Изменения егэ по обществознанию. Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи
На протяжении нескольких последних лет обществознание уверенно лидирует среди предметов по выбору, ведь добавив к данному сертификату хорошие балы ЕГЭ по русскому и математике, можно уверенно подавать документы в самые разные ВУЗы страны на такие направления, как: право (требуется также ЕГЭ по истории); психология и педагогика; социология; медиакоммуникации; гостиничное дело; издательское дело.
Несмотря на кажущуюся «простоту» и понятность по сравнению с другими науками, обществознание не самый легкий путь заработать желанные баллы.
С недавних пор из вариантов были убраны задания на “логику” (с выбором варианта), и теперь вся та простота испарилась. Поэтому избегайте столь халатного отношения, готовьтесь заранее. И не забывайте, что конкурс в вузах по направлениям, где профилирующим предметом является обществознание, всегда самый высокий.
Даты ЕГЭ по обществознанию в 2020 году
Точные даты ЕГЭ определяются Министерством образования в конце года, пока можно предполагать, когда будет ЕГЭ по обществознанию в 2020 г.
- Досрочный период: 4 апреля 2020 года
- Основной период: 14 июня 2020 го
Эссе по обществознанию в 2020 г.
Темы эссе не разглашаются до проведения ЕГЭ по обществознанию в 2020 г. Учителя и учащиеся узнают точные темы в момент распечатки конверта с заданиями на самом экзамене.
Но есть ориентировочные темы эссе, которые охватывают проблемы основных пяти тематик. При подготовке к ЕГЭ по обществознанию в 2020 г. можно ориентироваться на эти темы. Этот документ можно скачать и просматривать на своем компьютере в формате pdf.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию-2019
Материалы для КИМ
Крайне важно выбрать для подготовки толковые учебники. У специалистов ФИПИ есть свои предпочтения: они рекомендуют готовиться, опираясь на «подстрочники» Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко. Дискутировать, выражать свою точку зрения можно и нужно в другое время и в иных местах: на уроках, диспутах, в дружеской компании. Экзамен требует, чтобы были показаны знания. Хотя в отдельных вопросах и заложена возможность поразмышлять, выразить свою точку зрения. Такой шанс будет и в написании эссе. Спокойно, не спеша выбирайте тему. Эссе - это хороший шанс получить дополнительные баллы.
Специалисты из ФИПИ говорят, что первое, на что стоит обратить внимание при подготовке – знание и понимание терминов таких дисциплинарных блоков, как экономика, философия, право, социология и политология. Очень часто ученик не может правильно решить задание, потому что не соотносит его с определенной научной отраслью, используя при этом неверный метод анализа.
Обществознание включает в себя «выжимки» из нескольких дисциплин, таких как психология, право, политология, социология, экономика, философия. Специалисты считают, что основным камнем преткновения на экзаменах по данному предмету становится размытость представлений учащихся, нечеткое знание терминологии.
Как писать эссе по обществознанию. План.
После того, как вы имеете представление о темах эссе, можно попрактиковаться в написании. Эссе пишутся по единому плану, содержание меняется в зависимости от темы.
Мини-сочинение должно иметь такую структуру:
Прорабатывая каждую тему из модулей «Философия», «Социальная психология», «Социология», «Экономика», «Политология» и «Правоведение», необходимо:
- понять суть проблемы;
- подобрать цитату;
- построить логическую цепочку рассуждений;
- найти аргументы;
- привести примеры.
Для облегчения работы над структурой мини-сочинения можно использовать готовые клише. Примерный план эссе по обществознанию, применимый для любой темы в 2020 году, будет иметь вид:
Конечно, это только базовый шаблон, который необходимо дополнить и расширить, используя собственные мысли, базу знаний, мысли и высказывания, на которые можно ссылаться, а также опыт (можно и собственный, но лучше описанный в учебниках).
Для большинства выпускников, выбравших в 2020 году ЕГЭ по обществознанию, составить план к эссе – не проблема.
Полезно пользоваться советами педагогов-практиков по написанию эссе:
- Помните – от вас требуется не длинный и бессмысленный текст, а лаконичное рассуждение, подкрепленное фактами.
- Не уходите в сторону от основной мысли, периодически возвращаясь к ней в разных пунктах сочинения.
- Не забывайте упомянуть несколько слов об авторе использованного в эссе высказывания.
- Избегайте высказываний и суждений, не относящихся к заданной теме.
- Постарайтесь описать все существующие взгляды на рассматриваемую проблему, рассмотрев все возможные пути ее решения.
Внимание! Основным критерием при оценивании эссе остается соответствие заданной тематике и полнота раскрытия вопроса. Если комиссия решит, что сочинение не по теме, оно будет оценено в 0 баллов.
В интернете можно найти видеоролики по написанию эссе по обществознанию. В 2020 г. они также будут актуальны, советы и принцип подготовки универсальны.
Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся. Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы. На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика. Далее выпускник выбирает из школьной программы те предметы, результаты по которым нужно предъявить в выбранном вузе. ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.
Почему большинство выпускников выбирают именно обществознание?
- Кажущаяся простота и доступность теории.
- Отсутствие сложных формул и задач, требующих математической подготовки.
- Востребованность сертификата.
Действительно, хорошо подготовившись и получив высокий бал на ЕГЭ по обществознанию, выпускник сможет претендовать в 2019 году на бюджетное место в университетах самой разной направленности. Так, обществознание как экзамен по выбору актуален для тех, кто планирует получить специальность в таких сферах, как:
- психология и педагогика;
- социология и политология;
- экономика и менеджмент;
- управление персоналом;
- сфера услуг;
- товароведение;
- бизнес-информатика и др.
Важно! В связке и обществоведением зачастую требуется сертификат ЕГЭ по профильной математике, поэтому прежде чем определиться с набором экзаменов в 2018-2019 учебном году, рекомендуем посетить сайт ВУЗа, в котором вы хотели бы продолжить обучение.
Даты проведения
В ноябре 2018 года должен быть утвержден проект расписания ЕГЭ на 2019 года. Как только документ будет доступен, мы первыми сообщим на страницах нашего сайта о датах проведения экзамена.
В прошлом году обществознание сдавали в такие дни:
Основная дата
Резервный день
Досрочный
Основной
28.06.18 и 02.07.18
В досрочном периоде сдать экзамен имеют право выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, заканчивающие школу в 2019 году, но не имеющие возможности принять участие в основной сессии ЕГЭ по уважительным причинам (необходимо документальное подтверждение).
В резервные дни экзамены принимают у тех, кто по уважительным причинам не смог попасть на основную сдачу, либо если результат был аннулирован не по вине экзаменуемого.
Нововведения 2019 года
В в билетах ЕГЭ по обществознанию произойдут несущественные изменения, которые коснуться формулировки и критериев оценивания заданий № 25, 28 и 29 с развернутым ответом.
Ввиду того, что за выполнение задания №25 теперь будет начисляться не 3, а 4 балла, увеличиться и минимальный первичный балл за всю работу. В 2019 году он составит 65 баллов.
Важные документы
Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию должна основываться на нескольких документах, найти которые можно на сайте ФИПИ:
№ п/п Название документа 1 Спецификатор 2 Кодификатор 3 Демонстративный вариант На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.
Что можно узнать из Спецификации?
Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. 20 из них - в 1 части, 9 - во второй.
В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. А задания второй части -29.
Кодификатор
В Кодификаторе есть краткий перечень нормативно-правовых актов, с которыми необходимо познакомиться:
- Конституция.
- Гражданский кодекс (отдельные главы).
- Семейный кодекс (отдельные главы).
- Трудовой кодекс (отдельные главы).
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Федеральный закон о гражданстве.
- Закон о воинской службе и другие.
Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.
Демонстративный вариант
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.
Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ. Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.
Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа.
О структуре заданий
Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.
4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.
7-10 – это «Экономика».
11-12 – «Социальные отношения».
13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).
16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.
2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:
- Философия.
- Социология.
- Политология.
Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.
Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.
В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:
- проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
- привести соответствующий аргумент и др.
24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.
25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.
№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.
27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.
28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.
Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.
Изменения в ЕГЭ по обществу
В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.
- Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.
- Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.
- Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.
Оценивание работы
За правильное выполнение всех 29 заданий на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году выпускник может набрать 65 первичных балов, что будет соответствовать максимальному 100-бальному результату.
Ответы 1-го блока, которые экзаменуемые вписывают в специальный бланк, будут оцифрованы и проверены с помощью специальных технических средств, поэтому очень важно соблюдать все нормы и требования по оформлению работы.
Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов. При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей.
Официально результат ЕГЭ не переводят в школьную 5-тибальную оценку. Но, желающие узнать, какому результату соответствует набранное количество тестовых баллов, могут воспользоваться таблицей соответствия:
Это значит, что для получения документа об окончании старшей школы на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году необходимо набрать минимум 42 тестовых балла.
Но, если ваша цель – вступление в ВУЗ, то необходимо стремиться к верхней границе, ведь для многих столичных университетов проходным является результат 95+. В менее престижные учебные заведения России можно попробовать поступить на бюджет, набрав хотя бы 62 тестовых балла по обществознанию.
Секреты подготовки
Опытные педагоги утверждают, что каждый из приведенных ранее 5 блоков, в равной степени важен для получения высокого результата, а это значит, что на этапе подготовки предстоит обработать большой объем информации.
Секрет успешной подготовки в таких базовых блоках, как:
- своевременность начала подготовки;
- выбор правильной литературы;
- эффективная стратегия с учетом пробелов, имеющихся в знаниях;
- регулярность занятий;
- практика и еще раз практика.
На этапе теоретической подготовки лучше всего работать с изданиями Боголюбова, Бордовского или Никитина, в которых достаточно хорошо изложен необходимый материал. Ответы на вопросы из курса «право» вы найдете в учебниках Боголюбова и Певцова, а информацию из курса «экономика» - в книгах Липсица или Киреева.
Важным этапом также является подготовка к написанию эссе, ведь мини-сочинение имеет большое значение для каждого, кто стремиться к высокому баллу. Тут важна тренировка. Помните, в работе должны быть выдержаны все основные структурные элементы:
- собственно, цитата;
- проблема, которую поднимает автор цитаты;
- раскрытие смысла данного высказывания;
- ваша собственная точка зрения по рассматриваемой проблеме;
- аргументация;
- примеры из истории, социальной практики либо литературы;
- выводы.
Работая над эссе, вы можете использовать готовые фразы-клише:
Также полезными будут советы из видео-уроков по подготовке к ЕГЭ 2019 года по обществознанию:
Ожидается, что в 2019 году ЕГЭ по обществознанию будет лидировать среди экзаменов по выбору, поэтому предлагаем всем выпускникам разобраться, действительно ли данный предмет является одним из самых легких для сдачи, произойдут ли изменения в билетах и какая дата будет отведена в календаре ЕГЭ для естествознания.
Учебный год уже в разгаре, а это значит, что для большинства учащихся 11-го класса актуальной темой является подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Мы также расскажем, на что стоит обратить особе внимание при разборе заданий.
Кому обязательно сдавать обществознание?
Почему большинство выпускников выбирают именно обществознание?
- Кажущаяся простота и доступность теории.
- Отсутствие сложных формул и задач, требующих математической подготовки.
- Востребованность сертификата.
Действительно, хорошо подготовившись и получив высокий бал на ЕГЭ по обществознанию, выпускник сможет претендовать в 2019 году на бюджетное место в университетах самой разной направленности. Так, обществознание как экзамен по выбору актуален для тех, кто планирует получить специальность в таких сферах, как:
- психология и педагогика;
- социология и политология;
- экономика и менеджмент;
- управление персоналом;
- сфера услуг;
- товароведение;
- бизнес-информатика и др.
Важно! В связке и обществоведением зачастую требуется сертификат ЕГЭ по профильной математике, поэтому прежде чем определиться с набором экзаменов в 2018-2019 учебном году, рекомендуем посетить сайт ВУЗа, в котором вы хотели бы продолжить обучение.
Даты проведения
В ноябре 2018 года был представлен предварительный проект расписания ЕГЭ на 2019 года, в котором для проведения экзамена по обществознанию были зарезервированы такие даты:
Основная дата | Резервный день |
|
Досрочный | ||
Основной | 28.06.19 и 01.07.19 |
В досрочном периоде сдать экзамен имеют право выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, заканчивающие школу в 2019 году, но не имеющие возможности принять участие в основной сессии ЕГЭ по уважительным причинам (необходимо документальное подтверждение).
В резервные дни экзамены принимают у тех, кто по уважительным причинам не смог попасть на основную сдачу, либо если результат был аннулирован не по вине экзаменуемого.
Нововведения 2019 года
В 2018-2019 учебном году в билетах ЕГЭ по обществознанию произойдут несущественные изменения, которые коснуться формулировки и критериев оценивания заданий № 25, 28 и 29 с развернутым ответом.
Ввиду того, что за выполнение задания №25 теперь будет начисляться не 3, а 4 балла, увеличиться и минимальный первичный балл за всю работу. В 2019 году он составит 65 баллов
Структура КИМов по обществознанию
Дисциплина «обществознание» включает в себя 5 основных блоков:
- экономика;
- политика;
- право;
- философия (человек и общество);
- социология (социальные отношения).
Билет состоит из двух частей, в которых суммарно размещены 29 заданий:
Последнее 29-е задание ЕГЭ по обществознанию предоставляет выпускникам 2019 года выбор одной из пяти предложенных тем для написания эссе. В задании темы представлены короткими высказываниями. Хотя предполагается, что каждое из высказываний относится к одному из блоков обществознания, экзаменуемые имеют право раскрывать его в контексте любой тематики, а также охватывать в своем мини-сочинении несколько направлений, приводя весомые аргументы в защиту своей позиции.
Выполнить все задания экзаменуемые должны за 235 мин. Использование дополнительных материалов и оборудования запрещено.
Структура КИМов реализует многоуровневый подход к оцениванию знаний. Распределение заданий по трем уровням осуществляется следующим образом:
- 1-4 минуты – на задания 1-3 и 10;
- 2-8 минут – на задания 4-9 и 11-28;
- 29-45 минут на задание №29 (эссе).
Оценивание работы
За правильное выполнение всех 29 заданий на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году выпускник может набрать 65 первичных балов, что будет соответствовать максимальному 100-бальному результату.
Ответы 1-го блока, которые экзаменуемые вписывают в специальный бланк, будут оцифрованы и проверены с помощью специальных технических средств, поэтому очень важно соблюдать все нормы и требования по оформлению работы.
Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов. При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей.
Официально результат ЕГЭ не переводят в школьную 5-тибальную оценку. Но, желающие узнать, какому результату соответствует набранное количество тестовых баллов, могут воспользоваться таблицей соответствия:
Это значит, что для получения документа об окончании старшей школы на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году необходимо набрать минимум 42 тестовых балла.
Но, если ваша цель – вступление в ВУЗ, то необходимо стремиться к верхней границе, ведь для многих столичных университетов проходным является результат 95+. В менее престижные учебные заведения России можно попробовать поступить на бюджет, набрав хотя бы 62 тестовых балла по обществознанию.
Секреты подготовки
Опытные педагоги утверждают, что каждый из приведенных ранее 5 блоков, в равной степени важен для получения высокого результата, а это значит, что на этапе подготовки предстоит обработать большой объем информации.
Секрет успешной подготовки в таких базовых блоках, как:
- своевременность начала подготовки;
- выбор правильной литературы;
- эффективная стратегия с учетом пробелов, имеющихся в знаниях;
- регулярность занятий;
- практика и еще раз практика.
На этапе теоретической подготовки лучше всего работать с изданиями Боголюбова, Бордовского или Никитина, в которых достаточно хорошо изложен необходимый материал. Ответы на вопросы из курса «право» вы найдете в учебниках Боголюбова и Певцова, а информацию из курса «экономика» – в книгах Липсица или Киреева.
Важным этапом также является подготовка к написанию эссе, ведь мини-сочинение имеет большое значение для каждого, кто стремиться к высокому баллу. Тут важна тренировка. Помните, в работе должны быть выдержаны все основные структурные элементы:
- собственно, цитата;
- проблема, которую поднимает автор цитаты;
- раскрытие смысла данного высказывания;
- ваша собственная точка зрения по рассматриваемой проблеме;
- аргументация;
- примеры из истории, социальной практики либо литературы;
- выводы.
Работая над эссе, вы можете использовать готовые фразы-клише:
Также полезными будут советы из видео-уроков по подготовке к ЕГЭ 2019 года по обществознанию:
Занятно, но этот предмет последние годы уверенно лидирует в статистике предпочтений выпускников – сдавать его как второй на выбор стремится больше половины всех потенциальных абитуриентов (62% школьников). В ЕГЭ 2019 по обществознанию ожидается ряд небольших, можно даже сказать – косметических, изменений, которые, очевидно, вряд ли сдвинут дисциплину с этого пьедестала.
О них, а также о главных правилах и порядке сдачи госэкзамена по этому предмету, мы и поговорим сегодня. И, разумеется, попробуем дать несколько ценных рекомендаций по эффективной подготовке к обществознанию от опытных преподавателей – репетиторов ЕГЭ.
«Перемен требуют наши сердца…»
Итак, самое важное и новое: максимальный балл за этот столь популярный в большинстве вузов педагогического и социально-гуманитарного профиля экзамен, начиная с 2018 года, подскочил до 64. Что важно, так как никаких оснований полагать, что эту цифру еще как-то будут корректировать к 2019 году, нет.
Дело в том, что изменилась система оценивания двух последних заданий – 28-го и 29-го. За 28-й вопрос теперь максимум получить можно будет 4 балла, а за 29-й – 6. Причем в последнем еще и детализировали формулировку. С подробностями критериев оценивания, как всегда, можно ознакомиться на официальном сайте ФИПИ, также они непременно содержатся в учебниках ЕГЭ по обществознанию за 2018 год.
Что касается дат сдачи, в 2018 году в основном «заезде» она припала на 5 июня, и в целом все экзамены уложились (без учета резервных дней для особых случаев) в период с 29 мая по 19 июня. Так что, скорее всего, и в 2019 году стоит ждать чего-то аналогичного. Длительность экзамена – 3 часа 55 минут.
Конкретика заданий
Всего, как уже было отмечено, в бланках будет 29 вопросов, и поделены они на три смысловых блока. Первый отведен под тесты с краткими ответами – это 20 заданий, для успешного преодоления которых потребуется базовый уровень знаний по предметам, а также умение применять навыки систематизации и анализа материала, обобщения разрозненной информации, работы со схемами, диаграммами, текстами и таблицами.
Здесь стоит помнить, что среди всех приведенных ответов вовсе необязательно, что правильным будет только один – бывали случаи, когда их количество доходило до двух-трех из шести.
Вторая часть (8 вопросов) отведена под развернутые ответы – там уже идет конкретика общеобразовательного курса экономики, социальной философии, политологии, социологии, правоведения и социальной психологии. В ней надо продемонстрировать свое умение составлять план развернутого ответа, искать ключевые тезисы и авторское мнение в текстах, находить, анализировать и применять информацию, аргументировать собственное мнение.
И, наконец, третий блок – это эссе (вопрос №29), для которого на выбор дается пять тем. Каждая из них представляет собой краткую цитату кого-то из великих, иногда это может быть даже афоризм, которые непосредственно соприкасаются с одной из основных дисциплин курса обществоведения.
Вся программа охватывает соответствующий школьный курс с пятого по одиннадцатый класс. Но, важно помнить, что даже в тестовой части с краткими ответами задания далеко не однотипны. Часть их действительно представляет собой классический тест с выбором правильного из ряда предложенных. Другие же вращаются вокруг определения структурных элементов приведенных понятий по таблицам, либо же потребуют установить соответствие между двумя множествами информации. Есть и задания, посвященные определению явлений и терминов.
Чтобы успешно сдать Обществознание, вначале стоит попробовать ответить на готовые сборники заданий (разумеется, с приведенными решениями), чтобы определить, где слабина. Именно на результате анализа этой деятельности в дальнейшем и надо делать основной упор. Далее за все годы преподавания предмета стоит выписать и заучить главные понятия, термины и определения.
Учтите, курс реально перегружен информацией, придется записывать в свою память совершенно невозможное ее количество, поэтому, чем раньше вы приступите к подготовке, тем больше шансов, что успеете если не все, то хотя бы все основное. Практика показывает, что полугода, учитывая необходимость одновременной подготовки к остальным предметам, может здесь оказаться мало…
В процессе самого написания, рекомендации, ожидаемо, традиционны: первыми стоит обрабатывать те вопросы, в которых максимально уверены. Так как предмет очень скользкий, понятийный, нацеленный на правильное понимание очень обширного списка дисциплин, задания читать нужно не торопясь, вдумчиво, вникая в нюансы и не пропуская побочных ветвлений, трактовок и вопросов.
По развернутым заданиям надо научиться четко и грамотно формулировать свои мысли, причем они должны касаться конкретно поставленной задачи и не нести в себе никакой лишней информации. Что же касается эссе, в нем очень ценится, когда ученик приводит примеры персоналий из изученного курса, умеет обосновывать свое мнение аргументами, а также хорошо оперирует причинно-следственными связями.
Методические материалы, которые понадобятся в процессе подготовки, кроме актуальных билетов издания 2018 года, это – Конституция РФ, новая редакция Гражданского кодекса, а также различные пособия в схемах и таблицах (например, хороша в этом плане книга Лебедевой Р.Н.).
Что ж, хочется верить, что все изложенное непременно поможет приблизиться многим выпускникам 2019 года к своей мечте – сдать ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл из возможных. А пожелать в связи с этим им остается только успешного тайм-менеджмента, легких вопросов в билетах и, конечно же, удачи!
Видео
Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/
В 2019 году в ЕГЭ по обществознанию участвовали около 327 000 человек . Это почти половина от общего числа участников основного периода ЕГЭ-2019. Обществознание традиционно остаётся самым популярным предметом среди ЕГЭ по выбору.
Средний балл в 2019 году - 54,9 (в 2017 году - 55,7, в 2018 - 55,4 баллов).
151 выпускник получил в 2019 году 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию (в 2018 году - 196 человек).
7,7% участников экзамена в 2019 году получили более 81 балла. В 2018 году их было 7,4%, в 2017 - 4,4%.
19,6% выпускников в 2019 году не справились с экзаменом (в 2018 году - 16,7%). Отрицательная динамика по всем показателям, вероятно, связана с увеличением в 2019 году первичного балла с 21 до 22.
Lancman School второй год готовит выпускников к ЕГЭ дистанционно . В этом году список предметов расширился до 5: русский язык, математика, обществознание, физика и английский язык .
Изменений в КИМах ЕГЭ-2020 по обществознанию нет, но есть корректировки в заданиях № 28 и № 29.
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2020 года с сайта ФИПИ
Разбор типичных ошибок ЕГЭ по обществознанию 2019 года
1. Участники ЕГЭ в 2019 году намного хуже выполнили задание № 10 на анализ экономической информации, представленной в виде рисунка (графика спроса/предложения). С ним успешно справилось менее 50% выпускников.
2. Задание № 25 : были проблемы с раскрытием смысла понятия, использованием понятия в заданном контексте.
3. Вызвали трудности задания № 23 и № 26 . В задании № 28 были проблемы с составлением плана ответа по конкретной теме.
4. В задании № 29 выпускникам сложно было привлечь обществоведческие знания для объяснения своего мнения по определенной проблеме. Вызывает настороженность тот факт, что, выполняя задания высокого уровня сложности, предполагающие приведение примеров (задания № 23, 26 и 29 ), выпускники практически не привлекали межпредметные связи с другими учебными предметами.
5. Выпускники 2019 года испытали затруднения при выполнении:
- заданий базового уровня по темам «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»;
- заданий повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса», «Избирательные системы»;
- заданий высокого уровня по темам «Истина и её критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Конституционный строй», «Юридические лица».
6. Экзамен 2019 года показал очевидные проблемы в овладении знаниями правового блока. Например, многие не знают целей деятельности прокуратуры и полиции, считают, что правоохранительные органы принимают законы. Некоторые уверены, что трудовой договор по желанию сторон может быть заключен в устной форме. Большой процент не знает о возможных сроках заключения трудового договора и условиях испытания работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Примерно 30% не понимают предмет гражданского права и не различают уголовное и гражданское право
7. Есть сложности в понимании принципов организации государственной власти в РФ (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Экзамен 2019 года показал, что по-прежнему не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов РФ, многие затрудняются в установлении связей между той или иной государственной функцией с соответствующей ветвью власти или высшим органом власти, должностным лицом.
Если материал показался интересным – ставь лайк, делись с друзьями в соцсетях и подписывайся на обновления нашего блога. Кнопку подписки ты найдёшь сразу под постом. Мы пишем о ЕГЭ много (а главное, интересно).
Редактор колонки - ЕГЭ-блогер Мария Кучерова (mel.fm, newtonew.com).