Основные этапы волевого процесса в психологии. Протекание волевого процесса
Этапы волевого процесса
Выделяют простые и сложные волевые акты. В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие.
Выделяют 4 основных этапа сложного волевого акта˸
1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
2) обсуждение и борьба мотивов;
3) принятие решения;
4) исполнение решения.
Волевые качества личности ˸
1) инициативность;
2) самостоятельность, независимость;
3) решительность (в принятии решения);
4) настойчивость в исполнении решения;
5) самоконтроль, выдержка, самообладание;
6) последовательность и принципиальность.
Данные личностные качества во многом определяют поведение больного в процессе диагностики и лечения, помогают в борьбе с заболеванием наряду с медикаментозными средствами. Такие пациенты способны трезво оценивать обстоятельства, касающиеся состояния здоровья; умеют принимать осознанные решения, получив исчерпывающую информацию от медицинских работников; их эмоциональные проявления адекватны ситуации; они не сидят, сложа руки, а приняв решение – незамедлительно приступают к ᴇᴦο осуществлению, проявляя настойчивость при достижении цели; их действия последовательны и целенаправленны.
Сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Оно включает самосознание и сознание окружающего. Ясное сознание возможно при полной или относительной сохранности всех психических процессов, необходимым условием которого является правильное функционирование соответствующих нервных образований и проводящих путей.
Доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания, уровня бодрствования. При относительно низких уровнях бодрствования, например во сне, сознание в полном объёме своих функций не выявляется. Именно поэтому сон предлагается квалифицировать как измененное состояние сознания. В тоже самое время при очень сильном эмоциональном напряжении, когда уровень бодрствования достигает наиболее высоких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит ᴇᴦο своеобразное ʼʼсужениеʼʼ. Наконец, существует ʼʼясное сознаниеʼʼ, т.е. такое состояние, когда человек свободно реализует все функции сознания, и принятые им решения наиболее осознанны.
Критериями ненарушенного сознания считаются осознание человеком самого себя (собственной личности, самосознание), осознание пространства и времени, в котором в данный момент он существует.
Этапы волевого процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы волевого процесса" 2015, 2017-2018.
Волевые действия бывают простые и сложные . К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:
1. осознание цели и стремление достичь ее;
2. осознание ряда возможностей достижения цели;
3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4. борьба мотивов и выбор;
5. принятие одной из возможностей в качестве решения;
6. осуществление принятого решения;
7. преодоление внешних препятствий, трудностей, всевозможных помех, до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий.
Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно- психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество . Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:
– ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись, либо
– ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен сам принимать решения.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности. На личном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость выдержка и др. Их рассматривают как первичные или базовые качества личности. Такие качества и определяют поведение человека.
Волевое поведение в его развитой форме отличается тем, что всегда опирается на сознательно поставленную цель и не отклоняется от нее под влиянием случайно возникших обстоятельств. Волевого человека характеризует то, что он почти всегда достигает желаемого результата и отказывается от однажды намеченной цели лишь в том случае, если уже сделал все от него зависящее для того, чтобы ее достичь. У людей с развитой волей обычно высокая работоспособность и у них быстрее, чем у безвольных людей, вырабатываются общие и специальные способности, умения и навыки.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях:
– преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные (речь);
– обретение человеком контроля над своим поведением (движение тела);
– выработка волевых качеств личности.
Нарушение воли.
Нарушения воли – бывают различными, особенно часто они выражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга /лобных долей/.
1. Гипобулия – понижение волевой активности, вялость, отсутствие интереса к общению.
2. Гипербулия – чрезмерная активность больного человека, кажущееся повышение деятельности.
3. Абулия – болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо побуждений.
4. Ступор – состояние полной или частичной обездвиженности.
5. Парабулия – извращение волевой активности.
К патологии можно также отнести:
Негативизм – немотивированное стремление действовать на перекор другим.
Клептомания – навязчивое стремление к воровству ненужных, не имеющих ценности вещей.
Пиромания – навязчивое стремление к поджогам.
Мутизм – желание молчать, не отвечать на вопросы.
Пациенты с гипобулией и абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их необходимо активировать при выполнении самых элементарных действий (соблюдение гигиенических навыков, прием лекарств, сдача анализов и т.д. При выраженных психических нарушениях – внимательное и заботливое отношение медперсонала.
Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают внешние (не зависящие от человека, объективные препятствия. Внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия) и внутренние (зависят от самого человека, это не желание делать то, что нужно, наличие противодействующих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха и т.д.). Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей называются волевыми действиями. Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости. Волевые действия имеют следующие этапы: Первый этап - подготовительный - постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цель ставится для удовлетворения потребностей, для установления цели необходимо понять мотивы (побуждение), которые побудили человека действовать. Т.е. каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Мотивы бывают разного уровня - низшего (эгоистические побуждения и высшего (мотивы общественного порядка, чувства долга). Подготовительный этап волевого действия завершается принятием определенного решения. Второй этап - исполнительный - важнейший этап волевого действия - исполнение принятого решения. Исполнение может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок). Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие его самооценкой: человек оценивает избранные способы достижения цели, затраченные усилия и делает соответствующие выводы для будущего. Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления. К волевым качествам относятся: 1. целеустремленность - это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. 2. самостоятельность - подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Отрицательное качество воли - негативизм - когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, происходит необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей и внушаемость - когда человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относится к чужим советам. 3. решительность - это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском. 4. настойчивость - это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. Отрицательное качество воли отличное от настойчивости - упрямство. 5. выдержка (самообладание) - есть способность постоянно контролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. Противоположное отрицательное качество - импульсивность - склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков. 6. мужество и смелость - это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Причем мужество - более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия. Противоположное отрицательное качество - трусость - когда страх за себя, за свою жизнь руководит действиями человека. 7. дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Локус контроля -- личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок. При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации. Таким образом, воля - это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.
Стадии волевого процесса анализировались многими психологами. В их числе Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Р. Ассаджиоли. Схемы, которые предлагают данные исследователи, достаточно сильно похожи. Мы рассмотрим подробнее стадии волевого процесса, которые предложены С. Л. Рубинштейном в статье «Протекание волевого процесса» (хрестоматия).
Автор говорит о том, что волевое действие может реализоваться в более простых и в более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознаваемую цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; осуществление цели при этом достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только импульс дан.
Для сложного волевого акта существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составления плана его реализации. Т.е. возникает целая последовательность стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты или фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде. Более того, вес различных стадий может меняться в зависимости от условий протекания конкретного волевого акта. Иногда какая-то из фаз может сосредоточить на себе в основном весь волевой акт, а иногда часть фаз может полностью выпадать. Итак, считает автор, можно выделить четыре стадии:
. актуализация побуждения, постановка цели;
. обсуждение и борьба мотивов;
. решение;
. исполнение.
Основным содержанием первой фазы являются возникновение побуждения и осознание цели.
Внутренним содержанием второй фазы выступает борьба мотивов. Человек испытывает потребность в том, чтобы учесть последствия осуществления своего желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Задержка действия, к которой может привести борьба мотивов, также существенна для волевого акта, как и импульсация. Однако борьба мотивов, как считает автор, не является его центральной частью, его душой.
Далее, прежде чем действовать, человек принимает решение. Человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Принятие решения может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как отдельная фаза. Иногда оно как бы само собой наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Иногда решение принимается в силу осознанной необходимости. В этом случае само решение и следующее за ним исполнение сопровождается ярко выраженным чувством усилия. Но это не обязательно является признаком сильного волевого акта.
Принять решение - еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.
Итак, основными частями всякого волевого акта С. Л. Рубинштейн считает его начальную и завершающую стадии - ясное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. «Основа любого действия - целеустремленная, сознательная действенность», - пишет исследователь. Но это не означает умаления роли других фаз, которые, как уже было отмечено, в конкретных условиях деятельности могут также занимать лидирующее положение.
Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Волевой акт включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в сложном и специфическом синтезе; аффект, - пишет исследователь, - выступает в них под контролем интеллекта.
Таблица №5. Сравнительная характеристика импульсивной и произвольной активности
Одним из видов произвольной активности является волевая активность. Волевая активность не нужна там, где есть актуально переживаемая потребность, побуждающая к действию, и где действие имеет для человека положительный смысл. Необходимость воли возникает в тех случаях, когда:
1) действие, которое необходимо выполнить, не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;
2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддерживание необходимого побуждения к нему;
3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.
Приведу самый простой пример: если вы ставите перед собой цель пойти в кино. то здесь мы имеем дело с произвольным действием. Однако, когда вы решаете пойти в кино или готовиться к экзамену, и после некоторых усилий решаете все таки остаться дома и готовиться к экзамену, то это будет волевое действие. Волевая активность - это всегда избирательная активность, результат произведенного личностью выбора.
Итак, необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможении его), какой бы причиной это не вызывалось, но при условии. что действие должно быть осуществлено (или заторможено).
В.А.Иванников полагает, что формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия. Существует много приемов, которыми пользуется человек, желая изменить или внести дополнительный смысл действия. Например, смысл действия может меняться через предвидение и переживание последствий действия или отказ от его осуществления. Психолог П.В.Симонов приводит реальный случай из свой жизни, когда он должен был выполнить прыжок с-парашютом. Побороть свой страх перед прыжком ему помогло воспоминание о поведении своего товарища, который должен был прыгать перед ним. но испугался и вернулся на землю в самолете. Он вылезал из кабины на глазах у всех. Представив себя на месте товарища и испытав стыд за свой страх, П.В.Симонов совершил свой первый прыжок с парашютом.
Дополнительный смысл действия формируется, например. при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, то есть через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием. Например, ребенок убирает комнату, чтобы затем быть свободным и пойти играть в футбол. Дополнительный смысл может возникать, когда человек сам ставит в рамках заданного действия новую задачу. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки (монотонное и неинтересное занятие) испытуемый сам ставит задачу - проверить себя на выносливость и терпение.
Наконец, изменить смысл действия или ввести дополнительную мотивацию возможно с помощью воображения. Так, человек может воображать себя таким же сильным, смелым, как любимый реальный или литературный герой; когда он воображает, как бы герой оценил его действия или как бы он поступил на его месте, и поступает в соответствии с этим. Иногда сама ситуация становится в воображении фантастической: когда сорняки превращаются во врагов, а сам ребенок в героя, побеждающего их; когда один из марафонцев вообразил себя паровозом, преодолевающим длинный путь.
Таким образом, В. А. Иванников заключает, что волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. Когда человек намеренно или осознанно создает дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия.
Структура волевого процесса
Волевое действие имеет следующую структуру:
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение может вначале выступать в форме влечения - неосознанного побуждения, или желания, то есть более осознанного побуждения. В конкуренцию с этим желанием могут вступать другие мотивы. Поэтому в качестве стадии или фазы волевого процесса выделяют стадию борьбы мотивов.
2. Стадия борьбы мотивов. Эта борьба мотивов переживается иногда мучительно, болезненно, а иногда заключается в простом обсуждении мотивов, в подборе доводов - «за» и «против». В процессе этого субъекту необходимо учитывать последствия, которые может повлечь за собой реализация того или иного мотива. Здесь участвуют все познавательные процессы. В воображении человек может смоделировать возможные варианты, последствия, к которым может привести реализация или, наоборот, нереализация того или иного мотива. Человек может обращаться при этом к своей памяти, то есть актуализировать сходные ситуации, имевшие место в прошлом. Если в прошлом подобная ситуация завершилась благополучно, то субъект имеет тенденцию действовать сходным образом. Эмоции сигнализируют ему о том, насколько позитивна или негативна была для него эта ситуация. Мышление позволяет проанализировать возможные альтернативы и принять решение о действии. Таким образом, в волевой процесс включается интеллект. Он превращает волевой акт в действие, опосредствованное мыслью.
3. Стадия принятия решения , то есть избирается оределенная цель и способ ее достижения.
4. Исполнение - здесь решение переходит в действие. Эти звенья волевого акта - принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называется «волевое усилие». Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны. Волевое усилие переживается как состояние значительного напряжения. О результате волевого усилия удается затормозить действие одних и усилить действие других мотивов. Если мотивы представить в виде структуры, то воля - это процесс динамического переструктурирования мотивов.
Сама «техника» принятия решения может быть различной. Опытные и не очень импульсивные люди - осмысливают положение и подводят конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только это происходит, человек начинает действовать, как действовал раньше. Нерешительные люди, особенно тогда, когда положение сложно и решение затруднительно, осознавая это. намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанное решение,
Иногда, в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая его исполнение к определенному моменту, то есть пытаясь овладеть собственным поведением. Так, будучи не в силах сразу оторваться от интересной книги, чтобы выполнять менее интересную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют какой-то час.
Если человеку не удается принять решение, если борьба мотивов оказывается для него непосильной, то волевое действие может перейти в аффективное, то есть может наступить аффективная разрядка. Так, не в силах преодолеть в себе желание заняться более интересной деятельностью, студент может в состоянии аффекта бросить ненавистные книги, готовясь к экзамену.
Похожая информация.