Марина мнишек - биография, информация, личная жизнь. Красавица и самозванец
Юрий Николаевич Мнишек родился приблизительно в 1548 г. Он принадлежал к роду польских магнатов. Отличался склонностью к роскошному образу жизни, но собственные доходы его были невелики. Был воеводой Сандомира, Львова и Самбора. В ходе проверок воеводского управления неоднократно был уличен в растрате казенных средств, но ловко выкручивался из сложных ситуаций. Поддержал авантюру Лжедмитрия и вошел в состав его войска с титулом гетмана. В январе 1605 г. вернулся в Польшу. Вновь отправился в Россию весной 1606 г. в составе свиты дочери Марины. После свержения самозванца был отправлен в Ярославль под конвоем. Осенью 1608 г. был приглашен Лжедмитрием II в Тушинский лагерь, но Юрий предпочел вернуться на родину. Умер в 1613 г.
Когда Юрию Мнишеку стало ясно, что «царевич» готов жениться на его дочери, он заявил ему, что брак возможен только после перемены веры. Католичка не могла стать женой православного человека. К этому шагу Григорий, видимо, уже давно был готов, поскольку никаких твердых убеждений не имел. По указанию Юрия Мнишека он отправился в францисканский монастырь и там принял католичество. Но для русских сторонников этот его поступок сохранялся в тайне.
Папский нунций А. Рангони сразу же взял самозванца под свое покровительство и посоветовал ему попросить у Римского Папы денег для похода на Москву. Тот написал в Ватикан письмо и получил положительный ответ.
О принятии Григорием католичества стало известно и королю Сигизмунду III, который сам был ревностным католиком. Он сразу же согласился принять у себя «царевича». В начале 1604 г. Отрепьев вместе с Юрием Мнишеком и его родственником князем Адамом Вишневецким поехал в Краков. Сначала самозванец посетил нунция Рангони и по его просьбе согласился дать клятву верности римской церкви. Эта церемония состоялась 17 апреля в присутствии представителей католического духовенства. Лжедмитрий не только дал клятву на кресте, но и собственноручно сделал запись об этом. После этого католический священник его причастил и миропомазал.
Прием у короля состоялся 23 апреля. По воспоминаниям очевидцев, «Дмитрий Московский» произвел не самое лучшее впечатление на опытного политика Сигизмунда. Он был невысокого роста, коренастый, с круглым некрасивым лицом, мрачными, глубоко запавшими темно-голубыми глазами, жесткими рыжеватыми волосами. Ничего величественно и благородного в его внешности не было, поэтому на царского сына он совсем не был похож. Но королю выбирать не приходилось. Других претендентов на роль царевича не было.
Сигизмунд постарался быть милостивым и радушным. Он пообещал оказать «гонимому скитальцу» материальную помощь – ежегодное содержание в размере 40 000 злотых. Но заявил, что официально не имеет права ему помогать, поскольку подписал с Россией мирный договор. Однако он не будет препятствовать своим подданным войти в состав войска «Дмитрия», если тот захочет отвоевать «отчий престол» у узурпатора Б.Ф. Годунова.
Позиция короля была очень удобной. В случае успеха «царевича» можно было обрести в его лице верного союзника, в случае провала – никаких претензий к нему со стороны царя Бориса быть не могло.
Для самозванца аудиенция у короля имела важное значение. Хотя и негласно, он был признан царским сыном и получил средства для подготовки похода на Москву. К тому же у него появлялась возможность официально посвататься к Марине Мнишек. Наученная отцом, та заявила, что согласна стать невестой, но лишь после того, как «Дмитрий» вернет себе царский престол. После этого Юрий Мнишек составил брачный договор, состоявший из нескольких пунктов.
1. После воцарения жених должен был послать невесте 1 миллион злотых для уплаты долгов будущего тестя и подготовки поездки Марины в Москву.
2. Дополнительно невеста должна была получить дорогие подарки в виде золотых ювелирных украшений, ценных безделушек, тканей и посуды.
3. До свадьбы Марина должна быть венчана на Московское царство, чтобы иметь право на престол даже после смерти мужа. При этом она имела право сохранить католическую веру.
4. После свадьбы Марина должна была получить во владение Новгород и Псков со всеми землями и доходами. В этих городах она имела право строить костелы и открывать латинские школы.
5. Юрий Мнишек получал в собственность часть Смоленска и некоторые северские города.
6. Если жених не вернет себе престол, то Марина может считать себя свободной от всех обещаний и обязательств.
Договор свидетельствовал о том, что «Дмитрий» был интересен в качестве жениха для Марины и ее отца только при условии его воцарения на московском престоле. В противном случае они не собирались с ним родниться.
Интересно отметить, что Запись (договор), которую Лжедмитрий подписал 25 мая 1604 г., была составлена отнюдь не русским человеком, а поляком, стремящимся писать на русском языке.
Запись Лжедмитрия I
«Мы, Дмитрей Иванович, Божиею милостию, царевич великой Руси, Углетцкий, Дмитровский и иных, князь от колена предков своих, всех государств московских государь и дедич. (Титул царевича, употребленный в данном тексте, никогда не встречался в русских документах. К тому же настоящий царевич Дмитрий был только угличским удельным князем, Дмитровское княжество к этому времени уже не существовало)
Рассуждая о будущем состоянии жития нашего…, усмотрили есмя и улюбили себе, будучи в королевстве Полском, в дому честнем, великого роду… ясневельможную панну Марину с Великих Кончиц Мнишковну, воеводенку Сендомирскую, старостенку Львовскую, Самборскую, Меденицкого и проч., дочь ясновельможного пана Юрья Мнишка с Великих Кончиц, воеводы Сендомирского, Львовского, Самборского, Меденицкого и проч. старосты, жуп русских жупника». (Титул Марины и ее отца в данном тексте выглядит внушительнее, чем у «царевича») (СГГД. Ч. 2. М., 1819. С. 159.)
«Дмитрей Иванович, Божиею милостию, царевич великой России, Углицкий, Дмитровский, Городецкий и проч., и проч. князь от колена предков своих, всех государств, к Московской монархии принадлежащих, государь и дедич. Объявляем, кому о сем ведать надлежит, что мы ясневельможнейшему господину Юрью… в вечные времена дали мы ему и наследникам его Смоленское и Северское княжества в государстве нашем Московском». (СГГД. Ч. 2. С. 165.)
В данной грамоте больше всего вызывает недоумение титул царевича. Реальный Дмитрий не владел ни Дмитровом, как уже отмечалось, ни Городцом. Эти княжества существовали в XIII–XIV вв. К тому же формула «государь и дедич» вообще никогда не встречалась в русских документах. Все это говорит о том, что оба документа, относящиеся к браку Лжедмитрия и Марины Мнишек, составлялись кем-то из поляков.
Несомненно, что и самозванец понимал циничный характер подписанных им документов, в которых учитывались интересы только невесты и ее отца. Но он не стал спорить с ними. Ведь без помощи будущего тестя и его родственников он не мог организовать поход на Москву.
Вернувшись в Самбор, Юрий и Лжедмитрий начали вновь рассылать повсюду грамоты с призывом к воинским людям и казакам влиться в войско «царевича». Вскоре верными сподвижниками стали: князь Адам Вишневецкий, братья Марины, Николай и Станислав Мнишки, казачий атаман Корела.
Князь Адам Вишневецкий согласился помогать «царевичу» не только потому, что состоял в родстве с Мнишеками, но и потому, что был заинтересован в успехе авантюры. Его обширные земельные владения располагались у границ Русского государства, и из-за этого возникали частые конфликты с царским правительством. С помощью «Дмитрия» князь намеревался расширить свои земли.
Вскоре «царевичу» пришлось принять меры к тому, чтобы прежние знакомцы не опознали в нем Григория Отрепьева. Поэтому его спутников по поездке в Литву, монахов Варлаама и Мисаила, посадили в тюрьму. Своей неказистой внешности Лжедмитрий постарался придать более внушительный вид: носил высокие шапки, блестящие латы, обувь на высоких каблуках, коротко стриг волосы, тщательно брил бороду и усы. В монашеском облике он был и длинноволосым, и бородатым. В публичных местах старался появляться только верхом и в низко надвинутом головном уборе. Но в Речи Посполитой разоблачение ему не грозило, там никого не интересовало его истинное происхождение. Бедные шляхтичи и казаки были рады поддержать «царевича», чтобы под его знаменами вторгнуться в соседнее государство и заняться там грабежами мирного населения. Конечные цели похода на Москву их мало интересовали.
К концу лета 1604 г. самозванцу удалось сформировать двухтысячное войско. В его рядах были и конные, достаточно хорошо вооруженные и экипированные шляхтичи, и казаки с одними саблями, и пехота с огнестрельным оружием. Все они были достаточно опытными воинами, но при малочисленности могли рассчитывать лишь на внезапность нападения и личную отвагу. Сам Лжедмитрий постарался освоить азы стратегии и тактики боя, существовавшие в то время в Европе. Это также должно было дать ему преимущества во время сражений с большой царской армией.
В Смутные времена на вершину государственной власти нередко взбираются совершенно неожиданные персонажи, главными качествами которых являются решительность, смелость и авантюризм.
В разгар русской Смуты начала XVII века Россия на непродолжительное время оказалась во власти человека, споры о личности которого идут по сей день, и гордой польской красавицы, готовой на всё ради царской короны. И пусть их правление было недолгим, след в истории они оставили на века.
В конце XVI века, после смерти Ивана Грозного , Россия оказалась перед угрозой династического кризиса. На трон взошёл Фёдор Иоаннович , средний сын Грозного, не отличавшийся крепким здоровьем и не имевший наследников.
Кроме Фёдора Иоанновича, оставался только один претендент на престол из правящей династии — царевич Дмитрий , сын Ивана Грозного от Марии Нагой . Царевич вместе с матерью и окружением был отправлен в Углич, который был отдан ему во княжение.
Строго говоря, Дмитрий Иванович не мог претендовать на престол, так как был рождён от шестого или, по другой версии, седьмого брака Ивана Грозного, который не был признан церковью.
В мае 1591 года Дмитрий Углицкий погиб при невыясненных обстоятельствах — по одной версии, в результате несчастного случая, по другой, став жертвой убийц.
«Чудесно спасшийся» неизвестный
После гибели Дмитрия и смерти не оставившего наследников Фёдора Иоанновича новым русским царём был избран Борис Годунов , которому молва приписывала организацию убийства маленького царевича.
В то же время по стране ходили слухи о том, что царевич Дмитрий был спасён «верными людьми» и со временем вернётся, чтобы занять трон.
Подобные слухи особо активно распространяли противники Бориса Годунова, рассчитывавшие с их помощью добиться свержения царя.
В 1603 году на фоне трёхлетнего голода в России, повлёкшего гибель сотен тысяч людей и сильное недовольство Борисом Годуновым, в Польше появился человек, объявивший себя «чудесно спасшимся» русским царевичем Дмитрием.
Согласно материалам расследования, проведённого по приказу Годунова, «царевичем» был беглый монах Григорий Отрепьев , сын галичского дворянина Богдана Отрепьева . Григорий был близок к семейству бояр Романовых , служил дьяком в Чудовом монастыре, одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове . Всё это позволило собрать ему нужные сведения для того, чтобы сделать собственную легенду правдоподобной.
Несмотря на то, что версия, представленная комиссией, созданной по приказу Бориса Годунова, большинством исследователей признаётся наиболее убедительной, стопроцентной уверенности в том, что самозванцем был именно Григорий Отрепьев, нет. Поэтому человека, появившегося в Польше в 1603 году, чаще всего называют Лжедмитрием I.
Григорий Отрепьев. Фото: Public Domain
Роман по расчёту
Лжедмитрий, устроившись в городе Брагин на службу к князю Адаму Вишневецкому , через некоторое время «открылся» ему, заявив, что является наследником русского престола.
Адам Вишневецкий вместе с родственником Константином Вишневецким взялись опекать «царевича». Поляки вряд ли поверили в высокое происхождение Лжедмитрия, однако хотели его использовать для реализации собственных амбициозных планов, заключавшихся в завоевании части русских территорий.
В 1604 году Константин Вишневецкий повёз Лжедмитрия в Краков, чтобы представить его королю Речи Посполитой Сигизмунду ІІІ . По пути Вишневецкий заехал в Самбор к своему тестю, воеводе сандомирскому Юрию Мнишеку , представив ему Лжедмитрия. В Самборе Лжедмитрий познакомился с семейством Юрия Мнишека , в том числе и с его младшей дочерью Мариной Мнишек .
Юрий, он же Ежи Мнишек, был по натуре авантюристом. Его финансовые дела шли неважно, и в затее Вишневецких он увидел прекрасную возможность их поправить. Тем более, Лжедмитрий неожиданно стал оказывать знаки внимания его дочери Марине.
Исследователи сходятся в том, что никаких корыстных соображений у «царевича» в этом случае не было. Неказистый внешне «наследник русского престола» просто влюбился в гордую и высокомерную польскую красавицу.
Марина Мнишек, которой ко времени встречи с Лжедмитрием было около 16 лет, была авантюристкой под стать отцу. Она мечтала о славе, власти и богатстве. Робкий и некрасивый выходец из России не вызвал у неё ничего, кроме насмешки, однако отец нарисовал ей блистательную картину её превращения в русскую царицу.
Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Гравюра Г. Ф. Галактионова начало XIX века. Фото: Public Domain
Это изменило отношение Марины к воздыхателю, и она проявила к нему свою благосклонность.
Большие обещания
На частной аудиенции Сигизмунд III «приватно» признал Лжедмитрия наследником Ивана IV, назначил ежегодное содержание в 40 тысяч злотых и позволил вербовать добровольцев на польской территории. В ответ от Лжедмитрия были получены обещания после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костёлы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать Сигизмунда в его притязаниях на шведскую корону.
Лжедмитрий в Польше вообще был щедр на посулы и обещания. Для того чтобы добиться согласия на брак с Мариной, он тайно принял католичество, пообещал выплатить Юрию Мнишеку 1 млн злотых, не стеснять будущую жену в вопросах веры и отдать ей «вено» — Псков и Новгород, причём города эти должны были остаться за ней даже в случае её «неплодия», с правом раздавать эти земли своим служилым людям и строить там костёлы. Вдобавок самому Мнишеку была обещана также Чернигово-Северская земля без 6 городов, которые передавались Сигизмунду III, а Смоленская земля разделялась между королём и Мнишеком.
После этого состоялась помолвка Лжедмитрия и Марины Мнишек, а сама свадьба была отложена до момента занятия «царевичем» московского престола.
В этот момент в успех предприятия не верили многие даже в Польше. Коронный гетман Ян Замойский открыто называл Лжедмитрия самозванцем, полагая, что вся эта авантюра ничем хорошим не закончится.
Заочный брак царя
В августе 1604 года наёмное войско Лжедмитрия I, собранное Вишневецкими и Мнишеком, вступило в пределы Русского государства. Война шла с переменным успехом вплоть до смерти в апреле 1605 года Бориса Годунова. После этого сын Годунова Фёдор оказался не в состоянии удержать власть, армия и дворянство перешли на сторону Лжедмитрия. В начале июня 1605 года в Москве были убиты Фёдор Годунов и его мать, а также многие их сторонники, после чего 20 июня Лжедмитрий торжественно вступил в Москву.
30 июля 1605 года самозванец был венчан на царство, что является уникальным случаем в российской истории.
Добравшись до престола, Лжедмитрий, к неудовольствию Сигизмунда III, не спешил выполнять ранее данные обещания по передаче земель и превращению России в католическую страну.
Иное дело Марина — её он действительно хотел видеть своей царицей.
22 ноября 1605 года в Кракове состоялась пышная церемония заочного бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, на которой жениха представлял специальный посол Афанасий Власьев .
Заочное обручение Марины и Димитрия в Кракове в 1605 году. Фото: Commons.wikimedia.org / Shakko
Весной 1606 года Марина Мнишек вместе с отцом в сопровождении большой свиты отправилась в Россию. Её встречали торжественно, как подобает царице. 3 мая Марина въехала в Москву и встретилась с мужем.
10 дней царицы Марины
Наплыв поляков и надменное поведение Марины не понравились москвичам, однако Лжедмитрий не обращал на подобные мелочи внимания.
Предстояло венчание и коронация Марины. Но тут возникло затруднение — ревностной католичке, которой её духовные наставники в Польше поручили добиваться перехода России в «римскую веру», необходимо было пройти через православные обряды.
И тут Марина показала свой характер, ради короны наплевав на все догмы и принципы и венчавшись по русскому обряду.
Счастливая жизнь Марины Мнишек в качестве русской царицы продлилась десять дней. Недовольство и брожение в народе относительно польского засилья при дворе Лжедмитрия, а также надменной полячки в качестве царицы было умело использовано организаторами нового переворота, во главе которого встал Василий Шуйский .
В помощь заговорщикам было и затянувшееся празднование свадьбы, во время которого приезжие поляки вели себя, мягко говоря, вызывающе.
Русское милосердие для польской красотки
27 мая 1606 года против Лжедмитрия вспыхнул мятеж, участники которого объявили, что «царь не царь, а самозванец». Лжедмитрия такой поворот застал врасплох. Он бежал, бросив жену на произвол судьбы, крикнув ей только что-то вроде: «Дорогая, измена!».
На сей раз удача его покинула — спасаясь от преследования, он выпрыгнул из окна и повредил ногу, попав в руки мятежников. После недолгих издевательств его убили, а затем продолжили глумиться уже над трупом. В конечном итоге изувеченное тело сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону польской границы.
Если Лжедмитрию не повезло, то Марине невероятно посчастливилось. Её, которую тревога застигла в одном исподнем, поначалу попросту не узнали. Ей удалось укрыться в одной из палат, где от расправы спасло лишь мужество охранника, пожертвовавшего своей жизнью в схватке с погромщиками.
Затем на помощь подоспели русские бояре, которые при всей антипатии к Марине не желали её гибели. Свергнутую царицу отправили в дом к отцу, Юрию Мнишеку.
Пришедший к власти Василий Шуйский сослал Мнишеков в Ярославль, где они прожили до июля 1608 года.
В это время Василий Шуйский заключил договор с Сигизмундом III, одним из пунктов которого постановлялось, что Мнишеки возвращаются в Польшу, а Марина более не претендует на русский престол.
М. П. Клодт. «Марина Мнишек и её отец Ежи Мнишек под стражей в Ярославле». Фото: Public Domain
Вторая попытка
Но к тому моменту Москва уже была взята в осаду войском Лжедмитрия II . О личности этого самозванца известно ещё меньше, однако его лагерь в Тушине к 1608 году превратился в альтернативную русскую столицу.
В глазах своих сторонников Лжедмитрий II, разумеется, был вновь «чудесно спасшимся» царём Дмитрием Ивановичем, а значит, Марина Мнишек являлась его законной супругой. Чтобы подтвердить это, сторонники самозванца перехватили отправившихся на Родину Мнишеков и доставили их в Тушинский лагерь.
Марина прекрасно видела, что Лжедмитрий II — это не её муж, но за такие откровения её могли убить на месте. Но мало того, теперь от неё требовалось в полной мере исполнять супружеские обязанности. Несмотря на всё своё властолюбие, к такому она не была готова.
Однако Юрий Мнишек, у которого появился новый шанс получить некогда обещанное первым Лжедмитрием, начал уговаривать дочь, убеждать её в необходимости переступить через себя ради торжества католической веры в России…
«Прибытие Дмитрия Самозванца (Тушинского вора) после бегства из Тушина». Картина русского художника Дмитриева-Оренбургского, гравюра Рашевского. Фото: Public Domain
В конце концов Марина сдалась. Это было тяжёлым испытанием — если первый Лжедмитрий был человеком начитанным, имевшим представление о хороших манерах и к тому же пылко влюблённым в неё, то второй Лжедмитрий, человек грубый и недалёкий, рассматривал её исключительно как предмет обихода. Несмотря на это, Марина даже родила от него ребёнка, который был объявлен царевичем Иваном Дмитриевичем .
В декабре 1610 года Лжедмитрий II был убит в Калуге. Польский король Сигизмунд III предлагал Марине отказаться от притязаний на московский престол, взамен получив власть над одним из двух городов — Самбором или Гродно.
Мать «наследника престола»
Но Марина, немало пережившая в России, отказалась подчиниться, настроив против себя и поляков. Её козырем был сын, который в глазах многих являлся царевичем Иваном Дмитриевичем, законным наследником русского престола.
Её главной опорой стал атаман донских казаков Иван Заруцкий , ранее служивший Лжедмитрию II. Марину тянуло к этому сильному человеку, который стал, как принято сейчас говорить, её гражданским мужем. Есть версия, что Заруцкий был настоящим отцом Ивана Дмитриевича.
Марина и Заруцкий, закрепившись в Калуге, рассылали по России грамоты с призывом объединиться вокруг «царевича Ивана Дмитриевича». Затем в 1611 году они перебрались в Коломну.
Несмотря на то, что ряд городов присягнул Ивану Дмитриевичу, широкой поддержки Марина Мнишек и Заруцкий не получили. За маленьким «царевичем» закрепилось прозвище Ворёнок.
После того как ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина взяло Москву, мечты Марины Мнишек о русском престоле если не для себя, то хотя бы для сына, окончательно рассыпались.
Земский собор 1613 года избрал новым царём Михаила Фёдоровича Романова . Заруцкого, не признавшего это решение, объявили врагом государства и направили против него войска.
Проклятие обречённой
Атаман и Марина Мнишек стали терять поддержку сторонников. Они отступали на юг страны и к концу 1613 года достигли Астрахани. Друзей у них становилось всё меньше, а врагов всё больше. Весной 1614 года их осадили в Астраханском кремле.
«Бегство Марины с сыном». Художник Леон Ян Вычулковский. Фото: Public Domain
Последним убежищем Марины Мнишек с сыном и атамана Заруцкого в мае 1614 года стал Медвежий остров на реке Яик, где они были захвачены стрелецким головой Гордеем Пальчиковым и головой Севастьяном Онучиным .
В июле 1614 года все трое были доставлены в Москву. Новые власти стремились поскорее покончить с остатками Смуты, поэтому с пленниками не церемонились. Атамана Заруцкого после пыток посадили на кол. Отобранного у Марины сына, которому было всего три года, в декабре 1614 года повесили около Серпуховских ворот Москвы. По утверждению современников, петля не затянулась на шее мальчика, и он погиб от холода лишь несколько часов спустя.
О судьбе самой Марины Мнишек достоверных сведений нет. Известно, что польским послам в конце 1614 года было заявлено, что «Маринкин сын казнён, а Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла».
По легенде, Марина Мнишек содержалась в заточении в Круглой башне Коломенского кремля, которая впоследствии стала именоваться Маринкиной.
В России за этой женщиной закрепилась очень дурная слава. Говорили даже, что она умела обращаться в ворону и вылетала из своей темницы, когда ей этого хотелось.
Ещё одна легенда гласит, что перед смертью Марина прокляла весь род Романовых, предсказав, что их убийства будут продолжаться до тех пор, пока не будет уничтожен весь царский род. В подобное проклятие со стороны женщины, у которой Романовы отняли всё, в том числе маленького сына, вполне можно поверить.
С другой стороны, Марина Мнишек сама выбрала свою судьбу. Ввязавшись в борьбу за власть, она проиграла в ней. А к проигравшим в подобной схватке редко проявляют снисхождение.
Марина Юрьевна Мнишек оставила значимый след в истории России как первая женщина, которую короновали до Екатерины I. Она родилась в 1588 г. в Польше в прикарпатском городке Самборе. Ещё в раннем детстве её мать Ядвига Тарло умерла. Отец Марины Мнишек Ежи (Юрий) Мнишек был знатным польским шляхтичем и сандомирским воеводой.
Её биография содержится в «дневнике Марины Мнишек» – рукописи одного из приближённых к ней придворных поляков, имя которого так и не установлено.
Марина была четвёртой дочерью в семье. По отцовской линии род Мнишек был очень старинным и знатным, имел корни в Чехии и Моравии. Благодаря знатному происхождению, высокому положению отца, роскоши и богатству Самбора, рассказам о великих подвигах предков перед немецкими императорами, Марине с детства прививались такие черты характера как честолюбие и гордость. В своей семье она обучилась грамоте, изучала католическое богословие.
После смерти жены, отец Марины повторно женился, но стал терять своё влияние и богатство. Для поправления пошатнувшегося положения он выдал свою дочь Урсулу замуж за старого князя Константина Вишневецкого. Такая же участь (спасение отца из долговой ямы посредством замужества) ожидала и её сестру Марину. По воспоминаниям современников девушка была грациозной, настойчивой и загадочной с чёрными волосами и тонкими очертаниями лица.
Лжедмитрий I и хитрый план отца Марины Мнишек
После того как в 1604 г. появились слухи о чудесном спасении русского царевича Дмитрия среди шляхтичей Речи Посполитой, отец Марины был окрылён. Он придумал гениальный, беспроигрышный, но при этом простой план: выдать Марину замуж за Лжедмитрия, чтобы она стала царицей Московского княжества (одного из богатейших государств того времени). Отец знал про истинное происхождение Лжедмитрия I от Адама Вишневецкого, которому Лжедмитрий в своё время открылся. Отец приглашает к себе в дом Дмитрия. Тот влюбляется в 16-летнюю Марину с первого взгляда и сразу же предлагает жениться на ней. Но отец предусмотрительно требует гарантий, для чего в Самборе 25 мая 1604 г. заключает договор с Дмитрием, согласно которому клятвенно обещал:
- жениться на Марине сразу после воцарения;
- одарить её драгоценностями;
- передать ей в полное владение Псков и Новгород;
- Марина могла беспрепятственно исповедовать католическое христианство;
- в случае провала авантюры Лжедмитрия, Марина могла повторно выйти замуж за другого;
- отцу Марины для покрытия долгов и снаряжения дочки в Москву переслать миллион злотых (а 12 июня также передать отцу Марины во владение Северское и Смоленское княжества).
Среди историков существует предположение, что Дмитрий открыл будущей жене своё настоящее имя. Но эта правда её не страшила, т.к. она преследовала свои меркантильные и честолюбивые интересы.
Другая часть историков утверждают, что любовь была взаимной, т.к. в русских летописях есть свидетельства о том, что Дмитрий был храбр, остроумен, красив, силён и что Марина была в него влюблена.
Несомненно, отец Ежи Мнишек сыграл огромную роль в организации так называемой экспедиции «царевича Димитрия».
В ноябре 1605 г., несмотря на отсутствие жениха, Марина Мнишек была обручена с дьяком Власьевым, который изображал лицо супруга (так называемое обручение «через представителя). Она получила богатые дары, и собралась отправляться в Москву. Отъезд неоднократно откладывался. 3 мая 1606 г. в сопровождении отца и богатой свиты она прибыла в Москву.
Спустя 5 дней произошла коронация и венчание, которые сопровождались провокационными поступками для русских людей со стороны польских авантюристов:
- был нарушен обычай не заключать браки перед пятницей – постным днём;
- над Мариной была вознесена шапка Мономаха, которая предназначалась лишь для царей, а не для цариц;
- Марина без разрешения Папы Римского не могла венчаться по православному обряду, но политические обстоятельства были для неё важнее;
- на свадьбе молодожёны демонстративно использовали вилки, что было шоком для русских бояр, которые пользовались лишь ложками.
Целую неделю первая в России царица правила в Москве. Но после скорой кончины мужа её ожидает тяжёлая, полная лишений новая жизнь.
Лжедмитрия Первого возмущённые подданные низвергли. После этого инцидента Марина Мнишек желала остаться в России и отказалась возвращаться на свою родину в Польшу. Тогда же появился и второй её муж, который также выдавал себя за чудом спасённого Дмитрия. Марина Мнишек была честолюбива и всеми способами стремилась удержать свою власть в России. От Лжедмитрия она зачала сына, которого назвала Иваном. Его в народе ещё во время беременности прозвали «воренком» (Иван Воренок – в честь отца «вора», а вором тогда называли также всех бунтовщиков и злоумышленников). Но это лишь одна из версий, т.к. доподлинно неизвестно кто был его отец. Сама Марина объявила его отпрыском истинного наследника российского престола.
Под покровительством донских казаков
После убийства Лжедмитрия Второго начался хаос. Народ был агрессивно настроен ко всем иностранцам. Беременная Марина призывала народ отомстить за убитого мужа, но народ был глух. На её просьбу отозвались только донские казаки под предводительством , который к тому же испытывал к ней симпатию. Казаки под его командованием напали на калужских татар и всех убили. Спустя несколько дней после этих событий Марина родила сына Ивана и призвала всех горожан присягнуть ему на верность как легальному наследнику российского престола. Но народ считал её колдуньей и врагом. И даже армия Яна Сапеги, прибывшая сюда по просьбе Марины Мнишек, не смогла её спасти.
Польская подданная Марина оказалась под защитой казаков Ивана Заруцкого. В казачьей вольнице рос и воспитывался её трёхлетний сын. Но кроме этих казаков никто не желал признавать в мальчике царя.
После освобождения от польских оккупантов Москвы в 1612 г. и венчания на царство Михаила Романова в 1613 г. приближённый к атаману Ивану Заруцкому князь Дмитрий Трубецкой получил во владение богатейшую область Вагу, бывшую во владении у Шуйских и Годуновых.
Но внутренняя смута не была ликвидирована. Часть разбойничьих отрядов со всей России приближалось к Лебядни – ставке Ивана Заруцкого. Кроме того, его поддерживал черкасский народ.
Царь Михаил направил на подавление мятежа князя Одоевского Ивана Никитича. К концу апреля 1613 г. была собрана новая армия из рекрутов ближайших к Москве городов. Одоевский с этой армией направился к ставке Ивана Заруцкого – к Лебедяни. Но тот с казаками и черкассами ушёл в сторону Воронежа. Одоевский развернулся и нагнал противника в конце мая под Воронежом, где на протяжении двух суток сражался с мятежниками. В результате войско мятежников было разбито, а сам Заруцкий был вынужден сбежать за Дон. Царский воевода Одоевский решил, что на этом с бунтовщиками закончено и остановился в Туле. Но через время Заруцкий направился в Астрахань, где нашёл множество единомышленников. Там же он основал свою новую ставку.
Казак Заруцкий был уверен, что ему удастся заручиться поддержкой персидского шаха Аббаса, волжских казаков, бродячих разбойников Московской области, ногаев, юртовских татар и пойти с этими объединёнными силами вверх по течению Волги, подчиняя себе всё новые города. По причине обнищания государства ему удалось захватить приволжские области, которые служили источником рыбных промыслов, а также Астрахань.
Иван Заруцкий перебил всех сопротивляющихся дворян и бояр Астрахани. С помощью татар он перехватывал посыльных и убеждал, что якобы вся Россия уже давно присягнула на верность не Михаилу, а самозванцу. Так ему удалось заручиться влиятельными союзниками.
Также он послал своего подданного Тимофея Чулкова пройтись с грамотой, на которой все жители Астрахани должны были «приложить руку», но не читать содержания грамоты. Кто отказывался – подвергался пыткам. Большинство не задавало лишних вопросов. Но многочисленные кровопролития и казни заставляли Марину Мнишек (которая всё это время была с атаманом Заруцким) опасаться неожиданного восстания горожан. Она просила не звонить на заутреню, т.к. это якобы может разбудить сына. Реальная же причина была в боязни «приходу». Атаман Заруцкий мечтал заручиться поддержкой Персии, для чего передавал ей Астрахань. Но большая часть казаков была не согласна с таким решением.
Подавление мятежа
В это же время к концу зимы царь Михаил предпринимал активные меры по подавлению многочисленных мелких мятежных групп в России. Он поручил князьям Одоевскому и Головину очистить Астрахань от мятежников. Одновременно с этим царь послал авантюристу Заруцкому письмо с полным помилованием в случае прекращения военных действий. Но тот отказался.
В качестве превентивной меры против расправы над безоружными жителями, астраханцы сами подняли бунт изнутри. И при этом на Астрахань шла царская армия. Узнав об этом от мятежных казаков, отпали юртовские татары и часть казаков (ставших перебежчиками). При этом против них выступил из Терка отряд Хохлова, разбивавший оставшиеся части мятежного войска.
Марина Мнишек вместе с Иваном Заруцким и малолетним сыном была вынуждена бежать и скрываться в обычных камышах. Узнав про это, местные рыбаки тут же сообщили про них властям.
После осады мятежных казаков стрельцами, сами казаки связали своего атамана, Марину и её сына и передали их стрельцам. При этом присягнули на верность Михаилу Романовичу и были помилованы. Стрельцами были взяты в плен также и дети ногайского князя Иштерека и мурзу Джан-Арслана.
Для предотвращения потенциального бунта и попыток их освобождения, 13 июля Одоевский отослал Ивана Заруцкого, Марину Мнишек и её сына в Казань. С ними были посланы большие войска сопровождения.
В кандалах и под конвоем Марина Мнишек была доставлена в Москву, где она так мечтала властвовать. Там, за Серпуховскими воротами Москвы, стрельцы осуществили расправу над Иваном Заруцким, которого посадили на кол.
Казнь четырёхлетнего сына Ивана
В то время в столице уже был избран на царский трон Михаил Романов. Стрельцы посчитали, что четырёхлетний ребёнок может стать причиной новой смуты, т.к. он был отпрыском официально коронованной и всенародно признанной Марины. Поэтому от него было необходимо избавиться. Его ожидала страшная и жестокая публичная казнь. Забрав четырёхлетнего сына из рук спящей Марины Мнишек, его публично повесили.
Что стало с самой Мариной Мнишек, её дальнейшая судьба доподлинно неизвестна. Согласно польским источникам, она была также казнена. Согласно российским – скончалась в тюрьме от перенесённого горя.
После этого неурядицы стали незначительными и эпизодическими.
Казнь четырёхлетнего ребёнка не имела смысла и не привела ни к каким историческим результатам кроме одного: больше никакой «Иван Дмитриевич» не претендовал бы на российский престол.
Самое противоречивое и парадоксальное в казни этого ребёнка в том, что царских «бастардов», как правило, не казнили лишь за факт их рождения. Обычно их ссылали в монастыри, или подстраивались «несчастные случаи». Публичная казнь в этом случае – непомерная мера, которая до сих пор вызывает яркие эмоции у исследователей.
Остаются неразрешёнными многие вопросы:
- С какой формулировкой были осуждены на казнь приговорённые? По какому приговору?
- Кто был в составе судей?
- Какое могли предъявить обвинение 3-х летнему ребёнку (кроме потенциальной возможности в далёком будущем стать причиной новой смуты)?
Легенды, предания, поверья
Сегодня эта история обрастает всё новыми и новыми легендами. Так, в коломенском кремле укоренилось поверье о призраке Марины Мнишек: якобы её не обретшая покоя душа навечно осталась в здании. Многие посетители говорили о мрачности кремлёвских коридоров, в которых они якобы чувствовали невидимый, пристальный и пронизывающий взгляд кого-то.
Но это поверье родило ещё одно предание, согласно которому для обретения взаимной любви (особенно касается тех, кто страдает от безответности в отношениях) надо попросить у призрака Марины Мнишек помощи и удачи в любви.
Есть ещё одна легенда о способности Марины Мнишек превращаться в птицу. По легенде она вылетала из Коломенской башни в окно, когда ей вздумается, а страже строго-настрого запрещалось даже просто смотреть в глаза заключённой. Это объяснялось тем, что посмотрев на неё можно моментально влюбиться и просто сгореть от пылкой страсти.
До нашего времени в Коломенском кремле сохранилась круглая башня, которую до сих пор называют Маринкиной (в честь Мнишек). Также известен на весь мир её портрет из Вишневецкого замка, который называется «1604».
Про эти события повествует одна из известнейшей отечественных пьес «Борис Годунов», которая впервые ставилась в 1870 году в Мариинском театре. Затем многократно экранизировалась. В частности, в 1987 г. Марину Мнишек сыграла Ирина Малышева, а в 2011 г. – Агния Дитковските.
Проклятие династии Романовых Мариной Мнишек
Есть мнение, что сами бояре нашли в убийстве маленького сына Марины Мнишек Ивана определённый символизм: с гибели ребёнка началась смута, с гибели невинного ребёнка она должна завершиться.
Однако символично, что и само падение династии Романовых в 20 веке, спустя 3 века после этих событий также произойдёт посредством убийства невинных маленьких детей!
Это связано с народным преданием о существовании проклятия, которое Марина Мнишек наслала на всю династию Романовых. По легенде, Марина предсказала, что все Романовы будут умирать не своей смертью и, в конце концов, власть династии будет свергнута. Можно верить в то, что Марина Мнишек прокляла род Романовых, или нет. Но история и факты эту легенду только подтверждают.
Юрий Мнишек
Юрий Николаевич Мнишек родился приблизительно в 1548 г. Он принадлежал к роду польских магнатов. Отличался склонностью к роскошному образу жизни, но собственные доходы его были невелики. Был воеводой Сандомира, Львова и Самбора. В ходе проверок воеводского управления неоднократно был уличен в растрате казенных средств, но ловко выкручивался из сложных ситуаций. Поддержал авантюру Лжедмитрия и вошел в состав его войска с титулом гетмана. В январе 1605 г. вернулся в Польшу. Вновь отправился в Россию весной 1606 г. в составе свиты дочери Марины. После свержения самозванца был отправлен в Ярославль под конвоем. Осенью 1608 г. был приглашен Лжедмитрием II в Тушинский лагерь, но Юрий предпочел вернуться на родину. Умер в 1613 г.
Когда Юрию Мнишеку стало ясно, что «царевич» готов жениться на его дочери, он заявил ему, что брак возможен только после перемены веры. Католичка не могла стать женой православного человека. К этому шагу Григорий, видимо, уже давно был готов, поскольку никаких твердых убеждений не имел. По указанию Юрия Мнишека он отправился в францисканский монастырь и там принял католичество. Но для русских сторонников этот его поступок сохранялся в тайне.
Папский нунций А. Рангони сразу же взял самозванца под свое покровительство и посоветовал ему попросить у Римского Папы денег для похода на Москву. Тот написал в Ватикан письмо и получил положительный ответ.
О принятии Григорием католичества стало известно и королю Сигизмунду III, который сам был ревностным католиком. Он сразу же согласился принять у себя «царевича». В начале 1604 г. Отрепьев вместе с Юрием Мнишеком и его родственником князем Адамом Вишневецким поехал в Краков. Сначала самозванец посетил нунция Рангони и по его просьбе согласился дать клятву верности римской церкви. Эта церемония состоялась 17 апреля в присутствии представителей католического духовенства. Лжедмитрий не только дал клятву на кресте, но и собственноручно сделал запись об этом. После этого католический священник его причастил и миропомазал.
Прием у короля состоялся 23 апреля. По воспоминаниям очевидцев, «Дмитрий Московский» произвел не самое лучшее впечатление на опытного политика Сигизмунда. Он был невысокого роста, коренастый, с круглым некрасивым лицом, мрачными, глубоко запавшими темно-голубыми глазами, жесткими рыжеватыми волосами. Ничего величественно и благородного в его внешности не было, поэтому на царского сына он совсем не был похож. Но королю выбирать не приходилось. Других претендентов на роль царевича не было.
Сигизмунд постарался быть милостивым и радушным. Он пообещал оказать «гонимому скитальцу» материальную помощь - ежегодное содержание в размере 40 000 злотых. Но заявил, что официально не имеет права ему помогать, поскольку подписал с Россией мирный договор. Однако он не будет препятствовать своим подданным войти в состав войска «Дмитрия», если тот захочет отвоевать «отчий престол» у узурпатора Б. Ф. Годунова.
Позиция короля была очень удобной. В случае успеха «царевича» можно было обрести в его лице верного союзника, в случае провала - никаких претензий к нему со стороны царя Бориса быть не могло.
Для самозванца аудиенция у короля имела важное значение. Хотя и негласно, он был признан царским сыном и получил средства для подготовки похода на Москву. К тому же у него появлялась возможность официально посвататься к Марине Мнишек. Наученная отцом, та заявила, что согласна стать невестой, но лишь после того, как «Дмитрий» вернет себе царский престол. После этого Юрий Мнишек составил брачный договор, состоявший из нескольких пунктов.
1. После воцарения жених должен был послать невесте 1 миллион злотых для уплаты долгов будущего тестя и подготовки поездки Марины в Москву.
2. Дополнительно невеста должна была получить дорогие подарки в виде золотых ювелирных украшений, ценных безделушек, тканей и посуды.
3. До свадьбы Марина должна быть венчана на Московское царство, чтобы иметь право на престол даже после смерти мужа. При этом она имела право сохранить католическую веру.
4. После свадьбы Марина должна была получить во владение Новгород и Псков со всеми землями и доходами. В этих городах она имела право строить костелы и открывать латинские школы.
5. Юрий Мнишек получал в собственность часть Смоленска и некоторые северские города.
6. Если жених не вернет себе престол, то Марина может считать себя свободной от всех обещаний и обязательств.
Договор свидетельствовал о том, что «Дмитрий» был интересен в качестве жениха для Марины и ее отца только при условии его воцарения на московском престоле. В противном случае они не собирались с ним родниться.
Интересно отметить, что Запись (договор), которую Лжедмитрий подписал 25 мая 1604 г., была составлена отнюдь не русским человеком, а поляком, стремящимся писать на русском языке.
Запись Лжедмитрия I
«Мы, Дмитрей Иванович, Божиею милостию, царевич великой Руси, Углетцкий, Дмитровский и иных, князь от колена предков своих, всех государств московских государь и дедич. (Титул царевича, употребленный в данном тексте, никогда не встречался в русских документах. К тому же настоящий царевич Дмитрий был только угличским удельным князем, Дмитровское княжество к этому времени уже не существовало. - Л. М. )
Рассуждая о будущем состоянии жития нашего…, усмотрили есмя и улюбили себе, будучи в королевстве Полском, в дому честнем, великого роду… ясневельможную панну Марину с Великих Кончиц Мнишковну, воеводенку Сендомирскую, старостенку Львовскую, Самборскую, Меденицкого и проч., дочь ясновельможного пана Юрья Мнишка с Великих Кончиц, воеводы Сендомирского, Львовского, Самборского, Меденицкого и проч. старосты, жуп русских жупника». (Титул Марины и ее отца в данном тексте выглядит внушительнее, чем у «царевича». - Л. М. ) (СГГД. Ч. 2. М., 1819. С. 159.)
«Дмитрей Иванович, Божиею милостию, царевич великой России, Углицкий, Дмитровский, Городецкий и проч., и проч. князь от колена предков своих, всех государств, к Московской монархии принадлежащих, государь и дедич. Объявляем, кому о сем ведать надлежит, что мы ясневельможнейшему господину Юрью… в вечные времена дали мы ему и наследникам его Смоленское и Северское княжества в государстве нашем Московском». (СГГД. Ч. 2. С. 165.)
В данной грамоте больше всего вызывает недоумение титул царевича. Реальный Дмитрий не владел ни Дмитровом, как уже отмечалось, ни Городцом. Эти княжества существовали в XIII–XIV вв. К тому же формула «государь и дедич» вообще никогда не встречалась в русских документах. Все это говорит о том, что оба документа, относящиеся к браку Лжедмитрия и Марины Мнишек, составлялись кем-то из поляков.
Несомненно, что и самозванец понимал циничный характер подписанных им документов, в которых учитывались интересы только невесты и ее отца. Но он не стал спорить с ними. Ведь без помощи будущего тестя и его родственников он не мог организовать поход на Москву.
Вернувшись в Самбор, Юрий и Лжедмитрий начали вновь рассылать повсюду грамоты с призывом к воинским людям и казакам влиться в войско «царевича». Вскоре верными сподвижниками стали: князь Адам Вишневецкий, братья Марины, Николай и Станислав Мнишки, казачий атаман Корела.
Князь Адам Вишневецкий согласился помогать «царевичу» не только потому, что состоял в родстве с Мнишеками, но и потому, что был заинтересован в успехе авантюры. Его обширные земельные владения располагались у границ Русского государства, и из-за этого возникали частые конфликты с царским правительством. С помощью «Дмитрия» князь намеревался расширить свои земли.
Вскоре «царевичу» пришлось принять меры к тому, чтобы прежние знакомцы не опознали в нем Григория Отрепьева. Поэтому его спутников по поездке в Литву, монахов Варлаама и Мисаила, посадили в тюрьму. Своей неказистой внешности Лжедмитрий постарался придать более внушительный вид: носил высокие шапки, блестящие латы, обувь на высоких каблуках, коротко стриг волосы, тщательно брил бороду и усы. В монашеском облике он был и длинноволосым, и бородатым. В публичных местах старался появляться только верхом и в низко надвинутом головном уборе. Но в Речи Посполитой разоблачение ему не грозило, там никого не интересовало его истинное происхождение. Бедные шляхтичи и казаки были рады поддержать «царевича», чтобы под его знаменами вторгнуться в соседнее государство и заняться там грабежами мирного населения. Конечные цели похода на Москву их мало интересовали.
К концу лета 1604 г. самозванцу удалось сформировать двухтысячное войско. В его рядах были и конные, достаточно хорошо вооруженные и экипированные шляхтичи, и казаки с одними саблями, и пехота с огнестрельным оружием. Все они были достаточно опытными воинами, но при малочисленности могли рассчитывать лишь на внезапность нападения и личную отвагу. Сам Лжедмитрий постарался освоить азы стратегии и тактики боя, существовавшие в то время в Европе. Это также должно было дать ему преимущества во время сражений с большой царской армией.
Источники и литература
СГГД. Т. 2. Указ. изд.; Разрядная книга 1475–1605 гг.; РИБ. Т. 13; Устрялов И. Сказание современников о Дмитрии Самозванце. Ч. 1. СПб., 1868; Костомаров И. И. Смутное время в Московском государстве. Ч. 3. СПб., 1883; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 1937; Пирлинг П. Дмитрий Самозванец. М., 1912; Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1987; Морозова Л. Е. Первый самозванец на Руси // Смута: ее герои, участники, жертвы. М., 2004.
Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автораГлава 25 Марина Мнишек Женщина, в начале XVII века игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи
Из книги Смутное время автора Валишевский КазимирIII. Роман Дмитрия. Марина Мнишек Уже окружив взятого под свое покровительство юношу такой внешней обстановкой, чтобы она соответствовала сану, на который он изъявлял притязания, в блестящем экипаже и в сопровождении многочисленной свиты, вероятно, в конце 1603 года (более
Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей МихайловичЮрий и Марина Мнишек Но Соловьев больше верил, что «царевич» не был родом из литовских областей, хотя, вполне вероятно, что часть жизни, позднюю, провел в Польше. По русским летописям же Григорий Отрепьев и самозванец были одним лицом. Якобы Отрепьев увидел при дворе
Из книги Василий Шуйский автора Козляков Вячеслав НиколаевичВстреча Марины Мнишек Что бы ни планировал сделать царь Дмитрий во время своего короткого царствования, - у него было главное дело, которое занимало русского самодержца больше всего остального: он стремился получить в жены Марину Мнишек, дочь сандомирского воеводы и
Из книги Герои и подлецы Смутного времени автора Манягин Вячеслав ГеннадьевичГлава 5 Марина Мнишек «УЖАС ЧТО ЗА ПОЛЬКА!» Семейство Мнишеков было притчей во языцех у поляков. Отец Ежи Мнишека приехал в Польшу из Чехии. Два его сына, Николай и Ежи-Юрий, служили при дворе короля Сигизмунда-Августа. Юрий был человек образованный (учился в
Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис СемёновичПроклятие Марины Мнишек Между тем предводитель волжских казаков Иван Заруцкий с Мариной Мнишек и ее сыном Иваном (от Лжедмитрия II), которому в начале 1613 года исполнилось два года, находились в Астрахани. Там мятежные казаки провозгласили маленького Ивана новым царем.Пока
автора Морозова Людмила ЕвгеньевнаЮрий Мнишек Юрий Николаевич Мнишек родился приблизительно в 1548 г. Он принадлежал к роду польских магнатов. Отличался склонностью к роскошному образу жизни, но собственные доходы его были невелики. Был воеводой Сандомира, Львова и Самбора. В ходе проверок воеводского
Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила ЕвгеньевнаМарина Мнишек Марина родилась приблизительно в 1588 г. в семье знатного польского вельможи Юрия Мнишека. Ее мать из рода Тарло умерла, когда девочка была в детском возрасте. Отец женился вновь и вскоре стал испытывать материальные затруднения. Поэтому сестра Марины Урсула
Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила ЕвгеньевнаПриезд Марины Мнишек Лжедмитрий II знал, что большинство польских военачальников не верят в его истинность. Но для простых воинов и для русских людей он хотел выглядеть настоящим государем. Помочь ему в этом могла Марина Мнишек, жена первого Лжедмитрия. Она должна была
Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил ЛукичIV. Марина Мнишек Подобно Софье Палеолог, Софье Витовтовне, Елене Глинской и некоторым другим историческим женщинам, вошедшим в наши очерки, Марина Мнишек, по своему происхождению, не принадлежит Русской земле в тесном значении этого слова. Однако, по своей жизни и
Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай ИвановичГлава 25 МАРИНА МНИШЕК Женщина, в начале XVII века игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи
Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.