О поэме без героя ахматовой. Анализ произведения - Анна Ахматова «Поэма без героя
Шхуна «Пилигрим» выдвигается по направлению к Сан-Франциско. На борту находится немало народа, среди них капитан Гуль, пять бывалых матросов, пятнадцатилетний младший матрос - сирота Дик Сенд, судовой кок Негоро, а также жена владельца «Пилигрима» Джемса Уэлдона - миссис Уэлдон с пятилетним сыном Джеком, её чудаковатый родственник, которого все называют «кузен Бенедикт», и старая нянька негритянка Нун.
В пути они подбирают пять истощенных негров: Тома, Бата, Остина, Актеона и Геркулеса и собаку Динго. Их лодка столкнулась с другим судном, в результате чего их судно было неисправно. Моряки с «Пилигрима» выходили этих людей, а Динго почему-то при виде кока Негоро показывал оскал, будто бы знает его.
Через некоторое время капитан Галь и еще пять матросов погибают на охоте за китом. Полномочия капитана «Пилигрима» осмеливается взять пятнадцатилетний юноша Дик Сенд.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Но из-за неумения пользоваться навигацией, корабль причаливает не к Америке, а к Африке, о чем парень не подозревает.
Кок Негоро незаметно для всех исчезает, когда корабль выбросило на берег. Как выяснилось позже, он вступает в сговор со своим старым знакомым Гэррисом. Он заключался в том, что Гэррис говорит прибывшим морякам, что они находятся на берегах Боливии, хотя они были в Африки.
Как оказалось, Негоро и Гэррис были знакомы еще давно, когда Негоро был замешан в деле работорговли. Кока приговорили к пожизненной каторге, но он смог сбежать и устроился на бриг «Пилигрим».
Гэррис увел матросов вглубь тропического леса, но обманутые начали догадываться, что они далеко не в Америке, они поняли, что вокруг них Африка. Дик Сенд расценивает исчезновение Гэрриса, как предательство, исчезнувший с Негоро, в свою очередь, желает схватить Дика Сенда, негров, Нун, миссис Уэлдон с сыном, а также кузена Бенидикта.
Дик Сенд со своими людьми решает переплыть по реке на плоту, но речка, неожиданно, выходит из берегов и путешественники вынуждены прятаться в термитнике. Но, когда они вышли от туда, негров, Дика и Нун забирают в плен руководитель каравана рабов, который был знакомым Гэрриса, миссис Уэлдон с сыном увели неизвестно куда. Позже Нун умирает, не выдержав перехода лагеря, а Дик, услышав от Гэрриса, что миссис Уэлдон с сыном умерла убивает его, но Дик не знал, что это была ложь. Негоро, в свою очередь, желает отомстить Дику за друга, поэтому просит разрешение убить Дика Сенда у Альвеца, хозяина каравана рабов и очень влиятельного в Казонде лица, а также у Муани-Лунга, местного царька. Позже Муани-Лунга сгорает до тла, после выпитого пунша, который приготовил ему Альвец.
Дика собираются казнить. В день похорон Муани-Лунга, его привязывают к столбу и подвешивают над кипящим котлованном, в котором по традиции лежат все жены, кроме той, которая устроила похороны.
В этот момент миссис Уэлдон с сыном и кузеном Бенидиктом находятся в заложниках у Негоро, который хочет получить большой выкуп за них у мистера Уэлдона. Но этому умыслу не суждено осуществиться.
Негоро едет в Сан-Францизско и оставляет заложников под присмотром Альвеца. Кузен Бенидикт очень любил насекомых, и когда он увлеченно побежал за одним из летающих экземпляров, он неожиданно оказался на свободе. Там он встречается с Геркулесом, который смог сбежать еще до того, как его братья попали в плен. Геркулес придумывает, как помочь своим друзьям и братьям. Когда в деревне шли долгие дожди, жена умершего Муани-Лунги – королева Муана зовет колдуна, которым притворяется Геркулес. Парень, будучи якобы немым колдуном, знаками показывает, что виновниками дождей являются пленные. В общем, он спас Дика Сенда от смерти, миссис Уэлдон, ее сына, кузена Бенидикта и собаку Динго, но своих братьев ему не удалось спасти, так как их успели продать в рабство. Тогда все выжившие пленные отправляются на лодке, замаскированной под плавучий остров, спускаются по реке, но так вышло, что они проплывают остров людоедов. Путешественники останавливаются на противоположном берегу, чтобы не попасть в водопад. Там они обнаруживают человеческие кости, записку и надпись кровью на дереве «С. В.». Неожиданно Динго срывается с места, и недалеко послышался человеческий крик. Собака вцепилась в горло Негоро, который когда-то убил хозяина Динго Самюэля Вернона, а сейчас пришел забрать деньги, спрятанные в тайнике, после чего хотел уехать в Америку. Негоро убивает ножом пса, и сам умирает от укуса.
Один из самых выдающихся романов великого французского писателя Жюля Верна впервые был опубликован в 1878 году. Приключенческий роман был несколько раз экранизирован: в 1945 (СССР), в 1974 (совместное производство Испании и Франции) и в 1986 (СССР, фильм получил название «Капитан «Пилигрима»»).
Шхуна-бриг «Пилигрим», предназначенная для занятия китобойным промыслом, отправляется в плаванье из порта Окленда. Шхуной руководит опытный капитан Гуль, в подчинении которого находится несколько матросов. Самому младшему из них 15 лет. В команде состоит кок Негоро. Кроме этого, на борту находится миссис Уэлдон, жены владельца судна со своим пятилетним сыном Джеком, няня Нэн и родственник Уэлдонов кузен Бенедикт. Шхуна направляет в Сан-Франциско.
Через несколько дней пути сын миссис Уэлдон замечает в океане опрокинутое судно. Как оказалось, это судно называется «Вальдек». Оно не могло продолжать свой путь из-за пробоины на носу. Пассажиры «Пилигрима» обнаружили на «Вальдеке» пятерых негров. Все они были свободными гражданами Америки, но некоторое время жили в Новой Зеландии, где работали на плантации по контракту. По дороге в Америку «Вальдек» столкнулся с другим судном. Неожиданно все члены экипажа пропали. Пятеро друзей были обречены на голодную смерть.
Команда «Пилигрима» забирает себе на борт пассажиров «Вальдека». Через несколько дней темнокожим Геркулесу, Остину, Тому, Актеону и Бату удалось прийти в себя. Кроме пятерых негров, на «Вальдеке» была найдена собака по кличке Динго. Единственные уцелевшие пассажиры погибшего судна утверждают, что их капитан нашёл животное у берегов африканского континента. По непонятной причине Динго уже с первых минут пребывания на «Пилигриме» начинает проявлять агрессию по отношению к коку Негоро. На ошейнике собаки можно рассмотреть 2 буквы: «С» и «В».
Приключения начинаются…
Прошло ещё несколько дней пути. Матросы «Пилигрима» и капитан Гуль пересаживаются на шлюпку и отправляются на ловлю кита, который был замечен недалеко от судна. Руководство «Пилигримом» доверено самому молодому матросу команды – Дику Сэнду. Гуль и пятеро матросов погибают в схватке с китом. Дик вынужден взять на себя обязанности капитана до конца плавания. Несмотря на то, что юный капитан достаточно смел и отважен, ему не хватает некоторых навигационных знаний. Дик не умеет ориентироваться по звёздам. Сэнд может узнавать местоположение шхуны только по лоту и компасу.
Неопытностью молодого капитана воспользовался Негоро. Он разбил один компас и вывел из строя лот. Затем коварный кок изменил показания на втором компасе. В результате, «Пилигрим» прибыл к берегам Анголы, где судно выбросило на берег. Все пассажиры уцелели. Негоро, воспользовавшись всеобщей суматохой, покидает путешественников. Дик отправляется на поиски какого-нибудь населённого пункта и встречает американца Гэрриса. Новый знакомый уверяет Дика, что путники находятся в Боливии. Гэррис приглашает путешественников на гациенду своего брата, где пассажиры «Пилигрима» смогут найти кров. На самом же деле, американец заманивает путников вглубь тропического леса.
По дороге на гациенду Том и Дик догадались, что они находятся на африканском континенте. Когда Гэррис замечает, что его обман раскрылся, он немедленно скрывается в лесу. Затем читатель наблюдает встречу американца и Негоро. Из разговора старых приятелей становится ясно, что корабельный кок является тайным агентом работорговцев. Его главная задача – поставлять живой товар тому, кто им торгует. Негоро занимается своим промыслом не первый год. Власти Португалии, откуда был родом кок, приговорили тайного агента к пожизненной каторге. Однако Негоро пробыл на каторге недолго. Ему удалось бежать и устроиться на «Пилигрим». Тайный агент мечтал вернуться в Африку. Обстоятельства сложились наилучшим для Негоро образом.
После многочисленных приключений и бегства из рабства почти все герои снова оказываются вместе. Только няня Нэн не смогла выжить. Раскрывается и тайна загадочных букв «С» и «В», которые оказались инициалами. Хозяина Динго звали Сэмюэль Вернон. Его гибели способствовал кок Негоро.
Вновь встретившись с убийцей своего хозяина, Динго бросается ему на шею и пытается перегрызть ему глотку. Тайному агенту удалось убить собаку, но сам он также не смог уйти от возмездия и погиб. Путешественники смогли благополучно добраться до Калифорнии. Супруги Уэлдон выкупают попавших в рабство Остина, Тома, Актеона и Бата и принимают в свою семью Дика. Юноша получает необходимое образование и становится капитаном одного из кораблей своего приёмного отца.
Дик Сэнд рано остался сиротой. Главного героя романа нашёл на улице случайный прохожий, в честь которого мальчик впоследствии и был назван. Фамилию Дику дали в память о том месте, где он был обнаружен.
Маленький Дик был развит не по годам и уже в возрасте четырёх лет научился считать, писать и читать. В восьмилетнем возрасте мальчик отправился работать юнгой. На корабле ему удалось хорошо себя зарекомендовать. Владелец судна Уэлдон решил отправить Дика в школу. Затем юноша стал матросом на «Пилигриме».
Во время путешествия, описанного в романе, Дик Сэнд также смог показать себя с лучшей стороны. Нелёгкое детство и подаренная природой выносливость закалили юного капитана. Дику пришлось занять место погибшего Гуля и самостоятельно принимать решения. Умение не теряться в незнакомой обстановке позволило Сэнду не только выжить, но получить самую желанную награду – семью, которой у него никогда не было.
Философия автора
Читателей разных возрастов в одном и том же романе могут заинтересовать совершенно разные вещи. Подросткам 12-16 лет интересны исключительно приключения. Пятнадцатилетний мальчик, их ровесник, оказывается один на один с суровыми испытаниями, из которых выходит победителем.
Особенности стиля Жюля Верна
Более зрелые читатели смогут увидеть в романе мировоззрение его автора. Жюль Верн выдвигает в своих произведениях на первое место события. Именно поэтому философия писателя часто остаётся незамеченной и отходит на второй план.
На самом деле, приключения – это только фон, на котором происходит развитие межличностных отношений. Повседневность не способна раскрыть характер живущих по инерции людей. Оказавшись в непривычной и опасной обстановке, человек обязательно покажет своё истинное лицо.
Отрицая расизм и рабство, Жюль Верн солидарен с другим великим писателем XIX столетия – Марком Твеном. Неслучайно среди положительных персонажей можно увидеть Геркулеса. Главным же злодеем оказывается выходец из Португалии. Также неслучайным можно считать и тот факт, что люди белой расы попадают в рабство. Автор предлагает белым оказаться на месте чёрных и почувствовать всё то, через что приходится пройти чернокожим рабам. Верн не видит отличия между двумя цветами кожи. Превосходство одного цвета над другим – не более чем стереотип. Если белому американцу кажется логичным угнетение чернокожих, то коренным жителям африканского континента представляется не менее логичным порабощение белых.
Анна Ахматова создавала свое ключевое произведение - «Поэму без героя» в течении двух десятков лет. Большой временной отрезок позволил поэтессе вложить в поэму все ее мысли, переживания, раздумья, подводя итог всему ее творческому пути. Основными темами поэмы стали время и память – понятия, на которых Ахматова нанизала стихотворные строчки, создавая монументальное, эпическое полотно, в котором в причудливой композиции переплетаются мотивы прошлого и настоящего, близкие поэтессе элементы домашнего быта, фантасмагоричные образы, легенды и реальность.
Ахматова, которая начинала свой поэтический путь в эпоху «серебряного века» русской культуры, обращается к временам своей молодости, к тому периоду в истории России, очарование которого мы потеряли безвозвратно.
Первая часть поэмы под названием «Девятьсот тринадцатый год» рассказывает нам трагическую историю драгунского корнета, который совершает самоубийство из-за несчастной любви.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Основой сюжета стал реальный случай, который происходил практически на глазах Ахматовой, но на самом деле, реальная подоплека становится только удобным предлогом, чтобы вытащить из небытия прошлых лет целый карнавал страшных и милых призраков. История бедного драгуна стала великолепной иллюстрацией ко всей эпохе. Автор увидела в этом случае все нюансы того далекого прошлого, которое словно лучом прожектора было высвечено самоубийством драгуна. Трагичность, фарс, комедия, мистика – такой неуловимый флер витал в атмосфере прошлого. Автор подводит к мысли, что именно легкомысленность эпохи стала роковой причиной ее падения.
Поэтесса, которая живет в «сороковые, роковые», обращается к своим воспоминаниям, в которых оживает прошлая потерянная эпоха. В настоящем у нее за плечами немало трагических событий, арест мужа с сыном, невозможность публиковаться, блокадный Ленинград. Во вступлении Ахматова особо отмечает свою позицию по отношению к памяти прошлых лет:
Из года сорокового,
Как с башни, на все гляжу.
Как будто прощаюсь снова
С тем, с чем давно простилась,
Как будто перекрестилась
И под темные своды схожу.
Ахматова с помощью магии поэтических слов возвращается в 1913 год и зовет за собой читателей в эти годы, который она называет последним мирным годом. Поэтесса делает попытку воссоздать прошлое, которому она была свидетелем и стала судьей:
Я забыла ваши уроки,
Краснобаи и лжепророки!
Трагизм повествования усиливается за счет композиции поэмы, когда взгляд автора обращается к давно минувшим временам спустя много лет. Автору сложно смириться с тем, что герои ее молодости стали тенями прошлого, она в отчаянии вопрошает:
Как же это могло случиться,
Что одна я из них жива?
В поэме есть отчётливое проявление пафоса неминуемой катастрофы. Смерть юноши-поэта, который не мог пережить измены любимой, лишь первый акт драмы, что разыгрывалась в XX в. на просторах истории. Четырнадцатый, а затем и сорок первый год явил иные ее масштабы. Ho не случайно память автора «Поэмы без героя» в осажденном Ленинграде возвращается к тому, «с чем давно простилась». Трагичная интонация темы оттеняется целой галереей маскарадных образов, пришедших из пространства мировой классической литературы, которые показаны, как слепки с лица эпохи. В центре лирического сюжета несчастный в любви молодой драгун и актриса, история которых помогает поднять уровень необходимого поэтического накала до широкого эпического полота, охватывающего вполне четко очерченный период истории. Достоверность и правдоподобие картины подчеркиваются присутствием ключевых исторических образов: облик Блока:
Это он в переполненном зале
Слал ту черную розу в бокале…
Будто эхо горного грома,
Наша слава и торжество!..
Кроме того, в поэме также можно проследить и значительную историческую параллель – образ Петербурга. Не случайным образом у первой части поэмы появился подзаголовок «Петербургская повесть». Образ великого города, который пронизывает части поэмы, играет роль связующего элемента между прошлым и настоящим. В поэме Петербург показан в русле классических сюжетов русской литературы с гоголевской гротескностью, муками совести Достоевского. Петербург становится немым свидетелем человеческих драм и хранителем чего-то неуловимого, но весьма значительного, которое не исчезло за времена лихолетья. Петербург стал символом памяти о потерянной эпохе, который проносит через себя отголоски прошлого, ведущие в настоящее.
Мотив исторической памяти всегда был важным элементом в творчестве Ахматовой, в «Поэме без героя» он достиг своей наивысшей проникновенности:
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет -
Разве я других виноватей?
Это привносит в поэму яркий и грустный мотив совести, несущий также и осознание вины каждого человека за произошедшие трагедии. Память, время и совесть сливаются в единое целое, образуя центральные образы произведения. Ключевыми образами становятся Автор, обобщенный образ человека, который ответственен за судьбу не только народа, но и всего человечества, и Город, выступающий в роли одухотворенного образа многоликого мира, символ его незыблемости, хранитель времени и памяти прошлых эпох. С помощью этих двух образов сложная структура многоплановой и многогранной поэмы обретает твердую основу.
Течение реки времени переносит читателя в 1941 год. Несмотря на то, что все основные жизненные потери ушли в далекое прошлое, растворился мир молодости и азарта, любви и страсти, но в «Эпилоге» автор вновь испытывает печаль, прощаясь с великим Городом. Поэтесса покидает Петербург, когда город окутан страшной блокадной чумой, она оплакивает, ведь вместе с ним она прощается с целой эпохой своей жизни, которая навсегда оставила память на его улицах.