов.
Беседа - эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.
Эксперимент - общий эмпирический метод исследования, в основе которого лежит строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.
Мониторинг - это постоянный надзор, регулярное отслеживание результатов исследования.
Метод экспертных оценок - метод получения информации об объекте с помощью специалистов - экспертов в определенной области. Мнение специалиста (или коллектива специалистов) должно быть основано на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Методы теоретического уровня исследования
В группу методов теоретического уровня исследования входят: моделирование, систематизация, классификация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, исторический, диалектический, деятельностный, системный, структурно-функциональный и другие методы.
Моделирование - теоретический метод исследования, предполагающий построение модели (заменителя) реальных объектов. Модель - мысленная или материально реализованная система, замещающая другую систему, с которой она находится в состоянии сходства. Метод моделирования позволяет получить информацию о различных свойствах изучаемых явлений на основе опытов с моделями.
Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации - классификация.
Классификация - теоретический метод, основанный на упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений и распределении их по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов).
Формализация - описание содержательных характеристик объекта и происходящих в нем процессов на основе создания обобщенной знаковой модели (например, с помощью математических или логических символов).
Восхождение от абстрактного к конкретному - представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Метод, согласно которому процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного познания объекта к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится в мышлении во всей своей конкретности и многогранности.
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам.
В исследованиях, связанных с изучением истории развития исследуемого объекта, широко применяются исторические методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Историко-генетический метод - метод, позволяющий раскрыть последовательность исторического развития изучаемого объекта (от его истоков до современного состояния), показать причинно-следственные связи и закономерности его исторического движения.
Историко-сравнительный (или сравнительно-исторический) метод - метод, при котором осуществляется сравнительный анализ исторических явлений, выявляются их сходство и различия, общее и особенное. (См. метод «Сравнение»).
Историко-типологический метод - метод, имеющий целью разделение (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы (классы) на основе присущих им общих существенных признаков.
Диалектический метод (диалектическая методология) - метод (методология) познания действительности, основными принципами которого является признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. Основные диалектические законы: перехода количественных изменений в качественные и обратно; единства и борьбы противоположностей; отрицания отрицания.
Деятельностный метод (деятельностная методология) - широко используемый метод (методология), при котором объект всесторонне исследуется как специфическая область социальной (человеческой) деятельности. При этом данный вид деятельности дифференцируется на части, компоненты (субъект, объект, процессы, средства, результат и т. д.) и на виды, разновидности, выделяемые по различным признакам.
Системный метод (системная методология) - метод (методология), позволяющий исследовать объект не как совокупность разрозненных и изолированных предметов и явлений, а как системное, целостное образование, то есть комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Вхождение этих элементов в систему придает им новые, интегративные качества, которые не присущи им в их исходном, раздельном существовании.
Структурно-функциональный метод заключается в разделении изучаемого объекта на составные структурные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а также определении их функций.
5. Количественные и качественные методы научного исследования
Количественные методы - это способы анализа явлений и процессов на основе количественных показателей. Наиболее часто используются такие количественные методы, как статистические, библиометрические, контент-анализ, наукометрические.
Статистические - совокупность взаимосвязанных методов, нацеленных на сбор, измерение и анализ массовых количественных данных. С помощью статистических методов исследуются массовые объекты и явления с целью получения количественных характеристик и выявления общих закономерностей путем устранения случайных особенностей отдельных единичных наблюдений.
Библиометрические - группа количественных методов, с помощью которых изучаются структура, динамика и взаимосвязи различных явлений в сфере библиотечно-информационной и документационной деятельности. В состав библиометрических методов входят метод подсчета количества публикаций, метод анализа цитирования литературы («цитат-индекс»), тезаурусный, контент-анализ и др. С помощью библиометрических методов исследуется динамика развития документальных потоков (по их видам, типам, тематике, авторскому составу и т.д.); динамика показателей использования и обращаемости документов; изучаются процессы цитируемости публикаций; выявляются продуктивные виды изданий и наиболее разработанные тематические направления; степень обеспеченности тех или иных направлений научных исследований фундаментальными трудами; определяется ядро профильных изданий, по которому в дальнейшем проводится комплектование фондов библиотек.
Контент-анализ - один из библиометрических методов, имеющий также и самостоятельное значение. Применяется для изучения значительных массивов документов: произведений печати, нормативно-официальной, отчетной и другой документации. Суть метода заключается в том, что в текстах документов выделяются некоторые смысловые единицы («единицы наблюдения»), в качестве которых могут выступать авторы и названия произведений, вид издания, дата выпуска и т.д. Тщательный подсчет выявленных единиц и частоты их употребления с обязательным учетом оценок, которые даются им в текстах, позволяет выявить тенденции развития различных явлений: информационного интереса различных групп пользователей к определенным типам, видам, жанрам документов, уровня информационной культуры, эффективности методов работы с потребителями документальной информации и т.д.
Наукометрические - методы, тесно примыкающие к библиометрическим и используемые в тех же целях. Однако специфика наукометрии заключается в количественных исследованиях структуры и динамики массивов и потоков не всех видов документальной информации, а только научной.
Качественные методы исследований - это методы, направленные на получение таких «качественных данных», которые позволяют раскрыть значение тех или иных социальных явлений через анализ структуры и динамики общественного мнения. Качественные методы, в частности, позволяют исследовать глубинные механизмы процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть закономерности восприятия социальной информации. Качественные методы чаще всего используют в социологических и маркетинговых исследованиях.
К основным методам качественных исследований относятся: глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-групповые дискуссии (интервью), наблюдение, эксперимент. Рассмотрим основные из них.
Наиболее известный и часто используемый качественный метод - проведение глубинного интервью. В его процессе используются вопросы, ответом на которые предполагается не однозначное «да» или «нет», а развернутый ответ. Глубинное интервью представляет собой неформальную, свободную беседу, проводимую интервьюером по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. В ходе интервью исследуются личное мнение респондента, его убеждения, мотивации и ценности.
Экспертное интервью - одна из разновидностей глубинного интервью, его главной особенностью является статус и компетентность респондента, который выступает опытным участником изучаемой проблемы. Эксперты - специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В экспертных интервью важен не столько сам респондент, а его экспертные знания в той или иной области. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов, руководителями компаний и т.п.
Фокус-групповые дискуссии (интервью) - один из методов качественных исследований. Фокус-группа - это группа респондентов (не более 10-15 человек), объединенных с целью изучения широкого спектра реакций, мнений и оценок относительно изучаемого явления. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой теме или объекте (государственные программы, общественно-политические проблемы, социально-экономические ситуации, коммуникативные процессы, товары, услуги, реклама). Фокус-групповая дискуссия или интервью направлены на определение отношения участников к определенной проблеме, получение информации об их личном опыте, приоритетах, восприятии объекта исследования, составление «портрета» конкретной социальной группы. Фокус-групповое интервью проводится в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы с содержанием сценария, оно известно только модератору (ведущему), под руководством которого проходит обсуждение. Организация дискуссии в непринужденной обстановке способствует активизации ассоциативных связей в сознании участников. Во время фокус-групповых дискуссий происходит общение респондентов не только с модератором, но и друг с другом, что является источником информации, которая в индивидуальном интервью часто не может быть получена.
Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов. Однако количественные и качественные методы - это не конкуренты, а скорее два инструмента, которые взаимно дополняют друг друга. Качественные методы позволяют понять суть проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для последующего количественного исследования.
6. Специальные (частнонаучные) методы научного исследования в области библиотечно-информационной и документационной деятельности
Помимо перечисленных групп методов существуют также специальные методы отдельных наук (частнонаучные) - математические, политологические, экономические, социологические, психологические, педагогические, культурологические, лингвистические, семиотические и др.
В библиотечных исследованиях широко используются следующие специальные (частнонаучные) библиотечные методы: анализ читательских формуляров, журналов учета библиографических запросов, опросы читателей, социологические и количественные методы изучения фондов и читателей, методы библиотечной статистики и другие. Распространенными методами исследования являются также источниковедческий метод (метод изучения исторических документальных источников библиотечной тематики: архивных материалов, неопубликованных рукописей, отчетов библиотек за разные периоды времени, воспоминаний и дневников библиотекарей) и библиографический метод (метод библиографического «свертывания» информации: библиографического анализа, описания, классификации документов и т.д.).
В научных исследованиях документоведческой тематики также широко используются специальные (частнонаучные) методы: источниковедческий, археографический, аналитико-синтетической обработки документов и др. Данные методы активно применяются студентами при выполнении дипломных исследований.
Незаменимым методом исследования является источниковедческий метод - метод изучения исторических документальных источников: архивных и неопубликованных материалов, отчетов учреждений, официально-регламентирующей и нормативно-директивной документации и др. С помощью данного метода осуществляются: определение подлинности источника (внешняя или текстологическая критика), выяснение достоверности содержащихся в нем сведений (внутренняя критика), установление времени, места создания источника, анализ его содержательных, формальных и качественных характеристик и т.д.
Источниковедческому методу очень близок археографический метод. Он используется в исследованиях, требующих глубокой работы с рукописными, письменными источниками: выявление и сбор исторических документальных памятников, разработка способов их публикации, выработка правил научно-критического издания источников и т.д.
Методы аналитико-синтетической обработки документов - группа методов, с помощью которых осуществляется информационный анализ, описание, реферирование, систематизация, классификация, кодификация документов и т.д.
В конечном итоге, выбор метода диктуется многими факторами, наиболее важными из которых являются: соответствие возможностей метода решению исследовательских задач, эвристичность (качество, обеспечивающее наиболее оптимальный результат), простота и доступность для исследователя. В целях всестороннего изучения предмета в научном (в том числе дипломном) исследовании используется, как правило, комплекс различных методов.
библиотечный эмпирический частнонаучный документация
Литература
1.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
2.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2009.
Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М.: Роспедагентство, 2009.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.
Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2007.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.